Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 23.01.2014 № 8-ПП "О ПРОВЕДЕНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ, ПРИНЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ ПО ДОГОВОРАМ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И (ИЛИ) ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ": ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 23.01.2014 № 8-ПП "О ПРОВЕДЕНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ, ПРИНЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ ПО ДОГОВОРАМ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И (ИЛИ) ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ": ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL SUPPORT / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS / ПРИЕМНЫЕ СЕМЬИ / FOSTER FAMILIES / ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / ДОГОВОР БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / CONTRACT OF UNCOMPENSATED USE / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / CHILDREN WITH DISABILITIES / RESIDENTIAL APARTMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Несмеянова Ирина Алексеевна

На наш взгляд, принятие данного проекта обусловлено двумя причинами. Первая - это наметившаяся в последнее время тенденция к приоритету семейного воспитания. Вторая - незаинтересованность граждан в принятии на семейное воспитание «трудных» детей и, как следствие, передача категорий детей, оставшихся без попечения родителей, - детей-инвалидов и детей старшего возраста, на воспитание приемным родителям, которых принято считать профессиональными воспитателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Несмеянова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE RESOLUTION OF THE GOVERNMENT OF MOSCOW OF 23.01.2014 NO. 8-PP "ABOUT CARRYING OUT IN THE CITY OF MOSCOW OF A PILOT PROJECT ON PROPERTY SUPPORT OF THE FAMILIES WHICH ACCEPTED ON EDUCATION UNDER CONTRACTS ON A FOSTER HOME OF CHILDREN OF ADVANCED AGE AND (OR) DISABLED CHILDREN": PROBLEMS AND PERSPECTIVES

In our opinion, acceptance of this project is caused by two reasons. The first is the tendency to a priority of family education which was outlined recently. The second -disinterest of citizens in acceptance on family education of «difficult» children and, as a result, transmission of categories of children without parental support, - disabled children and children of advanced age, on education to adoptive parents whom it is considered to be professional tutors.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 23.01.2014 № 8-ПП "О ПРОВЕДЕНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ, ПРИНЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ ПО ДОГОВОРАМ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И (ИЛИ) ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ": ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»



ИННОВАЦИИ

НЕСМЕЯНОВА Ирина Алексеевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

УДК - 347 ББК - 67.404

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 23.01.2014 № 8-ПП «О ПРОВЕДЕНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ, ПРИНЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ ПО ДОГОВОРАМ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И (ИЛИ) ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. На наш взгляд, принятие данного проекта обусловлено двумя причинами. Первая — это наметившаяся в последнее время тенденция к приоритету семейного воспитания. Вторая - незаинтересованность граждан в принятии на семейное воспитание «трудных» детей и, как следствие, передача категорий детей, оставшихся без попечения родителей, - детей-инвалидов и детей старшего возраста, на воспитание приемным родителям, которых принято считать профессиональными воспитателями.

Ключевые слова: дети-сироты, социальная поддержка, защита прав детей, приемные семьи, жилые помещения, договор безвозмездного пользования, дети-инвалиды.

NESMEYANOVA Irina Alekseevna,

candidate of jurisprudence, associate professor «Civil law» FGOBOU WAUGH «Financial University under the Government of the Russian Federation», Moscow

IMPLEMENTATION OF THE RESOLUTION OF THE GOVERNMENT OF MOSCOW OF 23.01.2014 NO. 8-PP «ABOUT CARRYING OUT IN THE CITY OF MOSCOW OF A PILOT PROJECT ON PROPERTY SUPPORT

OF THE FAMILIES WHICH ACCEPTED ON EDUCATION UNDER CONTRACTS ON A FOSTER HOME OF CHILDREN OF ADVANCED AGE AND (OR) DISABLED CHILDREN»: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Summary. In our opinion, acceptance of this project is caused by two reasons. The first is the tendency to a priority of family education which was outlined recently. The second -disinterest of citizens in acceptance on family education of «difficult» children and, as a result, transmission of categories of children without parental support, - disabled children and children of advanced age, on education to adoptive parents whom it is considered to be professional tutors.

Keywords: orphans, social support, protection of children's rights, foster families, residential apartments, the contract of uncompensated use, children with disabilities.

В целях развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-инвалидов, а также повышения уровня социальной защищенности и материальной поддержки приемных семей, принявших на воспитание указанных детей, в Москве с 3 февраля 2014 г. стартовал пилотный проект, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 23.01.2014 № 8-ПП «О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов».

Данный проект установил дополнительный и совершенно новый вид поощрения семей, принявших на воспитание перечисленные в постановлении категории детей. Принимая во внимание, что в постановлении идет речь не о всех детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а лишь о самых сложных в уходе и воспитании — о детях старшего возраста и детях-инвалидах, — законодатель установил дополнительную меру поощрения приемных родителей — участников пилотного проекта, продолжительностью не менее 10 лет со дня заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением, а именно: при условии надлежащего и непрерывного исполнения ими обязанностей по воспитанию пяти и более детей, оставшихся без попечения родителей:

- гражданам, не являющимся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не являющимся собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, предоставляется жилое помещение по договору социального найма площадью, соответствующей норме предоставления площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей — родных и усыновленных (п. 41 Приложения к ППМ от 23.01.2014 № 8-ПП);

- гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, предоставляется жилое помещение в городе Москве в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей — родных и усыновленных (п. 42 Приложения к ППМ от 23.01.2014 № 8-ПП);

- гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору социального найма в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей — родных и усыновленных (п. 43 Приложения к ППМ от 23.01.2014 № 8-ПП);

- гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в городе Москве, предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору социального найма в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных) или предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору мены с учетом дополнительной площади в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей — родных и усыновленных (п. 44 Приложения к ППМ от 23.01.2014 № 8-ПП).

В период воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемным семьям, участвующим в пилотном проекте, Департаментом городского имущества города Москвы предоставляются по договору безвозмездного пользования сроком на пять лет (с дальнейшей пролонгацией на новый пятилетний срок) жилые помещения из жилищного фонда города Москвы. Жилые помещения предоставляются площадью от 10 до 18 кв. м площади жилого помещения на каждого гражданина (приемного родителя), принимающего участие в пилотном проекте, несовершеннолетних детей таких граждан (с учетом усыновленных детей, детей, принятых

под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте) и детей, принятых на воспитание в рамках участия в пилотном проекте.

Участниками пилотного проекта могут стать граждане Российской Федерации, состоящие в зарегистрированном браке между собой не менее трех лет, создавшие приемную семью, прошедшие психологическое тестирование и готовые принять на воспитание не менее пяти детей в рамках участия в пилотном проекте.

Дети, принятые на воспитание, — это дети старшего возраста (из которых не менее трех детей в возрасте старше 10 лет) и (или) дети-инвалиды, являющиеся жителями Москвы, состоящие на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, являющиеся воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы, давшие согласие воспитываться в приемной семье. В период участия в пилотном проекте численность детей, находящихся на воспитании в семье участников пилотного проекта, как правило, не может превышать восьми человек с учетом родных детей, усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте.

Основные особенности данного пилотного проекта состоят в:

- специальной процедуре для участия в пилотном проекте;

- особой категории принимаемых на воспитание детей;

- определенных требованиях, предъявляемых к приемной семье;

- предоставляемом для реализации пилотного проекта жилом помещении;

- предоставляемом участникам пилотного проекта продолжительностью не менее 10 лет жилом помещении.

Механизм предоставления жилых помещений состоит в заключении договоров безвозмездного пользования не напрямую городом с приемными семьями, а путем передачи Департаментом городского имущества города Москвы квартир для участвующих в проекте семей в хозяйственное ведение Государственному унитарно-

му предприятию города Москвы «Московская социальная гарантия», которое, в свою очередь, заключает с семьями договор безвозмездного пользования сроком на пять лет.

Рассматривая субъектный состав участников пилотного проекта, можем выделить несколько групп: приемные родители, их родные дети, дети, находящиеся у них под опекой/попечительством до начала участия в пилотном проекте, дети старшего возраста и (или) дети-инвалиды, принятые на воспитание в рамках пилотного проекта. Дети старшего возраста и (или) дети-инвалиды, принятые на воспитание в рамках пилотного проекта, должны являться жителями города Москвы. Приемные родители, их родные дети и дети, находящиеся у них под опекой/попечительством до начала участия в пилотном проекте, могут являться: 1) жителями Москвы, 2) жителями других субъектов РФ, 3) гражданами, не являющимися нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не являющимися собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения.

После предоставления жилого помещения участвующей в проекте приемной семье, состоящей из приемных родителей, их родных детей, детей, находящиеся у них под опекой/попечительством до начала участия в пилотном проекте, детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов, принятых на воспитание в рамках пилотного проекта, все они регистрируются в предоставленной семье по договору безвозмездного пользования сроком на пять лет квартире по месту жительства. Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное

жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Каковы правовые последствия данного порядка регистрационного учета? Последствия, на наш взгляд, необходимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, с точки зрения сохранения прав граждан на имеющиеся в момент участия в пилотном проекте жилые помещения и, во-вторых, с точки зрения предоставления жилых помещений после истечения десятилетнего срока участия в пилотном проекте.

Что касается лиц, указанных в п. 41 Приложения к ППМ от 23.01.2014 № 8-ПП (граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не являющимся собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, предоставляется), то они, не имея до участия в проекте и не приобретя в ходе проекта жилого помещения по договору социального найма, приобретают право на жилое помещение по договору социального найма площадью, соответствующей норме предоставления площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

Лица, указанные в п. 42 Приложения к ППМ от 23.01.2014 № 8-ПП (граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма), утрачивают имеющееся у них жилое помещение, так как зарегистрированы по месту жительства в предоставленном на время проекта жилом помещении по догово-

ру безвозмездного пользования. С учетом данного обстоятельства им должно предоставляться жилое помещение по аналогии с лицами, указанными в п. 41 Приложения к ППМ от 23.01.2014 № 8-ПП, то есть по норме предоставления площади жилого помещения в городе Москве, а не в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

Лица, указанные в п. 43 Приложения к ППМ от 23.01.2014 № 8-ПП (граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения), сохраняют право собственности на имеющееся до участия в проекте жилое помещение, и им предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору социального найма в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта. Если же гражданин являлся до участия в пилотном проекте членом семьи собственника, то есть, согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, проживающим совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супругом, ребенком или родителем данного собственника или другим родственником, вселенным собственником в качестве членов своей семьи, то на момент окончания десятилетнего срока участия в пилотном проекте под определение члена семьи собственника он не подпадает, поскольку не проживает с собственником, а зарегистрирован по месту жительства и проживает в предоставленном на срок участия в проекте жилом помещении.

Остается неурегулированным и вопрос о том, какова должна быть площадь жилого помещения, предоставляемая несовершеннолетним детям (родным и усыновленным) приемных родителей в случае, если они не являются собственниками, членами семьи собственника, нанимателями, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, - по норме предоставления или 10 кв. м площади жилого помещения.

Лица, указанные в п. 44 Приложения к ППМ от 23.01.2014 № 8-ПП (граждане, яв-

ляющиеся собственниками жилых помещений в городе Москве), сохраняют право на имеющееся жилое помещение, и им предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору социального найма в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных) или предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору мены с учетом дополнительной площади в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

Отдельно в каждом из перечисленных случаев должен решаться вопрос предоставления жилых помещений в городе Москве всем детям, как несовершеннолетним, так и достигшим совершеннолетия в период участия родителей/приемных родителей в пилотном проекте (если они не являются собственниками сохраняемых за ними жилых помещений), независимо от того, являлись ли они до начала проекта жителями Москвы или нет. Это будет актуально в отношении родных детей приемных родителей, особенно достигших совершеннолетия, детей, находившихся под попечительством до начала участия в пилотном проекте, а также детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов, принятых на воспитание в рамках пилотного проекта. Как конкретно этот вопрос будет решен после завершения участия приемных родителей в пилотном проекте сроком не менее 10 лет, законодателем в настоящее время не регулируется. Необходимо отметить, что, если бы регистрационный учет в отношении участников пилотного проекта осуществлялся по месту пребывания семьи в жилом помещении, предоставленном для нее на период проекта (по договору безвозмездного пользования на срок пяти лет), проблем с утратой права пользования детьми или приемными родителями жилыми помещениями,

занимаемыми по договору социального найма до участия в проекте (а также в случае досрочного прекращения участия в пилотном проекте), не возникало бы.

На наш взгляд, принятие данного проекта обусловлено двумя причинами. Первая — это наметившаяся в последнее время тенденция к приоритету семейного воспитания. Вторая — незаинтересованность граждан в принятии на семейное воспитание «трудных» детей и, как следствие, передача категорий детей, оставшихся без попечения родителей, — детей-инвалидов и детей старшего возраста, на воспитание приемным родителям, которых принято считать профессиональными воспитателями. Именно поэтому деятельность приемных семей отличается от других форм семейного устройства детей повышенным материальным стимулированием. Условия договора о приемной семье, предусмотренные в ст. 153.1, 153.2 СК РФ, аналогичны договору о возмездном оказании услуг, регулируемом ст. 779 ГК РФ, при этом в гражданском законодательстве подразумевается предоставление услуг надлежащего качества, а за ненадлежащее оказание услуг предусмотрена ответственность исполнителя. Существуют ли критерии оценки результатов воспитания детей в приемных семьях? Какова ответственность приемных родителей, если цели воспитания не достигнуты? И могут ли быть достигнуты цели, если помимо собственных детей родители воспитывают детей, находившихся у них под попечительством до начала участия в пилотном проекте, а также пять и более детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов, принятых на воспитание в рамках пилотного проекта? Проводится ли анализ успешности деятельности института приемной семьи, получившей развитие в Российской Федерации после принятия Семейного кодекса РФ? Эти вопросы до сих пор остаются без должного обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.