ОБМЕН ОПЫТОМ
© В.В. Колкутин, В.И.Акопов, А.В.Волков, 2007 УДК 343.982.325
В.В. Колкутин1, В.И.Акопов2, А.В.Волков3 ПОРЯДОК СБОРА ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ МАССОВОМ ПОЯВЛЕНИИ НЕОПОЗНАННЫХ ПОГИБШИХ
1111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз МО РФ;
2Ростовский государственный университет;
316 Главный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Северо-Кавказского ВО
При производстве судебно-медицинской экспертизы в условиях массовой гибели людей, наряду с другими сложными задачами [1-4], имеется важная медицинская и правовая проблема неотложной идентификационной информации. В случаях массовой гибели людей, одновременно с осмотром, описанием, сортировкой тел погибших и другими действиями включается программа информационного обеспечения. Все без исключения биологические объекты - тела, их части и фрагменты, подлежат обязательной регистрации с целью фиксации исходной информации. В последующем она используется либо для квалифицированного опознания, либо для идентификации в процессе судебно-медицинской экспертизы.
Регистрация исходной идентификационной информации является самостоятельным медико-криминалистическим действием в отношении трупов пригодных и условно-пригодных для визуального опознания. При этом она, как правило, предшествует судебно-медицинскому секционному исследованию трупа, но организационно с ним не связана. При исследовании неопознанных тел, а также трупов, непригодных для визуального опознания, их частей и фрагментов регистрация исходной идентификационной информации является составной частью медико-криминалистического идентификационного исследования.
Экспертные группы для производства регистрации формируют из специалистов, подготовленных в области идентификации личности, либо они работают под непосредственным руководством таких специалистов.
Работа по регистрации исходной идентификационной информации состоит следующих основных мероприятий:
1. Фотографирование и видеосъёмка общего вида трупа в одежде с сопутствующими предметами и сортировочной карточкой по правилам судебной фотографии.
2. Осмотр, описание, фотографирование, видеосъёмка опознавательных признаков одежды и сопутствующих предметов.
3. Составление альбома образцов ткани одежды и сопутствующих предметов.
4. Фотографирование и видеосъёмка обнажённого тела во весь рост, головы: анфас, правый и левый профили и фиксация особых примет.
5. Отображение антропометрических и стоматологических данных в специальных картах или таблицах.
6. Дактилоскопия трупов.
7. Изъятие материала на молекулярно-генетический анализ проводят под руководством и при непосредственном участии эксперта-генетика.
8. Изготовление фотографий;
9. Монтаж видеоматериала в режиме просмотра файлов по номерам регистрации трупов;
10. Формирование папки с исходной идентификационной информацией.
По завершении регистрации трупа, папки с исходной идентификационной информацией передаются в информационно-аналитическую группу, где они периодически пополняются фото- и видео материалами по мере их готовности.
Отснятый фото- и видео материал передают в подразделение технического обеспечения для обработки и хранения.
Образцы тканей трупа для молекулярно-генетического анализа хранят в соответствующих условиях в архиве экспертного учреждения до востребования или минования надобности.
По завершению регистрации исходной идентификационной информации пригодных для визуального опознания тел процесс регистрации, как самостоятельного действия, прекращают. В это время также проводят перераспределение сил и средств для максимально быстрого завершения судебно-медицинских исследований трупов, пригодных для визуального опознания, а также саму процедуру опознания и подготовку к выдаче тел для захоронения.
Сбор идентификационной информации в отношении погибших и без вести пропавших лиц осуществляется органами расследования согласно перечню, рассылаемому руководством ликвидации чрезвычайной ситуации по представлению ГСЭУ МО РФ, из следующих источников:
• из воинских частей от представителей, прибывающих для опознания и сопровождения трупов к месту захоронения, а также по письменным запросам и другим каналам связи;
• из военкоматов по месту призыва граждан на военную службу;
• из военно-медицинских и иных лечебных учреждений;
• от родственников при личном собеседовании или по письменным запросам.
Вся идентификационная информация, используемая для установления личности, должна быть оформлена в соответствии с действующими процессуальными нормами. Она должна содержать:
- паспортные и другие анкетные данные на разыскиваемого человека, его фотографии, видеоизображения;
- дактилоскопические карты (для их получения направляют запросы: на военнослужащих по призыву
- в военкоматы по месту призыва, на военнослужащих по контракту - в воинские части прохождения службы, а также в ГИЦ МВД РФ);
- образцы крови родственников для молекулярно-генетических исследований. Наибольшее идентифицирующее значение имеет кровь родственников в триплетах: отец^ мать^-ребенок, что должно учитываться при заборе крови.
При гибели одного из членов семьи, кровь необходимо брать у двух других членов семьи, составляющих триплет. При отсутствии такой возможности кровь берется у других кровных родственников - братьев, сестер и др.;
- антропометрические, антропологические и стоматологические данные, сведения о хирургических операциях, анатомических особенностях, особых приметах, рентгенограммы, флюорограммы и др.;
- хранившиеся дома образцы тканей (волосы, зубы и
др.);
- описание одежды и сопутствующих предметов последнего времени и другие данные, которые могут иметь опознавательное или идентифицирующее значение.
Правильная и своевременная отработка вопросов, связанных со сбором исходной идентификационной информации в условиях массового появления неопознанных тел погибших людей, является залогом объективно решения экспертных задач по установлению личности неопознанных трупов.
Литература:
1. Колкутин, В. В. Руководство по установлению личности неопознанных погибших при их массовом поступлении / Колкутин В.В., Томилин В.В. и соавт. - М., ГВМУМО РФ. - 2001, 56 с.
2. Крымова, Т. Г. Общие принципы проведения идентификации личности при массовой гибели людей / Т.Г. Крымова, В.В. Колкутин // Судебно-медицинская экспертиза. - 2007, Ns 4, с. 13-16.
3. Материалы Всероссийского совещания главных судебно-медицинских экспертов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и заведующих кафедрами и курсами судебной медицины // Материалы совещания: Ростов-на-Дону, 29 марта - 1 апреля 2005 года; Ростов-на-Дону. - 2005, 185 с.
4. Толмачев, И. А. Проблемы и перспективы идентификационных мероприятий в Российской Федерации (организационные, судебно-медицинские и социально-правовые аспекты) /И.А. ТолмачевАвтореф... duc. докторамед. наук - СПб, 2000.
© М.Л. Морева, 2007 УДК 340.611.3:343.983.48
М.Л. Морева
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ ГРУППОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ СМЕШАННЫХ СЛЕДОВ КРОВИ И ВЫДЕЛЕНИЙ
ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Удмуртской республики (начальник - к.м.н. В.И. Жихорев)
При серологическом исследовании выявленных на вещественных доказательствах следов выделений, как изолированных, так и смешанных с кровью, наиболее часто используются две методики - реакция абсорбции в количественной модификации (КРА) и реакция абсорбции элюции (РАЭ). РАЭ проводится в стандартной модификации: с предварительной фиксацией материала метанолом [1]. Ряд авторов предлагает использовать для исследования следов выделений модификацию РАЭ с предварительной фиксацией материала кипячением в течение 10 минут [2]. Однако широкого применения в практической работе данный метод не находит в связи с трудоемкостью и техническими сложностями, например, нехваткой лабораторной посуды при одновременном исследовании большого количества объектов.
Как показала практика, в ряде случаев серологического исследования в стандартных модификациях КРА и РАЭ оказывается не достаточно для ответа на вопрос о принадлежности смешанных следов крови и выделений на вещественных доказательствах.
По делу об изнасиловании несовершеннолетней Л. доставлены трусы потерпевшей и ее влагалищное содержимое, а также трусы подозреваемого Ш.. Кровь потерпевшей - группы Ва, кровь подозреваемого - Ар. Оба являются выделителями свойственных им антигенов (6 ступеней поглощения слюной изосывороток с титром 1:32). При исследовании следов на вещественных доказательствах в со-
держимом влагалища и на ластовице трусов потерпевшей обнаружена кровь человека с примесью незначительного количества спермы (единичные сперматозоиды и головки сперматозоидов в препаратах, приготовленных методом концентрированного извлечения).
На передней половине трусов подозреваемого обнаружена кровь человека.
При проведении серологического исследования методом РАЭ материал фиксировался метанолом. Во влагалищном содержимом и в следах на трусах потерпевшей отчетливо выявлен только групповой антиген В, свойственный самой Л. Антиген А не выявлялся как при проведении первой элюции в физиологический раствор хлорида натрия, так и при повторной элюции во взвесь тест-эритроцитов А. Истощения сыворотки альфа после фазы абсорбции также не получено.
При исследовании содержимого влагалища и следов на трусах Л. методом КРА также отчетливо выявлен групповой антиген В (6 ступеней поглощения). С сывороткой альфа в содержимом влагалища ступеней поглощения не получено, а на разных участках ластовицы трусов потерпевшей получен результат 0 - 1 ступень поглощения.
Полученные результаты позволяли исключить происхождение спермы во влагалище и на трусах потерпевшей Л. от подозреваемого Ш. Однако, в следах крови на его трусах выявлен свойственный потерпевшей групповой антиген В. Этот факт позволил предположить наличие