Научная статья на тему 'Порядок реорганизации юридического лица в форме преобразования (окончание)'

Порядок реорганизации юридического лица в форме преобразования (окончание) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
361
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА / ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев С. А.

В статье автор рассматривает пошаговую инструкцию реорганизации юридического лица в форме преобразования, трудовые правоотношения при переводе работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю, определяет, что является основанием прекращения трудового договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок реорганизации юридического лица в форме преобразования (окончание)»

ПРАВОВОЕ РЕГУлиРовАниЕ

ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ*

С. А. ПОНОМАРЕВ, консультант по налогам и сборам

Г рудовые правоотношения. В соответствии со ст. 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) по письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) являются основанием прекращения трудового договора.

Однако в данном случае это основание не применяется.

Согласно ч. 5 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (ст. 75 ТК РФ) является основанием прекращения трудового договора.

* Окончание. Начало смотрите в журнале «Всё для бухгалтера». 2011. № 12 (264).

Как указано в ст. 74 ТК РФ, о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за 2 мес., если иное не предусмотрено ТК РФ.

Таким образом, при реорганизации увольнения работников по общему правилу не происходит, оно производится только в случае отказа работников от продолжения работы в связи с реорганизацией организации. При этом работодатель обязан известить работников о предстоящей реорганизации не позднее, чем за 2 мес. (чтобы работники могли реализовать свое право на увольнение в связи с реорганизацией).

Дополнительно следует отметить, что если при проведении реорганизации трудовые отношения с работниками не могут быть продолжены по причине отсутствия вакантных должностей, то расторжение с ними трудового договора возможно только на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников) с соблюдением всей предусмотренной для таких случаев процедуры.

Исполнение обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ). В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 данной статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя о реорганиза-

ции или ликвидации организации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пп. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» утверждены форма № С-09-4 «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации», а также порядок заполнения формы «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации».

Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Пунктом 11 ст. 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Таким образом, в течение 3 дней со дня принятия решения о реорганизации организация должна представить в налоговый орган по месту нахождения сообщение по форме № С-09-4.

Исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о страховых взносах. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 28, обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве инди-

видуального предпринимателя в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

Согласно ст. 48 Закона № 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Законом № 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влекут взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

В силу ч. 20 ст. 35 Закона № 212-ФЗ выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Таким образом, в течение 3 дней со дня принятия решения о реорганизации организация должна представить в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения сообщения в свободной форме (можно заполнить сообщение по аналогии с формой № С-09-4).

Исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц. Исходя из п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ), в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 169-ФЗ), при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы юридических лиц, созданных путем реорганиза-

ции, соответствуют требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, установленным российским законодательством. Эти сведения, содержащиеся в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, а передаточный акт или разделительный баланс содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов. Все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с подп. 1—8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон № 56-ФЗ). Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом ПФР в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

Таким образом, положениями Закона № 129-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 169-ФЗ) прямо установлен перечень документов, необходимый к предоставлению в регистрирующий орган при осуществлении организацией процедуры реорганизации юридического лица. К данным документам также относится решение о реорганизации юридического лица. Следователь-

но, данный документ подлежит представлению в регистрирующий орган.

Однако Закон № 169-ФЗ вносит изменения в Закон № 129-ФЗ, в частности изменяя перечень документов, необходимых к представлению в регистрирующий орган.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ. В случае, если предусмотренные ст. 14 документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий

орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с подп. 1—8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона № 56-ФЗ. Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом ПФР в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

Таким образом, Закон № 169-ФЗ вносит изменения в Закон № 129-ФЗ, изменяя перечень документов, необходимых к предоставлению в регистрирующий орган организацией, осуществляющей реорганизацию. В связи с положениями данного закона подп. «в» ч. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ утратил силу. Следовательно, решение о реорганизации юридического лица не относится к числу документов, представление которых в регистрирующий орган является необходимым.

Изменения в положения ст. 14 Закона № 169-ФЗ вступили в силу 01.07.2011.

Форма заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, приведена в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (форма № Р12001).

На основании подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, уплачивается в размере 4 000 руб.

В силу п. 1 ст. 15 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

Пунктом 2 ст. 15 Закона № 129-ФЗ установлено, что в случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в п. 5 ст. 16 Закона № 129-ФЗ.

Таким образом, для государственной регистрации нового юридического лица (уже после выполнения всех действий, описанных ранее) нужно представить в регистрирующий орган заявление по форме № Р12001, учредительный документ нового юридического лица, передаточный акт и документ об уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 30.11.2011).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 19.07.2011).

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ.

4. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) .

5. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в ред. от 07.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.