Научная статья на тему 'Порядок разработки новых и актуализации существующих правил по охране труда в России'

Порядок разработки новых и актуализации существующих правил по охране труда в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / УРОВЕНЬ ТРАВМАТИЗМА / ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМ / LABOUR SAFETY RULES / REGULATION / SAFETY MEASURES / HARMFUL AND HAZARDOUS INDUSTRIAL CONDITIONS / ACCIDENT RATE / REQUIREMENTS OF STATE REGULATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самарская Надежда Александровна, Ильин Сергей Михайлович

В данной статье авторы, как непосредственные участники создания Правил по охране труда, попытались обосновать необходимость разработки новых и актуализации уже существующих нормативно-правовых актов по охране труда, которые являются обязательными для исполнения всеми работодателями. Проведенный анализ уже принятых и вступивших в законную силу документов и тех проектов документов, которые только проходят подготовительную стадию регистрации, позволяет авторам выявить те сложности и проблемы, которые возникают при согласовании вновь разработанных Правил по охране труда в Министерстве труда и социальной защиты, в Министерстве экономического развития и в Министерстве юстиции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The procedure for development of new labour safety rules and the update of the existing ones in Russia

In this article, the authors, being directly engaged in the creation of the Labour Safety Rules, have attempted to prove the need to develop the new labour safety regulations and the update of the existing ones that are mandatory to all employers. The analysis of already taken, final and binding documents and the projects of documents that still undergo the preparatory registration stage allows the authors to detect the complications and issues that arise during the arrangement of the newly developed Labour Safety Rules in the Ministry of Labour and Social Security, the Ministry of Economic Development and the Ministry of Justice for the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Порядок разработки новых и актуализации существующих правил по охране труда в России»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Самарская Н.А.1, Ильин С.М.1

1 Уральский межрегиональный филиал «Всероссийского научно-исследовательского института труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Екатеринбург

Порядок разработки новых и актуализации существующих правил по охране труда в России

АННОТАЦИЯ:

В данной статье авторы, как непосредственные участники создания Правил по охране труда, попытались обосновать необходимость разработки новых и актуализации уже существующих нормативно-правовых актов по охране труда, которые являются обязательными для исполнения всеми работодателями.

Проведенный анализ уже принятых и вступивших в законную силу документов и тех проектов документов, которые только проходят подготовительную стадию регистрации, позволяет авторам выявить те сложности и проблемы, которые возникают при согласовании вновь разработанных Правил по охране труда в Министерстве труда и социальной защиты, в Министерстве экономического развития и в Министерстве юстиции Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правила по охране труда, нормативный правовой акт, меры безопасности, вредные и опасные факторы производства, уровень травматизма, требования государственных норм

JEL: J81, J88, K31

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Самарская Н.А., Ильин С.М. Порядок разработки новых и актуализации существующих правил по охране труда в России // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2745-2754. — doi: 10.18334/rp.17.20.36643

Самарская Надежда Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора, Уральский межрегиональный филиал «Всероссийского научно-исследовательского института труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Екатеринбург (samarskaya_na@mail.ru)

Ильин Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, директор, Уральский межрегиональный филиал «Всероссийского научно-исследовательского института труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Екатеринбург

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 22.09.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.10.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.20.36643

(с) Самарская Н.А., Ильин С.М. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

2746

Введение

Вступление России в Совет Европы оказало существенное влияние на российское законодательство, поскольку руководством страны были взяты обязательства по имплементации международных норм в отечественную правовую систему. В этой связи Минтрудом России был предпринят целый ряд шагов по разработке и актуализации правил по охране труда для видов экономической деятельности и отдельных видов работ. За последние три года были утверждены 16 новых правил по охране труда и разрабатываются еще порядка 10 документов.

Авторами рассмотрена схема формирования нормативно-правового акта по охране труда от его зарождения до вступления в законную силу. Проект Правил по охране труда до того, как он вступит в действие, проходит многократное обсуждение среди представителей предприятий и профсоюзов, непосредственно занятых вопросами охраны и безопасности труда. Это достаточно сложный и длительный процесс, но в итоге работодатели получают документ, согласно которому они должны так построить свою производственную деятельность, чтобы улучшить условия труда работников и снизить уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В случае нарушения требований Правил по охране труда государственная инспекция по труду вправе привлечь работодателя к административной ответственности согласно предписанию и временно приостановить производственный процесс до устранений выявленных им нарушений правил по охране труда.

Необходимость актуализации правил по охране труда

Министерство труда России продолжает активно реформировать законодательство в области охраны труда. Только за последние три года вступил в силу ряд важных документов и новых правил по охране труда для разных областей экономики. Решение Минтруда России о необходимости разработки правил по охране труда в некоторых отраслях было опубликовано еще в январе 2014 года [1, 2].

На сегодняшний день в Российской Федерации существует более 120 отраслевых и межотраслевых правил по охране труда, которые были утверждены 15-20 и даже 30 лет назад различными органами исполнительной власти. Большинство из них не зарегистрированы Министерством Юстиции Российской Федерации, поэтому фактически

2747

не имеют статуса нормативного правового акта, обязательного для исполнения.

Кроме того, модернизация технологического оборудования и производственных процессов, внедрение современных подходов к организации труда и обеспечению безопасных методов выполнения работ привело к постепенной утрате актуальности требований охраны труда, заложенных в ранее принятых документах [2, 5].

Мероприятия, проводимые на государственном уровне, по улучшению безопасности и гигиены труда работников невозможны без пересмотра современных нормативных требований охраны труда. Тщательному аудиту должны быть подвергнуты и правила по охране труда. Большинство из них перегружены избыточными конкретными параметрами технологических процессов прошлого века, создают путаницу в нормативной правовой документации по охране труда.

С учетом этого в перспективе до 2020 года Министерством труда Российской Федерации поставлена задача - пересмотреть все основные системы стандартов безопасности труда, а также актуализировать правила по охране труда с приданием им статуса нормативно-правовых актов [2, 3].

Таким образом, возникла необходимость в переработке правил по охране труда и в разработке новых в соответствии с требованиями, предъявляемыми в Российской Федерации к разработке нормативных правовых актов, основными из них являются:

1. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»;

2. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 г. № 80;

3. Рекомендации по разработке и оформлению Правил по охране труда, одобренные Ученым советом ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России от 20 мая 2015 года.

Травмоопасные отрасли экономики

При разработке новых и актуализации уже существующих правил учитывается так называемый «рейтинг травматизма», то есть в первую очередь правила по охране труда разрабатываются для тех видов

2748

экономической деятельности, в которых фиксируется максимальный уровень травматизма. На сегодняшний день к самым травмоопасным отраслям относятся: строительство (9,5%), транспорт и связь (9,1%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (8%), добыча полезных ископаемых (6,6%), сельское хозяйство и охота (5,5%), торговля (5,2%), пищевая промышленность (4,6%) [9].

По словам Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, уровень производственного травматизма имеет тенденцию к снижению, так как в последнее время государство проводит активную политику по внедрению территориальных программ по улучшению условий труда, принимает меры для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний путем актуализации действующего законодательства в области охраны труда. Так, в 2015 году было зарегистрировано 7137 несчастных случаев с тяжелыми последствиями. Это на 14% меньше, чем в 2014 году. В первом квартале 2016 года снижение данного показателя по сравнению с аналогичным периодом 2015 года составило 26%. Показатели смертности на производстве тоже имеют тенденцию к снижению. Так, в 2015 году погибло 2089 работников, что на 11% меньше, чем в 2014 году. Если сравнивать первые кварталы 2016 и 2015 годов, то также зафиксировано снижение уровня смертности на 17% [6, 8].

По словам заместителя министра труда и социальной защиты РФ Григория Лекарева, так же наблюдается некоторое снижение впервые выявленных профессиональных заболеваний. В 2015 году их количество по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 4% - с 7,2 тысяч до 6,9 тысяч случаев [7].

Согласно данным статистики Минтруда России, 75% несчастных случаев вызваны человеческим фактором - как пренебрежение мерами безопасности со стороны работников, так и плохая организация работ со стороны работодателей, в том числе несоблюдение требований безопасности, предъявляемых в Правилах по охране труда. Это подтверждают многочисленные аварии на шахтах и несчастные случаи при выполнении строительных работ [6].

Высокая смертность работников в трудоспособном возрасте заставляет законодателей более активно вести работу в части пересмотра действующих Правил по охране труда. Правительством разрабатываются многочисленные программы и проекты, направленные на формирование культуры безопасного труда, сохранение жизни и здоровья работников в

2749

процессе трудовой деятельности. Основными задачами таких программ и проектов является разработка мероприятий по снижению смертности от предотвратимых причин, увеличению продолжительности жизни и улучшению здоровья работающего населения. Все эти мероприятия невозможны без пересмотра современных нормативных требований охраны труда, в частности существующей системы стандартов безопасности труда и придания им статуса нормативно-правовых актов.

С целью снижения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в среднесрочной перспективе в 1,52 раза и доведение их до уровня, достигнутого в развитых странах, в современных условиях необходим перенос центра тяжести в системе управления охраной труда в организациях с реактивных принципов управления на разработку превентивных мер, направленных на профилактику негативных воздействий на человека производственных факторов в процессе трудовой деятельности.

Поэтому новые правила охраны труда, разрабатываемые Министерством труда России, - именно та превентивная мера, именно тот механизм, который позволит снизить риски травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве.

Правила по охране труда: сущность и структура документа

Основная задача правил по охране труда - помочь работодателю организовать и поддерживать безопасные условия труда в организации. Так как Правила являются нормативно-правовым актом, обязательным для исполнения всеми работодателями, независимо от организационно-правовой формы предприятия, масштабов производства и вида выпускаемой продукции или оказываемой услуги, за несоблюдение требований Правил государственная инспекция по труду вправе наложить на руководителей предприятий штрафные санкции. Поэтому каждый пункт Правил должен быть четко сформулирован и понятен работодателю.

Согласно Рекомендациям по разработке и оформлению Правил по охране труда, утвержденным Ученым советом ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России от 20 мая 2015 года [4], правила по охране труда должны иметь определенную структуру: общие положения; требования охраны труда при организации проведения работ (производственных процессов); требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (производственным

помещениям, площадкам и участкам производства работ) и организации рабочих мест; требования охраны труда при осуществлении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования; требования охраны труда, предъявляемые к хранению и транспортированию исходных материалов, сырья, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства.

В случае необходимости в правила по охране труда могут быть включены дополнительные разделы, отражающие специальные требования организации и обеспечения охраны труда в установленной сфере деятельности.

Правила по охране труда разрабатываются и актуализируются с учетом изменений законодательства России в области охраны труда. Так же учитываются результаты комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний в той или иной отрасли; результаты изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда; анализ результатов проведения специальной оценки условий труда на предприятиях, а также результатов внедрений новой техники и технологий производства; обоснованные предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Новые правила по охране труда в Российской Федерации

В рамках процесса обновления базы нормативных документов по производственной безопасности (в частности, сводов межотраслевых и отраслевых правил), начиная с 2013 года, вступили в силу новые правила по охране труда для отдельных отраслей экономики и определенных видов работ. В частности, это Правила по охране труда при работе на высоте; при выполнении электросварочных и газосварочных работ; на судах морского и речного флота; при эксплуатации холодильных установок; при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов; в строительстве; в жилищно-коммунальном хозяйстве; при работе с инструментом и приспособлениями; при эксплуатации тепловых установок; при производстве отдельных видов пищевой промышленности; при производстве цемента; при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов; в

2751

лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ; в сельском хозяйстве; при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования; при эксплуатации электроустановок.

В ближайшее время Министерством труда будут утверждены правила по охране труда по следующим направлениям: химическое производство, выполнение окрасочных работ, переработка минерального сырья, эксплуатация газового хозяйства организаций, автомобильный транспорт, городской электрический транспорт, производство работ в легкой промышленности, целлюлозно-бумажное и лесохимическое производство, производство строительных материалов, нанесение металлопокрытий.

Порядок разработки правил по охране труда

Процесс разработки правил по охране труда достаточно длительный и сложный [4]. На первом этапе проводится сравнительный анализ нормативных правовых актов по вопросам охраны труда зарубежных стран и Российской Федерации. Далее изучаются и анализируются условия труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников в указанной сфере экономической деятельности, устанавливается перечень вредных и опасных производственных факторов по видам выполняемых работ и профессиям. Затем разрабатываются предложения по обеспечению безопасных условий труда, соответствующие требованиям действующего законодательства об охране труда, гармонизированные с требованиями документов Международной организации труда и Европейского союза и оформляется первый вариант проекта Правил. Далее этот вариант проекта проходит профессиональное обсуждение среди работодателей и представителей профсоюзов указанной отрасли. Полученные замечания и предложения обсуждаются, и в проект правил вносятся соответствующие корректировки.

Затем происходит согласование окончательного варианта проекта правил по охране труда в Министерстве труда и социальной защиты РФ и Министерстве экономического развития РФ. И последний этап - это регистрация документа в Министерстве юстиции РФ, его официальное опубликование в средствах массовой информации и вступление в законную силу.

Заключение

Разработанный для каждой отрасли экономики свод правил может применяться наряду с межотраслевыми нормативными документами непосредственно с момента вступления в силу. Приказы Минтруда России вступают в силу по истечении трех месяцев после официального опубликования.

Все вступившие в силу правила по охране труда применяются на практике и используются работодателями при составлении инструкций по охране труда для отдельных должностей и видов работ. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда, как и ранее, будут осуществлять специальные уполномоченные инспекции и органы федеральной исполнительной власти.

Установление унифицированных государственных нормативных требований охраны труда будет способствовать улучшению условий труда работников в целях снижения риска производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

ИСТОЧНИКИ:

1. Как изменяется законодательство по охране труда и что ожидается в 2016 году //

Охрана труда. - 2015. - № 11. - Режим доступа: http://e.otruda.ru/article.aspx?aid=424275

2. Замминистра Григорий Лекарев: Минтруд России проводит работу по сближению

российского законодательства об охране труда с нормами международного права [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - 2016. - 22 апреля. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/214/

3. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной

организацией труда на 2013-2016 годы.

4. «Рекомендации по разработке и оформлению Правил по охране труда», одобрены

Ученым советом ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (протокол от 20 мая 2015 г. № 2, п. 3).

5. Концепция управления профессиональными рисками должна стать основой новой

системы охраны труда [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - 2012. - 28 ноября. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/100

6. Смертность на производстве снизилась на 27 % // Справочник специалиста по охране

труда. - 2016. - № 5.

7. Замминистра Григорий Лекарев: В России снижаются показатели производственного

травматизма [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - 2016. - 14 июля. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/222

2753

8. Министр Максим Топилин: В 2016 году сохраняется тенденция снижения уровня

производственного травматизма [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - 2016. - 10 июня. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/220/

9. Деятельность ФСС России по профилактике производственного травматизма и

профессиональных заболеваний // Справочник специалиста по охране труда. -2016. - № 5.

2754

Nadezhda A. Samarskaya, Candidate of Science, Economics, Associate Professor, Deputy Director, Urals Interregional Branch of "All-Russian Scientific and Research Institute of Labour", Ministry of Labour and Social Security for the Russian Federation, Yekaterinburg Sergey M. Ilyin, Candidate of Science, Economics, Director, Urals Interregional Branch of "All-Russian Scientific and Research Institute of Labour", Ministry of Labour and Social Security for the Russian Federation, Yekaterinburg

The procedure for development of new labour safety rules and the update of the existing ones in Russia

ABSTRACT

In this article, the authors, being directly engaged in the creation of the Labour Safety Rules, have attempted to prove the need to develop the new labour safety regulations and the update of the existing ones that are mandatory to all employers.

The analysis of already taken, final and binding documents and the projects of documents that still undergo the preparatory registration stage allows the authors to detect the complications and issues that arise during the arrangement of the newly developed Labour Safety Rules in the Ministry of Labour and Social Security, the Ministry of Economic Development and the Ministry of Justice for the Russian Federation.

KEYWORDS: labour safety rules, a regulation, safety measures, harmful and hazardous industrial conditions, accident rate, requirements of state regulations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.