Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО Ч. 1 СТ. 20.25 «УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ» КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЛИЦ В СЛУЧАЕ ИХ НЕЯВКИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ'

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО Ч. 1 СТ. 20.25 «УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ» КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЛИЦ В СЛУЧАЕ ИХ НЕЯВКИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
0
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное правонарушение / административная ответственность / административное наказание / неуплата штрафа / уклонение / постановление / administrative offense / administrative responsibility / administrative punishment / failure to pay a fine / evasion / resolution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С Н. Котарев, О В. Панфилова

в статье рассматривается порядок привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лиц в случае их неявки для составления протокола об административном правонарушении. Административная ответственность предусматривает вынесение специальным субъектом санкции, определенной законом, в отношении лица, не исполняющего нормы поведения, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации. Существуют определенные проблемы с привлечением лиц к административной ответственности, в том числе и по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В статье отражены проблемы привлечения к ответственности в случае неявки лица для составления протокола об административном правонарушении и предлагаются предложения для их решения. Авторами анализируется алгоритм действий по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не явившихся для составления протокола об административном правонарушении. В статье рассматриваются и анализируются обстоятельства, оказывающие влияние на эффективность привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С Н. Котарев, О В. Панфилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE FOR BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY UNDER PART 1 OF ART. 20.25 “EVASION FROM EXECUTION OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT” OF THE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES OF PERSONS IN CASE OF THEIR FAILURE TO APPEAR TO DRAW UP A PROTOCOL ON AN ADMINISTRATIVE OFFENSE

the article discusses the procedure for bringing to administrative responsibility under Part 1 of Article 20.25 «Evasion from execution of administrative punishment» of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of persons in case of their failure to appear to draw up a protocol on an administrative offense. Administrative responsibility provides for the imposition by a special entity of a sanction determined by law against a person who does not comply with the standards of conduct established by the Code of Administrative Offences of the Russian Federation or the law of the subject of the Russian Federation. There are certain problems with bringing persons to administrative responsibility, including under Part 1 of Article 20.25 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation. The article reflects the problems of bringing to justice in case of non-appearance of a person to draw up a protocol on an administrative offense and offers suggestions for their solution. The authors analyze the algorithm of actions to bring to administrative responsibility persons who have committed administrative offenses provided for in Part 1 of art. 20.25 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, and those who did not appear to draw up a protocol on an administrative offense. The article examines and analyzes the circumstances affecting the effectiveness of bringing to administrative responsibility under Part 1 of Article 20.25 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО Ч. 1 СТ. 20.25 «УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ» КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЛИЦ В СЛУЧАЕ ИХ НЕЯВКИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ»

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО Ч. 1 СТ. 20.25 «УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ» КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЛИЦ В СЛУЧАЕ ИХ НЕЯВКИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ

ПРАВОНАРУШЕНИИ

THE PROCEDURE FOR BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY UNDER PART 1 OF ART. 20.25 "EVASION FROM EXECUTION OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT" OF THE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES OF PERSONS IN CASE OF THEIR FAILURE TO APPEAR TO DRAW UP A PROTOCOL ON AN ADMINISTRATIVE OFFENSE

УДК 342.9

С.Н. КОТАРЕВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия) kot-bel@mail.ru

SERGEY N. KOTAREV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

О.В. ПАНФИЛОВА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия) olga-gusar@yandex.ru

OLGA V. PANFILOVA,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассматривается порядок привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лиц в случае их неявки для составления протокола об административном правонарушении. Административная ответственность предусматривает вынесение специальным субъектом санкции, определенной законом, в отношении лица, не исполняющего нормы поведения, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.

Существуют определенные проблемы с привлечением лиц к административной ответственности, в том числе и по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В статье отражены проблемы привлечения к ответственности в случае неявки лица для составления протокола об административном правонарушении и предлагаются предложения для их решения. Авторами анализируется алгоритм действий по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не явившихся для составления протокола об административном правонарушении. В статье рассматриваются и анализируются обстоятельства, оказывающие влияние на эффективность привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное правонарушение, административная ответственность, административное наказание, неуплата штрафа, уклонение, постановление.

Для цитирования: Котарев С.Н., Панфилова О.В. Порядок привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лиц в случае их неявки для составления протокола об административном правонарушении // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 3. - С. 36-42.

Abstract: the article discusses the procedure for bringing to administrative responsibility under Part 1 of Article 20.25 «Evasion from execution of administrative punishment» of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of persons in case of their failure to appear to draw up a protocol on an administrative offense. Administrative responsibility provides for the imposition by a special entity of a sanction determined by law against a person who does not comply with the standards of conduct established by the Code of Administrative Offences of the Russian Federation or the law of the subject of the Russian Federation.

There are certain problems with bringing persons to administrative responsibility, including under Part 1 of Article 20.25 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation. The article reflects the problems of bringing to justice in case of non-appearance of a person to draw up a protocol on an administrative offense and offers suggestions for their solution. The authors analyze the algorithm of actions to bring to administrative responsibility persons who have committed administrative offenses provided for in Part 1 of art. 20.25 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, and those who did not appear to draw up a protocol on an administrative offense. The article examines and analyzes the circumstances affecting the effectiveness of bringing to administrative responsibility under Part 1 of Article 20.25 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.

Key words: administrative offense, administrative responsibility, administrative punishment, failure to pay a fine, evasion, resolution.

For citation: Kotarev S.N., Panfilova O.V. The procedure for bringing to administrative responsibility under Part 1 of Art. 20.25 "Evasion from execution of administrative punishment" of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of persons in case of their failure to appear to draw up a protocol on an administrative offense // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 3. - P. 36-42.

Введение. Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить наличие всех определенных законодательством признаков административного правонарушения, собрать всю необходимую доказательственную базу и зафиксировать ее в порядке, предусмотренном законом. Порядок привлечения к административной ответственности и возбуждения административного производства определен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Административный штраф является основной мерой наказания за нарушение административного законодательства.

Эффективность административного наказания в виде административного штрафа напрямую зависит от добровольного и своевременного исполнения правонарушителем назначенного наказания. Однако лица, в отношении которых применена данная мера наказания, зачастую ввиду субъективных и объективных причин не

исполняют ее. Среди таких причин умышленное уклонение виновного лица от уплаты административного штрафа, неплатежеспособность лица, антиобщественный образ жизни правонарушителя и другие.

Понятие «уклонение» административным законодателем четко не определено. В толковом словаре С.И. Ожегова «уклониться» означает избегать чего-нибудь, устраниться, отказаться от чего-то [1, с. 830].Другое толкование слова «уклониться» - отстраниться, отклониться, отодвинуться в сторону, чтобы избежать чего-нибудь [2, с. 96]. В целом уклонение от административного наказания можно определить как умышленное, противоправное действие лица, направленное на неисполнение действий предписанных законом за совершенное правонарушение.

Описание исследования. Анализ судебной практики показывает, что за последние три года прослеживается существенный рост количества рассмотренных административных дел за

неуплату административного штрафа. При этом остается крайне низкий процент исполнения постановлений об административных штрафах за административные правонарушения.

Важно отметить, что в этом случае нарушается один их главных принципов юридической ответственности - неотвратимость наказания, что создает предпосылки для повторных правонарушений. Не достигаются следующие основные функции административной ответственности:

- штрафная, характеризующая реакцию государства на правонарушение и выражающаяся в неблагоприятных личных и имущественных последствиях для виновного лица;

- правовосстанавливающая, позволяющая взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери упра-вомоченного субъекта;

- воспитательная и превентивная, призванная формировать в обществе и у виновного лица мотивы к правомерному поведению [3, с. 12].

Последствия выражаются в финансовых потерях для государства, распространении правового нигилизма, отрицании права как социального института и регулятора взаимоотношений между людьми, а также в росте административных правонарушений в целом.

Неуплата или уплата в ненадлежащий срок административного штрафа является самостоятельным административным правонарушением, последствия которого предусмотрены ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания».

Одним из оснований возвращения дел об административных правонарушениях являются недостатки в правоприменительной деятельности административно-юрисдикционных органов по привлечению к административной ответственности лиц, допустивших совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и не явившихся для составления протокола об административном правонарушении, а именно:

- неверное исчисление срока, с которого данное правонарушение считается совершенным (оконченным);

- отсутствие сведений о вручении извещения о составлении протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности за неуплату административного штрафа;

- необеспечение явки лица, привлекаемого к ответственности, в суд для рассмотрения дела.

Особенностью процессуального производства по административным правонарушениям, в отличие от гражданского или уголовного процессуального права, является тот факт, что по-

становление об административном наказании вступает в юридическую силу не сразу после вынесения решения. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует понятие «надлежащее уведомление».

Зачастую привлечение к административной ответственности лиц, не являющихся для составления протокола, находится в прямой зависимости от возможности получения доказательств, подтверждающих факт вручения уведомления о месте, дате и времени составления протокола.

Ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» предусматривает 60-дневный срок исполнения ответственности в виде административного штрафа со времени вступления в законную силу соответствующего постановления. Ответственность должна быть исполнена в полном объеме и в срок согласно реквизитам, указанным в постановлении о наложении административной ответственности (ч. 1.1. 29.10 КоАП РФ).

Чтобы привлечение к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ было правомерным, важно точно установить момент начала течения 60-дневного срока, когда нарушителю предлагается добровольно исполнить ответственность, т.е. уплатить назначенный штраф без принуждения.

Момент начала течения 60-дневного срока исполнения уплаты штрафа связан с моментом вручения или получения лицом копии постановления об административном взыскании (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ «Объявление постановления по делу об административном правонарушении» копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу. Допускается вручение копии постановления законному представителю или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. Возможна рассылка по почте указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления [4, с. 983].

Следовательно, можно констатировать, что речь идет не о дате вынесения постановления об административной ответственности, а о дате получения непосредственно правонарушителем или его законным представителем копии постановления об административном правонарушении и наказании.

Проводимые социологические опросы показывают, что почти 60% опрошенных сотрудников неточно определяют дату реального вручения постановления об административном штрафе, если его копия высылается по почте. Приблизительно одинаковое число сотрудников как во-

публично-правовые (государственно-правовые) науки

все не обращает на это внимание (16,8%), так и относится к этой процедуре внимательно и достоверно устанавливает момент получения копии постановления заинтересованными лицами (19,5%) [5, с. 163].

Анализ дел об административных правонарушениях за неуплату административного штрафа показал, что зачастую должностным лицам административно-юрисдикционных органов не всегда удается установить факт получения виновным лицом копии постановления о назначении административного наказания, направленного по почте, состоявшимся. Следовательно, объективные достоверные сведения о вступлении постановления в законную силу в материалах дела отсутствуют. Одной из причин этому может служить умышленное уклонение правонарушителя от его получения.

Ситуация незначительно изменилась с появлением портала «Госуслуги». Так, с 1 сентября 2021 г.1 постановление об административном правонарушении считается доставленным на следующий день с момента его размещения в личном кабинете на «Госуслугах», если адресат согласился получать постановления только таким способом. При отсутствии такого согласия документ считается доставленным на следующий день с момента входа адресата на портал «Госуслуги» в течение 7 дней с даты размещения постановления.

Постановление в любом случае будет направлено почтой в следующих случаях:

- если ответчик не зарегистрирован на портале «Госуслуги»;

- если ответчик в течение семи дней от времени размещения постановления не посещал портал;

- если ответчик официально отказался от рассылки документов, в том числе административных и иных судебных постановлений, через портал «Госуслуги».

Но и в этом случае проблема привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 947 «Об утверждении Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] // Официальный правовой портал. - URL: http: // www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2024).

лиц в случае их неявки для составления протокола об административном правонарушении не разрешена полностью, т.к. только факт ознакомления нарушителя с постановлением по делу об административном правонарушении является моментом начала течение 60-дневного срока добровольного исполнения наказания в виде уплаты административного штрафа [6, с. 48].

Кроме того, необходимо отметить, что значимым фактом правоприменения ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ будет являться отсутствие предоставления отсрочки платежа по постановлению об административном правонарушении.

Отсрочка на основании мотивированного ходатайства может быть предоставлена сроком до одного месяца, в исключительных случаях - до трех месяцев (ч. 2 ст. 31.5. КоАП РФ). При этом в постановлении о предоставлении отсрочки должна быть указана дата, с которой исчисляется начало течения срока наступления административной ответственности.

Необходимо отметить, что рассрочка или отсрочка исполнения административного штрафа как форма правовой преференции распространяется только на граждан Российской Федерации. Не могут получить рассрочку при уплате административного штрафа иностранцы или лица без гражданства, если административный штраф сопровождается выдворением их за пределы Российской Федерации, а также если административное правонарушение совершено на транспортном средстве, зарегистрированном за рубежом (ч. 3 ст. 31.5. КоАП РФ).

Еще одним обстоятельством, оказывающим влияние на эффективность привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, является протест на вступившее в законную силу постановление об административном правонарушении, заявленный истцом, а также подача им жалобы. При протесте дело об административном правонарушении ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ приостанавливается до рассмотрения протеста; при жалобе - на срок и в порядке, установленном ст. 30.2-30.8 КоАП РФ.

Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности за неуплату штрафа в срок является сам факт неуплаты в установленные сроки (нет информации об уплате необходимой суммы в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах2 или документов, кон-

2 Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» [Электронный ресурс] // Официальный портал правовой информации. - URL: http: // www.pravo. gov.ru (дата обращения: 15.06.2024).

статирующих своевременное исполнение административного наказания в виде штрафа), а также отсутствие документов, подтверждающих предоставление должнику отсрочки/рассрочки платежа административного штрафа.

Привлечение к административному наказанию по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ является логически обоснованной совокупностью административных действий: установление события административного правонарушения - составление протокола по данному правонарушению -направление протокола в суд - рассмотрение дела в установленный законом срок - исполнение наказание, т.е. взыскание долгов.

Анализ региональной судебной практики, а также изучение порядка привлечения к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ лиц в случае их неявки для составления протокола об административном правонарушении позволяет констатировать необходимость совершенствования как нормативной правовой базы, так и организации самого процесса привлечения к административной ответственности.

Одним из аспектов указанной проблемы является обеспечение явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении за неуплату административного штрафа, в суд для рассмотрения дела.

В целях исключения возникающих в практической деятельности проблем, связанных с вручением постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа лицу, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, исчисления сроков вступления данных постановлений в законную силу, а также исключения в дальнейшем проблем уведомления лиц о привлечении к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в случае неуплаты в добровольном порядке назначенного административного штрафа в установленный срок должностным лицам органов внутренних дел необходимо применять меры по рассмотрению дел об административных правонарушениях в кратчайшие сроки, то есть в дежурные сутки, и в присутствии правонарушителя [7, с. 35].

При вручении копии постановления о назначении административного штрафа лицу, подвергнутому административному наказанию, необходимо разъяснять, в том числе и под роспись, срок, в течение которого штраф должен быть уплачен в добровольном порядке, а также возможные последствия и от-

ветственность в случае его неуплаты. Также необходимо выяснять у данного лица сведения о месте регистрации и жительства и иные контактные данные, по которым в дальнейшем может быть направлено извещение о вызове его для составления протокола об административном правонарушении.

В целях недопущения возвращения судами дел об административных правонарушениях за неуплату административного штрафа ввиду неявки правонарушителя в судебное заседание должностным лицам органов внутренних дел необходимо осуществлять сопровождение дел от их возбуждения до рассмотрения в суде по существу, поскольку именно они заинтересованы в результате рассмотрения дела. Кроме того, в соответствии со ст. 27.15 «Привод» КоАП РФ обязанность осуществить привод уклоняющегося по вызову суда лица может быть возложена и на органы внутренних дел (полицию).

Таким образом, алгоритм действий по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и не явившихся для составления протокола об административном правонарушении, можно условно разделить на следующие этапы:

1. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в отношении лица, совершившего правонарушение.

2. Установление факта вступления постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в законную силу.

3. Установление факта неуплаты назначенного административного наказания в виде административного штрафа в сроки, установленные ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ.

4. Изготовление второго экземпляра постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа и направление его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, в соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ.

5. Уведомление лица, допустившего неуплату административного штрафа в добровольном порядке, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

6. Составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (протокол составляется исключительно в тот день, который указан в на-

публично-правовые (государственно-правовые) науки

правленном правонарушителю уведомлении о дате, времени и месте его составления).

7. Направление копии протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола в соответствии с ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ.

8. Направление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, со всеми соответствующими материалами в суд [8, с. 97].

9. Применение привода в соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ в случае неявки без уважительных причин в суд физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ), или в случае признания обязательного участия указанных лиц при рассмотрении дела (п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ) на основании определения суда в порядке, установленном приказом МВД России от 21.06.2003 № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» [9].

Отдельного внимания заслуживает точка зрения о расширении круга субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. В компетенции судов следует оставить лишь те дела, которые предполагают административную ответственность в виде административного ареста или обязательных работ. В первом случае речь идет об ограничении свободы человека; во втором -о конкретной индивидуализации наказания, то есть о делах, которые требуют обязательного присутствия виновного гражданина.

Если правонарушение незначительное и предусматривает ответственность в виде административного штрафа, то целесообразно передать эти полномочия в компетенцию органов исполнительной власти, которые и накладывали в виде наказания предыдущий административный штраф.

Перераспределение компетенций позволило бы решить проблему принудительного доставления в суд ответчика по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, тем более что судебная практика показывает, что невозможность доставление лица в суд -самая распространенная причина отказа в рассмотрение дела судами.

Таким образом, практика правоприменения ст. 20.25 КоАП РФ указывает на существование множества аспектов, которые препятствуют эффективному привлечению к административной ответственности правонарушителей по данной статье административного кодекса. Условно их можно разделить на проблемы процессуального характера и проблемы правоприменения [10, с. 232]. Среди проблем процессуального характера следует назвать: неэффективность уведомления об административном правонарушении, что может привести к неверной интерпретации сроков уплаты штрафа, четкого подтверждения факта неуплаты штрафа, ошибки в оформлении протокола, доставления лиц в судебное заседание и др.

Вторая группа проблем - особенности объективной оценки обстоятельств, имеющих значение при принятии решения о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Заключение. В связи с вышеизложенными проблемами предлагается:

- в случаях выявления факта неуплаты без уважительной причины административного штрафа законодательно закрепить за полицией полномочия возбуждать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. При этом во внимание не должно приниматься, какой орган вынес постановление о его назначении. Для этого необходимо включить в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ оговорку: «...при выявлении факта неуплаты административного штрафа, назначенного правомочными органами.»;

- законодательно закрепить полномочия сотрудников полиции доставлять правонарушителей с суд для рассмотрения дела по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ;

- включить время доставления лица для составления протокола в общее время административного задержания, что в целом не должно превышать трех часов;

- внести градацию наказания по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ,котораяпозволилабы судьеназначать административный штраф в двойном размере в отсутствии виновного лица;

- закрепить в КоАП РФ и в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» нормы, в которой предусматривалось бы право сотрудникам полиции доставлять лицо, виновное в совершении административногоправонарушения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в суд.

Литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - Москва: А Темп, 2003. - 944 с.

2. Кригер Ю.А., Федяев Е.А. Привлечение к административной ответственности за уклонение от отбывания административного ареста // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2019. - № 19-1. - С. 95-96.

3. Бялт В.С. К вопросу о понятии и содержании юридической ответственности: теоретико-правовой аспект // Ленинградский юридический журнал. - 2016. - № 1 (43). - С. 9-17.

4. Авдейко А.Г. [и др.]. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях; под общ. ред. Н. Г. Салищевой. - 7-е изд. - Москва: Проспект, 2011. - 1291 с.

5. Жильцов А.В. Вопросы применения административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 КоАП (по результатам социологического опроса сотрудников ГУ МВД России по Красноярскому краю и изучения дел об административных правонарушениях) // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2013. - № 2 (13). - С. 160-166.

6. Костылов С.Е. Особенности привлечения и исчисления сроков привлечения к административной ответственности по части 1 ст. 20.25 КоАП РФ // Административное право и процесс. - 2012. - № 2. - С. 46-50.

7. Шатов С.А. О некоторых проблемах пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях // Российская юстиция. - 2008. - № 7. - С. 34-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кирин А.В. Административно-деликтное право: теория и законодательные основы. - Москва: Норма, 2012. - 464 с.

9. Амелин Р.В., Добробаба М.Б. [и др.]. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Ч. 2; под общ. ред. Л.В. Чистяковой [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

10. Мартынов О.К. К вопросу об особенностях привлечения к административной ответственности за неуплату административного штрафа // Эпомен. - 2020. - № 49. - С. 232-233.

11. Осинцев Д.В. Административная ответственность: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 120 с.

References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenii. - Moskva: A Temp, 2003. - 944 s.

2. Kriger Yu.A., Fedyaev E.A. Privlechenie k administrativnoi otvetstvennosti za uklonenie ot otbyvaniya administrativnogo aresta // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. - 2019. - № 19-1. - S. 95-96.

3. Byalt V.S. K voprosu o ponyatii i soderzhanii yuridicheskoi otvetstvennosti: teoretiko-pravovoi aspekt // Leningradskii yuridicheskii zhurnal. - 2016. - № 1 (43). - S. 9-17.

4. Avdeiko A.G. [i dr.]. Kommentarii k Kodeksu Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh; pod obshch. red. N. G. Salishchevoi. - 7-e izd. - Moskva: Prospekt, 2011. - 1291 s.

5. Zhil'tsovA.V. Voprosy primeneniya administrativnoi otvetstvennosti, predusmotrennoi chast'yu 1 stat'i 20.25 KoAP (po rezul'tatam sotsiologicheskogo oprosa sotrudnikov GU MVD Rossii po Krasnoyarskomu krayu i izucheniya del ob administrativnykh pravonarusheniyakh) // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2013. - № 2 (13). - S.160-166.

6. Kostylov S.E. Osobennosti privlecheniya i ischisleniya srokov privlecheniya k administrativnoi otvetstvennosti po chasti 1 st. 20.25 KoAP RF // Administrativnoe pravo i protsess. - 2012. - № 2. - S. 46-50.

7. Shatov S.A. O nekotorykh problemakh peresmotra postanovlenii i reshenii po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh // Rossiiskaya yustitsiya. - 2008. - № 7. - S. 34-36.

8. Kirin A.V. Administrativno-deliktnoe pravo: teoriya i zakonodatel'nye osnovy. - Moskva: Norma, 2012. - 464 s.

9. Amelia R.V., Dobrobaba M.B. [i dr.]. Postateinyi kommentarii k Kodeksu Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh. Ch. 2; pod obshch. red. L.V. Chistyakovoi [Elektronnyi resurs]. Dostup iz SPS «Garant».

10. Martynov O.K. K voprosu ob osobennostyakh privlecheniya k administrativnoi otvetstvennosti za neuplatu administrativnogo shtrafa // Epomen. - 2020. - № 49. - S. 232-233.

11. Osintsev D.V. Administrativnaya otvetstvennost': uchebnik. - 3-e izd., ispr. i dop. - Moskva: Yurait, 2020. - 120 s.

(статья сдана в редакцию 02.07.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.