Научная статья на тему 'НЕУПЛАТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

НЕУПЛАТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / НЕУПЛАТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ОСОБЕННОСТИ / МИРОВОЙ СУДЬЯ / ПРОТОКОЛ / CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES / CUSTOMS AUTHORITIES / FAILURE TO PAY AN ADMINISTRATIVE FINE / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY / LEGAL STRUCTURE / FEATURES / MAGISTRATE / PROTOCOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоров Евгений Иванович

Статья посвящена правовым и организационным вопросам, связанным с ответственностью за неуплату административного штрафа за правонарушения в сфере таможенного дела. Автор исследует сущность понятия, правовую природу и особенности административной ответственности за данное правонарушение, а также порядок процессуального оформления и пути совершенствования правоприменительной практики по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сидоров Евгений Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAILURE TO PAY AN ADMINISTRATIVE FINE FOR CUSTOMS VIOLATIONS: LEGAL BASIS AND FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

The article is devoted to legal and organizational issues connected with liability for failure to pay an administrative fine for customs violations. The author studies the essence of the concept, legal nature and features of administrative responsibility for this offense as well as the process of registration and ways to improve law enforcement practice in this area.

Текст научной работы на тему «НЕУПЛАТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

10. Панченко В. И. Механизм валютного регулирования и особенности его действия в современных условиях // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 16-17 ноября 2017 г.): в 2 ч. Ч. I. Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2017. С. 261-268.

Е. И. Сидоров

НЕУПЛАТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья посвящена правовым и организационным вопросам, связанным с ответственностью за неуплату административного штрафа за правонарушения в сфере таможенного дела. Автор исследует сущность понятия, правовую природу и особенности административной ответственности за данное правонарушение, а также порядок процессуального оформления и пути совершенствования правоприменительной практики по данному направлению.

Ключевые слова: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; таможенные органы; неуплата административного штрафа; правоохранительная деятельность; юридический состав; особенности; мировой судья; протокол.

E. I. Sidorov

FAILURE TO PAY AN ADMINISTRATIVE FINE FOR CUSTOMS VIOLATIONS: LEGAL BASIS AND FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

The article is devoted to legal and organizational issues connected with liability for failure to pay an administrative fine for customs violations. The author studies the essence of the concept, legal nature and features of administrative responsibility for this offense as well as the process of registration and ways to improve law enforcement practice in this area.

Keywords: Customs code of the Eurasian Economic Union; Code of the Russian Federation on administrative offenses; customs authorities; failure to pay an administrative fine; law enforcement activity; legal structure; features; magistrate; protocol.

В настоящее время в связи с созданием и функционированием Евразийского экономического союза роль Федеральной таможенной службы (ФТС России) как органа исполнительной власти остается значительной. Таможенные органы в своей деятельности осуществляют ряд функций, в том числе по защите экономической безопасности государства. В связи с этим одним из важнейших направлений их деятельности продолжает оставаться правоохранительная функция.

Составной частью правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 354 Таможенного кодекса

Евразийского экономического союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством стран - членов Союза [1].

Наряду с этим в ч. 5 ст. 235 и ч. 14 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации (РФ) к компетенции таможенных органов, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством [2].

Следует отметить, что, несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество административных дел, возбужденных таможенными органами, остается значительным и демонстрирует тенденцию к росту. Как показывает анализ правоприменительной практики ФТС России, за 2016 г. возбуждено 85 523 дела, за 2017 г. - 119 327, за девять месяцев 2018 г. -108 417 дел [3].

В настоящее время в гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), действующей в ред. от 06.12.2011 № 409-ФЗ, с изменениями и дополнениями, установленными Федеральным законом от 23.06.2016 № 207-ФЗ, содержится 24 статьи и 42 состава правонарушения.

Кроме составов правонарушений, предусмотренных гл. 16 КоАП РФ, к компетенции таможенных органов относится значительный ряд статей и составов, закрепленных в других главах КоАП РФ. Одним из таких составов является «неуплата административного штрафа», ответственность за которую предусмотрена ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. По данному правонарушению должностные лица таможенных органов имеют право возбуждать дела, составлять протоколы и другие процессуальные документы. Например, в 2015 г. по данному составу возбуждено 2 189 дел; в 2016 г. - 2 797, в 2017 г. - 3 941 дело, что свидетельствует о значительном росте количества данных правонарушений. Вышеуказанный состав входит в ст. 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания» КоАП РФ и предусматривает следующие санкции: «наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов» [4], что свидетельствует о высокой общественной опасности указанных административных правонарушений.

Юридический состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, введен в действие с декабря 2003 г. и претерпел ряд изменений (были введены административный арест и обязательные работы). Данное правонарушение посягает на общественный порядок, необходимость соблюдения и охраны которого вытекает из обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка. Объективная сторона правонарушения выражается в неуплате

наложенного административного штрафа в установленный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ срок. Субъектами рассматриваемых правонарушений выступают физические, юридические и должностные лица. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

В настоящее время механизм привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ выглядит следующим образом. Административный штраф, назначенный за правонарушения в сфере таможенного дела, должен быть уплачен в полном размере физическим или юридическим лицом, привлеченным к административной ответственности, по общему правилу, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Срок давности привлечения к административной ответственности за неуплату административного штрафа составляет три месяца. Необходимо учитывать, что неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с 61-го дня после вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Следует обратить особое внимание на необходимость точного установления даты вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, за неуплату которого возбуждено дело по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. По общему правилу, такое постановление вступает в законную силу после истечения установленного для обжалования срока (десять суток), т. е. на 11-й день после дня вручения или получения копии постановления в соответствии с ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, если указанное постановление не было обжаловано.

В соответствии с законодательством административный штраф, являясь основным видом наказания, предусмотренным за совершение административных правонарушений, представляет собой денежное взыскание, выражается в рублях и устанавливается в определенных размерах и величинах. Автор разделяет мнение А. В. Жильцова, который отмечает, что «достаточно серьезным выглядит вопрос, касающийся возможности реализации принципа индивидуализации при назначении административного штрафа за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. На наш взгляд, закрепление в рассматриваемой норме абсолютно-определенного размера административного штрафа выглядит нецелесообразным, так как не позволяет учесть при вынесении постановления обстоятельства совершения противоправного деяния и личность виновного» [5].

При этом сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в данной области и в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Автор согласен с мнением И. В. Зырянова, который отмечает, что «эффективность применения административного штрафа как административного наказания и меры административной ответствен-

ности непосредственно зависит от степени исполнения постановлений о его назначении. Однако, в силу сложившихся в России неправовых традиций обязанные лица зачастую злостно уклоняются от уплаты штрафа, вследствие чего не соблюдается принцип неотвратимости» [6, с. 1]. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока - 60 дней - должностное лицо подразделения таможенного органа, в функции которого входит организация работы по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, вынесшее постановление, изготавливает второй экземпляр данного постановления и направляет его в течение десяти суток для исполнения в службу судебных приставов. Кроме того, должностное лицо подразделения таможенного органа, в функции которого входит организация работы по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. В протоколе должны содержаться следующие данные:

- дата назначения административного штрафа и его размер (величина);

- дата вступления постановления в законную силу;

- дата истечения срока отсрочки или рассрочки платежа;

- факт неуплаты административного штрафа добровольно;

- место совершения правонарушения, т. е. место жительства правонарушителя либо место нахождения юридического лица;

- дата совершения правонарушения (дата истечения 60 дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу либо дата истечения срока отсрочки или рассрочки платежа). Данный протокол отправляется на рассмотрение мировому судье по месту совершения правонарушения. К протоколу об административном правонарушении прилагаются: копия постановления по делу об административном правонарушении с отметкой о его вступлении в законную силу, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, доказательства неуплаты суммы административного штрафа (выписка из электронной базы данных и т. п.), информация о получателе административного штрафа.

По общему правилу, данный протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, не уплатившего административный штраф. Составление протокола в отсутствие этого лица допускается, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ). В этом случае к материалам дела прикладываются почтовое уведомление об извещении правонарушителя о явке для составления протокола об административном правонарушении и данные, подтверждающие факт направления указанному лицу копии этого протокола. Протокол об административном правонарушении также может быть составлен в отсутствие лица, не уплатившего штраф, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, разъяснены права и обязанности.

Надлежащее уведомление лица о времени и месте составления протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ определяется положением постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5: лицо, в отношении которого ведется

производство по делу, считается извещенным также и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу [7].

Исходя из этого, должностные лица подразделения таможенного органа, в функции которого входит организация работы по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, должны принимать все возможные действия для быстрого уведомления лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, используя при этом любые доступные средства связи, позволяющие контролировать получение информации лицом, которому она направлена (телеграммой, письмом с уведомлением, нарочным способом и т. д.). При наличии у таможенного органа сведений о нескольких адресах должника уведомления необходимо направлять по всем адресам.

Однако, как показывает правоприменительная практика, нередки случаи нарушения сроков уплаты штрафов должниками по вине должностных лиц таможенных органов, а именно:

- ненадлежащее уведомление либо неуведомление лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении;

- возбуждение дела об административном правонарушении после истечения срока давности привлечения к административной ответственности;

- преждевременное возбуждение дела об административном правонарушении, без проведения проверки наличия события либо до наступления дня истечения установленного законом срока уплаты лицом административного штрафа [8].

Поэтому, как определяет И. В. Зырянов, обстоятельством, способствующим неполному исполнению постановлений об административном штрафе, является сложность квалификации и производства по делам о привлечении к административной ответственности за неуплату административного штрафа по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ; связано это, прежде всего, со сбором доказательств, определением места совершения административного правонарушения, а также с отсутствием методики осуществления производства по данному составу [6, с. 2].

При этом мировой судья, получивший материалы по данному правонарушению, которые соответствуют требованию законодательства, обязан в двухмесячный срок со дня получения рассмотреть данное дело и назначить один из следующих видов наказания: административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1 тыс. руб., либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов, которые были введены в целях исправления неудовлетворительной ситуации с исполнением этого вида наказания для лиц, уклоняющихся от уплаты административного штрафа.

В настоящее время особенностями административной ответственности за неуплату административного штрафа являются:

- регулирование ее не только нормами КоАП РФ, но и федеральными законами от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об исполнительном производстве» и др.;

- применение ее к физическим, юридическим и должностным лицам, в том числе участникам внешнеэкономической деятельности;

- назначение за данное правонарушение следующих видов административных наказаний: административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 тыс. руб., административного ареста на срок до 15 суток; обязательных работ на срок до 50 суток;

- назначение только судами (мировыми судьями);

- прекращение большого количество дел по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, по ст. 28.9 КоАП РФ (в большинстве случаев истечение срока давности привлечения к административной ответственности) и 29.9 КоАП РФ. Так, например, судьями в 2015 г. по данным основаниям прекращено 194 дела (13%), в 2016 г. - 427 (23%) и в 2017 г. - 836 (24%) дел;

- сложность квалификации и производства по данному правонарушению, что вызывает определенные трудности при рассмотрении дела в суде, особенно когда лицо, в отношении которого ведется производство, не было доставлено в суд и уклоняется от явки.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. В современных условиях производство по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ «неуплата административного штрафа» является одним из сложных составов, что влечет прекращение дела как на стадии возбуждения, так и на стадии рассмотрения. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование административного законодательства с целью повышения эффективности и соблюдения законности при применении административной ответственности за данное правонарушение. Целесообразным представляется перераспределение полномочий по рассмотрению дел по вышеуказанному составу при назначении административного наказания в виде административного штрафа между судьями, таможенными и другими органами, уполномоченными возбуждать дела об административных правонарушениях данной категории.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www. eaeunion.org.

2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов РФ (данные за 2016 г. - 9 месяцев 2018 г.).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Жильцов А. В. О возможности индивидуализации наказания за неуплату административного штрафа в срок, установленный законом // Закон и право. 2010. № 3. С. 62-64.

6. Зырянов И. В. Актуальные аспекты взыскания административных штрафов и привлечения лиц, уклоняющихся от их уплаты, к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ: региональный опыт // Концепт. 2014. Спец. выпуск. № 15.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Архив ФТС России.

8. Письмо ФТС России от 15.04.2008 № 01-11/14890 «О соблюдении процессуальных норм при возбуждении дел по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ» [Электронный ресурс]. URL: customs. consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.