техники. Установление санитарно-защитной зоны и соблюдение ее требований, своевременная модернизация исследовательских реакторов, соблюдение правил эксплуатации исследовательскими институтами гарантируют надёжное обоснование и поддержание на должном уровне безопасности объектов ядерной энергетики любого уровня потенциальной опасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне: СП 165.1325800.2014// Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90 - М. (Дата введения 201412-01)
2. СанПиН 2.6.1.23-03 "Гигиенические требования к проектированию и эксплуатации ядерных реакторов исследовательского назначения СП ИР-03".
3. Гончаров В.В. Исследовательские реакторы // Советская атомная наука и техника: сборник статей. - 1967.
УДК 17 (075.8)
И.В. Зубов, Н.С. Роговец
ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ
В настоящей статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с порядком применения ведомственных нормативных правовых актов Вооруженных Сил Российской Федерации (Общевоинских Уставов) в отношении сотрудников МЧС России. Для ответа на поставленные вопросы, в статье представлены результаты развернутого анализа нормативных установлений и сформулированы механизмы применения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации в системе внутренней службы МЧС России.
Ключевые слова: Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, закон, нормативный правовой акт, ведомственный нормативный правовой акт, локальный нормативный правовой акт, аналогия права, аналогия закона, преамбула, военнослужащий, сотрудник МЧС России, внутренняя служба.
I. V. Subov, N.S. Rogovec
ORDER OF APPLICATION OF PUBLIC DEPARTMENTS OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN RESPECT OF EMPLOYEES EMERCOM OF RUSSIA
This article addresses problematic issues related to the procedure for the application of departmental normative legal acts of the Armed Forces of the Russian Federation (Charters) in relation to the EMERCOM of Russia staff. To answer the questions posed, the article presents the results of a comprehensive analysis of regulatory establishments and formulates the mechanisms for applying the general military charters of the Armed Forces of the Russian Federation in the internal service system of the EMERCOM of Russia.
Keywords: General military statutes of the Armed Forces of the Russian Federation, law, regulatory legal act, departmental regulatory legal act, local regulatory legal act, analogy of law, analogy of the law, preamble, soldier, employee of the Emergencies Ministry of Russia, internal service.
Вопрос о применении Общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации в системе внутренней службы МЧС России сложный и неоднозначный, однако, имеет большое практическое значение. В условиях ведения боевых действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, наводнений, тушения пожаров и т.п. неизбежно взаимодействия между военнослужащими и сотрудниками МЧС России. В этих условиях практическое знание и применение Общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечит четкое регулирование отношений и понимание специфики выполняемых задач между различными силовыми структурами государства (в нашем случае армией и МЧС России).
Сегодня в МЧС России проходят службу (работают) военнослужащие, сотрудники МЧС России и государственные служащие и работники. Нас, прежде всего, интересует вопрос, о возможности применения Общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации в отношении наиболее многочисленной категории лиц системы МЧС России -сотрудников МЧС России (в системе внутренней службы).
В настоящий момент в Российской Федерации действуют 5 уставов: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации [2], Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации [4], Устав гарнизонной комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации [3], Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации [5], Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации [1]. Для понимания механизма применения Общевоинских Уставов в системе внутренней службы МЧС России, необходимо определить:
1) круг лиц, на которых они распространяют свое действие;
2) какие из вышеперечисленных Уставов могут применяться;
3) определить сам порядок применения Уставов.
1. Круг лиц, на которых Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации распространяют свое действие.
Анализ преамбулы к Общевоинским Уставам Вооруженных Сил Российской Федерации позволяет однозначно сделать вывод о том, что они распространяют свое действие:
- на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации;
- на военнослужащих других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы (имеются ввиду только военнослужащие);
- на лиц гражданского персонала, замещающие воинские должности;
- на граждан, призванных на военные сборы [1; 2; 3; 4; 5].
Необходимо отметить, среди действующих законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе внутренней службы МЧС России нет ни одного, который бы распространял действие Общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации на сотрудников МЧС России. Следовательно, Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации по кругу лиц не могут распространять свое действие на сотрудников МЧС России. Однако на практике, в системе внутренней службы МЧС России имеет место постоянное фактическое (можно сказать и ежедневное) применение норм Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Далее проанализируем, какие нормы Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации фактически применяются в системе внутренней службы МЧС России.
2. Анализ общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации на предмет их применения (возможности применения) в отношении сотрудников системе МЧС России:
- Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации [2]. В системе внутренней службы МЧС России ряд вопросов, непосредственно связанных с организацией
внутренней службы, в правовом отношении не урегулирован (имеют место только нормы общего характера), и здесь фактически применяются (могут применяться) правила, изложенные в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (взаимоотношения между военнослужащими, порядок отдачи приказа и его выполнение, правила воинской вежливости и поведения, порядок, прохождения службы курсантами в системе учебных заведений, несение службы в нарядах, должностные обязанности в учебно -строевых подразделениях, внутренний порядок и т.п.);
- Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации [4] в системе внутренней службы МЧС России не применяется по причине урегулированности вопросов служебной дисциплины с помощью специализированных законов и ведомственных нормативных правовых актов;
- Устав гарнизонной комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации [3] в системе внутренней службы МЧС России не используется, за исключением положений связанных, с торжественными построениями и похоронными мероприятиями;
- Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации [5] используются в системе внутренней службы МЧС России в полном объеме;
- Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации [1] в системе внутренней службы МЧС России не применяется.
3. Порядок применения Общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации в системе внутренней службы МЧС России
Исходя из анализа вышесказанного, сложившегося порядка вещей, традиций, деловых обыкновений и реальных жизненных ситуаций, применение Общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской_Федерации в системе МЧС России (в объеме, изложенном в п. 2 настоящей статьи) осуществляется исходя из 2-х правил, изложенных ниже.
Правило применения Общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации по аналогии закона и права. Задача аналогии заключается в том, чтобы разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления правовых пробелов: аналогию закона и аналогию права. В первом случае отыскивается и применяется норма, сходная с другими нормами закона или иного нормативного акта. Во втором случае, когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом и принципами действующего права.
Правило применения общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации в виде локальных нормативных актов. В данном случае берутся нормы, содержащиеся в Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, изменяется терминология (например, термин «военнослужащий» заменяется на «сотрудника МЧС России»), и уточняются конкретные условия в соответствии с целями по регулированию конкретных отношений. Затем, данный документ утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия, получая при этом статус локального нормативного акта [6, с. 9].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержден Указом Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (в ред. Указов Президента РФ от 17.12.2016 № 656, от 07.12.2016 № 656, от 16.05.2017 № 210, 17.06.2017 № 270) // СЗ РФ, 30.03.2015, N 13, ст. 1909.
2. «Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (в ред. Указов
Президента РФ от 14.01.2011 № 38, от 29.07.2011 № 1039, от 14.01.2013 № 20, от 01.07.2014 № 483, от 25.03.2015 № 161, от 16.05.2017 № 210) // СЗ РФ от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.
3. «Устав гарнизонной комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержден Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (в ред. от 14.01.2011 № 38, от 29.04.2011 № 561, от 29.07.2011 № 1039, от 14.0301.2013 № 20 01.07.2014 № 483, от 25.03.2015 № 161, от 07.12.2016 № 657, от 16.05.2017 № 2010) // СЗ РФ от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.
4. «Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495, (в ред. Указов Президента РФ от 23.10.2008 № 1517, от 14.01.2011 № 38, от 29.07.2011 № 1039, от 14.01.2013 № 20, от 01.07.2014 № 483, от 25.03.2015 № 161, от 02.01.2017 № 5, от 16.05.2017 № 2010) // СЗ РФ от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.
5. «Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации», введен в действие приказом Минобороны РФ от 11.03.2006 № 111. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http: // www.consultant.ru/document (дата обращения: 23.03.2019 г.
6. Зубов, И.В. Нормативный характер профессиональной этики сотрудников ГПС МЧС России. Принципы профессиональной этики в противопожарной службе: учебное пособие для курсантов, студентов и слушателей / И.В. Зубов - Воронеж: Воронежский институт ГПС МЧС России, 2015. - 28 с.
УДК 339.7
И.В. Зубов, О.А. Утенков
ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МИРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ
В настоящей статье рассмотрены два подхода по обоснованию причин возникновения современных мировых экономических (финансовых) кризисов. Основная задача работы - на примере анализа протекания мирового экономического кризиса 2008 г. доказать его не случайность и организованный характер, а также выявить его организаторов и установить цели которых они достигли.
Ключевые слова: кризис, мировой экономический кризис, федеральная резервная система США, ставка ФРС США, ипотечное кредитование, фондовый рынок, ценные бумаги, виртуальные активы, ипотечное брокерское агентство, коммерческий банк, инвестиционный банк, деривативы.
I. V. Subov, O.A. Utenkov
TO THE QUESTION OF THE CAUSES OF THE EMERGENCE OF WORLD ECONOMIC CRISES
This article considers two approaches to justify the causes of the emergence of modern world economic (financial) crises. The main task of the work is to prove it not by chance and organized by the example of the analysis of the course of the global economic crisis of 2008, and also to reveal its organizers and the goals of which they achieved.
Keywords: crisis, world economic crisis, US Federal Reserve, US Federal Reserve rate, mortgage lending, stock market, securities, virtual assets, mortgage broker agency, commercial bank, investment bank, derivatives.