УДК 342
Маринова Светлана Шамилевна
кандидат исторических наук,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) Marinova. svetlana@mail. ru Кандрина Ирина Алексеевна кандидат исторических наук,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,
Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)
Svetlana Sh. Marinova
PhD in historical sciences, associate Professor
of the Department of state and legal disciplines,
Sredne-Volzhsky Institute (branch) of RSUJ
Irina A. Candrina
PhD in historical sciences, associate Professor of the Department of state and legal disciplines, Sredne-Volzhsky Institute (branch) of RSUJ [email protected]
Порядок пересмотра и внесения поправок и изменений в Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации
Procedure for review and amendment and the amendments to the Constitution (statutes) of constituent entities of the Russian Federation
Аннотация. Важным аспектом обеспечения стабильности действия регионального законодательства и в первую очередь Конституций и Уставов субъектов РФ, это четкая регламентация категориального аппарата в отношении пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституции и Уставы субъектов РФ. На практике данному вопросу, исходя из анализа действующего законодательства, уделяется недолжное внимание. Авторы проводят сравнительное исследование, как регулируются данные вопросы исходя из положений, закрепленных в Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституции (уставы) субъектов РФ, пересмотр, внесение поправок, изменения Конституции (устава) субъекта РФ, законодательные (представительные) органы субъекта РФ, субъекты законодательной инициативы.
Annotation. An important aspect of ensuring the stability of the regional legislation and primarily comprised and seen of the constituent entities of the Russian Federation, this jet regiment categorical apparatus in relation to the setting of the
national Assembly of amendments and changes to the Constitution and Charters of subjects of the Russian Federation. In practice, this issue, based on the analysis of the current legislation, attention is paid to Nadal. The authors carried out a study of the Spaniel, as governed by the data question based on the provisions of the screen Constitute and Charters of subjects of the Russian Federation.
Keywords: The Constitution (statutes) of constituent entities of the Russian Federation, revision, amendment, changing the Constitution (Charter) of a subject of the Russian Federation, legislative (representative) bodies of subject of the Russian Federation, subjects of legislative initiative.
Рассматривая вопрос о конституционных поправках и пересмотре Конституции РФ, законодатель определяет несколько понятий связанные с данной процедурой установленные главой 9 Конституции РФ, такими понятиями являются «пересмотр», «внесение поправок» и «изменения ст. 65 Конституции РФ определяющий состав субъектов Российской Федерации». Если речь идет о пересмотре Конституции РФ то это относится к главам 1,2 и 9 Конституции РФ, которые не могут быть предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ. Процедура внесение поправок относится к главам с 3 по 8 Конституции РФ, которые являются предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ, при соблюдении определенной процедуры. Интерес вызывает конструкция ст. 135 Конституции РФ, что в случае пересмотра глав 1,2 и 9 Конституции РФ созывается отдельный орган, такой как Конституционное Собрание РФ, которое призвано решить вопрос о неизменности Конституции РФ или Конституционное Собрание разрабатывает проект новый Конституции РФ. Такая процедура, несомненно, указывает на жесткий порядок пересмотра Конституции РФ, а именно основных ее начал составляющих фундамент нашего государства.
Опираясь на ст. 5 Конституции РФ субъекты РФ могут иметь свою Конституцию (устав). В республиках - это Конституция, поскольку в состав Российской Федерации они входят как правовые демократические государства, а в других субъектах это устав, поскольку в составе Российской Федерации они имеют статус государственно-территориального образования (края, области, города федерального значения) или государственно-национального образования (автономный округ и автономная область) в составе Российской Федерации. Каким же образом вопрос о пересмотре и внесении поправок в Конституции (уставы) решается на уровне субъектов РФ и какой категориальный аппарат имеется в законодательстве субъектов в составе РФ.
Какие субъекты разграничивают понятия «пересмотр», «внесение поправок» и «внесение изменений в наименование административно -территориальных единиц субъекта РФ» воспроизводя усложненный порядок по аналогии с Конституцией РФ, а какие субъекты выбирают более упрощенный порядок внесение изменений при этом относя данную процедуру к полномочиям законодательного (представительного) органа власти субъекта в составе РФ.
Конституция Республики Дагестан в главе 10 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» [8] четко определяет весь категориальный аппа-
рат, определяя, что пересмотр Конституции Дагестан в отношении глав 1,2 и 10 не может быть предметом рассмотрения Народного Собрания Республики Дагестан. При этом созывается отдельный орган такой как Конституционное Собрание. Кроме того в Республики Дагестан принят Закон от 23 ноября 2010 года № 67 «О Конституционном Собрании» [10]. Необходимо отметить, что данный закон по аналогии с Конституцией РФ отсутствует на федеральном уровне. Процедуру внесение поправок в отношении глав с 3 по 9 Конституции Дагестан относит к компетенции законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Очень четко Конституция в ст. 105 определяет процедуру внесения изменения нового наименования района, города республиканского значения или их упразднения новое наименование административно-территориальной единицы подлежит включению в статью (исключению из статьи) 57 Конституции Республики Дагестан указом Главы Республики Дагестан.
Таким образом, Конституция Республики Дагестан максимально точно и ответственно подошла к решению с юридической точки зрения к данному вопросу.
Конституция Республики Мордовия в главе 10 «Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции Республики Мордовия» [4] не разграничивает понятия в отношении процедуры внесения изменений, которые по всей вероятности могут касаться и отдельных положений глав Конституции Республики Мордовия и положений отдельной статьи 63 Конституции определяющей административно-территориальное устройство субъекта. Непонятным остается и вопрос, вытекающий из содержания ст. 112 Конституции, что может стать основанием пересмотра Конституции Республики Мордовия, так как из содержании главы 10 Конституции, не предусматривается отдельная защита, к примеру глав 1,2 и 10 Конституции РМ, что, по всей видимости, данные главы могут быть предметом рассмотрения по вопросу внесения изменений Государственным Собранием РМ. Необходимо отметить, что Конституция Республики Мордовия принималась отдельным органом Конституционным Собранием, о котором в главе 10 Конституции Мордовии уже не упоминается.
Такой же подход сохраняется и в Конституции Республики Татарстан. Раздел VII «Порядок принятия Конституции Республики Татарстан и внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан»[1] не содержит четкого разграничения понятий, что может стать причиной смены Конституции Республики Татарстан, и что является основанием внесения изменений в Конституцию, так как предусматривается единая процедура. Так же хотелось бы отметить, что в случае необходимости принятия новой Конституции Татарстана, кто должен заниматься ее разработкой, тоже не указано.
Несколько иная ситуация обстоит в отношении Конституции Республики Адыгея, в которой в главе 9 «Вступление в силу и порядок изменения Конституции Республики Адыгея» [2] предусмотрено положение об изменениях и дополнениях Конституции Республики Адыгея которые, принимаются Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея в форме конституционных законов Республики Адыгея. Но есть одна отличительная особенность: ч. 2 ст. 110
Конституции закрепляет, что «положения раздела I Конституции Республики Адыгея могут быть пересмотрены Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея при наличии положительного заключения Конституционного Суда Республики Адыгея». Таким образом, в отношении раздела первого «Основы конституционного строя» установлена дополнительная гарантия защиты со стороны Конституционного Суда Республики.
Конституция Республики Алтай в главе XVIII «Внесение поправок и пересмотр Конституции», имеет свои специфические черты, среди которых ст. 150 Конституции[7], где установлено, что субъектом пересмотра Конституции Республики Алтай могут быть граждане в порядке правотворческой инициативы, поддержанной подписями не менее трех тысяч избирателей, проживающих в Республике Алтай. Таким образом, граждане Республики Алтай имеют право правотворческой инициативы. Подобное положение содержится и в Уставе Приморского края, где пункт 1 части 1 ст. 74 Устава устанавливает, что «предложения о внесении изменений в Устав Приморского края могут вносить ... не менее 2 процентов граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Приморского края, обладающих активным избирательным правом»[6]. То есть, вопрос, касающийся любых изменений в Уставе Приморского края, может стать предметом законотворческой инициативы со стороны граждан, проживающих на территории Приморского края.
Своя специфика имеется и в Уставе Забайкальского края где, не уделяется особое внимание вопросу внесения предложений о поправках и пересмотру положений Устава, данному вопросу посвящены две статьи 110 и 111 в Раздела V «Заключительные и переходные положения» [9].
Устав Амурской области также не имеет отдельной главы по вопросу внесения поправок в Устав, а согласно ст. 81 Устава устанавливает, что процедура внесения изменений в Устав (основной Закон) Амурской области устанавливается Регламентом Законодательного Собрания»[5].
Особая специфика предусматривается в Уставе города Москвы, в котором вопросу о поправках в Устав посвящена отдельная глава 12.1, где в части 4 ст. 79.1 предусматривается, что «проект закона города Москвы о внесении поправок в Устав в течение пяти дней со дня его внесения направляется Мэру Москвы для дачи заключения и принимается к рассмотрению на заседании Московской городской Думы после представления указанного заключения. Заключение Мэра Москвы должно быть представлено в течение 35 дней со дня внесения проекта закона города Москвы»[3].
Как показывает анализ Конституций и Уставов субъектов Российской Федерации единообразного подхода по вопросу внесения поправок и пересмотр Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации не наблюдается, а так же не выработан единый категориальный аппарат по аналогии с Конституцией РФ, что на практике может вызывать существенную необходимость дополнительного регулирования данного вопроса со стороны законодательных (представительных) органов субъектов РФ, заранее не установленные региональным законодательством в полной мере.
Литература:
1. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 // Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1992. № 9-10. Ст. 166.
2. Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 (принята сессией ЗС (Хасэ) - Парламента РА 10.03.1995) // Ведомости ЗС (Хасэ) - Парламента РА. 1995. №16.
3. Закон г. Москвы от 28.06.1995 (ред. от 20.09.2017) «Устав города Москвы» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/3607978. Дата обращения: 02.01.2018.
4. Конституция Республики Мордовия (принята Конституционным Собранием РМ21.09.1995) // Известия Мордовии. 1995. 22 сентября. № 180.
5. Закон Амурской области от 13.12.1995 № 40-0З «Устав (основной Закон) Амурской области» (принят Амурским областным Собранием 16.11.1995) // Амурская правда. 1995. № 295-296.
6. Устав Приморского края от 06.10.1995 № 14-КЗ (принят Думой Приморского края 12.09.1995) // Устав Приморского края (опубликован в виде отдельного издания). 1995. 16 октября.
7. Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (принята Законом РА от 7 июня 1997 г. № 21-4) // Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. 1997. № 21 (июнь).
8. Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным Собранием 10.07.2003) // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2003. № 7.Ст. 503.
9. Закон Забайкальского края от 17.02.2009 № 125-ЗЗК «Устав Забайкальского края» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 11.02.2009) // Забайкальский рабочий. 2009. № 30.
10 Закон Республики Дагестан от 23 ноября 2010 года № 67 «О Конституционном Собрании» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/895275762. Дата обращения: 02.01.2018.
Literature:
1. The Constitution of the Republic of Tatarstan dated 06.11.1992 // Bulletin of the Supreme Council of Tatarstan. 1992. No. 9-10. St. 166.
2. The Constitution of the Republic of Adygea dated 10.03.1995 (adopted by the session of the AP (Hase) - the Armenian Parliament 10.03.1995) // Bulletin of ZS (Hase) - the Armenian Parliament. 1995. No. 16.
3. The law of Moscow from 28.06.1995 (ed. by 20.09.2017) "the Charter of the city of Moscow" [Electronic resource] // URL: http://docs.cntd.ru/document/3607978. Date of access: 02.01.2018.
4. The Constitution of the Republic of Mordovia (adopted by the constituent Assembly RM21.09.1995) // news of Mordovia. 1995. September 22. No. 180.
5. Law of the Amur region dated 13.12.1995 No. 40-OZ "Charter (basic Law) of Amur oblast" (adopted by the Amur regional Assembly 16.11.1995) // Amur truth. 1995. No. 295-296.
6. The Charter of the Primorsky territory on 06.10.1995 No. 14-KZ (adopted by the Duma of Primorsky Krai 12.09.1995) // the Charter of the Primorsky region (published in a separate edition). 1995. 16 Oct.
7. The Constitution of the Altai Republic (the Basic Law) (adopted by the Law of 7 June 1997 No. 21-4) // Bulletin of the State Assembly - El Kurultai of the Altai Republic. 1997. No. 21 (June).
8. The Constitution of the Republic of Dagestan (adopted by the constituent Assembly 10.07.2003) // meeting of the legislation of the Republic of Dagestan. 2003. No. 7.St. 503.
9. The law of Transbaikalian edge from 17.02.2009 No. 125-SSK "Charter Sa-bai-Baikal region" (adopted by the Legislative Assembly of Zabaykalsky Krai 11.02.2009) //Zabaykalsky work. 2009. No. 30.
10 The Law of the Republic of Dagestan dated 23 November 2010 № 67 «About the constitutional Meeting» [Electronic resource] // URL: http://docs.cntd.ru/document/895275762. Date of access: 02.01.2018.