Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения принципа светского государства в законодательстве субъектов федерации (на примере Юга России)'

Проблемы обеспечения принципа светского государства в законодательстве субъектов федерации (на примере Юга России) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА / SOUTH FEDERAL DISTRICT / NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT / SECULAR STATE / RELIGIOUS FREEDOM / THE LEGISLATION OF REGIONS OF FEDERATION / THE NATIONAL REPUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савина Александра Александровна

Южный федеральный округ и Северо-Кавказский округ являются самыми многонациональными многоконфессиональными регионами нашей страны. В данной статье будет проанализировано законодательство субъектов Юга России в сфере реализации принципа светскости, где особый интерес представляют собой нормативные акты национальных республик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of maintenance of a principle of the secular state In the legislation of subjects of Federation (on an example of the South of Russia)

Southern Federal District and the North Caucasian district are the multinational multi-religious regions of our country. This article will examine the regions of legislation the South of Russia in the implementation of the principle of secularism, where particular interest is the normative acts of the national republics.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения принципа светского государства в законодательстве субъектов федерации (на примере Юга России)»

4.10. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЮГА РОССИИ)

Савина Александра Александровна, преподаватель кафедры права филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина» в г. Кропоткине Краснодарского края.

krpfmgou@mail. ru

Аннотация: Южный федеральный округ и Северо-

Кавказский округ являются самыми многонациональными многоконфессиональными регионами нашей страны. В данной статье будет проанализировано законодательство субъектов Юга России в сфере реализации принципа светскости, где особый интерес представляют собой нормативные акты национальных республик.

Ключевые слова: Южный федеральный округ, СевероКавказский федеральный округ, светское государство, свобода вероисповедания, законодательство субъектов федерации, национальная республика.

PROBLEMS OF MAINTENANCE OF A PRINCIPLE OF THE SECULAR STATE IN THE LEGISLATION OF SUBJECTS OF FEDERATION (ON AN EXAMPLE OF THE SOUTH OF RUSSIA)

Savina Alexandra Aleksandrovna, The teacher of chair of the right of branch FGBOU VPO «the Moscow state open university of V.S. Tchernomyrdin» in IKopotldn ofKrasnodar territory.

krpfmgou@mail.ru

Annotation: Southern Federal District and the North Caucasian district are the multinational multi-religious regions of our country. This article will examine the regions of legislation the South of Russia in the implementation of the principle of secularism, where particular interest is the normative acts of the national republics.

Keywords: South Federal District, North Caucasian Federal District, secular state, religious freedom, the legislation of regions of federation, the National Republic.

В настоящее время существует многообразие мнений по поводу дефиниции светского государства. Нам представляется наиболее удачным тезис А.В. Мещеряковой согласно которому: «светское государство - это такой способ организации публичной (политической) власти, при котором государство и церковь отделены и в то же время взаимодействуют друг с другом, отсутствует государственная или официальная религия, обеспечиваются равенство религиозных объединений, свобода совести и равноправие граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных образований в различных сферах жизни общества1.

Особо следует подчеркнуть тот момент, что светское государство обеспечивает право на свободу совести и право на свободу вероисповедания.

1 Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ. Диссерт. канд. юрид. наук, Пенза, 2009. 200с.

Во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года2 провозглашено, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии». Правовые основания свободы совести и свободы вероисповедания содержатся также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года3, в международном Пакте о гражданских и политических правах 1966 года4 и др.

В соответствии со статьей 14 Конституции Российской Федерации5: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Статья 28 Конституции РФ закрепляет, что каждому гарантируется свобода совести, включающая определенный набор прав, наличие которых необходимо, для реального осуществления этого принципа. Исходя из этого положения субъекты (края, области, республики) тоже провозглашают принцип светского государства.

Светскость государства - это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. По-мнению А.Д. Сухова «светское государство - это государство, свободное от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни»6. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.

Как светское государство Российской Федерации характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства. Содержание этого положения раскрывает статье 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года « О свободе совести и о религиозных объединениях»7, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а так же военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В

2 Всеобщая Декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. М., 1993.

3 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Под ред. Нулы Моуэл, Катарины Харби, Л.Б. Алексеевой. М., 2001. С.2, 79.

4 Международный Пакт о гражданских и политических правах, принятый и провозглашенный резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 октября 1966 г. (вступил в силу 23 марта 1976 г.) // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 302-320.

5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.

6 Сухов А.Д. « Религия как общественный феномен ». Москва. 1973 г.

7 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465.

то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство - это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Однако в научной литературе бытует мнение, в частности Е. В. Шевелевой8 относительно того, что совершенно необоснованно закрепление в Трудовом Кодексе Российской Федерации9 в числе праздничных (выходных) дней Рождества Христова - православного праздника. Хотя, согласно ТК РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» в субъектах РФ, в которых население исповедует иную религию, может быть установлен и иной праздничный день.

Таким образом, на территории отдельных субъектов федерации наряду с федеральным законодательством о свободе совести и религиозных объединениях действует также собственное законодательство субъектов по данному вопросу. Так, например принцип светского государства, также закреплен в конституциях республик Юга России (Конституция Республики Северная Осетия -Алания от 12 ноября 1994 года10; Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 года11; Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 года12).

В данной статье проанализировано законодательство субъектов Юга России, где особый интерес представляют собой нормативные акты национальных республик. Северный Кавказ является многонациональной территорией, где население исповедует разные религии, что нередко приводит к конфликтам на почве данных различий.

Южный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ (вместе) являются самыми многонациональными многоконфессиональными регионами нашей страны. По официальным данным, в регионе зарегистрировано 3275 религиозных организаций различных конфессий. Как пишет С.Бережной, «конфессиональное пространство региона можно условно разделить на четыре основные части: 40% - религиозные организации Русской православной церкви (РПЦ); 30% -организации мусульман; 27% - протестантские организации и 3% - буддисты и иудеи13.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные

8 Шевелева Е.В. Конституционно-правовое содержание института свободы вероисповедания в Российской Федерации. Автореферат дис. канд. юрид.наук, Ростов-на-Дону, 2006. 26 с.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (ред. от 07.11.2011) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

10 Конституция Республики Северная Осетия-Алания от 12 ноября 1994 г. (в ред. Закона РСО Алания от 19.07.2000 № 10-РЗ, Конституционных законов РСО - Алания от 21.02.2002 № 1-РКЗ и от 25.04.2002 № 8-РКЗ).

11 Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 года Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 (ред. от 08.06.2011) (принята сессией ЗС (Хасэ)) // Собрание законодательства Республики Адыгея. 1997. № 11. Ноябрь.

12 Конституция Республики Дагестан от 10.06.2003. в ред. от 12.10.2005. // Дагестанская правда. 2003. № 159; 2005. № 230

13 http://www.riadagestan.ru/news/

праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Это право специально подтверждено, например, в Законах Республики Адыгея «О свободе совести и религиозных объединениях» (пункт 4 статьи 7 - объявляет Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея)14, Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» (пункт 9 статьи 3 - полномочный орган точно не указан)15, Республики Калмыкия «О свободе совести и вероисповеданий» (абзац первый статьи 17 - полномочный орган точно не указан)16 и органы государственной власти регионов ЮФО и СКФО достаточно активно им пользуются. Среди них в основном республики (за исключением Северной Осетии - Алании), поскольку края и области, находящиеся в пределах ЮФО и СКФО - регионы с преимущественно православным населением, а проблема объявления нерабочими днями православных праздников решается на федеральном уровне.

Так в соответствии с Указом Главы Чеченской Республики от 1 ноября 2011 года №6317 установлено: «в связи с празднованием на территории Чеченской Республики праздника Курбан-Байрам и на основании обращения Духовного управления мусульман Чеченской Республики, руководствуясь частью 7 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях": объявить 6 и 7 ноября 2011 года нерабочими (праздничными) днями на территории Чеченской Республики».

Вообще, исходя из тщательного исследования законодательной базы регламентации свободы вероисповедания, мы разграничиваем регионы в ЮФО и СКФО на четыре группы:

1) характеризующиеся наличием в законодательной форме специальных норм в Конституции (Уставе) и специального закона, регламентирующего свободу вероисповедания (Республика Адыгея: Конституция от 10.03.1995, Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 18.02.2004), Решение Верховного Суда от 20.11.2000.); Республика Дагестан (Конституция, Закон «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» (в ред. Закона от 10.05.2001 № 16, от 12.05.2004 № 14); Волгоградская область (Устав от 17.07.1997, Закон от 27.11.2001. № 634-ОД «О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области»);

2) регулирующие свободу вероисповедания только в Конституции (Кабардино-Балкарская Республика - Закон, посвященный регулированию свободы вероисповедания в республике, был отменен 27 марта 2002 года. Статья 32 Конституции КБР гарантирует каждому свободу вероисповедания, однако не содержит такого важного ее элемента как право свободно менять религиозные убеждения);

3) характеризующиеся отсутствием регламентации свободы вероисповедания (Республика Калмыкия,

14 Закон Республики Адыгея «О свободе совести и о религиозных объединениях в Республике Адыгея» от 12 января 1999г. № 107 (в ред. Закона РА от 13.06.2001 №21).

5 Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 30 декабря 1997 г. № 16.

16 Закон Республики Калмыкия «О свободе совести и вероисповеданий» от 20 октября 1995 г. (в ред. Закона от 23.12.1997 № 961-3, Закона от 03.01.1999 № 7-П-З, Закона от 12.03.1999 № 14-П-З, Закона от 27.10.1999 № 34-И-З).

17 Указ Главы Чеченской Республики от 1.11.2011 N 63 «О нерабочих (праздничных) днях» // Вступил в силу с 6 ноября 2011 года.

Ставропольский край, Астраханская область и Ростовская область);

4) в основных законах соответствующих субъектов упоминание о правах и свободах отсутствует вообще (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Краснодарский край).

Одной из составляющей права на свободу совести и права на свободу вероисповедания является право совершения религиозных обрядов, которое представляет исключительную важность, т.к. его осуществление группой людей, как известно, является одним из признаков религиозного объединения (п. 1 ст. 6 федерального закона о свободе совести). Данное право предусматривается также в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, пункте 1 статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункте 1 статьи 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пункте 4 статьи 16 Итогового документа Венской встречи 1989 г. Законодательство большинства субъектов федерации в ЮФО и СКФО не содержит специального указания на данное право, т.к. в этих субъектах, как правило, отсутствует специальный закон, регулирующий осуществление права на свободу совести, однако в субъектах, где такие законы есть, оно подтверждается и в них. Так, в Законе Республики Адыгея «О свободе совести и религиозных объединениях» в статье 13 Религиозные обряды и церемонии закреплено: «Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах, а также в жилых помещениях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций».

В этой связи мы солидарны с Д. С. Белявским, который считает неплодотворным принятие нормативноправовых актов, которые достигают соответствия федеральному законодательству путём дублирования норм последнего в большей части своего объёма. Возникающие проблемы субъекты должны решать через дополнительное гарантирование и защиту права на свободу совести 18.

В целом нормативные акты регионов в ЮФО и СКФО, посвященные регулированию объема правоспособности и дееспособности религиозных организаций, соответствует федеральному законодательству. Однако наблюдаются противоречия этих актов с федеральным законодательством в части регламентации правомочий, связанных с религиозной литературой и предметами религиозного назначения.

Так согласно статье 21 «Религиозная литература и предметы религиозного назначения» Закона Республики Дагестан от 16 января 1998 года № 5 «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях»: «Религиозные организации вправе производить, приобретать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения с согласия экспертного совета при республиканской религиозной организации соответствующего вероисповедания». Однако представляется, что данное положение проти-

18 Белявский Д. С. Проблемы реализации права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа. Дисс. канд.юрид. наук, Ставрополь, 2004. 236 с.

воречит статье 25 «Осуществление надзора и контроля» Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» где записано, что надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности». Таким образом, региональное законодательство установило дополнительный контролирующий орган относительно деятельности религиозных объединений, чем ухудшило их положение, что является недопустимым. Поэтому считаем целесообразным исключить из Закона Республики Дагестан положение об органе, контролирующем использование предметов религиозного назначения, которое противоречит федеральному законодательству. Предлагается закрепить в законодательстве субъектов федерации в ЮФО и СКФО право религиозных организаций участвовать в рассмотрении органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления вопросов, затрагивающих их деятельность в обществе, закрепленное в настоящее время только в законах Волгоградской области и Республики Дагестан.

Федеральная власть должна предусмотреть на своём уровне комплекс профилактических мер, относительно ознакомления граждан с основами мировых религий в образовательных учреждениях. При этом данный курс должен базироваться на изучении различных вероисповеданий, их сравнительном анализе, а преподавать религиозный предмет в школьных стенах должен светский педагог с педагогическим либо философским образованием, а не священнослужитель. Примечательно, что только Волгоградская область приняла нормативный акт, который содержит статью, посвященную реализации права на свободу вероисповедания в образовательном процессе/Данный опыт является показательным для других субъектов федерации в ЮФО и СКФО.

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:

- на сегодняшний день обеспечение действия принципа светского государства на уровне субъектов ЮФО и СКФО не в полной мере осуществляется посредством регионального нормотворчества;

- действующее законодательство субъектов федерации ЮФО и СКФО нуждается в совершенствовании;

- представляется обязательным повсеместно внедрение в образовательный процесс курса «Мировые религии».

Список литературы:

1. Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной

России: конституционно-правовой анализ. Диссерт.

канд. юрид. наук, Пенза, 2009. 200с.

2. Всеобщая Декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. М., 1993.

3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Под ред. Нулы Моуэл, Катарины Хар-би, Л.Б. Алексеевой. М., 2001. С.2, 79.

4. Международный Пакт о гражданских и политических правах, принятый и провозглашенный резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 октября 1966 г. (вступил в силу 23 марта 1976 г.) // СССР и меж-

дународное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 302-320.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.

6. Сухов А.Д. « Религия как общественный феномен ». Москва. 1973 г.

7. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от

01.07.2011) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ,

29.09.1997, № 39, ст. 4465.

8. Шевелева Е.В. Конституционно-правовое содержание института свободы вероисповедания в Российской Федерации. Автореферат дис. канд. юрид.наук, Ростов-на-Дону, 2006. 26 с.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (ред. от 07.11.2011) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

10. Конституция Республики Северная Осетия-Алания от 12 ноября 1994 г. (в ред. Закона РСО Алания от 19.07.2000 № 10-РЗ, Конституционных законов РСО - Алания от 21.02.2002 № 1-РКЗ и от 25.04.2002 № 8-РКЗ).

11. Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 года Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 (ред. от

08.06.2011) (принята сессией ЗС (Хасэ)) // Собрание законодательства Республики Адыгея. 1997. № 11. Ноябрь.

12. Конституция Республики Дагестан от 10.06.2003. в ред. от 12.10.2005. // Дагестанская правда. 2003. № 159; 2005. № 230.

13. http://www.riadagestan.ru/news/

14. Закон Республики Адыгея «О свободе совести и о религиозных объединениях в Республике Адыгея» от 12 января 1999г. № 107 (в ред. Закона РА от 13.06.2001 №21).

15. [Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 30 декабря 1997 г. № 16.

16. Закон Республики Калмыкия «О свободе совести и вероисповеданий» от 20 октября 1995 г. (в ред. Закона от 23.12.1997 № 96-1-3, Закона от 03.01.1999 № 7-П-З, Закона от 12.03.1999 № 14-П-З, Закона от 27.10.1999 № 34-И-З).

17. Указ Главы Чеченской Республики от 1.11.2011 N 63 «О нерабочих (праздничных) днях» // Вступил в силу с 6 ноября 2011 года.

18. Белявский Д.С. Проблемы реализации права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа. Дисс. канд.юрид. наук, Ставрополь, 2004. 236 с.

Reference list:

1. Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national voting of 12/12/1993) (taking into account the amendments brought by Laws of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 12/30/2008 № 6-FKZ, from 12/30/2008 № 7-FKZ)//the Russian newspaper, № 7, 1/21/2009. -

2. Labour code of the Russian Federation from December, 30th, 2001 №197-ФЗ/ЛЬю Russian newspaper, № 256, 12/31/2001.

3. The General Declaration of human rights accepted and proclaimed the resolution 217А (III) General Assembly of the United Nations from December, 10th, 1948 М, 1993.

4. European Convention on protection of human rights and the basic freedom//Under the editorship of Nuly Mouel, Katariny Harbi, L.B.Alekseevoj. М, 2001. С.2, 79.

5. The International Covenant on Civil and Political rights accepted and proclaimed the resolution 2200А (XXI) General Assembly of the United Nations from October, 16th, 1966 (has come into force on March, 23rd, 1976)//the USSR and the international cooperation in the field of human rights: Documents and materials. М, 1989. With. 302-320.

6. Constitution of Republic Northern Ossetia-Alanya from November, 12th, 1994

7. Constitution of Republic Adygea from March, 10th, 1995 the Constitution of Republic Adygea from 3/10/1995 (it is accepted by session Hase)//Meeting of the legislation of Republic Adygea. 1997. № 11. November.

8. Constitution of Republic Dagestan from 6/10/2003. From 10/12/2005.//the Dagestan truth. 2003. № 159; 2005. № 230.

9. http://www.riadagestan.ru/news/

10. Law of Republic Adygea «About a freedom of worship and about religious associations in Republic Adygea» from January, 12th 1999г. № 107

11. Law of Republic Dagestan «About a freedom of worship, a freedom of worship and the religious organizations» from December, 30th, 1997 № 16.

12. Law of Republic Kalmykia «About a freedom of worship and religions» from October, 20th, 1995 (The law from 12/23/1997 № 96-1-3, the Law from 1/3/1999 № 7-P-Z, the Law from 3/12/1999 № 14-P-Z, the Law from 10/27/1999 № 34-I-Z).

13. Decree of the Head of the Chechen Republic from 11/1/2011 N 63 «About non-working (celebratory) days»//Has come into force since November, 6th, 2011.

14. Belyavsky D.S. Problem of realization of the right to a freedom of worship in the subjects of the Russian Federation who are in limits of Southern federal district.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Meshcherjakova A.F. the state in modern Russia: the con-stitutionally-legal analysis. Sciences, Penza, 2009. 200с.

16. Sheveleva E.V. Constitutionally the maintenance of institute of a freedom of worship in the Russian Federation, Rostov-on-Don, 2006. 26 with.

17. Suhov A.D. «Religion as a public phenomenon». Moscow. 1973

18. Federal law from 9/26/1997 № 125-FZ, «About a freedom of worship and about religious associations» //Meeting of the legislation of the Russian Federation, 9/29/1997, № 39, item 4465.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью решения проблем, вызванных обеспечением права граждан на свободу совести и права на свободу вероисповедания в такой многонациональной территории, какой является Северный Кавказ.

Автором дан анализ законодательства субъектов федерации в ЮФО и СКФО, регулирующих осуществление права на свободу совести, и предложены пути совершенствования этой нормативной деятельности.

Одним из таких предложений является возможность закрепления в законодательных актах субъектов федерации Юга России права представителей религиозных организаций участвовать в обсуждении органами государственной власти субъекта и муниципальными органами вопросов регулирования свободы вероисповедания.

Предложена авторская концепция разграничения законодательной базы региона в части регламентации свободы вероисповедания.

Изучение в образовательных учреждениях основ мировых религий способствовало бы, по мнению Савиной А.А., реализации принципов равенства религиозных объединений, свободы совести и равноправия граждан.

Старший преподаватель кафедры конституционного права филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет им. В.С. Черномырдина» в г. Кропоткин Краснодарского края, кандидат юридических наук, доцент

А. В. Ашихмина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.