Научная статья на тему 'Обеспечение действия принципа светского государства на уровне субъектов Юга России'

Обеспечение действия принципа светского государства на уровне субъектов Юга России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА / SECULAR STATE / RELIGIOUS FREEDOM / THE LEGISLATION OF REGIONS OF FEDERATION / THE NATIONAL REPUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Линкин Виктор Николаевич

Южный Федеральный округ и Северо-Кавказcкий округ являются самыми многонациональными многоконфессиональными регионами нашей страны. В данной статье будет проанализировано законодательство субъектов Юга России в сфере реализации принципа светскости, где особый интерес представляют собой нормативные акты национальных республик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring action of a principle of the secular state at level of subjects of the South of Russia

Southern Federal District and the North Caucasian district are the multinational multi-religious regions of our country. This article is devoted to the examination of constitution entities legislation the South of Russia in the implementation of the secularisms principle, where particular interest is the normative acts of the national republics

Текст научной работы на тему «Обеспечение действия принципа светского государства на уровне субъектов Юга России»

1.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИНЦИПА СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ЮГА РОССИИ

Линкин Виктор Николаевич, аспирант кафедры «Конституционное и муниципальное право» Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Южно-Российский институт. E-mail: linkinvik-tor@gmail.com

Аннотация: Южный Федеральный округ и Северо-Кавказ^ий округ являются самыми многонациональными многоконфессиональными регионами нашей страны. В данной статье будет проанализировано законодательство субъектов Юга России в сфере реализации принципа светскости, где особый интерес представляют собой нормативные акты национальных республик.

Ключевые слова: светское государство, свобода вероисповедания, законодательство субъектов федерации, национальная республика.

ENSURING ACTION OF A PRINCIPLE OF THE SECULAR STATE AT LEVEL OF SUBJECTS OF THE SOUTH OF RUSSIA

Linkin Viktor Nikolaevich, postgraduate student at constitutional and municipal law chair. Place of study: The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, South-Russia institute branch. E-mail: linkinvik-tor@gmail.com

Annotation: Southern Federal District and the North Caucasian district are the multinational multi-religious regions of our country. This article is devoted to the examination of constitution entities legislation the South of Russia in the implementation of the secularisms principle, where particular interest is the normative acts of the national republics.

Keywords: secular state, religious freedom, the legislation of regions of federation, the National Republic.

В настоящее время существует многообразие мнений по поводу дефиниции светского государства. Нам представляется наиболее удачным тезис А.В. Мещеряковой согласно которому: «светское государство -это такой способ организации публичной (политической) власти, при котором государство и церковь отделены и в то же время взаимодействуют друг с другом, отсутствует государственная или официальная религия, обеспечиваются равенство религиозных объединений, свобода совести и равноправие граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных образований в различных сферах жизни общества» '.

Особо следует подчеркнуть тот момент, что светское государство обеспечивает право на свободу совести и право на свободу вероисповедания.

Во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года провозглашено, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии»2. Правовые основания свободы совести и свободы вероисповедания

1 Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ. Диссерт. канд. юрид. наук, Пенза, 2009. 58с.

2 Всеобщая Декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. М., 1993.

содержатся также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, в международном Пакте о гражданских и политических правах 1966 года и др.

В соответствии со статьей 14 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»3. Статья 28 Конституции РФ закрепляет, что каждому гарантируется свобода совести, включающая определенный набор прав, наличие которых необходимо, для реального осуществления этого принципа. Исходя из этого положения субъекты (края, области, республики) тоже провозглашают принцип светского государства.

Светскость государства - это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. По-мнению А.Д. Сухова «светское государство - это государство, свободное от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни»4. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства. Содержание этого положения раскрывает статье 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года « О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом5.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а так же военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.

4 Сухов А.Д. « Религия как общественный феномен ». Москва. 1973 г. С.24

5 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465.

Однако в научной литературе бытует мнение, в частности Е.В. Шевелевой 6 относительно того, что совершенно необоснованно закрепление в Трудовом Кодексе Российской Федерации в числе праздничных (выходных) дней Рождества Христова - православного праздника. Хотя, согласно ТК РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» в субъектах РФ, в которых население исповедует иную религию, может быть установлен и иной праздничный день.

Таким образом, на территории отдельных субъектов федерации наряду с федеральным законодательством о свободе совести и религиозных объединениях действует также собственное законодательство субъектов по данному вопросу. Так, например принцип светского государства, также закреплен в конституциях республик Юга России (Конституция Республики Северная Осетия - Алания от 12 ноября 1994 года; Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 года; Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 года).

В данной статье проанализировано законодательство субъектов Юга России, где особый интерес представляют собой нормативные акты национальных республик. Северный Кавказ является многонациональной территорией, где население исповедует разные религии, что нередко приводит к конфликтам на почве данных различий.

Южный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ (вместе) являются самыми многонациональными многоконфессиональными регионами нашей страны. По официальным данным, в регионе зарегистрировано 3275 религиозных организаций различных конфессий. Как пишет С.Бережной, «конфессиональное пространство региона можно условно разделить на четыре основные части: 40% - религиозные организации Русской православной церкви (РПЦ); 30% -организации мусульман; 27% - протестантские организации и 3% - буддисты и иудеи» 7.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Это право специально подтверждено, например, в Законах Республики Адыгея «О свободе совести и религиозных объединениях» (пункт 4 статьи 7 - объявляет Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея), Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» (пункт 9 статьи 3 - полномочный орган точно не указан), Республики Калмыкия «О свободе совести и вероисповеданий» (абзац первый статьи 17 - полномочный орган точно не указан) и органы государственной власти регионов ЮФО и СКФО достаточно активно им пользуются. Среди них в основном республики (за исключением Северной Осетии - Алании), поскольку края и области, находящиеся в пределах ЮФО и СКФО - регионы с преимущественно православным населением, а проблема объявления нерабочими днями православных праздников решается на федеральном уровне.

6 Шевелева Е.В. Конституционно-правовое содержание института свобод вероисповедания в Российской Федерации. Автореферат дис. канд. юрид.наук, Ростов-на-Дону, 2006. 9 с.

7 http://www.riadagestan.ru/news/

Так в соответствии с Указом Главы Чеченской Республики от 1 ноября 2011 года №63 установлено: «в связи с празднованием на территории Чеченской Республики праздника Курбан-Байрам и на основании обращения Духовного управления мусульман Чеченской Республики, руководствуясь частью 7 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях": объявить 6 и 7 ноября 2011 года нерабочими (праздничными) днями на территории Чеченской Республики»8.

Вообще, исходя из тщательного исследования законодательной базы регламентации свободы вероисповедания, мы разграничиваем регионы в ЮФО и СКФО на четыре группы:

1) характеризующиеся наличием в законодательной форме специальных норм в Конституции (Уставе) и специального закона, регламентирующего свободу вероисповедания (Республика Адыгея: Конституция от 10.03.1995, Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 18.02.2004), Решение Верховного Суда от 20.11.2000.); Республика Дагестан (Конституция, Закон «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» (в ред. Закона от 10.05.2001 № 16, от 12.05.2004 № 14); Волгоградская область (Устав от 17.07.1997., Закон от 27.11.2001. № 634-ОД «О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области»);

2) регулирующие свободу вероисповедания только в Конституции (Кабардино-Балкарская Республика - Закон, посвященный регулированию свободы вероисповедания в республике, был отменен 27 марта 2002 года. Статья 32 Конституции КБР гарантирует каждому свободу вероисповедания, однако не содержит такого важного ее элемента как право свободно менять религиозные убеждения);

3) характеризующиеся отсутствием регламентации свободы вероисповедания (Республика Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская область и Ростовская область);

4) в основных законах соответствующих субъектов упоминание о правах и свободах отсутствует вообще (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Краснодарский край).

Одной из составляющей права на свободу совести и права на свободу вероисповедания является право совершения религиозных обрядов, которое представляет исключительную важность, т.к. его осуществление группой людей, как известно, является одним из признаков религиозного объединения (п. 1 ст. 6 федерального закона о свободе совести). Данное право предусматривается также в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, пункте 1 статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункте 1 статьи 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пункте 4 статьи 16 Итогового документа Венской встречи 1989 г. Законодательство большинства субъектов федерации в ЮФО и СКФО не содержит специального указания на данное право, т.к. в этих субъектах, как правило, отсутствует специальный закон, регулирующий осуществление права на свободу совести, однако в субъектах, где такие законы есть, оно подтверждается и в них. Так, в Законе Республики Адыгея «О свободе совести

8 Указ Главы Чеченской Республики от 1.11.2011 N 63 «О нерабочих (праздничных) днях» // Вступил в силу с 6 ноября 2011 года.

и религиозных объединениях» в статье 13 Религиозные обряды и церемонии закреплено: «Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах, а также в жилых помещениях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстра-ций»9.

В этой связи мы солидарны с Д.С. Белявским, который считает неплодотворным принятие нормативноправовых актов, которые достигают соответствия федеральному законодательству путём дублирования норм последнего в большей части своего объёма. Возникающие проблемы субъекты должны решать через дополнительное гарантирование и защиту права на свободу совести 10.

В целом нормативные акты регионов в ЮФО и СКФО, посвященные регулированию объема правоспособности и дееспособности религиозных организаций, соответствует федеральному законодательству. Однако наблюдаются противоречия этих актов с федеральным законодательством в части регламентации правомочий, связанных с религиозной литературой и предметами религиозного назначения.

Так согласно статье 21 «Религиозная литература и предметы религиозного назначения» Закона Республики Дагестан от 16 января 1998 года № 5 «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях»: «Религиозные организации вправе производить, приобретать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения с согласия экспертного совета при республиканской религиозной организации соответствующего вероисповедания». Однако представляется, что данное положение противоречит статье 25 «Осуществление надзора и контроля» Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» где записано, что надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности». Таким образом, региональное законодательство установило дополнительный контролирующий орган относительно деятельности религиозных объединений, чем ухудшило их положение, что является недопустимым. Поэтому считаем целесообразным исключить из Закона Республики Дагестан положение об органе, контролирующем использование предметов религиозного назначения, которое противоречит федеральному законодательству. Предлагается закрепить в законодательстве субъектов федерации в ЮФО и СКФО право религиоз-

9 Закон Республики Адыгея «О свободе совести и о религиозных объединениях в Республике Адыгея» от 12 января 1999г. № 107 (в ред. Закона РА от 13.06.2001 №21)

10 Белявский Д.С. Проблемы реализации права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа. Дисс. канд.юрид. наук, Ставрополь, 2004. 63 с.

ных организаций участвовать в рассмотрении органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления вопросов, затрагивающих их деятельность в обществе, закрепленное в настоящее время только в законах Волгоградской области и Республики Дагестан.

Федеральная власть должна предусмотреть на своём уровне комплекс профилактических мер, относительно ознакомления граждан с основами мировых религий в образовательных учреждениях. При этом данный курс должен базироваться на изучении различных вероисповеданий, их сравнительном анализе, а преподавать религиозный предмет в школьных стенах должен светский педагог с педагогическим либо философским образованием, а не священнослужитель. Примечательно, что только Волгоградская область приняла нормативный акт, который содержит статью, посвященную реализации права на свободу вероисповедания в образовательном процессе. Данный опыт является показательным для других субъектов федерации в ЮФО и СКФО.

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:

- на сегодняшний день обеспечение действия принципа светского государства на уровне субъектов ЮФО и СКФО не в полной мере осуществляется посредством регионального нормотворчества;

- действующее законодательство субъектов федерации ЮФО и СКФО нуждается в совершенствовании;

- представляется обязательным повсеместно внедрение в образовательный процесс курса «Мировые религии».

Список литературы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.

Конституция Республики Северная Осетия-Алания от 12 ноября 1994 г. (в ред. Закона РСО Алания от

19.07.2000 № 10-РЗ, Конституционных законов РСО -Алания от 21.02.2002 № 1-РКЗ и от 25.04.2002 № 8-РКЗ).

Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 года Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 (ред. от 08.06.2011) (принята сессией ЗС (Хасэ) // Парламента РА 10.03.1995.

Конституция Республики Дагестан от 10.06.2003. в ред. от 12.10.2005. // Дагестанская правда. 2003. № 159; 2005. № 230.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (ред. от 07.11.2011) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от

01.07.2011) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ,

29.09.1997, № 39, ст. 4465.

Всеобщая Декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. М., 1993.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Под ред. Нулы Моуэл, Катарины Харби, Л.Б. Алексеевой. М., 2001. С.2, 79.

Международный Пакт о гражданских и политических правах, принятый и провозглашенный резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 октября 1966 г. (вступил в силу 23 марта 1976 г.) // СССР и

международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 302-320.

Закон Республики Адыгея «О свободе совести и о религиозных объединениях в Республике Адыгея» от 12 января 1999г. № 107 (в ред. Закона РА от 13.06.2001 №21).

Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 30 декабря 1997 г. № 16.

Закон Республики Калмыкия «О свободе совести и вероисповеданий» от 20 октября 1995 г. (в ред. Закона от 23.12.1997 № 96-1-3, Закона от 03.01.1999 № 7-П-З, Закона от 12.03.1999 № 14-П-З, Закона от 27.10.1999 № 34-И-3).

Указ Главы Чеченской Республики от 1.11.2011 N 63 «О нерабочих (праздничных) днях» // Вступил в силу с 6 ноября 2011 года.

Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ. Дис-серт. канд. юрид. наук, Пенза, 2009. 200с.

Сухов А.Д. « Религия как общественный феномен ». Москва. 1973 г.

Шевелева Е.В. Конституционно-правовое содержание института свободы вероисповедания в Российской Федерации. Автореферат дис. канд. юрид.наук, Ростов-на-Дону, 2006. 26 с.

Белявский Д.С. Проблемы реализации права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа. Дисс. канд.юрид. наук, Ставрополь, 2004. 236 с

http://www. riadagestan.ru/news/.

Literature list:

The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (including amendments to the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FCl, from 30.12.2008 № 7-FCl) / / The Russian newspaper, № 7, 21.01.2009.

The Constitution of the Republic of North Ossetia-Alania on November 12, 1994 (as amended on Act Alanya from

19.07.2000 № 10-RE, the constitutional laws of North Ossetia - Alania of 21.02.2002 № 1

The Constitution of the Republic of Adygea on March 10, 1995 The Constitution of the Republic of Adygea on 10.03.1995 (as amended on 08.06.2011) (adopted by the session of the AP (Khasa) / / 10.03.1995 of the parliament.

The Constitution of the Republic of Dagestan on 06/10/2003. as amended on 12.10.2005. / / Dagestan's true. In 2003. № 159, 2005. Number 230.

Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 № 197-FZ (as amended on 07.11.2011) / / The Russian newspaper, № 256, 31.12.2001.

Federal Law of 26.09.1997 № 125-Fl (as amended on

07.01.2011) "On Freedom of Conscience and Religious Associations" / / Collected Legislation of the Russian Federation, 29.09.1997, № 39, art. 4465.

The Universal Declaration of Human Rights adopted and proclaimed by General Assembly resolution 217 A (III) UN General Assembly on December 10, 1948,

European Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms / / Ed. Nuly Mouel, Katherine Harby, LB Alekseeva. M., 2001. p.2, 79.

International Covenant on Civil and Political Rights, adopted and proclaimed by General Assembly resolution 2200A (XXI) UN General Assembly on October 16, 1966 (entered into force March 23, 1976) / / the USSR and in-

ternational cooperation in the field of human rights: Documents and Materials. M., 1989. p. 302-320.

Law of the Republic of Adygea "On Freedom of Conscience and Religious Associations in the Republic of Adygea," dated January 12, 1999. № 107 (edition. RA Law on 13.06.2001 № 21).

Law of the Republic of Dagestan "On freedom of conscience, freedom of religion and religious organizations" from December 30, 1997 № 16.

Law of the Republic of Kalmykia "On freedom of conscience and religion" from October 20, 1995 (as amended on Law of 23.12.1997 № 96-1-3, Law of 03.01.1999 № 7, Law of 12.03.1999 № 14, Law of 27.10.1999 № 34-I-3).

Decree of the Head of the Chechen Republic on 1.11.2011 N 63"On public holidays (holiday) days" / / Entered into force November 6, 2011.

Meshcheryakova A.F. «Secular state in modern Russia: the constitutional and legal analysis». Dissertation of the candidate of jurisprudence, Penza, 2009. 200p.

Sukhov A.D. "Religion as a social phenomenon." Moscow. 1973

Shevelev E.V. «Constitutional and legal content of the Institute for Religious Freedom in Russia.» Dissertation of the candidate of jurisprudence, Rostov-on-Don, 2006.

Belyavsky D.S. «Problems of realization of the right to freedom of conscience in the Russian Federation, located in the Southern Federal District.» Dissertation of the candidate of jurisprudence, Stavropol, 2004. 236p.

Рецензия

На статью Линкина В.Н. «Обеспечение действия принципа светского государства на уровне субъектов Юга России»

Данная статья написана на актуальную проблему, взаимоотношений государства и церкви на уровне субъектов Российской Федерации. Автор сумел достаточно полно провести анализ нормативных актов субъектов юга России, а также показать нестыковки между федеральным и региональным законодательством. Позитивно можно оценить попытку Линкина В.Н. сравнить и классифицировать региональные нормы и способы их закрепления в законодательстве.

Интересен также затрагиваемый автором вопрос о предстоящем введении в школах предмета «Основы религиозных культур и светская этика» и предложения по оптимизации, в связи с этим правоприменительной практики.

Высказанная в порядке развития темы позиция создает положительное впечатление от статьи Линкина В.Н., которую вполне можно квалифицировать как самостоятельное научное исследование, выполненное на актуальную тему и отличающееся новизной и теоретической значимостью.

К недостаткам работы можно отнести некоторую сбивчивость изложения материала.

Статья в основном отвечает требованиям, предъявляемым к научным публикациям, и может быть рекомендована к печати в рецензируемых ВАК Минобрнауки России изданиях.

Зав. кафедрой административного и служебного права Южно-Российского института филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» д.ю.н., профессор Акопов Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.