Научная статья на тему 'Порядок отражения в учете операций по возврату выданных ссуд'

Порядок отражения в учете операций по возврату выданных ссуд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарнов И. Ю.

Основной причиной изменения порядка отражения в бюджетном учете учреждений операций по выдаче и погашению ссуд, по мнению автора статьи, является исключение с 01.01.2008 из ст. 161 Бюджетного кодекса РФ положения о самостоятельности учреждения в использовании средств, полученных от приносящей доход деятельности. Теперь учреждение обязано согласовывать свои сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности с вышестоящим распорядителем бюджетных средств, а полученные учреждением коммерческие доходы и иные поступления от приносящей доход деятельности (к которым теперь относятся и поступления от возврата выданных в прошлые годы ссуд) становятся полноценными неналоговыми доходами соответствующего бюджета. В статье подробно рассмотрен порядок отражения в учете операций по возврату выданных ссуд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок отражения в учете операций по возврату выданных ссуд»

2 (242) - 2010

Всё для бухгалтера

ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ВОЗВРАТУ ВЫДАННЫХ ССУД

И. Ю. ГЛРНОВ, генеральный директор ООО Аудиторская компания «Интера»

Проводимая реформа не обошла стороной и порядок отражения в бюджетном учете учреждений операций по выдаче и погашению ими ссуд как своим работникам, так и другим гражданам, особенно за счет внебюджетных средств. Основной причиной изменения указанного порядка является исключение с 01.01.2008 из ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) положения о самостоятельности учреждения в использовании средств, полученных от приносящей доход деятельности. Теперь учреждение обязано согласовывать свои сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности с вышестоящим распорядителем бюджетных средств, а полученные учреждением коммерческие доходы и иные поступления от приносящей доход деятельности (к которым теперь относятся и поступления от возврата выданных в прошлые годы ссуд) становятся полноценными неналоговыми доходами соответствующего бюджета.

Порядок учета операций по возврату выданных учреждением ссуд регламентирован совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 22.04.2008 № 02-14-10а/1172, № 42-7.1-15/5.1-179, в котором определены общие принципы отнесения данных платежей на соответствующие статьи бюджетной классификации, а также реквизиты платежных документов по перечислению возвращенных бюджетных ссуд в доход бюджета.

Кроме того, письмом Минфина России от 04.06.2008 № 02-14-07/1625 определен порядок отражения операций по возврату бюджетных ссуд, выданных в прошлые годы, в бюджетном учете учреждения.

Одновременно прекращает действие ранее применяемый в соответствии с п. 2 письма Минфи-

на России от 07.10.2005 № 02-14-11/2741 порядок учета указанных операций. Что же изменилось в порядке отражения в бюджетном учете операций по выдаче и возврату учреждениями ссуд гражданам за счет бюджетной или внебюджетной деятельности.

В части операций с бюджетными ссудами и кредитами изменения коснулись применяемых счетов учреждения в органе Федерального казначейства, а также применяемых кодов бюджетной классификации.

Так, если раньше согласно приложению 9 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 28.08.2007 № 74н, возврат бюджетных ссуд осуществлялся по коду классификации источников финансирования дефицитов бюджетов 092 01 08 00 00 01 0000 640 «Возврат прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных федеральным бюджетом внутри страны», то с 01.01.2008 в этом случае согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30.03.2008 № 19-ФЗ в Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (приложение 7 к Федеральному закону от 24.07.2007 № 198-ФЗ), должен применяться код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов ххх 01 06 08 00 01 0000 640, в котором вместо знаков «ххх» используется код соответствующего администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. При этом возврат ссуд теперь осуществляется не на балансовый счет № 40105, а на счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».

Полученные суммы возврата ранее выданных бюджетных кредитов (ссуд) подлежат сдаче в доход соответствующего бюджета, для чего совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 22.04.2008 № 02-14-10а/1172, № 42-7.1-15/5.1-179 определен порядок заполнения отдельных полей оформляемого учреждением для этих целей платежного поручения. Обязанность возврата в бюджет платежей, полученных в погашение ранее выданных бюджетных кредитов (ссуд) распространяется и на случаи удержания данных платежей из заработной платы работника.

При этом платежи в возмещение бюджетных ссуд, выданных в текущем финансовом году, подлежат зачислению на бюджетный лицевой счет в возмещение ранее сформированной дебиторской задолженности учреждения. Суммы же возвратов бюджетных ссуд прошлых лет принимаются в кассу бюджетного учреждения как внебюджетные средства, учитываются как доходы от реализации продукции (работ, услуг), сдаются им на лицевой счет в органе Федерального казначейства для учета

операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (без права использования) и затем сдаются в доход бюджета.

В письме Минфина России от 04.06.2008 № 0214-07/1625 приводится порядок отражения операций по возврату ранее выданных бюджетных ссуд. Однако при всей стройности приведенной выше схемы она, по моему мнению, имеет ряд методологических и организационных противоречий, в частности:

• приведенная схема не охватывает случаев удержания ссуды из заработной платы работников учреждения;

• предлагаемая схема отражения возвратов ссуд касается только возврата ссуд прошлого года, а также не может в полной мере быть применена к случаю выдачи ссуд за счет средств от приносящей доход деятельности. Учитывая вышеизложенное, по мнению автора,

порядок отражения в бюджетном учете операций по выдаче и погашению бюджетных кредитов и ссуд с 01.01.2008, целесообразно отражать следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Порядок отражения в бюджетном учете операций по выдаче и погашению бюджетных кредитов и ссуд

№ Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

и/и Дебет Кредит

1 Выдана ссуда работнику учреждения за счет бюджетных средств 1 210 03 560 1 201 04 510 1 207 01 540 1 304 05 540 1 210 03 660 1 201 04 610

2 Погашение ссуды, полученной в текущем финансовом году

2.1 При погашении путем внесением де- 1 201 04 510 1 207 01 640 На основании выписки из сводно-

нежных средств в кассу учреждения 1 210 03 560 1 303 05 830 1 201 04 610 1 210 03 660 го реестра поступлений и выбытий средств бюджета

1 210 02 640 1 303 05 730 (ф. 0512088)

2.2 При погашении ссуды путем вычета 1 302 01 830 1 304 03 730 Уменьшение текущих обязательств

из заработной платы работника 1 304 03 830 1 207 01 640 по оплате труда

1 501 05211 1 501 03211 на сумму погашенной ссуды

(сторно) (сторно)

3. Погашение ссуды, полученной в предыдущие годы

3.1 При погашении путем внесения денеж- 2 201 04 510 2 401 01 130 Без права использования

ных средств в кассу учреждения 1 303 05 830 1 207 01 640 КДБ - 000 3 02 0101001 0000 130

(в соответствии с письмом Минфина 2 210 03 560 2 201 04 610 на основании выписки из сводного

России от 04.06.2008 № 02-14-07/1625) 2201 01 510 2 210 03 660 реестра поступлений и выбытий

17(130) 2 401 01 130 2 201 01 610 средств бюджета (ф. 0512088)

1 210 02 640 17(130) 1 303 05 730

3.2 При погашении ссуды путем вычета из 2 302 01 830 2 304 03 730 На основании выписки из сводно-

заработной платы работника 2 304 03 830 2 401 01 130 1 303 05 830 1 210 02 640 2 401 01 130 2 201 01 610 17(130) 1 207 01 640 1 303 05 730 го реестра поступлений и выбытий средств бюджета (ф. 0512088)

Таблица 2

Изменения порядка отражения в бюджетном учете учреждения операций по выдаче за счет внебюджетных средств и погашению ссуд работникам

№ Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

и/и Дебет Кредит

Выдана ссуда работнику учреждения за счет средств 2 207 01 540 2 201 04 610

1 от приносящей доход деятельности или 2 201 01 610 17(130)

Погашена ссуда работником внесением денежных 2 207 01 540 2 201 04 610 При погашении ссуды,

средств в кассу с последующим зачислением на (сторно) (сторно) или выданной

лицевой счет учреждения 2201 01 610 (сторно) 17(130) в текущем году

2 (сторно)

2 201 04 510 2 401 01 130 При погашении ссуды,

2 210 03 560 2 201 04 610 выданной в прошлые

2201 01 510 2 210 03 660 годы

17(130) 2 401 01 130 2 207 01 640

Удержана задолженность по ссуде из заработной 2 302 01 830 2 304 03 730 При погашении ссуды,

платы работника 2 207 01 540 2 304 03 730 выданной в текущем

(сторно) (строно) году

3 2 205 03 560 2 401 01 130 При погашении ссуды,

2 302 01 830 2 304 03 730 выданной в прошлые

2 304 03 830 2 205 03 660 годы

2 401 01 130 2 207 01 640

Несколько иной подход применяется с 01.01.2008 к погашению ссуд, выданных учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности. В частности:

• платежи в погашение ссуд, выданных в том же финансовом году, отражаются в бюджетном учете учреждений путем сторнирования ранее отраженной соответствующей дебиторской задолженности работников перед учреждением;

• платежи в погашение ссуд, выданных в предыдущие годы, признаются для целей бюджетного учета кассовым доходом текущего года с отражением их по коду бюджетной классификации ххх 3 02 01010 01 0000 130 «Доходы от продажи услуг, оказываемых федеральными учреждениями». При этом для использования сумм указанных платежей в текущем финансовом году необходимо предусмотреть их в доходной части сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам учреждения.

В отличие от платежей в погашение бюджетных ссуд обязанности учреждения сдавать в доход бюджета в текущем году суммы платежей в погашение ссуд, выданных за счет приносящей доход деятельности, действующими нормативными документами не предусмотрены.

Изменения порядка отражения в бюджетном учете учреждения операций по выдаче за счет внебюджетных средств и погашению ссуд работникам показаны в табл. 2.

Приведенные выше схемы отражения в бюджетном учете операций по возврату выданных учреждением ссуд обусловлены перечисленными выше нормативными документами. В связи с этим было бы целесообразно дополнительно разъяснить указанный порядок в части отражения в учете операций по возврату внебюджетных ссуд письмами Минфина России.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон от24.07.2007 № 198-ФЗ.

3. Письмо Минфина России от 07.10.2005 №02-14-11/2741.

4. Письмо Минфина России от 04.06.2008 №02-14-07/1625.

5. Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.04.2008 № 02-14-10а/1172, №42-7.1-15/5.1-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.