Научная статья на тему 'Порядок открытия лицевых счетов в органах федерального казначейства'

Порядок открытия лицевых счетов в органах федерального казначейства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок открытия лицевых счетов в органах федерального казначейства»

Проблемы перехода на казначейское

исполнение бюджета

ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Е.А. Король,

Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю

Приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2003 № 142н утверждена Инструкция о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее - Инструкция). Данная Инструкция была опубликована в «Российской газете» от 15 февраля 2003 г. N9 30.

Изменения, которые были внесены Инструкцией в существующий порядок открытия и ведения лицевых счетов, условно можно разделить на два вида:

• уточняющие существующую организацию открытия, переоформления, закрытия лицевых счетов;

• меняющие технологию ведения лицевых счетов. В соответствии с п. 3 Инструкции в органах

федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов1:

• распорядителя средств - код 01;

• получателя средств - код 03;

• иного получателя средств - код 09.

По сравнению с ранее действующей Инструкцией от 30.12.1999 № 106н не предусматривается ведение в органах федерального казначейства следующих счетов:

• 02 - распорядительный лицевой счет органа федерального казначейства;

1 Также в органах федерального казначейства открываются счета с признаком 06 - счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; 07 -счета по учету средств на оперативно-розыскную деятельность и др.

1 До 01.01.2004 инициатива включения организации в Реестр могла исходить и от органа федерального казначейства

(письмо Минфина России от 25.12.2002 № 30-00-07/182).

1 Письмо Минфина России от 18.03.2003 № 03-01-01/17-78.

• 04 - лицевой счет органа федерального казначейства;

• 05 - лицевой счет обособленного подразделения. Необходимым условием для открытия в органах казначейства лицевых счетов является включение организации в Реестр получателей средств федерального бюджета.

Начиная с 01.01.2004 организация включается в Реестр только по заявке главного распорядителя средств (письмо Минфина России от 25.12.2003 № 30-00-07/234)2.

Внесение изменений и дополнений в Реестр осуществляется Информационно-техническим департаментом Министерства финансов РФ по инициативе как главного распорядителя средств, так и органа федерального казначейства.

Включение в Реестр иного получателя средств предлагается главным распорядителем средств на основании Разрешения министра финансов РФ на осуществление операций со средствами федерального бюджета через счет, открытый иному получателю в учреждении Банка России или кредитной организации.

Орган федерального казначейства предлагает внесение изменений в Реестр в связи3:

• с исключением обособленных подразделений, не наделенных получателем средств обязанностью ведения бухгалтерского учета, после введения в действие Порядка осуществления органами федерального казначейства Министерства финансов РФ операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета;

• с переходом клиента на обслуживание в другой орган федерального казначейства;

• с уточнением присвоенных ему кодов организационно-правовых форм и форм собственности по общероссийским классификаторам;

• с обращением в орган федерального казначейства новой организации с заявлением об открытии ей лицевого счета по учету внебюджетных средств после проверки документов, представленных ею для обоснования открытия лицевого счета получателя средств. Каждому клиенту может быть открыт только

один лицевой счет. Необходимо отметить, что положение, установленное п. 9 Инструкции, не распространяется на лицевые счета, открываемые:

• органу исполнительной власти субъекта РФ или территориальному органу государственного внебюджетного фонда на основании соглашения о передаче им главным распорядителем средств федерального бюджета функций распорядителя или получателя средств, находящегося в его ведении, в соответствии со статьей Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

• заказчикам-застройщикам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 № 714 «Об утверждении положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета». После открытия лицевого счета получателя

средств казначейство должно в 5-дневный срок сообщить об этом в налоговые органы и во внебюджетные фонды, предоставление которым такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.

В частности, на основании ст. 8 ФЗ от 08.02.2003 № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» на органы федерального казначейства по аналогии с учреждениями банков возложена обязанность сообщать об открытии или закрытии лицевых счетов клиентов в исполнительный орган Фонда социального страхования по месту их регистрации в 5-дневный срок со дня открытия или закрытия таких счетов. На основании п. 15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях превышение установленного срока влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

Лицевые счета регистрируются органом федерального казначейства в Книге регистрации лицевых счетов. По сравнению с Инструкцией № 106н в нее не вносится информация о номере и дате договора об обслуживании клиента, т.е. настоящей Инструкцией заключение с клиентом договора об обслуживании не предусмотрено.

Инструкция изменяет требования, предъявляемые органами федерального казначейства к документам, необходимым для открытия лицевых счетов.

Основанием для открытия лицевого счета распорядителя средств является представленный им в орган федерального казначейства правоустанавливающий учредительный документ или письменное разрешение вышестоящего распорядителя средств, в соответствии с которыми данному распорядителю средств предоставлены полномочия по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении.

Для открытия лицевого счета распорядителя средств в орган федерального казначейства представляются следующие документы: а) заявление на открытие лицевого счета; б) копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально; в) карточка образцов подписей с оттиска печати, заверенная подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации и оттиском гербовой печати вышестоящей организации или нотариально; г) заверенный подписями руководителя и главного бухгалтера распорядителя средств (иного должностного лица, уполномоченного руководителем) и скрепленный его гербовой печатью перечень иных получателей средств, находящихся в его ведении.

Для открытия лицевого счета получателя средств в орган федерального казначейства представляются следующие документы: а) заявление на открытие лицевого счета; б) копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально; в) копия документа о государственной регистрации, заверенная учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию; г) карточка образцов подписей и оттиска печати, заверенная подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации с оттиском гербовой печати вышестоящей организации или нотариально; д) копия свидетельства налогового органа о постановке на учет, заверенная нотариально либо выдавшим его налоговым органом.

Для открытия лицевого счета получателя средств обособленному подразделению в орган федерального казначейства обособленным подразделением представляются следующие документы: а) письмо-хода-тайство об открытии обособленному подразделению лицевого счета получателя средств, оформленное подписями руководителя и главного бухгалтера получателя средств; б) заявление обособленного подразделения на открытие лицевого счета получателя средств; в) копия положения об обособленном подразделении, утвержденная создавшим его получателем средств, заверенная учредителем или нотариально; г) карточка образцов подписей и оттиска печати, заверенная подписью руководителя с оттиском гербовой печати получателя средств, создавшего обособленное подразделение, или нотариально; д) копия уведомления о постановке на учет в налоговом

органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ, заверенная нотариально либо выдавшим его налоговым органом.

При открытии органу государственной власти Российской Федерации или его территориальному органу лицевого счета распорядителя средств или лицевого счета получателя средств в орган федерального казначейства не представляются копии учредительного документа и документа о государственной регистрации.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ органы государственной власти России подразделяются на органы законодательной, судебной и исполнительной власти.

Перечень органов исполнительной власти утвержден Указом Президента РФ от 17.05. 2000 N9 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Территориальные органы утверждаются в структуре каждого органа исполнительной власти РФ.

В соответствии с п. 8 разъяснений Министерства финансов РФ от 18.03.2003 № 03-01-01/12-78 действие п. 18 Инструкции N9 142н также распространяется на федеральные бюджетные учреждения, входящие в судебную систему и систему органов прокуратуры Российской Федерации, и на федеральные бюджетные учреждения с условным наименованием «войсковая часть», не имеющие собственного положения (устава) и действующие на основании общего положения (устава).

Открытие лицевых счетов осуществляется по разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера ОФК на заявлении на открытие лицевого счета после представления клиентом всех необходимых документов.

Представленные документы формируются в единое по всем счетам юридическое дело.

Необходимо отметить, что приказом Минфина России от 28.02.2003 №214 отменен приказ Минфина России от 28.06.2000 N9 61н, которым утверждены Временные правила открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по финансированию расходов федерального бюджета Министерства обороны РФ и находящихся в его ведении видов Вооруженных Сил, военных округов, иных получателей бюджетных средств. На эти организации также распространяется действие настоящей Инструкции. При этом учредительными организационно-распорядительными (штатными) документами учреждений, имеющих условное наименование войсковая часть, не имеющих собственного положения (устава), находящихся в ведении Министерства обороны РФ, являются: • для центральных органов военного управления:

- Положение о Министерстве обороны РФ и Положение о Генеральном штабе Воору-

женных Сил РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 11.11.1998 № 1357;

- Положение о военном округе Вооруженных Сил РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 27.06.98 N9 901;

- Положение о финансовом хозяйстве воинской части военного округа и соединения, введенное в действие приказом министра обороны СССР от 25.05.1977 № 5;

• для входящих в систему органов военного управления, осуществляющих управление боевыми воинскими частями, - Положение о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенное в действие приказом Министерства обороны СССР от 30.03.1973 N9 80;

• для входящих в систему военных комиссариатов РФ, территориальных органов Минобороны России - Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента РФ от 15.10.1999 № 1372;

• для входящих в систему органов военного управления, осуществляющих обслуживающие (тыловые) функции квартирно-эксплутацион-ного обеспечения:

- Положение о квартирно-эксплутационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенное в действие приказом Минобороны СССР от 22.02.1977 № 75;

- Положение о домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны, введенное в действие приказом заместителя министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск.

Применяя данные документы, необходимо отметить, что постановление Совмина СССР и ведомственные акты Минобороны СССР подлежат применению в части, не противоречащей законодательству РФ.

В Управлении федерального казначейства по Хабаровскому краю работа по открытию лицевых счетов осуществляется в соответствии с порядком, разработанным на основе действующего законодательства. Функции по приему и проверке документов, необходимых для открытия счетов, распределены между отделами управления следующим образом.

Клиент перед открытием счетов в Управлении федерального казначейства по Хабаровскому краю получает от ответственного исполнителя отдела кассового исполнения бюджета информацию о пакете документов, необходимых для открытия счета, а также бланки заявлений и карточек образцов подписей и оттиска печати.

Отделы платежей принимают от клиента заявление на открытие счета и проверяют учредительные документы, в том числе типовое положе-

ние, на предмет правомерности открытия счета в органе федерального казначейства. После получения документов от клиента сверяют соответствие наименования клиента в Положении с данными Реестра бюджетополучателей. При получении Реестра финансирования сверяют наименование клиента с Реестром бюджетополучателей. После осуществления предварительной проверки передают документы на открытие счета в отдел кассового исполнения бюджета.

Отдел кассового исполнения бюджета проверяет наличие всех документов для открытия счета, а также соответствие наименования организации в Реестре юридических лиц наименованию в Положении (Уставе) и в карточке образцов подписей и оттиска печати. Осуществляет проверку правильности оформления карточки образцов подписей и оттиска печати, после чего все документы передаются в юридический отдел для проверки с правовой точки зрения.

Юридический отдел проверяет документы для открытия счета и передает в отдел кассового исполнения бюджета, при этом ответственный исполнитель юридического отдела ставит отметку на заявлении на открытие счета в графе «Документы, необходимые для открытия счета, проверил».

Отдел кассового исполнения бюджета оформляет заявление на открытие счета подписями руководителя и главного бухгалтера и передает заявление в отдел платежей.

Отделы платежей открывают в программном комплексе счет, в заявлении проставляют номер счета.

Отдел кассового исполнения бюджета в день открытия счета формирует юридическое дело клиента; передает в операционный отдел подписанную главным бухгалтером карточку образцов подписей и оттиска печати не позднее дня открытия счета; ответственный исполнитель вносит в Книгу регистрации лицевых счетов запись об открытии лицевых счетов в день открытия счета; в течение 5 дней готовит в налоговые органы и во внебюджетные фонды уведомление об открытии счета получателя средств.

В соответствии с планом мероприятий по введению в действие Инструкции в УФК по Хабаровскому краю проведена работа по доукомплектованию юридических дел бюджетополучателей Хабаровского края в соответствии с новыми требованиями.

Анализом состояния юридических дел в УФК по Хабаровскому краю и территориальных отделениях федерального казначейства установлено, что всего в крае сформировано 934 юридических дела, из них 672 по состоянию на 01.06.2003 соответствуют положениям Инструкции. Привести в соответствие Инструкции потребовалось 262 дела, в том числе:

• 185 в связи с отсутствием заверенной копии свидетельства налогового органа о постановке на учет (ранее заверение не требовалось);

• 46 в связи с необходимостью представления заверенной копии документа о государственной регистрации;

• 4 в связи с необходимостью представления копии соглашения о передаче части функций органу исполнительной власти субъекта РФ;

• 18 в связи с тем, что карточки образцов подписей и оттиска печати требуют заверения в установленном порядке или необходимо заменить печать на печать с воспроизведением Государственного герба РФ.

Для приведения в соответствие с положениями Инструкции юридических дел в УФК по Хабаровскому краю выполнена следующая работа.

1. Проведена инвентаризация юридических дел организаций, находящихся на обслуживании в УФК.

2. В связи с отсутствием у большинства бюджетополучателей средств на нотариальные услуги заключено соглашение между УФК Хабаровского края и Управлением министерства по налогам и сборам по Хабаровскому краю о заверении копий свидетельств о постановке на налоговый учет территориальными инспекциями по налогам и сборам Хабаровского края. Все копии свидетельства о постановке на налоговый учет направлены в И МНС по районам города для заверения на основании совместного соглашения.

3. Установлен случай несоответствия наименования, указанного в свидетельстве о государственной регистрации, наименованию в учредительных документах и печати (20 СКА). Организацией представлено новое свидетельство о постановке на налоговый учет.

4. Для доведения информации о доукомплектовании юридических дел направлены письма с установлением сроков предоставления документов. Также со всеми получателями бюджетных средств проведены совещания по разъяснению положений Инструкции.

Кроме того, на web-сайте и персональном компьютере, предназначенном для копирования информации в электронном виде клиентами Управления, помещена информация об изменениях, вводимых Инструкцией. Наглядная информация для клиентов Управления помещена в операционном отделе УФК.

Таким образом, юридические дела клиентов были приведены в соответствие с указанной Инструкцией.

Процесс открытия лицевых счетов в органах федерального казначейства нельзя назвать долгим и сложным. Тем не менее организации сталкиваются с рядом проблем.

Большинство бюджетополучателей до сих пор неправильно оформляют карточки образцов подписей и оттиска печати.

Во-первых, представляют в органы федерального казначейства карточки так называемого банковского формата, которые не соответствуют приложению 2 Инструкции.

Во-вторых, не заполняют поля с кодами «по ППП» и «по ССПД ФК». ППП - перечень прямых получателей, т.е. в данном поле заполняется глава финансирования организации. В поле ССПД ФК указывают код территориального органа федерального казначейства, в котором открывается лицевой счет организации, в соответствии с «Ведомственным классификатором территориальных органов федерального казначейства», утвержденным приказом министра финансов РФ от 24.04.2001 № 116.

В-третьих, заверяют несколько экземпляров карточки нотариально. Это не является нарушением, но в то же время согласно п. 21 Инструкции нотариального заверения требует один экземпляр карточки, второй принимается по разрешительной надписи главного бухгалтера органа казначейства. Заверяя несколько экземпляров, организации неэффективно тратят свои деньги.

В-четвертых, не все бюджетополучатели однозначно понимают пп. 26 и 27 Инструкции в части оформления временных карточек. Так, при назначении временно исполняющего обязаннос-

ти руководителя или главного бухгалтера (т.е. в карточке в графе «Должность» записано «И.о. руководителя...») составляется новая дополнительная карточка. В нее включается подпись только исполняющего обязанности, и данная карточка требует заверения в установленном порядке. При временном предоставлении права подписи (т.е. в карточке в графе «Должность» записана фактически занимая должность - «Ст. сотрудник, начальник отдела...») представляется дополнительная карточка только с образцом подписи временно уполномоченного лица с указанием срока ее действия. Данная карточка заверения не требует.

Другой проблемой является то, что наименования организаций в учредительных документах, свидетельствах о государственной регистрации юридического лица, печатях не совсем идентичны. В данном случае в организации направляется письмо с указанием на необходимость приведения всех вышеуказанных документов к одному наименованию.

В заключение хочется отметить, что процесс открытия счетов в органах федерального казначейства несложен. Специалисты казначейства по Хабаровскому краю проводят постоянный обзор правовой информации по данному направлению. Бюджетополучателям постоянно направляются разъяснения и комментарии к действующим нормативным документам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.