Казначейское исполнение бюджета
ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Т.В. КОРОЛЬКОВА, начальник отдела кассового исполнения бюджетов Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю
Аннотация
Одной из функций органов федерального казначейства является согласование отчетов бюджетных учреждений, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, перед представлением вышестоящему распорядителю. В статье рассмотрен порядок согласования показателей форм отчетности органами федерального казначейства, разработанный в Управлении федерального казначейства (УФК) по Хабаровскому краю. Приведены результаты данной процедуры по итогам 2003 г.
В целях оперативного анализа средств, поступающих в доход федерального бюджета по коду 6010800, в УФ К ведется ежедневный учет этих средств в трех программных продуктах, автоматизирован процесс формирования актов сверок по средствам, поступающим в погашение беспроцентных ссуд, выданных для обзаведения имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также вынужденным переселенцам на строительство (приобретение) жилья. Все вышеперечисленные процедуры позволили оптимизировать процесс согласования отчетности получателей средств федерального бюджета.
Приказом Минфина России от 15.06.2000 № 54н (в ред. приказа Минфина России от 10.09.2001 № 73н) утверждена Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью (далее — Инструкция). В целях единства соблюдения требований, предъявляемых к отчетности бюджетных учреждений, и в соответствии с п. 82 Инструкции распорядители и получатели средств федерального бюджета перед представлением бухгалтерской отчетности вышестоящему распорядителю согласуют с органами фе-
дерального казначейства, в которых открыты их лицевые счета, объемы финансирования, кассовые расходы и остатки средств, а также при завершении года возврат остатков неиспользованных средств.
Согласно письму Минфина России от 02.09.2002 № 3-08-08/547 органы федерального казначейства ежеквартально обязаны производить сверку данных отчетов бюджетополучателей по средствам, поступающим в погашение беспроцентных ссуд, выданных для обзаведения имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также вынужденным переселенцам на строительство (приобретение) жилья.
Получатели средств федерального бюджета направляют в органы федерального казначейства следующие виды отчетов:
1 Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам — форма 2 (код 0503018).
2 Справку об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058). Распорядители средств бюджета перед представлением сводной бухгалтерской отчетности согласуют с территориальными органами федерального казначейства, в котором открыты их распорядительные лицевые счета, объемы финансирования в разрезе кодов экономической классификации, а также возврат остатков средств федерального бюджета по итогам финансового года в сводной форме 2 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходфв »о бюджетным средствам». На основании письма ГУФК от 13.02.2002 № 3-08-09/112 согласование сумм возврата остатков неиспользованных средств в отчетах распорядителей бюджетных средств производится органами казначейства при наличии оригиналов отчетов подведомственных организаций, согласованных в казначействах по месту их нахождения.
Отчетность составляется на 01 января, 01 июля, 01 октября нарастающим итогом с начала года в рублях.
В Управлении федерального казначейства по Хабаровскому краю для согласования в отдел кассового исполнения представляются в трех экземплярах форма 2 и справка об остатках средств, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью. В трехдневный срок отчеты согласовываются и 2 экземпляра возвращаются бюджетополучателю.
Форма 2 составляется по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов и экономическим статьям бюджетной классификации.
Основные показатели формы 2, подлежащие согласованию:
• графа 5 «Профинансировано в текущем году» — суммы полученного финансирования за отчетный период с начала года нарастающим итогом с учетом отозванных в течение года объемов финансирования и сумм в пути;
• графа 6\«Кассовые расходы» — суммы кассовых расходов, списанных с лицевых счетов учреждений, открытых в органах федерального каз-
\ начейства;
• графа 8 «Возврат неиспользованных остатков средств» — возврат неиспользованных средств по итогам года с учетом сумм возвратов беспроцентных ссуд. В отчетности на 01.07 и 01.10 отражаются только суммы возврата ссуд;
• графа 9 - остатки средств на отчетную дату с учетом сумм в пути.
В Справке об остатках средств сверяются данные в части объемов финансирования (за вычетом сумм, отозванных в течение года распорядителем), остатков средств, возврата неиспользованных средств по итогам года и возврата ссуд. В графы «Финансирование» и «Остатки средств» включаются суммы в пути.
На основании письма ГУФК от 27.06.2003 № 03-01-01/08-195 в Справке об остатках средств, полученных из федерального бюджета, распорядителей в графе «Получено средств из федерального бюджета» указывается сумма в размере ^разассигнованных остатков финансирования на лицевых счетах распорядителей средств.
Бюджетные учреждения, осуществляющие внебюджетную деятельность, представляют в органы федерального казначейства форму 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам» (0503055). Основные показатели ф. 4:
• часть 1 — «Предпринимательская деятельность» — отражаются данные об исполнении сметы доходов и расходов учреждений по изготовле-
нию продукции, выполнению работ, оказанию услуг, прочим операциям;
• часть 2 — «Целевые средства и безвозмездные поступления» - отражаются данные об исполнении смет доходов и расходов учреждений по целевым средствам и безвозмездным поступлениям (балансовый счет 270);
• часть 3 — Движение по средствам, полученным во временное распоряжение учреждения (счета 40302).
В отчетах ф. 4 органы федерального казначейства проверяют правильность отражения данных в графе «Кассовое исполнение».
В случаях расхождения учетных данных казначейства и показателей отчетности ф. 4 отчеты возвращаются бюджетополучателю на доработку с оформлением акта разногласий, подписанного обеими сторонами.
В Управлении федерального казначейства по Хабаровскому краю по итогам проверок в 2003 г. в отчетах об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам имели место следующие расхождения:
• несоответствие сумм кассовых расходов, отраженных в отчетах клиентов, суммам кассовых расходов, учтенных казначейством;
• суммы восстановления кассовых расходов отражены как суммы поступивших доходов за отчетный период;
• суммы кассовых расходов в ф. 4 увеличены на суммы проведенных взаимозачетов с заказчиками без отражения операций на внебюджетном лицевом счете. Взаимозачеты с заказчиками, не отражающиеся на внебюджетном лицевом счете, так же как и стоимость товаров, полученных в безвозмездное пользование (медикаментов, продуктов питания, материалов), в отчете ф. 4 должны отражаться в графе «Фактическое исполнение», без изменения показателей графы «Кассовое исполнение»;
• сумма кассовых расходов по. коду 111040 в отчетах ф. 4 ошибочно увеличена на суммы перечислений в бюджет, не относящихся на фактические расходы учреждения и подлежащих отражению по строке 160 «Налоги, сборы и другие перечисления за счет прибыли», в том числе НДС. Были выявлены несоответствия сумм доходов,
поступивших в отчетном периоде, и произведенных кассовых расходов из-за расходования наличных денежных средств из кассы учреждения, минуя лицевой внебюджетный счет, что не позволяло привести отчеты ф.4 в соответствие с данными учета органа федерального казначейства. На расхождение повлияло наличие внебюджетных счетов, открытых бюджетным учреждениям в кредитных организациях.
Сегодня законодательно предусмотрен механизм устранения данного нарушения. Согласно ст. 141 закона «О федеральном бюджете на 2004 год» главные распорядители обязаны обеспечить закрытие счетов, открытых федеральным учреждениям, находящимся в их ведении, в учреждениях Центрального банка РФ и кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Органам федерального казначейства в случае неисполнения положений статьи закона предоставлено право приостанавливать операции по лицевым счетам получателей средств, открытым в органах федерального казначейства и учреждениях банка.
Следует отметить, что имели место несоблюдения сроков представления отчетов ф. 4, что является нарушением п. 4 Инструкции.
Как показали итоги сдачи отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета в 2003 г., основные расхождения между отчетами бюджетополучателей и отчетами органов федерального казначейства возникают по вопросам возврата остатков средств федерального бюджета и возврата беспроцентных ссуд, выданных для обзаведения имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Согласно письму Минфина России от 13.08.2003 № 03-01-01/08-238 начиная с отчетности за 9 месяцев 2003 г. перед представлением сводной бухгалтерской отчетности в Минфин России, распорядителям и получателям средств федерального бюджета необходимо согласовывать ф. 2 с данными отдела доходов органа федерального казначейства также и в части возврата ссуд с отметкой ответственного исполнителя от органа казначейства.
При возврате беспроцентных ссуд средства перечисляются в доход федерального бюджета и отражаются в отчетности следующим образом.
1. При поступлении средств на лицевые счета получателей средств федерального бюджета в счет ранее предоставленных ссуд — в отчете ф. 2 в графе 6 «Кассовые расходы» со знаком « -».
2. При перечислении средств, поступивших в счет ранее предоставленных ссуд, в доход федерального бюджета — в отчете ф. 2 в графе 8 «Возврат неиспользованных остатков средств» со знаком « + », в Справке об остатках средств, полученных из федерального бюджета формы 0503058 в графе 7 «Возврат неиспользованного остатка средств» со знаком « + ».
Для оптимизации процесса согласования отчетности ф. 2 в части возврата ссуд, выданных военнослужащим для обзаведения имуществом первой необходимости, в Управлении разработан и утвержден руководителем порядок взаимодействия отделов.
Согласно порядку бюджетополучатель перед процедурой согласования отчета получает от УФК по Хабаровскому краю акт сверки по ссудам, заверенный руководителем, главным бухгалтером и начальником отдела доходов (включая случаи обращения распорядителей, получавших ссуды, но не производивших их гашение). Отделы взаимодействуют в следующем порядке.
Отдел кассового исполнения на основании ежедневной информации отдела доходов и Справки о поступлении на счет 40101 по коду налога 6010800 за месяц:
• передает в отдел платежей список организаций, перечисливших средства на погашение беспроцентных ссуд, к 16.30 первого рабочего дня, следующего за отчетным месяцем;
• составляет разработочную таблицу в разрезе министерств и ведомств по получателям и распорядителям бюджетных средств к 18.00 четвертого рабочего дня, следующего после завершения отчетного месяца;
• на основании разработочной таблицы составляет акты сверок по ссудам к 11.00 пятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным;
• получает от территориальных отделений информацию о перечислении налога по коду 6010800 к 14.00 второго рабочего дня месяца, следующего за отчетным, сверяет информацию с данными Управления;
• передает в отдел доходов акты сверок по ссудам и разработочную таблицу к 11.30 пятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом по заверке ф. 2 в части возврата ссуд;
• получает от отдела государственных доходов заверенные акты сверки к 16.00 пятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом;
• передает ОФК, обслуживающих распорядителей и прямых получателей бюджетных средств, акты сверок не позднее 12.00 шестого рабочего дня месяца, следующего за отчетным;
• получает заверенные акты сверки по состоянию на 01.07 и 01.10 отчетного года от отделений федерального казначейства края.
Отдел доходов:
• передает в отдел АИС «Финансы» в почтовый ящик «г М1§гас» информацию о поступлении средств в доход федерального бюджета на счет 40101 по кодам 6010812, 2010641 и 2090210 в погашение ссуд, выданных вынужденным переселенцам, на первое число каждого месяца (не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за отчетным), для передачи в Управление по делам миграции при УВД Хабаровского края на электронный адрес в Интернете;
• сверяет разработочную таблицу и акты сверки с данными по разделу учета ссуд ф. 600 на отчетные периоды;
• заверяет акты сверки по ссудам и передает в отдел кассового исполнения к 16.00 пятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, с учетом сумм, списанных с Л КС 30-го числа и поступивших в доход федерального бюджета первого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Отдел платежей предоставляет в отдел кассового исполнения сведения о поступлении средств на сч. 40101 с информацией о распорядителях и получателях бюджетных средств к 18.00 второго рабочего дня каждого месяца.
В целях оперативного анализа средств, поступающих в доход федерального бюджета по коду 6010800, в УФК ведется ежедневный учет этих средств в трех программах. Вся первичная информация содержится в интегрированном пакете прикладных программ «Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета на региональном и местном уровнях» (далее — ППП «Центр-КС»). В пакете происходит первичный отбор платежных документов, по которым осуществлялось списание средств со счета № 40105 на счет № 40101 в течение операционного дня.
На следующей стадии обработки отобранные платежные документы в программе «MS Excel» подвергаются фильтрации в целях поиска платежных документов, в назначении платежа которых встречается буквенная комбинация «ссуд» (такой возможностью ППП «Центр-КС» не обладает).
На последней стадии обработки имеющаяся первичная информация заносится в программу «MS Access» и принимает упорядоченный вид. Данная информация ежедневно сверяется с информацией отдела государственных доходов и является основой для составления актов сверки с получателями и распорядителями бюджетных средств. Использование программы «MS Access» дает следующие преимущества:
1) вся база данных, необходимая для работы, содержится в одном файле (возможно создание резервной копии);
2) данные в одном файле можно разбить на отдельные таблицы (в разрезе плательщиков, ОФК, платежных поручений);
3) есть возможность находить и извлекать только нужные данные с помощью запросов к таблицам, содержащим необходимую информацию (например, какая сумма прошла по главному распорядителю за прошедший месяц с учетом его подведомственных организаций);
4) можно анализировать или печатать данные в нужном макете с помощью отчетов;
5) возможно объединение данных из нескольких таблиц в запросе, форме, отчете посредством установки связей между таблицами (можно создать макет акта сверки по беспроцентным ссудам с организациями и связать его с помощью запросов с таблицей, содержащей первичную информацию о платежных поручениях);
6) можно оперативно получить информацию о погашении беспроцентных ссуд в разрезе:
• кодов бюджетной классификации (для сверки с разд. 3 ф.600);
• ОФК, через которые осуществлялось перечисление средств (для сверки с отделениями);
• плательщиков (для составления актов сверки);
• распорядителей разного уровня (для составления актов сверки).
Задень на территории Хабаровского края в январе 2004 г. проходило до 1 000 платежных документов в системе лицевых счетов бюджетных организаций, открытых в органах федерального казначейства. В течение года эта цифра растет, что влечет увеличение времени, затрачиваемого на ручную работу. В программном комплексе «Центр-КС» нет возможности автоматически отбирать платежные документы на перечисление средств в счет погашения беспроцентных ссуд. Единственным критерием отбора остается только назначение платежа. Просматривать же вручную 1 000 записей нецелесообразно. Поэтому из программного комплекса «Центр-КС» все записи переносятся в «Excel». Там задаются условия поиска строки с включением буквенной комбинации «ссуд}, в столбце «Примечание».
Далее первичная информация ежедневно сверяется с реестрами платежных поручений, передаваемых в отдел кассового исполнения сотрудниками отдела государственных доходов и в начале месяца с информацией отделений за прошедший месяц, что позволяет правильно составлять акты сверки с распорядителями и прямыми получателями средств федерального бюджета и осуществлять дополнительный контроль над ведением файла, содержащего полную информацию о платежных поручениях за 2004 г.
При сверке сводной отчетности ф. 2 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам» распорядителей, имеющих подведомственные организации на других территориях, в части средств, поступающих в погашение беспроцентных ссуд, выданных в соответствии с законодательством, и сумм возвратов неиспользованных остатков средств, вызывало затруднение согласования сводного отчета распорядителя второй степени Финансово-экономического управления Дальневосточного военного округа (ФЭУ ДВО) по указанным
позициям. Трудности по согласованию сводного отчета ф. 2 данного бюджетополучателя заключались в том, что указанная организация, имея многочисленную сеть подведомственных учреждений, расположенных в удаленных и труднодоступных районах федерального округа, сводный отчет составляет с использованием данных, переданных воинскими частями по телефону и телеграфу. Оригиналы отчетов по указанным частям передавались в ФЭУ ДВО через длительное время.
Для оптимизации порядка согласования сводного отчета ф. 2 ФЭУ ДВО, а также в целях достижения полного соответствия данных органов федерального казначейства и бюджетополучателя в части возврата ссуд и неиспользованных остатков средств федерального бюджета Управление инициировало ежеквартальную сверку между территориальными УФК и ФЭУ ДВО.
Согласно письму ГУФК от 16.09.2003 № 3-08-09/541 сверка данных по ссудам обеспечивается между ФЭУ ДВО и территориальными УФК, имеющими на своей территории получателей и распорядителей, подведомственных ФЭУ ДВО, по следующим показателям: •4 наименование учреждения;
• коды бюджетной классификации;
• суммы возвратов бюджетных ссуд и неиспользованных остатков средств по состоянию на..............
Один экземпляр акта сверки с ФЭУ ДВО предложено направлять в УФК по Хабаровскому краю. В дальнейшем эти мероприятия дали положительные
результаты, исключив расхождения с отчетами органов казначейства.
Перед процедурой согласования отчетности в УФК проводятся подготовительные мероприятия. Распорядителями и получателями бюджетных средств направляются в казначейство копии писем и приказов вышестоящих организаций о сроках представления отчетности. Основанием для установления этих сроков в 2004 г. является приказ Минфина России от 13.02.2004 № 17н «О сроках представления сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности об исполнении смет доходов и расходов главных распорядителей средств федерального бюджета и иных получателей средств федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2004 год».
В соответствии с указанными сроками в Управлении формируется график представления отчетности, который позволяет оптимизировать процесс согласования, а также осуществлять контроль за соблюдением сроков. Непредставление отчетов бюджетополучателями квалифицируется как нарушение бюджетного законодательства. Согласно п. 5 Инструкции и п. 2 постановления Правительства РФ от 05.06.2003 № 328 «Об утверждении правил приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах федерального казначейства» в случае непредставления для согласования отчетов органы казначейства вынуждены приостанавливать операции по лицевым счетам бюджетополучателей.