ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
6 Sherbakova L.W. Monograph on the Current problems of patent law in Russia / M., 2012.
7. GZ LR Civil law of the Republic of Latvia.
8. John C. Das Erbrecht des Burgerlishien Gesetzbuhes und die Nahrfolgevoisdhriften in Sozialrecht.: Diss. Munster, 1994; LeipoldD. Erbrecht. 9 Aufl, rubingpn. 1991. S. 14.
9. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN=801269-6
10. http://www.gesetze-im-internet.de/bgb/ BJNR001950896.html
11. http://www.pravo.lv/likumi/05_2_gz.html
12. https://zakon.ru/blog/2016/07/06/reforma_ rossijskogo_nasledstvennogo_prava_kommentarij_ osnovnyh_izmenenij_nasledstvennyj_dogovor
1 http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)?0penAgent&RN=801269-6
2 John C. Das Erbrecht des Burgerlishien Gesetzbuhes und
die Nahrfolgevoisdhriften in Sozialrecht.: Diss. Munster, 1994; LeipoldD. Erbrecht. 9 Aufl, rubingpn. 1991. S. 14.
3 http://www.gesetze-im-internet.de/bgb/BJNR001950896.html
4 Свиб А.В. Гражданский закон Латвии 1937 года: Обзорная статья // Гражданский кодекс Латвийской Республики / Науч. ред. и пред. Н.Э. Лившиц. СПб., 2001. С. 7—20.
5 ГЗ ЛР — Гражданский закон Латвийской Республики.
6 http://www.pravo.lv/likumi/05_2_gz.html
7 Довгерт А.С. Вступительная статья // Гражданский кодекс Украины. Харьков, 2004. С. 17; Опрышко Л. Об особенностях наследования по новому Гражданскому кодексу Украины и их влиянии на судебную практику // Юридическая практика. 2006. № 19.
8 Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. М., 1997. С. 15—18.
9 Правовое регулирование товарного знака и исчерпание прав на товарный знак Щербачева Л.В. автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Московский институт МВД Российской Федерации. Москва, 2004.
10 https://zakon.ru/blog/2016/07/06/reforma_rossijskogo_ nasledstvennogo_prava_kommentarij_osnovnyh_izmenenij_ nasledstvennyj_dogovor
11 Белов В.А. Проблемы наследования бизнеса // Вестник экономического правосудия РФ. 2015. №07 С. 130—144.
12 Щербачева Л.В. Монография Актуальные проблемы патентного права в России / М., 2012.
13 Там же.
УДК 347 ББК 67.404
ПОРЯДОК ОПЛАТЫ КАК УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРАКТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД1
НАДЕЖДА ОЛЕГОВНА МАРКОВА,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются особенности порядка оплаты как существенного условия государственного и муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. На примере предоплаты (аванса) проанализированы теоретические и практические аспекты условия о порядке оплаты, сформулированы выводы, касающиеся содержания данного условия в целях предупреждения нарушений законодательства о контрактной системе.
Ключевые слова: государственный и муниципальный контракт, подряд, порядок оплаты, предоплата (аванс).
Abstract. Discusses the features of payment procedure as the essential conditions of state and municipal contract to perform contract works for state and municipal needs. The theoretical and practical aspects of the terms of payment, the author formulates conclusions regarding the content of this conditions to prevent violations of the law on the contract system.
Keywords: state and municipal contract, contract, payment, prepayment (advance).
Государственный или муниципальный контракт является важнейшим правовым средством обеспечения потребностей в товарах, работах, услугах лиц, реализующих в своей деятельности публичные интересы. Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, включая строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, осуществляются на основе контрактов на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Отношения сторон таких контрактов регулируются положениями Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), а также специальными законами1, среди которых особое место занимает Федеральный закон от 05.04.2013 N° 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ)2. Названным законом регулируются не только вопросы организации и проведения закупок, но также и особенности исполнения государственных и муниципальных контрактов. Несмотря на подробную регламентацию отношений по государственным и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ на практике, тем не менее, возникают трудности толкования отдельных условий контрактов, включая условие о порядке оплаты, создавая предпосылки правонарушений в рассматриваемой сфере.
Рассмотрим в этой связи условие о порядке оплаты, предусматривающим предоплату (аванс).
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ к существенным условиям договора, подлежащим обязательному согласованию сторонами, относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
При регламентации условий государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ нормами ГК РФ следует учитывать помимо общих положений о сделках, обязательствах и договорах сложную, «трехступенчатую» структуру главы 37 ГК РФ, включающую нормы параграфа первого — «Общие положения о подряде», который, по словам М.И. Брагинского, выполняет
функцию «своеобразной общей части»3, положений о строительном подряде и выполнении проектных и изыскательных работ, и, собственно, положений о договоре на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, построенного по модели либо договора строительного подряда, либо договора на выполнение проектных и изыскательных работ4.
Анализ общих положений о подряде и норм о строительном подряде свидетельствует, что условие о порядке оплаты выполненных работ не относится к числу существенных условий договора, что подтверждается и судебной практикой5. В то же время согласно п. 1 ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Специальные положения о подрядных работах для государственных и муниципальных нужд, учитывая необходимость конкретизации условий договора с участием публичного заказчика, указывают на определение в контракте размера и порядка оплаты работ, что в целом позволяет рассматривать их как существенные. Еще более четко позиция законодателя по указанному вопросу прослеживается в Федеральном законе № 44-ФЗ: в силу ч. 13 ст. 34 названного закона контракт в обязательном порядке должен содержать условие о порядке оплаты товара, работы или услуги. Заказчик вправе не включать в контракт данное условие в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34 федерального закона № 44-ФЗ, перечень которых носит исчерпывающий характер.
Согласно ч. 2 ст. 766 ГК РФ в случае, если государственный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
Порядок оплаты контракта, предусмотренный в документации о закупке, и согласованный с опре-
деленным по результатам конкурентной процедуры контрагентом — подрядчиком, является, таким образом, существенным условием государственного и муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. Следует отметить, что действующим законодательством установлены значительные ограничения в части изменения сторонами существенных условий контракта: согласно ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ такое изменение при исполнении контракта не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в строго определенных законом случаях. Анализ указанных нормативных положений свидетельствует о том, что законодатель признает обоснованным изменение существенных условий государственного или муниципального контракта только в ситуации изменения баланса интереса сторон при сохранении необходимости достижения публичных целей, лежащих в основе контракта.
Требования законодательства о неизменности существенных условий в процессе исполнения контракта направлены на обеспечение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, предотвращения злоупотреблений и основаны на принципах контрактной системы прежде всего, принципе обеспечения конкуренции, направленном на создание равных условий участникам закупок.
Действующее законодательство о контрактах на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд не раскрывает понятия «порядок оплаты». Анализ текстов проектов государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, размещенных в Единой информационной системе (ЕИС)6 свидетельствует о том, что, как правило, само понятие «порядок оплаты» в тексте контрактов отсутствует, но относимые к данному условию положения содержатся в разделах, посвященных цене контракта и порядку расчетов, что свидетельствует об отсутствии четкого представления о сущности рассматриваемого условия.
В юридической науке высказываются мнения, в частности, касающиеся вопросов разграничения
содержания понятий «порядок» и «способ оплаты», однако они не затрагивают сферы государственных и муниципальных контрактов7. Вместе с тем, данный терминологический вопрос имеет значение и для анализируемой области отношений.
Если обратиться к семантике слова «порядок», то в русском языке ему соответствуют, в частности, такие смысловые значения как 1) правильное, налаженное состояние, расположение чего-либо; 2) последовательный ход чего-либо; 3) правила, по которым совершается что-нибудь и др.8. Под способом понимается «действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь»9. При всем сходстве рассмотренных значений, полагаем, что слово «порядок», в отличие от «способа» применительно к условию договора в целом и государственного или муниципального контракта в частности, выражает не механическую последовательность действий, но правильную организацию поведения сторон, учитывающую системный характер каждого условия в его взаимосвязи с иными условиями договора.
Что же представляет собой условие о размере и порядке оплаты как существенное условие государственного и муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд?
Статья 711 ГК РФ, посвященная порядку оплаты по договору подряда, устанавливает, что заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы, при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Данное правило п. 1 ст. 711 ГК РФ носит диспозитивный характер и договором может быть предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, при этом такая предварительная оплата может быть квалифицирована и как аванс, и как задаток с учетом обеспечительного характера последнего.
Нетрудно заметить, что в приведенных нормативных положениях речь идет лишь о последовательности исполнения обязанности заказчика по оплате результатов работ против исполнения обязанности подрядчика по передаче таких результатов заказчику. Других существенных характеристик порядка оплаты в рассматриваемой статье не со-
держится. Вместе с тем, очевидно, что только лишь последовательностью действий заказчика по оплате результата работы данное условие не исчерпывается.
Следует отметить, что указанная последовательность отражает определенную обеспеченность интересов сторон контракта при его заключении. В сфере контрактной системы предоплата (аванс) применяется в целях оплаты подрядных работ наряду с единовременной оплатой по исполнении подрядчиком обязанности по передаче результата работ, оплатой отдельных этапов работ и оплатой в рассрочку. Условие о предоплате (авансе) является привлекательным для подрядчика, влияя на его решение принять участие, в том числе, в конкурсных процедурах, обеспечивая поступление оплаты по контракту до фактического исполнения и передачи заказчику результата работ, и одновременно создает риск заказчика на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей подрядчика по невозврату неотработанного аванса и сопряженных с этим убытков. Неслучайно законодательством устанавливаются отдельные ограничения в части размера предоплаты (аванса). Так, например, по государственным контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ, заказчики — получатели средств федерального бюджета вправе предусмотреть авансовые платежи в размере до 30 процентов суммы контракта, (но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ). Если сумма такого контракта превышает 600 млн руб., в контракте должно предусматриваться условие, согласно которому последующее авансирование должно производиться после подтверждения выполнения работ в объеме первого аванса. При этом общая сумма предоплаты не должна превышать более чем на 70 процентов сумму контракта10.
Полагаем, что предоплата (аванс), так же, как и единовременная оплата по факту выполненных и переданных результатов работ, оплата отдельного этапа или рассрочка являются способами исполнения обязанностей заказчика по оплате результатов работ, обеспечивающими баланс интересов государственного или муниципального заказчика и под-
рядчика при заключении и исполнении контрактов, и в этом значении входят в состав содержания условия о порядке оплаты. Вывод о том, что только лишь указанием на способ оплаты содержание условия о порядке оплаты не исчерпывается, подтверждается, в частности, решениями контрольных органов в сфере закупок. Так, Федеральная антимонопольная служба РФ посчитала, что установление заказчиком в проекте контракта, прилагаемом к извещению (документации) о закупке, порядка оплаты без указания конкретного размера аванса, а также установление не предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ требований к целям расходования аванса, может быть признано нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок (Решение Федеральной антимонопольной службы от 28.01.2015 по делу К-67/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок)11.
Учитывая изложенное предоплата (аванс) являются способом оплаты и в этом качестве выступают одним из элементов условия о порядке оплаты. Последнее также должно устанавливать размер аванса с учетом предусмотренных законодательством ограничений и исключать дополнительные условия к целям его расходования.
Важно также определить и иные элементы содержания условия о порядке оплаты — предоплаты (аванса) в целях исключения возможных нарушений при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В частности, в контрактной практике нередко отмечается следующая ситуация. Условие о предоплате (авансе) формулируется таким образом, что сумма выплаченного подрядчику аванса засчитыва-ется в счет оплаты выполненных работ путем пропорционального удержания выплаченного аванса от стоимости работ, выполненных за каждый отчетный период, до момента полного погашения аванса. Заключив контракт на указанном условии, стороны впоследствии заключают дополнительное соглашение, которым предусматривают, что оплата работ, выполненных за соответствующий отчетный период, производится без учета аванса.
Можно ли при этом считать, что сторонами изменено условие о порядке оплаты? Ведь само по себе условие о том, что подрядчику выплачивается аванс
остается неизменным? Полагаем, что условие об учете выплаченного подрядчику аванса при оплате за выполненные по результатам отчетного периода работы является неотъемлемым элементом условия о порядке оплаты, обеспечивающим интересы государственного заказчика по государственному или муниципальному контракту, которым предусматривается такой способ оплаты как предоплата (аванс). В случае, когда предоплата (аванс) носит частичный характер и сочетается, как в приведенном примере, с оплатой выполненных работ12, каждый из названных способов является элементом порядка оплаты, наряду с размером аванса, порядком определения стоимости выполненных и принятых работ, и иными элементами, включая и обусловленный документацией о закупке и контрактом способ учета при оплате работ непогашенного аванса. Следовательно, дополнительное соглашение, условиями которого изменяется способ учета непогашенного аванса при оплате работ направлено на изменение порядка оплаты работ как существенного условия государственного или муниципального контракта. Как правило, такие дополнительные соглашения имеют целью «освоение» средств бюджетов соответствующего уровня и в этом смысле должны оцениваться на предмет имеющих место злоупотреблений. С позиции гражданского законодательства соглашение об изменении существенного условия государственного контракта должно квалифицироваться как ничтожная сделка в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ. Кроме того, если, как в рассмотренном примере, указанное изменение условия о порядке оплаты государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ, не соответствует требованиям ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, то имеет место административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 7.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ (изменение условий контракта, в том числе, увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условия контракта не предусмотрена законодательством РФ)13.
Рассматривая содержания условия о порядке оплаты (на примере предоплаты (аванса) необходимо также упомянуть и иные элементы, его формирующие. Это срок или период платежа, график платежа, основания и условия платежа, а также форма
платежа. В случае определения указанных элементов в документации о закупке и контракте, они определяют порядок оплаты в качестве существенного условия государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ.
В заключение отметим, что порядок оплаты как существенное условие любого государственного или муниципального контракта нуждается в более четком нормативном определении в целях устранения возможных правонарушений в рассматриваемой значимой для осуществления публичных интересов сфере.
Литература
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2003. 1055 с.
2. Звенигородская Н.Ф. Взаимосвязь формы алиментного соглашения и порядка его исполнения // Исполнительное право 2009. № 2. С. 47—48.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2002. С. 566.
References
1. Braginsky M.I., Vitryansky V.V. Contract law. Book three. Contracts on performance of works and provision of services. M.: Statut, 2003. 1055 S.
2. Zvenigorodsky N.F. The relationship forms alimony agreement and its execution // of the Executive the right 2009. No. 2. P. 47—48.
3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow: Azbukovnik, 2002. S. 566.
1 Статья подготовлена при информационной поддержке СПС «Консультант-Плюс».
2 Статьей 768 ГК РФ предусмотрено принятие закона о подряде для государственных нужд, однако такой закон до настоящего времени не принят.
3 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, № 14, Ст. 1652.
4 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2003. С. 41.
5 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 42.
6 См., напр.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 № 17АП-3230/2016. ГКу по делу КА60-58822/2015 ( СПС «Консультант -Плюс»).
7 Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
8 Так, Звенигородская Н.Ф. Рассматривая вопросы исполнения алиментных обязательств, предлагает определять «способ платежа» в качестве предусмотренного соглашением сторон алиментного обязательства принцип исчисления подлежащих уплате алиментов, тогда как порядок, по мнению автора, включает в себя такие составляющие, как срок (период) платежа, место платежа, форму платежа, а также порядок отчетности перед получателем (См.: Звенигородская Н.Ф. Взаимосвязь формы алиментного соглашения и порядка его исполнения // Исполнительное право. 2009. № 2. С. 47—48. (СПС «Консультант -Плюс»).
9 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2002. С. 566.
10 Там же. С. 757.
11 См.: пп. «б» п. 36 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 г. // «Собрание законодательства РФ». 11.01 2016. № 2 (Ч. I). Ст. 332.
12 Письмо Казначейства России от 19.05.2015 № 07-04-05/09319 «О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок» // «Экономика и жизнь» (Бухгалтерское приложение). № 21. 05.06.2015 (СПС «Консультант - Плюс»).
13 Следует учитывать, что согласно п. 4 ст. 110.2, введенной Федеральным законом от 03.07.2016 № 314-ФЗ, контракт, предметом которого является строительство или реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядных работ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») // «Собрание законодательства РФ». 04.07.2016. № 27 (Ч. II). Ст. 4247.
14 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
УДК 347.44 ББК 67
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ РАЗУМНОСТИ И ДОБРОСОВЕСТНОСТИ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ВАЛЕНТИНА ИГОРЕВНА ОБРАЗЦОВА,
аспирант кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Е.Е. Богданова
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В представленной работе автор на примере анализа материалов судебной практики осуществляет исследование проблем реализации принципов разумности и добросовестности в договорных отношениях с участием потребителей. Исходя из специфики правового статуса потребителя делается вывод об особенностях критериев разумности в отношениях с участием данных субъектов; проводится соотношение «потребительского экстремизма» и злоупотребления правом. Делается вывод о необходимости соответствия поведения любого субъекта права принципам разумности и добросовестности.
Ключевые слова: разумность, добросовестность, потребитель, злоупотребление правом.
Abstract. In this work, the author of the example of the analysis of the judicial practice conducting a research of problems of realization of the principles of reasonableness and good faith in contractual relations involving consumers. Because of the nature of the legal status of the consumer is concluded on the peculiarities of criteria of reasonableness in dealing with the participation of these subjects; conducted correlation categories of «consumer extremism» and abuse of rights. The author makes a conclusion about the necessity of compliance behavior of any subject of law to principles of reasonableness and good faith.
Keywords: reasonableness, good faith, consumer, abuse of rights.