Научная статья на тему 'Государственные и муниципальные контракты: гражданско-правовые риски'

Государственные и муниципальные контракты: гражданско-правовые риски Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1236
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ РИСКИ / РИСК НЕЗАКЛЮЧЕННОСТИ ДОГОВОРА / СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ КОНТРАКТА / GOVERNMENTAL AND MUNICIPAL CONTRACTS / GOVERNMENTAL AND MUNICIPAL PROCUREMENT / CIVIL LAW RISKS / RISK OF LOSS OF A CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джиоева Елена Георгиевна, Нечаев Алексей Дмитриевич

В статье приводятся основные гражданско-правовые риски, возникающие в связи с заключение и исполнением государственных и муниципальных контрактов. Особое внимание авторы обращают на риск незаключенности договора в связи с отсутствием в контракте существенных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Джиоева Елена Георгиевна, Нечаев Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENTAL AND MUNICIPAL CONTRACTS: CIVIL LAW RISKS

The article deals with the main civil law risks of governmental and municipal contract bargaining and enforcement. The authors analyze risk of loss of a contract.

Текст научной работы на тему «Государственные и муниципальные контракты: гражданско-правовые риски»

References

1. Kudryashov V.V. Zarubezhnaya doktrina mezhdunarodnogo finansovogo prava: problema identifikacii // Rossiyskaya yusticiya. 2012. № 9.

2. Volova L.I. Mezhdunarodnye dogovory v pravovyh sistemah federativnyh gosudarstv. Ros-tov-na-Donu, 2004.

3. Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze. Elektronniy resurs: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170264/.

4. Bus'ko V.L., Dostanko E.A. Formirovanie Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: so-cial'no-politicheskie aspekty. Evraziyskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika. 2013. № 13.

5. Elistratova V.V. Sozdanie Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: problemy i pravovye puti ih resheniya. Vestnik Gumanitarnogo instituta TGU. 2013. № 1(14).

6. Kotlyarov N.N., Alekseev P.V. Ocenka perspektiv evraziyskoy valutno-ekonomicheskoy in-tegracii // Den'gi i kredit. 2014. № 6.

7. Oficial'nye periodicheskie izdaniya: Geivandov Ya. L. O buduschem mezhdunarodnoy val-utno-finansovoy sistemy//RFBS.RU. URL: http://rfbs.rU/connent/view/l08/71 (data obrascheniya: 04.06.2010)

8. Yurovetskiy V. Banki i bankovskie sistemy v sfere elektronnyh deneg// Bankovskoe delo. 1995. № 3.

9. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 05.11.2008g. // Parlamentskaya gazeta. 69. 07-13.11.2008.

10. Krohina Yu.A. Smozhet li rossiyskiy rubl' stat' regional'noy i rezervnoy valutoy? (Perspek-tivy i budzhetnye riski v granitsah Tamozhennogo soyuza i EvrAzES) // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2014. № 4.

11. Elektronniy istochnik http://www.eicc-kuzbass.ru/index.php/novosti/958-proshlo-pervoe-zasedanie-soveta-po-obespecheniyu-fmansovoi-stabilnosti

УДК 347.45/.47

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ РИСКИ*

Джиоева кандидат юридических наук, доцент кафедры

Елена Георгиевна гражданского права юридического факультета,

Южный федеральный университет, (344002, Россия, ул. Горького, г. Ростов-на-Дону, д. 88) E-mail: elena-dzhioeva@yandex.ru Нечаев преподаватель кафедры уголовного права и криминологии

Алексей Дмитриевич юридического факультета, Южный федеральный университет, преподаватель Пилотного центра госзакупок ЮФУ (344002, Россия, ул. Горького, г. Ростов-на-Дону, д. 88) E-mail: a.d.nechaev@mail.ru

Аннотация

В статье приводятся основные гражданско-правовые риски, возникающие в связи с заключение и исполнением государственных и муниципальных контрактов. Особое внимание авторы обращают на риск незаключенности договора в связи с отсутствием в контракте существенных условий.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Экономические и правовые риски российской системы государственных и муниципальных закупок: факторы, оценка, меры снижения (локализации)» № 15-02-00487.

Ключевые слова: государственные и муниципальные контракты, государственные и муниципальные закупки, гражданско-правовые риски, риск незаключенности договора, существенные условия контракта

Результатом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является заключение государственного или муниципального контракта. Легальное определение государственного и муниципального контракта дается в п. 8 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Закон № 44-ФЗ) [1]: государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных и муниципальных нужд.

Вопрос о правовой природе государственного и муниципального контракта является достаточно дискуссионным [2; 3; 4]. Участие в такого рода дискуссии не входит в поставленную нами задачу. По этой проблеме мы придерживаемся мнения о гражданско-правовой природе государственного и муниципального контракта. Это следует из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, определяющей, что предметом регулирования законодательства о контрактной системе является, помимо прочего, заключение гражданско-правового договора. Предметом такого договора являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Наименование соглашения, которое заключается между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не оказывает влияния на существо отношений сторон. Подобной позиции придерживается и судебная практика [5].

От юридической «чистоты» государственного или муниципального контракта во

многом зависит достижение главной цели функционирования контрактной системы -эффективного удовлетворения государственных или муниципальных нужд. При этом именно в сфере заключения и исполнения государственного и муниципального контракта лежит большая часть гражданско-правовых рисков. В процессе исполнения государственного и муниципального контракта выявляются пробелы и ошибки, допущенные на других этапах осуществления закупки - при планировании закупки, а также при выборе и реализации способа определения поставщика, что может повлечь за собой признание государственного и муниципального контракта незаключенным.

Кроме того, заключению и исполнению государственного или муниципального контракта свойственны все те риски, которые присущи гражданско-правовым договорам в целом: риск признания договора незаключенным в связи с отсутствием в нем существенных условий или несоблюдением формы; риск неисполнения (ненадлежащего исполнения) контракта; риск одностороннего отказа от исполнения договора; риск расторжения договора; риск неисполнения обязанностей контрагентом; риск возникновения убытков.

Понимание указанных рисков, выявление потенциально опасных «зон» государственных и муниципальных контрактов, умелое применение юридической техники составления договоров способствует минимизации рисков, а, значит и эффективному удовлетворению государственных и муниципальных нужд.

Рассмотрение всех названных рисков невозможно в рамках одной статьи, поэтому мы сосредоточимся на первом из них - риске незаключенности договора в связи с отсутствием в нем существенных условий.

Согласно ст. 432 [6] ГК РФ и ст. 34 Закона № 44-ФЗ существенными условиями любого государственного или муниципального контракта являются условия: о предмете контракта; цене, порядке и сроках оплаты;

о сроках исполнения контракта; об ответственности сторон.

В зависимости от предмета контракта законом могут быть предусмотрены иные существенные условия.

Следует отметить, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда наличие указанных документов не предусмотрены Законом № 44-ФЗ (п. 1. ст. 43 Закона № 44-ФЗ). То есть большая часть существенных условий будущего контракта формируется еще на этапе планирования закупки и объявления процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Противоречие же между условиями закупки, содержащимися в указанных документах, и условиями контракта могут повлечь за собой ничтожность договора. Подобная позиция была высказана в Письме Министерства финансов РФ от 7 ноября 2014 г. № 02-02-08/56115 [7] по вопросу о возможности изменения существенных условий контракта на выполнение строительно-монтажных работ. По мнению Минфина РФ, изменение технических и функциональных характеристик результатов выполнения строительно-монтажных работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменения предмета контракта (вида работ). При этом новые характеристики строительно-монтажных работ должны соответствовать извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также документации о закупке [8].

Условие о предмете государственного и муниципального контракта является одним из наиболее сложных с точки зрения его формирования. Согласно п. 3 части 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ предметом государственного и муниципального контракта являются: поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

Общие требования, предъявляемые к предмету закупки еще на этапе ее формирования, установлены ст. 33 Закона № 44-ФЗ. В частности, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При описании объекта закупки возможно использование как различного рода рекламных материалов - каталогов, описаний, образцов, так и нормативно-технической документации, технических норм, стандартов. Особенное внимание при описании объекта закупки, осуществляемой путем проведения электронного аукциона, следует уделить качественным и эксплуатационным характеристикам, так как единственным критерием выбора поставщика при этом способе его определения является цена. Иные характеристики объекта не учитываются.

При формировании объекта закупки -выполнения работ и последующего формулирования условия о предмете соответствующего государственного и муниципального контракта - необходимо учитывать требования ст.ст. 743 и 759 ГК РФ. В частности, в контракте должны быть определены состав и содержание технической документации. В то же время согласно Информационному письму ВАС РФ отсутствие утвержденной технической документации не является безусловным основанием для признания договора незаключенным. Если заказчик ознакомлен с типовым проектом объекта, то можно считать, что предмет договора сторонами согласован [9].

Закон № 44-ФЗ содержит также и требования об отсутствии в описании объекта закупки товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание

характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случаях, указанных в законе (ст. ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Говоря о цене, следует отметить, что цена контракта традиционно определяется в рублях. В ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что в контракте должно быть указано условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Рекомендуется при заключении контракта предусматривать цену за каждую единицу товара, работы или услуги, чтобы при приемке не возникало вопросов о применяемой расценке. В некоторых случаях, определяемых Правительством РФ, возможно указание цены в ориентировочном значении либо в виде формулы и максимального значения [10].

Так же как и предмет контракта, его цена определяется исходя из начальной (максимальной) цены, которая приводится в извещении о закупке (п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). Методы, применяемые при формировании заказчиком цены, перечислены в ч. 1 ст. 22 указанного закона. Конечная цена контракта определяется на основании предложения (заявки) участника, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 70, ч. 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

В свете изменений, внесенных в ГК РФ, а именно - включения в текст ГК РФ ст. 317.1 о процентах по денежному обязательству, актуальность приобретает вопрос о включенности таких процентов в цену контракта, если контракт предусматривает отсрочку или рассрочку платежа. Согласно разъяснению, данному в этом отношении Минфином России в Письме от 17.02.2015 № 02-02-09/7180, проценты за пользование суммой отсрочки (рассрочки) включаются в начальную (максимальную) цену контракта.

Следует также обратить внимание на то, что в цену государственных и муниципальных контрактов включаются также и суммы некоторых налогов. В частности, при заключении контракта с физическим лицом, которое не является индивидуальным предпринимателем или не занимается частной практикой, в контракте должно содержаться условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налого-

вых платежей (а именно, на сумму НДФЛ), связанных с оплатой товара (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

При этом в отношении физических лиц - поставщиков, подрядчиков, исполнителей, в обязательном порядке в контракте должно предусматриваться условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Поскольку на этапе составления проекта контракта предугадать кто будет победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) невозможно, то все составляемые проекты контракта должны включать в себя данное условие с постраничной сноской, в которой следует указать, что данное условие включается в контракт, заключаемый с победителем или иным участником только в том случае, если он является физическим лицом и не является индивидуальным предпринимателем, иным лицом, занимающимся частной практикой (адвокат, нотариус). Однако следует помнить, что страховые взносы к налоговым платежам не относятся, а значит, на сумму страховых взносов сумма фактической оплаты поставщику (подрядчику, исполнителю) уменьшаться не может. В силу требований Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [11] указанные страховые взносы уплачиваются за счет средств лица, производящего выплату в пользу физического лица, то есть заказчика. Иными словами, следует иметь в виду тот факт, что при заключении контракта с физическим лицом страховые взносы придется уплатить сверх цены контракта.

Государственный и муниципальный контракт также должен содержать условия о форме оплаты (наличный или безналичный расчет), наличии аванса и о его размере, сроках и порядке выплаты; о сроках и порядке оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг).

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ существенным условием государственного и муниципального контракта является условие о порядке и сроках приемки за-

казчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия количества, комплектности или объема требованиям, установленным контрактом. Обязательным является также условие об оформлении результатов такой приемки.

Следует иметь в виду, что большинство судебных споров по поставкам товаров, а также выполнению работ так или иначе связано именно с приемкой товаров, работ, услуг, а именно, с нарушением сроков приемки и несоблюдением порядка приемки.

Порядок приемки товаров, работ, услуг может быть установлен различными способами. Применительно к договорам подряда и возмездного оказания услуг применению подлежат ст.ст. 720 и 753 ГК РФ, достаточно подробно регламентирующие порядок сдачи и приемки выполненных работ. На возможность применения названных норм к приемке оказанных услуг прямо указывает ст. 783 ГК РФ.

Наибольшую сложность обычно представляет собой регламентация отношений, связанных с приемкой товара в рамках договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Порядок приемки по качеству и количеству может быть прямо определен самим контрактом. Кроме того, в практике заключения договоров поставки широко используется ссылка на применение к отношениям сторон Инструкций Госарбитража СССР № П-6 и № П-7 [12; 13]. Однако указанные Инструкции содержат довольно детальный и сложный порядок приемки товара. Их применению должно предшествовать детальное их изучение и оценка целесообразности применения Инструкций к конкретным отношениям.

При определении срока заказчики традиционно используют формулу дней с даты заключения контракта - «... в течение 10 календарных дней с даты заключения контракта...», формулу дней с даты наступления события - «. в течение 10 календарных дней с даты получения заявки от заказчика.». При этом следует обратить внимание, что согласно ч. 12 ст. 34 Закона № 44-ФЗ если контракт заключается на срок более 3 лет и цена контракта составляет более 100 миллионов руб-

лей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

Частью 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлено требование о том, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Детализируются данные вопросы в ч.ч. 5 - 9 ст. 34-ФЗ № 44-ФЗ. В любом контракте должно быть предусмотрено, как минимум, 4 условия об ответственности: 2 условия о штрафе и 2 условия о пене. Условия о штрафе должны соответствовать ч.ч.5 и 8 ст.34 Закона № 44-ФЗ и п.п. 2 - 5 Правил [14]. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Они должны устанавливаться контрактом в виде фиксированной суммы, то есть в рублях, а не в процентах. Однако указанная фиксированная сумма определяется в соответствии с Правилами №1063 как процент цены контракта или ее значения. При этом Правила № 1063 дифференцируют размер процента в зависимости от цены контракта и субъекта, допустившего нарушение, что отражено в таблице ниже. Поскольку на момент составления проекта контракта при осуществлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами неизвестна цена контракта, то в проекте контракта не нужно указывать конкретный размер процента, а следует оставлять пустую графу, снабжая ее постраничной ссылкой и указывая в ней, что данный пункт заполняется в зависимости от цены контракта на момент заключения контракта с указанием всех размеров процентов, установленных в п.п. 4 и 5 Правил № 1063. Следует отметить, что штраф начисляется за каждое допущенное нарушение, не связанное с просрочкой. В проекте контракта и контракте может предусматриваться открытый перечень таких нарушений, за каждое из которых допускается начисление штрафа.

Цена контракта Нарушение поставщика (подрядчика, Нарушение заказчика исполнителя) - п. 4 Правил № 1063 - п. 5 Правил № 1063

до 3 млн. рублей 10 % 2,5 %

от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей 5 % 2 %

от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей 1 % 1,5 %

от 100 млн. рублей 0,5 % 0,5 %

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком или поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства. Вопросы начисления пени урегулированы в ч.ч. 5 и 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и в п.п. 6 - 8 Правил № 1063. Начинается начисление пеней со дня, следующего за датой, когда обязательство должно было быть исполненным, и оканчивается его фактическим исполнением, расторжением контракта или иным прекращением обязательства. Порядок начисления пени дифференцирован в зависимости от субъекта, допустившего нарушение. В отношении просрочек заказчиков в силу ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы. Буквальное толкование нормы ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что пеня начисляется исключительно за просрочку денежного обязательства. В то же время просрочка исполнения неденежного обязательства, например, несвоевременное предоставление материалов, документов и т.д., должна влечь за собой начисление штрафа. В отношении просрочек со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) условие о пене должно устанавливаться более детально. В ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлено требо-

вание о том, что контракт должен содержать размер, определенный в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Иными словами, эти вопросы отданы на детальное урегулирование Правилам № 1063. Порядок начисления пени, содержащийся в п.п. 6 - 8 Правил № 1063, должен быть переписан в силу прямого требования ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в сам контракт.

Начисление пени производится в несколько шагов. На первом шаге рассчитывается некоторый коэффициент К, необходимый для корректировки ставки рефинансирования. Коэффициент К согласно п. 8 Правил № 1063 определяется по формуле (ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательств по контракту в днях):

В зависимости от полученного коэффициента К ставка рефинансирования корректируется, что отражено в таблице ниже.

Значение коэффициента К Размер ставки рефинансирования, скорректированной с учетом коэффициента К Размер ставки рефинансирования, скорректированной с учетом коэффициента К при ставке рефинансирования 8,25 %

0% < К < 50 % 0,01 х Ставка рефинансирования 0,01 х 0,0825 = 0,000825

50% < К < 100 % 0,02 х Ставка рефинансирования 0,02 х 0,0825 = 0,00165

100% < К 0,03 х Ставка рефинансирования 0,03 х 0,0825 = 0,002475

Далее, с применением формулы расчета размера ставки пени, установленной в п. 7 Правил № 1063, определяется размер ставки пени (С - размер ставки; Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки):

С применением п.6 Правил №1063 определяется размер пени (Ц - цена контракта; В- стоимость фактически исполненного в срок; С - размер ставки пени):

П = (Ц - В) X С.

Указание в проекте контракта и контракте порядка расчета пени, размеров штрафов является обязательным. Это также подтверждается позицией ФАС России, выраженной в письме ФАС от 21.10.2014 года №АЦ/42516/14 [15].

Не менее важным в аспекте ответственности сторон, обязательность включения условий о которой предусмотрена ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, выступает вопрос об убытках. Следует обратить внимание, что ст. 34 Закона № 44-ФЗ специальной регламентации вопросов с убытками не осуществляет.

Федеральным законом № 42-ФЗ от 08.03.2015 г. [16] в ст. 393 ГК РФ внесены изменения, устранившие существовавшую неопределенность: если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Следовательно, отсутствие в государственном и муниципальном контракте указания на возможность взыскания убытков не лишает стороны такого права. Если же сторонами согласовано условие об исключительности неустойки, в контракте должно быть прямо указано о том, что убытки, вызванные нарушением контракта, возмещению не подлежат.

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

2. Бахрах Д.Н. Административное право: Краткий учебный курс. М., 2000.

3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М., 2003.

4. Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в РФ рыночной экономики: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Томск, 2001.

5. Постановление АС ЗападноСибирского округа от 03.02.2015 года по делу № А46-6439/2014 // СПС Консультант Плюс.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

7. Письмо Министерства финансов РФ от 7 ноября 2014 г. № 02-02-08/56115//СПС Консультант Плюс

8. Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28и-1889 «О порядке применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС Консультант Плюс

9. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3

10. Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 3. Ст. 288.

11. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный

фонд обязательного медицинского страхования» (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3738.

12. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (Утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6) (ред. от 14.11.1974, с изм. от 22.10.1997) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР.1975. № 2.

13. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) (ред. от 14.11.1974, с изм. от 22.10.1997) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР.1975. № 2.

14. Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении

Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»// Собрание законодательства РФ. 2013.№ 48. ст. 6266.

15. Письмо ФАС от 21.10.2014 года № АЦ/42516/14 // СПС Консультант Плюс

16. Федеральный закон от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1412.

Dzhioeva Elena Georgievna, associate Professor of the civil law department of the law faculty of the Southern federal university, candidate of law (PhD). E-mail: elena-dzhioeva@yandex.ru

Nechaev Alexey Dmitrievich, lecturer of the criminal law and criminology department of the law faculty of the Southern federal university. E-mail: a.d.nechaev@mail.ru

GOVERNMENTAL AND MUNICIPAL CONTRACTS: CIVIL LAW RISKS

Abstract

The article deals with the main civil law risks of governmental and municipal contract bargaining and enforcement. The authors analyze risk of loss of a contract.

Keywords: governmental and municipal contracts, governmental and municipal procurement, civil law risks, risk of loss of a contract.

References

1. Federal'niy zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tova-rov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» // So-branie zakonodatel'stva RF. 2013. № 14. St. 1652.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bahrah D.N. Administrativnoe pravo: Kratkiy uchebniy kurs. M., 2000.

3. Braginskiy M.I., Vitryanskiy V.V. Dogovornoe pravo. Kniga pervaya: Obschie polozheniya. M., 2003.

4. Shevchenko L.I. Problemy formirovaniya dogovornyh otnosheniy postavki v usloviyah stanovleniya v RF ry-nochnoy ekonomiki: Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. Tomsk, 2001.

5. Postanovlenie AS Zapadno-Sibirskogo okruga ot 03.02.2015 goda po delu № A46-6439/2014 // SPS Kon-sul'tant Plus.

6. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 13.07.2015) //Sobranie zakonodatel'stva RF.1994. № 32. St. 3301.

7. 2. Pis'mo Ministerstva finansov RF ot 7 noyabrya 2014 g. № 02-02-08/56115//SPS Konsul'tant Plus

8. Pis'mo Minekonomrazvitiya Rossii ot 30.09.2014 №D28i-1889 «O poryadke prime-neniya Federal'nogo zakona ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nu-zhd» // SPS Konsul'tant Plus

9. Informacionnoe pis'mo Prezidiuma VAS RF ot 24.01.2000 № 51 «Obzor praktiki raz-resheniya sporov po dogovoru stroitel'nogo podryada» // Vestnik VAS RF. 2000. № 3

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.01.2014 №19 // Sobranie zakonodatel'stva RF.2014. № 3. St. 288.

11. Federal'niy zakon ot 24.07.2009 №212-FZ «O strahovyh vznosah v Pensionniy fond Rossiyskoy Federacii, Fond social'nogo strahovaniya Rossiyskoy Federacii, Federal'niy fond obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya» (red. ot 13.07.2015) // Sobranie zakonodatel'stva RF.2009.№ 30. St. 3738.

12. Instrukciya o poryadke priemki produkcii proizvodstvenno-tehnicheskogo naznacheniya i tovarov narodnogo potrebleniya po kolichestvu (Utv. Postanovleniem Gosarbitrazha SSSR ot 15.06.1965 № P-6) (red. ot 14.11.1974, s izm. ot 22.10.1997) // Bulleten' nor-mativnyh aktov ministerstv i vedomstv SSSR.1975. № 2.

13. Instrukciya o poryadke priemki produkcii proizvodstvenno-tehnicheskogo naznacheniya i tovarov narodnogo potrebleniya po kachestvu (utv. Postanovleniem Gosarbitrazha SSSR ot 25.04.1966 N P-7) (red. ot 14.11.1974, s izm. ot 22.10.1997) // Bulleten' nor-mativnyh aktov ministerstv i vedomstv SSSR.1975. № 2.

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.11.2013 №1063 «Ob utverzhdenii Pravil opredele-niya razmera shtrafa, nachislyaemogo v sluchae nenadlezhaschego ispolneniya zakazchikom, postavschikom (podryadchikom, ispolnitelem) obyazatel'stv, predusmo-trennyh kontraktom (za isklucheniem prosrochki ispolneniya obyazatel'stv zakazchikom, postavschikom (podryadchikom, ispolnitelem), i razmera peni, nachislyaemoy za ka-zhdiy den' prosrochki ispolneniya postavschikom (podryadchikom, ispolnitelem) obyazatel'stva, predusmotrennogo kontraktom» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013.№ 48. st. 6266.

15. Pis'mo FAS ot 21.10.2014 goda №ATs/42516/14 // SPS Konsul'tant Plus

16. Federal'niy zakon ot 08.03.2015 №42-FZ «O vnesenii izmeneniy v chast' pervuyu Gra-zhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF.2015. № 10. St. 1412

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.