От редакции:
Новое законодательство вносит некоторые изменения в порядок оказания медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным к ним по медицинскому обслуживанию. Этому и посвящен наш нынешний материал. А также тем неоднозначным моментам, которые в связи с этим возникают.
Шеф-редактор Н.Г.Куракова
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, СОТРУДНИКАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ
КОНСУЛЬТИРУЕТ д.э.н. Ф.Н. КАДЫРОВ
Часть 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Основы) определяет, что выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 25 данного Федерального закона.
В соответствии с указанной статьей 25 Основ военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее при рассмотрении Основ — военнослужащие и приравненные к ним лица), а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к
^Менеджер №3
\ здравоохранения 2013
64 М
ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 Основ, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органом исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.
Особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.
До недавнего времени порядок оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, а также членам семей отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопо-
№3 Менеджер
го13
жарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, определялся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей».
Однако в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения» указанное Постановление № 911 больше не применяется в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, членов их семей, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении). В отношении же остальных контингентов Постановление № 911 продолжает действовать.
Рассмотрим более детально именно некоторые положения Постановления №1232, как вышедшего недавно. Указанным постановлением утверждены:
— Правила медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации;
— Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям;
— Правила медицинского обслуживания членов семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации;
— Правила предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел.
«Правила медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации» определяют порядок бесплатного медицинского обслуживания в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — медицинские организации):
а) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники);
б) граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдель-
1енеджер №3
здравоохранения 2012
ные законодательные акты Российской Федерации» (далее — граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел).
Прикрепление сотрудников на медицинское обслуживание к медицинским организациям производится на основании списков, составляемых подразделениями по работе с личным составом Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов, подразделений, организаций и служб.
Прикрепление граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, на медицинское обслуживание к медицинским организациям производится по направлению соответствующих пенсионных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Направление сотрудников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, для оказания стационарной медицинской помощи в плановом порядке в медицинские организации осуществляется амбулаторно-поликлиническими организациями и амбулаторно-поликлиническими подразделениями медицинских организаций. Очередность направления сотрудников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, определяется медицинской организацией в соответствии с медицинскими показаниями.
Лекарственные препараты для медицинского применения и изделия медицинского назначения отпускаются сотрудникам и гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, при амбулаторном лечении аптечными организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации или медицинскими организациями бесплатно по рецептам на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, выданным врачами медицинских организаций.
«Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здраво-
охранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям» определяют порядок оказания медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее — медицинские организации), за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники) при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи.
Расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники (далее — орган), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией в соответствии с примерной формой согласно приложению, приведенному в Постановлении № 1232 (далее — договор).
К сожалению, данные формулировки оставляют большой простор для спорных толкований. Термин «тарифы» используется обычно применительно к системе ОМС. Медицинская организация обязана проинформировать об оказании помощи территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Основные виды помощи, оказываемые в рамках данного постановления, относятся к видам помощи, входящим в ОМС (однако, как покажем ниже, не все). Поэтому
№3 Менеджер
го13
в общем случае при расчетах следует использовать тарифы, утвержденные в системе ОМС. Но как быть, если учреждение не работает в системе ОМС (какие-либо виды помощи, оказываемые в учреждении, по которым должны производиться расчеты, не включены в ОМС)? Тем более, что, по сути, для учреждений здравоохранения — это приносящая доходы деятельность, в рамках которой они должны возмещать коммунальные и иные расходы за счет доходов от этих услуг. Но пока еще далеко не во всех субъектах Российской Федерации в тарифы в системе ОМС включены расходы на содержание учреждений. По логике это должны были бы быть цены на платные медицинские услуги без включения прибыли (особенно по видам услуг, не включенным в ОМС). Кроме того, по действующему законодательству исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать цены на платные услуги (относящиеся к основным видам деятельности) только для подведомственных учреждений и не имеют права — для муниципальных. Поэтому единых цен на платные услуги в субъекте Российской Федерации может и не быть. А в ряде субъектов Российской Федерации цены на платные услуги вообще не регламентируются. Очевидно, в этих случаях (когда тарифы на оказываемые учреждением в системе ОМС отсутствуют) речь должна идти именно о ценах на платные медицинские услуги. Тем более, что постановлением допускается применение и цен (тарифов), действующих в медицинской организации.
Основанием для заключения договора является обращение руководителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов, подразделений, организаций и служб в адрес руководителя соответствующего органа о необходимости его заключения в отношении сотрудников, проходящих службу в указанных органах внутренних дел Российской Федерации.
Направление сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) в медицинские организации осуществляется медицинской организацией Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющей медицинское обслуживание прикрепленных к ней сотрудников.
О направлении сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) медицинские организации Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомляют соответствующий орган, который заключил договор с медицинской организацией.
Медицинская организация в течение 5 дней после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) сотрудника оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного с указанием кодифицированного диагноза в соответствии с международной классификацией болезней, счет-фактуру в связи с оказанием медицинской помощи и направляет их в соответствующий орган, с которым заключен договор. Указанные документы представляются 1 раз в месяц, не позднее 20-го числа, в отношении всех прошедших лечение в этот период сотрудников. Одновременно медицинская организация информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в медицинской организации сотрудников и о возмещении органом расходов на оказание сотрудникам медицинской помощи.
Возмещение расходов медицинской организации не производится в следующих случаях:
— в связи с оказанием сотрудникам скорой, в том числе специализированной (сани-тарно-авиационной), медицинской помощи;
— в связи с оказанием сотрудникам высокотехнологичной медицинской помощи, перечень видов которой утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в специализированных медицинских организациях
1енеджер №3
здравоохранения 3013
здравоохранения в соответствии с государственным заданием на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и в медицинских организациях субъектов Российской Федерации дополнительно к государственному заданию, сформированному в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
— в связи с оказанием сотрудникам специализированной медицинской помощи в онкологических диспансерах (в части содержания), кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских организациях субъектов Российской Федерации, входящих в перечень организаций здравоохранения, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.
Указанные формулировки копируют соответствующие положения Постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 201 1 г. № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год», касающиеся оказания медицинской помощи за счет бюджета. Фактически это означает, что не возмещается то, что финансируется из бюджета. Но с одной существенной оговоркой: в Постановлении № 856 указано, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных
веществ. Получается, что эти виды помощи, оказываемые за счет средств бюджета, тоже должны возмещаться учреждениям здравоохранения. Именно на эти услуги нет тарифов в системе ОМС.
Заметим, что в соответствии с Постановлением № 911 возмещение расходов не осуществляется только по скорой медицинской помощи.
Возмещение органом расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организации, с которой не заключен договор, осуществляется на основании указанных выше документов, представляемых медицинской организацией в орган.
Орган, с которым медицинской организацией заключен договор, осуществляет проверку счетов-фактур, сведений об оказанной сотрудникам медицинской помощи, обоснованности приема их на лечение (обследование, освидетельствование), качества и продолжительности их лечения (обследования, освидетельствования).
Утвержденные этим же постановлением «Правила медицинского обслуживания членов семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации» определяют порядок медицинского обслуживания в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляемого в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании случаях, в отношении:
— членов семьи сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и лиц,
№3 Менеджер
го13
о
находящихся на его иждивении и проживающих совместно с ним;
— граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и совместно проживающих с ними членов их семей.
Прикрепление указанных лиц на медицинское обслуживание к медицинским организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется по территориальному принципу на основании документов, подтверждающих их статус (справок подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел, пенсион-
ных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о принадлежности к семье сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, документов, подтверждающих совместное проживание, а для граждан, находящихся на иждивении, — дополнительно установленных законодательством Российской Федерации документов, подтверждающих их статус). Медицинские организации Министерства внутренних дел Российской Федерации проводят перерегистрацию указанных лиц не реже 1 раза в 3 года.
Направление этих лиц по медицинским показаниям на плановое лечение в ближайшие к месту их проживания стационарные медицинские организации Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации, к которым они прикреплены.
Органайзер
ВСЕРОССИЙСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ
«ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ДЛЯ МЕДИЦИНЫ — 2012»
Время проведения: с 1 по 31 марта 2012 г.
Место проведения: на сайте www.medconfer.com.
Организатор: ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России
Подробнее на сайте: www.medconfer.com
Контактная информация: [email protected]
^Менеджер №3
\ здравоохранения 2013 *