Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 2 (11). С. 68-76. © Н.В. Антипьева, 2007
УДК 349.3
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Н.В. АНТИПЬЕВА
В статье анализируются проблемы правового регулирования отношений по оказанию медицинской помощи лицам, проходящим военную службу.
The present paper deals with the problems of law regulation of medical aid provision to the military men.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет особое значение в системе провозглашенных Конституцией РФ прав человека, так как непосредственно связано с реализацией права на жизнь. В силу своей особой природы право на жизнь является первоисточником всех прав человека, и нельзя не согласиться с тем, что «право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, равно как право на свободу от жестоких видов обращения и наказания, выступают в качестве дополнительных инструментов, обеспечивающих его эффективную реализацию» [1]. Бесспорно, закрепление права на жизнь в отсутствие других прав человека не приемлемо с точки зрения полноценного осуществления этого права, но невозможность реализации права на жизнь и сохранения самой жизни конкретного человека влечет за собой утрату ценности иных субъективных прав. С учетом этого медицинская помощь является важнейшей гарантией права на жизнь.
В то же время существуют категории граждан, чья профессиональная деятельность связана с риском для жизни, причем целый ряд прав этих лиц ограничен в интересах такой деятельности. К их числу относятся военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, спасатели и др. Ограничения прав военнослужащих компенсируются различными способами. Во-первых, устанавливая ограничение того или иного права, законодатель одновременно закрепляет ряд дополнительных гарантий защиты интересов
военнослужащих в этой сфере. К примеру, именно так регламентируется реализация права на отдых военнослужащими-контрактника-ми. Согласно ст. 11 Федерального закона от 6 марта 1998 г. «О статусе военнослужащих» [2] общая продолжительность еженедельного служебного времени не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, хотя существуют мероприятия, к которым военнослужащие могут быть привлечены и без соблюдения этих ограничений. В Положении о порядке прохождения военной службы [3] определены порядок и условия предоставления времени отдыха, компенсирующего участие в таких мероприятиях. При этом военнослужащие имеют право на основной отпуск продолжительностью от 30 до 45 суток с учетом продолжительности выслуги лет. Во-вторых, некоторые права изначально реализуются данной категорией граждан в большем объеме. Это касается права на жилище, на образование, на социальное обеспечение.
Реализация права военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется нормами ст. 16 Закона о статусе военнослужащих, согласно которым военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам
врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ [4].
Согласно ст. 25 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. [5] военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства обороны РФ и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (ст. 4, ст. 5). Приведенные нормы позволяют выявить особенности реализации права на медицинскую помощь лицами, проходящими военную службу.
Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Источниками финансирования мероприятий, предусмотренных в программе, являются средства обязательного медицинского страхования, федерального и региональных, а также местных бюджетов. В субъектах Российской Фе-
дерации принимаются территориальные программы оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, которые могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи (ст. 20, ст. 201 Основ законодательства об охране здоровья граждан).
Медицинская помощь, предоставляемая военнослужащим, полностью оплачивается за счет средств федерального бюджета. Однако в Законе о статусе военнослужащих и в Основах законодательства об охране здоровья граждан не сказано, каким является объем финансируемых медицинских услуг. В силу этого логично предположить, что по своему уровню он соответствует установленному для всех граждан федеральной и территориальными программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Такое положение вещей имеет свои недостатки. Права военнослужащих в области оказания им медицинской помощи в силу особенностей их правового статуса должны быть шире, чем у иных граждан. Это не только может рассматриваться в качестве средства компенсации повышенного риска, которому подвергаются военнослужащие при исполнении своих обязанностей, но и обусловливается объективной необходимостью в дополнительной медицинской помощи и реабилитации в случае военной травмы или повреждения здоровья по иным причинам.
Следует подчеркнуть, что интересы лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, нуждаются в особой защите в связи с тем, что после прекращения военно-служебных отношений значительная часть военнослужащих теряет право на обслуживание в военно-медицинских учреждениях. По общему правилу возможность сохранить прежние права в сфере охраны здоровья существует лишь у офицеров, прапорщиков и мичманов при наличии определенной продолжительности военной службы. Участникам войны при увольнении из Вооруженных Сил РФ по льготным основаниям (по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или в связи с организационно-штат-
ными мероприятиями) предоставляется преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение (п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих).
При этом граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военномедицинские учреждения в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с законодательством. Положения этой нормы содержат некоторые неясности. Остается непонятным, о каких именно «отдельных заболеваниях» идет речь и кем именно должен быть установлен их перечень. Как можно определить, причиняется ли ущерб интересам граждан, пользующихся правом на лечение в военно-медицинских учреждениях, также не конкретизируется.
Среди опубликованных актов Министерства обороны РФ до настоящего времени нет документа, в содержании которого предусматривались бы порядок и условия направления на лечение в военно-медицинские учреждения указанных граждан. В п. 2 приказа Министра обороны РФ от 16 января 2006 г. «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны РФ» [6] дано распоряжение принимать на обследование и лечение в военно-медицинские подразделения, части и учреждения Министерства обороны РФ лиц, получивших в период прохождения службы увечья и отдельные заболевания. Однако для надлежащего правового регулирования этого явно недостаточно.
Приведенный пример - не единственный. В частности, в настоящее время приме-
няется Руководство по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ на мирное время, утвержденное приказом начальника Тыла Вооруженных Сил РФ от 15 января 2001 г. [7], которое не было официально опубликовано и не приводится в информационно-правовых системах. Это может быть обусловлено тем, что в тексте названного нормативного акта содержатся сведения, составляющие государственную тайну, хотя полностью секретным он все же не является, так как цитируется в отдельных комментариях к Закону о статусе военнослужащих. Представляется, что нормативно-правовой акт, касающийся реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь, все же должен быть доступен для ознакомления, пусть и с необходимыми изъятиями, обеспечивающими сохранность государственной тайны. Также необходимо обратить внимание на то, что Руководство по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ на мирное время - утверждено приказом начальника Тыла Вооруженных Сил РФ. Как было отмечено ранее, порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства обороны РФ (ст. 25 Основ законодательства об охране здоровья граждан). Согласно Положению о Министерстве обороны РФ [8] оно разрабатывает и осуществляет комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, организует деятельность медицинских, санаторнокурортных и оздоровительных учреждений (подпункт 61 п. 7). К числу основных задач Министерства обороны РФ относится нормативно-правовое регулирование в области обороны и нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил РФ.
Начальник Тыла Вооруженных Сил РФ является заместителем министра обороны Российской Федерации, поэтому сложившаяся ситуация в целом соответствует действую-
щему законодательству, но утверждение такого документа, как Руководство по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ на мирное время, находится в компетенции Министерства обороны РФ как федерального органа исполнительной власти, а не Тыла Вооруженных Сил РФ, который входит в структуру Министерства обороны РФ, но самостоятельным органом исполнительной власти не является. Это косвенно подтверждается тем, что аналогичные нормативно-правовые акты были утверждены непосредственно приказами Министерства обороны РФ [9].
Сравнивая законодательство о статусе военнослужащих и правовые акты о страховании профессиональных рисков, можно констатировать, что уровень социальной защиты бывших военнослужащих, пострадавших при исполнении своих обязанностей, в принципе ниже, чем у застрахованных лиц. Согласно Федеральному закону от 24 июля
1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [10] при наступлении страхового случая им гарантируется страховое обеспечение в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая независимо от сохранения трудовых отношений с работодателем-страхователем.
Возвращаясь к вопросу об объеме медицинской помощи, предоставляемой военнослужащим, необходимо учесть, что в силу положений Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [11] (ст. 2, ст. 7) и Закона о статусе военнослужащих (ст. 15) гражданин-военнослужащий проживает на территории того субъекта Российской Федерации, где проходит службу. В силу этого на него должна распространяться соответствующая территориальная программа бесплатной медицинской помощи, в том числе в той части, которая предусматривает дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи. Такой вывод вызывает возра-
жения. Финансирование медицинской помощи военнослужащим осуществляется за счет средств федерального бюджета, но установление дополнительных объемов медицинской помощи в территориальных программах производится региональными органами власти самостоятельно. Поэтому оплата соответствующих услуг не может рассматриваться как обязательство Российской Федерации.
Финансовое обеспечение медицинской помощи, предоставляемой военнослужащим, также нуждается в особом правовом регулировании. Использовать для этих целей подушевые нормативы финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи не вполне корректно, так как они рассчитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей того или иного региона. Структура травматизма и заболеваемости у военнослужащих в целом будет иной, чем у обычных граждан. Это обусловлено спецификой обязанностей военной службы и возможным риском для жизни при их исполнении (особенно в боевых условиях), а также тем, что при поступлении на службу учитывается состояние здоровья гражданина. Среди военнослужащих преобладают здоровые или практически здоровые граждане, поэтому значительная их часть нуждается в профилактической медицинской помощи, а не лечении. Необходимо учесть, что федеральные органы исполнительной власти компенсируют государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения не все расходы, понесенные данными организациями по оказанию медицинской помощи военнослужащим в случае невозможности их лечения в военно-медицинских учреждениях. Не производятся взаиморасчеты за оказание скорой медицинской помощи и за дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи, утверждаемые Министерством здравоохранения и социального развития РФ, и оказываемые военнослужащим в специализированных медицинских учреждениях здравоохранения федерального подчинения.
Анализируя положения ст. 16 Закона о статусе военнослужащих, необходимо обра-
тить внимание на недостатки юридической техники, присущие данной норме. В ее содержании используется термин «учреждения государственной системы здравоохранения», обозначающий учреждения здравоохранения, находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения. Аналогичный подход реализован и в Правилах возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г.
Такое узкое понимание государственной системы здравоохранения не соответствует ст. 12 Основ законодательства об охране здоровья граждан, по смыслу которой в государственную систему здравоохранения также входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения, создаваемые другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это означает, что военномедицинские учреждения являются частью государственной системы здравоохранения, поэтому правовые акты о статусе военнослужащих должны быть приведены в соответствие с Основами законодательства об охране здоровья граждан.
Эффективность реализации права на медицинскую помощь непосредственно зависит от того, есть ли у пациента возможность придерживаться рекомендаций врача и соблюдать предписанный им режим. Если совмещать лечение с профессиональной деятельностью невозможно, гражданин освобо-
ждается от работы. Регламентация возникающих в связи с этим отношений в законодательстве о статусе военнослужащих имеет существенные особенности, которые можно проиллюстрировать, обратившись к Трудовому кодексу РФ (далее также - ТК РФ), поскольку правовое регулирование работы по трудовому договору и военной службы по контракту схожи в силу несамостоятельного характера обеих форм труда.
Трудовой кодекс РФ прямо не предусматривает право на освобождение работника от исполнения трудовых обязанностей в случае болезни, хотя в его тексте содержится специальная статья, устанавливающая гарантии при временной нетрудоспособности, где идет речь о выплате соответствующего пособия. Тем не менее по смыслу ТК РФ видно, что в период временной нетрудоспособности гражданин отсутствует на работе. Иногда на это указывается прямо (ч. 7 ст. 70), иногда -косвенно, путем установления адресованных работодателю запретов совершать в отношении работника негативные юридически значимые действия (ч. 6 ст. 81). В п. 1.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан [12], закреплено, что листок временной нетрудоспособности подтверждает временное освобождение от работы.
В Законе о статусе военнослужащих вопросы освобождения граждан от исполнения обязанностей военной службы в случае нетрудоспособности урегулированы фрагментарно. В п. 9 ст. 11 данного правового акта лишь сказано о том, что военнослужащим на основании заключения военно-врачебной комиссии (далее также - ВВК) предоставляются отпуска по болезни. Как следует из наименования ст. 11 Закона о статусе военнослужащих, она посвящена служебному времени и праву на отдых. Такой подход не согласуется с теорией трудового права и положениями Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха -это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В науке трудового права используется также термин «внерабочее вре-
мя». Как отмечают М. В. Лушникова и А. М. Лушников, «юридически значимым является выделение в структуре внерабочего времени только двух периодов: времени отдыха и времени освобождения от работы в случаях, установленных трудовым законодательством, коллективными договорами, локальными нормативными актами и трудовыми договорами» [13]. Освобождение от работы по состоянию здоровья к времени отдыха не относится, так как работник лишен возможности распоряжаться этим периодом по своему усмотрению. Более того, согласно ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» [14] нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом, является основанием снижения размера пособия по временной нетрудоспособности.
Возвращаясь к вопросу о предоставлении социальных гарантий военнослужащим в период временной нетрудоспособности, необходимо напомнить, что они имеют право на отпуск по болезни, тогда как правила освобождения военнослужащих от исполнения своих обязанностей на период болезни Законом о статусе военнослужащих не регламентированы.
Согласно п. 7 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы отпуск по болезни предоставляется военнослужащему на основании заключения ВВК в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе на срок от 30 до 60 суток. Воен-нослужащим-призывникам отпуск по болезни может быть продлен не более чем на 60 суток, а контрактникам - не более чем на 30 суток. В общей сложности срок непрерывного нахождения военнослужащего на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не должен превышать 4 месяцев, кроме случаев, когда законодательством предусмотрены более длительные сроки нахождения на лечении. По истечении установленного срока непрерывного нахождения на лече-
нии и в отпуске по болезни военнослужащий подлежит освидетельствованию военно-врачебной комиссией для решения вопроса о годности его к военной службе. Срок непрерывного нахождения на лечении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, может быть продлен при условии, что по завершении лечения он возвратится к исполнению обязанностей военной службы.
В Положении о военно-врачебной экспертизе [15] (п. 31-34) воспроизводится ряд норм Положения о порядке прохождения военной службы, а также сказано, что заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы выносится в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе. В мирное время ВВК выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни в случае, если срок, по истечении которого военнослужащий может приступить к исполнению обязанностей военной службы, составляет не менее месяца. Если указанный срок составляет менее месяца, ВВК выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения. При наличии оснований полагать, что возможность исполнять обязанности военной службы не восстановится, заключение военно-врачебной комиссии о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни не выносится, а решается вопрос о его годности к военной службе.
ВВК выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения на срок до 15 суток. Военноврачебная комиссия может повторно вынести такое заключение, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток.
Помимо названных нормативных актов в данной сфере применяется также Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ [16]. Согласно п. 131 данного документа освидетельствование военнослужащих для решения вопроса о необходимости предоставления
отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы проводится по решению начальника военномедицинского учреждения, в котором они находятся на стационарном или амбулаторном лечении. В п. 144 Инструкции поясняется, что отпуск по болезни следует рассматривать как этап восстановительного лечения. Указанный пункт представляет особый интерес, поскольку в нем, кроме того, установлено, что общий срок непрерывного нахождения на стационарном лечении и в отпуске по болезни не должен превышать сроков, предусмотренных п. 32 Положения о военноврачебной экспертизе [17]. Однако во всех приведенных нормативных актах используются несколько разные термины. В Положении о порядке прохождения военной службы говорится о «непрерывном нахождении военнослужащего на лечении в лечебных учреждениях» и «непрерывном нахождении на лечении», но о каком именно лечении идет речь - стационарном или амбулаторном -неясно. В п. 32 Положения о военно-врачебной экспертизе применяется оборот «непрерывное нахождение на лечении» без уточнений о его форме. В Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ говорится только о стационарном лечении.
Исследование этого вопроса будет неполным без анализа норм Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ [18]. Граждане, проходящие военную службу, не подлежат обязательному социальному страхованию, поэтому пособие по временной нетрудоспособности в период болезни им не выплачивается. В соответствии с п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, за период непрерывного нахождения на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни контрактникам в полном объеме выплачивается денежное довольствие. В приведенной норме не указывается, каким должно быть лечение: стационарным или амбулаторным.
Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что процедура освобождения лиц, проходящих военную службу, от испол-
нения их обязанностей на период временной нетрудоспособности должным образом не регламентирована. С одной стороны, соответствующие полномочия предоставлены военно-врачебным комиссиям. С другой стороны, военнослужащий направляется на освидетельствование в ВВК руководителем учреждения здравоохранения, где он уже находится на лечении (амбулаторном или стационарном). В нормативных актах не урегулирован порядок освобождения таких пациентов от служебных обязанностей до проведения военно-врачебной экспертизы, и не установлены основания направления их на освидетельствование в ВВК.
В законодательстве о статусе военнослужащих четко не разграничивается содержание таких категорий, как «нахождение на лечении», «освобождение от исполнения
обязанностей военной службы» и «отпуск по болезни». Единственной ясно обозначенной характеристикой для этих периодов является их продолжительность, в том числе максимальная. По общему правилу период нахождения на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не должен превышать 4 месяцев (для больных туберкулезом - 12 месяцев). Затем военнослужащий подлежит медицинскому освидетельствованию для решения вопроса о его годности к военной службе. Срок непрерывного нахождения на лечении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, может быть продлен, если по завершении лечения он возвратится к исполнению обязанностей военной службы.
В п. 3.1. Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, предусмотрено, что направление на медико-социальную экспертизу по общему правилу также осуществляется по истечении 4 месяцев временной нетрудоспособности. При туберкулезе и в других упомянутых в данной инструкции случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций) этот срок более продолжителен. Однако военнослужащие, в отличие от иных граждан, по истечении 4 месяцев нетрудоспособности направляются не на медико-социальную экспертизу в целях
установления инвалидности или решения вопроса о дальнейшем лечении, а на военноврачебную экспертизу для определения возможности сохранения военно-служебных отношений.
Отпуск по болезни характеризуется как этап восстановительного лечения, хотя остается неясным, где именно военнослужащий вправе провести этот отпуск, должен ли он выполнять рекомендации врача и каким образом врач может его контролировать. Не предусмотрено никаких неблагоприятных последствий нарушения режима лечения для лиц, проходящих военную службу. Если в отношении граждан, работающих по трудовому договору, предусматривается снижение пособия по временной нетрудоспособности, то уменьшить размер денежного довольствия, выплачиваемого военнослужащим в период болезни и отпуска по болезни, нельзя. Возможность закрепления в законодательстве мер, гарантирующих соблюдение военнослужащим режима, предписанного врачом, путем уменьшения размера денежного довольствия, трудно оценить однозначно. Для этого следует уточнить правовую сущность отпуска по болезни, который вряд ли обоснованно рассматривать в качестве разновидности времени отдыха. Учитывая сложный состав денежного довольствия военнослужащих, важно определить, какая именно выплата может быть ограничена при нарушении режима. Примечательно, что в законодательстве о статусе военнослужащих вообще не используется термин «временная нетрудоспособность», а юридическая оценка состояния здоровья данной категории граждан в связи с временной утратой способности исполнять служебные обязанности вследствие заболевания или травмы осуществляется в рамках военно-врачебной экспертизы.
Сказанное позволяет констатировать, что в настоящее время военнослужащие нуждаются в расширении гарантий оказания им медицинской помощи. Объем медицинских услуг для военнослужащих, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, не должен ограничиваться рамками Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Этим лицам даже в случае увольнения с военной службы медицинская помощь должна оказываться в военно-медицинских учреждениях не только при преодолении последствий повреждения здоровья, наступивших вследствие исполнения служебных обязанностей, но и в иных случаях. Такой подход продиктован необходимостью защитить интересы граждан и упорядочить предоставление медицинских услуг. Соответствующие нормы следует закрепить в Законе о статусе военнослужащих и детализировать в правовых актах Правительства РФ.
В целом процесс оказания медицинской помощи всем категориям военнослужащих нуждается в более четкой правовой регламентации, что хорошо иллюстрирует ситуация, сложившаяся в сфере регулирования отношений по освобождению военнослужащих от исполнения обязанностей на период болезни и отпуска по болезни.
1. См.: Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукаше-ва. - М.: НОРМА, 2001. - С. 143.
2. СЗ РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2331; 2000. -№ 1. - Ст. 12; № 26. - Ст. 2729; № 33. -Ст. 3348; 2001. - № 31. - Ст. 3173; 2002. -№ 19. - Ст. 1794; № 21. - Ст. 1919; 2003. -№ 46 (ч. I). - Ст. 4437; 2004. - № 18. -Ст. 1687; 2004. - № 35. - Ст. 3607; 2005. -№ 17. - Ст. 1483; Российская газета. - 2005. -29 декабря; 2006. - 11 мая, 14 июля, 12 декабря; 2007. - 10 января.
3. Утв. Указом Президента РФ от 16 сентября
1999 г. // СЗ РФ. - 1999. - № 38. - Ст. 4534; № 42. - Ст. 5008; 2000. - № 16. - Ст. 1678; № 27. - Ст. 2819; 2003. - № 16. - Ст.1508.
4. См.: Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи / Утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. // Российская газета. -
2005. - 21 января.
5. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. - № 33. -Ст. 1318; СЗ РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1143;
2000. - № 49. - Ст. 4740; 2003. - № 2. -Ст. 167; № 9. - Ст. 805; 2004. - № 35. -Ст. 3607; № 49. - Ст. 4850; 2006. - № 1. -Ст. 10; Российская газета. - 2006. - 31 дек.
6. Красная звезда. - 2006. - 28 февраля.
7. Об этом нормативном акте см. подробнее: Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». - М.: «За права военнослужащих», 2005 // Цит. по: ИПС «Консультант-плюс».
8. Утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. // СЗ РФ. - 2004. - № 34. - Ст. 3538;
2006. - № 17 (ч. II). - Ст. 1819.
9. См., например: Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время / Утв. приказом Министерства обороны РФ от 22 июля 2000 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - № 44; 2004. - № 47; 2005. - № 16; Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах РФ / Утв. приказом Министра обороны от 23 июля 2004 г. // Российская газета. - 2004. - 10 сентября.
10. СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3803; 1999. -№ 29. - Ст. 3702; 2001. - № 44. - Ст. 4152; 2002. - № 1. - Ст. 2; № 48. - Ст. 4737; 2003. -№ 17. - Ст. 1554; 2003. - № 28. - Ст. 2887; № 43. - Ст. 4108; 2004. - № 35. - Ст. 3607; № 49. - Ст. 4851.
11. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 32. -Ст. 1227; СЗ РФ. - 2004. - № 45. - Ст. 4377; Российская газета. - 2006. - 27 июля.
12. Утв. приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и постановлением Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. // БМТ. -1994. - № 12; 1996. - № 10.
13. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: в 2 т. - Т. 2. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - С. 299.
14. Российская газета. - 2006. - 31 декабря.
15. Утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. // СЗ РФ. - 2003. - № 10. -Ст. 902; 2004. - № 4. - Ст. 279; Российская газета. - 2005. - 19 января.
16. Утв. приказом Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. // Российская газета. - 2003. -2 октября; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2004. - № 35.
17. В п. 32 Положения о военно-врачебной экспертизе сказано, что по истечении срока непрерывного нахождения на лечении и в отпуске по болезни, который не должен превышать 4 месяцев (для больных туберкулезом - 12 месяцев), военнослужащий подлежит медицинскому освидетельствованию для решения вопроса о его годности к военной службе. Данная норма будет проанализирована далее.
18. Утв. приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. // Российская газета. - 2006. -27 сентября.