Научная статья на тему 'Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно- правового характера в отношении больных военнослужащих'

Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно- правового характера в отношении больных военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ / ПСИХИКА / СТАЦИОНАР / КОНТРОЛЬ / ПАРАДОКС / ЗДОРОВЬЕ / УСЛОВНО / УВОЛЬНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скиба А. П.

Наличие в армии лиц с расстройствами личности и неустойчивой психикой приводит к совершению последними ряда преступлений. После увольнения со службы осужденный может оставаться работать в качестве вольноопределяющего лица и проживать на военном объекте, что делает фактически невозможным применение по отношению к нему исправительных работ в качестве уголовного наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скиба А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно- правового характера в отношении больных военнослужащих»

Скиба А.П.

ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА В ОТНОШЕНИИ БОЛЬНЫХ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Ежегодно военные суды назначают наказания и иные меры уголовно-правового характера в отношении нескольких десятков тысяч военнослужащих, которые, будучи осужденными, нередко продолжают проходить службу. В связи с тем, что задача сохранения для службы военных кадров является актуальной, факт осуждения не является безусловным основанием для увольнения военнослужащего со службы. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона «О воинской обязанности и военной службе» на практике лишь реальное лишение свободы из основных наказаний предполагает увольнение военнослужащего из рядов Вооруженных сил.

Все наказания, в зависимости от особенностей субъектов, к которым они могут применяться, делятся на общие и специальные. Общие наказания могут быть назначены любому лицу, специальные - лишь определенному кругу лиц. К числу последних принадлежат наказания, применяемые только к военнослужащим: лишение воинского звания, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части. Остальные же наказания (штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок и др.) могут применяться как в отношении «гражданских» лиц, так и военнослужащих.

В настоящее время уголовная и уголовно-исполнительная политика РФ фактически направлена на то, чтобы минимально учитывать состояние здоровья «гражданских» лиц, осужденных к различным видам уголовных наказаний [1, с. 66-72; 2, с. 72-75; 3, с. 154-159]. Отсутствие надлежащего учета состояния здоровья при исполнении уголовных наказаний проявляется и в отношении осужденных военнослужащих.

Исправление осужденного невозможно без изучения личности лица, отбывающего наказание, без воздействия на те черты, которые привели его к совершению преступления. Между тем многие исследователи небезосновательно полагают, что психические расстройства, душевное состояние человека, рассогласованность его физического тела и психического здоровья являются факторами преступного поведения лица [4; 5; 6, с. 82-97].

Подготовленность осужденного военнослужащего, состояние его здоровья, в том числе психического, играют большую роль в организации процесса его исправления ввиду различных особенностей, которые на него накладывает процесс отбывания наказания.

Тем более, что изначально прохождение военной службы обусловлено определенным уровнем здоровья лица. Оценка состояния здоровья призывников осуществляется в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Экспертиза проводится в Вооруженных силах РФ в том числе в целях определения категории годности граждан РФ по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий, заболеваний в связи с прохождением ими службы (ст. 1 Положения). Анализ ее положений свидетельствует о следующем:

1. Некоторые воинские формирования для зачисления в них призывников имеют повышенные критерии к состоянию здоровья: воздушно-десантные войска, летный состав авиации, плавающий состав ВМФ и морская пехота и т.п. Другие же воинские формирования (например, строительные части) подобных ограничений не имеют.

2. Разрешается принимать на военную службу лиц, имеющих психические и иные заболевания, в том числе:

- при стойкой компенсации болезненных расстройств после острого заболевания головного мозга или закрытой черепно-мозговой травмы;

- при симптоматических и других психических расстройствах экзогенной этиологии: при умеренно выраженных, длительных или повторных болезненных проявлениях; при легком или кратковременном астеническом состоянии, закончившемся выздоровлением;

- при невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах: при умеренно выраженных, длительных или повторных болезненных проявлениях; при умеренно выраженных, кратковременных болезненных проявлениях;

- при умеренно выраженных с неустойчивой компенсацией или компенсированных расстройствах личности (при этом к ним относятся расстройства половой идентификации и сексуальные предпочтения. - А.С.);

- при психических расстройствах и расстройствах поведения, вызванных употреблением психоактивных веществ: при синдроме зависимости с умеренными или незначительными психическими нарушениями;

- при умственной отсталости в легкой степени выраженности;

- при единичных и редких (судорожных и бессудорожных) эпилептических припадках без психических нарушениях вне припадка и др.

Это предполагает прохождение службы (вплоть до использования оружия) психически неполноценными или больными людьми. Об этом также свидетельствуют факты совершения многочисленных суицидов в армии - в 2005 году только в Минобороны РФ официально покончили с жизнью 276 военнослужащих, в том числе из-за стрессов, психических срывов и т.п. [7].

Нахождение в армии лиц с расстройствами личности, несложившейся психикой, неустойчивой системой личных ценностей и принципов отчасти приводит к тому, что совершаются преступления не только против военной службы, против собственности, жизни и здоровья, но также насильственные действия сексуального характера*, а к виновным даже применяются принудительные меры медицинского характера**.

Различные исследователи обращают внимание на то, что нередко у призывного состава - плохое здоровье, в том числе хронические заболевания, низкий уровень нервно-психической устойчивости, имеются тенденции к умственной отсталости, склонность к употреблению спиртных напитков, наркотиков [8, с. 35-37; 9, с. 37]. По некоторым другим данным, к моменту окончания школы полностью здоровыми могут быть признаны только 14 % учащихся [10, с. 72], а различные психические расстройства выявлены у 66 % детей и подростков [11, с. 60].

При этом нередки случаи, когда в армию из-за недостатков и нарушений в медицинском освидетельствовании призывников и работе призывных комиссий в войска призываются лица с явными физическими и психическими отклонениями, а также негодные к службе по другим показателям***.

Психические расстройства занимают первое место в структуре заболеваемости военнослужащих срочной службы по призыву и в среднем за период с 2002 по 2007 годы составляют 1177,2 на 100 тысяч человек. Увольняемость с военной службы по состоянию психического здоровья составляет 98,2 %, и только 1,8 % после лечения и реабилитации возвращаются в строй. Группой исследователей (Б.Д. Цыганковым, Ю.Т. Джангильдиным, Т.В. Пляскиной) было обследовано 160 военнослужащих срочной службы по призыву во ВВ МВД РФ, которые, согласно вынесенному экспертному решению, были разделены на 3 группы: 1 группа - 59 человек, признанных негодными к военной службе по статье 14 (Р 07.9 Расстройства личности и поведения вследствие повреждения, дисфункции головного мозга); 2 группа - 34 человека, статья 17 (Р 43.0 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства с преимущественным выделением реакции на тяжелый стресс и расстройства адаптации); 3 группа - 10 человек, статья 20 (Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства). В структуре психических нарушений превалируют расстройства личности, составляющие практически 42,4 %, причем большая часть их экспертным решением относится к транзиторным или парциальным расстройствам личности, одним из основных психологических критериев которых является стойкое отсутствие мотивации к продолжению военной службы. На втором месте стоят невротические расстройства - 30,3 %, в основном представленные, согласно экспертным решениям ВВК, затяжными расстройствами адаптации и диссоциативными нарушениями, которые стали регистрироваться значительно чаще [12, с. 470].

Таким образом, наказание в условиях военной службы может быть назначено лицу, имеющему как психические расстройства, так и иные заболевания. В то же время оставление, например, психически нездоровых лиц, совершивших преступление, на военной службе представляется нецелесообразным.

Медицинская помощь осужденным военнослужащим оказывается в медицинских пунктах, госпиталях или учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Так, на основании направления командира воинского подразделения, согласованного с органом военного управления, отвечающего за организацию оказания медицинской помощи в соответствующем военном округе (флоте), военнослужащий может получать медицинскую помощь в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения [13, с. 36-38]. Кроме того, медицинская помощь военнослужащим в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения может оказываться при их экстренной госпитализации.

К слову, считаем, что существующая в настоящее время система, когда на медицинское обследование или осмотр военнослужащие, в том числе потерпевшие от совершения преступлений, представляются вышестоящими должностными лицами, требует некоторой корректировки, вплоть до более широкой возможности обращения военнослужащих в учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения. Ведь на практике имеют место случаи, когда командир, совершавший в отношении подчиненных преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 286 УК РФ,

запрещал им же обращаться в медицинскую роту для получения помощи*. С другой стороны, требуется разработка мер по противодействию обращениям военнослужащих в «гражданские» лечебные учреждения для сокрытия фактов телесных повреждений у лиц, потерпевших от совершения преступлений.

Медицинское обеспечение, в том числе стационарное, осужденных военнослужащих в целом осуществляется наравне с другими военнослужащими. Об этом говорит и тот факт, что в п. 309 приказа Министерства обороны РФ от 15.01.2001 «Об утверждении руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации на мирное время» осужденные упоминаются лишь среди иных лиц, содержащихся на гауптвахте. Первые, нуждающиеся в лечении в стационарных условиях, направляются в военно-медицинские учреждения под охраной и содержатся в специально оборудованных палатах.

Следует обратить внимание на тот факт, что охрана в военно-медицинских учреждениях (которые, к слову, функционируют в различных органах исполнительной власти: Министерстве обороны, Министерстве внутренних дел и др.) осуществляется своими силами и средствами, что не всегда обеспечивает надлежащее исполнение воинских уставов. Более того, командование этих учреждений не приспособлено к реализации уголовно-исполнительных функций (по обеспечению режима отбывания наказания, проведению воспитательной работы и т.д.) в отношении осужденных военнослужащих.

Об уровне охраны в некоторых медицинских подразделениях могут свидетельствовать следующие факты: в туберкулезном отделении военного госпиталя войсковой части младший сержант Л. как военнослужащий более старшего срока призыва совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 335 УК РФ, в отношении рядового Ч.**; рядовые П. и М. из лечебного корпуса войсковой части с разрешения подполковника медицинской службы М. направлялись на работы за пределы воинской части***; в медико-санитарном батальоне военнослужащий И. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 335 УК РФ, в отношении рядового А.****.

Еще более показательная ситуация в части охраны складывается с осужденными военнослужащими, направленными в учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения.

По всей видимости, в период отбывания наказания военнослужащему «выгодно» иметь конкретное заболевание, так как это может уменьшить объем его обязанностей. Так, в соответствии со ст. 359 Устава внутренней службы ВС РФ больной военнослужащий может быть частично или полностью освобожден от исполнения должностных и специальных обязанностей. Во время амбулаторного и особенно стационарного лечения осужденный военнослужащий может находиться определенное время (даже продолжительное) в медицинской части, военном госпитале или ином медицинском учреждении, где режимные ограничения не столь строги, как в воинском подразделении, а исправительное воздействие фактически не осуществляется, заменяясь лечебно-профилактическими мероприятиями.

Процедура лечения больного военнослужащего либо признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья может длиться несколько месяцев.

В этот период на командование военно-медицинского учреждения или подразделения, которое объективно не подготовлено к выполнению уголовно-исполнительных функций, фактически возлагаются функции контроля за поведением осужденного военнослужащего, проходящего обследование и лечение. И если во время стационарного лечения военнослужащий вроде бы находится под круглосуточным контролем со стороны командования медицинского учреждения (подразделения), то во время амбулаторного лечения он большую часть своего времени вообще остается без контроля со стороны как собственного командования (для которого он болен и не выходит на службу), так и медицинского учреждения (так как появляется для проведения лечебных мероприятий только периодически).

Очевидно, что на период болезни осужденный военнослужащий фактически «выбывает» из исправительного процесса, места службы или отбывания наказания, однако это время (по нашему мнению, необоснованно) засчитывается в срок наказания.

Данная ситуация становится более показательной в случае, когда военнослужащий совершает членовредительство или намеренно иным образом ухудшает состояние своего здоровья либо симулирует наступление болезни. В этом случае также значительную часть правоограничений, связанных с осуждением, военнослужащий может не испытывать.

Немаловажным представляется вопрос о возможности отмены уголовного наказания в зависимости от состояния здоровья военнослужащего.

В ст. 51, 54, 55 УК РФ не указываются основания для досрочного освобождения осужденных военнослужащих от отбывания этих видов наказаний (соответственно ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части). Получается, что в отношении этих лиц могут применяться общие правила ч. 1 и 2 ст. 81 УК РФ. В этом случае, если лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности

осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, и лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания (ч. 1 ст. 81 УК РФ), а лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания (ч. 2 ст. 81 УК РФ). Наличие подобного расстройства определяет врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения, которая руководствуется специальным нормативным актом - постановлением Правительства РФ от 6.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». В рассматриваемом постановлении также приведены Правила медицинского освидетельствования осужденных, освобождаемых от наказания в связи с болезнью. В этих Правилах предусмотрено, что медицинское освидетельствование осужденных осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы (п. 3 Правил), в ходе которого проводится осмотр самого осужденного, изучаются результаты его обследования, представленная медицинская документация и оценивается степень нарушения функций органов и (или) систем его организма (п. 10 Правил). В то же время представляется маловероятным, чтобы осужденного военнослужащего специально для освидетельствования направляли в подобное закрытое учреждение уголовно-исполнительной системы.

В отношении осужденных военнослужащих данное решение принимается военными медицинскими учреждениями и подразделениями, а не лечебно-профилактическими учреждениями ФСИН. Получается, что вышеназванное постановление Правительства РФ не применяется в отношении осужденных военнослужащих.

В то же время в соответствии с ч. 3 ст. 81 УК РФ военнослужащие, отбывающие арест либо содержание в дисциплинарной воинской части (может быть, поэтому перед направлением в дисциплинарную воинскую часть они могут повторно освидетельствоваться военно-врачебной комиссией для определения степени годности к службе), освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе, либо неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что военнослужащие, отбывающие другие уголовные наказания (либо иные меры уголовно-правового характера, например, условное осуждение), автоматически не освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. В случае увольнения со службы наказание, например, в виде ограничения по военной службе, скорее всего, будет заменено на исправительные работы. Однако исправительные работы назначаются лишь осужденным, не имеющим основного места работы. В случае же увольнения с последующим трудоустройством лица, осужденного к ограничению по военной службе, исправительные работы, согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ, назначаться не могут. Кроме того, после увольнения со службы осужденный может остаться работать в качестве вольноопределяющегося лица и проживать на военном объекте, что делает фактически невозможным применение по отношению к нему исправительных работ в качестве уголовного наказания.

Возникает вопрос также о том, что же делать с осужденными военнослужащими к наказаниям в виде обязательных работ или ограничению свободы (которые могут применяться в отношении отдельных категорий лиц, состоящих на службе) после признания их негодными к военной службе по состоянию здоровья. Теоретически в отношении них можно силами уголовно-исполнительных инспекций либо исправительных центров организовать продолжение исполнения наказания как в отношении уже «гражданских» лиц. Однако фактически это затруднительно, если после увольнения со службы осужденный остается работать и жить на военном объекте.

Интересная ситуация складывается с условно осужденными военнослужащими. Условное осуждение не является видом уголовного наказания, и, следовательно, к таким военнослужащим не должны применяться правила ст. 81 УК РФ, посвященные освобождению именно от наказания. Тогда эти лица, признанные негодными по состоянию здоровья к военной службе, также продолжают оставаться условно осужденными, но подпадают под контроль уголовно-исполнительных инспекций.

Складывается парадоксальная ситуация: осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части или аресту могут быть полностью освобождены от уголовного наказания в случае признания их негодными к военной службе по состоянию здоровья, а осужденные к условному наказанию, обязательным исправительным работам или ограничению свободы, т.е. более мягким наказаниям, продолжают его отбывать. В этом случае фактически законодатель «прощает» именно больных преступников, которым назначены наиболее строгие наказания в условиях военной службы.

Было бы логичным, если положения этой нормы распространялись на всех осужденных военнослужащих, так как в случае обнаружения у них психического расстройства либо иной тяжелой болезни, а также заболевания, делающего их негодными к военной службе, они должны быть уволены

со службы. Несколько более сложная процедура получается с условно осужденными военнослужащими, признанными негодными к прохождению службы по состоянию здоровья:

1) вначале его необходимо уволить с военной службы, освободив от уголовного наказания (например, содержания в дисциплинарной воинской части) или заменив его на более мягкое (например, исправительные работы);

2) в общем порядке решить вопрос о возможном (не-) исполнении наказания уже в отношении «гражданского» осужденного;

3) в итоге определиться с возможностью продолжения осуществления контроля за применением условного осуждения (например, применительно к новому наказанию).

Таким образом, очевидно, что в уголовном, уголовно-исполнительном и военном законодательстве не обращено надлежащее внимание и не учтены особенности исполнения и досрочного освобождения от отбывания наказания и иных мер уголовно-правового характера больных осужденных, находящихся на службе. Представляется, что для разрешения выявленных противоречий требуется внесение ряда изменений в нормы уголовного, уголовно-исполнительного и военного законодательства.

Литература

1. Скиба А.П. К вопросу о криминологической обоснованности освобождения по актам об амнистии лиц, лишенных свободы и имеющих социально значимые заболевания // Преступность, криминология, криминологическая защита / Под ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007.

2. Скиба А.П. Размышления о смысле наказания в виде лишения свободы в отношении больных осужденных // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 3 (22).

3. Скиба А.П. К вопросу о значении состояния здоровья осужденного при исполнении некоторых уголовных наказаний // Труды Ставропольского государственного университета. Вып. 15. Ставрополь: Сервисшкола: СГУ, 2007.

4. Дриль Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Кондратюк Л.В. Антропология преступления (микрокриминология). М.: НОРМА, 2001.

6. Овчинский В.С. Криминология и биотехнологии // Журнал российского права. 2005. № 1.

7. Елков И. Армия самоубийц // Российская газета. 2006. 3 февраля.

8. Оноколов Ю.П. Детерминанты преступности военнослужащих и ее предупреждение: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.

9. Кирсанов С. Незаконный оборот наркотиков в Вооруженных силах // Законность. 2002. № 3.

10. Заключение экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ «Первоочередные меры по защите прав детей и детства в РФ» // Вопросы ювенальной юстиции. 2002. № 3.

11. Кулапов В.В. Правовая политика в сфере защиты интересов детей // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 3.

12. Цыганков Б.Д., Джангильдин Ю.Т., Пляскина Т.В. Психические расстройства у военнослужащих внутренних войск МВД РФ, проходящих военную службу по призыву: Материалы российской конференции «Взаимодействие науки и практики в современной психиатрии». М., 2007.

13. Кондаков А.А. О праве военнослужащих на медицинскую помощь в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения // Право в Вооруженных силах. 2007. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.