Научная статья на тему 'Некоторые аспекты реализации сотрудниками органов внутренних дел права на медицинскую помощь'

Некоторые аспекты реализации сотрудниками органов внутренних дел права на медицинскую помощь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
731
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / LAW ENFORCEMENT OFFICER / SOCIAL GUARANTEES / MEDICAL SUPPORT / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равнюшкин А.В.

В соответствии с федеральными законами сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в ведомственном медицинском учреждении либо в государственном или муниципальном лечебном учреждении. Однако некоторые конкретизирующие данное право положения подзаконных нормативных правовых актов толкуются неоднозначно, что приводит к проблемам в его реализации. Так, в результате исследования автор приходит к выводу о необходимости толковать понятие «иное место нахождения сотрудника органов внутренних дел» как любое другое место, в том числе находящееся за пределами региона, в котором он проходит службу (проживает). Пребывание сотрудника за пределами региона, в котором проходит службу (проживает), не должно умалять его права на медицинскую помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Равнюшкин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the Federal laws, the employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation has the right to receive free medical care in a departmental medical institution, as well as the state or municipal medical institution. However, some provisions of the subordinate normative legal acts specifying this right, are interpreted ambiguously, which leads to problems in its implementation. So, as a result of the research the author comes to the conclusion about the need to interpret the concept of “another location of the police officer” as any other place, including the places outside the region in which he/she serves (lives). Law enforcement officer’s staying outside the region in which he/she serves (lives), should not detract his right to medical care.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты реализации сотрудниками органов внутренних дел права на медицинскую помощь»

РАВНЮШКИН А.В., кандидат исторических наук, rav.kin@mail.ru Кафедра специальных дисциплин;

Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, 295053, г. Симферополь, ул. Академика Х.Х. Стевена, 14

RAVNYUSHKIN A.V.,

Candidate of Historical Sciences,

rav.kin@mail.ru

Chair of special disciplines;

Crimean branch of the Krasnodar

University of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation,

Academician H.H. Steven St. 14,

Simferopol, 295053,

Russian Federation

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРАВА НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Аннотация. В соответствии с федеральными законами сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в ведомственном медицинском учреждении либо в государственном или муниципальном лечебном учреждении. Однако некоторые конкретизирующие данное право положения подзаконных нормативных правовых актов толкуются неоднозначно, что приводит к проблемам в его реализации. Так, в результате исследования автор приходит к выводу о необходимости толковать понятие «иное место нахождения сотрудника органов внутренних дел» как любое другое место, в том числе находящееся за пределами региона, в котором он проходит службу (проживает). Пребывание сотрудника за пределами региона, в котором проходит службу (проживает), не должно умалять его права на медицинскую помощь.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел; социальные гарантии; медицинское обеспечение; медицинская помощь.

SOME ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO MEDICAL CARE BY LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Annotation. According to the Federal laws, the employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation has the right to receive free medical care in a departmental medical institution, as well as the state or municipal medical institution. However, some provisions of the subordinate normative legal acts specifying this right, are interpreted ambiguously, which leads to problems in its implementation. So, as a result of the research the author comes to the conclusion about the need to interpret the concept of "another location of the police officer" as any other place, including the places outside the region in which he/she serves (lives). Law enforcement officer's staying outside the region in which he/she serves (lives), should not detract his right to medical care.

Keywords: law enforcement officer; social guarantees; medical support; medical care.

Медицинское обеспечение относится к важнейшим социальным гарантиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Как отметил заместитель начальника Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России -начальник Управления медицинского обеспечения генерал-майор внутренней службы В. Сидоренко, «в настоящее время работа медицинских организаций МВД России ориентирована на решение задач по повышению социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, направленных на сохранение здоровья, поддержание трудоспособности и боеготовности личного состава. Важно, чтобы медицинская помощь была доступна каж-

дому сотруднику, пенсионеру МВД России и членам их семей» [1].

В законодательстве Российской Федерации, регламентирующем порядок оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел, закреплено право на бесплатное медицинское обслуживание. Однако оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел имеет свою специфику и может быть охарактеризовано не только с положи -тельной, но и с отрицательной стороны.

В настоящее время медицинское обслуживание граждан Российской Федерации представляет собой модель, в которую наряду с традиционными субъектами -пациентами и медицинским персоналом, включены также страховые медицинские

организации, страхователи, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Было введено понятие «обязательное медицинское страхование» (ОМС), базовым принципом которого является обеспечение граждан Российской Федерации равными правами при получении медицинских услуг.

Деятельность в сфере ОМС осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно которому военнослужащие и приравненные к ним лица не являются застрахованными в сфере ОМС*. В связи с этим сотрудники органов внутренних дел не обслуживаются в медицинских учреждениях за счет средств фонда ОМС. Это предопределяет как проблему доступности медицинской помощи для сотрудников органов внутренних дел, так и проблему интеграции ведомственной медицины в национальную систему здравоохранения. Последняя должна произойти плавно, постепенно, не только без остановок функционирования, но и с повышением эффективности, доступности и совершенствованием медицинской помощи сотрудникам органов правопорядка [2, с. 260]. В противном случае считаем возможным согласиться с К.С. Миклошевичем в том, что одним из вариантов решения проблем оказания медицинской помощи может быть возврат сотрудников органов внутренних дел в систему обязательного медицинского страхования [3, с. 119].

Рассмотрев правовые нормы, регламентирующие порядок оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел, мы приходим к выводу о необходимости более точного формулирования данных норм в целях исключения их разнообразного и неоднозначного толкования.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-

* Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон от 29 нояб. 2010 г. N 326-ФЭ: ред. от 28 дек. 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 49. Ст. 6422.

рации» сотрудник органов внутренних дел имеет право на медицинское обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации**.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел***. В части 2 ст. 11 данного Федерального закона указано, что «при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и

** О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. N 342-ФЭ: ред. от 12 февр. 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020.

*** О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: фе-дер. закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ: ред. от 23 нояб. 2015 г. N 315-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4595.

муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел».

Правила медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1232, подтверждают право сотрудника на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел*.

Таким образом, по результатам рассмотрения названных выше нормативных правовых актов можно сделать следующее заключение: сотрудник органов внутренних дел имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в ведомственном медицинском учреждении либо в государственном или муниципальном лечебном учреждении.

Однако анализ правовых норм, содержащихся во втором приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1232, вскрывает некоторое неоднозначное их толкование. Рассмотрим эти нормы.

В пункте 1 Правил оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденных Постановлением Правительства Российской

* О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения: постановление Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2011 г. N 1232: ред. от 4 сент. 2012 г. N 882 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 3. Ст. 432.

Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1232, гарантируется оказание медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи. В пункте 2 данных Правил закреплено, что расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники.

В связи с этим возникают вопросы: «Что следует понимать под формулировкой "при отсутствии по иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования"?», «Обязан ли территориальный орган МВД России на региональном уровне возмещать расходы медицинским организациям государственной или муниципальной системы здравоохранения за оказание его сотруднику не скорой (не экстренной) медицинской помощи в случае его "иного места нахождения" (за пределами субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган МВД России, в котором он проходит службу)?».

Если понимать формулировку «иное место нахождения сотрудника» буквально, то получается, что медицинские организации обязаны оказывать сотруднику медицинскую помощь бесплатно, где бы он ни был на территории Российской Федерации. Если это так, то отказ в предоставлении бесплатной медицинской помощи будет являться ограничением прав сотрудника. Более того, в соответствии со статьей 55 Конституции Российской

Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение прав сотрудников на получение медицинской помощи не связано с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Что происходит в случае обращения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации за медицинской помощью в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения в случае его «иного места нахождения», то есть вне того региона Российской Федерации, в котором он проходит службу (проживает)? Территориальный орган МВД России на региональном уровне, ссылаясь на пункт 2 данных Правил, в котором указано, что «расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники», отказывается возмещать эти расходы, а медицинская организация при отсутствии гарантий их оплаты и соответствующего договора - оказывать сотруднику бесплатную медицинскую помощь. В пункте 2 рассматриваемых Правил указано: «проходят службу (проживают) сотрудники» и ничего не говорится об «ином месте нахождения сотрудника». Территориальный орган МВД России гарантирует оплату государственным или муниципальным медицинским организациям за оказание медицинской помощи в случае, если сотрудник проходит службу (проживает) именно в обслуживаемом им регионе, а не находится в другом субъекте Российской Федерации.

В качестве примера можно привести письменный ответ УФМС России по Кемеровской области от 9 ноября 2015 года на обращение по электронной почте сотрудника органов внутренних дел, прикомандированного для прохождения службы

к Отделу УФМС России по Кемеровской области в Центральном районе г. Кемерово, об оплате территориальным органом УФМС России по Кемеровской области медицинской помощи муниципальной медицинской организации в г. Евпатории Республики Крым за наблюдение в женской консультации: «...организация обязана оплачивать аттестованным сотрудникам оказание медицинской помощи только в пределах региона. Наблюдение женской консультации оплачивается самостоятельно». Аттестованный сотрудник органов внутренних дел, инспектор ФМС России, рисковал остаться без медицинской помощи: первоначально территориальный орган УФМС России по Кемеровской области отказал в оплате медицинских услуг. Только по истечении десяти дней переговоров по телефону сотруднику удалось убедить руководство УФМС России по Кемеровской области в том, что он имеет право на бесплатную медицинскую помощь. В результате УФМС России по Кемеровской области направило в ГБУЗ Республики Крым «Евпаторийский родильный дом» официальное письмо о том, что оно гарантирует оплату всех необходимых медицинских услуг своему сотруднику в полном объеме, кроме специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, после заключения договора.

Сотрудник органов внутренних дел имеет право в отпуске, в том числе в отпуске по беременности и родам, находиться в любом регионе Российской Федерации. Пребывание сотрудника за пределами того региона, в котором он проходит службу (проживает), не должно лишать его права на медицинскую помощь или затруднять реализацию данного права.

Таким образом, имеется острая необходимость прояснить, что «под иным местом нахождения сотрудника» понимается любое другое место (населенный пункт), в том числе находящееся за пределами региона, в котором он проходит службу (проживает). В связи с этим предлагаем пункт 1 Правил оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства

внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденных Постановлением Правительства от 30 декабря 2011 г. N 1232, изложить в следующей редакции: «Настоящие Правила определяют порядок оказания медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации), за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Рос-

сийской Федерации (далее - сотрудники) при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения, в том числе в населенном пункте, расположенном за пределами региона, в котором они проходят службу (проживают), медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи».

Список литературы

1. Сидоренко В. «Дорожная карта» медицинской службы // Полиция России. 2016. N 10. С. 38-42.

2. Петров С.А. Актуальные проблемы правового регулирования медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (на примере ФКУЗ «МСЧ МВД по Нижегородской области») // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2015. С. 260-265.

3. Миклошевич К.С. Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. N 4 (75). С. 116-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.