Научная статья на тему 'Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога'

Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1089
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шепелева С. Н., Шепелева А. И.

Для создания щадящего режима налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации с 2004 г. действует специальная система единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). В статье рассмотрены условия перехода на эту систему, порядок определения налогооблагаемой базы для исчисления ЕСХН. Рассмотрены практические примеры расчетов налоговой нагрузки в условиях применения ЕСХН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога»



ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА

С. Н. ШЕПЕЛЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: [email protected]

А. И. ШЕПЕЛЕВА,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета E-mail: [email protected] Российский государственный аграрный заочный университет

Для создания щадящего режима налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации с2004 г. действует специальная система -единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). В статье рассмотрены условия перехода на эту систему, порядок определения налогооблагаемой базы для исчисления ЕСХН. Рассмотрены практические примеры расчетов налоговой нагрузки в условиях применения ЕСХН.

Ключевые слова: единый сельскохозяйственный налог, налогообложение, доходы, расходы.

Федеральным законом от 11.11.2003 № 147-ФЗ были внесены изменения в гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)» НКРФ. Этим законом начиная с 01.01.2004 ЕСХН введен для сельскохозяйственных товаропроизводителей на всей территории РФ. Этот налог применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке.

Целью введения ЕСХН является, прежде всего, сокращение численности исчисляемых налогов и налогового бремени для определенной категории товаропроизводителей. При переходе на уплату ЕСХН у предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции резко сократится коли-

чество налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы, по сравнению с общепринятой системой налогообложения. Известно, что каждый налог имеет свою законодательную базу и подзаконные акты, что неизбежно приводит к ошибкам при составлении налоговой отчетности и, как следствие, к нарушениям налогового законодательства.

Переход на уплату ЕСХН предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ) и налога на имущество организаций уплатой ЕСХН, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Следует иметь в виду, что при ввозе товара на таможенную территорию РФ экспортер, применяющий уплату ЕСХН, обязан уплатить НДС в размере, предусмотренном гл. 21 НК РФ [1]. При этом сумма НДС должна быть отнесена на себестоимость выпускаемой продукции, работ или услуг. Рассмотрим эту ситуацию на примере.

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Сокол» заключил контракт с немецкой фирмой на поставку в Россию картофелеуборочного комбайна. Стоимость поставки в контракте определена в 50тыс. евро. Поставка комбайна по условиям контракта произведена 20.01.2009. СПК«Сокол» с 01.01.2009перешел на уплату ЕСХН. В соответствии с п. Зет. 346.1

НК РФ СПК «Сокол» является плательщиком НДС, который подлежит уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Следовательно, в момент ввоза комбайна на нашу территорию таможенные органы начислят НДС, подлежащий уплате в размере 18% от таможенной стоимости ввозимых товаров. В данном случае стоимость комбайна, определенная в контракте, будет являться таможенной стоимостью ввозимых на территорию РФ грузов, т. е. 50тыс. евро или по курсу ЦБ РФ по состоянию на 20.01.2009 2 189тыс. руб. НДС, подлежащий уплате, составит 394тыс. руб. (.2189000■ 18%). Уплата в бюджет НДС производится через таможенные органы одновременно с таможенными сборами.

При постановке на учет картофелеуборочного комбайна СПК«Сокол» должен определить его первоначальную балансовую стоимость, в которую согласно п. 8 ПБУ 6/01 включаются суммы невозмещаемых налогов. Следовательно, в данном случае НДС в сумме 394тыс. руб. будет входить в первоначальную стоимость комбайна. В бухгалтерском учете общества оприходование комбайна должно быть отражено следующими записями:

Д-т сч. 08«Вложения во внеоборотные активы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» аналитический счет «Немецкая фирма» — 50тыс. евро (2 189тыс. руб.) (Учет расчетов с поставщиками при расчетах в иностранной валюте должен отражаться в 2 оценках: в иностранной валюте и в российских рублях для определения курсовых разниц (см. ПБУЗ/2000);

Д-т сч. 08«Вложения во внеоборотные активы» К-т сч. 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» аналитический счет «Орловская таможня» — 394тыс.руб. — НДС, уплаченный в бюджет при ввозе комбайна на территорию РФ;

Д-т сч. 01 «Основные средства» К-т сч. 08 — 2 583тыс. руб. — введен в эксплуатацию комбайн (2189тыс.руб. +394тыс.руб.).

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 2,4 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками НДС (заисключением НДС,

подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

При переходе на уплату ЕСХН организации обязаны также уплачивать страховые взносы на обязательное страхование в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с изменениями в НК РФ, внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, начиная с 01.01.2010 все компании будут платить страховые взносы во внебюджетные фонды. Для плательщиков ЕСХН данным законом предусмотрен переходный период с 2010 по 2014 гг. включительно. Так, в 2010 г. они будут исчислять и уплачивать только страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по ставке 10,3 %; в 2011 и 2012гг. - поставке 14%; в 2013 и 2014гг. -Пенсионный фонд РФ 16%, ФСС России - 1,9%, ФФОМС —1,1 %,ТФОМС —1,2%; начиная с 2015 г. -Пенсионный фонд РФ - 21 %, ФСС России - 2,4 %, ФФОМС — 1,6 %, ТФОМС — 2,1 % [2].

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату ЕСХН в соответствии с общим режимом налогообложения.

Основными задачами введения единого сельскохозяйственного налога, таким образом, являются:

• упорядочение системы налогообложения сельскохозяйственных производителей;

• снижение налогового бремени сельхозпроизводителей;

• снижение затрат на ведение учета налогооблагаемой базы;

• способствование повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

В целях налогообложения сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию. Но при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%. Также к этой категории относятся сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводчес-

кие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 %.

Согласно п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются (изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2008 № 314-Ф3):

1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют следующим условиям:

— если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором эти организации подают заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 %;

— если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);

2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:

— если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 чел.;

— если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 %;

— если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих

им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством РФ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, доля дохода в общем доходе от реализации произведенной ими продукции определяется исходя из соотношения расходов на производство и первичную переработку в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья и (или) выращенной ими рыбы.

Нередко организации своими силами полностью перерабатывают сельхозпродукцию (а не только выпускают продукцию первичной переработки). Для них доход от реализации, который приходится на первичную переработку, определяется по доле расходов на производство и первичную переработку в общей сумме расходов. Как это выглядит на практике, рассмотрим на примере.

Общество с ограниченной ответственностью «Мир» выращивает рыбу и осуществляет ее промышленную переработку, т. е. изготавливает рыбные консервы. Первичной обработкой рыбы считается очистка ее от чешуи, потрошение и т. д. За 9 мес. 2008г. общий доход от реализации консервов составил 3 500тыс.руб. Предположим, что других доходову общества не было.

За указанный период расходы на выращивание и переработку рыбы составили 2 ОООтыс. руб., в том числе:

—расходы на выращивание и первичную переработку — 1 500тыс.руб.;

—расходы на дальнейшую переработку — 500тыс.

руб.

В этом случае доля расходов на выращивание и первичную обработку в общей сумме затрат составляет: 1 500тыс.руб.: 2 ОООтыс.руб. ■ 100% = 75%.

Следовательно, в общей величине доходов, полученных ООО «Мир» за 9 мес. 2008г., 75% приходится на доходы отреализации продукции первичной переработки. Поэтому организация вправе с 01.01.2009г. перейти на уплату ЕСХН.

Согласно новой редакции п. бет. 346.2 НК РФ, на уплату ЕСХН с 01.01.2009 вправе перейти

организации, имеющие филиалы (Федеральный закон от22.07.2008 № 155-ФЗ).

Переход на ЕСХН не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты НДФЛ с вознаграждений, начисленных в пользу наемных работников, земельного налога, НДС и налога на прибыль, которые должны уплачивать как налоговые агенты, например при импорте товаров или имущества. Рассмотрим на примере уплату налога на доходы физических лиц и взносов в Пенсионный фонд сельскохозяйственным товаропроизводителем — юридическим лицом:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Сокол» заключил трудовые контракты с 85 сотрудниками на работу согласно Трудовому кодексу, ежемесячно начисляет и выплачивает им заработную плату. Начисленная заработная плата согласно ведомости за январь 2009г. составила 350тыс. руб. Удержан налог на доходы физических лиц в сумме ЗОтыс. руб. Были также произведены отчисления взносов в Пенсионный фонд РФ на фонд оплаты труда в сумме 36,05тыс.руб. (350 ■ 10,3 %= 36,05).

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам предшествующего календарного года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %. Рассмотрим на примере порядок расчета доли дохода от производства сельскохозяйственной продукции.

Общество с ограниченной ответственностью «Нива» по итогам работы за календарный 2007г. имеет доход от реализации продукции (работ, услуг) 18 500тыс. руб. без НДС, в том числе выручка от реализации зерна, молока и молодняка крупного рогатого скота собственного производства составила 17 ЮОтыс. руб., от услуг автомобильного транспорта — 1 ЮОтыс. руб., от реализации покупных товаров через торговую сеть (магазин) — ЗООтыс. руб. Произведем расчет доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.

Удельный вес доли доходов, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции собс-

Таблица 1

Структура выручки от реализации продукции ООО «Нива» за 2007 г.

Доходы Сумма, тыс. руб. % китогу

Выручка от реализации сельскохо- 17 100 92,4

зяйственной продукции

Выручка от услуг вспомогательного 1 100 5,9

производства (автотранспорт)

Выручка от торговли покупными 300 1,7

товарами

Итого... 18 500 100

твенного производства, составил 92,4% (табл. 1). Следовательно, ООО «Нива» имеет право перейти с 01.01.2009 на уплату ЕСХН.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

— организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

— организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

— бюджетные учреждения.

Однако при переходе на уплату ЕСХН следует рассчитать целесообразность этого перехода.

Для принятия правильного управленческого решения о переходе на уплату ЕСХН каждому предприятию, основной деятельностью которого является производство сельскохозяйственной продукции и ее первичная переработка, следует произвести экономические расчеты. Целью производимых расчетов является экономическое обоснование получаемых выгод от перехода на систему уплаты ЕСХН. Для этого предлагается следующий метод проведения расчетов экономической целесообразности перехода на ЕСХН [3,4].

Производим расчет плановых исчислений налогов по обычной системе налогообложения на основании плановых показателей работы предприятия на 2007г. Для примера используем следующие показатели:

— плановая выручка от продажи сельскохозяйственной продукции составляет 19 260тыс.руб.;

— сумма начисленного НДС составит 1926тыс. руб. (19260- 10%);

— плановый налоговый вычет по НДС составит 1 498тыс. руб. Основанием для расчета налогового вычета послужили плановые данные по приобретению материальных ценностей и работ (услуг) промышленного характера, в частности, приобретение удобрений, семян, молодняка, медикаментов, электро- и теплоэнергии, запчастей, ГСМи т. д.;

— для расчета налогооблагаемой базы по налогу на имущество использованы отчетные данные

бухгалтерского баланса по состоянию на 01.01.2007 по строке 120 «Основные средства» без учета стоимости земельных участков. Основные средства в этой строке баланса отражаются по остаточной стоимости с учетом проведенных переоценок. С 01.01.2004 вступила в силу гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», в соответствии с которой объектом налогообложения является среднегодовая стоимость основных средств. Для упрощения расчета взята остаточная стоимость по состоянию на начало года. Налоговая ставка по налогу на имущество составляет 2,2%. Следовательно, сумма налога на имущество — ЗЗбтыс.руб. (15280- 2,25);

— для расчета суммы единого социального налога использован плановый фонд оплаты труда на 2009г. Он составил 4 ОООтыс. руб. Следовательно, ЕСН составляет 1044тыс.руб. (4000- 26,1 %), где 26,1 % ставка ЕСН.

Все приведенные данные можно представить в виде таблицы (табл. 2).

Из приведенного примера видно, что сумма налоговых платежей в бюджет у предприятия составит 1 808тыс. руб. (428 + 336 +1 044).

Рассчитаем налоговые платежи по данному предприятию при применении системы уплаты ЕСХН (табл. 3).

Расчеты произведены исходя из планируемых показателей на 2009г.

Для расчета суммы платежей в Пенсионный фонд использован плановый фонд оплаты труда работников на 2009г. — 4 ОООтыс. руб. Ставка взносов в ПФ составляет 10,3%. Сумма начисленных взносов составит 412тыс.руб. (4 ООО ■ 10,3 %).

Для расчета ЕСХН использованы планируемый показатель прибыли на 2009г. — 3 ОООтыс. руб. Сумма начисленного налога составит 180тыс. руб. (3 000-6%). Ставка ЕСХН-6%.

Как видно из приведенных расчетов, ООО «Нива» при переходе на ЕСХН уплатит в бюджет налогов на 1 218тыс. руб. меньше, чем при использовании обычной системы налогообложения.

Расчет плановых исчислений налогов по обычной сисп

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Величина доходов определяется исходя из цен сделки. В случае получения доходов в натуральной форме доходы определяются исходя из рыночных цен.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются в соответствии со ст. 249 НК РФ. Внереализационные доходы для целей налогообложения определяются в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходом от реализации для целей налогообложения признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

При уплате ЕСХН для целей налогообложения датой получения доходов признается день поступления средств на расчетные счета в банках или в кассу предприятия, получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав.

Учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, организации обязаны вести на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений гл. 26.1 НК РФ. Основой для правильного отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете служат первичные документы, оформленные в соответствии со ст. 9 Федерального Закона от 23.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров,

Таблица 2

ю налогообложения ООО «Нива» на 2009г.,тыс. руб.

НДС Налог на имущество ЕСН Сумма налогов

Налогооблагаемая база Начислено НДС Налоговый вычет К доплате(+) К возмещению (-) Налогооблагаемая база Сумма налога Налогооблагаемая база Сумма налога

19 260 1 926 1498 +428 15 280 336 4 000 1 044 1 808

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет плановых исчислений налогов по ЕСХН ООО «Нива» на 2009г.,тыс. руб.

ЕСН (Пенсионный фонд) ЕСХН Всего начислено налогов

Налогооблагаемая база Сумма налога Налогооблагаемая база Сумма налога

4 000 412 3 000 180 592

поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы, произведенные на приобретение, сооружение и изготовление основных средств. При этом следует учитывать следующую особенность. Затраты на приобретение основных средств, произведенные налогоплательщиком после перехода на уплату ЕСХН, относятся на уменьшение налогооблагаемой базы в момент ввода в эксплуатацию основного средства (п. 4ст. 346.5 НК РФ). Рассмотрим применение этого положения на примере приобретения свеклоуборочного комбайна. Согласно требованиям НК РФ основное средство должно быть оплачено поставщику.

Допустим, что ООО «Нива» произвело оплату за комбайн 10.01.2009 платежным поручением на сумму 50 тыс. евро с валютного счета. В бухгалтерском учете эта операция отражена следующими записями:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т сч. 52 «Валютный счет» — 50тыс. евро (1 825тыс.руб.).

Оприходован же данный комбайн 20.01.2009 по курсу ЦБ РФ на момент пересечения границы РФ на сумму 1 830тыс. руб., т. е. образовалась положительная курсовая разница в учете на сумму 5тыс. руб. Эту курсовуюразницу следует отразить вучете записью:

Д-т сч. 60 К-т сч. 91 «Прочие доходы» — 5тыс. руб. — курсоваяразница.

При этом следует помнить, что пересчет стоимости имущества, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится на момент перехода права собственности (п. 6 ПБУЗ/2000).

Комбайн введен в эксплуатацию 25.01.2009, а расходы на уменьшение налогооблагаемой базы ООО «Нива» должно отразить 31.01.2009 в сумме 2159,4тыс.руб. (подп. 1 п. 4 ст. 346.1 НК РФ). Кроме того, как следует из приведенного примера, общество получило доход в сумме 5тыс. руб. в виде курсовой разницы, который для целей налогообложения должен быть отражен как внереализационные доходы.

По основным средствам, приобретенным организацией до перехода на уплату ЕСХН, стоимость их включается в расходы в следующем порядке:

— по основным средствам со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого годауплаты ЕСХН;

— по основным средствам со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно: в течение первого года уплаты ЕСХН — 50 % стоимости, второго года — 30 % стоимости и третьего года — 20 % стоимости;

— по основным средствам со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет после перехода на уплату ЕСХН.

Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на уплату ЕСХН.

При этом в течение налогового периода расходы на приобретение (созданных самими налогоплательщиками) основных средств принимаются равными долями.

При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждаемой Правительством РФ в соответствии со ст. 258 НК РФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой классификации, сроки полезного использования устанавливаются налогоплательщиками в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей. Рассмотрим на примере порядок отнесения расходов на уменьшение налогооблагаемой базы по основным средствам, приобретенным организацией до перехода на уплату ЕСХН.

В ООО «Нива» по состоянию на 01.01.2009 остаточная стоимость основных средств по балансу составила 10 ООО тыс. руб., в том числе 3 здания коровников на сумму 5 ОООтыс. руб. со сроком полезного использования 17лет; механизированный ток — 2 ОООтыс. руб. со сроком полезного использования 8 лет; зерноуборочные комбайны — 3 штуки — 1 500тыс. руб. со сроком полезного использования 4 года; тракторы — 3 единицы — 500тыс. руб. со сроком полезного использования — 3 года и хозяйственный инвентарь на сумму 1 ОООтыс. руб. со сроком использования 2 года.

Для правильного отнесения затрат на уменьшение налогооблагаемой базы по основным средствам организациям следует составить опись основных средств по состоянию на дату перехода на уплату ЕСХНсуказанием следующихреквизитов:

— полное наименование основного средства;

— дата ввода в эксплуатацию;

— остаточная стоимость основного средства;

— срок полезного использования;

— срок списания расходов по основным средствам по отчетным периодам, в которых будет применяться ЕСХН.

На основе данных примера составим опись основных средств ООО «Нива» по состоянию на 01.01.2009 (табл. 4).

Из приведенного примера видно, какая сумма расходов, произведенных при приобретении (строительстве) основных средств, будет отнесена на уменьшение налогооблагаемой базы в течение ближайших 10 лет при уплате ЕСХН.

Такой порядок списания основных средств применяется только для целей налогообложения, а для целей бухгалтерского учета порядок начисления амортизации определен ПБУ 6/01.

В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на уплату ЕСХН, до истечения 3-х лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет—до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщики обязаны пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Уменьшают налогооблагаемую базу следующие виды расходов:

1) расходы на приобретение нематериальных активов в порядке, предусмотренном в п. 4 ст. 346.5 НКРФ;

2) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

3) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

4) материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений;

5) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с

Опись основных средств

законодательством РФ. Причем расходы на оплату труда работников принимаются в сумме фактически выплаченной заработной платы работникам за налоговый период;

6) расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;

7) расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования:

— добровольному страхованию средств транспорта (в том числе арендованного);

— добровольному страхованию грузов;

— добровольному страхованию основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);

— добровольному страхованию рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;

— добровольному страхованию товарно-материальных запасов;

— добровольному страхованию урожая сельскохозяйственных культур и животных;

— добровольному страхованию иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

— добровольному страхованию ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями;

Таблица 4

Ю «Нива» на 01.01.2009

Наименование основного средства Год ввода в эксплуатацию Остаточная стоимость, тыс. руб. Срок полезного использования, лет Отчетные периоды, в течение которых будут списаны расходы по основным средствам

Коровник на 300 голов 1987 2 300 17 01.01.2009-01.01.2019 - 230тыс. руб. ежегодно

Коровник на 250 голов 1989 1 700 20 01.01.2009-01.01.2019 - 170тыс. руб. ежегодно

Коровникна 150 голов 1989 1 000 20 01.01.2009-01.01.2019 - 100тыс. руб. ежегодно

Механизированный ток 1991 2 000 8 2009г.-ЮООтыс. руб., 2010г. -. 600тыс. руб., 2011г. -400тыс. руб.

8) суммы НДС по приобретаемым и оплаченным товарам (работам, услугам);

9) суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), атакже расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ;

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11) суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством РФ;

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;

13) расходы на командировки, в частности на:

— проезд работника к месту командировки и обратно;

— наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

— суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;

— оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

— консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

14) плата нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

16) расходы на опубликование бухгалтерской отчетности, а также на опубликование и иное

раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять такое опубликование (раскрытие);

17) расходы на канцелярские товары;

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

20) расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

23) расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов в пределах норм, утвержденных Правительством РФ;

24) суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

25) расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в том числе расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке;

26) расходы на информационно-консультативные услуги;

27) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ;

28) судебные расходы и арбитражные сборы;

29) расходы в виде уплаченных на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;

30) расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Указанные расходы учитываются для целей налогообложения при условии, что с обучающимися в указанных образовательных учреждениях заключены договоры (контракты) на обучение, предусматривающие их

работу у налогоплательщика в течение не менее 3-х лет по специальности после окончания образовательного учреждения;

31) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ;

32) расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки, включая расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды, в том числе:

— на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

— на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства;

33) расходы на приобретение молодняка скота для последующего формирования основного стада, продуктивного скота, молодняка птицы и мальков рыбы;

34) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельскохозяйственным производством по пастбищному скотоводству;

35) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручениям;

36) расходы на сертификацию продукции;

37) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

38) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством РФ) обязательной

Список литературы

оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы, а также расходы на проведение оценки имущества при определении его рыночной стоимости в целях залога;

39) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

40) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и по предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного видадеятельности;

42) расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку продукции, указанной вп. Зет. 346.2 НК РФ;

43) расходы в виде потерь от падежа птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;

44) суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

3. Проняева Л. И., Калиничева Е.Ю., Ветрова Л.Н., Шепелева С.Н. // Организация налогового учета в условиях использования системы налогообложения — единый сельскохозяйственный налог. Изд-во ОрелГАУ, 2004.

4. Щипкова В. Г., Докальская В. К., Шепелева С.Н. // Методическое пособие по переводу предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции на уплату единого сельскохозяйственного налога. Изд-во ОрелГАУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.