УДК 336.025
Л.Ю.Филобокова, А.А.Симонян
Развитие механизма реализации ЕСХН для субъектов малого предпринимательства
Налоги, являясь основным источником формирования государственных финансов, повышают качество жизни населения страны и, в свою очередь, зависят от него. Одной из систем налогообложения, направленной на развитие как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и малого предпринимательства, является единый сельскохозяйственный налог. Не смотря на положительную динамику налоговых поступлений от применения данной системы налогообложения, остается далеко не использованным потенциал данной системы, что предопределяет необходимость решения данной проблемы в интересах обеспечения продовольственной безопасностью страны, развития малого предпринимательства, насыщения национального рынка продукцией отечественных товаропроизводителей. Решению данной проблемы посредством развития механизма ЕСХН для субъектов малого предпринимательства и посвящена данная статья.
Ключевые слова: налоговый механизм ЕСХН, развитие малого предпринимательства, продовольственная безопасность, качество жизни
L.Yu.Filobokova, A.A.Simonyan
Development of mechanism for the implementation of UAT for small
businesses
Taxes being the main source of public Finance, improve the quality of life of the population and, in turn, depend on him. One of the systems of taxation, aimed at the development of both agricultural producers and small businesses, is the single agricultural tax. Despite the positive dynamics of tax revenues from this tax system remains far from exhausted the potential of this system, which predetermines the need to address this issue to ensure food security of the country, small business development, saturation of the national market products of domestic producers. The solution to this problem through the development of a mechanism accounts for small businesses article.
Keywords: tax mechanism UAT, small business development, food security, quality of life
"алоги как основной источник статус сельскохозяйственного товаропроизво-
формирования государственных дителя.
финансов, обеспечиваемых изъ- С января месяца 2017 года сельскохозяй-
ятием в виде обязательных платежей части ственными товаропроизводителями для целей
общего продукта, известны с незапамятных ЕСХН признаются не только непосредствен-
времен, при этом налогообложение, как эле- ные производители сельхозпродукции, но и
мент общего финансового устройства страны, те организации и индивидуальные предпри-
ее экономической культуры, присуще всем го- ниматели, которые оказывают услуги сель-
сударственным системам как рыночного, так скохозяйственным товаропроизводителям.
и не рыночного типа хозяйства. При этом применять ЕСХН можно только в
Для достижения определенных целей и по- том случае, если доля дохода от реализации
ставленных задач, в практику отечественного перечисленных выше услуг в общем дохо-
налогообложения введены специальные нало- де от реализации товаров (работ, услуг) за
говые режимы, к числу которых относится и 2016 год составляет не менее 70 процентов.
единый сельскохозяйственный налог. (Соответствующие изменения внесены в На-
Переход на единый сельскохозяйственный логовый кодекс РФ Федеральным законом от
налог также осуществляется добровольно. 23.06.2016 № 216-ФЗ). Применение ЕСХН
Перейти на уплату единого сельскохозяй- освобождает налогоплательщика от ряда на-
ственного налога могут организации и инди- логов и обладает рядом отличительных осо-
видуальные предприниматели, получившие бенностей (табл.1).
ГосударстВеНнЫй СоВетНиК, 2017
Таблица 1
Характеристика и особенности применения ЕСХН
Элемент режима Характеристика Основание
Налогоплательщики Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшие на уплату ЕСХН. Понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя и сельскохозяйственной продукции. Правила, предусмотренные главой 26.1 НК РФ "ЕСХН", распространяются также и на крестьянские (фермерские) хозяйства. Ст. 346.1 НК РФ Ст. 346.3 НК РФ
Уплата налогов и сборов Организации на ЕСХН освобождаются от уплаты: 1. Налога на прибыль (за исключением налога с доходов, полученных в виде дивидендов, и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств). 2. Налога на имущество организаций 3. НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией; НДС с операций по договорам о совместной деятельности, договорам инвестиционного товарищества, договорам доверительного управления имуществом или концессионным соглашениям на территории РФ). Индивидуальные предприниматели на ЕСХН освобождаются от уплаты: 1. НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам 35% и 9%). 2. Налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности) 3. НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией; НДС с операций по договорам о совместной деятельности, договорам инвестиционного товарищества, договорам доверительного управления имуществом или концессионным соглашениям на территории РФ). Ст. 346.1 НК РФ
Организации и индивидуальные предприниматели: • Уплачивают единый налог, взимаемый при применении ЕСХН. • Уплачивают в общем порядке иные налоги в соответствии с законодательством. • исполняют обязанности налоговых агентов
Учет Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Ст. 346.5 НК РФ
Переход на ЕСХН Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) с учетом определенных правил: Ст.346.2 НК РФ Ст. 346.3 НК РФ
Объект налогообложения Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения доходов и расходов Порядок признания доходов и расходов Ст.346.4 НК РФ Ст. 346.5 НК РФ
Налоговая база • Налоговая база - это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. • Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. • Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора (с учетом рыночных цен в случаях, установленных законом.) • Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. • Убытки принимаются в целях налогообложения по определенным правилам Ст.346.6 НК РФ
Налоговая ставка 6% Ст.346.8 НК РФ
Налоговый (отчетный) период Налоговый период: календарный год. Отчетный период: полугодие. Ст.346.7 НК РФ
Исчисление и уплата ЕСХН Порядок исчисления и уплаты ЕСХН: 1. Сумма ЕСХН к уплате = Налоговая база * Налоговая ставка. 2. По итогам отчетного периода (полугодия) исчисляется сумма авансового платежа по налогу. (Налоговую базу при этом рассчитывают нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.) Срок уплаты Авансовых платежей - не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. 3. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода. 4. Уплата производится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). 5. Срок уплаты налога по итогам налогового периода - не позднее срока для подачи налоговой декларации (см. ниже). Ст.346.9 НК РФ
Отчетность по ЕСХН По истечении налогового периода налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации: • организации - по месту своего нахождения; • индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства Срок подачи налоговой декларации: • по итогам налогового периода: не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. • в случае прекращения предпринимательской деятельности: не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта деятельность прекращена согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган. (в ред. ФЗ от 25.06.2012 N 94-ФЗ) Ст.346.10 НК Р
Оценка положений, определяющих ЕСХН и закрепленных в НК РФ, позволяет сделать вывод о привлекательности данной системы для налогоплательщиков, что должно способствовать развитию как отечественного сельхозпроизводителя, так и субъектов малого предпринимательства. Специальный налоговый режим в виде ЕСХН является привлекательным, прежде всего, для фермеров и фермерских крестьянских хозяйств, которые
в соответствии с действующим законодательством признаются субъектами малого предпринимательства [1].
При оценке структуры закрепления количества субъектов малого предпринимательства в разрезе применяемых ими специальных налоговых режимов, можно сделать вывод о том, что доля налогоплательщиков, применяющих ЕСХН, незначительна и за три последних года не претерпела изменений (рис.1).
РисЛ.Структура распределения налогоплательщиков-субъектов малого предпринимательства по видам применяемых специальных налоговых режимов за 2013 и 2015 годы
государственный СоВет-ник, 2017
Следует отметить, что при неизменности удельного веса субъектов малого предпринимательства, применяющих ЕСХН (2%) в 2013- 2015 году, доля поступлений в бюджет от данных налогоплательщиков в 2015 году составила 3%, что на
2% больше соответствующего периода 2013 года (рис.2).
Неравномерным представляется и поступление налогов от ЕСХН по регионам Российской Федерации (табл.2).
<¡№f
Поступления в бюджет за 2013г.
УСН
55%
Поступления в бюджет за 2015г
УСН
Рис.2. Структура налоговых поступлений в бюджет от субъектов малого предпринимательства, применяющих
специальные налоговые режимы в 2013 и 2015 году
Таблица 2
Налоговые поступления в бюджет от применения ЕСХН по субъектам Российской Федерации за 2015 год
Субъект Российской Федерации Сумма налоговых поступлений от ЕСХН, тыс. руб. Структура налоговых поступлений от ЕСХН, %
Центральный Федеральный округ 452051 11,23
Приволжский Федеральный округ 411761 10,23
Сибирский Федеральный округ 314985 7,83
Северо-Западный Федеральный округ 675070 16,77
Южный Федеральный округ 1243183 30,89
Уральский Федеральный округ 134414 3,33
Дальневосточный Федеральный округ 589623 14,65
Северо-Кавказский Федеральный округ 203461 5,07
ВСЕГО 4024548 100
Основной удельный вес налоговых поступлений от применения ЕСХН обеспечивает Южный Федеральный округ (30,89%), а меньше всего - Уральский Федеральный округ (3,33%) и Северо-Кавказский Федеральный округ (5,07%).
Незначительность налоговых поступлений от применения ЕСХН обусловлена рядом проблема, каждая из которых заслуживает внимание и носит системный характер.
Одной и первостепенных причин незначительности налоговых поступлений от применения ЕСХН является проблема состояния и развития рынка сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. Так, за последнее десятилетие в стране сократились площади посевных сельскохозяйственных культур на 8345 тыс. га или на 9,9% от общих посевных площадей. Наблю-
дается снижение стоимости активной части основных средств в сельскохозяйственном производстве:
-по тракторам - в 2,7 раза по сравнению с соответствующим периодом 2000 года;
-по культиваторам - в 2,4 раза в сравнении с аналогичным периодом;
- по картофелеуборочным комбайнам - в 3,7 раза относительно 2000 года;
- и.т.д.
Сокращение физических единиц техники, используемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, привело к росту нагрузки на имеющийся парк сверх нормативных значений, что приводит к внеплановым поломкам, необходимости ремонтных работ, простоям.
К основным негативным для сельскохозяйственных товаропроизводителей также следует отнести:
• сокращение покупательной способности населения (за два последних года реальные денежные доходы населения сократились на 4,7% в 2014 году и на 4,0% в 2015 году, среднемесячная заработная плата соответственно снизилась на 8,5% и 10%);
• рост цен на средства материально-технического обеспечения, закупаемого по импорту для использования в АПК (что во многом связано с изменением курса рубля по отношению к иностранным валютам);
• недостаточность (в сопоставимой оценке) уровня государственной поддержки, необходимой для развития отрасли в заданных темпах.
Следует также отметить, что при неблагоприятных погодных условиях осени 2015 г. в отдельных зонах страны в неудовлетворительном состоянии по оценкам специалистов находится от 1,8 млн га до 3,4 млн га, или 11% - 22% посевов озимых зерновых культур.
В целях реализации государственной программы развития АПК страны, в 2016 г. был принят ряд мер, направленных на повышение финансового обеспечения и устойчивости агропромышленного производства. В их числе следует отметить выделение Правительством Российской Федерации государственной поддержки на приобретение отечественной сельскохозяйственной техники в объеме 8 млрд рублей для приобретения 20 тыс. единиц сельскохозяйственной техники [2].
В целях сбалансированности рынка зерна, обеспечения обслуживания его интервенционного фонда, а также залоговых операций распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 2594 в рамках реализации антикризисного плана выделено 1498,91 млн руб.
Для реализации задачи повышения самообеспечения молоком и молочными продуктами на 2016 г. предусмотрено увеличение государственной поддержки до 30 млрд руб. или почти вдвое, в том числе по таким направлениям как субсидирование инвестиционных и краткосрочных кредитов, возмещение прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию молочных ферм, субсидирование в расчете на реализацию 1 ц молока.
Следует отметить, что налоги выполняют две основополагающие функции - фискальную и социальную, при этом фискальная реализует общественное предназначение - формирование доходов бюджетов всех уровней (контрольная подфункция), а социальная, по своему внутреннему содержанию обеспечивает перераспределение национального дохода (регулирующая подфункция).
Социальная функция наиболее полно проявляет себя в условиях социального государства, политика которого направлена на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (пункт 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), что коррелирует с целевой установкой устойчивого социально-экономического развития.
Развитие налогового механизма при использовании ЕСХН субъектами малого предпринимательства обеспечит компромисс интересов:
-развития сельскохозяйственного производства и решение проблемы с обеспечением населения отечественной сельскохозяйственной продукцией;
-решение проблемы продовольственной безопасности страны (наличие которой следует рассматривать в качестве одной из проблем национальной безопасности страны);
-приток субъектов малого предпринимательства в отрасль (что соответствует целевым установкам, задаваемым Президентом РФ и Правительством РФ);
-дополнительных налоговых поступлений за счет наращивания налоговой емкости малого предпринимательства;
-обеспечения финансовой сбалансированности бюджета Российской Федерации;
-повышения конкурентоспособности национальной экономики России;
- и др.
Все это, вместе взятое, соответствует стратегической целевой установке социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу - повышение качества жизни населения страны [3].
Для налоговой мотивации развития сельскохозяйственного производства в Российской Федерации с использованием предпринимательства в малых организационно-экономических формах хозяйствования , предлагается:
- внести изменения в действующий порядок налогообложения с применением ЕСХН с учетом региональных особенностей, специфики сельскохозяйственного производства (по его видам), климатических и природных условий;
- установить механизм нулевой ставки «входного НДС» на приобретаемые сырье, материалы, технику, запасные части, услуги, оказанные таким сельскохозяйственным товаропроизводителям, что обеспечит снижение уровня расходов и дополнительные финансовые потоки, предоставляющие возможность стратегического мышления субъектами малого предпринимательства;
- изменить порог формируемого дохода: для вновь создаваемых сельскохозяйственных малых предприятий (или индивидуальных предпринимателей) - снизить при переходе; для действующих субъектов - повысить предельно-допустимые значения.
Авторы полагают, что дальнейшее развитие специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей в малых организационно-экономических формах хозяйствования (ЕСХН) необходимо направить по трем составляющим - административные, организационные и учетные (рис.3).
Система налогообложения находится в прямой и обратной зависимости от качества жизни людей: при высоком качестве жизни растет уровень потребления, а совершенство налоговых систем и их адаптивность к быстро меняющимся внешним условиям хозяйствования, способствует росту предпринимателей, наполняющих государственную казну налоговыми платежами (и наоборот) (рис.4) [4].
Советник, 2017
Рис.3. Направления совершенствования налогового механизма ЕСХН для субъектов малого
предпринимательства
Рис. 4. Взаимосвязь налогообложения с качеством жизни населения
ЕСХН является достаточно привлекательным для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при этом предпринимательский потенциал в этом сегменте используется незначительно.
Анализ практики налогообложения субъектов малого предпринимательства экономически развитых странах показывает, что малые предприятия, как в рамках общих налоговых режимов, так и в условиях применения специальных налоговых режимов имеют весомые
льготы, выступающие одной из форм их финансовой поддержки. Так, например, в Германии практикуются отсрочки по уплате налогов, формирование резерва необлагаемой налогом прибыли, исключение из налогооблагаемой базы расходов на НИОКР, освобождение от НДС (в пределах установленной суммы годового дохода), льготный режим амортизации основных средств.
В Великобритании и США для малых предприятий с небольшими объемами прибыли действуют пони-
The State Counsellor, 2017
женные ставки налога на прибыль, предоставляются льготы при внедрении новой продукции, приобретении оборудования, создании новых рабочих мест и др.
В странах ЕС, в соответствии с рекомендациями Комиссии по малому и среднему бизнесу, проводится работа, направленная на сближение принципов налогообложения, которая включают:
- упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки (включая взносы в фонды социального страхования) в первые годы ведения бизнеса;
- налоговое стимулирование инвестиций в создание новых предприятий;
- предоставление права свободного выбора в отношении обязанностей по уплате НДС, снижение периодичности уплаты и представления отчетности для плательщиков этого налога;
- применение упрощенных налоговых режимов для индивидуальных предпринимателей.
Совершенствование и упрощение условий налогообложения в сфере малого предпринимательства направлено на мотивацию экономического роста и развития, стимулирование инновационной активности, создание новых рабочих мест.
Заслуживает внимания существующий опыт поддержки субъектов малого предпринимательства в Казахстане, где специальный налоговый режим действует на основе упрощенной декларации и применения ставок на уровне 3-2% при использовании патента.
Все это заслуживает внимания в интересах совершенствования налогового механизма с использованием ЕСХН предпринимателями в малых организационно-экономических формах хозяйствования.
3.
4.
литература
Федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.2000г. (с изменениями и дополнениями) «Налоговый кодекс Российской Федерации».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008г.
Федеральный закон 209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (Электронный ресурс)
информация об авторах:
Филобокова Л. Ю.
Доктор экономических наук, профессор кафедры «Инновационное предпринимательство» МГТУ им. Н.Э. Баумана Э-почта: [email protected]
Симонян А.А.
Студентка кафедры «Инновационное предпринимательство» МГТУ им. Н.Э, Баумана Э-почта: [email protected]
Information about the authors:
Filobokova L. Yu.
Doctor of economic Sciences, Professor of "Innovative entrepreneurship" Bauman Moscow State Technical University E-mail: [email protected]
Simonyan A. A.
A student of the Department "Innovative entrepreneurship" Bauman Moscow State Technical University E-mail: [email protected]