Научная статья на тему 'Особенности налогового учета основных средств и нематериальных активов при отказе организации от применения единого сельскохозяйственного налога'

Особенности налогового учета основных средств и нематериальных активов при отказе организации от применения единого сельскохозяйственного налога Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проняева Л. И.

Единый сельскохозяйственный налог, выступая итоговым налогом, в значительной мере определяет прибыльность или убыточность деятельности организации. В этой связи информация о ЕСХН и факторах, определяющих его величину, должна занимать важное место в системе бухгалтерского учета и отчетности. В целях реализации мер государственной политики по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки, принят ряд федеральных законов (от 03.06.2005 № 55-ФЗ, от 29.06.2005 № 68ФЗ, от 13.03.2006 № 39-ФЗ), вносящих изменения в гл. 26.1 НК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности налогового учета основных средств и нематериальных активов при отказе организации от применения единого сельскохозяйственного налога»

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ПРИ ОТКАЗЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА

Л.И. ПРОНЯЕВА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» Орловского государственного аграрного университета

В качестве одной из основных целей проводимой в настоящее время налоговой реформы является совершенствование системы налогообложения в аграрном секторе экономики в целях ее упрощения и выполнения ею роли экономического регулятора, стимулирующего рост сельскохозяйственного производства.

В рамках мероприятий, направленных на создание наиболее оптимального налогового режима для сельскохозяйственных организаций, была принята гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), которая действует с 01.01.2004. За истекшее время на уплату этого налога перешло почти 60 % сельскохозяйственныхтоваропроизводителей.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), выступая итоговым налогом, в значительной мере определяет прибыльность или убыточность деятельности организации. В этой связи информация о ЕСХН и факторах, определяющих его величину, должна занимать важное место в системе бухгалтерского учета и отчетности.

В целях реализации мер государственной политики по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки, принят ряд федеральных законов (от 03.06.2005 № 55-ФЗ, от 29.06.2005 № 68-ФЗ, от 13.03.2006 № 39-Ф3), вносящих изменения в гл. 26.1 НК РФ.

Применять ЕСХН в настоящее время разрешается сельскохозяйственным товаропроизводителям, к которым отнесены организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую промышленную переработку на собственных и арендованных основных средствах,

а также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотреннымабз. 3 п. 7ст. 333.3 НК РФ (п. 1 ст. 346.2).

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает соответствующее заявление, доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции или выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 %.

Налоговым кодексом РФ установлен порядок отнесения продукции к сельскохозяйственной — это продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которой определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. При этом к сельскохозяйственной продукции не относится вылов рыбы и других водных биологических ресурсов. Исключение сделано для градо- и поселкообразую-щих российских рыбохозяйственных организаций, определение которыхдается в п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.09.2004 № 449, устанавливается перечень продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности, вправе перейти на уплату ЕСХН

в отношении других видов предпринимательской деятельности. Причем ограничения по объему дохода от реализации произведенной продукции, включая продукцию первичной переработки, определяются исходя из всех осуществляемых видов деятельности. Если организация совмещает ЕСХН и ЕНВД, то она должна вести раздельный учет доходов и расходов. В случае невозможности разделения расходов они распределяются пропорционально долям доходов в общем объемедоходов (п. Юст. 346.6 НКРФ).

В отношении реализации налогоплательщиками ЕСХН произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, через свои магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни, система обложения в виде ЕНВД в соответствии с гл. 26.3 НК РФ не применяется.

В случае применения ЕСХН организации освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога (за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10,3 %).

Кроме того, налогоплательщики ЕСХН не уплачивают НДС (за исключением подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в 5-дневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе.

Организация утрачивает право на применение ЕСХН в случае, если доля дохода от реализации произведенной ей сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации составила менее 70 %, если в течение отчетного периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. бет. 346.2 НК РФ (например, налогоплательщик занялся производством подакцизных товаров или игорным бизнесом, открыл филиал или представительство).

Ставка единого сельскохозяйственного налога— 6 %от налогооблагаемой базы.

Установлены единые сроки представления налоговых деклараций как организациями, так и индивидуальными предпринимателями:

• по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода;

• по итогам налогового периода — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Предприятия АПК, перешедшие на уплату ЕСХН, не вправе до окончания текущего календарного года (налогового периода) отказаться от его применения и перейти на иной режим налогообложения.

Вместе с тем если по итогам налогового периода доля доходов организаций АПК от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) составит менее 70 % или если в течение отчетного (налогового) периода будет допущено несоответствие требованиям, установленным п. бет. 346.2 НКРФ, то такие организации признаются утратившими право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором ими были допущены нарушения указанных выше условий.

При этом организации АПК обязаны в течение одного месяца после истечения отчетного (налогового) периода, в котором ими допущены нарушения таких условий, произвести за весь отчетный (налоговый) период перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физическихлиц, единому социальному налогу и налогу на имущество в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом пени и штрафы за несвоевременность уплаты перечисленных налогов и авансовых платежей по ним налогоплательщиками не уплачиваются.

О переходе на иной режим налогообложения в связи с утратой права на применение ЕСХН налогоплательщики обязаны в письменном виде сообщить в налоговый орган (заявление по форме № 26.1-5, утвержденной приказом МНС России от 28.01.2004 № БГ-3-22/58) в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором ими было утрачено право на применение ЕСХН.

По окончании налогового периода налогоплательщики вправе добровольно отказаться от применения ЕСХН и перейти на иной режим налогообложения, уведомив об этом в письменном виде налоговый орган по месту их нахождения (уведомление по форме № 26.1-4, утвержденной приказом МНС России от 28.01.2004 № БГ-3-22/58) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

В соответствии с п. 8ст. 346.6 НК РФ если организация АПК переходит с уплаты ЕСХН на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде ЕНВД) и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение которых не были полностью перенесены

на расходы за период применения данной системы налогообложения, в учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств принимается как их остаточная стоимость, рассчитанная на момент перехода на уплату ЕСХН, уменьшенная на сумму произведенных за период применения данного налога расходов, определенных в порядке, установленном подп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ.

Ранее при переходе с ЕСХН на общий режим налогообложения в налоговом учете на дату перехода отражалась остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом суммы амортизации, начисленной за период применения ЕСХН, в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.

Пример. С2005г. ООО «Нива» являлось плательщиком ЕСХН. На балансе организации имеется склад минеральных удобрений, приобретенный до перехода на уплату ЕСХН, остаточная стоимость которого на дату перехода составляла 900тыс. руб. (срок полезного использования 25 лет), и товарный знак остаточной стоимостью ЗОтыс. руб. (срок полезного использования Юлет).

Так как срок службы склада превышает 15лет, его остаточная стоимость включается в состав расходов при ЕСХН в течение 10 лет равными суммами. За 3 года применения ЕСХН в расходы по приобретению основных средств по складу минеральных удобрений было включено 270тыс.руб. (ЯООтыс.руб.: Юлет х 3).

Учитывая, что срок действия регистрации товарного знака составляет десять лет службы и он (по правилам гл. 26НКРФ) относится к группе объектов со сроком службы от 3 до 15лет, его остаточная стоимость включается в состав расходов при ЕСХН в течение Злет (1-й год — 50 %, 2-й год — 30% и 3-й год — 20%от остаточной стоимости).

Таким образом, за 3 года применения ЕСХН стоимость товарного знака полностью была списана в состав расходов по приобретению нематериальных активов.

С 1.01.2008 ООО «Нива» приняло решение вернуться на обычную систему налогообложения.

Остаточная стоимость склада на момент перехода на уплату налога на прибыль будет равна бЗОтыс. руб. (ЯООтыс. руб. — 270тыс. руб.), а остаточная стоимость товарного знака признается нулевой.

Вправе ли организация АПК, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), перейти на упрощенную систему налогообложения?

Как было указано ранее, организации АПК, уплачивающие ЕСХН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив

об этом налоговый орган по местонахождению органи-

*

зации не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн руб.

Указанная в абз. 1 данного пункта величина предельного размерадоходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с данным пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Форма№ 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения» утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495.

Коэффициент-дефлятор, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, на 2007г. установлен приказом Минэкономразвития России от03.11.2006№ ЗбОвразмере 1,241. Следовательно, если организация АПК примет решение перейти на упрощенную систему налогообложения в 2007г., то размер дохода за девять месяцев 2006 г. не должен превышать 18,615 млнруб. (15 млнруб. х 1,241).

Поскольку указанная организация в период применения ею системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была освобождена от уплаты налога на прибыль (п. 3 ст. 346.1 НК РФ) и, следовательно, не определяла доходы в соответствии со ст. 248 НК РФ, в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения ей следует указать, что размер полученного за девять месяцев 2006 г. дохода составляет ноль рублей.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93: постановление Правительства РФ от

02.09.2004 № 449. * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.