НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ-ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
В.К.ДОКАЛЬСКАЯ,
кандидат экономических наук, доцент
С. Н. ШЕПЕЛЕВА,
доцент
Орловский государственный аграрный университет
Федеральным законом от 11.11.2003 № 147-ФЗ внесены изменения в гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса РФ. Указанным законом единый сельскохозяйственный налог (далее — ЕСХН) введен с 1 января 2004 г. на всей территории РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Целью введения ЕСХН для сельскохозяйственных товаропроизводителей является, прежде всего, сокращение численности исчисляемых налогов и налогового бремени для определенной категории товаропроизводителей. При переходе яа уплату ЕСХН у предприятий — производителей сельскохозяйственной продукции - резко сократится количество налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы, по сравнению с общепринятой системой налогообложения. Ведь общеизвестно, что каждый налог (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т.д.) имеет свою законодательную базу и подзаконные акты, такие как письма и приказы МНС РФ, методические указания по составлению деклараций и т.д., что приводит неизбежно к ошибкам при составлении налоговой отчетности и, как следствие, к нарушениям налогового законодательства - к финансовым санкциям в виде пени и штрафов.
Переход на уплату ЕСХН организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и Таможенным кодексом РФ (ТК РФ) при ввозе товаров на тамо-
женную территорию РФ), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой ЕСХН, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом следует иметь в виду, что при ввозе на таможенную территорию РФ экспортер, применяющий уплату ЕСХН, обязан уплатить налог на добавленную стоимость в размере, предусмотренном гл. 21 НК РФ. При этом сумма НДС должна быть отнесена на себестоимость выпускаемой продукции, работ или услуг. Рассмотрим данную ситуацию на примере.
ООО «Нива» заключило контракт с немецкой фирмой «На11£е18» на поставку в Россию свеклоуборочного комбайна. Стоимость поставки в контракте определена в сумме 50 тыс. евро. Поставка комбайна по условиям контракта произведена 20 января 2004 г. ООО «Нива» с 1 января перешло на уплату ЕСХ Н. В соответстви и с п. 3 ст. 346.1 Н К РФ
000 «Нива» является плательщиком налога на добавленную стоимость, который подлежит уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Следовательно, в момент ввоза комбайна на территорию РФ таможенные органы РФ при заполнении таможенной декларации начислят НДС, подлежащий уплате в размере 18% от таможенной стоимости ввозимых товаров. В данном случае стоимость комбайна, определенная в контракте, и будет являться таможенной стоимостью ввозимых на территорию РФ грузов, т.е. 50 тыс. евро, или, по курсу Центрального банка по состоянию на 20.01.2004,
1 830 тыс. руб. (50 000 х 36,6). НДС, подлежащий уплате, составит 329,4 тыс. руб. (1 830 000 х 18%). Уплата в бюджет НДС производится через таможенные органы одновременностаможенными сборами.
При постановке на учет свеклоуборочного комбайна, полученного от немецкой фирмы «Hangels», ООО «Нива» должно определить его первоначальную балансовую стоимость, в которую согласно п. 8 ПБУ 6/01 включаются суммы невозмещаемых налогов. Следовательно, в данном случае НДС в сумме 329,4 тыс. руб. будет входить в первоначальную стоимость комбайна. В бухгалтерском учете общества оприходование комбайна должно быть отражено следующими записями:
Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» аналитический счет «Hangels» - 50 тыс. евро (1 830 тыс. руб.) (Учет расчетов с поставщиками при расчетах в иностранной валюте должен отражаться в 2 оценках: в иностранной валюте и в российских рублях для определения курсовых разниц (см. ПБУ 3/2000);
Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» аналитический счет «Орловская таможня» - 329,4 тыс. руб. — НДС, уплаченный в бюджет при ввозе комбайна на территорию РФ.
Дебет сч. 01 «Основные средства» Кредит сч. 08 - 2 159,4 тыс. руб. - введен в эксплуатацию комбайн (1 830 тыс. руб. + 329,4 тыс. руб).
При переходе на уплату ЕСХН организации обязаны также уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату ЕСХН в соответствии с общим режимом налогообложения.
Основными задачами введения единого сельскохозяйственного налога, таким образом, являются: упорядочение системы налогообложения сельскохозяйственных производителей; снижение налогового бремени сельхозпроизводителей;
снижение затрат на ведение учета налогооблагаемой базы;
способствование повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Налогоплательщиками ЕСХН (далее — налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном НК РФ.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких
организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством РФ.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и (или) выращивание рыбы и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и (или) рыбы в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья и (или) выращенной ими рыбы.
Нередко организации своими силами полностью перерабатывают сельхозпродукцию (а не только выпускают продукцию первичной переработки). Для них доход от реализации, который приходится на первичную переработку, определяется подоле расходов на производство и первичную переработку в общей сумме расходов. Как это выглядит на практике, рассмотрим на примере.
ООО «Ручеек» выращивает рыбу и осуществляет ее промышленную переработку, т.е. изготавливает рыбные консервы. Первичной обработкой рыбы считается очистка ее от чешуи, потрошение и т.д. За 9 месяцев 2003 г. общий доход от реализации консервов составил 3 500 тыс. руб. Предположим, что других доходов у общества не было.
За указанный период расходы на выращивание и переработку рыбы составили 2 000 тыс. руб., в том числе:
расходы на выращивание и первичную переработку- 1 500 тыс. руб.;
расходы на дальнейшую переработку - 500 тыс.
руб.
В этом случае доля расходов на выращивание и первичную обработку в общей сумме затрат составляет:
1 500 тыс. руб.: 2 ООО тыс. руб. х 100% = 75%.
Следовательно, в общей величине доходов, полученных ООО «Ручеек» за 9 месяцев 2003 г., 75% приходится на доходы от реализации продукции первичной переработки. Поэтому организация вправе с 1 января 2004 г. перейти на уплату ЕСХН.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) устанавливается НК РФ и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ.
Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не освобождаются от исполнения предусмотренных Н К РФ обязанностей налоговых агентов.
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, у^луг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%. Рассмотрим на примере порядок расчета доли дохода от производства сельскохозяйственной продукции.
ООО «Нива» по итогам работы за 9 месяцев 2004 п имеет доход от реализации продукции (работ, услуг) 18 500 тыс. руб. без налога на добавленную стоимость, в том числе выручка от реализации зерна, молока и молодняка крупного рогатого скота собственного производства составила 17 100 тыс. руб., от услуг автомобильного транспорта - 1 100 тыс. руб., выручка от реализации покупных товаров через торговую сеть (магазин) - 300 тыс. руб. Произведем расчет доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (табл. 1).
Как видно из табл. 1 удельный вес доли доходов, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, составил 92,4%. Следовательно, ООО «Нива» имеет право перейти с 01.01.2005 на уплату ЕСХН.
Налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на уплату ЕСХН выполняют следующие правила:
1) на дату перехода на уплату ЕСХН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату ЕСХН;
2) на дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации.
В отношении основных средств, числящихся у налогоплательщиков, оплата которых будет осуществлена после перехода на уплату ЕСХН, остаточная стоимость, определяемая в соответствии с п. 6 ст. 346.6 НК РФ, учитывается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такого объекта основных средств;
3) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на уплату ЕСХН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу
Таблица 1
Структура выручки от реализации продукции ООО «Нива» за 9 месяцев 2004 г.
№п/п Наименование доходов Сумма (тыс. руб.) % к итогу Примечание
1 Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции 17100 92,4
2 Выручка от услуг вспомогательного производства (автотранспорт) 1100 5,9
3 Выручка от торговли покупными товарами 300 1,7
Итого 18 500 100
на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения;
4) расходы, осуществленные налогоплательщиками после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода налогоплательщиков на уплату ЕСХН;
5) не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в оплату расходов налогоплательщиков, если до перехода на уплату ЕСХН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 Н К РФ.
Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:
1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Налогоплательщики, уплачивавшие ЕСХН, при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начислений выполняют следующие правила: э
1) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при уплате ЕСХН;
2) расходы, осуществленные налогоплательщиками в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.
При переходе на общий режим налогообложения в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период перехода на уплату ЕСХН, в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых; при исчислении налоговой базы за этот период в соответствии с настоящей главой, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в со-
ответствии с гл. 25 Н К РФ, не уменьшают остаточной стоимости основных средств на дату перехода налогоплательщиков на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом в случае перехода на общий режим налогообложения.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, вне-реал изацион н ые доходы.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Величина доходов определяется исходя из цен сделки. В случае получения доходов в натуральной форме, доходы определяются исходя из рыночных цен. Указанные цены формируются в порядке, установленном абз. 2 п. 3, а также 4-11 ст. 40 Н К РФ, с учетом п. 13 ст. 40 Н К РФ.
Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются в соответствии сост. 249 НК РФ. Внереализационные доходы определяются в соответствии со ст. 250 Н К РФ.
Доходом от реализации для целей налогообложения признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.
При уплате ЕСХН для целей налогообложения датой получения доходов признается день поступления средств на расчетные счета в банках или в кассу предприятия, получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав (п. 6 ст. 346.5 НК РФ). При этом следует иметь в виду, что денежные средства, поступившие в счет будущих поставок продукции (авансовые платежи), также являются доходом. Следовательно, по состоянию на отчетную дату у предприятия не должно быть остатков по авансовым платежам.
Учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, организации обязаны вести на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений гл. 26.1 НК РФ. Основой для правильного отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете служат первичные документы, оформленные в соответствии со ст. 9 Федерального Закона от 23.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (п. 7 ст. 346.5 НК РФ).
При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы, произведенные на приобретение основных средств. При этом следует учитывать следующие особенности:
• затраты на приобретение основных средств, произведенные налогоплательщиком, после перехода на уплату ЕСХН относятся на уменьшение налогооблагаемой базы в момент ввода в эксплуатацию основного средства (п. 4 ст. 346.5 НК РФ).
Рассмотрим применение данного положения на примере приобретенного свеклоуборочного комбайна. Согласно требованиям НК РФ основное средство должно быть оплачено поставщику.
Допустим, что ООО «Нива» произвело оплату за комбайн 10.01.2004 платежным поручением на сумму 50 тыс. евро с валютного счета. В бухгалтерском учете данная хозяйственная операция отражена следующими записями:
Дебет сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит сч. 52 «Валютный счет» - 50 тыс. евро(1 825 тыс. руб.)
Оприходован же данный комбайн 20.01.2004 по курсу ЦБ на момент пересечения границы РФ на сумму 1 830тыс. руб., т.е. образовалась положительная курсовая разница в учете на сумму 5 тыс. руб. на счете 60 аналитическом счет поставщика «Hangels». Эту курсовую разницу следует отразить в учете записью:
Дебет сч. 60 Кредит сч. 91 «Прочие доходы» -5 тыс. руб. — курсовая разница.
При этом следует помнить, что пересчет стоимости имущества, выраженного в иностранной валюте, в рубли производится на момент перехода права собственности (п. 6 ПБУ 3/2000).
Комбайн введен в эксплуатацию 25.01.2004, а расходы на уменьшение налогооблагаемой базы ООО «Нива» должно отразить 31 января 2004 г. в сумме 2 159,4тыс. руб. (подп. 1 п. 4 ст. 346.1 НКРФ). Кроме того, как следует из приведенного примера, общество получило доход в сумме 5 тыс. руб. в виде курсовой разницы, который для целей налогообложения должен быть отражен как внереализационные доходы;
• по основным средствам, приобретенным организацией до перехода на уплату ЕСХН, стоимость их включается в расходы в следующем порядке:
по основным средствам со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого года уплаты ЕСХН; по основным средствам, со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно: в течение первого года уплаты ЕСХН — 50% сто-
имости, второго года - 30% стоимости и третьего года - 20% стоимости; по основным средствам со сроком полезного использования свыше 15 лет-в течение 10 лет после перехода на уплату ЕСХН. Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на уплату ЕСХН.
При этом в течение налогового периода расходы на приобретение основных средств принимаются равными долями.
При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждаемой Правительством РФ в соответствии со ст. 258 НК РФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в классификации, сроки полезного использования устанавливаются налогоплательщиками в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей. Рассмотрим на примере порядок отнесения расходов на уменьшение налогооблагаемой базы по основным средствам, приобретенным организацией, до перехода на уплату ЕСХН.
В ООО «Нива» по состоянию на 1 января 2004 г. остаточная стоимость основных средств по балансу составила 10 000 тыс. руб., в том числе здания коровников в количестве 3 шт. на сумму 5 000 тыс. руб. со сроком полезного использования 17 лет; механизированный ток — 2000 тыс. руб. со сроком полезного использования 8 лет; зерноуборочные комбайны - 3 шт. - 1 500 тыс. руб. со сроком полезного использования 4 года; тракторы 3 ед. - 500 тыс. руб. со сроком полезного использования - 3 года и хозяйственный инвентарь на сумму 1 000 тыс. руб. со сроком использования 2 года.
Для правильного отнесения затрат на уменьшение налогооблагаемой базы по основным средствам организациям следует составить опись основных средств по состоянию на дату перехода на уплату ЕСХН с указанием следующих реквизитов: полное наименование основного средства; дата ввода в эксплуатацию; остаточная стоимость основного средства; срок полезного использования; срок списания расходов по основным средствам по отчетным периодам, в которых будет применяться ЕСХН.
На основе данных примера составим-опись основных средств ООО «Нива» по состоянию на 1 января 2004 г. (табл. 2).
Из примера видно, какая сумма расходов, произведенных при приобретении (строительстве) основных средств, будет отнесена на уменьшение на-
Таблица 2
Опись основных средств ООО «Нива» на 1 января 2004 г.
№ п/п Наименование основного средства Дата ввода в эксплуатацию Остаточная стоимость (тыс. руб.) Срок полезного использования (годы) Отчетные периоды, в течение которых будут списаны расходы по основным средствам
1 Коровник на 300 гол. 1987 г. 2 300 17 С 01.01.04 по01.01.15, по 230 тыс. руб. ежегодно
2 Коровник на 250 гол. 1989 г. 1 700 20 С01.01.04.по 1.01.15, по 170 тыс. руб ежегодно
3 Коровник на 150 гол. 1989 г. 1 000 20 С 01.01.04 по 1.01.15, по 100 гыс. руб. ежегодно
4 Механизированный ток 1991 г. 2 000 8 2004 г.—1 000 тыс. руб., 2005 г.-600 тыс. руб.. 2006 г. - 400 тыс руб.
логооблагаемой базы в течение ближайших 10 лет при уплате ЕСХН.
Такой порядок списания основных средств применяется только для целей налогообложения, а для целей бухгалтерского учета порядок начисления амортизации определен ПБУ6/01.
В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на уплату ЕСХН, до истечения 3 лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лете момента их приобретения) налогоплательщики обязаны пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Уменьшают налогооблагаемую базу следующие виды расходов:
1) расходы на приобретение нематериальных активов, в порядке, предусмотренном в п. 4 ст. 346.5 НК РФ;
2) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
3) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
4) материальные расходы;
5) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ. Причем расходы на оплату труда работников принимаются в сумме фактически выплаченной заработной платы работникам за налоговый период;
6) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо-
леваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);
8) суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
9) расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
10) суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством РФ;
11) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;
12) расходы на командировки, в частности на: проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреацион-но-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ; оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими ка-
налами, другими подобными сооружениями и
иные аналогичные платежи и сборы;
13) плату нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
14) расходы на аудиторские услуги;
15) расходы на опубликование бухгалтерской отчетности, а также на опубликование и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять такое опубликование (раскрытие);
16) расходы на канцелярские товары;
17) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
18) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
19) расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
20) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
21) расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
22) суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
23) расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 настоящего пункта);
24) расходы на информационно-консультативные услуги;
25) расходы на повышение квалификации кадров;
26) судебные расходы и арбитражные сборы;
27) расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Перечень расходов, которые учитываются для целей налогообложения ЕСХН, приведен в п. 2 ст. 346.5 НК РФ и является закрытым. То есть расходы, произведенные налогоплательщиком и не указанные в этом пункте, при исчислении ЕСХН не учитываются.
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Все вышеперечисленные статьи расходов принимаются для целей налогообложения применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со ст. 254, 255, 263, 264 и 269 НК РФ.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком в налогообложении понимается превышение расходов наддоходами, определяемыми в соответствии со ст. 346.5 НК РФ. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиками при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на уплату ЕСХН. Убыток, полученный налогоплательщиками при уплате ЕСХН, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.
Объектом налогообложения и налоговой базой по ЕСХН, как уже отмечалось ранее, признаются доходы за вычетом расходов.
Ставка единого сельскохозяйственного налога установлена в размере 6% (ст. 346.8 НК РФ).
Рассмотрим порядок исчисления ЕСХН. Для этих целей используем данные в приведенных выше примерах.
ООО «Нива» перешло с 1 января 2004 г. на уплату ЕСХН. Сумма доходов, учитываемых для целей налогообложения за 2004 г., составила 15 300 тыс. руб. Расходы, признаваемые для налогообложения, равны 13 200 тыс. руб.
ЕСХН за 2004 г. рассчитывается так:
(15 300-13 200) х 6% = 126 тыс. руб.
Налоговым периодом по ЕСХН считается календарный год. Отчетным период является полугодие. За отчетный период уплачивается авансовый платеж. Он рассчитывается исходя из фактически полученных доходов и расходов за полугодие.
Заплаченный авансовый платеж по ЕСХН зас-читывается в счет уплаты налога по итогам года.
Рассмотрим применение данного положения на практике.
Предположим, что ООО «Нива» по итогам работы за I полугодие 2004 г. получило доходы 3 100 тыс. руб., а расходы за этот период составили 3 000 тыс. руб.
Авансовый платеж, который должно заплатить ООО «Нива» по итогам I полугодия 2004 г., составит:
(3 100 - 3 000) х 6 % = 6 (тыс. руб.).
Авансовый платеж за полугодие засчитывается в счет уплаты налога по итогам года. Поэтому по окончании 2004 г. в бюджет надо будет заплатить такую сумму:
126-6 = 120 (тыс. руб.).
Организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по своему местонахождению.
Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются на позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.
Для правильного принятия управленческого решения о переходе на уплату ЕСХН каждому предприятию, основной деятельностью которого является производство сельскохозяйственной продукции и ее первичная переработка, следует произвести экономические расчеты. Целью производимых расчетов, является экономическое обоснование получаемых выгод от перехода на систему уплаты ЕСХН.
Для этих целей мы предлагаем следующий метод проведения расчетов экономической целесообразности перехода на ЕСХН:
1. Производим расчет плановых исчислений налогов по обычной системе налогообложения на основании плановых показателей работы предприятия на 2004 г. Для примера, используем следующие показатели:
плановая выручка от продажи сельскохозяйственной продукции составляет 19 260 тыс. руб.; В этом случае сумма начисленного налога на добавленную стоимость составит 1 926 тыс. руб. (19 260 х 10%);
плановый налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость составит 1 498 тыс. руб. Основанием для расчета налогового вычета послужили плановые данные по приобретению материальных ценностей и работ (услуг) промышленного характера, в частности: приобретение удобрений, семян, молодняка КРС, медикаментов, горюче-смазочных материалов, электро- и теплоэнергии, запасных частей для ремонта машинно-тракторного парка и т.д.; для расчета налогооблагаемой базы по налогу на имущество использованы отчетные данные бухгалтерского баланса по состоянию на 01.01.2004 по строке 120 «Основные средства» без учета стоимости земельных участков. Основные средства в данной строке баланса отражаются по остаточной стоимости с учетом проведенных переоценок. С 01.01.2004 вступила в силу гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», в соответствии с которой объектом налогообложения является среднегодовая стоимость основных средств. Для упрощения расчета нами взята остаточная стоимость по состоянию на начало года. Налоговая ставка по налогу на имущество составляет 2,2%. Следовательно, сумма налога на имущество составляет 336 тыс. руб. (15 280 х 2,25); для расчета суммы единого социального налога использован плановый фонд оплаты труда на 2004 г. Он составил 4 000 тыс. руб. Следовательно, ЕСН составляет 1 044 тыс. руб. (4 000 х 26,1%), где 26,1% - ставка ЕСХН. Приведенные данные представим в табл. 3.
Таблица 3
Расчет плановых исчислений налогов по обычной системе налогообложения для ООО «Нива» на 2004 г. (тыс. руб.)
Налог на добавленную стоимость Налог на имущество Единый социальный налог Итого Сумма налогов Примечание
Налогооблагаемая база Начисленный НДС Налоговый вычет К доплате +к возмещению Налогооблагаемая база Сумма налога Налогооблагаемая база Сумма налога
19 260 1 926 1498 +428 15 280 336 4 000 1 044 1 808
Таблица 4
Расчет плановых исчислений налогов по ЕСХН для ООО «Нива» на 2004 г. (тыс. руб.)
Единый социальный налог (Пенсионный фонд) Единый сельскохозяйственный налог Всего начислено налогов
Налогооблагаемая база Сумма начисленного и 8 лога Налогооблагаемая база Сумма налога
4 000 412 3000 180 592
Из примера видно, что сумма налоговых платежей в бюджет у предприятия составит 1 808 тыс. руб. (428 + 336 +1 044).
Рассчитаем налоговые платежи по данному предприятию при применении системы уплаты ЕСХН (табл.4).
Расчеты произведены исходя из планируемых показателей на 2004 г.
Для расчета суммы платежей в Пенсионный фонд использован плановый фонд оплаты труда работников на 2004 г. - 4 000 тыс. руб. Ставка взносов
в ПФ составляет 10,3%. Сумма начисленных взносов составит 412 тыс. руб. (4 000 х 10,3%).
Для расчета ЕСХН использован планируемый показатель прибыли на 2004 г. - 3 000 тыс. руб. Сумма начисленного налога составит 180тыс. руб. (3 000 х 6%). Ставка ЕСХН-6%.
Как видно из расчетов, ООО «Нива» при переходе на ЕСХН уплатит в бюджет налогов на 1 218 тыс. руб. меньше, чем при использовании обычной системы налогообложения.
А И И CT И ТУ т П 0 В ЫШЕН и Я К В АЛ И Ф И К А ц и и г: И ПОДГОТОВКИ ФИНАНСОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Всероссийская
конференция . НОВОЕ
25-29
Я
1 j
Í
в валютном и таможенном
Э Я законодательстве
Москва, в 2004 Г°ЛУ
ГК «Даниловская»
Регистрация и получение дополнительно!! информации: (095) 681 8622, 775 2225 и e-mail: info^ipfs.ru
Л и цен ШЯ Ni 0 №570 ОТ 2101.021 ■ СсртифиЮгг Mllb.Vj (ИХ)« 14 от 2<..<Ш>Л l