УДК 343
Арапов С. Н., магистрант 2 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск
ПОРЯДОК И СТАДИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ
Аннотация: Многостороннее сотрудничество государств в наибольшей степени эффективно при качественном правовом оформлении складывающихся между ними связей. Основным средством в этой сфере являются международные договоры. Однако, процедуры их заключения на сегодняшний день не унифицированы. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим их как единый процесс, состоящий из ряда стадий.
Ключевые слова: международный договор, порядок заключения, стадии, инициатива, выдача полномочий, принятие, установление аутентичности, подписание, ратификация.
Abstract: Multilateral cooperation of states is most effective with high-quality legal formalization of the ties between them. The main means in this area are international treaties. However, the procedures for their conclusion to date are not unified. In the framework of this article, we will consider them as a single process, consisting of a number of stages.
Keywords: international treaty, the procedure for concluding, stages, initiative, the issuance of authority, acceptance, establishment of authenticity, signing, ratification.
Возможность заключения международных договоров считается проявлением основных суверенных прав государства. Причем процедура заключения договора рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле заключение международного договора означает подготовку международного договора, его принятие и вступление в силу. В узком смысле -это только так называемый легализованный процесс, то есть принятие и вступление международного договора в силу в порядке, определенном в законодательстве государства [2, с. 57].
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (далее по тексту - Закон РФ о международных договорах) заключение международного договора означает выражение согласия РФ на обязательность для нее международного договора.
Основными стадиями заключения любого международного договора являются такие: 1) договорная инициатива; 2) выдача полномочий; 3)
согласование и принятие текста договора; 4) установление аутентичности текста договора; 5) подписание и ратификация международного договора. Проведем их анализ.
Договорная инициатива буквально означает предложение о заключении договора. Оно может быть устным или письменным. Такое предложение может исходить от главы государства или его дипломатических представителей, выступать как просьба или как заявление. Это может быть инициация переговоров или конференции, контрпредложение и пр. С такой инициативой могут обращаться главы государств и правительств к главам другим государств и правительств, а также к их народам через средства массовой информации.
Практике международно-правового регулирования известны договорная инициатива в широком и узком смыслах. В широком смысле она означает формулирование общих принципов договорного регулирования в конкретной сфере и предложение о проведении переговоров, в узком - внесение текста конкретного договора для его обсуждения.
При определении характера инициативы следует помнить, что она не должна противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права. Но обязано ли государство реагировать на договорную инициативу другого государства? Опираясь на Устав ООН, представители науки международного права считают недопустимым отказываться от участия в переговорах по договору, если соответствующая инициатива основывается на том факте, что все участники переговоров заинтересованы в заключении договора и при этом не нарушается правило jus cogens [1, с. 25]. Факт участия в переговорах не означает согласия государства на подписание такого договора. Государство подписывает договор, если в нем учтены его воля и интересы.
Когда договор заключается под принуждением, он - недействительный. Поэтому инициатива о заключении договора не может выдвигаться в ультимативной форме. Такая инициатива запрещена ст. 52 Конвенции 1969 г. В ней в числе оснований ничтожности договора названы нарушающие принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, угроза силой или
применение такой силы. Однако, договор нельзя признать недействительным, если ультиматум предъявляется государству-агрессору. В отношении такого государства инициатива о заключении договора считается правомерной даже, если она в соответствии с Уставом ООН опирается на силу.
Декларация о запрещении применения военного, политического и экономического принуждения при заключении международных договоров от 23 мая 1969 г. провозглашает свободу государств при заключении ими международных договоров, в том числе при совершении действий, которые касаются заключения какого-либо договора. Обстановка так называемой безвыходности, то есть создания условий, при которых государство вынуждено выступать с инициативой о заключении договора, которые ему не выгоден, также в последующем приводит к недействительности договора. Не считаются неправомерными ситуации безвыходности, вынуждающие государство-агрессора просить о перемирии или о мире. Примером противоправной договорной инициативы можно считать предложение о недопустимости в будущем заключать конкретные виды договоров.
Чаще всего договорная инициатива в рамках ООН проявляется как внесение проекта международного договора через специализированные учреждения данной организации. С инициативой могут выступать одно государство или группа государств, третье государство, которое в будущем не будет участвовать в договоре в качестве стороны, международные организации. Право выступать с договорной инициативой является правом каждого суверенного государства. И хотя чаще всего с такой инициативой государства выступают к потенциальному субъекту договора, возможно и обращение к третьей стороне для оказания содействия при заключении договора.
Далее рассмотрим стадию выдачи полномочий. Сразу следует оговориться, что главы государств при заключении договора действуют ex officio. Их полномочия подтверждать не нужно. Однако, в практике современного международного права договоры все чаще заключаются специально уполномоченными лицами. При этом им выдаются особые
документы, которые так и называются - полномочия. Они могут выдаваться как на ведение преддоговорных переговоров, так и на все стадии заключения договора [5, с. 132].
В полномочиях должны быть указаны статус и ранг уполномоченного лица, его фамилия, имя и отчество могут оговариваться права: вести переговоры, принимать договор, устанавливать его аутентичность, подписывать, выражать согласие на обязательность договора другим способом.
Полномочия выдаются компетентным органом государства в порядке, установленном национальным законодательством. Для некоторых международных договоров такой компетентный орган определяется по специально принятым процедурам. Например, правила процедуры Венской конференции ООН по праву международных договоров 1968-1969 гг. устанавливали, что полномочия представителям государств могут быть выданы только главой государства, главой правительства или министром иностранных дел [7, с. 14]. Может создаваться комитет по проверке полномочий.
В соответствии со ст. 7 Конвенции 1969 г. при заключении международных договоров ex officio действуют это главы государств, главы правительств, министры иностранных дел. В этом статусе могут выступать и главы дипломатических представительств, когда речь идет о принятии текстов договоров между государствами, при которых они аккредитованы, и аккредитующими государствами. Для принятия текста договора на международной конференции или в международной организации государство может направить специальных представителей.
Если заключаются двусторонние договоры, их участники обмениваются соответствующими полномочиями. Если заключается многосторонний договор, такие полномочия передаются в специальный комитет по их проверке или в секретариат. Кроме полномочий, уполномоченным может выдаваться инструкция с позицией по обсуждаемым вопросам.
Далее о согласовании и принятии текста договора. Главный способ здесь - переговоры. Они проводятся на основе принципов равноправия, гласности,
недопустимости дискриминации, диктата и вмешательства во внутренние дела государств. Основными формами согласования текста проекта договора являются обычные дипломатические каналы, международные конференции и международные организации. Иногда эти формы используются и при заключении одного договора [6, с. 44].
Обычные дипломатические каналы - это постоянные дипломатические представительства договаривающихся государств. Средствами здесь могут быть устные беседы, обмен нотными грамотами, при двусторонних договорах -переговоры через специальные дипломатические миссии. Через дипломатические каналы обычно проводится обмен мнениями предварительные переговоры по тексту будущего договора.
В ходе переговоров согласовывается текст договора. В результате должен появиться один согласованный проект, даже, если на начальном этапе у каждой стороны был свой его вариант. До начала переговоров может быть достигнута предварительная договоренность по принципиальным вопросам, исходя из которой ведутся сами переговоры. Такая договоренность может содержаться в совместных коммюнике, заявлениях, переписке глав государств и правительств.
Международные конференции полномочных представителей государств обычно проводятся как съезды, проводимые с соблюдением установленной процедуры. Они могут проходить как совещания государств и правительств заинтересованных государств на высшем уровне. Некоторые конференции проходят с участием третьих государств.
Если проекты договоров готовят международные организации, то такие проекты и договоры обычно отличаются сложным характером. Их могут готовить, например, органы ООН. Например, Комитет ООН по космосу готовил Договор о принципах деятельности государств в космическом пространстве, Комиссия по правам человека - Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и т.д. ООН также подготовлены Конвенция по предупреждению борьбы с геноцидом и апартеидом, Конвенция о
неприменимости срока давности к военным преступлениям и пр. Окончательно проекты таких договоров согласовываются на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН в ее комитетах. Она может дать заключение о целесообразности договора, созыве специальной конференции для принятия его текста либо о передаче проекта для рассмотрения одному из своих главных комитетов. В последнем случае после рассмотрения проекта в таком комитете его текст дорабатывается и выносится на утверждение Генеральной ассамблеей ООН.
Следующая стадия заключения договора - установление аутентичности его текста. На этой стадии осуществляется процедура объявления текста договора окончательным и не подлежащим изменению. Раньше она проходила параллельно с подписанием договора. Однако, поскольку в договорном регулировании участвуют и международные организации, возникли и специфические способы установления аутентичности договора.
Такими способами могут быть:
- парафирование (проставление в договоре инициалов уполномоченных договаривающих государств в подтверждение того, что текст договора является окончательным; может осуществляться в отношении отдельных статей; изменять текст в последующем не допускается);
- резолюция органа международной организации;
- подписание текста договора уполномоченным лицом организации;
- включение текста договора в заключительный акт международной конференции [3, с. 19-20].
Подписание и ратификация международного договора являются основными способами выражения согласия государств на обязательность для них соответствующего договора в соответствии со ст. 11 Конвенции 1969 г.
Подписание договора возможно без его ратификации (если она не является обязательной, хотя возможна и ратификация без подписания). Значение подписания в том, что фиксирует итоговое согласие государства на обязательность такого договора. После подписания государства уже не могут
совершать действия, которые могут привести к утрате объекта договора или его цели. Договор, вступивший в силу до подписания, или вступающий в нее в результате подписания, с момента такого подписания получает такую силу в полном объеме.
Договор может подписываться окончательно и с условием (ad referendum). Подписание с условием в последующем требует утверждения и считается вступившим в силу после одобрения государством.
Двусторонние договоры подписываются по принципу альтерната. Это чередование: в договоре, который предназначен для договаривающегося государства, текст договора на его государственном языке, его наименование, подписи уполномоченных лиц, печати стоят на первом месте (под текстом слева. Если текст на арабском языке - справа). На договоре для другой стороны используется иной порядок. Если договор многосторонний, подписи уполномоченных ставят одну под другой в алфавитном порядке на языке по выбору участников договора.
Договор может подписываться в одном месте представителями всех государств, которые принимали участие в переговорах по договору. Допускается подписание договора в разное время и в разных местах. В таких случаях устанавливается срок для подписания договора. Когда многосторонний договор составляется в нескольких экземплярах и каждое государство имеет собственного депозитария, достаточно, чтобы государство подписало один экземпляр.
Ратификация международного договора - окончательное утверждение его текста высшим органом государства. Средствами ратификации являются ратификационная грамота и национальный нормативный правовой акт (закон или указ). в соответствии со ст. 14 Конвенции 1969 г. ратификация осуществляется, если она предусмотрена самим договором; если об этом договорились сами участники договора; если договор был подписан представителем государства под условием последующей ратификации; если
такое желание было выражено представителем государства во время переговоров.
Практика международного договорного регулирования показывает, что обычно ратифицируются договоры, для обеспечения действия, которых необходимо изменение национальных законов (Италия, Греция, Норвегия и др.); мирные договоры (Финляндия, Франция и др.); договоры, для реализации которых необходимы новые финансовые вливания со стороны государства (Ирландия, Франция и др.); торговые договоры (Бельгия, Греция и др.); договоры об изменении государственной территории (Таиланд и др.).
По российскому законодательству международные договоры относятся к ведению РФ. Правом их подписания, а также возможностью участия в переговорах по их проектам обладает Президент РФ. Договор, подлежащий ратификации, принимается Государственной Думой РФ в виде федерального закона о ратификации договора, который затем одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Он же подписывает и ратификационные грамоты (ст.ст. 71, 84, 86, 105, 106). Нельзя заключать международный договор, который противоречит Конституции РФ. Подробно процедура ратификации международного договора регламентируется Законом о международных договорах. При ратификации подписываются ратификационные грамоты.
Важно при анализе данного вопроса отметить роль депозитария -хранителя оригинального текста многостороннего договора и прилагающихся к нему документов. В этом качестве могут выступать государство, несколько государств, международная организация или ее должностное лицо. Чаще всего - это государство, на территории которого проводилась конференция по договору.
На каждой стадии заключения договора может быть сделана оговорка. Оговоркой считается одностороннее заявление государства об исключении или об изменении для него сферы юридического действия некоторых положений конкретного международного договора. Согласно ст. 23 Конвенции 1969 г. оговорки должны делаться в письменном виде и доводиться до всех
участников. Ее нужно подтвердить официально при утверждении или ратификации договора [4, с. 53].
Таким образом, заключение международного договора начинается с инициативы о заключении договора, которая должна соответствовать параметрам правомерности и не допускается в ультимативной форме. Запрещена инициатива с применением военного, политического и экономического принуждения. При заключении договора главы государств действуют ex officio. Также договоры заключаются специально уполномоченными лицами. Главный способ согласования текста договора -переговоры. Формами согласования текста проекта договора являются обычные дипломатические каналы, международные конференции и международные организации. На стадии установления аутентичности текста договора осуществляется процедура объявления его окончательным и не подлежащим изменению. Основными способами выражения согласия государств на обязательность для них соответствующего договора являются его подписание и ратификация.
Библиографический список:
1 Алимова Ш.А. Понятие, виды и источники международного договора / Ш.А. Алимова // Вестник Таджикского национального университета. Сер. социально-экономических и общественных наук. - 2016. - № 2/1. - С 2427.
2 Бальхаева С.Б. Виды вступления в силу международных договоров Российской Федерации / С.Б. Бальхаева // Журнал российского права. - 2011. -№ 8. - С. 56-64.
3 Богатырев В.В. Международный договорный процесс как способ упорядочения межгосударственных отношений на основе верховенства права / В.В. Богатырев, Р.А. Каламкарян // Евразийский юридический журнал. - 2017. -№ 8. - С. 19-24.
4 Вылегжанин А. Н., Колосов Ю. М., Малеев Ю. Н., Геворкян К. Г. Международное право: учебник для академического бакалавриата в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. А. Н. Вылегжанин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 290 с.
5 Калина В.Ф. Международный договор: виды и техника подготовки / В.Ф. Калина // Вестник РГГУ. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2013. - № 19. - С. 131-139.
6 Кириленко В.П. Международные договоры и юрисдикция государств в современных геополитических условиях / В.П. Кириленко, Г.В. Алексеев, М.В. Яндукова // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2019. - № 3-2. - С. 43-52.
7 Талалаев А.Н. Международные договоры в современном мире. Вопросы права международных договоров в свете работы Венской конференции ООН, 1968-1969 гг. / А.Н. Талалаев. - М.: Междунар. отношения, 1973. - 247 а