Научная статья на тему 'ПОРЯДОК И ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ДФО'

ПОРЯДОК И ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ДФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
национальные проекты / региональные проекты / государственные средства / отрасли экономики / ДФО / national projects / regional projects / public funds / sectors of the economy / Far Eastern Federal District

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Занаева С.Ж., Балтатарова С.Б.

В субъектах РФ инструментами реализации национальных и федеральных проектов являются региональные проекты. Количество реализуемых региональных проектов определяется с учётом декомпозиции федеральных целевых результатов и показателей на региональном уровне, возможностью реализации в соответствии с региональными полномочиями. В силу огромных различий между регионами по основным природно-географическим и социально-экономическим характеристикам неизбежны существенные расхождения по целевым индикаторам национальных проектов в их региональном разрезе, а также в финансовых ресурсах, которые субъекты РФ в порядке софинансирования способны привлечь для осуществления региональных проектов соответствующего профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Занаева С.Ж., Балтатарова С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE AND PROCESS FOR THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS IN THE FEFD

In the subjects of the Russian Federation, regional projects are the instruments for the implementation of national and federal projects. The number of regional projects being implemented is determined taking into account the decomposition of federal target results and indicators at the regional level, the possibility of implementation in accordance with regional authorities. Due to the huge differences between the regions in terms of the main natural-geographical and socio-economic characteristics, significant discrepancies are inevitable in the target indicators of national projects in their regional context, as well as in the financial resources that the constituent entities of the Russian Federation, in the order of co-financing, are able to attract for the implementation of regional projects of the corresponding profile.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК И ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ДФО»

УДК 338.26

Занаева С.Ж. студент 4 курса БГУ им. Доржи Банзарова Россия, г. Улан-Удэ Балтатарова С. Б. студент 4 курса БГУ им. Доржи Банзарова Россия, г. Улан-Удэ

ПОРЯДОК И ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ

ПРОЕКТОВ В ДФО

Аннотация: В субъектах РФ инструментами реализации национальных и федеральных проектов являются региональные проекты. Количество реализуемых региональных проектов определяется с учётом декомпозиции федеральных целевых результатов и показателей на региональном уровне, возможностью реализации в соответствии с региональными полномочиями. В силу огромных различий между регионами по основным природно -географическим и социально-экономическим характеристикам неизбежны существенные расхождения по целевым индикаторам национальных проектов в их региональном разрезе, а также в финансовых ресурсах, которые субъекты РФ в порядке софинансирования способны привлечь для осуществления региональных проектов соответствующего профиля.

Ключевые слова: национальные проекты, региональные проекты, государственные средства, отрасли экономики, ДФО.

Zanaeva S.

4th year student Buryat State University Russia, Ulan-Ude Baltatarova S.

4th year student Buryat State University Russia, Ulan-Ude

PROCEDURE AND PROCESS FOR THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS IN THE FEFD

Annotation: In the subjects of the Russian Federation, regional projects are the instruments for the implementation of national and federal projects. The number of regional projects being implemented is determined taking into

account the decomposition of federal target results and indicators at the regional level, the possibility of implementation in accordance with regional authorities. Due to the huge differences between the regions in terms of the main natural-geographical and socio-economic characteristics, significant discrepancies are inevitable in the target indicators of national projects in their regional context, as well as in the financial resources that the constituent entities of the Russian Federation, in the order of co-financing, are able to attract for the implementation of regional projects of the corresponding profile.

Keywords: national projects, regional projects, public funds, sectors of the economy, Far Eastern Federal District.

Анализ формирования и «реализации» региональных проектов показывает, что в некоторых субъектах РФ федеральный формат национальных проектов воспроизводится полностью, в других случаях полной «проекции» нет. В большинстве субъектов Федерации ДФО реализуются региональные проекты и программы по всем направлениям.

Всего в регионах Дальнего Востока разработано и реализуется от 40 (Магаданская область) до 50-52 (Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Амурская область) региональных проектов. Кроме этого, в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в ДФО планируется провести мероприятия по первому этапу расширения Байкало -Амурской и Транссибирской магистралей, построить дополнительные пути и железнодорожную линию Селихино - Ныш через пролив Невельского. Также одним из проектов является завершение строительства угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края [4].

Анализ структуры расходов в соответствии с паспортами проектов показывает, что основной объём финансовых ресурсов в субъектах Федерации ДФО планируется распределить в проекты жилищного строительства (от 20-35% - в Камчатском крае, ЕАО, ЧАО и Сахалинской области - до 70% - в Республике Саха (Якутия)), проекты в области демографической политики (20-46% - в Сахалинской и Магаданской областях, Хабаровском, Приморском и Камчатском краях, Республике Бурятия и ЕАО), проекты здравоохранения (16-38% - в Магаданской области, Республике Бурятия, Хабаровском, Приморском и Забайкальском краях, ЧАО), инфраструктурные проекты (15-50% - в Республике Бурятия, Сахалинской, Магаданской и Амурской областях, Хабаровском и Забайкальском краях). Наименее затратным выглядит проект «Производительность труда и поддержка занятости» (0,1-3,4%).

Анализ данных Счётной палаты РФ2 свидетельствует о том, что в настоящее время реальная ситуация далека от запланированных целей. Так, сохраняются тенденции сокращения численности населения за счёт естественной убыли, продолжается снижение реальных доходов граждан,

остаётся высоким уровень бедности населения, наблюдается снижение ВВП / ВРП страны и регионов РФ, превышен установленный предельный уровень инфляции (табл. 1) [3].

_Таблица 1 - Исполнение национальных целей в РФ и ДФО_

Показатель РФ ДФО

2019 2020 2019 2020

Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Рс )

Естественный прирост (+), убыль (-) населения, тыс. человек -316,2 -387,1 -8,9 -9,3

Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции

Реальные располагаемые

денежные до ходы населения, % к соответствующему периоду 101,7 96,4 101,5 96,4

прошлого года

Реальный размер назначенных

пенсий, % к соответствующему 103,2 101,9 101,7 103,5

периоду прошлого года

Снижение в 2 раза уровня бедности в РФ (до 6, 6%)

Численность населения с

денежными доходами ниже

величины прожиточного минимума, % от общей 12,3 8,2-23,91

численности

населения

Обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении

макроэкономической стабильности, в том числе инфляции не выше 4%

Рост ВВП, % 101,3 96,6 103,02 95,02

Индекс потребительских цен, %

к соответствующему месяцу 3,0 4,13 3,9 4,13

предыдущего года

Пандемия новой коронавирусной инфекции заставила пересмотреть сроки и целевые ориентиры достижения результатов. В связи с этим в июле 2020 г. подписан новый указ о национальных целях развития России до 2030 г. [1], который заменяет предыдущий стратегический документ. Данный указ определяет пять национальных целей развития страны: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация. В новом указе отсутствует цель по выводу России в число пяти крупнейших экономик мира, что связано с «неблагоприятной международной экономической конъюнктурой» [2].

В неизменном виде остались пять «национальный целей» из предыдущего майского указа (с пролонгацией достижения основных параметров к 2030 г.): обеспечение устойчивого естественного роста

численности населения Российской Федерации; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции; снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации по сравнению с 2017 г.; улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно.

В рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» должен быть обеспечен выход на темп роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового уровня при условии сохранения макроэкономической стабильности. Реальный рост инвестиций в основной капитал должен составить не менее 70% по сравнению с 2020 г. Такой же рост запланирован и в сфере экспорта несырьевых неэнергетических товаров. Число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства должно достигнуть 25 млн человек [3].

Ранее предполагалось, что такое количество граждан будет занято в сфере малого и среднего бизнеса в 2024 г. В области цифровой трансформации целевые ориентиры стали более абстрактными. Отмечается, что ключевые отрасли экономики и социальной сферы должны достичь «цифровой зрелости», без дальнейшего уточнения. Кроме этого, в новый указ включены такие показатели, как доведение до 95% доли получаемых через электронные ресурсы социальных услуг, рост до 97% доли домохозяйств с возможностью использования широкополосного доступа к сети Интернет, рост в 4 раза (по сравнению с 2019 г.) вложений в отечественные решения в IT-сфере.

Использованные источники:

1. Указ Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794/ (дата обращения: январь 2022).

2. Старостина Ю. Путин подписал новый июльский указ о целях России до 2030 года. Главное. URL:https://www.rbc.ru/economics/ 21/07/2020/5f16add29a7947246d35b6c0? (дата обращения: январь 2022).

3. Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в январе - ноябре 2020 года. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259 (дата обращения: январь 2022).

4. Минакир П.А. Экономика пандемии: дальневосточный аспект // Пространственная экономика. 2020. Т. 16. № 4. С. 7-22. http://dx.doi.org/10.14530/se.2020.4.007-022 (дата обращения: январь 2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.