Научная статья на тему 'Порядок и формы расторжения брака в мусульманском праве'

Порядок и формы расторжения брака в мусульманском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
брак / шариат / источники права / суд / талак / развод / marriage / Sharia / sources of law / court / talaq / divorce

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Идрис Абдулхаликович Магомедов

В статье рассматриваются различные формы расторжения брака в мусульманском праве. При этом выделяются как формы расторжения брака по инициативе мужа, так и формы расторжения брака по инициативе жены. Раскрываются способы и методы шариата в сохранении семьи, которые вплетены в процедуру развода супругов. Излагается общее отношение ислама и шариата к такому понятию, как «развод».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The procedure and forms of divorce in Muslim law

This article examines various forms of divorce in Muslim law, highlighting both the forms initiated by the husband and those initiated by the wife. The study also explores the methods and approaches of Sharia aimed at preserving the family, which are embedded within the divorce procedure. Additionally, the article addresses the general perspective of Islam and Sharia on the concept of divorce.

Текст научной работы на тему «Порядок и формы расторжения брака в мусульманском праве»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 38 — 43. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):38 — 43.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-38-43 NIION: 2007-0062-4/24-168

EDN: https://elibrary.ru/PZHPDS MOSURED: 77/27-004-2024-04-368

Порядок и формы расторжения брака в мусульманском праве

Идрис Абдулхаликович Магомедов

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются различные формы расторжения брака в мусульманском праве. При этом выделяются как формы расторжения брака по инициативе мужа, так и формы расторжения брака по инициативе жены. Раскрываются способы и методы шариата в сохранении семьи, которые вплетены в процедуру развода супругов. Излагается общее отношение ислама и шариата к такому понятию, как «развод». Ключевые слова: брак, шариат, источники права, суд, талак, развод

Для цитирования: Магомедов И. А. Порядок и формы расторжения брака в мусульманском праве // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 38 — 43. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-38-43. EDN: https:/ /elibrary.ru/PZHPDS.

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

The procedure and forms of divorce in Muslim law

Idris A. Magomedov

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected]

Abstract. This article examines various forms of divorce in Muslim law, highlighting both the forms initiated by the husband and those initiated by the wife. The study also explores the methods and approaches of Sharia aimed at preserving the family, which are embedded within the divorce procedure. Additionally, the article addresses the general perspective of Islam and Sharia on the concept of divorce.

Keywords: marriage, Sharia, sources of law, court, talaq, divorce

For citation: Magomedov I.A. The procedure and forms of divorce in Muslim law // Obrazovaniye. Nauka. Nauch-nyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):38-43. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-38-43. EDN: https://elibrary.ru/PZHPDS.

Отношение мусульманского права к разводу выражено в высказывании пророка (ха-дисе): «Из всего дозволенного самый противный для Аллаха поступок — это развод» [8, с. 155]1. Такое отношение к разводу вытекает из понятия о сущности брака, которое существует

1 Хадис привели Абу Дауд, Ибн Маджа и Аль-Хаким (назвав его достоверным). Часть ученых считают его одним из вариантов слабого хадиса (мурсаль). Аль-Альбани также назвал этот хадис слабым. Однако все согласны с тем, что его смысл соответствует духу шариата.

© Магомедов И.А., 2024

в мусульманском праве: брак по исламу — дарование свыше, поэтому его расторжение крайне нежелательно. Развод также становится причиной разрушения одной из ячеек общества, а значит, ослабления его структуры. В то время как в исламе существует множество текстов, предписывающих мусульманам под страхом божественного наказания укреплять институты общества, например, поддерживать отношения с родственниками. В хадисе от Джубайра ибн Мутима переданы слова пророка: «Не войдет в Рай порывающий (родственные связи)» [9, с. 765]. Или же сохранять отношения с соседями. От Абу Хурайры передается хадис: «Пусть тот, кто ве-

рует в Аллаха и в Последний День, не причиняет вреда своему соседу...» [9, с. 768].

Как инструмент сохранения брака можно отметить хадисы и аяты, предписывающие мужчине проявлять терпение и сохранять семью, даже если ему не нравятся определенные качества жены. Коран обращается к мужьям: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» [6, 4/19].

В одной из своих фатв известный современный ученый Юсуф Аль-Кардави, комментируя этот аят, пишет: «Поистине, Коран побуждает проявлять терпение, удерживая жену, которая приходится не по душе мужчине, и сохранять семью. Что же тогда говорить о послушной, благой жене. Нет никаких оснований причинять ей вред и унижение разводом, что будет для нее сильным потрясением, особенно если у супругов имеются дети» [11, с. 118].

Влияние оказывается и на женскую половину. В хадисе сказано: «Какая бы женщина ни потребовала от своего мужа развод без серьезных на то оснований, для нее станет запретным благоухание Рая» [11, с. 118].

Право на развод предоставлено шариатом мужу непосредственно и жене через суд. Это объясняется в мусульманской литературе следующими причинами. В соответствии с шариатом муж обязан материально обеспечивать жену во время брака, а также во время периода 'идда. Кроме того, он обязан при заключении брака выплатить жене предбрачный дар («махр»), который порой достигает существенных размеров. После развода он обязан содержать детей и, если жена потребует, даже платить ей за заботу о них. Кроме того, в случае развода ему придется нести расходы для вступления в новый брак. Таким образом, муж оказывается экономически заинтересованным в сохранении брака, поскольку все материальные издержки развода возлагаются на него, в то время как жена такой заинтересованности не имеет. Второй причиной ограничения прав женщины на развод называется ее излишняя эмоциональность, вследствие которой она могла бы объявлять развод без каких-либо серьезных на то оснований [1, с. 154].

Для того чтобы развод считался действительным, он должен быть совершен взрослым, находящимся в здравом уме человеком, не действующим под принуждением. При отсутствии у совершающего развод одного из этих качеств расторжение брака не будет иметь юридической силы [7, с. 43].

Большинство ученых считают наличие свидетелей при расторжении брака не обязательным,

однако часть ученых выступают за обязательное присутствие свидетелей как при заключении брака, так и при его расторжении. При этом они опираются на аят Корана: «Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха» [6, 65/2]. Сторонником необходимости присутствия при разводе свидетелей являлся второй халиф Али. Передается, что, когда однажды человек завел с Али разговор о разводе, он спросил его: «Взял ли ты двух справедливых свидетелей, как повелевает Всевышний Аллах?» Когда последовал отрицательный ответ, Али повелел: «Иди, поистине твой развод не развод» [8, с. 174].

Развод по инициативе мужа

Основанием для развода по инициативе мужа (талак) в соответствии с шариатом является произнесение мужем слов развода. Для талака достаточно, чтобы муж сказал «ты разведена», «ты мне не жена» и подобные слова, которые прямо указывают на его желание развестись со своей супругой. В этом случае развод является явным. Помимо явного, возможно также объявление подразумеваемого развода, действительность которого будет определяться намерением, с которым были произнесены слова. Данное правило применяется в случае, если муж разводит жену не в точных выражениях, а через упоминание чего-либо, под чем подразумевается развод [5, с. 180]. Еще одним видом будет развод, привязанный к определенному событию или поступку. К примеру, муж может сказать: «Если ты пойдешь туда-то, ты разведена». В этом случае развод наступает с момента совершения указанного поступка [7, с. 45].

Для того чтобы произвести окончательный развод в точном соответствии с нормами шариата, необходимо осуществить следующую процедуру:

1) произнести слова развода первый раз в состоянии, когда у жены закончился месячный цикл и у супругов еще не было интимных отношений;

2) выждать срок наступления и окончания следующего цикла и, не вступая с женой в супружескую близость, произнести слова развода вторично;

3) после истечения третьего цикла нужно сделать окончательный выбор и либо остановить процедуру развода и возвратить жену, либо произнести слова развода в третий раз и окончательно расторгнуть брак.

«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму» [6, 2/229]. Окончательный развод (баин) означает, что после него супруги уже не могут вновь связать себя узами брака, кроме как если жена выйдет замуж за другого и разведется с ним. Однако это должно произойти не фиктивно, а реально, что на практике довольно маловероятно. Смысл предписания давать развод только после истечения цикла без полового контакта с женой — в исключении сомнений относительно беременности женщины, так как в этом случае сроки развода меняются.

От Ибну Умара передается, что он дал развод своей жене во время менструального цикла. Его отец Умар спросил о дозволенности этого у пророка, и он ответил: «Пусть вернет ее, подождет, пока у нее не закончатся эти циклы и не пройдут еще одни, а потом если хочет, может жить с ней, а если хочет, может развестись, не вступая с ней в близость. Это — идда, в соответствии с которой повелел нам Аллах совершать развод» [10, с. 469].

Если развод был произведен с соблюдением указанной процедуры, такой развод будет считаться соответствующим нормам ислама (талак сунний) и относительно его действительности не может быть никаких сомнений. Развод, совершенный с нарушениями предписанной процедуры, как-то: развод во время менструального цикла или между циклами, при имевшей месте близости супругов, будет считаться несоответствующим шариату (талак бид'ий) [7, с. 43—44].

Ученые едины в том, что развод с нарушениями норм ислама запретен (харам) для любого мусульманина. Однако здесь встает вопрос: влечет ли совершение запретного с точки зрения религии действия его непременную недействительность с позиции права. В данном конкретном случае большинство ученых склоняются к мнению, что, хотя субъект несоответствующего шариату развода считается грешником, его развод будет иметь юридическую силу. Другая группа правоведов выступает за недействительность подобного развода, напоминая прямое указание, содержащееся в Коране относительно порядка совершения развода: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока (идда)» [6, 65/1].

После полного завершения процедуры развода он считается окончательным (баин). Однако существует и понятие неоконченного (или иначе — возвратного (талак радж'ий)) развода. Таким будет развод после произнесения формулы развода первый и второй раз. Муж имеет

право в этом случае в течение периода идда приостановить процедуру развода и вернуть жену. При этом, если он успел объявить о разводе один раз, то в дальнейшем до баин у него останется только два развода, а если он развелся дважды, у него после возвращения жены остается всего лишь один развод до окончательного [8, с. 184].

В случае если муж объявил о разводе один раз или дважды и не вернул жену, а срок трех очищений (идда) прошел, она считается разведенной, но не баин, не окончательным и не возвратным разводом. Такой развод можно назвать «ограниченно окончательным». В данной ситуации муж уже не может просто возвратить супругу, но может вновь жениться на ней, заключив новый договор брака. При этом у него остается только то количество разводов до окончательного, которое он не осуществил.

Возврат жены во время срока идда может производиться как произнесением соответствующих слов, например: «Ты возвращена», так и действием, указывающим на возобновление супружеских отношений.

В течение срока идда, после произнесения мужем слов развода, жена должна находиться в доме мужа. Мужу запрещается выгонять ее или создавать невыносимые условия жизни, добиваясь того, чтобы она не выдержала и сама покинула дом. Жена также не может покинуть дом по своей инициативе, так как она еще находится в брачных отношениях со своим супругом.

В Коране говорится: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха...» [6, 65/1].

Эта норма направлена, как нам кажется, на предотвращение поспешных разводов. Если причина разлада супругов была несущественной, то в течение срока идда противоречия должны сгладиться, и брак может быть сохранен. Сохранению брака способствует как предписание жене в течение периода идда оставаться в доме мужа, так и возможность облегченной формы восстановления брачных отношений во время этого срока. Если бы жена при разводе сразу уходила, то размолвка могла получить ненужную огласку. Это могло повлечь вмешательство в конфликт других родственников и восстановить добрые отношения при этом было бы намного труднее.

Регулируя семейные отношения, в частности институт развода, мусульманское право использует два выделяемых нами метода воздействия с

целью сохранения семьи и серьезного взвешенного отношения к ней.

Первый — наличие трех ступеней развода и возможности примирения без заключения нового договора. Эта норма, очевидно, направлена на осознание супругами потребности друг в друге. Если муж объявляет о разводе один раз, начинается срок идда (три месяца), в течение которого она еще живет в доме супруга, он начинает осознавать свою потребность в жене и идет на примирение. Шариат облегчает в этом случае для него дорогу, побуждая его вновь возобновить семейную жизнь. Далее супруги должны более бережно относиться друг к другу и не играться с таким понятием, как «развод». Может случиться, что муж решится на развод во второй раз, что будет свидетельствовать о серьезной бреши во внутрисемейных отношениях. Однако и на этот раз мусульманское право облегчает процесс примирения, предоставляя супругам еще один шанс.

Второй метод воздействия — пресечение халатного отношения к браку и игры с разводами. Он состоит в запрете возобновления брака с троекратно разведенной, кроме как при естественном стечении вышеописанных обстоятельств. «Таким образом, мусульманское право дает все шансы одуматься мужу и сохранить семью, и только потом сокращает до минимума шансы вернуть семью. Здесь присутствует тонкий психологический момент, способный сдерживать мужа от последнего шага к разрушению семьи» [4, с. 108].

Если муж объявляет о разводе в третий раз — это означает, что либо брак является неудачным и его существование приносит лишь разлад в обществе, либо муж небрежно относится к закону и морали. Все это пресекает норма о запрете на возврат после троекратного развода.

Существует мнение, что такая облегченная форма развода, как простое произношение формулы (талак), будет способствовать увеличению их количества. В ряду аргументов против такой свободы видное место занимает статистика. «Но что обозначают все подобные статистические данные? Они только раскрывают перед нами подлинные размеры уже существующей семейной расшатанности, — пишет И.А. Покровский — и было бы большой наивностью думать, что запрещение разводов эту расшатанность устраняет. Оно только вгоняет болезнь внутрь, оно только скрывает ее от глаз закона, создает обманчивое впечатление большего или меньшего социального благополучия... Часто кажется, что с установлением свободы разводов весь семейный строй рухнет до основания. Но вспомним всю историю

старого Рима. Ни одно из современных законодательств не знает такой свободы, какая существовала в Риме, и тем не менее римская семейная жизнь едва ли была менее прочной и устойчивой, чем наша современная» [6, с. 175—176].

Тунисский закон о личном статусе от 1956 г., ограничивая права мужчин на необдуманный развод, предусматривал, что ни один развод не может быть признан действительным без согласия суда, и давал суду право требовать от супруга выплатить жене определенную сумму в качестве компенсации, если суд сочтет, что тот отвергает свою жену без достаточных оснований, или данный развод каким-то образом влечет для нее тяжелые последствия [2, с. 178—211].

Развод по инициативе жены

Мусульманское право предоставляет жене право обратиться к судье с требованием о разводе в случаях:

1) отсутствия материального обеспечения со стороны супруга;

2) безызвестного, беспричинного отсутствия супруга;

3) заключения мужа под стражу;

4) причинения супруге вреда, делающего совместную жизнь невыносимой, и других нарушений прав супруги.

Основатели трех из четырех правовых школ (Малик, Шафии и Ахмад) считают отсутствие материального обеспечения достаточным основанием для того, чтобы судья, по требованию жены, расторг брак. Под обеспечением понимается предоставление минимально необходимого для жизни семьи: еда, одежда, жилье и т.д. При этом, если становится известно, что муж не выделяет содержания несмотря на то, что располагает деньгами, судья не расторгает брак, а выносит решение, обязывающее мужа исполнить свою обязанность.

Отсутствие обеспечения должно иметь место непосредственно в момент обращения жены к судье. В случае если жена обращается с жалобой на то, что муж не выделял содержание в течение какого-то промежутка времени в прошлом, это не станет основанием для расторжения брака, а невыделенное содержание может быть вменено мужу в качестве обязательного для выплаты долга. Развод, который осуществляет судья по заявлению жены об отсутствии материального обеспечения, будет носить характер возвратного (радж'ий) развода. Поэтому в случае, если муж сможет возобновить материальное обеспечение супруги в течение срока идда (три месяца), он имеет право вернуть жену.

Другим основанием для расторжения брака по заявлению жены основатель маликитского мазхаба Малик Ибн Анас и основатель ханба-литского мазхаба имам Ахмад считают причинение мужем своей супруге вреда (побои, оскорбления и т.д.), совместная жизнь при котором невыносима. Судья принимает решение о разводе только в случае, если обвинения жены подтверждаются, вред является серьезным, затрудняющим совместное проживание, а ситуацию невозможно исправить примирительными процедурами. Если обвинения жены не подтверждаются или доказать их невозможно, иск отклоняется. При повторных жалобах судья назначает двух примирителей (судей) для решения создавшегося положения.

Согласно мазхабам Малика и Ахмада расторжение брака судьей возможно также в случае безызвестного отсутствия мужа, исходя из того, что это также причиняет вред супруге. Для реализации данной нормы мусульманское право выдвигает следующие условия:

1) отсутствие мужа должно быть беспричинным, не имеющим оправдания;

2) отсутствие мужа должно причинять жене вред;

3) муж должен находиться в другой стране, чем та, в которой проживает супруга;

4) чтобы с момента ощущения женой вреда прошел год.

При отсутствии одного из вышеперечисленных условий брак расторгнут быть не может. Так, отсутствие мужа, к примеру, может быть вызвано торговой поездкой, учебой в другом городе, рабочей командировкой или военной службой. Условие об истечении одного года с момента ощущения женой вреда и боязни совершения запретного принадлежит Малику. Среди других мнений приводится срок в три года, а имам Ахмад определяет наименьший срок, при котором возможно расторжение брака, в шесть месяцев.

Развод по заявлению жены, согласно правовым школам имама Малика и имама Ахмада, может производиться в случае осуждения мужа в судебном порядке и приговорения его к тюремному заключению. При этом срок осуждения должен быть три и более лет, а решение о направлении в места лишения свободы окончательным и не подлежащим обжалованию. Право требовать развод возникает у жены по истечении года с момента приведения приговора в исполнение. Судья при этом расторгает брак окончательным разводом (баин).

Одним из видов развода, предусмотренных мусульманским правом, является развод посред-

ством возврата махра (предбрачного дара жениха невесте). Этот вид развода производится по инициативе жены при обоюдном согласии супругов и является формой окончательного развода (баин). В случае если муж не дает согласие на развод аль-хульу, и при наличии у жены существенных оснований для расторжения брака, судья обязывает мужа согласиться с указанной формой развода.

Основанием такой нормы служит хадис, в котором сообщается следующее. От ибн Аббаса передается, что «...к пророку, мир ему, пришла жена Сабита ибн Кайса и пожаловалась на своего мужа, желая развестись с ним. Пророк, мир ему, спросил: «Вернешь ли ты ему его сад?». Она ответила: «Да». Тогда пророк, мир ему, обратился к мужу: «Возьми сад и дай ей развод»» [5, с. 184].

Список источников

1. Абдуррахман бни Мухаммад 'Авзи аль Джузирийю. Китаб-уль-фикх 'аляль мазахиби-ль-арба'ати (Книга о законодательстве по четырем мазхабам). Бейрут, 1996. 510 с.

2. Заболотский A.B. Проблемы регулирования рождаемости в Пакистане в свете исламских норм семейных и общественных отношений / / Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока: сборник статей / под ред. Ю.В. Ганковского. М.: Наука, 1982. С. 178—211.

3. Коран / пер. Э. Кулиева // URL: https:// quran-online.ru

4. Магомедсалихов Х.Г. Маслаат. Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в 19 — нач. 20 вв. Махачкала: Эпоха, 2003. 173 с.

5. Нуруллина Г. Женщина в исламе. М.: Умма, 2003. 368 с.

6. Покровский ИА Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998. 351 с.

7. Право: учебник / Министерство образования Саудовской Аравии. М., 1992. 188 с.

8. Саид Сабик. Фикх Ас-Сунна. (Право согласно сунне) Даруль Фикр. 1995. Т. 2. 382 с.

9. Сахих Аль-Бухари. Мухтасар, полный вариант. М.: Умма, 2003. 960 с.

10. Такийю-д-дин Абу Бакр ибн Мухаммад. Кифаяту-ль-Ахьяр (Достаточный выбор). Бейрут: Дар Аль-Кутуб Аль-Ильмийя, 1998. В 2 т. 774 с.

11. Юсуф Аль-Кардави. Современные фатвы: в 3 т. Т. 1. Бейрут, 2000. 695 с.

References

1. Abdurrahman bni Muhammad 'Awzi al Juziriyyu. Kitab-ul-fiqh 'alal mazahibi-l-arba'ati

(A book on the legislation of the four madhhabs). Beirut, 1996. 510 p.

2. Zabolotsky A.V. Problems of birth control in Pakistan in the light of Islamic norms of family and social relations // Islam in the countries of the Near and Middle East: a collection of articles / edited by Yu.V. Gankovsky. M.: Nauka, 1982. pp. 178—211.

3. The Koran / translated by E. Kuliev // URL: https://quran-online.ru

4. Magomedsalikhov K.G. Maslaat. Traditional forms of conflict resolution among the Avars in the 19th century. 20th century. Makhachkala: Epoch, 2003. 173 p.

5. Nurullina G. A woman in Islam. Moscow: Umma, 2003. 368 p.

6. Pokrovsky IA. The main problems of civil law. M.: Statute, 1998. 351 p.

7. Law: textbook / Ministry of Education of Saudi Arabia. M., 1992. 188 p.

8. Said Sabiq. Fiqh As-Sunnah (Jurisprudence According to the Sunnah). Dar al-Fikr, 1995. Vol. 2. 382 p.

9. Sahih Al-Bukhari. Abridged, full version. M.: Umma, 2003. 960 p.

10. Taqi al-Din Abu Bakr ibn Muhammad. Kifayat al-Akhyar (Sufficient Choice). Beirut: Dar Al-Kutub Al-Ilmiyya, 1998. In 2 vol. 774 p.

11. Yusuf Al-Qaradawi. Modern fatwas: in 3 vol. Vol. 1. Beirut, 2000. 695 p.

Информация об авторе

И.А. Магомедов — соискатель кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

I.A. Magomedov — Candidate of the Department of History of State and Law of Dagestan State University.

Статья поступила в редакцию 11.10.2024; одобрена после рецензирования 11.11.2024; принята к публикации

II.12.2024.

The article was submitted 11.10.2024; approved after reviewing 11.11.2024; accepted for publication 11.1 2.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы теории государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. Учеб.пособие. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. А.И. Клименко, М.М. Рассолова; под общ. ред. В.П. Малахова, В.В. Оксамытного.

Uljtit-Vr

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Л

ISBN: 978-5-238-03605-2

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства. Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.