О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОТЛИЧИЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА ОТ ПРИЗНАНИЯ БРАКА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ ИРАН)
Абедини М. Х.
Таджикский национальный университет
Брачные отношения прекращаются в случае развода или признания брака недействительным. Если с разводом прекращаются на будущее время правоотношения лиц, состоявших ранее в брачном союзе, то брак, признанный недействительным, считается таковым с момента его заключения. Его как бы и не было вовсе.
Брачные отношения в Исламской Республике Иран начинаются с момента заключения брака (издиводж). Брак, в свою очередь, представляет собой договор между мужчиной и женщиной, имеющий целью ведение совместной жизни, удовлетворение физических потребностей и духовного успокоения и обеспечения взаимного спокойствия, с одной стороны, с Богом - с другой.
Договор о создании семьи должен отвечать определенным условиям, чтобы иметь правовые последствия, на которые он направлен. Несоблюдение этих условий влечет применение такой санкции семейного права, как недействительность брака.
К таким условиям законодательство Ирана относит следующие:
а) в соответствии со статьей 1064 Гражданского закона брачующийся должен быть совершеннолетним и иметь намерение заключить брак. Из этого следует, что несовершеннолетние лица не могут быть стороной брака.
Несоблюдение условия о согласии сторон при заключении брачного договора является случаем сделки с пороком воли. Ведь волеизъявление лиц, вступающих в брак, должно соответствовать внутренней воле. При отсутствии согласия волеизъявление брачующегося лица либо неправильно выражает существо воли, либо внутренняя воля сформировалась в ненадлежащих условиях (обман, угрозы, насилие и т.д.). Согласие на вступление в брак является важным условием брачного договора. Женщина, достигшая возраста брачного совершеннолетия и находящаяся в здравом уме, может по собственной воле вступать в брак. Осознание своего поведения, руководство своими действиями и самостоятельное принятие решения может характеризовать поведение брачующихся как волевое. Недостаточно лишь выражения своей воли, должно быть еще доведение ее до сведения другой стороны, восприятие «встречной» воли. В Исламской Республике Иран проявление своей воли вовне, то есть волеизъявление осуществляется как самостоятельно, так и через представителя.
Пороками воли страдают браки, совершенные под влиянием заблуждения, обмана, угрозы, насилия, злонамеренного соглашения представителя, или браки, заключенные с гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими. Как отмечает М.А. Махмудов, обман и заблуждение используются для побуждения другой стороны к заключению брака путем создания у нее неправильных представлений об условиях брака, важных для обманутой стороны [1]. Согласие женщины, совершеннолетней и находящейся в здравом уме, должно быть выражено словами. Девушка, вступающая в брак впервые, может выразить согласие одним молчанием, но при этом не плакать или не убегать, поскольку такие действия расцениваются как несогласие на брак [2]. В подобных случаях, сторона, воля которой опорочена, является добросовестной стороной в договоре. Сторона, преднамеренно знавшая, что заключает брак, вводя в заблуждение, обманывая, угрожая и т.д., является виновной стороной. Поэтому законодатель, наказывая виновного, аннулирует все последствия брака, как в имущественной, так и личной неимущественной сфере.
Условием, которое делает заключенный брак недействительным, является недостижение брачующимися возраста совершеннолетия. В соответствии со ст.1041 Гражданского кодекса Ирана, для заключения брака необходимо, чтобы мужчина и женщина были совершеннолетними (булуг), то есть достигшими определенного возраста, в котором половое развитие достигает необходимого предела и человек становится способным производить потомство. Брачный возраст в Иране установлен для девушек - полные 13 лет для юношей полные - 15 лет. При этом законодатель допускает снижение этого возраста, ссылаясь на авторитетное мнение ученых -правоведов, которые считают, что девушка, которая не достигла 9 лет и юноша, не
достигший 15 лет по солнечному календарю, становятся обладателями брачной дееспособности: могут быть родителями и создать семью и др. Ас-Сабуни считает правильным раннее вступление в брак и, ссылаясь на обычай пророков и посланников, отмечает, что «это — поклонение и приближение к Аллаху, имеющее пять полезных следствий: оставление потомства, защита от шайтана и отклонений от прямого пути, отдохновение души, освобождение от домашних дел (для мужчины) и борьба с собственной душой» [3]. М.И. Садагдар указывал, что по мусульманскому праву дееспособными считались лица, достигшие совершеннолетия, причем для мужчин признаком дееспособности было появление волос на лице (пятнадцатилетний возраст), для женщины - появление менструации (девятилетний возраст) [4]. По шиитскому праву в шести случаях лицо не приобретало дееспособности: при несовершеннолетии, сумасшествии, рабстве, болезни, легкомыслии, банкротстве.
В связи с этим сложным считается вопрос об определении возраста, когда ребенок может выразить свою волю и принять предложение на заключение брака. Как отмечают некоторые исследователи, ссылаясь при этом на мнение некоторых ученых - правоведов (богословов) [5], положение Гражданского закона Ирана о том, что действия детей, заключение брака с ребенком, способным отличать белое от черного не может не иметь правового действия [6], является доказательством его способности выражать волю, и несовершеннолетие не является основанием для его недействительности [7].
Как следует из сказанного выше, в законодательстве Ирана совершеннолетие не является обязательным условием действительности брака [8]. Несмотря на это, в качестве механизма, предотвращающего ущемление прав наименее защищенной стороны в брачном договоре, служит разрешение суда на заключение брака.
Брак может быть признан недействительным, если не испрошено согласие опекунов. Следует отличать обязательных опекунов и назначенных опекунов. Конечно, воля опекуна в данном вопросе не является абсолютной и необходимо посоветоваться с близкими родственниками [9]. Право на дачу согласия принадлежит обязательному опекуну: законному опекуну, близкому родственнику - отцу и деду со стороны отца [10].
В соответствии со статьей 1043 Гражданского кодекса Ирана, даже достигшей 18 лет, производится с разрешения отца или дедушки по отцу. Самостоятельность девушки на заключение брака зависит не от ее возраста, а от наличия у нее опыта сексуальной жизни (девственности). Регистрация брака девственниц, независимо от возраста, производится только с разрешения отца или дедушки. Согласно данной статье, девочка, вышедшая замуж, но по каким-то причинам не имевшая половой близости, не приобретает право на самостоятельное заключение брака. Регистрация брака без согласия обязательных опекунов девушки влечет применение такой меры ответственности, как признание брака недействительным.
Что касается качества самих брачующихся, то Гражданский закон Ирана допускает заключение брака с лицами, которые в законодательстве Республики Таджикистан называются недееспособными. Вахба аз-Зухейли считает, что если человек, не имеющий права совершать подобные действия (например, ребёнок, не вступивший в возраст различения, или умалишённый) вступает в брак, то этот брак, считается недействительным [11]. Если же оба заключающих брачный договор (или один из них) обладают недостаточной правоспособностью для совершения подобных действий (например, ребёнок в возрасте различения или слабоумный, способный к различению), то брак будет действительным.
Несмотря на то, что закон Ирана не предусматривает конкретные положения о браке умственно отсталого человека. Некоторые ученые отмечают, что глупый человек не может толком вести свои финансовые дела и на основании основ Гражданского закона ИРИ [12] и с учетом мнения ученых - правоведов (богословов) считают, что такой брак без участия опекуна является недействительным [13].
Еще одним субъектом брачного договора, воля которого дефектна, юридическая наука Ирана называет безумно влюбленного. Закон не исключает, что безумно влюбленный человек, по причине неимения воли, не может лично сам войти в суть любого соглашения. Согласно общему правилу, все его юридические действия по заключению сделки или по ее расторжению являются недействительными (ботил) [14]. Брак также считается сделкой, поэтому, если в нем одна из сторон (как мужчина, так и женщина) бессознательно осуществляет свои права, то в этом случае брак недействителен, он приравнивается к браку, заключенному душевнобольным
человеком. Несмотря на это, отцу или деду по линии отца в качестве опекуна разрешено заключать брак безумно влюбленного несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, который с детства беспрерывно впадал в безумие. В этом случае необходимо согласие опекуна на заключение брака, иначе брак может быть признан недействительным.
В статье 88 Закона Ирана «По делам об опекунстве» говорится, что в случае, «если психолог - врач не видит препятствий для заключения брака безумно влюбленного, то опекун с разрешения прокурора может заключить брак от имени своего подопечного». Некоторые ученые - правоведы [15], ссылаясь на источники шиитского права, отмечают, что обязательный опекун в необходимых случаях может заключить брак от имени безумно влюбленного и при этом получение разрешения прокурора не обязательно [16].
В том случае, если душевнобольной после достижения совершеннолетия становится разумным и нормальным человеком, то, согласно праву Ирана отец и дед по линии отца не имеют правомочия по опеке в процессе бракосочетания. В данной ситуации по решению суда над безумно влюбленным назначается опека (ст.1218 ГК Ирана).
Основанием для признания брака недействительным может служить сокрытие определенных видов болезней. Ни у кого из супругов не должно быть болезней и пороков, делающих дозволенным аннулирование брака, — это сумасшествие, проказа и импотенция (половое бессилие), кроме тех случаев, когда другая сторона знала об этом пороке и выразила своё согласие. В соответствии со статьей 1128 Гражданского кодекса Ирана, человек, неосведомленный о наличии тяжелой болезни или страдания душевным заболеванием у другой стороны, в случае их обнаружения на основе выданной медицинской справки, может в оперативном порядке прекратить заключенную им сделку с таким лицом, так как данная сделка всецело зависит от вышеотмеченной медицинской справки [17].
Заведомо ложная информация о качествах брачующихся в добрачный период (выбора кандидатуры и сватовства) может служить основанием для отмены брака. При заключении брака не должно быть обмана. Речь идёт о тех случаях, когда один из супругов прельщает другого, заявляя о наличии у себя определённых привлекательных качеств — богатства, положения в обществе, благородного происхождения или образования, а потом выясняется, что его (ее) утверждение было ложью. В этом случае обманутый супруг (супруга) имеет право требовать аннулирования брака [18]. В статье 1128 Гражданского кодекса сказано, что, если после заключения брака будет установлено, что одна из сторон не отвечает требованиям условий брака, противная сторона имеет право на отмену брака в судебном порядке. Так, например, важным условием брака является девственность девушки, вступающей в брак. Отсутствие данного качества может являться основанием для аннулирования брака.
Следует заметить, что санкции семейно-правового характера могут быть дополнены санкциями других отраслей права. Так, статья 647 "Закона об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран" предусматривает, что если муж и жена до заключения брака обманули друг друга, заявив, что они имеют высшее образование, обладают большим состоянием, занимают высокие должности и являются общественно признанными личностями и т.п., и на этом основании заключают брачный контракт, то они подлежат наказанию на срок от 6 месяцев до 2 лет. В некоторых случаях, когда одна из сторон брачного контракта обвиняет другую в обмане, необходимо по данному факту вынести обвинительное судебное заключение, которое впоследствии явиться основанием для применения семейно-правовой санкции в виде отмены брака [19].
Кроме того, для заключения действительного брака должны отсутствовать препятствия для заключения брака.
Во-первых, должно отсутствовать близкое родство. Родственная близость может быть законной и незаконной. Законная родственная близость означает близость лиц, которые сами или их отцы и матери появились на свет от одного отца или одной матери, имеющие законный брак. Незаконная родственная близость означает близость лиц, которые сами или их отцы и матери появились на свет от одного отца или одной матери, имеющих незаконный брак или в результате прелюбодеяния. Брак указанных лиц является запретным и недозволенным. В Коране говорится: «Запретны вам в
качестве жен: ваши матери, дочери, сестры, тетки со стороны отца, тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры» [20].
В статье 1035 Гражданского кодекса Ирана указано, что браки между указанными в Коране родственниками, даже если родство возникло в результате прелюбодеяния или сомнения, а также брак с отцом, дедушками, матерью, бабушками по восходящей линии, брак с братом, сестрой, с их детьми по нисходящей линии, брак с детьми по нисходящей линии, брак с тетями по линии отца и по линии матери, с тетями отца и матери и их дедушками и бабушками запрещается. Кстати, несмотря на то, что семейное законодательство отрицательно относится к незаконнорожденным детям, в вопросе запрета брака с близкими родственниками оно приравнивает их к законнорожденным.
Запреты на брак по причине кровного родства можно сгруппировать следующим образом:
а) предки человека: мать, бабушка со стороны матери, бабушка со стороны отца и так далее;
б) потомки человека: дочь, внучка (дочь дочери или дочь сына) и так далее;
в) потомки родителей или одного из них: родная сестра, сестра по отцу или по матери, их дочери, дочери детей братьев и сестёр и так далее;
г) Прямые потомки (первая ступень) дедушек и бабушек: тётка по матери и тётка по отцу — как самого человека, так и его матери или отца, дедушки или бабушки. Что же касается второй ступени родства — дочерей тётки или дяди по отцу или по матери, то есть двоюродных сестёр, то они не являются запретными для мужчины.
Следует отметить, что запрет на кровосмешение, ведущее к вырождению, является одним из первых запретов, введенных человечеством.
Нарушение запрета не ограничивается признанием брака недействительным. Иногда данная санкция может быть дополнена санкциями уголовно-правового характера. Например, существует санкция в виде смертной казни за прелюбодеяние, совершенное с кровным родственником, близость с которым запрещена шариатом, с женой отца. Статья 63 Уголовного кодекса ИРИ указывает, что данное деяние является преступлением, если отсутствует добросовестное заблуждение обеих сторон относительно дозволенности совершенного деяния.
Другое препятствие к заключению брака - наличие молочного родства, которое характерно для мусульманского права.
Молочное родство состоит из близости лиц в силу молочного кормления разных по крови детей грудью одной матери. Данное родство предусмотрено Кораном и сунной. В Коране указано: «Запретны вам в качестве жен ... молочные матери, молочные сестры» [21]. Пророк Мухаммад, утверждая, что «молочное родство схоже родству по крови» [22], говорит: «Все, что запрещено родственникам по крови, является запретным (незаконным) и для молочных родственников». Специалисты в области семейного права Ирана, отмечают, что если женщина в течение суток беспрерывно или 15 раз покормит чужого ребенка грудью, то оба ребенка считаются ее детьми, поэтомк их родственники, а также дети не могут вступать в брак [23]. По мнению большинства факихов, молочное родство создаёт запрет потому, что из молока матери формируются плоть и кости вскармливаемого ребёнка, независимо от того, много он получил молока или мало [24].
Третьим препятствием является отсутствие причинного родства.
Лица, с которыми мужчине, в силу того что он считается их зятем, запрещен брак, делятся на два вида:
1. Лица, брак с которыми запрещен точно так же, как запрещен с постоянными родственниками, например с матерью жены. Например, для мужчины брак с матерью или бабушкой жены или дочерью жены или её внучек, жены отца и брата является запретным и недозволенным.
2. Лица, с которыми одновременно запрещен брак, т.е. пока существует родство, брак между ними не разрешается. Например, сестра жены запретна мужу последней до тех пор, пока муж (зять сестры жены) находится в браке с её сестрой [25]. По этому поводу в Коране записано: «.запретно жениться одновременно на двух сестрах.» [26].
Запрет по причине родства по браку также можно разделить на следующие виды:
1. Жена предка, из категории тех, кто получает при наследовании долю, оставшуюся после тех, чьи доли определены шариатом, а также тех, кто не относится ни
к первой, ни ко второй группе, независимо от того, вступал ли он в близость с ней или только заключил брачный договор. Сюда относится жена отца, а также жена деда по отцу и по матери. Дочь жены отца или её мать не становятся запретными для мужчины, поэтому человек может жениться на женщине, а его сын — на её дочери или матери.
2. Жена потомка, из категории тех, кто получает при наследовании долю, оставшуюся после тех, чьи доли определены шариатом, а также тех, кто не относится ни к первой, ни ко второй группе независимо от того, вступал ли он в близость с ней или только заключил брачный договор, даже после того, как он покинул её по причине развода или своей кончины. Сюда относится жена сына и внука.
3. Предки жены, независимо от того, вступал он с ней в близость или нет. Сюда относятся мать жены и её бабушка как со стороны матери, так и со стороны отца, потому что установленное шариатом правило гласит: «Заключение брака с дочерьми делает запретными матерей, а вступление в близость с матерями делает запретными дочерей».
4. Потомки жены, то есть падчерицы, если мужчина вступал в близость с женой. Если же он не вступал с ней в близость, а потом расстался с ней по причине развода или её кончины, то её дочь или другие потомки не становятся для него запретными.
Вышеуказанный запрет связан с морально-этическими соображениями, нарушение которых противоречит постулатам шариата. Следует отметить, что при выявлении препятствий к заключению брака может иметь значение
совершение прелюбодеяния. Прелюбодеяние считается одним из препятствий брака, которое считается постоянным запретом и которое может совершиться в следующих случаях:
- прелюбодеяние с замужней женщиной;
- прелюбодеяние с женщиной, которая после первого развода выжидает идду. Шиитское направление придерживается мнения о навечно запрещённости брака с женщиной, с которой мужчина ранее совершил прелюбодеяние в то время, когда она была замужем или выжидала идду после развода с правом на возобновление брака. Однако, если она была незамужней, либо же выжидающей идду после троекратного развода, или временного брака, или после смерти мужа, она не становится запретной для того мужчины, который совершил с ней прелюбодеяние, и он может жениться на ней впоследствии.
Следует добавить, что в ст.83 Уголовного кодекса Ирана содержится санкция на побитие камнями за прелюбодеяние с замужней женщиной, с женатым мужчиной.
Препятствием к заключению брака является также заключение брака в состоянии ихрама [27].
Брак в состоянии ихрама является запрещенным, если паломник знал о данном запрете. Запрет установлен как для постоянных, так и для временных браков; как в состоянии ихрама при обязательном хадже, так и в состоянии ихрама при малом хадже (умра); как в процессе совершения хаджа для себя, так и для другого [28].
В особую группу выделяются препятствия к заключению брака лицами, не являющимися мусульманами.
Другим препятствием для брака является безбожие брачующихся, т.е. женщина -мусульманка не вправе заключать брак с мужчиной - безбожником, а мужчина -мусульманин не вправе жениться на женщине - безбожнице как временно, так и постоянно [29].
Если муж или жена (они вместе) отреклись от религии, то в том случае, если это произошло до свадьбы, брак сам по себе становится недействительным, а если же это произошло после заключения брака, отрешенный от религии муж становится запрещенным для своей жены и их брак также становится недействительным. В результате недействительности брака женщине необходимо выждать срок «идда». Если отрешенные от религии супруги раскаялись, то их брак становится допустимым, т.е., происходит санация брака.
Шариат также запрещает брак с идолопоклонником (-цей), однако в случае принятия им (ею) ислама брак становится разрешенным [30].
Препятствием к заключению брака может быть объявление мужем трехкратной формулы развода (талак). Бывшая жена не может в будущем заключить со своим бывшим мужем новый брак, за исключением случая, если она не заключит новый брак с другим мужчиной [31]. Данная санкция является справедливой, потому что
предостерегает мужа от принятия необдуманных решений, касающихся совместной брачной жизни.
Если в браке с девочкой, не достигшей 9-летнего возраста, муж вступает с ней в половые отношения, то для него данный брак становится навечно запретным. В данном случае, нарушение запрета, установленного шариатом, влечет для виновного лица в рамках семейных правоотношений отмену брака и лишения права на супружеские отношения.
Важным условием брачного договора является выплата махра [32]. Махр предоставляется не в качестве платы за женщину, а как проявление уважения к ней со стороны мужчины. Отсутствие условия о махре или его непредоставление влечет за собой брака недействительным [33]. Согласно статье 1082 Гражданского кодекса, как только заключается брак, женщина становится собственником махра и вправе распоряжаться им по собственному усмотрению [34]. Обычно в брачном договоре отмечается, что махр причитается супруге и только она вправе им распоряжаться. По поводу получение махра со стороны жены следует отметить, что нежелание мужа от предоставления или отказ предоставить махр вынуждают супругу требовать махр по закону. Согласно предписаниям закона, существуют два способа получения махра: обращение с иском в судебные органы; обращение с ходатайством о выдаче исполнительного листа. При наличии официального документа, в случае отказа добровольного предоставления махра, муж принуждается судом к предоставлению махра [35]. Но следует отметить, что принудительная выплата махра не является проявлением семейно-правовой ответственности, а - исполнение обязанности под принуждением.
Что касается размера махра, то его минимальные и максимальные границы четко не установлены ни в Коране, ни в преданиях (ривоят), ни в Гражданском кодексе. Назначение размера махра предоставлено на усмотрение сторон.
В каждом случае, если в заключении брака не был оговорен махр и если муж дал развод жене до того, как прикоснулся к ней (до вступления в близость с женой), то жена имеет право на получение махра, как и во временном браке. В статье 1094 Гражданского закона ИРИ указывается, что в процессе назначения махра во временном браке предметом рассуждения становится экономическая состоятельность мужа. При этом многие ученые отмечают, что если мужчина богат, то пусть предоставит махр в размере одного домашнего животного, или красивую одежду, или 10 золотых динаров; а если он бедный, то пусть предоставит махр в размере одного золотого динара или какое-нибудь кольцо. Поэтому нарушение условия о размере махра может повлечь наступление семейно-правовой ответственности лишь в том случае, если он четко оговорен сторонами при заключении брака.
Литература:
1. Махмудов М.А. Семейно-правовые средства обеспечения стабильности брака. -Душанбе, 1990. - С.48.
2. Изложение начал мусульманского законоведения/ Сост. Н. Торнау. -Спб, 1850. -С.133.
3. Ас-Сабуни. Аз-заваджаль-ислями аль-мубаккир//Шр://аЫй.пагоё.ги/тёех/0-12 [Дата обращения 20.05.2013]
4. Садагдар М.И. Основы мусульманского права/ Отв. ред. О.А. Жидков. -М., 1968. -С. 47.
5. Хумайни Мусави. Тахрир-ул-васила. Том 2. Вопрос 3. Тегеран: «Дорулилм», 1362. С.252; Мухаммад Козими Табатабои. Урват-ул-вуско. Китоби никох. Фасли авд ва ахкоми он. Вопрос 13. Тегеран, 1377. С.139.
6. Мухаммад Хасани Наджафи. Чаво^ир-ул-калом. Том 29. 1377 хиджры. http://www.sibtain.com/en/Book_Essence_of_Shia_Faith_English_Ahsan_ul_Fawaid.aspx [Дата обращения 21.05.2013]. С.143.
7. Сайид Хусейни Сафои ва Асадуллох Имоми. Хукуки хонавода. Том 1. №63. Тегеран: «Улуми исломи», 1378 хиджри. С.73.
8. Хумайни Мусави. Указ. раб. С.252.
9. Хумайни Мусави. Указ. раб. С.255.
10. Мухаммад Хасани Наджафи. Указ. раб. С.189.
11. Вахба аз Зухейли. Указ. раб. С.76.
12. Статьи 1238 и 1064 Гражданского закона ИРИ.
13. Сайид Хусейни Сафои ва Асадуллох Имоми. Хукуки хонавода. Тегеран: «Улуми исломи», 1378 хиджры. С.86-87.
14. Мухаммад Хасани Наджафи. Указ. раб. -С.143.
15. Котузиён Н. Хукуки хонавода (Семейное право). -Тегеран: Ч,овидон, 1384. -С.87-88.
16. Мухаммад Хасани Наджафи. Указ. раб. -С.291.
17. Во всех случаях, когда между сторонами обусловлено какое-нибудь особенное качество и после заключения сделки выяснилось, что у стороны нет этого особенного качества, у противной стороны возникает право прекратить брак.
18. Вахба аз-Зухейли. Указ. раб. С.78.
19. Пуранг Ниё А. Хукуки хонавода. -Техрон: Уфуки андеша, 1389. С.146-147.
20. Коран, сура «Женщины», аят 23.
21. Коран. Сура «Женщины», аят 23.
22. Хури Омули. Указ. раб. С.28.
23. Хидая. Комментарий мусульманского права. Ташкент, 1893. Т.1. С.131.
24. Вахба аз-Зухейли. Указ. раб. С.67.
25. Шахиди Сони Зайнуддин ибни Ахмад. Шархи Лумъа. Том 2. -Тегеран: Бито, 1362 (1983). С.73.
26. Коран, сура «Женщины», аят 23.
27. Воздержание паломников от совершения недозволенных шариатом действий в Мекке
28. Хури Омули. Указ. раб. -С.28.
29. Бокири Маджлиси. Миротул-васила. Том 2. -Кум: Дорул-илм, 1362 (1983). С.287.
30. Юсуф Бурхони. Хадоикул-мунозира. Том 24. -Кум: Чопи сангин, 1374 хиджры. С.28.
31. Рухуллох Хумайни. Тах,рир-ул-васила. Том 2. Кум: «Дорул-илм». С.284; Джаъфари Мухаккили. Шароиъ-ул-ислом. Том 27. Тегеран: Мачмаъ-ул-захоир-ул-исломи, 1382 (2003). С.520.
32. Имущество, предоставляемое женщине на случай развода.
33. Рухуллох Хумайни. Тахрир ул- васила. Том 2. С.282.
34. Статья 1082 Гражданского закона ИРИ.
35. Сайид Хусайн Сафои. Баррасии хукуки татбики хонавода. Тегеран: «Фирдавси», 1378 хиджры. С.242.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОТЛИЧИЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА ОТ ПРИЗНАНИЯ БРАКА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН)
В статье проведен анализ вопроса касающегося отличия расторжения барака от признания брака недействительным, как факта прекращения семейных отношений в Исламской Республике Иран. Результаты анализа показывают, что расторжение брака и признания брака недействительным являются различными понятиями и имеют различные правовые последствия при прекращении семейных отношений.
Ключевые слова: заключение брака, семья, супруги, шариат, родство, развод, недействительность брака, прекращение брака, брачный договор, махр.
ABOUT DISTINCTIVE FEATURES OF DIVORCE PROCEDURES AND INVALIDATION OF A MARRIAGE (ON THE EXAMPLE OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN)
In this paragraph the analysis of differences in the procedures of divorce and invalidation processes, as a fact of termination of family ties in the Islamic Republic of Iran, are presented. The results of analysis show that divorce procedures and invalidation of a marriage, differ from each other and have distinctive legal implications in the termination of family relationships.
Keywords: marriage, family, spouses, sharia, relativeness, divorce, invalid marriage, termination of a marriage, marriage contractr.
Сведения об авторе: Абедини Мохаммад Хоссейн соискатель Таджикского национального университета, e-mail: abedini1339@yahoo.com
About author: Abedini Mohammad Hossein, researcher of the Tajik National University