А.У. ТАГАЕВ,
кандидат, юридических наук, соискатель кафедры конституционного права и государственного управления Казахского гуманитарно-юридического университета
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Общеизвестно, что одним из составных частей конституционно-правового статуса Парламента является его внутреннее устройство, то есть структура Парламента и взаимоотношения ее составляющих.
Согласно Конституции Республики Казахстан, в Казахстане учрежден компактный по численности, профессиональный и постоянно действующий Парламент с двухпалатной структурой (Сенат и Мажи-лис, действующие на постоянной основе). Парламент Республики Казахстан можно отнести к парламенту с ограниченными возможностями, так как в соответствии с п.3 ст. 61 Конституции, определен исчерпывающий перечень вопросов, по которым Парламент может издавать законы.
Двухпалатная структура Парламента получила значительное распространение в мире благодаря следующим преимуществам:
- возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей нации, а также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов, либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль;
- возможности сделать оптимальным законодательный процесс, установив противовес возможным скоропалительным и мало продуманным законодательным решениям одной палаты;
- двухпалатность надежно страхует от превращения депутатского корпуса в монолитную силу, оппозиционную исполнительной власти и Президенту, так как верхняя Палата, формируемая путем непрямых выборов из представителей регионов, призвана сдерживать излишний радикализм нижней Палаты;
- необходимости обеспечить уравновешенный подход в парламентской работе, предать ей высокий профессиональный уровень.
Вместе с тем, раскрывая преимущества двухпалатной структуры Парламента, на наш взгляд, нельзя не указать на ее недостатки. В частности, в ряде юридической литературы учеными-правоведами и политологами отмечается, что двухпалатная структура Парламента тормозит законодательный процесс. По их мнению, бика-
мерализм в унитарных государствах ведет к ущемлению прав нижней Палаты, к затягиванию и усложнению законодательной процедуры. Кроме того, вторая палата часто отличается сдержанностью и консерватизмом. Весьма убедительную аргументацию бессмысленности и даже реакционности бикамерализма дал в свое время видный идеолог лейборизма С. Криппс: «Если мы хотим достигнуть эффективной демократии, то абсолютно невозможно иметь две палаты, делящие суверенитет государства. Вторая палата является либо представительной - в этом случае она не что иное, как дубликат первой палаты, либо она не представляет народ в целом - в этом случае она не должна иметь место в подлинно демократическом парламенте» [1, с. 8].
В качестве недостатка можно говорить и о разобщенности, несогласованности действий Парламента в случае, если палаты противоборствуют и конфликтуют. Отсутствие взаимодействия палат может негативно сказываться на качестве работы Парламента и вести к ослаблению его влияния в системе государственной власти.
Конституция Республики Казахстан, определяя состав Парламента, первым называет Сенат, а затем Мажилис. Однако она не называет Сенат и Мажилис верхней и нижней Палатами, вместе с тем сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов присуще и Парламенту Республики Казахстан. Это дает основание характеризовать Сенат как верхнюю, а Мажилис - как нижнюю Палату Парламента Республики Казахстан. Члены нижней, так и верхней Палаты Парламента называются депутатами.
К примеру, паритетность палат четко просматривается в законотворческой и иной деятельности. Так, принимаемый Мажилисом законопроект не называется законом, а остается законопроектом. Он становится законом после принятия Сенатом. В то же время Сенат вряд ли можно считать полностью верхней Палатой. Многие важнейшие вопросы государственной жизни рассматриваются и решаются на совместных заседани-
ях Сената и Мажилиса Парламента на паритетных началах. Поэтому Сенат и Мажилис Парламента имеют как самостоятельные, так и совместные полномочия. В силу этого приняты три регламента: Регламент Сената, Регламент Мажилиса и Регламент Парламента, которые корреспондируют друг друга и соответствуют нормам действующего конституционного права.
В Конституции установлен порядок формирования Палат Парламента, предусмотрены для каждой Палаты в отдельности особые полномочия. Палаты Парламента Республики Казахстан не имеют единого руководства и не вправе работать совместно, за исключением случаев, исчерпывающий перечень которых определен в ст. 53 Конституции.
К примеру, согласно п.п. 2, 4 статьи 51 Конституции Республики Казахстан, депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Срок полномочий депутатов Сената составляет шесть лет. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее, чем за два месяца до окончания срока их полномочий.
Формирование верхней Палаты путем косвенных выборов является распространенным в мировой практике парламентаризма. Казахстан в этом плане не исключение. В соответствии с п.2 статьи 50 Конституции Республики Казахстан, избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Формирование Сената через местные представительные органы - это одна из традиционных моделей формирования Сената, обеспечивающая в нем представительство интересов регионов. Кроме того, Президент Республики Казахстан наделяется правом назначать пятнадцать депутатов в Сенат с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.
Таким образом, установление возрастного ценза и ценза оседлости, является одной из разновидностей специальных требований, предъявляемых к депутатам. Применительно к сенато-
рам это вызвано необходимостью тесной связи их с регионами, которые они представляют, и, во-вторых, необходимостью иметь в Сенате лиц, обладающих достаточно высоким образовательным уровнем и солидным жизненным опытом для взвешенной и в то же время достаточно критической оценки решений нижней Палаты в интересах качественной законотворческой работы.
21 мая 2007 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», которое коснулось таких основных институтов, как Президент, Парламент, местное государственное управление и самоуправление. Конституционные изменения стали новым этапом в политическом развитии Казахстана. Усиление полномочий Парламента и в целом представительной ветви власти обеспечивало баланс механизма сдержек и противовесов и укрепляло стабильность нашего общества.
Сегодня нижняя Палата (Мажилис) состоит из ста семи депутатов. Так согласно п.4 ст. 4 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» девяносто восемь депутатов Ма-жилиса избираются от политических партий по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее, чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет.
Такой порядок формирования нижней палаты расширяет полномочия партийных фракций, включая предоставление им законодательной инициативы, существенно повышает значимость партий в выработке государственных решений, активизирует политический процесс в стране. При этом следует отметить, что партия является выразителем политической воли населения, инструментом обратной связи между властью и обществом. В этом ключе уместно будет привести мнение Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, который отмечал, что новая форма проведения выборов в Казахстане должна предоставить политическим партиям дополнительные возможности по усилению своей роли в политической системе страны, обеспечив реальное отра-
жение расклада политических сил и действительную волю населения [2].
Таким образом, в конституционном законодательстве Республики Казахстан принята формула, по которой депутаты нижней Палаты Парламента представляют весь народ в целом, а верхней - только область, города республиканского значения либо интересов иных групп общества, играющих в нем значимую роль.
Председатели Палат Парламента выбираются на весь срок полномочий Парламента. Они могут быть отозваны от должности, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат. Вместе с тем следует отметить, что в законодательных актах, в Регламентах не указываются основания отзыва Председателей, которыми могут быть нарушения правил депутатской этики, неспособность руководить деятельностью Палат, создание пред-посыглок для политического кризиса и другие.
Кроме того, Председатели Палат вправе сами подавать в отставку. Отставка Председателя Палаты считается принятой, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палаты. Это означает, что депутаты могут не принять отставку Председателя Палаты. Для того, чтобы депутаты приняли отставку Председателя, причины должны быть основательными. Но в Регламентах не говорится об этих причинах.
В руководящие органы Палат входят, помимо председателей, их заместители, председатели постоянных комитетов Палат, руководители фракций политических партий, представленных в Мажилисе.
В соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», сессии Парламента бывают очередные и внеочередные. Очередныге сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и заканчивая последним рабочим днем июня. Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Ма-жилиса, как правило, открывается Президентом Республики, а в случае его отсутствия - председателем Мажилиса.
В период между сессиями Парламента Президент может созвать внеочередное совместное заседание Палат: 1) по собственной инициативе; 2) по предложению Председателей Палат; 3) по предложению не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента. Внеочередное совместное заседание Палат проводится в сроки и
порядке, определенных Президентом. Внося предложение о созыве внеочередного совместного заседания, председатели Палат и депутаты раскрывают вопрос, послуживший поводом для его проведения.
Координационныгми органами Парламента Республики Казахстан являются Бюро Сената и Бюро Мажилиса - создаются при председателях Палат и состоят из заместителей председателей Палат и председателей постоянных комитетов Палат. Заседания Бюро Палат созываются председателями Палат по мере необходимости и правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов. Бюро Палат:
а) осуществляют координацию работы комитетов и комиссий Палат; б) подготавливают для Палат предложения по очередности рассмотрения проектов законов и иных решений Парламента и его Палат; в) оказывают содействие в организации совместной работы комитетов по вопросам, относящимся к компетенции нескольких комитетов; г) решают иные вопросы организации работы Палат, не отнесенных настоящим Указом к компетенции других органов и должностных лиц Парламента.
Полномочия Бюро Мажилиса отличаются в определенной степени от полномочий Бюро Сената.
К примеру, Бюро Мажилиса: а) обеспечивает подготовку проекта программы проведения очередной сессии Парламента и вносит его на утверждение Мажилиса; б) рассматривает проекты планов по подготовке проектов законов; в) координирует деятельность комитетов и иных рабочих органов Мажилиса; г) по предложению соответствующих комитетов Мажилиса утверждает составы рабочих групп по разработке законопроектов и финансовое обеспечение их деятельности; д) принимает решение о проведении Парламентских слушаний соответствующими комитетами Палаты; ж) назначает из числа депутатов, работников Аппарата и специалистов представителей от Мажилиса в Конституционном Совете, Верховном Суде, где Мажилис выступает в качестве истца или ответчика; з) организует работу с обращениями граждан; и) решает иные вопросы организации работы Палаты, не отнесенных Регламентом к компетенции других органов Палаты. Кроме того, в пределах своей компетенции Бюро Мажилиса принимает постановление, которое может отменить Мажилис.
В отличие от Бюро Мажилиса - Бюро Сената: а) подготавливает для Сената предложе-
ния по очередности рассмотрения проектов законов и иных решений Сената; б) координирует работу комитетов и комиссий Сената; в) принимает решение о проведении Парламентских слушаний постоянными комитетами Сената; г) утверждает структуру и штаты Аппарата Сената; д) назначает из числа депутатов, работников Аппарата и специалистов представителей от Сената в тех органах, где Сенат выступает в качестве истца или ответчика; д) организует работу с обращениями граждан; ж) решает иные вопросы организации работы Сената.
Бюро Сената также как и Мажилиса принимает в пределах своей компетенции постановления.
Главнейшим элементом внутренней струк-туры1 Парламентов являются постоянныге ко-митетыг Сената и Мажилиса, а также совме-стныге комиссии Палат.
Анализ конституционного законодательства зарубежных стран показывает, что численный и персональный состав, наименование, направления работы, статус комитетов и комиссий палат парламентов определяются ими самостоятельно, число их различно и часто меняется. В парламенте Франции комитетов насчитывается от 6 в любой из палат, Израиля - 9 комитетов, в палате общин Великобритании - 15, в Конгрессе США -22, в бундестаге Германии - до 24. В отдельных странах число постоянных комитетов зафиксировано в конституции, в других странах в парламентских регламентах. В состав комитетов и комиссий с правом решающего голоса могут входить только депутаты палат.
Постоянные комитеты, комиссии бывают отраслевыми или специализированными и неспециализированными. Теоретически их роль определяется как предшествующая подготовка разного рода вопросов, которые потом должны рассматриваться в сессионных заседаниях. Одной из главных функций постоянных комитетов является детальное рассмотрение законопроектов. Эта их деятельность составляет содержание отдельной стадии законодательного процесса. В Италии, в соответствии со ст. 72 Конституции, постоянные комиссии (комитеты) имеют право не только рассматривать, но и утверждать законопроекты, что исключает дальнейшую парламентскую процедуру их принятия. И хотя за инициативой правительства Италии или установленного количества депутатов законопроект до утверждения его комиссией может быть возвращен к рассмотрению и принятию в палате, постоянные комиссии во многих случаях выступают как основной центр законодательной деятельности.
В настоящее время в Сенате образовано и действуют три Постоянных комитета: по законодательству и судебно-правовой реформе; по экономике, финансам и бюджету; по международным делам, обороне и безопасности и по вопросам регионального развития и местному самоуправлению.
В Мажилисе - шесть Постоянных комитетов: по законодательству и судебно-правовой реформе; аграрным вопросам; социально-культурному развитию; экономике, финансам и бюджету; вопросам экологии и природопользованию; международным делам, обороне и безопасности.
Следует обратить внимание на то, что постоянные комитеты, непосредственно работая над законопроектами, наделены полномочиями учитывать мнения широкой общественности. Это является одним из важных условий подготовки и принятия более совершенных, нужных законов.
Постоянные комитеты, осуществляя свою компетенцию, свободны в выборе форм и методов деятельности, взаимодействуют с государственными органами, изучают и учитывают общественное мнение. Заседания постоянных комитетов проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания комитетов являются открытыми, на которых могут присутствовать представители СМИ при условии их аккредитации при Палатах Парламента. Могут проводиться и закрытые заседания комитетов.
По предложению Президента республики постоянные комитеты Сената и (или) Мажилиса Парламента рассматривают иные вопросы и представляют Главе государства соответствующие заключения.
Во многих странах, включая и Республику Казахстан, постоянные комиссии осуществляют деятельность, связанную с функционированием самого представительного органа, по вопросам процедуры и регламента, депутатской этики и т.п. Нередко постоянные комиссии осуществляют функции связи с министерствами и контроля над деятельностью органов исполнительной власти. Поэтому неудивительно, что постоянные комиссии имеют специализированный характер, а их предметная компетенция в целом отвечает общей структуре правительства.
Направления деятельности комитетов различны, все они решают ряд общих задач: участвуют в законопроектных работах; готовят предварительные материалы по вопросам, относящимся к компетенции своих Палат (ст. 55, 56, 57); гото-
вят и проводят общепалатные мероприятия (парламентские слушания и т.д.); содействуют проведению в жизнь принимаемых законов и решений собственных Палат; рассматривают кандидатуры должностных лиц, подлежащих назначению Палатами или представляемых Президентом РК на согласование; осуществляют контроль за деятельностью государственных органов.
Постоянные комитеты Палат по основным направлениям своей деятельности могут образовывать подкомитеты. Председатель и секретарь постоянного комитета Палат не могут входить в состав подкомитетов комитета Палат.
Президент, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности Республики, а также Государственный секретарь, руководители Администрации Президента и Канцелярии Премьер-Министра, представители Президента и Правительства Республики Казахстан в Парламенте вправе присутствовать на любых, как открытых, так и закрытых заседаниях постоянных комитетов и имеют право быть выслушанными.
Кандидатуры на должность председателя соответствующего постоянного комитета выдвигаются депутатами Палаты. Председатели постоянных комитетов Палат избираются из числа депутатов открытым или тайным голосованием на заседании Сената, Мажилиса большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Законодателем предусматривается, что при выдвижении на должность председателя постоянного комитета более двух кандидатов и если при голосовании ни один из них не набрал большинства голосов от общего числа депутатов Палаты, проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При повторном голосовании избранным на должность председателя постоянного комитета считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.
Конституционное закрепление правового статуса парламентских фракций политических партий имеется и в нормах основных законов ряда постсоветских стран. Так, в статье 58 Конституции Грузии 1995 года записано, что члены Парламента могут объединяться во фракции, число депутатов которых должно быть не менее десяти, а также ссылочная норма об определении законом и регламентом Парламента порядка образования и деятельности фракций, их полномочий [3, 416].
Следует отметить, что признавая фракции важнейшим структурным элементом Парламента, современное конституционное право представляет им ряд льгот и привилегий, реализация которых обеспечивает их активное участие в организации и деятельности Палат, формировании руководящих и рабочих органов Парламента. Это закреплено и претворяется в жизнь практически во всех демократических странах.
Для казахстанской парламентской практики депутатские объединения на партийной основе -явление новое и пока малозначимое. Правовой статус партийных фракций и политических партий в отечественном законодательном органе находит закрепление в положениях Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 6 мая 1999 года. Согласно статье 34 данного законодательного акта, депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и депутатских групп. Под «фракцией» законодатель подразумевает «организованную группу депутатов, представляющих политическую партию, зарегистрированную в порядке, установленном законом. Минимальная численность фракции политической партии должна объединять не менее десяти депутатов Ма-жилиса Парламента. В состав фракции политической партии могут входить депутаты Мажили-са Парламента. Депутат имеет право состоять только в одной фракции политической партии» [4].
Наиболее подробно деятельность парламентских фракций в Казахстане нормативно урегулирована Регламентами Парламента и его Палат.
Наиболее подробная регламентация особого правового статуса казахстанских парламентских фракций содержится в разделе 7 Регламента Парламента от 20 мая 1996 г.; п.п. 156-162 Регламента Мажилиса Парламента от 8 февраля 1996 г.; п.п. 143 -146 Регламента Сената Парламента от 8 февраля 1996 г.
Между тем в ряде стран наблюдается тенденция регламентации парламентских фракций путем принятия закона о них (Швейцария, Грузия, Украина). В этих актах (Закон Швейцарии 1971 г. «О парламентских фракциях и их секретариатах», Закон Грузии 1994 г. «О парламентской фракции», Положение «О депутатских группах (фракциях) Верховного Совета Украины» 1994г.) значительно подробнее, чем в регламентах, определен правовой статус, регламентированы порядок их образования и ликвидации, права и привилегии [5, с. 46].
По мнению К.К. Мусина, принятие подобного рода актов, имеющих высшую юридическую силу, нежели регламенты, свидетельствует о признании партийных фракций в качестве важнейших инструментов политической деятельности партий [6]. Автор поддерживает позицию К.К. Мусина и предлагает разработать и принять законодательный акт «О парламентских фракциях».
Общим для обеих Палат органом является депутатская группа - внутрипарламентская общественная организация, нацеленная на развитие традиций парламентаризма и налаживание сотрудничества с аналогичными формированиями других стран. Подобные организации существуют во многих парламентах мира, действовали они и в прежних парламентах Союза ССР. Депутатские группы играют роль интегративного механизма и позволяют Парламенту действовать в качестве единого целого.
Под «депутатской группой» законодатель подразумевает объединение депутатов для совместного осуществления своих полномочий. В составе депутатской группы должно быть не менее пятнадцати депутатов Парламента.
Вместе с тем следует отметить, что законодательство, регулирующее вопросы депутатских объединений, прямо определяет образование фракций политических партий и депутатских групп. Это связано, прежде всего, с тем, чтобы в Парламенте не допустить создание других депутатских фракций на основе иных казахстанских общественных организаций и не дать возможность лоббистской деятельности выражать отраслевые и корпоративные интересы.
Политические партии в отличие от иных общественных организаций Казахстана представляют на широкое обсуждение электорату свои программные установки, участвуя на выборах по пропорциональной системе на едином республиканском избирательном пространстве, тем самым и легитимируют свою деятельность. Поэтому можно согласиться с мнением С.Аубекерова, который считает, что «...предусмотренная возможность организации фракций не только на основе представления политической партии, но и общественного объединения, во-первых, снижает значение партийной фракции как важнейшей организационной формы парламентской деятельности партий, боровшейся на выборах для реализации определенной программы, во-вторых, сохраняет возможность образования новых фракций, за программы которых избиратели не голосовали, но появление которых в результате рас-
кола партийной фракции или слияния депутатских объединений возможно теоретически, так как в отличие от членства в одной партии гражданин может состоять в нескольких общественных объединениях» [7].
Другим необходимым критерием создания парламентских фракций, отмечал К.К. Мусин, является наличие определенного минимума числа депутатов, необходимого для такого образования [6]. В Казахстане этим минимумом, согласно пункту 116 Регламента Парламента Республики Казахстан (принят на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 20 мая 1996 года), является десять депутатов. На наш взгляд, установленныге требования к численности депутатов во фракции являются завыгшенныгми, поскольку составляют почти 9,3% депутатского корпуса Парламента. Такой минимум при небольшом количестве мажилисменов, избираемых по партийным спискам, уменьшает представительство партий в Мажилисе Парламента. При отсутствии собственных фракций небольшие партии лишаются возможности полноценного участия в формировании органов парламента и ряда процедурных вопросов.
Во многих странах минимум для создания фракций незначителен (в Государственной Думе России - 35 человек, что составляет 7,8%, в Бундестаге ФРГ - 5%, в представительных органах Австрии и Швейцарии - 5 депутатов) или вообще отсутствуют законодательные положения относительно минимальной численности (Португалия, Армения) [6]. В этой связи А. Лаврентьев отмечал, что «логическим продолжением проведенных конституционных поправок может стать право этих партий создавать политическую фракцию от реального количества прошедших членов» [8]. Однако было бы целесообразным минимальную численность фракции политической партии определить в количестве не менее шести депутатов Мажилиса Парламента.
Таким образом, законодатель четко определил, что только в Мажилисе Парламента могут создаваться фракции политических партий, а в Парламенте депутатские группы .
Автором предлагается рассмотреть вопрос о разработке законопроекта «О парламентских фракциях», также внести изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие вопросы создания фракций на партийной основе, где предусмотреть минимальную численность фракции политической партии. Она должна объединять не менее шести депутатов Мажилиса Парламента.
Использованная литература
1. On the Parliamentary System // New Delhi. — 1959. — May. — P. 8.
2. Новый этап демократизации Казахстана - ускоренное развитие свободного демократического общества: Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан (Астана, 16 мая 2007 г.) - http www/ akorda/ kz/.
3. Конституции стран СНГ / Сост. Ю. Булуктаев. - А: Жет Жаргы, 1999. - 416 с.
4. Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года №2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.06.2007 г.) / справочная информационная база «ЮРИСТ».
5. Юдин. Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. - М.: «Форум-Инфра», 1998. - С. 220, 46.
6. Мусин К.К. Основные этапы правовой институционализации политических партий в Республике Казахстан / Казахстанский журнал Международного права - № 3 (11), 2003. - С. 112.
7. Аубекеров С.Х. Правовая регламентация парламентской деятельности политических партий в РК // Вестник КазНУ. Серия юридическая, 2001, №1 (22). - С. 26.
8. Лаврентьев А. Теоретические и практические аспекты формирования в Парламенте депутатских объединений // Фемида, 2000, №3. - С. 13.
Мацалада К^азацстан Республикасы Парламенттщ цурылу mepmi6i, цурамы мен цурылы-мы, цызметт жеmiлдipу шаралары царастырылады.
В статье рассматриваются порядок формирования, состав и структура Парламента Республики Казахстан и меры его совершенствования.
In the article formation procedure, membership and the structure of Parliament of the Republic of Kazakhstan and measures of its development are considered.
Институт законодательства Республики Казахстан представляет:
Предлагается вниманию читателей изданная Институтом законодательства РК монография Сапаргалиева Г.С. «Парламентское право Республики Казахстан» объемом 308 стр. в твердом переплете.
В книге впервые исследуются основные проблемы парламентского права Республики Казахстан: понятие, источники, нормы парламентского права, принципы организации деятельности Парламента, правовой статус депутатов Парламента, формы их деятельности, структура Парламента Республики Казахстан, взаимоотношения его Палат, функции Парламента, законодательный процесс, его статус. Особо освещаются взаимоотношения Парламента с Президентом, Правительством Республики Казахстан, Конституционным Советом, прокуратурой, судами.
Монография снабжена основными источниками парламентского права Республики Казахстан: конституционными, обычными законами, указами Президента Республики Казахстан, постановлениями Правительства Республики Казахстан, некоторыми другими нормативными правовыми актами, а также статистическими данными о результатах деятельности Парламента за все годы функционирования Парламента РК.
Книга рассчитана на студентов юридических учебных заведений, на ученых-правоведов, политологов, широкий круг читателей, интересующихся деятельностью законодательного органа.