Научная статья на тему 'Порядок формирования бюджетной отчетности государственными внебюджетными фондами'

Порядок формирования бюджетной отчетности государственными внебюджетными фондами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Папасов П. Л.

Государственные внебюджетные фонды в бюджетном процессе выступают как в роли финансовых органов, которые организуют исполнение бюджета, так и в роли главных распорядителей средств бюджета, которые осуществляют исполнение бюджета. Автор подробно рассматривает порядок формирования бюджетной отчетности государственными внебюджетными фондами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок формирования бюджетной отчетности государственными внебюджетными фондами»

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

П. А. ПУПЛСОВ, заместитель начальника отдела отчетности об исполнении федерального бюджета Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства

Государственные внебюджетные фонды в бюджетном процессе выступают как в роли финансовых органов, которые организуют исполнение бюджета, так и в роли главных распорядителей средств бюджета, которые осуществляют исполнение бюджета. Поэтому, в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 г. № 72н (далее — Инструкция № 72н):

1. В роли главных распорядителей средств бюджета государственные внебюджетные фонды формируют следующие формы бюджетной отчетности:

• Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

• Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) (далее — Отчет ф. 0503127) (процедура формирования Отчета ф. 0503127 на примере Пенсионного фонда Российской Федерации указана на рис. № 1). Также при составлении Отчета ф. 0503127

необходимо обратить внимание на следующие моменты:

графа 3 разделов «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицитов бюджетов» формируется без отражения груп-пировочных кодов;

графа 4 заполняется в следующем порядке: по разделу «Доходы бюджета» — главным администратором доходов бюджетов в части закреплен-

ных за ним доходов бюджета, по которым законом о бюджете утверждены плановые показатели на текущий финансовый год;

по разделу «Расходы бюджета» — главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета на основании данных по соответствующим счетам счета 150311000 «Бюджетные ассигнования» в сумме утвержденных (доведенных) бюджетных ассигнований на текущий финансовый год согласно утвержденной бюджетной росписи с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату;

по разделу «Источники финансирования дефицитов бюджетов» — главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета в части закрепленных за ним источников финансирования дефицита бюджета в сумме утвержденных (доведенных) бюджетных ассигнований на текущий финансовый год согласно утвержденной бюджетной росписи с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату.

Кроме того, в данном разделе отражаются средства, направляемые Пенсионным фондом Российской Федерации управляющим компаниям, а также средства, размещаемые государственными внебюджетными фондами на депозитных счетах;

• Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

• Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

• Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

• Пояснительная записка (ф. 0503160).

Отчет (ф. 0503127) получателя средств бюджета (Информационный центр персонифицированного учета)

Отчет (ф. 0503127) администратора

поступлений в бюджет (Федеральная налоговая служба)

Отчет (ф. 0503127) администратора поступлений в бюджет (Федеральная антимонопольная служба)

2. В роли финансовых органов государственные внебюджетные фонды формируют следующие формы бюджетной отчетности:

• Консолидированный баланс органа, организующего исполнение бюджета (ф. 0503120);

• Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140);

• Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);

• Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета (ф. 0503124);

• Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

• Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);

• Справка по консолидированным расчетам (ф. 0503125);

• Пояснительная записка (ф. 0503160). Государственные внебюджетные фонды составляют и представляют в Федеральное казначейство следующую бюджетную отчетность.

В составе месячной бюджетной отчетности:

• Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);

• Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).

В составе квартальной бюджетной отчетности:

• Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);

• Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

• Пояснительная записка (ф. 0503160), в состав которой в том числе включаются Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).

Состав указанных форм и сроки их представления регламентированы Инструкцией № 72н и письмами Федерального казначейства от 6 февраля 2008г. № 42-7.1-15/2.1-45, от 8 апреля 2008г. № 427.1-15/2.1-155, от26 мая 2008 г. №42-7.1-17/2.1-231, от 27 мая 2008 г. № 42-2.1-06/90, от 30 июня 2008 г. №42-2.1-06/93.

В составе годовой бюджетной отчетности:

• Консолидированный баланс органа, организующего исполнение бюджета (ф. 0503120);

• Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);

• Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

• Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);

Формирование Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) главным распорядителем средств бюджета _(на примере Пенсионного фонда Российской Федерации)_

Отчет (ф. 0503127) главного распорядителя средств бюджета (Исполнительная дирекция)

Сводный Отчет (ф. 0503127) главного распорядителя средств бюджета

Формирование сводного Отчета

(ф. 0503127) главным распорядителем средств бюджета (Исполнительная дирекция)

п

Сводный Отчет (ф. 0503127) распорядителя средств бюджета (Отделение ПФР)

Формирование сводного Отчета (ф. 0503127) распорядителем средств бюджета (Отделение ПФР)

Отчет (ф. 0503127) распорядителя средств бюджета (Отделение ПФР)

Отчеты (ф. 0503127) получателей средств бюджета (Управление ПФР)

Рис. 1

• Пояснительная записка (ф. 0503160), в состав которой в том числе включаются:

• Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);

• Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);

• Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);

• Сведения о финансовыхвложениях (ф. 0503171);

• Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);

• Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей (ф. 0503176).

Состав указанных форм и сроки их представления регламентированы Инструкцией № 72н и приказом Федерального казначейства «О сроках представления годовой отчетности об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» за соответствующий отчетный финансовый год.

Кроме того, хочу остановиться на отдельном вопросе, связанном с формированием отдельных форм бюджетной отчетности:

а) Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117) формируется на основании консолидированного (сводного) Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) (далее — Отчет ф. 0503127) и консолидированного (сводного) Отчета о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета (ф. 0503124) (далее — Отчет ф. 0503124).

При этом на дату формирования ежемесячного Отчетаф. 0503117:

графа 4 разделов «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицитов бюджетов» формируется на основании показателей, отраженных в графе 4 разделов «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503124;

графа 5 раздела «Доходы бюджета» формируется на основании суммирования одноименных показателей графы 5 раздела «Доходы бюджета» Отчета ф. 0503124 и соответствующих показателей графы 8 (включающей сумму граф 6, 7 раздела «Доходы бюджета» Отчета ф. 0503127) раздела «Доходы бюджета» Отчета ф. 0503127;

графа 5 раздела «Расходы бюджета» формируется на основании суммирования одноименных показателей графы 6 раздела «Расходы бюджета» Отчета ф. 0503124 и соответствующих показателей графы 9 (включающей сумму граф 7, 8 раздела «Расходы бюджета» Отчета ф. 0503127) раздела «Расходы бюджета» Отчетаф. 0503127;

графа 5 раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» формируется:

по строкам 520, 620 раздела — путем суммирования одноименных показателей графы 6 раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503124 и соответствующих показателей графы 8 (включающей сумму граф 6, 7 раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчетаф. 0503127) раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503127;

по строкам 710, 720 раздела — путем суммирования одноименных показателей графы 6 раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503124 и соответствующих показателей графы 8 (включающей сумму граф 6, 7 раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503127) раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503127 и уменьшения полученной суммы (сумма строк 710, 720 Отчета ф. 0503117) на величину показателей по строкам 710, 720 графы 7 раздела

Внутриформенный контроль Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117)

Наименование показателя Код строки Код дохода по КД Утвержденные бюджетные назначения Исполнено Неисполненные назначения

Доходы бюджета - всего 010 X 2299016,00 -2299016,00

в том числе: 000 1 17 06000 00 0000 180 2299016,00 -2299016,00

000 1 17 06010 06 0000 180 2287000,00 -2287000,00

000 1 17 06011 06 0000 180 12016,00 -12016,00

Наименование показателя Код строки Код расхода по ППП, ФКР, КЦСР, КВР, ЭКР Утвержденные бюджетные назначения Исполнено Неисполненные назначения

Расходы бюджета - всего 200 X 1130000,00 800000,00 3800000,00

в том числе: 000 07 05 0000000 000 200 1130000,00 800000,00 330000,00

000 10 01 0000000 000 260 1130000,00 800000,00 330000,00

000 10 01 0000000 000 261 520000,00 380000,00 140000,00

000 10 01 0000000 000 262 610000,00 420000,00 190000,00

Результат исполнения бюджета (дефицит/профицит) 450 X 1499016,00

Наименование показателя Код строки Код источника финансирования по КИВФ, КИВнФ Утвержденные бюджетные назначения Исполнено Неисполненные назначения

Источники финансирования дефицита бюджетов - всего 500 X -1499016,00

источники внутреннего финансирования бюджетов 520

источники внешнего финансирования бюджетов 620

Изменение остатков средств 700 000 01 05 02 01 00 0000 000 -1499016,00

увеличение остатков средств 710 000 01 05 02 01 00 0000 510 -2299016,00

уменьшение остатков средств 720 000 01 05 02 01 00 0000 610 800000,00

Рис. 2

«Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503124.

На дату формирования квартального (годового) Отчетаф. 0503117:

графа 4 разделов «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицитов бюджетов» формируется на основании показателей графы 4 разделов «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503127, при условии соответствия данных показателей одноименным показателям графы 4 разделов «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503124;

графа 5 раздела «Доходы бюджета» формируется на основании показателей графы 8 (включающей сумму граф 5, 6, 7 раздела «Доходы бюджета» Отчета ф. 0503127) раздела «Доходы бюджета» Отчета ф. 0503127 при условии, что показатели графы

5 раздела «Доходы бюджета» Отчета ф. 0503127 аналогичны показателям графы 5 раздела «Доходы бюджета» Отчетаф. 0503124;

графа 5 раздела «Расходы бюджета» формируется на основании показателей графы 9 (включающей сумму граф 6, 7, 8 раздела «Расходы бюджета» Отчетаф. 0503127) раздела «Расходы бюджета» Отчета ф. 0503127 при условии, что показатели графы

6 раздела «Расходы бюджета» Отчета ф. 0503127 аналогичны показателям графы 6 раздела «Расходы бюджета» Отчетаф. 0503124);

графа 5 раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» формируется:

по строкам 520, 620 — на основании соответствующих показателей графы 8 (включающей сумму граф 5, 6, 7, раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503127) раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503127 при условии, что соответствующие показатели графы 5 раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503127 аналогичны соответствующим показателям графы 6 раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503124;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по строкам 710, 720 раздела — путем суммирования одноименных показателей графы 6 раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503124 и соответствующих показателей графы 8 (включающей сумму граф 6,

7 раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503127) раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503127 и уменьшения полученной суммы (сумма строк 710, 720 Отчета ф. 0503117) на величину показателей по строкам 710, 720 графы 7 раздела

«Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета ф. 0503124.

Также, при формировании Отчета ф. 0503117 должны соблюдаться следующие требования:

а) разделы «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицитов бюджетов» формируются с промежуточными итогами по группировочным кодам;

б) должен соблюдаться внутриформенный контроль Отчета ф. 0503117 (рис. № 2). Это означает, что показатель по строке 450 равен показателю по строке 010 минус показатель по строке 200, при этом показатель по строке 500 складывается из показателей по строкам 520 плюс 620 плюс 700 ((-710) +720). Кроме того, показатель по строке 500 должен равняться показателю, отраженному по строке 450 с противоположным знаком.

б) Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

По счету 1 20505 560 в части:

• возврата неиспользованных целевых средств, полученных в текущем году;

• возврата неиспользованных целевых средств, полученных в прошлые отчетные периоды;

• поступления остатков неиспользованных целевых средств прошлых отчетных периодов; По счету 1 20505 660 в части целевых средств,

полученных в текущем финансовом году.

По счету 1 20612 560 в части межбюджетных трансфертов, перечисленных в порядке авансирования.

По счету 120612 660 в части полученных неиспользованных целевых средств текущего года.

По счету 1 30212 830 в части межбюджетных трансфертов, перечисленных в порядке компенсации.

Кроме того, хочу отметить, что при проведении ежемесячного анализа Справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), при приемке от государственных внебюджетных фондов и субъектов Российской Федерации, выявляются постоянные расхождения между ними в части переданных (полученных) государственными внебюджетными фондами и полученных (переданных) субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов.

Данные расхождения связаны с тем, что государственные внебюджетные фонды при заполнении платежного поручения на перечисление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации не указывают код доходов бюджетов в поле 104 платежного поручения, тем самым нарушая совместное Положение Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 2006 года № 298-П/173н

«Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства» (далее — Положение), в котором указано, что в случае, когда получателем по платежному документу является бюджетополучатель, лицевой счет которого открыт в органе Федерального казначейства или в финансовом органе, лицевой счет которого также открыт в органе Федерального казначейства, указывается показатель бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с которым

указанные поступления подлежат отражению в бюджетном учете администратора поступлений в бюджет либо бюджетополучателя, являющегося получателем указанных средств.

Таким образом, в целях сокращения невыясненных поступлений у субъектов Российской Федерации и выполнения требований Положения государственные внебюджетные фонды обязаны указывать в поле 104 платежного поручения код классификации доходов бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.