Научная статья на тему 'Изменения в бюджетной отчетности'

Изменения в бюджетной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарнов И. Ю.

Формирование, представление и анализ бюджетной отчетности осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Текущие изменения утверждены приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н. Изменения в Инструкцию № 128н, касающиеся порядка оформления бюджетной отчетности, начиная с 2009 г., внесены приказом Минфина России от 09.11.2009 № 115н. В настоящем материале рассмотрены особенности составления и представления форм бюджетной отчетности учреждений, а также формирования отдельных ее показателей в свете последних изменений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в бюджетной отчетности»

Всё для бухгалтера

ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

И. Ю. ГАРНОВ, генеральный директор ОООАудиторская компания «Интера»

Формирование, представление и анализ бюджетной отчетности осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, текущая версия которой утверждена приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н (далее — Инструкция № 128н), является заключительной стадией бюджетного процесса. И естественно, что в процессе реформирования механизмов функционирования бюджетной сферы нашего государства данная стадия также подвергается перманентным изменениям.

Последние такие изменения в Инструкцию № 128н, касающиеся порядка оформления бюджетной отчетности, начиная с 2009г., внесены приказом Минфина России от 09.11.2009 № 115н (далее — Приказ № 115н).

Особенности составления и представления форм бюджетной отчетности учреждений, а также формирования отдельных ее показателей в свете последних изменений в Инструкцию № 128н и будут рассмотрены в настоящем материале.

1. Анализ новыхтребований к формированию бюджетной отчетности получателей бюджетных средств

Приказом № 115н в Инструкцию № 128н внесены значительные изменения и дополнения, касающиеся как уточнения отдельных терминов, так и номеров отдельных счетов бюджетного учета. Это вызвано тем, что сама Инструкция № 128н была принята до момента вступления в действие новой Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н

и не учитывала введенных с 01.01.2009 изменений и дополнений в порядок организации и ведения бюджетного учета.

Кроме того, Приказом № 115н порядок составления и представления бюджетной отчетности был дополнен и иными важными положениями. Пункты 4 и 5 Инструкции № 128н дополнены положениями о праве соответствующих вышестоящих распорядителей определять порядок составления и представления бюджетной отчетности подведомственными им учреждениями. В частности, предусматривается составление и представление бюджетной отчетности на бумажном носителе, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом. Кроме того, делается акцент на полном соответствии показателей бюджетной отчетности, представляемой в электронном виде, соответствующим показателям отчетности на бумажном носителе1.

Пункт 10 Инструкции № 128н уточнен положениями об ответственности бюджетных организаций, формирующих сводную и (или) консолидированную бюджетную отчетность, за достоверность отраженных в ней показателей, что обеспечивается проведением следующих мероприятий:

• обязательной проверкой организацией, формирующей сводную (или консолидированную)

1К сожалению, учитывая значительное количество увязок показателей бюджетной отчетности учреждений, контролируемых вышестоящими органами с применением различных контрольных компьютерных программ, велик соблазн учреждений подогнать показатели своей бюджетной отчетности под данные увязки без устранения ошибок в отражении соответствующих операций в своем бюджетном учете, а следовательно, и в формировании показателей отчетности на бумажных носителях.

бюджетную отчетность, на предмет соответствия полученной ею от подведомственных учреждений бюджетной отчетности установленным требованиям по ее составлению и представлению;

• четким регламентированием операций по уведомлению указанной выше организации пользователем бюджетной отчетности о дате получения и принятия сводной (консолидированной) бюджетной отчетности, а также о результатах ее камеральной проверки;

• своевременным (не позднее одного рабочего дня со дня обнаружения) уведомлением организации, представившей сводную (консолидированную) бюджетную отчетность, о выявленных несоответствиях ее показателей;

• четкой регламентацией (пп. 4, 6, 10 Инструкции № 128н) порядка устранения указанных несоответствий и информирования об этом соответствующего пользователя сводной (консолидированной) бюджетной отчетности. Нашли свое отражение во внесенных Приказом № 115н изменениях в Инструкцию № 128н и наименования введенных ранее новых участников бюджетного процесса, например, администраторов поступлений в бюджеты.

2. Изменения состава бюджетной отчетности получателей бюджетных средств

Основное назначение бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений — контроль за использованием ими бюджетных ассигнований, а также за полнотой получения и законностью использования внебюджетных средств.

Состав и правила оформления бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения с 01.01.2009 были определены п. Зет. 264.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) и подп. 11.1 Инструкции № 128н.

При этом п. Зет. 264.1 БК РФ определен следующий состав бюджетной отчетности:

• отчет об исполнении бюджета;

• баланс исполнения бюджета;

• отчет о финансовых результатах деятельности;

• отчет о движении денежных средств;

• пояснительная записка.

В соответствии же с п. 11 Инструкции № 128н указанный выше перечень детализирован по участникам бюджетного процесса в виде детализации форм бюджетной отчетности, подлежащих формированию у каждого из этих участников, а также формирования дополнительных форм бюджетной отчетности, уточняющих отдельные положения форм, определенных БК РФ.

Согласно п. 2 Инструкции № 128н вся бюджетная отчетность по периодичности ее представления подразделяется на:

• месячную — на первое число месяца, следующего за отчетным;

• квартальную — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;

• годовую — на1 января года.

В указанные сроки нарастающим итогом с начала года учреждение представляет определенный набор из следующих форм бюджетной отчетности:

• Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

• Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

• Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

• Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

• Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетныхсредств (ф. 0503137);

• Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

• Пояснительная записка (ф. 0503160).

Кроме того, в текст Инструкции № 128н были

включены три новых по сравнению с ранее действующими нормативными актами раздела, регламентирующих порядок формирования и представления для определенных участников бюджетного процес-садополнительных форм бюджетной отчетности:

• Раздел III «Порядок составления бюджетной отчетности об исполнения консолидированного бюджета бюджетной системы РФ органом, организующим исполнение бюджета»;

• Раздел V «Особенности составления и представления бюджетной отчетности администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ» 2;

2 До 01.01.2008 порядок составления и представления такой отчетности для администраторов поступлений в бюджеты, которые не являлись главными распорядителями (распорядителями)

• Раздел VI «Особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации и ликвидации получателя средств бюджета». Первый раздел не касается деятельности бюджетных учреждений, а второй раздел бюджетные учреждения могут оформлять только в случае делегирования им вышестоящим распорядителем функций администраторов поступлений в соответствующий бюджет. Третий из разделов оформляется бюджетным учреждением в случае его реорганизации и, кроме указанного выше Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) предусматривает представление бюджетными учреждениями при их реорганизации (ликвидации) Разделительного (ликвидационного) баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230), который является более полной формой бюджетной отчетности. Ведь данная форма отчетности составляется не на годовую дату, поэтому финансовый результат в ней развернут.

И наконец, согласно п. 5 Инструкции № 128н вышестоящими распорядителями бюджетных средств для подведомственных учреждений могут быть установлены дополнительные формы бюджетной отчетности.

В рамках указанных выше требований Приказом № 115н вышеприведенный перечень форм бюджетной отчетности учреждений дополнен еще тремя новыми формами:

• Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

• Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138);

• Справка о суммах консолидированных поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184).

Таким образом, с введением первых двух из перечисленных выше новых форм бюджетная отчетность бюджетных учреждений теперь отражает данные по всем счетам их бюджетного учета-? и при-

или получателями средств бюджета (например, ФНС России и МВД России субъектов РФ и муниципальных образований), регламентировался письмом Минфина России № 02-14-10/3155 и Федерального казначейства № 42-7.1-01/2.4-342 от 22.11.2005.

3 В связи с тем, что ранее показатели состояния операций по санкционированию бюджетных (а с 01.01.2009 и внебюджетных) расходов учреждений в их бюджетной отчетности не отражались, отдельные учреждения вообще уклонялись от отражения таких операций в своем бюджетном учете, тем самым грубо нарушая требования Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, и снижая уровень бухгалтерского контроля за целе-

обрела завершенный вид. Третья же из введенных форм бюджетной отчетности представляет пользователям информацию о состоянии выполнения учреждением функций администратора поступлений в соответствующий бюджет (если такие функции будут учреждению делегированы).

3. Особенности формирования показателей форм бюджетной отчетности учреждения

Проанализируем изменения и дополнения, внесенные Приказом № 115н в порядок формирования показателей конкретных форм бюджетной отчетности учреждений.

Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130)

В соответствии с внесенными Инструкцией № 148н изменениями в План счетов бюджетного учета форма Баланса исполнения бюджета, утвержденная Инструкцией № 128н, дополнена Приказом № 115н дополнительными строками 100—112, отражающими изменения остатков имущества казны, а также строкой 220, отражающей остаток по введенному в План счетов счету 021500000 «Вложения в финансовые активы». При этом нумерация остальных строк Баланса несколько сместилась.

Кроме того, наименования строк данной формы приведены в соответствие с новыми названиями отражаемых в них счетов бюджетного учета.

В связи с описанными выше причинами несколько изменилась и форма Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. В частности, данная Справка дополнена новыми строками, отражающими остатки по вновь введенным в План счетов бюджетного учета забалансовым счетам (19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» (код строки 210), 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами» (код строки 240), 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» в разрезе видов нефинансовых активов (основные средства, материальные запасы) (код строки 260 — 262), 23 «Периодические издания для пользования» (код строки 280)).

Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125)

Кроме ранее упомянутых изменений, связанных с приведением форм бюджетной отчетности в

вым использованием как бюджетных средств, так и средств, полученных от приносящей доход деятельности.

соответствие с новым Планом счетов бюджетного учета и структурой участников бюджетного процесса, изменения, внесенные Приказом № 115н в порядок формирования Справки (ф. 0503125), затронули следующие положения:

• В Справке (ф. 0503125), кроме прочих, отражаются расчеты головного учреждения только с обособленными подразделениями, «осуществляющего полномочие по ведению бюджетного учета». Расчеты с обособленными подразделениями, не выделенными на отдельный баланс, в Справке (ф. 0503125^ не отражаются.

• Учитывая, что «безвозвратные» перечисления средств бюджетным учреждениям другой ведомственной подчиненности (в отличие от «безвозмездных») не предусмотрены действующим бюджетным законодательством, данное понятие исключено из текста Инструкции № 128н.

• В связи с незаполнением граф 2, 3, 4, 5 итоговой строки Справки (ф. 0503125) данные графы не заполняются и по строкам детализации указанной итоговой строки (по номеру (коду) счета, а также по денежным и неденежным расчетам).

Справка о суммах консолидированных поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184)

Введенная Приказом № 115н (пп. 48.1—48.3 Инструкции № 128н) в состав бюджетной отчетности Справка (ф. 0503184) является новой отчетной формой и составляется ежемесячно администраторами доходов и источников финансирования соответствующих бюджетов на основании данных о средствах бюджетов на счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», открытом в ОФК, для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ и подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов в следующем отчетном периоде. Данная новая форма бюджетной отчетности имеет следующую структуру (табл. 1).

Таблица 1 Структура бюджетной отчетности по Справке ф. 0503184

Информация в Справке (ф. 0503184) детализируется по двум разделам:

• доходы бюджета;

• источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Графа 4 Справки (ф. 0503184) заполняется на основании данных по соответствующим счетам счета 1 210 04 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства» в части сумм консолидированных доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, поступивших на указанный выше счет в ОФК в текущем отчетном периоде и подлежащих зачислению на соответствующие счета бюджетов бюджетной системы РФ в следующем отчетном периоде, в том числе:

• администратором доходов бюджета — в части поступлений межбюджетных трансфертов, возвратов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, а также процентов, штрафных санкций, пеней по внутренним долговым обязательствам (сч. 1 210 04 151, 1 210 04 120, 1 210 04 140);

• администратором источников финансирования дефицита бюджета — в части поступлений по погашению бюджетных кредитов и осуществлению заимствований (сч. 1 210 04 640,

1 210 04 710).

По итоговой строке 999 Справки (ф. 0503184^ в графе 4 отражается сумма показателей строки 010 «Доходы бюджета» и строки 520 «Источники финансирования дефицита бюджета».

Поскольку зачисление доходов на единый счет соответствующего бюджета может быть произведено только в текущем финансовом году, показатели Справки (ф. 0503184) за декабрь финансового года должны иметь нулевое значение.

Главный администратор поступлений в бюджет, а в случае делегирования соответствующих функций подведомственным учреждениям и администратор таких поступлений формирует на основании отчетности подведомственных учреждений-администраторов сводную Справку (ф. 0503184) путем суммирования соответствующих показателей.

Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Введенный Приказом № 115н в Инструкцию № 128н (п. 64.1-64.7) Отчет (ф. 0503128) оформляется распорядителями и получателями бюджетных средств, а также финансовыми органами и администраторами поступлений в бюджет по итогам за полугодие и год и содержит информацию

о принятии и исполнении ими бюджетных обяза-

Наименование поступления Код строки Код бюджетной классификации Сумма

1 2 3 4

Таблица 2

Структура Отчета (ф. 0503128)

Наиме- нование показа- теля Код строки Кодпо бюд- жетной класси- фикации Утверждено (доведено) на 20 год Принято обязательств Исполнено денежных обяза- тельств Не исполнено

бюджетных обязательств денежных обязательств

ассиг- нований бюджет- ных лимитов бюд- жетных обяза- тельств всего изних сверхут- вервденных бюджетных назначений всего изних сверхут- вервденных бюджетных назначений принятых бюджетных обязательств принятых денежных обяза- тельств

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

тельств в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности4. Структура Отчета (ф. 0503128) имеет следующий вид (табл. 2).

Информация в Отчете (ф. 0503128) детализируется по двум разделам:

1) бюджетные обязательства по расходам;

2) бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита бюджета.

В графах 3—12 Отчета (ф. 0503128) отражаются следующие показатели:

• графа 3 — коды бюджетной классификации по соответствующим расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов;

• графа 4 — бюджетными учреждениями не заполняется, т. к. они не являются получателями бюджетных ассигнований;

• графа 5 — годовые объемы утвержденных (доведенных) бюджетных лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета на финансовый год с учетом изменений, оформленных на отчетную дату, на основании:

о получателем бюджетных средств — данных по счету 1 50115 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»;

0 распорядителем бюджетных средств — данных по счетам 150115 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года» и 1 501 14 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• графы 6и7 — аналитические данные по счету

1 502 11 000 «Принятые бюджетные обязательства» как в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (графа 6), так и на суммы превышения показателей по графе 6 над показателями по графе 5 (графе 7);

4 Главным распорядителем бюджетных средств в рамках осуществления им ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности могут устанавливаться и иные сроки представления данного Отчета.

• графы 8 и 9 — аналитические данные по счетам

1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»,

1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 1208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 1303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджет» (в части расходов бюджета), счетов 1 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 1304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда», счета 1210 03 000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» (в части расходов бюджета), отражающих суммы принятых денежных обязательств как в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (графа 8), так и на суммы превышения показателей по графе 8 над показателями по графе 5 (графе 9);

• графа 10 — на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами» без учета операций по внутриведомственным расчетам (корреспонденции со счетом 1304 04 0005) и по восстановлению ранее произведенных затрат бюджетных средств;

• графы 11 и 12 — суммы разниц между показателями граф 6 и 10, а также 8 и 10 соответственно.

Вышестоящими распорядителями (а также администраторами) на основании Отчетов (ф. 0503128), представленных подведомственными им учреждениями, формируются аналогичные сводные отчеты.

Показатели Отчета (ф. 0305128) на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года и до переноса показателей по санкционированию расходов бюджета, сформированных в отчетном финансовом году, на

5 Либо по забалансовым счетам 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытым к счетам 1 201 01 000 «Денежные средства учреждения на счетах» и 1 201 07 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте» в случае кассового исполнения соответствующего бюджета.

Таблица З

Структура Отчета (ф. 0503138)

Наименование показателя Код строки Кодпо бюд- жетной класси- фикации Утверждено сметных назначений на 20 г. Принято обязательств Исполнено денежных обяза- тельств Не исполнено

расходных обязательств денежных обязательств

всего изних сверхут- вервденных сметных назначений всего изних сверхут- вервденных сметных назначений

принятых расходных обяза- тельств принятых денежных обяза- тельств

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

соответствующие счета аналитического учета счета

1 500 00 000 «Санкционирование расходов».

Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящейдоходдеятельности (ф. 0503138)

Отчет (ф. 0503138) также является новой формой бюджетной отчетности, оформляется по итогам полугодия и года в соответствии с требованиями введенных в Инструкцию № 128н п. 75.1—75.5 и по структуре и целям представления является аналогом Отчета (ф. 0503128) только в рамках осуществления учреждениями приносящей доход деятельности. Структура Отчета (ф. 0503138) имеет следующий вид (табл. 3).

В графах 3 — 12 Отчета (ф. 0503128) отражаются следующие показатели:

• графа 3 — коды бюджетной классификации по расходам, утвержденным сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на финансовый год;

• графа 4 — годовые объемы утвержденных сметных назначений по расходам с учетом изменений, оформленных на отчетную дату (на основании данных аналитического учета по счету 2 504 11 000 «Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности текущего финансового года»);

• графы 5 и 6 — аналитические данные по счету

2 502 12 000 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности» как в пределах утвержденных сметных назначений (графа 5), так и на суммы превышения показателей по графе 5 над показателями по графе 4 (графе 6);

• графы 7 и 8 — аналитические данные по счетам

2 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»,

2 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 220800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 2 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджет», счета 2 210 03 000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» (в части расходов), счетов 2 304 02 000 «Расчеты с депонентами»,

2 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат

по оплате труда», отражающих суммы принятых обязательств как в пределах утвержденных сметных назначений (графа 7), так и на суммы превышения показателей по графе 7 над показателями по графе 4 (графе 8);

• графа 9 — на основании аналитических данных по исполнению принятых денежных обязательств, отраженных по забалансовым счетам 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытым к счетам 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на счетах»,

2 201 07 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте» и 2 20103 000 «Денежные средства учреждения в пути» в разрезе кодов расходов бюджета по бюджетной классификации, по данным оборотов по счетам за отчетный период;

• графы 10 и 11 — суммы разниц между показателями граф 5 и 9, атакже 7 и 9 соответственно. Вышестоящими распорядителями на основании Отчетов (ф. 0503138), представленных подведомственными им учреждениями, формируются аналогичные сводные отчеты.

Изменения, внесенные Приказом № 115н в порядок формирования прочих, установленных Инструкцией № 128н форм бюджетной отчетности учреждений, касаются в основном только приведения понятий, атакже номеров и наименований счетов бюджетного учета в соответствие с требованиями Инструкции № 148н и требованиями иных новых нормативных документов, регламентирующих функционирование бюджетной системы РФ6.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Приказ Минфина России от 09.11.2009 № 115н.

3. Приказ Минфина России от 13.11.2008 № 128н.

6 Внесенные Приказом № 115н изменения в порядок формирования и представления форм бюджетной отчетности, не применяемых бюджетными учреждениями, в материале не рассматриваются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.