Научная статья на тему 'Порядки и стандарты медицинской помощи как инструменты в оценке качества оказания медицинских услуг в России'

Порядки и стандарты медицинской помощи как инструменты в оценке качества оказания медицинских услуг в России Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2705
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРЯДКИ И СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПРОТОКОЛЫ ВЕДЕНИЯ БОЛЬНЫХ / ТЕХНОЛОГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОСТЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / КОРПОРАТИВНЫЕ АКТЫ / ОБЫКНОВЕНИЯ / THE PROCEDURES AND STANDARDS OF MEDICAL CARE / REPORTS OF CONDUCTING PATIENTS / TECHNOLOGIES OF PERFORMANCE OF SIMPLE MEDICAL SERVICES / NORMATIVE LEGAL CERTIFICATES / CORPORATE CERTIFICATES / USAGE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шевчук Елена Павловна

Определяется понятие и правовая природа стандартов медицинской помощи. Выявлено, что стандарты медицинской помощи в Российской Федерации утверждаются и подлежат официальному опубликованию, по своей природе являются жесткими, поскольку отступления от их предписаний не допускается, и обязательными для соблюдения на всей территории страны. Стандарты медицинской помощи не содержат правовых норм и являются техническими актами. Всякое отступление от стандарта расценивается как нарушение качества оказания медицинской услуги. При неблагоприятных исходах поведение врача, действующего в интересах пациента, рассматривается как противоправное, за исключением случаев, когда такое отступление допущено по решению комиссии врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Шевчук Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Procedures and Standards of Medical Care as Tools in Assessing the Quality of Medical Services in Russia

The author defines the concept and the legal nature of the standard of care. It was revealed that the standard of care in the Russian Federation approved and shall be officially published, are inherently hard since the retreat of their prescriptions are not allowed and mandatory for the entire territory of the Russian Federation. Standards of medical care do not contain legal norms and are technical regulations. Any deviation from the standard is regarded as a violation of the quality of medical services. Under unfavorable outcome behavior of the doctor acting in the interest of the patient is considered as illegal, except in cases where the derogation has been admitted by the decision of the commission of doctors.

Текст научной работы на тему «Порядки и стандарты медицинской помощи как инструменты в оценке качества оказания медицинских услуг в России»

УДК 347.43

порядки и стандарты медицинской помощи как инструменты в оценке качества оказания

медицинских услуг в россии

© Шевчук Е. П., 2016

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Определяется понятие и правовая природа стандартов медицинской помощи. Выявлено, что стандарты медицинской помощи в Российской Федерации утверждаются и подлежат официальному опубликованию, по своей природе являются жесткими, поскольку отступления от их предписаний не допускается, и обязательными для соблюдения на всей территории страны. Стандарты медицинской помощи не содержат правовых норм и являются техническими актами. Всякое отступление от стандарта расценивается как нарушение качества оказания медицинской услуги. При неблагоприятных исходах поведение врача, действующего в интересах пациента, рассматривается как противоправное, за исключением случаев, когда такое отступление допущено по решению комиссии врачей.

Ключевые слова: порядки и стандарты медицинской помощи; протоколы ведения больных; технологии выполнения простых медицинских услуг; нормативные правовые акты; корпоративные акты; обыкновения.

При возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья при оказании медицинских услуг, решающее значение имеют стандарты оказания медицинской помощи. На основе таких стандартов оценивается качество медицинской услуги, определяется степень достижения запланированного результата, выявляется характер действий (бездействия) медицинского персонала и устанавливается причинно-следственная связь между его поведением и наступившим вредом.

В ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сказано, что медицинская помощь должна оказываться в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи [1], которые являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Также и оценка качества оказания такой услуги осуществляется на основе порядков и стандартов медицинской помощи, сформированных по группам заболеваний. При этом оценивается не только степень достижения запланированного результата, но и своевременность, правильность выбора лечебно-диагностических мероприятий.

Контроль качества медицинской помощи является обязательным элементом договора на предоставление услуги по обязательному медицинскому страхованию (далее — ОМС)

между страховой медицинской организацией и лечебным учреждением [2]. Оценка качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования возлагается на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. С 1 июля 2017 г. вводится в действие Приказ № 520н от 15 июля 2016 г. «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», на основе которого эта служба будет проводить проверку качества оказания медицинской помощи [3], с учетом порядков и стандартов медицинской помощи, которые разработаны по группам заболеваний.

Качество оказания медицинской помощи оценивается в условиях стационарного и амбулаторного лечения, а также дневного стационара. Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи определен также Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС) «Об утверждении порядка ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом ОМС и размещения его на официальном сайте территориального фонда ОМС в сети Интернет». Контроль качества медицинской помощи осуществляется с целью выявления правильности выбора метода лечения, соответствия порядкам, стандартам и сложившейся клинической практике. Контроль осуществляется по двум

направлениям: ведомственный и вневедомственный. Вневедомственный контроль может быть предупредительным, целевым, плановым, повторным или контролем результата. Такой контроль проводится с применением научно-разработанной методики и с использованием порядков и стандартов.

Экспертиза проводится экспертом качества медицинской помощи по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования или страхования медицинской организации, по результатам которой составляется акт экспертизы качества. В соответствии с законом экспертиза качества медицинской помощи осуществляется планово — методом случайной выборки или по группам заболеваний. Существует также целевая экспертиза, которая проводится по жалобам пациентов [4]. При выявлении нарушений качества оказания медицинской помощи применяются санкции в виде неоплаты или уменьшения оплаты медицинской помощи в соответствии со ст. 40, 41 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [5] и утвержденным Перечнем оснований для отказа в оплате или уменьшения оплаты медицинской помощи [6].

Порядки и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и подлежат официальному опубликованию [7]. На сегодняшний день все стандарты оказания медицинской помощи утверждаются нормативно Приказом Министерства здравоохранения РФ, например Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении стандартов медицинской помощи при внутримозговом кровоизлиянии (консервативное лечение)» [8] и др. Порядки оказания медицинской помощи разрабатываются по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включают в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Для определения понятия стандартов обратимся к ст. 2 ФЗ «О техническом регу-

лировании» — стандартом признается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Под стандартами медицинской помощи следует понимать систему знаний, умений, навыков и условий, определяющих возможность выполнения определенного вида медицинской деятельности.

В России существуют различные виды стандартов медицинской помощи, и классифицировать их можно по различным основаниям: 1) в зависимости от административно-территориального деления: а) международные — стандарты медицинской помощи, разработанные ВОЗ; б) государственные — стандарты медицинской помощи, которые применяются для Российской Федерации в целом; в) территориальные — стандарты медицинской помощи, которые применяются для отдельных административно-территориальных единиц РФ; 2) по профессиональному принципу: а) диагностические стандарты, определяющие необходимый объем диагностических мероприятий; б) лечебно-технологические стандарты, определяющие перечень необходимых лечебных мероприятий; в) стандарты качества лечения, определяющие соответствие проводимых диагностических и лечебных мероприятий установленным лечебно-диагностическим стандартам. Данные стандарты также оценивают результаты лечения в целом на основании статистических данных по соответствующим нозологическим формам; г) медико-экономические и медико-технические стандарты; д) научно-медицинские, устанавливающие порядок разработки новых способов диагностики лечения, и профессиональные, определяющие профессиональные качества медицинского персонала. Также могут быть выделены другие классификации стандартов медицинской помощи.

Стандарт оказания медицинской помощи устанавливает виды, объем и показатели качества медицинской помощи и может включать такие разделы, как: виды медицинской помощи, при которых используется стандарт; перечень диагностических медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления; перечень

лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления; перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз; перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения; перечень компонентов крови и препаратов с указанием количества и частоты их предоставления; перечень диетического (лечебного и профилактического) питания с указанием количества и частоты его предоставления [9].

Следует учесть, что ФЗ № 65 «О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"» были внесены изменения, в соответствии с которыми действие указанного закона не распространяется на лечебно-профилактические стандарты, поэтому в России вопросы юридической природы стандартов медицинской помощи и обязательности их применения долго оставались спорными. В отличие от зарубежных стран, где порядки и стандарты медицинской помощи принимаются негосударственными организациями (ассоциациями), в Российской Федерации они утверждаются федеральным органом исполнительной власти. Ранее они утверждались приказами Минсоцразвития РФ, потом — приказами Ростехрегулирования РФ, что, как считали некоторые авторы [10], придавало им силу нормативных правовых актов. Так, например, Д. В. Лукьянцева в статье, посвященной стандартам медицинской помощи, называет их нормативными документами [11], а Ю. В. Павлова считает, что соблюдение стандартов медицинской помощи является обязательным, поскольку контролируется государственным органом [12]. Однако рекомендательная природа стандартов медицинской помощи ранее была закреплена в самом тексте стандартов, чем устранялась жесткость введенных ограничений. Сами стандарты медицинской помощи не относятся к нормативным правовым актам [13].

Принятый ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2013 г. изменил природу порядков и стандартов медицинской помощи, которые в настоящее время имеют обязательный характер применения. Но следует ли их относить к нормативным правовым актам? Такие акты должны быть официально опубликованы, так как в соответствии со ст. 15 Конституции РФ неопубликованные нормативно-правовые акты не применяются. С 1 января 2013 г. стандарты медицинской

помощи подлежат официальному опубликованию в специальном выпуске «Российской газеты». Такие стандарты правильнее относить к техническим нормам, которые по своей природе не являются правовыми. В подтверждение этого можно обратиться к Приказу Минюста РФ от 4 мая 2007 г., где ГОСТы, классификаторы и СНиПы объединяются в понятие «технические акты».

В публикациях, посвященных исследованию стандартов медицинской помощи, некоторые авторы относят их к обычаям [14], с чем нельзя согласиться. Обычай — это прежде всего сложившееся и широко применяемое правило поведения. В медицинской же деятельности стандарты не имеют широкого и постоянного применения, а их использование «навязывается» государством. Намерение руководствоваться стандартами медицинской помощи практически всегда отсутствует. Более того, основные направления развития стандартизации в сфере здравоохранения России были определены лабораторией, созданной на базе Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, а также при участии Института социальной гигиены, экологии, управления здравоохранением им. Н. А. Семашко, Ивановским научно-исследовательским институтом материнства и детства и др. Действительно, за разработкой стандартов медицинской помощи стоит научная деятельность, а не то, что сложилось на практике в результате многократного повторения. Стандарты медицинской помощи обязательны к применению медицинскими организациями, волеизъявления сторон при этом не требуется. Кроме того, в отличие от стандартов медицинской помощи обычаи, как правило, не обладают формальной определенностью.

Следует также учесть положения ст. 12 Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии с которыми стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных и саморегулируемых, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно. Такие стандарты медицинской помощи следует относить к корпоративным нормам, поскольку они принимаются в рамках медицинской организации. Нормы этих стандартов обязательны для всех медицинских работников данной организации и обеспечиваются силой негосударственного (корпоративного) принуждения.

Как мы уже отмечали, на наш взгляд, порядки и стандарты медицинской помощи (протоколы ведения больных, технологии выполнения простых медицинских услуг и др.) следует относить к техническим нормам, представляющим собой алгоритм лечебно-диагностического процесса, а не к нормативным правовым актам или обычаям.

Несмотря на то что порядки и стандарты оказания медицинской помощи с 1 января 2013 г. стали обязательными на всей территории Российской Федерации, ни одни из них не являются гарантией успеха в лечебном процессе [15]. Но с учетом сложности практически любой медицинской манипуляции для объективной оценки поведения медицинского персонала в суде помогает применение порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Так, согласно материалам одного из дел, истица заявила требования к учреждению здравоохранения о взыскании компенсации морального вреда в связи с некачественным оказанием ей медицинской помощи. Истица утверждает, что прием проведен врачом с нарушением стандартов его ведения, врачебной этики, положений Приказа Минсоцразвития РФ от 22 ноября 2014 г. № 255 «О порядке оказания первичной медико-социальной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» [16] и правил оформления медицинских документов, однако решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения [17].

Анализируя данное дело, стоит отметить, что в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» права истицы как потребителя были нарушены, поскольку потребителю не была представлена информация об оказываемых услугах, а лекарственные препараты назначены врачом без обследования истицы у специалиста аллерголога-иммунолога. При ведении приема врач, не выслушав жалобы пациента, указала в медицинской карте истицы ложные сведения относительно ее самочувствия и количества приступов в сутки, установила дыхательную недостаточность ноль, не исследуя график спирометрии. Врачом при этом нарушены требования стандартов оказания медицинской помощи, правила этики, а неполноценный сбор анамнеза не позволил выбрать правильную тактику ведения больного и назначить верное медикаментозное лечение. На наш взгляд, нарушения прав истицы на оказание ей медицинской

услуги надлежащего качества вызвали у нее физические и нравственные страдания, поэтому она имела право требовать компенсации морального вреда.

Стоит отметить, что оказание медицинской услуги не является деятельностью, основанной на точной науке, и в процессе диагностики и лечения всегда находится место неполному знанию. Медицинская наука опирается на статистику, на наиболее часто встречаемые случаи [18]. В стандартах же невозможно учесть индивидуальные особенности течения заболевания, анатомические особенности и реакции организма на то или иное лечение [19]. В клинической практике врачи обращаются к доктрине, что избавляет их от самодеятельности и не позволяет затягивать время оказания медицинской помощи. Но в стандартах может быть указан алгоритм действий, который не подходит конкретному пациенту. Проблема заключается также и в том, что невозможно разработать стандарты на все виды заболеваний. Когда по конкретному заболеванию отсутствует стандарт оказания медицинской помощи, в суде используются данные клинической практики и доктрина. Так, например, согласно материалам следующего дела, медико-экономических стандартов и протоколов ведения больных с состоянием «агранулоци-тоз» в РФ не существует; с учетом этого обстоятельства оценка качества оказанной медицинской помощи судом была дана применительно к общепринятым научным методикам лечения данного заболевания [20].

В судебной практике встречаются случаи оказания медицинской помощи, когда стандарт не полностью разъясняет возможные последствия и осложнения конкретной манипуляции. Так, представитель стоматологической клиники счел решение суда о взыскании компенсации морального вреда и расходов на лечение незаконным, поскольку вина врача и дефект оказания медицинской помощи не установлены. По утверждению представителя медицинской организации, медицинская помощь оказана истице в соответствии с медицинскими стандартами. Осложнения, которые возникли, являются частным случаем возможных рисков лечения, на что имеются ссылки в учебной медицинской литературе. Неблагоприятные последствия для здоровья и физические страдания пациентки вызваны возможным риском осложнения при лечении болезни, а не дефектом оказания медицинской помо-

щи. По этой причине судом не были удовлетворены требования истицы [21].

Применение порядков и стандартов до введения в действие ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в России» носило необязательный характер, и медицинские работники имели возможность отступать от стандарта оказания медицинской помощи в интересах конкретного пациента. С 1 января 2013 г. такая возможность исчезла. А назначение лечения, не входящего в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии на основании п. 5. ст. 37 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Думается, что усложнение процедуры применения порядков и стандартов медицинской помощи в интересах пациента будет негативно сказываться на медицинской практике. На наш взгляд, в конкретной практической ситуации у врача просто не будет возможности собрать комиссию врачей для того, чтобы отступить от конкретной схемы лечения, которая указана в стандарте, и избрать лечение, являющееся для данного пациента безопасным и эффективным. Индивидуальная непереносимость отдельных видов препаратов и методов лечения, которые закреплены в стандартах в силу обязательного характера, может оказаться вредоносным для пациента.

Нормы об охране здоровья граждан в России должны действительно охранять здоровье граждан и исключать возможность причинения вреда, но если у врача не будет реальной возможности отступления от указанной схемы лечения, то пострадает пациент. Если же врач отступит от указанной схемы лечения, предписанной стандартом, то его поведение будет рассматриваться как противоправное и последует ответственность. Для защиты интересов пациентов и охраны их здоровья мы предлагаем п. 5 ст. 37 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний по решению врача в интересах пациента».

Таким образом, порядки и стандарты медицинской помощи в России теперь утверждаются и подлежат официальному опубликованию, по своей природе являются жесткими, поскольку отступления от их предписаний не допускается, и являются обязательными для соблюдения медицинскими организациями на всей территории страны. Порядки и стандарты медицинской помощи не содержат правовых норм и являются техническими актами. Всякое отступление от стандарта с 1 января 2013 г. расценивается как нарушение качества, а критерии качества оказания медицинской помощи сформированы на основе порядков и стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по группам заболеваний (состояний) и вводятся в действие с 1 июля 2017 г. Эти критерии позволяют оценить качество медицинской помощи, оказанной пациенту в амбулаторных, стационарных условиях и в условиях дневного стационара. ^

1. Акопов В. И. Медицинское право: современное здравоохранение и право граждан на охрану здоровья. Ростов н/Д, 2012. С. 247.

2. Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию : приказ ФФОМС от 1 дек. 2010 г. № 230 // Рос. газ. 2011. 2 февр.

3. Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи : приказ от 15 июля 2016 г. № 520н // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 36.

4. О порядке осуществления контроля над назначением и обеспечением отдельных категорий граждан РФ на льготных условиях лекарственными препаратами и медицинскими изделиями : приказ Минздрава РФ от 11 дек. 1999 г. № 361 и ФФОМС № 99 // Рос. газ. 1999. 14 апр.

5. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29 нояб. 2010 г. № 326-ФЗ // Рос. газ. 2010. 3 дек.

6. Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) : приказ ФФОМС от 1 дек. 2010 г. № 230 (прил. 8) // Рос. газ. 2011. 2 февр.

7. Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации : постановление Правительства РФ от 25 сент. 2003 г. № 594 // Собр. законодательства РФ. 2003. № 39. Ст. 3773.

8. Об утверждении стандартов медицинской помощи при внутримозговом кровоизлиянии (консервативное лечение) : приказ Минздрава РФ от 29 дек. 2012 г. № 1692н // Рос. газ. 2013. 20 июня. (Спец. вып. 131/1).

9. О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» : федер. закон от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 19. Ст. 2293.

10. Организация системы стандартизации для оценки и повышения качества оказания стоматологической помощи / О. Ю. Любова, Е. С. Тучик, Т. Г. Попова, С. А. Коврик // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

11. Лукьянцева Д. В. Прошлое, настоящее и будущее медицинских стандартов // Главврач. 2007. № 12. С. 7.

12. Павлова Ю. В. Что включает в себя понятие «стандарты оказания медицинской помощи» и является ли их соблюдение обязательным условием? // Медицинское право. 2008. № 2.

13. Сергеев Ю. Д., Бисюк Ю. В. Стандарты медицинской помощи: роль и значение для следственно-судебной практики // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

14. Рабец А. М. Права потребителей при оказании медицинских услуг // Закон России: опыт, анализ, практика. 2007. № 2. С. 3.

15. Акопов В. И. Указ. соч. С. 247.

16. О порядке оказания первичной медико-социальной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг : приказ Минсоцразвития РФ от 22 нояб. 2014 г. № 255 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

17. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 июля 2015 г. по делу № 33-9108/2015 // Там же.

18. Тихомиров А. В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. М., 2001. С. 62.

19. Трикоз Е. Н. Закон и инструкция: вечная борьба // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

20. Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2011 г. № 33-9622 // Там же.

21. Апелляционное определение от 3 июля 2014 г. по делу № 33-9235/2014 // Там же.

список литературы

Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29 нояб. 2010 г. № 326-ФЗ // Рос. газ. - 2010. - 3 дек.

О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» : федер. закон от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2007. — № 19. — Ст. 2293.

Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи : приказ от 15 июля 2016 г. № 520н // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2016. — № 36.

Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации : постановление Правительства РФ от 25 сент. 2003 г. № 594 // Собр. законодательства РФ. — 2003. — № 39. — Ст. 3773.

О порядке осуществления контроля над назначением и обеспечением отдельных категорий граждан РФ на льготных условиях лекарственными препаратами и медицинскими изделиями : приказ Минздрава РФ от 11 дек. 1999 г. № 361 и ФФОМС № 99 // Рос. газ. 1999. — 14 апр.

О порядке оказания первичной медико-социальной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг : приказ Минсоцразвития РФ от 22 нояб. 2014 г. № 255 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) : приказ ФФОМС от 1 дек. 2010 г. № 230 (прил. 8) // Рос. газ. — 2011. — 2 февр.

Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию : приказ ФФОМС от 1 дек. 2010 г. № 230 // Рос. газ. — 2011. — 2 февр.

Об утверждении стандартов медицинской помощи при внутримозговом кровоизлиянии (консервативное лечение) : приказ Минздрава РФ от 29 дек. 2012 г. № 1692н // Рос. газ. — 2013. — 20 июня. — (Спец. вып. № 131/1).

Акопов В. И. Медицинское право: современное здравоохранение и право граждан на охрану здоровья : учеб.-практ. пособие для практ. юристов и врачей /

B. И. Акопов. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 254 с.

Лукьянцева Д. В. Прошлое, настоящее и будущее

медицинских стандартов // Главврач. — 2007. — № 12. — С. 7.

Организация системы стандартизации для оценки и повышения качества оказания стоматологической помощи / О. Ю. Любова, Е. С. Тучик, Т. Г. Попова,

C. А. Коврик // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Рабец А. М. Права потребителей при оказании медицинских услуг / / Закон России: опыт, анализ, практика. — 2007. — № 2. — С.3.

Сергеев Ю. Д. Стандарты медицинской помощи: роль и значение для следственно-судебной практики / Ю. Д. Сергеев, Ю. В. Бисюк // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Тихомиров А. В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг / А. В. Тихомиров. — М. : Статут, 2001. — 262 с.

Трикоз Е. Н. Закон и инструкция: вечная борьба // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 июля 2015 г. по делу № 339108/2015 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Апелляционное определение от 3 июля 2014 г. по делу № 33-9235/2014 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2011 г. № 33-9622 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Решение Верховного Суда РФ от 25 апр. 2005 г. № ГКПИ05-398 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

The Procedures аnd Standards of Medical Care as Tools in Assessing the Quality of Medical Services in Russia

© Shevchyuk E., 2016

The author defines the concept and the legal nature of the standard of care. It was revealed that the standard of care in the Russian Federation approved and shall be officially published, are inherently hard since the retreat of their prescriptions are not allowed and mandatory for the entire territory of the Russian Federation. Standards of medical care do not contain legal norms and are technical regulations. Any deviation from the standard is regarded as a violation of the quality of medical services. Under unfavorable outcome behavior of the doctor acting in the interest of the patient is considered as illegal, except in cases where the derogation has been admitted by the decision of the commission of doctors.

Key words: the procedures and standards of medical care; reports of conducting patients; technologies of performance of simple medical services; normative legal certificates; corporate certificates; usage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.