М. Н. Ким M. N. Kim
Портретные очерки о государственных деятелях: технология создания
Portrait Sketches about Statesmen: Technology of Creation
< >
о о
Ким Максим Николаевич
Санкт-Петербург
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХигС
Заведующий кафедрой журналистики доктор филологических наук Профессор кафедры журналистики [email protected]
Ключевые слова:
портретный очерк, проблемный очерк, политическая коммуникация, средства массовой информации, объект отображения, внутренний мир личности, характер, художественные средства изображения человека, мотивационная сфера человека, образ человека, психологизм, портретные характеристики, публицистика, жизнедеятельность политика, технология
В статье автор рассматривает технологию создания портретного очерка государственного деятеля в СМИ. Объектами отображения в подобного рода публикациях могут выступать как социально-политические отношения человека с различными политическими институтами и социальными группами (социологический аспект), так и внутренние психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. Автор рассматривает различные виды очерка, наиболее распространенные в политических коммуникациях. Портретные очерки дают возможность глубинного проникновения во внутренний мир героев публикации, а проблемные — представить читателям анализ какого-либо политического события, явления, процесса сквозь призму конкретной человеческой судьбы.
В статье рассматриваются основные признаки данных видов очерка, их функциональное назначение, а также особенности их использования в политической коммуникации.
Большое внимание уделяется в статье использованию художественных средств изображения человека в очерке. Автор отмечает, что в портретных характеристиках
Kim Maksim Nikolaevich
Saint-Petersburg
North-West Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Head of the Chair of Journalism Doctor of Science (Philology) Professor [email protected]
Key words:
portrait sketch, problem sketch, political communication, mass media, object of representation, an individual's inner world, character, means of expression while describing a person, motivational sphere of a person, psychological analysis, portrait description, journalism, politician's vital activity, technology
The paper deals with creation technology of portrait sketches of a statesman in mass media. In such publications the objects of representation are not only social and political interaction of a man with different political institutions and social groups (sociological aspect), but also inner psychological processes (psychological aspect). The author describes the different types of sketches which are widely-spread in political communication. Portrait sketches allow readers to see the inner world of main characters in a publication. Problem sketches give readers an analysis of some political event, phenomenon or process through the prism of a specific person's life.
The article describes the main features of these types of sketches, their functional purpose and their use in political communication. The paper places a special emphasis on the use of means of expression in a sketch while describing a person. The author states, that journalists often use psychology in portrait description. Theoretical points are illustrated with the examples of sketches about new appointments in the Government of the Russian Federation. The paper describes the modern trend in a politician's representation. This trend is connected with the problem of inner world describing in modern political journalism. The author
о журналисты активно используют достижения н- современной психологии. Теоретические " положения подкреплены анализом конкрет-^ ных примеров. В частности, автор анализи-^ рует портретные очерки, которые расска-о зывают о новых министерских назначениях ш в Правительство Российской Федерации. о
х Появление портретного очерка в по-2 литических коммуникациях обуслов-н- лено демократизацией политической ^ жизни в стране и открытостью самих с= политиков. Как показывает наш анализ, объектами отображения в подобного рода публикациях могут выступать как социально-политические отношения человека с различными политическими институтами и социальными группами (социологический аспект), так и внутренние психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида.
Среди различных видов очерка в политических коммуникациях наиболее распространены портретные и проблемные. Привлекательность первого типа очерков заключается в том, что данный жанр отличается большими возможностями проникновения во внутренний мир героев публикации, биографической достоверностью и особой тональностью письма. Среди разновидностей портретных очерков выделим:
• событийный портретный очерк, основанный на каком-либо факте или эпизоде из жизни героя. Целью данного материала является информирование общественности о тех или иных деяниях или действиях человека;
• биографический портретный очерк, основной задачей которого является создание целостного образа человека через выяснение наиболее значимых фактов и эпизодов биографии, которые в наибольшей степени повлияли на судьбу человека. По своей структуре он довольно сложный, поскольку требует глубокого проникновения во внутренний мир героя;
• юбилейный портретный очерк, поводом для написания которого является
comes to the conclusion that sociological aspect studies an individual in cooperation with social environment, and psychological aspect studies intrapersonal processes. The analysis of an individual's inner world aims journalists not only at multivariate analysis of motivational sphere of a person which defines the behavior and actions, but also at detection of individual traits of character.
празднование юбилея известного политика.
Проблемный портретный очерк по
характеристикам можно отнести к синтетическим жанрам журналистики, потому что в нем могут проявиться различные жанровые элементы. Например, в проблемном портретном очерке могут использоваться как элементы корреспонденции, так и статьи, комментария и обзора. Все зависит от целевой установки, которую ставит перед собой автор.
Главным признаком проблемного очерка является анализ политического события, явления, процесса. Поэтому для данного вида очерка наиболее приемлемыми будут ответы на следующие вопросы: «как?», «почему?», «каким образом?», «по какой причине?» и т. п.
Основное назначение проблемного портретного очерка состоит в том, чтобы показать и продемонстрировать компетентность политика в обсуждаемом вопросе или проблеме. Предметом речи в проблемном портретном очерке могут выступить актуальная политическая проблема, идея или мысль. Постановка проблемы в очерке позволяет вскрыть причины возникновения того или иного явления, найти причинно-следственные связи между фактами, породившими проблему, наконец, сконцентрировать внимание собеседника на путях поиска ее разрешения. Именно благодаря проблеме, идее и мысли проблемный очерк «насыщается» элементами анализа, тем самым придавая всему тексту особую аналитичность. По своей форме проблемный портретный очерк представляет собой форму интеллектуального общения.
Таким образом, использование в политической коммуникации портретного очерка имеет ряд задач:
1. Оперативное информирование общественности (как правило, из первых уст) о личной позиции политика в той или иной ситуации — событийный портретный очерк.
2. Создание целостного образа политика в контексте личной биографии и политической карьеры — биографический портретный очерк.
3. Осмысление политической стороны жизнедеятельности политика в юбилейный для него год жизни.
4. Демонстрация профессиональной компетенции политика в том или ином обсуждаемом с ним вопросе или проблеме.
К художественным средствам изображения относятся портретные характеристики. По мнению В. И. Шкляра, «...портрет в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в том плане стимулирует читательское воображение. Другая его функция — помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств» [6, с. 44].
Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т. п., могут, при внимательном взгляде, многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике, — это документальная точность отображения. В данном случае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека, но и от описания типичных характеристик ему отказываться не стоит. В сочетании строгого документа-лизма и художественного обобщения и рождается полноценный очерковый образ.
В портретных характеристиках журналисты активно используют достижения современной психологии. Например, определив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек (сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик), они могут определить, как те
или иные качества могут проявиться о
в облике и поведении личности. н
Вот так, исходя из определенных пси- ^
хологических характеристик, воссозда- ^
ется портрет человека. ^
При подготовке портретного очер- 'ка о государственном деятеле мно- о
со
гое зависит от того, какие цели пре- о следует журналист. В одном случае < политику необходимо создать новый ^ образ в период предвыборной борьбы, в другом — подкорректировать 2 свой текущий имидж, в третьем — н необходимость подобного материала ^ может быть обусловлена назначени- □= ем политика на высокий государственный пост, в четвертом — приурочено к знаменательному юбилею в жизни политика, в пятом — связано с какими-либо его концептуальными политическими заявлениями и т. п.
Рассмотрим данные теоретические положения на конкретных примерах. 21 мая 2012 г. президент В. В. Путин издал указы о назначении новых министров в Правительство Российской Федерации. Газета «Коммерсантъ» от 22 мая 2012 г. отреагировала на это важное событие публикацией серии очерковых материалов, касающихся новых лиц, назначенных на высокие государственные посты (см. [4]).
Какие же акценты были сделаны в данных материалах при представлении новых министров?
В очерке «Интересная история с культурой. Владимир Мединский стал министром» ее авторы Ю. Яроцкая и М. Семен-дяева основной акцент при представлении своего героя сделали на различных аспектах профессиональной и политической деятельности данного назначенца. С самого начала журналисты дают понять своим читателям, что ни они, ни эксперты не ожидали такого назначения: «Имя Владимира Мединского как возможного претендента на министерский пост не называл никто, и это одно из самых сенсационных вчерашних назначений». Поэтому, осмысляя профессиональную и политическую судьбу героя, авторы в первую очередь стремятся понять, насколь-
о ко данный человек готов к решению про-
^ блем, стоящих перед современной рос-
^ сийской культурой.
ЕЗ В. Мединского авторы характеризу-
^ ют как крупного пиарщика в прошлом: «В 1992 году, только что окончив МГИМО,
о вместе с несколькими соучениками осно-
со
о вал одно из первых российских пиар-< агентств „Корпорация «Я»". В числе со-с основателей были, в частности, Сергей х Михайлов, Дмитрий Сокур и Дмитрий 2 Коробков, впоследствии ставшие замет-н- ными фигурами на рынке связей с обще-^ ственностью». Здесь же дается крими-с= нальный случай из его профессиональной судьбы: «В 2010 году в общественной приемной Владимира Мединского провели обыск сотрудники отдела по налоговым преступлениям УВД ЦАО. Поводом для них стали налоговые претензии к группе „Корпорация «Я»", в которой нынешний министр уже не работал, но ранее указывал в декларации о доходах владения акциями компании». Такие неприглядные факты из биографии, естественно, невыгодны при описании героя произведения. Но авторы материала и не стремились создать положительного имиджа нового министра культуры. Для них было важнее понять, насколько данный человек подходит для данной должности не только с профессиональной, но и с моральной точки зрения.
Помимо профессиональной судьбы В. Мединского, в очерке прослеживается и его политическая деятельность. «Господин Мединский состоит в партии „Единая Россия" и ранее был ее активным функционером, руководил московским избирательным штабом, возглавлял партийный ЦИК, в ноябре 2011 года занимал пост председателя думского комитета по культуре (это его единственная должность, имеющая отношение к новой сфере деятельности)». Из данного представления видим, что авторы, информируя читателей о политической карьере героя, прежде всего, стремились соотнести ее с нынешним назначением.
Но данный портрет был бы неполным, если бы авторы не обратились к еще одной сфере деятельности героя произведения — писательскому творчеству.
По их мнению, «Владимир Мединский более всего известен как писатель. Его авторству принадлежит серия книг, объединенных под названием „Мифы о России"... Это очень высокотиражный нон-фикшн, имеющий своей целью, как следует из названий, положительный пиар российской истории, попытку избавить ее от того, что, по мнению господина Мединского, является ложными стереотипами по отношению к ней». Далее авторы пишут, что эти книги не только хорошо продаются, но имеют положительные отзывы со стороны различных деятелей культуры. Однако, благодаря именно этим изданиям, социальная сеть взорвалась негативными оценками по поводу назначения В. Мединского на должность министра культуры.
Рассмотрев профессиональную, политическую и писательскую деятельность В. Мединского, авторы смогли рассказать об отношении правоохранительных органов к отдельным фактам его судьбы, сделать обзор политической карьеры молодого министра, наконец, оценить отношение общественности к его писательскому творчеству. К сожалению, за различными фактами биографии не проглядывается характер самого героя, его отношение к делу, его профессиональные и деловые качества. Дается только одна характерологическая черта героя произведения: «...во главе ведомства встанет активный человек».
Поэтому, когда в очерке речь заходит о предстоящей работе В. Мединского, авторы только констатируют о том, что «активному человеку» придется заниматься новым базовым законом о культуре, развивать принятую при бывшем министре Авдееве концепцию развития циркового искусства, разобраться с незавершенным проектом реконструкции Мариинского театра, а также с масштабным проектом реконструкции Пушкинского музея и обещанной постройкой нового здания Государственного центра современного искусства на Бауманской и мн. другое.
В зарисовке «Вундеркинд на связи» речь идет о назначении министром связи и массовых коммуникаций Николая
Никифорова. В данном материале дается лишь краткая характеристика карьерного пути молодого министра. «Николай Никифоров сделал успешную карьеру в ранге министра связи Татарии, но теперь ему предстоит присматривать за более масштабными поручениями». И, действительно, представление героя произведения идет через анализ его реальных дел в прошлом и в будущем. Журналистка А. Балашова при характеристике Н. Никифорова прибегает к мнению менеджеров телекоммуникационных компаний. Данный подход позволяет автору более объективно подойти к оценке деятельности своего героя. «Он не просто исполнитель, именно благодаря его личным инициативам Татария стала абсолютным лидером среди российских регионов по уровню доступности госуслуг в электронном виде... Очень успешным был проект 1Т-парка: более десятка его резидентов стали участниками „Скол-ково"». Личностные характеристики Н. Никифорова показаны автором и через решение им различных проблемных вопросов. «Участники рынка отмечают, что господин Никифоров в Татарстане был активным противником понятия „единственный исполнитель" и боролся с монополизмом». Позитивное отношение к характеристике героя произведения проявляется у автора и в обрисовке тех задач, с которыми придется столкнуться новому министру. Особенность подобного рода материалов, где речь идет о новых важных государственных назначениях, состоит в том, что автору вольно или невольно приходится соотносить фигуру своего героя с реальными делами, которые ему предстоит решать. Такой подход позволяет автору, в одном случае, подчеркнуть масштаб личности, в другом — показать несоответствие человека занимаемому положению, в третьем — выразить неуверенность и сомнение в профессиональной компетенции героя произведения. В анализируемом нами материале фигура Н. Никифорова сразу связывается с масштабностью задач, которые ему предстоит решать: «Новому министру связи предстоит завершить четыре ключевые для телекоммуникацион-
ной отрасли задачи его предшественника о Игоря Щеголева. Часть из них, в част- н ности, создание „электронного прави- ^ тельства", а также цифровизация теле- ^ видения и радио...». Насколько посильны ^ эти задачи молодому назначенцу — в ма- '-териале не говорится. И это правильно. о Ведь главное назначение таких зарисо- о вочных материалов состоит в том, чтобы, < с одной стороны, представить карьерный ^ и профессиональный рост героя, а с дру- х гой — показать масштаб тех проблем, с 2 которыми ему придется столкнуться на н новой должности. ^
Иной подход применен в очерковом щ материале отдела политики газеты «Коммерсантъ» «Регионам удвоили контроль». Здесь речь идет о полпреде президента в Центральном федеральном округе (ЦФО) Олеге Говоруне, который возглавил Министерство регионального развития. Карьерный рост нового назначенца представлен через его различные взаимоотношения с представителями высшего эшелона власти, а его будущая деятельность — через возможные варианты взаимодействия с потенциальными конкурентами в коридорах власти. Благодаря такому подходу перед нами вырисовывается портрет чиновника, вовлеченного в различные взаимоотношения с представителями властных структур, от которых в той или иной степени зависел его карьерный рост. Например, в очерке сразу отмечается, что «назначенный министром регионального развития Олег Говорун всегда считался правой рукой вице-премьера Владислава Суркова. Вместе с ним он работал в Альфа-банке, а затем в кремлевской администрации до назначения в 2011 г. полпредом президента в ЦФО». Как видим, в карьерном росте О. Говоруна не последнюю роль играли личные связи. Чтобы охарактеризовать нового министра минрегиона и с человеческой, и с профессиональной точки зрения, журналисты обратились к бывшим его сослуживцам и к тем, с кем он непосредственно взаимодействовал. Подчиненные О. Говоруна в полпредстве заявили «Ъ», что «работать с Олегом Говоруном было очень тяжело, потому что он проявлял
о „не всегда оправданную жесткость"». ^ Другие же высокопоставленные чинов-^ ники в администрации президента на-Е^ звали его «самым эффективным и по-^ литически грамотным менеджером в сфере региональной политики... который о многие годы занимался взаимодействием ем с губернаторами, хорошо знает спе-< цифику как политических, так и экономике ческих процессов в регионах». Выслуша-х ли журналисты и мнение губернаторов. 2 Например, липецкий губернатор Олег н- Королев сказал «Ъ»: «Олег Говорун — ^ очень современный, динамичный и крест ативный человек, я от него жду прежде всего того, что он всегда показывал, — уважительного отношения к регионам». Глава Тульской области Владимир Груздев назвал Олега Говоруна «сильным управленцем». Благодаря приведенным мнениям и оценкам создается вполне объективный характерологический портрет нового министра. Государственный чиновник представлен в разных ракурсах: не только в человеческом, но и в профессиональном. При портретной обрисовке государственных и политических деятелей данный подход является наиболее предпочтительным, потому что позволяет избежать субъективных оценок. Журналистам необходимо прибегать к разным точкам зрениям о герое произведения и тогда, когда у них нет сложившегося представления о человеке. Чтобы объективно оценить деятельность государственного чиновника из высшего эшелона власти, необходимо обратиться и к конкретным результатам его труда. Это может быть и его законотворческая деятельность, политическая, профессиональная. В очерке об О. Говоруне журналисты пользуются сведениями из различных источников информации. Они прямо пишут, что «источники „Ъ", знавшие Олега Говоруна по работе в администрации президента и полпредстве президента в ЦФО, утверждают, что он разработал „целый ряд программ развития субъектов РФ"».
Чтобы понять, что последует за данным назначением в правительстве, журналисты обратились к президенту фонда «Петербургская политика» М. Виноградову,
который отметил, что это назначение «создает определенную интригу», так как «до сих пор экономические и политические рычаги управления были разделены между Минфином, Минрегионом и администрацией президента». Исходя из данного мнения, журналисты начинают сравнивать фигуру О. Говоруна с еще одним новым региональным куратором в правительстве — Виктором Ишаевым, который стал совмещать пост министра по развитию Дальнего Востока с должностью полпреда. В материале журналисты не только размышляют о создании нового министерства, но, главным образом, пытаются найти ответ на основной вопрос: как будут взаимодействовать Олег Говорун и Виктор Ишаев, полномочия которых явно пересекаются? В очерковом материале журналисты попытались заглянуть в политическое закулисье (например, они задавали этот вопрос участникам совещания в Минрегионе, которое сразу после своего назначения провел О.Гово-рун). И делалось это, видимо, только с целью узнать реальную расстановку сил в правительстве, определить зоны влияния министров и просчитать их будущие взаимоотношения. В очерках о государственных и политических деятелях это довольно распространенные приемы, с помощью которых журналисты пытаются продемонстрировать читателям свою осведомленность о «политической кухне». Но вопрос в другом: насколько подобного рода сюжеты оправданы с точки зрения журналистской этики? Если такие сведения не затрагивают личного достоинства героя произведения, то их использование возможно.
Рассмотрев различные очерковые произведения, посвященные новым назначениям в правительстве Российской Федерации, мы увидели, что авторы по ряду причин не использовали весь арсенал художественных средств в изображении личности государственного деятеля. Поэтому в представленных очерках образы героев произведения имеют в большей степени описательный и констатирующий характер. Современные же тенденции в изображении политика напрямую связаны с проблемой проникно-
вения во внутренний мир личности. Для этого необходимо предпринять анализ духовно-нравственной жизни героя. Но и этого недостаточно. «Проникновение во внутренний мир человека, — отмечает И. А. Гайдученок, — требует пытливого разума, взволнованности, сопричастности, сердечной муки и тонкого движения души» [2, с. 3]. Сложность такого проникновения предполагает художественное и одновременно научное видение человека. Чтобы прикоснуться к тонкой душевной организации личности, журналист должен хорошо разобраться в субъективном мире героя, познать его душевное состояние, заглянуть в его чувственно-эмоциональную сферу. Только в этом случае удается проявить духовные истоки поведения конкретной личности. Зачастую, чтобы написать полноценный портретный очерк о политическом деятеле, журналисту необходимо настроиться на «волну» его эмоций и мыслей. Только в таком случае может возникнуть особая тональность письма: лиризм и исповедальность. В этом смысле очерк — один из самых интимных жанров публицистики.
Одним из методов осмысления личности в современной очеркистике является психологизм.
Психологические начала в публицистике обусловлены следующими факторами: во-первых, возросшим интересом к внутреннему миру человека; во-вторых, нацеленностью не только на описание социально детерминированных поступков личности, но и на душевные проявления человека; в-третьих, возросшей ролью субъективного фактора в современной социальной действительности [5, с. 58]. Впрочем, полное и объемное раскрытие внутреннего мира человека, как, например, это обычно предпринимается в литературном произведении, в очерке сделать невозможно. Писатель в раскрытии характера человека может обратиться к сознанию и самоанализу героя произведения. С этой целью он может вести рассказ от имени героя или представить его лирико-психологическую исповедь.
Самосознание, как художественная доминанта, служит для писателей осно-
вой для построения образа героя. В ли- о тературе данный прием стал очень рас- н пространенным. Но приемлем ли данный ^ способ в изображении публицистиче- ^ ского героя? Да, но с определенными ^ оговорками. Если литературный герой '(по воле автора) способен включить в о орбиту своего самосознания весь окру- о жающий его предметный мир, то перед < публицистическим героем такой задачи ^ обычно не стоит. В процесс его само- х сознания могут быть вовлечены только 2 те реальные проблемы, с которыми он н сталкивается в жизни. Публицистиче- ^ ский герой может мыслить и действо- щ вать только в тех пределах, в которых он находится; чувствовать и воспринимать мир, исходя из своих индивидуальных особенностей; анализировать и осмыслять свои и чужие поступки, исходя из собственных нравственных представлений, ценностей и жизненных установок. Публицистический герой, наконец, не может выйти за пределы своего характера, темперамента, типичности и т. д. Многомерность психологической характеристики, по мнению М. И. Стюфляевой, обеспечивается за счет неслияния внешнего и внутреннего в реальном бытии личности или за счет разнополюсных психологических зарядов людей, с которыми у героя устанавливаются отношения притяжения или отталкивания, за счет расхождения оценочных мнений, касающихся героя, и т. д. [5, с. 60-61]. Подобного рода внутриличностные или межличностные противоречия способны, на наш взгляд, проявить не только характер человека, но и его отношение к миру, к людям, к обществу в целом. Описывая то, как герой действует, мыслит, чувствует и переживает, журналисту важно показать и то, как в сознании личности преломляются те или иные факты и события действительности. «В человеке всегда есть что-то, что только сам он может открыть в свободном акте самосознания и слова, что не поддается овнешняющему заочному определению» [1, с. 98-99]. Только в форме исповедального, по мнению М. М. Бахтина, может быть дано последнее слово о человеке, действительно адекватное ему.
о К иным способам проникновения во
^ внутренний мир личности относят анализ
^ мотивационной сферы. В данном случае ЕЗ изучаются различные качества личности:
^ степень осознания человеком собственных поступков, уровень психологической
о зрелости личности, динамика мотива-
со
о ционной структуры личности в зависи-< мости от обстоятельств, ситуации и вре-с менного состояния психики, реакция на х социально обязательные, декларируе-2 мые и пропагандируемые цели, цен-н- ности, нормы поведения, образа жизни ^ и т. д. [3, с. 64-65]. Рассмотрение лич-1= ности с данных позиций открывает новые возможности в показе человека в очерковом произведении.
Анализируя мотивы поведения личности, важно выявить не только доминирующие мотивы, соотнесенные, например, с целями человеческой деятельности, но и скрытые, которые обнаруживается в условиях экстремума. Человек в экстремальной ситуации, когда от него требуется мобилизация всех сил, принятие каких-то ответственных решений, срочные действия в условиях риска и т. п., в большей мере обнаруживает объективные и субъективные возможности, обеспечивающие достижение целей, удовлетворение потребностей. Рассма-
тривая личность в подобного рода ситуациях, очеркист может более зримо обрисовать характеры своих героев, поведать о том, как в сознании индивида происходит самоактуализация совершаемых им поступков, исходя из каких целевых установок или жизненных ценностей он определяет свой выбор и т. д. Все эти моменты позволят журналисту выявить не только социально-типические, но и индивидуально-характерологические качества личности, то есть сделать комплексный анализ характера человека.
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели различные аспекты изображения государственного деятеля в очерковом произведении. Мы увидели, что сегодня в современной публицистике наметились серьезные тенденции «в сторону психологизма». Если социологический подход предполагает изучение личности во взаимодействии с социальной средой, то психологический — прежде всего исследование внутриличностных процессов. Анализ внутреннего мира человека нацеливает журналистов на комплексный анализ мотивационной сферы человека, определяющей направленность поведения и поступков личности, а также на выявление индивидуальных особенностей человеческого характера.
Литература
1. Бахтин М. М. Указ. соч. С. 98-99.
2. Гайдученок И. А. Слово о личности. Философское эссе. Минск, 1990. С. 3.
3. Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991. С. 64-65.
4. См.: Коммерсантъ. 2012. 22 мая. № 90.
5. Стюфляева М. И. Человек в публицистике (Методы и приемы изображения и исследования). Воронеж, 1989. С. 58.
6. Шкляр В. И. Публицистика и художественная Литература продуктивно-творческая интеграция: Автореф. докт. дисс. ... Киев, 1989. С. 44.
References
1. Bakhtin M. M. Ibid. P. 98-99.
2. Gayduchenok I. A. Word about the personality. Philosophical essay. Minsk, 1990. P. 3.
3. Ershov A. View of the psychologist at the activity of the person. M., 1991. P. 64-65.
4. See: Kommersant. 2012 . May 22. No. 90.
5. Styuflyaeva M. I. The person in journalism (Methods of image and research). Voronezh, 1989. P. 58.
6. Shklyar V. I. Journalism and fiction: productive and creative integration: Dissertation Abstract. Kiev, 1989. P. 44.