Научная статья на тему 'Портрет Кубанского казака-конвойца Т. К. Ящика'

Портрет Кубанского казака-конвойца Т. К. Ящика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портрет Кубанского казака-конвойца Т. К. Ящика»

"Культурная жизнь Юга России

№ 3 (58), 2015

П. В. НОВИКОВ ПОРТРЕТ КУБАНСКОГО КАЗАКА-КОНВОЙЦА Т. К. ЯЩИКА

14 июня 2013 года известный бизнесмен С. Н. Галицкий преподнёс в дар Кубанскому казачьему войску эскиз (46х38 см; бумага, темпера) к портрету Т. К. Ящика в форме Собственного Его Императорского Величества Конвоя (рис. 1). История запечатлённого на пор-

Тимофей Ксенофонтович Ящик родился 20 апреля 1878 года в ст. Новоминской Ейского отдела Кубанского казачьего войска. В 1900 году, когда началась его военная служба в 1-м Ейском полку, расквартированном в Тифлисе, за бравый вид и меткую стрельбу он сразу был назначен в конвой командующего войсками Кавказского военного округа генерал-адъютанта князя Е. С. Голицына. А в 1904 году благодаря князю его перевели в Собственный Его Императорского Величества Конвой, во 2-ю Кубанскую сотню. Три года спустя, в 1907 году, Т. К. Ящик был уволен со службы с мундиром и пять лет жил в родной станице, после чего был вновь призван на службу. И в апреле 1914 года назначен вторым камер-казаком императора Николая II, выполнял обязанности его личного телохранителя. Так как камер-казаки периодически менялись, то в начале 1915 года Ящик вернулся в состав своей 2-й сотни, в общей сложности прослужив возле императора девять месяцев.

3 декабря 1915 года Т. К. Ящик стал вторым камер-казаком вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Причём это решение было обусловлено личным выбором царя и связано с тем, что в начале 1916 года Мария Федоровна предполагала уехать из Петрограда в Киев и сын счёл необходимым усилить личную охрану матери [URL: http: iks2010.org].

После свержения монархии Т. К. Ящик остаётся рядом с императрицей, продолжая охранять её в Крыму. В условиях политической неразберихи на Юге России в 1918 году Ящик вывез в родную станицу дочь императрицы, младшую сестру Николая II, великую княгиню Ольгу Александровну. В хате камер-казака дочь Александра III родила своего второго сына Гурия. После того как Мария Федоровна 11 апреля 1919 года на английском крейсере «Мальборо» покинула Крым, Ящик сопровождал её и продолжал охранять в Англии, а затем в Дании, куда императрица со свитой прибыла 19 августа 1919 года. Вскоре по распоряжению Марии Фёдоровны он вернулся в Россию для того чтобы организовать вывоз в Данию семьи великой княгини Ольги Александровны.

Свою императрицу верный «бодигард» (телохранитель) - так он именовался в выданном ему во время пребывания в Великобритании паспорте - охранял вплоть до её смерти в 1928 году. Тимофей Ксенофонтович оставил в пылающей России, на родной Кубани, семью -жену и девятерых детей. Вывезти их в Данию, как он ни пытался, ему не удалось. В 1922 году его жену Марфу расстреляли «за контрреволюцию», а три года спустя Мария Фёдоровна благословила его на брак с датчанкой Агнес Аабринк, которая перешла в православие и приняла при крещении имя Нина. Ящик до конца жизни так и не научился датскому языку, зато его датская жена освоила русский.

Кубанский казак поражал датчан тем, что даже спать ложился у дверей покоев императрицы, раскинув на инкрустированном дворцовом паркете бурку и положив в изголовье револьвер с взведённым курком. Телохранитель завершил свою бессрочную службу лишь

трете человека вкратце такова.

Рис. 1. Гефтер А. А. Эскиз к портрету старшего урядника Собственного Его Императорского Величества Конвоя Тимофея Ящика. 1920 г.

Бумага, темпера (КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына)

№ 3 (58), 2015

"Культурная жизнь региона

после смерти царицы, когда отстоял последний трёхсуточный караул у гроба, став олицетворением воинской верности и безоговорочного исполнения присяги. Тимофей Ксенофонтович скончался в 1946 году в возрасте 68 лет, успев застать триумф русского оружия в войне с фашизмом. Его личные вещи: черкеска с газырями, револьвер, шашка, кинжал, документы и личный столовый прибор - хранятся в Музее Вооружённых Сил в Копенгагене.

В настоящее время портрет находится в фондах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника (КГИАМЗ) им. Е. Д. Фелицына. Если личность запечатлённого на портрете не вызывала сомнения (известны его многочисленные фотографии и, кроме того, справа внизу надпись на русском языке - «Конвоец императрицы Марии Фёдоровны Тимофей Ящик»), то с художником всё оказалось несколько сложнее. С момента поступления портрет вызвал массу предположений, вплоть до того, что его автором считали выдающегося русского живописца И. Е. Репина. Некоторые исследователи предположили, что портрет написан великой княгиней Ольгой Александровной, которая была неплохой художницей. На самом деле ответ на этот вопрос, как говорится, лежал на поверхности, и атрибуция портрета не составляла особого труда.

На портрете стоит не только дата и место написания - «1920 год, Kopenhagen», но и авторская подпись, причём дважды. В верхнем правом углу - фамилия и заглавная буква имени, а в районе незаконченной левой руки - абревиатура имени и фамилии. Известно, что великая княгиня Ольга Александровна, подписывала свои работы либо по-русски «Ольга» или «О. А.», либо по-французски - «Olga» или «OLGA» [Рисунки членов Российской Императорской Фамилии. Изобразительные материалы XIX - нач. XX вв. Каталог собрания. СПб., 2012. С. 82, 85, 112]. На портрете подписи также по-французски, но другие: «А. Gefter» и «AG». Они не оставляют никаких сомнений в том, что автором портрета, вернее эскиза к портрету, является русский художник Александр Гефтер.

Гефтер Александр Александрович, 26 апреля 1885 (Одесса) - 16 декабря 1956 (Париж). Художник и писатель, морской офицер. Учился на естественном факультете Новороссийского университета (Одесса) и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Одновременно брал уроки живописи. С начала Первой мировой войны после окончания ускоренного курса Морского кадетского корпуса служил мичманом на крейсере «Память Азова». После революции - член антибольшевистских подпольных организаций, воевал в Северной армии генерала Миллера и Северо-Западной генерала Юденича. По окончании Гражданской войны в эмиграции в Финляндии, затем в Дании, откуда в 1921 году переехал во Францию, жил в Париже, зарабатывал живописью, писал портреты. Автор романов, рассказов и публицистики, участник различных художественных выставок. В 1949 году в Париже провёл персональную выставку своих работ, среди которых был портрет Ф. И. Шаляпина. Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа [Российское зарубежье во Франции 1919-2000. М., 2008. С. 363].

Эскиз к портрету, датированный 1920 годом, был написан, скорее всего, в замке Видере на окраине Копенгагена, где в то время проживала Мария Федоровна и где она принимала многочисленных посетителей, в том числе и русских эмигрантов [Кудрина Ю. В. Императрица Мария Федоровна. М., 2006. С. 264]. Уже законченный портрет в натуральную величину (см. 3-ю стр. обложки журнала), написанный Гефтером (авторская подпись «A. Gefter» в левом верхнем углу) по заказу Марии Фёдоровны, был позже куплен её старшей сестрой Александрой, вдовой английского короля Эдуарда VII, и в настоящее время находится в Сандрин-гемском дворце в графстве Норфолк, являясь собственностью британской королевской семьи [Русская мысль. Париж, 1957. № 1011. С. 4; Клочков Д. А. «Отличные храбростью...» Собственный Его Императорского Величества Конвой. 1829-1917. История, обмундирование, вооружение, Регалии. СПб., 2014. С. 319].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.