Научная статья на тему 'Портрет Александра Бородина в изобразительном искусстве и музыке'

Портрет Александра Бородина в изобразительном искусстве и музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1618
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА / ГРАВЮРА / БЮСТ / ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / THE PORTRAIT OF A COMPOSER / ENGRAVING / BUST / CREATIVE WAY / MUSICAL STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Провозина Наталия Михайловна

Портреты композитора А. Бородина, выполненные в разных жанрах изобразительного искусства, рассматриваются как дополнительный источник изучения его творческого пути и характерных черт музыкального стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portrait of Alexander Borodin's in fine arts and music

The portraits of composer A. Borodin executed in different genres of the fine arts, are considered as an additional source studying of its creative way and characteristic features of musical style.

Текст научной работы на тему «Портрет Александра Бородина в изобразительном искусстве и музыке»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 г. Выпуск 1 (16). С. 22-24

УДК 78; 75

ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА БОРОДИНА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И МУЗЫКЕ

Н. М. Провозина

Портретом композитора обычно называют его музыку. Однако портрет - это еще и жанр визуального искусства, история которого включает многочисленную галерею изображений знаменитых музыкантов. Портретист, помимо передачи внешнего сходства, обычно стремится раскрыть духовную жизнь человека, которую у композитора, безусловно, можно услышать через его музыку. Кроме того, художник, выражая собственное отношение к «герою» портрета, проявляет свою авторскую индивидуальность. Таким образом, рождается своеобразный «тройной» портрет: портретируемого, его музыки и самого художника.

Отечественных мастеров изобразительного искусства не раз привлекал к себе облик Александра Порфирьевича Бородина. Портреты композитора помогают проследить путь его музыкального творчества, понять его художественную натуру, а значит - и музыку. Два из его портретов написаны маслом, два являются художественно выполненными дагерротипами, известны также рисунок, гравюра и бюст.

А. Бородин вошёл в историю русской культуры как основатель музыкально-эпического стиля. Критик В. Стасов, активно поддерживавший интерес композитора к эпосу, отмечал, однако, в его произведениях не только «великанскую силу», «колоссальный размах», но и «изумительную страстность», «нежность и красоту».

А. Бородин был личностью разносторонне одарённой: рисовал, лепил, писал музыку и стихи (многие романсы созданы им на собственные тексты). Уже в молодые годы он приобрёл высокое положение в научном мире, а в 44 года стал академиком Медико-хирургической академии Петербурга. В России и за рубежом были хорошо известны его труды по химии (исследования фтора, углеводородов). Он общался с выдающимися учёными своего времени: Д. Менделеевым, Н. Зининым, А. Бутлеровым, С. Боткиным. Д. Менделеев считал А. Бородина «первоклассным химиком», который «принес бы науке больше пользы, если бы его не отвлекала музыка». Да и сам А. Бородин считал основным своим занятием науку, а музыку - лишь «хобби». Но музыканты не сомневались, что «настоящее его дело - композиторство» (М. Балакирев).

По описаниям современников, А. Бородин был высоким, статным, красивым человеком. В нём чувствовалась и восточная наследственность (по отцу, грузинскому князю Луке Степановичу Гедианову), и русская (его мать, дворовая женщина Авдотья Тихоновна, до старости сохраняла красоту). По воспоминаниям друзей, он был остроумен и, как многие творческие люди, чрезвычайно рассеян.

Одно из ранних изображений А. Бородина относится к 1848 году. В это время, получая домашнее образование по игре на фортепиано, он начинает сочинять. Уже в 1849 году издает несколько фортепианных пьес («Патетическое адажио», «Поток», «Фантазия»), но в 1850 году становится, однако, учеником Медикохирургической академии.

Пятнадцатилетний юноша запечатлён Андреем Ивановичем (Генрихом Иоганном) Деньером, мастером художественной фотографии (в 1851 году он открыл собственную дагерротипную мастерскую). И портрет юного Бородина был выполнен, скорее всего, именно в этой технике. Но к дагерротипу Деньер, получивший образование в Академии художеств, подходил как профессиональный художник. (Возможно, поэтому многие известные деятели культуры, а среди них Репин, Шишкин, Некрасов, Тургенев, Тютчев, Шевченко, не отказывали ему в создании своих портретов).

К 1870 году принадлежит портрет А. Бородина, выполненный Е. Т. Маковской. Зимой и весной этого года он часто посещал семью художника К. Е. Маковского, где нередко устраивались музыкальные вечера. Жена К. Е. Маковского, Елена Тимофеевна, также художница, написала маслом овальный портрет, изобразив Бородина в мундире профессора Медикохирургической академии. К этому времени (после исполнения Первой симфонии под управлением главы «Могучей кучки» М. Балакирева) он уже был признан и в музыкальных кругах. В 1869 году у А. Бородина начал созревать план оперы «Князь Игорь», сюжет которой был подсказан В. Стасовым. Одновременно композитор работал над Второй («Богатырской») симфонией, написав весной 1870 года большую часть музыки её первой части.

Облик композитора последних дней жизни известен по рисунку «Профиль композитора А. П. Бородина», выполненному неизвестным художником. На рисунке символично представлены два вида деятельности Бородина: с одной стороны - химические колбы, с другой - орган. Впечатляет и подчеркнуто «грузинский», «орлиный» профиль, несколько

ироничное выражение лица. Дата 15 февраля

1887 года с крестом означает дату смерти композитора. Он умер на Масленицу, на костюмированном балу, где одет был в русский костюм: темно-красная косоворотка, синие шаровары, высокие сапоги. Смерть наступила от внезапной остановки сердца.

80-е годы были для Бородина чрезвычайно плодотворными, хотя музыка и сочинялась урывками. В 1881 году, под впечатлением смерти Мусоргского, композитор создал подлинный шедевр вокальной лирики - романс на стихи Пушкина «Для берегов отчизны дальной». В 1885 году окончательно сформировалась фортепианная «Маленькая сюита», включившая изящные миниатюры «В монастыре», «Грёзы», «Серенада», «Ноктюрн», «Интермеццо». Но летом этого года Бородин тяжело болел. Уезжая за границу, впервые оставил записку с распоряжениями на случай смерти. За время болезни он отпустил бородку и больше не расставался с нею.

Заграничная поездка композитора была связана с исполнением его произведений в Бельгии. Концерты имели триумфальный успех. В Веймаре он повидался с Листом, который, как говорили друзья, ценил Бородина более всех из русских композиторов.

В 1887 году Бородин начал работу над «Третьей симфонией», которую, по свидетельству А. Глазунова, предполагал назвать «Русской». До последних дней жизни он работал над партитурой оперы «Князь Игорь». После смерти её автора оперу завершили друзья: Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов. Партитура оперы была издана в высокохудожественном красочном оформлении. Портрет на партитуре выполнил известный петербургский гравёр Василий Васильевич Матэ. (Творчество Матэ было завершающим этапом русской репродукционной гравюры на дереве и в офорте. Художник создал 225 портретов - целую галерею деятелей культуры: П. Третьякова, Шишкина, Верещагина, В. Серова, Врубеля, Глазунова, Балакирева и других).

Издатель М. Беляев подарил Н. Римскому-Корсакову экземпляр партитуры «Князя Игоря» с надписью: «Глубокоуважаемому Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, благодаря таланту, любви к покойному автору и бескорыстно энергичному труду которого свет обязан появлением этой оперы в печати, от издателя». Отсюда становится понятной и надпись

s-s\

п

7. 6,

на посмертном портрете А. Бородина кисти И. Репина - «Посвящается Н. А. Римскому-Корсакову». Это самый известный портрет А. Бородина. Он был завершён художником в

1888 году. Композитор изображён в зале Благородного собрания - главном концертном зале Петербурга. Художественное решение портрета в определённой степени символично: крупная фигура у колонны как бы поддерживает «здание» русского искусства. Композитор спокоен, благороден и «эпически» величав, как и его музыка.

В 1889 году друзья и почитатели «открывали памятник, а весь вечер провели у Бородина в квартире за его музыкой и воспоминаниями о нём» (В. Стасов). Памятник из гранита был выполнен по проекту архитектора «русского стиля» И. П. Ропета. Автор бронзового бюста -скульптор Илья Яковлевич Гинцбург, известный мастер малой пластики и надгробных портретных памятников представителям русской интеллигенции, в частности, В. Стасову, Менделееву, Зинину, Плеханову, Антокольскому. Работы скульптора отличаются точностью и тщательностью трактовки деталей, что видно и в бюсте Бородина.

И. Е. Репин. Портрет композитора и химика А. П. Бородина

В. В. Матэ. Гравюра для издания партитуры оперы «Князь Игорь» (в нотах -тема хора «Слава»)

И. Я. Гинцбург. Бюст А. П. Бородина

Даже краткий анализ портретов А. Бородина свидетельствует о несомненном влиянии музыкального стиля композитора на «видение» его облика художниками. Становясь дополнительным источником изучения творческого пути композитора, произведение изобразительного искусства способно активизировать познание звукового искусства. Исследование взаимосвязи портретного изображения композитора и его творчества может быть продолжено в аспекте сравнительного анализа самих портретов, истории их создания, средств художественной выразительности. Интерес представляют также среда и уровень общения композитора и авторов его портретов. В конечном счёте, целью раскрытия взаимосвязи художественного и музыкального портрета композитора является повышение эффективности познания искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорина, А. П. Александр Порфирьевич Бородин / А. П. Зорина. - М., 1988.

2. Репин, И. Е. Далёкое близкое. Воспоминания / И. Е. Репин. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.