Научная статья на тему 'Портфолио как средство формирования профессиональной направленности студента медицинского вуза при изучении иностранных языков'

Портфолио как средство формирования профессиональной направленности студента медицинского вуза при изучении иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОРТФОЛИО / FOREIGN LANGUAGE / LATIN / LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES / PROFESSIONAL ORIENTATION / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровина И. А.

В настоящее время в нашей стране поставлена задача модернизации образования. Цель модернизации высшего образования - повышение уровня профессиональной подготовки будущих специалистов. Иностранный и латинский языки являются компонентом образовательной системы медицинского образования. Изучение данных дисциплин способствует формированию профессиональной направленности личности студента-медика. Повышение эффективности подготовки по иностранным языкам зависит от технологии обучения будущих специалистов. Одной из современных образовательных технологий, актуальных для использования при изучении иностранных языков, позволяющих не только формировать, но и диагностировать результаты развития компетенций и формирования профессиональной направленности студента, является портфолио. Портфолио поддерживает высокую мотивацию к обучению, формирует самооценку, повышает активность и самостоятельность студентов. В статье рассмотрены возможности применения образовательной технологии «портфолио» как средства формирования профессиональной направленности студента-медика. Представлен опыт работы с портфолио при изучении иностранных языков в ОрГМА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTFOLIO AS MEANS OF MEDICAL STUDENT PROFESSIONAL DEVELOPMENT WHEN LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Our country is solving currently the task of education modernization. The goal of higher education modernization is to increase the professional training level of specialists. The English and Latin languages are the components of medical education. Foreign languages constitute a part of medical students` professional development. The efficiency improvement in foreign language training depends on teaching technologies. Portfolio is one of the modern educational technologies that enables not only to form but also to forecast the results of students` competence and professional orientation development. Portfolio maintains a high motivation for training, generates self-esteem, increases students` activity and independence. Based on work experience of foreign language lecturers in Orenburg State Medical Academy, the article considers the application of «portfolio» as the means of medical student` professional orientation development

Текст научной работы на тему «Портфолио как средство формирования профессиональной направленности студента медицинского вуза при изучении иностранных языков»

И. А. Коровина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» e-mail: irinka.korovina@mail.ru

ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В настоящее время в нашей стране поставлена задача модернизации образования. Цель модернизации высшего образования - повышение уровня профессиональной подготовки будущих специалистов. Иностранный и латинский языки являются компонентом образовательной системы медицинского образования. Изучение данных дисциплин способствует формированию профессиональной направленности личности студента-медика.

Повышение эффективности подготовки по иностранным языкам зависит от технологии обучения будущих специалистов. Одной из современных образовательных технологий, актуальных для использования при изучении иностранных языков, позволяющих не только формировать, но и диагностировать результаты развития компетенций и формирования профессиональной направленности студента, является портфолио.

Портфолио поддерживает высокую мотивацию к обучению, формирует самооценку, повышает активность и самостоятельность студентов. В статье рассмотрены возможности применения образовательной технологии «портфолио» как средства формирования профессиональной направленности студента-медика. Представлен опыт работы с портфолио при изучении иностранных языков в ОрГМА.

Ключевые слова: иностранный язык, латинский язык, изучение иностранных языков, профессиональная направленность, портфолио.

Одной из основных тенденций Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения является модернизация образования. Целью модернизации высшего образования выступает повышение уровня профессиональной подготовки будущих специалистов, в частности в области медицины, и не может не затрагивать подготовку по иностранным языкам, являющуюся компонентом образовательной системы медицинского образования. Компе-тентностный подход в контексте модерниза-

ции является достаточно эффективным, дает возможность студенту овладеть общими компетенциями, которые обеспечивают его готовность к последующему обучению. В настоящее время важным ресурсом социального и профессионального роста специалиста медицинского профиля, средством профессионального общения и самообразования становятся иностранный и латинский языки. При изучении данных дисциплин важно не только достижение качественных результатов в овладении профессиональным обще-

ИНТЕЛЛЕКТ. ИННОВАцИИ. ИНВЕСТИЦИИ

Специальный выпуск - 2013

нием, но и выход на иную культуру, которая в различных ее проявлениях способствует формированию личности студента-медика. Профессиональная направленность, пронизывающая весь процесс обучения, дает возможность студенту через фактологию изучаемого предмета освоить общую методологию будущей профессии [1].

Реализация компетентностного подхода ориентирована на модернизацию содержания обучения, а также на использование в учебном процессе по иностранному языку новых технологий обучения. Любая технология должна обладать средствами, которые развивают личность студента, формируют его направленность на профессию, активизируют его субъектную позицию в образовательном процессе. Профессиональную направленность личности студента-медика мы определяем как интегративное качество личности, отражающее систему учебной и профессиональной мотивации, устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности, ориентацию на интеллектуально-эмоциональное усвоение ценностей «Человек», «Здоровье», «Жизнь», ответственность и профессиональный долг [3].

Одной из современных образовательных технологий, актуальных для использования при изучении иностранных языков, позволяющих не только формировать, но и диагностировать результаты развития компетенций и формирования профессиональной направленности студента, является портфолио. Данная технология соответствует основным методологическим требованиям - критериям технологичности:

- концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую обоснование достижения образовательных целей);

- системность (наличие признаков системы: логика процесса, взаимосвязь частей, целостность);

- управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов);

- эффективность (оптимальность по затратам, гарантированность достижения определенного результата);

- воспроизводимость (возможность при-

менения педагогической технологии в разных образовательных учреждениях).

В настоящее время понятие «портфо-лио» активно разрабатывается в образовании такими авторами, как В. К. Загвоздкин, В. А. Девисилов, Т. Г. Новиковой, Е. С. По-лат, А. С. Прутченков и др. Теоретический анализ научных источников позволил выделить особенности трактовки понятия «порт-фолио»: «форма аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности» (А. С. Прутченков) [4]; «технология мотивации и личностно ориентированного обучения» (В. А. Девисилов) [2]; «инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности» (Е. С. По-лат); «условие активации познавательной деятельности» (Д. Н. Исоян).

Технология «Портфолио» служит для оценки уровня компетенций в области иностранных языков, в том числе латинского, может выполнять функции стартовой оценки уровня достижений, промежуточного и итогового контроля. Данная технология позволяет учитывать результаты студентов в различных видах деятельности: учебной, исследовательской, творческой. Портфо-лио студента является важным элементом личностно-деятельностного, компетент-ностного подходов к профессиональному образованию. Основными педагогическими задачами создания портфолио при изучении иностранного и латинского языков в медицинском вузе, безусловно, являются:

1) поддержание высокой мотивации к обучению;

2) формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

3) вовлечение студентов в осмысление результатов обучения;

4) формирование адекватной самооценки, создание ситуации «успеха»;

5) развитие профессионально значимых качеств личности студента;

6) повышение активности и самостоятельности студентов, расширение возможности самообучения и самообразования.

Структуру портфолио студента медицинского вуза необходимо строить на основе нор-

мативных документов вуза, компетентност-ной модели выпускника, требований новых ФГОС. Разделы портфолио, отражающие формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций, представляют достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками по учебным дисциплинам; умение проектировать свой профессиональный рост. В портфолио могут быть включены различные продукты учебно-познавательной деятельности.

Содержание разделов отражает достижения студента в учебной деятельности при изучении иностранного и латинского языков и учебно-исследовательской деятельности в рамках студенческого научного общества за счет участия в творческих конкурсах, викторинах, олимпиадах по предмету; реализации проектов терминологического, лингво-страноведческого, профессионального направлений. Целесообразно выделить следующие разделы:

1 раздел «Самопрезентация» включает информацию студента о себе (фотография, рефлексия своей жизни и планы на будущее); отражение его взглядов на медицинскую профессию;

2 раздел «Мои достижения в изучении иностранного или латинского языка» составляют домашние работы, результаты модулей, тестирования; задания, выполненные самостоятельно сверх учебной программы; творческие работы в виде схем, грамматических таблиц, рефератов по профессионально направленной тематике, кроссвордов для предметных олимпиад, проектных и исследовательских работ, мультимедийных презентаций (включает анализ достигнутых собственных целей и целей, которые были поставлены преподавателем при изучении данной дисциплины);

3 раздел «Мои достижения в учебно-исследовательской деятельности в рамках СНО» включает наглядные пособия, изготовленные по конкретной тематике; фотографии, представленные по направлениям деятельности; аудио и видеоматериалы с выступлениями студентов на конференциях различного уровня; публикации в сборниках различных конференций; работы, имеющие интегративные связи со смежными дисциплинами; дипломы, поощрения, награды,

благодарственные письма за участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Предложенная структура портфолио позволяет акцентировать внимание на нем как на продуктивном средстве формирования необходимых компетенций и профессионально значимых качеств личности будущего врача, а в целом профессиональной направленности студента медицинского вуза.

В процессе разработки портфолио мы выделяли несколько этапов. На этапе организации студенты осмысливали цель порт-фолио и его статус как средства контроля и оценки их собственного развития, при этом преподаватель объяснял как можно организовать и представить результаты собственной деятельности в процессе изучения учебной дисциплины, смысл и назначение портфолио. Следующей ступенью являлось составление портфолио. Студенты собирали значимые материалы, отражающие их образовательный опыт, другие документы (грамоты, свидетельства, характеристики). На третьем этапе происходило осмысливание, размышления представлялись в виде эссе-рассуждений.

Метод портфолио дает возможность студенту проследить свои успехи в учебной деятельности по предмету, при этом развивается его интерес, повышается мотивация к учебе. Анализ собственной работы, умение объективно оценить свои возможности, увидеть способы преодоления трудностей составляют сущность рефлексии, критического мышления, развитие которых крайне необходимо в современном медицинском образовании.

Эффективность данной технологии как средства формирования профессиональной направленности студента-медика в большой степени зависит от продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Говоря о взаимодействии педагога и обучаемого, о единстве преподавания и учения, нужно иметь в виду, что несмотря на то, что ответственность за успех деятельности студент берет на себя, при этом руководящей и управляющей стороной является педагог. Именно он воздействует на обучаемого, развивает его личность. Творческое взаимодействие преподавателя и студента в педагогическом процессе, принимая активный характер, способствует формированию

ИНТЕЛЛЕКТ. ИННОВАЦИИ. ИНВЕСТИЦИИ

Специальный выпуск - 2013

у студентов опыта совместного решения образовательных задач, развитию личности студента, его способностей, личностных качеств, ценностных ориентаций, а также созданию условий для развития готовности будущего специалиста к дальнейшему самообразованию.

Таким образом, внедрение образовательных технологий позволит студенту медицинского вуза наиболее полно раскрыть

свои личностные качества, успешно овладеть иностранным и латинским языками для комфортного существования в современном мире и в будущей профессии, сформировать способность к непрерывному самообразованию, освоению методологии получения новых знаний и умению реализовать их в последующей профессиональной деятельности, что важно для специалиста медицинского профиля.

Литература

1. Бухарина, Т. Л. Инновационные технологии в педагогическом процессе медицинского вуза // Инновационные подходы к образовательной деятельности в школе и вузе. Материалы II Межвузовской научно-практической конференции. Пермь, 2009. - С. 3-7.

2. Девисилов, В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 2. - С. 29-34.

3. Коровина, И. А. Модель формирования профессиональной направленности студента-медика // Вестник ОГУ. - 2012. - № 1. - С. 17-23.

4. Прутченков, А. С. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования / А. С. Прутченков, Т. Г. Новикова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 22 февраля. Режим доступа: http: // www.eidos.ru / journal / 2007/0222#11.htm.

References

1. Bukharina, T. "Innovative technologies in pedagogical process of medical school" [Innovacionnye tehnologii v pedagogicheskom protsesse meditsinskogo vuza], Materials of II Interuniversity scientific and practical conference. - Р. 3-7.

2. Devisilov, V "Portfolio and project-based learning as a pedagogical technology of motivation and personality-oriented education in higher school" [Portfolio i metod proektov kak pedagogicheskaya tehnologiya motivacii i lichnostno orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole], Higher education today, № 2. - Р. 29-34.

3. Korovina, I. "Model of professional orientation formation of a medical student" [ Model' formirovaniya professional'noy napravlennosti studenta-medika], Bulletin OSU, № 1. -Р.17-23.

4. Prutchenkov, A. "Portfolio as realization instrument of own educational goals" [Portfolio kak instrument osoznanija sobstvennyh celej obrazovanija], available at: http: // www.eidos.ru / journal / 2007/0222#11.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.