Л.Д. Березовская
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ...
школи // Зб. HaKa3iB та шструкцш М-ва освии УРСР. освiти по виконанню ршень XXVI з'!зду КПРС та XXVI
1981. № 11. С. 3-8. з'!зду Компартп Укра!ни.: рiшення колеги ввд 20 берез.
21. Про пвдсумки розвитку народно! освiти 1981 р. // Зб. нaкaзiв та шструкцш М-ва освгти УРСР.
республши в X п'ятирiчцi та завдання оргaнiв народно! 1981. № 10. С. 18-28.
THE STATE POLICY ON THE DIFFERENTIATION OF THE ORGANIZATION AND THE CONTENT OF THE SCHOOL EDUCATION IN THE SOVIET UKRAINE DURING THE PERIOD OF «THE DEVELOPED SOCIALISM» (1964 - THE BEGINNING OF THE 1980s)
© 2014
L.D. Berezovskaya, doctor of pedagogical sciences, professor, academic secretary, chief researcher
of the history of education laboratory
Institute of Education of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Kiev (Ukraine)
Annotation: The article deals with the peculiarities of the state education policy of the Soviet government concerning differentiation of the organization and the content of the school education during 1964 to the beginning of the 1980s. A special attention was paid to the forms and criteria of the differential approach evolved in the Soviet Ukraine.
Keywords: school policy, differentiation of the organization and the content of the school education, forms and criteria of the education differentiation, the Soviet Ukraine.
УДК [379.8 : 002.1]-053.6
ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
© 2014
С.В. Будник, аспирант
Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)
Аннотация. В статье проанализированы сущность, задания, функции и виды портфолио; приведены примеры использования портфолио как одного из способов оценки исследовательской деятельности подростков в функционировании кружка «Юный аквариумист» Луцкого УВК «ООШ I—III ст. № 22-лицей».
Ключевые слова: портфолио, функции портфолио, виды портфолио, исследовательская деятельность, исследовательские учения, кружковая деятельность.
Постановка научной проблемы и ее значение. Работа кружка в общеобразовательных учебных заведениях является частью образовательного процесса. Это один из наиболее эффективных путей развития творчески направленной личности. Именно поэтому организация работы различных кружков, секций, студий требует особого внимания со стороны администрации школ и управлений образования.
Образовательная деятельность кружков требует оценки, одним из способов которой является подготовка учащимися портфолио.
Целью статьи является анализ портфолио как одного из способов оценки исследовательской деятельности подростков в кружковой работе
Изложение основного материала и обоснование полученных результатов исследования. В современных психолого-педагогических исследованиях раскрываются различные виды портфолио ученических работ, однако необходимым остается обобщение и систематизация внешкольной деятельности учеников. Проблемы разработки портфолио ученических работ поднимаются в исследованиях Г. Голуб, Т. Новикова, М. Поташник, О. Чураковой и др.
Согласно «Положения о внешкольном учебном заведении», кружок - это объединение воспитанников, учащихся и слушателей в соответствии с их наклонностями, способностями, интересом к конкретному виду деятельности с учетом их возраста, психофизических особенностей, состояния здоровья [1]. По своей сущности кружок - это специфическая общность детей и учащейся молодежи, которая основывается прежде всего на добровольности, единстве интересов, направленности на определенный вид учебной и практической деятельности; среда, где обеспечиваются условия интеллектуального, духовного и физического развития детей, реализация их творческого потенциала в сфере внешкольного образования и воспитания, создаются комфортные условия социальной адаптации к условиям реальной жизни.
В статье 15 Закона Украины «О внешкольном образовании» отмечается, что внешкольное образование во внешкольных учебных заведениях может осущест-
вляться по следующим направлениям: художественно-эстетическое, туристическо-краеведческое, эколого-на-туралистическое, научно-техническое, опытно-экспериментальное, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, библиотечно-библиографическое, социально-реабилитационное, гуманитарное и оздоровительное [2]. В контексте нашего исследования кружок «Юный аквариумист», относится к кружкам эколого-натуралисти-ческого направления, участие в которых предполагает овладение воспитанниками, учащимися и слушателями знаниями об окружающей среде, формирование экологической культуры личности, приобретение знаний и опыта решения и исследования экологических проблем, привлечение к практической природоохранительной работе и другим биологическим направлениям, формирование знаний, умений и навыков исследовательской деятельности.
Программа кружка, который работает в Луцком УВК «ООШ 1-Ш ст. № 22-лицей», разработана в соответствии с типичной программой МОН Украины, письмо 1 /11-5131 от 09.12.2003 г. и авторской программой кружка «Юный аквариумист» С. Будник, рассчитана на два года обучения [3]. Согласно программе ученики 6-8 классов, посещающие кружок, знакомятся с растительным и животным миром водоемов, углубляют свои знания о воде как основе жизни на Земле.
Ученые и педагоги отмечают, что познавательная деятельность учащихся зависит от того, как руководитель организует, побуждает и контролирует их работу [4, с. 8]. Исследовательская деятельность слушателей -явление сложное, и, чтобы эффективно ее организовать, педагогу необходимо четко прогнозировать конечный результат того или иного эксперимента. Педагог должен заранее спрогнозировать те знания, навыки и личностные качества ученика, которые будут формироваться и развиваться в процессе кружковой работы. Удачное прогнозирование позволит руководителю кружка создать такие условия, подобрать соответствующие средства и формы организации работы, которые наиболее благоприятны и оптимальны для всестороннего развития и совершенствования и его личности ученика творческих
С.В. Будник
ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..
способностей, в частности его научного мировоззрения, познавательного интереса, высоких моральных качеств и мотивов деятельности.
Занятия кружка «Юный аквариумист» предусматривают проведение исследовательской работы с аквариумными рыбами и растениями. Слушатели учатся работать с литературой, планировать и проводить опыты, и, главное, оформлять полученные результаты в виде сообщений и портфолио биологических проектов.
В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Согласно толковому словарю современного украинского языка, портфолио - это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки личных достижений за определенный промежуток времени [5]. Целью портфолио является накопление достижений, отслеживание профессионального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за отдельный промежуток времени.
Ученые определяют следующие задачи портфолио: анализ и обобщение всей работы; отражение динамики своего профессионального и личностного роста; представления опыта своей работы наиболее полно и эффективно [6].
Анализ психолого-педагогической литературы [4; 6-8] свидетельствует, что портфолио реализует следующие функции:
- диагностическую - фиксирует изменения за определенный период времени;
- содержательную - раскрывает спектр выполняемых работ;
- развивающую - обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
- мотивационную - отмечает результаты деятельности;
- рейтинговую - позволяет выявить количественные и качественные индивидуальные достижения.
С целью популяризации деятельности кружка и оценки собственных достижений, формирования умений подводить итоги исследовательской деятельности педагог (школьники) могут подготовить портфолио. Практическое значение портфолио заключается в систематизации деятельности участников кружка и стимулирует их развитие [7].
Портфолио необходим для проведения всестороннего систематического анализа работы кружка. Руководитель кружка в портфолио анализирует эффективность собственного преподавания, совершая самооценку своей педагогической деятельности. Это личный план реализации собственного профессионального потенциала и улучшения преподавательской деятельности. В портфолио педагог отслеживает ход и результаты учебно-воспитательного процесса. Весь объем значимой информации, которая находится в портфолио, способствует тому, что руководитель кружка получает возможность найти ответы на важные вопросы, повышая свой профессиональный уровень, тем самым неизбежно заставляет педагога критически оценить собственную деятельность [8].
Из огромного разнообразия видов портфолио выделяются портфолио документов, также портфолио работ. Остановимся на анализе последних. Так, портфолио работ - это комплект различных исследовательских, проектных и других работ участников кружка.
Портфолио может включать:
- проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);
- исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);
- техническое творчество: модели, макеты, приборы (практическое описание конкретной работы);
- работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, театре, оркестре, хоре);
- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место
ее прохождения, продолжительность) [9].
В деятельности кружка «Юный аквариумист» мы используем портфолио-работ - портфолио биологических проектов воспитанников, являющихся достаточно разнообразными как по форме, так и по содержанию. Во время практических и самостоятельных работ учащиеся работают с живыми объектами, которые являются чрезвычайно важными при изучении биологии. Успешное изучение биологии невозможно без проведения наблюдений за организменными формами жизни, без проведения опытов, выясняющих особенности физиологических процессов.
Практические и самостоятельные работы с живыми объектами имеют ряд методических особенностей, которые следует учитывать при их использовании. Несмотря на внешнюю простоту практических работ, они достаточно сложны, а это требует участия в познавательном процессе, наблюдения, развитого мышления.
Основой работы с живыми объектами являются точность, ясность и посильность задачи. В ней должны найти отражение общие задачи деятельности кружка, такие, как изучение организма в тесной связи со средой обитания, развитие биологических понятий, развитие способностей учащихся.
Очень важной особенностью исследовательских опытов является то, что они формируют представление о биологическом эксперименте и ряде научных понятий, таких как: эксперимент, опыт, контроль, вариант опыта, цель опыта, сравнение, анализ в эксперименте, результат опыта, вывод из опыта и т.д.
Учитель должен объяснить, что:
- цель опыта - прогнозирование конечного результата исследования (установление нового, подтверждение известного);
- результат опыта - фактически полученные данные в результате опыта;
- вывод из опыта - заключение, полеченное в соответствии с постановкой и результатами опыта;
- сравнение - установление общего, одинакового в рассматриваемых (сравниваемых) объектах (вариантах опыта) и указание отличий. Сравнение - обязательное действие в изучении, познании и, в частности, в эксперименте;
- опыты с животными, как правило, связаны с определением влияния различных факторов на их жизнедеятельность, выработки условных рефлексов, изучения ориентирования т.д. и требуют длительного времени выполнения [3].
Опыты с животными в основном могут быть выполнены учащимися только во внеурочное время, до или после изучения соответствующих вопросов на уроках биологии. Учитывая это, преподаватель или использует на уроках сообщения учащихся о заранее проведённых опытах, или предлагает провести те или иные исследования в связи с изучаемым материалом и выделяет в дальнейшем время для ознакомления всех школьников с результатами выполненной внеурочной работы.
Приведем несколько примеров опытов, составляющих основу портфолио для проектов и способствующих развитию исследовательской деятельности школьников.
Опыт: «Определение способности беззубки к фильтрации воды в аквариуме».
Цель: определить способность беззубки к фильтрации воды в аквариуме.
Объекты и оборудование: беззубка в аквариуме или в банке.
Постановка и проведение опыта. За две недели до опыта литровую банку с водой ставят на яркий солнечный свет. На ее стенках вскоре появляется налет зеленых водорослей. Налет водорослей соскабливают со стенок банки и взбалтывают воду до однородного состояния. Затем насыпают в банку 2-3 см. промытого речного песка и помещают в нее беззубку. В дневник опыта записывают точное время его начала. Периодически от-
С.В. Будник
ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
мечают изменение состояния воды в банке.
Беззубка, поедая зеленые водоросли, плавающие в воде, многократно перегоняет воду через входной и выводной сифоны. Примерно через 2-3 суток вода в банке станет прозрачной. Вместо банки беззубку можно поместить в аквариум с «заплесневелой» водой. Беззубка достаточно быстро очистит воду от зеленых водорослей [3].
В процессе опытов ученики ведут журнал наблюдений; после окончания опытов делают выводы.
Вопросы к опытам 1. Чем дышит большой прудовик? 2. Какое строение имеют его органы дыхания и где они расположены? 3. Почему, находясь под водой, прудовик может довольно долго не подниматься к воздуху [3].
Опыт: «Изучение ответных реакций моллюсков на действие химических раздражителей».
Цель: изучить соответствующие реакции моллюсков на действие химических раздражителей.
Объекты и оборудование: наземные моллюски; стекло размером 80*30 см, листья алоэ или пеларгонии; кожура апельсина или мандарина, раствор уксусной кислоты, листья огурцов или салата.
Постановка и проведение опыта. Как объекты для опыта удобно использовать больших наземных брюхоногих моллюсков, например виноградной улитки. Моллюсков выпускают на кусок стекла и ждут, когда они начнут ползать. Затем перед ними по стеклу проводят черту срезом листа алоэ или пеларгонии (можно использовать кожицу апельсина или мандарина). Ученики наблюдают, как моллюски, доползая до метки, останавливаются, а затем поворачивают в сторону. Этот опыт доказывает наличие у моллюсков хорошо развитого обоняния и наглядно демонстрирует их негативную реакцию на едкий сок алоэ или эфирные масла, содержащиеся в шкурках цитрусовых. Как химический раздражитель можно использовать раствор разбавленной уксусной кислоты.
Для усложнения опыта можно начертить на стекле соком алоэ окружность вокруг улитки. Улитка будет двигаться по замкнутому кругу и, не найдя свободного выхода из него, сгибая тело дугой и не касаясь черты, перешагнет через препятствие и продолжит движение.
Улиток привлекает запах листьев некоторых растений. Например, улитка ахатина положительно реагирует на запах листьев огурцов или салата. Если провести по стеклу дорожку соком листьев этих растений, то улитка будет двигаться по ней, никуда не сворачивая. Так можно «заставить» улитку двигаться в нужном направлении.
В процессе опытов ученики ведут журнал наблюдений, после проведения опытов делают выводы.
Вопрос к опытам 1. Какие органы чувств развиты у наземных улиток и где они расположены? 2. Какое значение в жизни моллюсков имеют органы чувств? [3].
В процессе опытов ученики ведут журнал наблюдений, после окончания опытов делают выводы и состав-
ляют портфолио исследований.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, портфолио является идеальным средством правильной организации деятельности кружка. В свою очередь, портфолио кружка «Юный аквариумист» включает результаты достижений как слушателей, так и его выпускников: участие в различных конкурсах, олимпиадах, проектах. Портфолио членов кружка создают условия, при которых слушатели получают возможность проверить свои способности, знания, поверить в свои силы.
На основе проведенной работы мы резюмируем, что портфолио не только является современным эффективным способом оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать исследовательскую учебную мотивацию членов кружка;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности для самообразования;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности слушателей кружка, способствовать их индивидуализации.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы характеристики портфолио как одного из способов оценки деятельности руководителя кружка. В дальнейшем актуальным является теоретическое обоснование комплектования других видов порт-фолио слушателей в процессе кружковой работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение о внешкольном учебном заведении // Образование Украины, нормативно-правовые документы. К.: Миллениум. 2001. 470 с.
2. Закон Украины «О внешкольном образовании» // Образование Украины. 2000. № 31.
3. Будник С., Колосок А. «Юный аквариумист» // Научно-методическое пособие. ТОВ Издательство «Утро» Тернополь-Харьков, 2012. 80 с.
4. Коротяев Б. И. Ученье процесс творческий: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. 120 с.
5. Большой толковый словарь современного украинского языка (с доп. и допов.) / Сост. и глав. ред. В. Т. Бусел. К. Ирпень: ВТФ «Перун», 2005. 1728 с.
6. Портфолио достижений ученика шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. № 5. 2004. С. 65-67.
7. Модель «портфолио» выпускника основной школы МОС Крапивинского района Кемеровской области // Управление школой.- 2004. № 31. с. 45-47.
8. Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 32-36.
9. Новикова Т. Г., А. С. Прутченков Предупреждение ошибок при использовании портфолио // Профильная школа. 2006. № 3. С. 51-53.
PORTFOLIO AS AN ESTIMATING METHOD OF THE TEEN-AGERS' RESEARCH ACTIVITY UNDER THE CONDITIONS OF HOBBY GROUP ACTIVITY
© 2014
S. V. Budnik, a postgraduate student
Lesia Ukrainka East European National University, Luck (Ukraine)
Annotation: The article deals with the essence, tasks, functions and types of portfolio. It gives the examples of portfolio usage as one of the ways to estimate research activity of teen-agers in the process of «Young aquarist» hobby group activity of Lutsk teaching and educational complex «Secondary school I-III stages No 22-Lyceum».
Keywords: portfolio, portfolio functions, portfolio types, research activity, research teaching, hobby group activity.