Научная статья на тему 'Государственная политика по дифференциации организации и содержания школьного образования в советской Украине в период "развитого социализма" (1964 г. - начало 80-х годов ХХ В. )'

Государственная политика по дифференциации организации и содержания школьного образования в советской Украине в период "развитого социализма" (1964 г. - начало 80-х годов ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SCHOOL POLICY / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DIFFERENTIATION OF THE ORGANIZATION AND THE CONTENT OF THE SCHOOL EDUCATION / ФОРМЫ И КРИТЕРИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / FORMS AND CRITERIA OF THE EDUCATION DIFFERENTIATION / СОВЕТСКАЯ УКРАИНА / SOVIET UKRAINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березовская Лариса Дмитриевна

В статье охарактеризованы особенности государственной образовательной политики советского правительства по дифференциации организации и содержания школьного образования в 1964 г. в начале 80-х годов ХХ в. Особое внимание сконцентрировано на формах и критериях дифференцированного подхода, которые получили развитие в советской Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE POLICY ON THE DIFFERENTIATION OF THE ORGANIZATION AND THE CONTENT OF THE SCHOOL EDUCATION IN THE SOVIET UKRAINE DURING THE PERIOD OF "THE DEVELOPED SOCIALISM" (1964 - THE BEGINNING OF THE 1980S)

The article deals with the peculiarities of the state education policy of the Soviet government concerning differentiation of the organization and the content of the school education during 1964 to the beginning of the 1980s. A special attention was paid to the forms and criteria of the differential approach evolved in the Soviet Ukraine.

Текст научной работы на тему «Государственная политика по дифференциации организации и содержания школьного образования в советской Украине в период "развитого социализма" (1964 г. - начало 80-х годов ХХ В. )»

их подходов. При оценке достижения заданный уровень достижения может быть привязан к сетке уровней, предлагаемых Европейской шкалой. При совокупном подходе шкала дает критерии для оценки всех ступеней овладения данным умением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. Cambridge University Press, 2004.

2. Bond L. Norm- and criterion-referenced testing// Practical Assessment, Research and evaluation. - 1996. Vol. 5(2). P.11-23

3. Brian T. Testing to learn: a personal view of language testing//ELTJ. - Oxford: Oxford University Press, 2005. -Vol.59(1). - P.39-46.

4. Болонский процесс в вопросах и ответах. В. Б.

Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. А. Цыб. - Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 108 с.

5. Денисова О.П. Подготовка студентов к контролю остаточных знаний на основе обобщающего повторения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2012. № 4 (11). С. 86-88.

6. Романишин И.М. Проблема качества стандартизированного теста формата внешнего независимого оценивания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2013. № 1 (12). С. 219-223.

7. Старченко Е.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов языковых направлений вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 276-279.

TYPES OF EVALUATING THE LEVEL OF FOREIGN LANGUAGE MASTERING

© 2014

E.N. Belyaeva, PhD (Pedagogics), Associate Professor of the Chair of Foreign Languages and Translation

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The article views the issue of evaluating the level of foreign language mastering from the point of view of modern trends and approaches in education. The foreign experience in classification of evaluation types and corresponding test types is described.

Key words: Common European Framework of Reference for Languages; speech competence; types of evaluating the level of foreign language mastering; criteria of the level of foreign language mastering.

УДК 37.014.5.011.33(477)"1964/198"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ УКРАИНЕ В ПЕРИОД «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА» (1964 Г. - НАЧАЛО 80-Х ГОДОВ ХХ В.)

© 2014

Л.Д. Березовская, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник

лаборатории истории педагогики

Институт педагогики НАПН Украины, Киев (Украина)

Аннотация: В статье охарактеризованы особенности государственной образовательной политики советского правительства по дифференциации организации и содержания школьного образования в 1964 г. - в начале 80-х годов ХХ в. Особое внимание сконцентрировано на формах и критериях дифференцированного подхода, которые получили развитие в советской Украине.

Ключевые слова: школьная политика, дифференциация организации и содержания школьного образования, формы и критерии дифференциации обучения, советская Украина.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях развития национальной системы образования на демократических и гуманистических принципах в соответствии с современными интеграционными и гло-бализационными процессами, требованиями перехода к постиндустриальной цивилизации одной из приоритетных задач государственной образовательной политики Украины является создание условий для дифференциации обучения, усиления профессиональной ориентации и допрофильной подготовки, обеспечения профильного обучения, индивидуальной образовательной траектории развития учащихся с учетом их личностных потребностей, интересов и способностей. Эта и другие задачи образовательной политики обусловлены Национальной стратегией развития образования в Украине на 20122021 гг. [1, с. 335-336]. Исходя из сказанного выше, целесообразным представляется историко-педагогический анализ предшествующего отечественного опыта, как источника осмысления современных изменений в школьной практике, стратегического вектора государственной образовательной политики Украины.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Историографический анализ проблемы показал, что государственная политика Украинской Советской Социалистической Республики

(УССР) в области школьного образования в определенных хронологических рамках по ее различным аспектам была предметом исследований украинских историков педагогики (С. Лобода, О. Петренко, Л. Пироженко, Е. Пометун, О. Сухомлинская и др.). Непосредственно проблеме дифференциации обучения в педагогической теории и практике указанного периода посвящены труды российских ученых (Е. Певцова, 1994; А. Арапов, 2001; Л. Резник, 2005; Г. Кувшинова, 2006). Формирование целей статьи (постановка задания). Цель нашей статьи - охарактеризовать особенности государственной политики советского правительства по дифференциации организации и содержания школьного образования, в частности виды и формы дифференцированного подхода, получившие развитие в Украине во второй половине 60-х - в начале 80-х годов ХХ в. - период «развитого социализма».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. После устранения М. Хрущева от власти период «оттепели» постепенно перерос в брежневскую эпоху, или период «развитого социализма», с присущими ему характерными изменениями в социально-экономической сфере (отставание от научно-технического развития, проведение противоречивой экономической реформы, бюрократизация, тенденции к стагнации, кризисные явления) и общественно-политической (курс на «стабилизацию» (консервация действующего режима)

после Пражской весны 1968 г. (бюрократизм, свертывание гласности, усиление монополизма КПСС, командно-административная система, закрытость, кризисные явления, усиление идеологического диктата в духовной сфере и возникновение диссидентства как новой формы духовной оппозиции), сказавшихся на развитии школьного образования в УССР. Правительство с помощью партийных постановлений производило частичные, внутрисистемные изменения советской общеобразовательной школы. Как и в предыдущие годы, реализатором советской государственной образовательной политики было Министерство просвещения УССР.

Стоит акцентировать внимание и на педагогическом факторе. Альтернативой официальной политике в этот период были педагогическое новаторство (В. Сухомлинский, И. Ткаченко, В. Шаталов и др.), авторские школы (Павлышская, Богдановская, Сахновская средние школы и др.), возникшие в ходе реформы 1956-1964 гг. как следствие ослабления командно-административной системы, открытия пространства для творческой инициативы. Как отмечают современные российские ученые (А. Арапов, М. Богуславский), во второй половине 60-70-х годах ХХ в. интенсифицировались педагогические поиски и по проблемам дифференциации [2, с. 189; 3].

Приведенные социально-экономические, общественно-политические, педагогические детерминанты непосредственно влияли на государственную образовательную политику советского правительства по дифференциации организации и содержания школьного образования, в частности на виды и формы дифференцированного подхода, получившие развитие в Украине во второй половине 60-х - в начале 80-х годов ХХ в.

Как известно, ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением «Об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением» (10 августа 1964 г.) одобрили решение о переводе средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением с 11-летнего на 10-летний срок обучения [4, с. 218]. Это повлияло прежде всего на переработку учебных планов и программ и означало переход школы на новое содержание образования. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О частичных изменениях трудовой подготовки в средней общеобразовательной школе» (23 февраля 1966 г.) в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР о поправке к Закону об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР 1958 г. (14 марта 1966 г.) отменялась обязательная профессиональная подготовка учащихся в школах, не имеющих необходимой производственной базы [5, с. 2]. Итак, правительство было вынуждено отказаться от сплошной профессионализации средней школы и вернуться к 10-летней общеобразовательной школе.

В целом структура школьного образования оставалась такой же, как в предыдущий период. В 1966/67 учебном году в УССР функционировало 28977 школ, из них 10605 - начальных, 11711 - 8-летних, 6661 - средних, 4217 - вечерних (сменных) и заочных, 10 - сана-торно-лесных и др. типов школ. О дифференциации по национальному критерию, а точнее языковому, свидетельствуют следующие статистические данные: в этот период функционировало школ с украинским языком обучения - 23510 (4594 тыс. учащихся); русским - 4723 (2646 тыс. учащихся), молдавским - 124; венгерским -73, польским - 2, с двумя языками обучения (Украинский и русский, венгерский и русский, молдавский и русский и др.) - 545 [6, л. 3-4].

Развитию дифференцированного подхода в школьном образовании способствовало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной

школы» (10 ноября 1966 г.) (соответственно ЦК КП Украины и Совета Министров УССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в УССР» (8 декабря 1966 г.). В документе представлено различные формы дифференцированного обучения: факультативные занятия, спецклассы и спецшколы с углубленным изучением ряда предметов. Разрешалось, учитывая имеющийся опыт, открывать средние школы и специальные классы с углубленным теоретическим и практическим изучением в 9-10 (11) классах математики и вычислительной техники, физики и радиоэлектроники, химии и химической технологии, биологии и агробиологии, гуманитарных предметов и т.п. [7, с. 221].

Одновременно, несмотря на отмену обязательной профессиональной подготовки учащихся, в 1969/70 у. г. в 586 школах Украины проводилась профессиональная подготовка старшеклассников по специальностям тракториста, комбайнера, токаря и т.д.; трудовое обучение осуществлялось по одному-двум направлениям, профессиональная подготовка - по одной-двум специальностям; трудовое воспитание в сельских школах осуществлялось через производственные бригады (4 тыс. бригад) т.д. [8, с. 3-4].

Проблему параллельного получения полного общего среднего образования с профессиональной подготовкой молодежи к труду решил Устав средней общеобразовательной школы (8 сентября 1970 г.), в частности предоставил выпускникам 8-летних школ возможность получать полное среднее образование в общеобразовательных полных 10-летних школах (9-10 кл.), в средних специальных учебных заведениях (техникумах в течение трех-четырех лет), в школах рабочей и сельской молодежи (9-11 кл.). Регламентировалась структура школьного образования: начальная школа - 1-3 (4) классы, 8-летняя - 1-8 классы, средняя школа - 1-10 (11) классы, а также ее дифференцированная сеть: средняя общеобразовательная школа, школы с производственным обучением, школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы с продленным днем, школы-интернаты, вечерние (сменные) и заочные школы для работающей молодежи, школы для обучения детей с физическими и умственными недостатками, санаторно-лесные школы, специальные школы. «Для углубления общеобразовательных знаний и трудовой политехнической подготовки, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся на их выбор в школах проводятся в установленном порядке (начиная с седьмого класса) факультативные занятия», - отмечается в документе [9, с. 4-5].

Устав определял главные цели обновления средней общеобразовательной школы, в частности педагогического характера (давать учащимся общее среднее образование; обеспечивать всестороннее гармоничное развитие детей; готовить учащихся к жизни, сознательному выбору профессии), и идеологического (формировать у учащихся марксистско-ленинское мировоззрение, воспитывать у них чувство советского патриотизма, осуществлять коммунистическое воспитание в духе требований морального кодекса коммунизма и т.д.). Обучение в действующих типах учебных заведений осуществлялось на основе дифференцированных учебных планов. В дальнейшем основные положения Устава конкретизировались в постановлениях.

Кроме массовой школы, и в этот период продолжали действовать вечерние и заочные средние школы. При школах создавались группы экстернатов. В работе вечерних школ были существенные недостатки: значительный отсев учащихся, низкое качество знаний многих учащихся и т.д. По постановлению коллегии Министерства просвещения УССР от 27 мая 1970 г. все вечерние (сменные) школы с 1972/73 у. г. перешли на стабильные учебные планы, которые были дифференцированы для вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ с украинским или русским языком обуче-

ния очной и заочной форм обучения, классов мастеров, для моряков транспортного и рыбопромыслового флота заочной формы обучения [10, с. 3-17]. Важно, что содержание факультативных занятий по повышению профессиональной квалификации учащихся этих школ должно было определяться школой совместно с базовым производством, исходя из потребностей производства и желаний учащихся.

Реализации индивидуального подхода в школьной практике способствовало решение коллегии Министерства просвещения УССР «Об изучении индивидуальных особенностей учащихся» (19 апреля 1971 г.), где отмечается, что одним из важных условий успешного решения поставленной на государственном уровне задачи о необходимости подготовки учащихся к жизни «есть систематическое изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся». Учитывая это, коллегия приняла решение «обратить внимание директоров школ, классных руководителей, воспитателей и учителей на необходимость значительного улучшения изучения индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей, способностей, интересов и широкое использование последствий этого изучения в учебно-воспитательном процессе» [11, с. 12].

В 70-х годах совершенствовалась деятельность ученических бригад в колхозах и совхозах. Согласно Положению об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе Украинской ССР (30 декабря 1970 г.) ученические производственные бригады создавалась в основном из учеников 7-10 классов (иногда 5-6 классов) для подготовки учащихся к жизни, сознательному выбору профессий. Содержание работы ученической производственной бригады определялось программами по основам сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственных практикумов и задачами школы по трудовому обучению и воспитанию учащихся [12, с. 23].

Самой распространенной формой дифференциации стали факультативные занятия для обеспечения уров-невой дифференциации. Положение о факультативных занятиях в общеобразовательной школе УССР, утвержденное Министерством просвещения УССР (17 марта 1975 г.) в соответствии с общесоюзным от 30 декабря 1974 г., целью факультативных занятий определило «углубление общеобразовательных знаний и трудовой политехнической подготовки, а также развитие всесторонних интересов и способностей учащихся 7-10 классов». Важно, что программы и учебные пособия факультативных курсов разрешалось утверждать Министерству просвещения УССР; школам предоставлялось право по согласованию с органами народного образования вносить изменения в программы факультативных занятий по трудовому обучению с учетом местных условий и материальной базы; в группы по изучению факультативных курсов ученики зачислялись по желанию; школьникам не рекомендовалось изучать более двух факультативных курсов одновременно; разрешалось создавать межшкольные факультативы [13, с. 15-16]. Кроме различных организационных основ работы факультативов, в документе рекомендовалось применять различные формы и методы обучения и виды учебной работы учащихся, способствующие развитию их познавательной и творческой активности (лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, рефераты и др.). В 1974-75 у. г. в Украине факультативные курсы изучало 1,3 млн. учащихся [14, с. 11-12].

В рассматриваемый период получили распространение школы с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, которые преимущественно создавались в крупных городах. Положение о средней общеобразовательной школе с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, утвержденное Министерством просвещения УССР (22 октября 1973 г.), регламентировало деятельность названных учебных заведений [15, с. 2628]. Для таких школ были разработаны специальные

учебные планы, программы, учебники.

Новой формой дифференциации школьного образования стали учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Согласно постановлению Совета Министров СССР «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» (1974) получили распространение уже действующие учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся 9-10 (11) классов средних общеобразовательных школ как форма дифференцированного обучения в Украине. Документ определил основные задачи межшкольных учебно-производственных комбинатов: ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации школьников с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся начальным навыкам работы по избранной профессии [16, с. 21]. Важно, что профили трудового обучения в межшкольных учебно-производственных комбинатах определялись с учетом местных потребностей в рабочих кадрах и имеющейся производственной базы. Профессиональная ориентация помогала практически ознакомиться с различными специальностями и овладеть ими.

Постепенно в УССР в 70-х - в начале 80-х годов школы (классы) с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предметов стали одной из основных форм дифференциации обучения. По состоянию на 1975 г. в УССР функционировало 183 таких школы, в которых около 12,5 тыс. учащихся углубленно изучали математику, физику, химию, биологию, историю и т.п. [17, с. 30-32]. Такие школы создавались для глубокого ознакомления учащихся с отдельными отраслями науки и техники, обеспечения их широкими знаниями, формирования умений и навыков по выбранному предмету и осуществления профессиональной ориентации в Украине. Они работали по специальным учебным планам и программам, комплектовались на добровольных началах из числа учащихся, проявивших склонность к той или иной области знаний.

Нельзя обойти вниманием создание экспериментальных классов выравнивания знаний в УССР. В Положении об экспериментальных классах выравнивания знаний средней общеобразовательной школы Украинской ССР (14 августе 1979 г.) отмечалось, что «классы выравнивания знаний -эффективная форма индивидуализации обучения», главным назначением которых является преодоление отставания учащихся. Они открывались для учащихся 1-3 классов, которые по ряду причин отстали в развитии от своих сверстников (педагогическая запущенность, физическая ослабленность, временная задержка в развитии). При каждом классе выравнивания знаний учащихся создавалась группа продленного дня. Как сообщается в документе, «особенностью учебной работы в классах выравнивания знаний является всесторонняя индивидуализация»; замедленный темп овладения знаниями, умениями и навыками компенсируется за счет рационализации процесса обучения, использования наиболее эффективных методов [18, с. 26-28].

Как известно, школы с продленным днем и группы продленного дня в УССР организовывались на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации школ с продленным днем» (1960). 31 мая 1978 г. коллегия Министерства просвещения УССР утвердила и ввела в действие Положение об общеобразовательных школах с продленным днем и группах продленного дня, где определен порядок организации и деятельности таких учебных заведений. Прежде всего в группы продленного дня могли приниматься дети, родители которых работали [19, с. 26-31].

В соответствии с Положением об учебно-консультационном пункте вечерней (сменной) средней общеобра-

зовательной школы Министерства просвещения УССР (3 апреля 1981 г.) новой формой организации всеобщего среднего образования работающего населения стали учебно-консультационные пункты как учебно-вспомогательные учреждения школ с очно-заочной и заочной формами обучения. Такие учебно-консультационные пункты могли открываться школами в городах и рабочих поселках, сельской местности, на плавбазах, флотилиях, судах, на предприятиях, стройках. Разрешалось организовывать учебно-консультационные пункты и для специальной средней вечерней школы (для слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих) [20, с. 3].

Безусловно, советская государственная образовательная политика рассматриваемого периода была направлена на увеличение количества различных типов учебных заведений. Это подтверждают статистические данные, а именно: во второй половине 80-х годов в УССР дополнительно открылось 374 средние школы, 29 школ-интернатов для детей-сирот, 78 санаторных школ-интернатов. Во всех средних школах в 9-10 классах было введено углубленное трудовое обучение, создано 4544 учебно-производственных комбината трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, из них 242 в сельской местности [21, с. 19]. В этот противоречивый период большинство возникших в предыдущие годы форм дифференцированного обучения получили дальнейшее количественное развитие, между тем появилось и несколько новых. В рассматриваемый период на территории Украины функционировала единая государственная централизованная, авторитарная, платная, разнотипная школа в условиях политики «топтания на месте», консервирования действующей школьной системы, усиления идеологического компонента в учебно-воспитательном процессе, отставания от педагогической науки и игнорирования педагогического новаторства, нарастания стагнационных явлений.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, несмотря на неоднозначность школьной политики советского правительства, все-таки она способствовала увеличению на украинских землях количества учебных заведений разных типов, что свидетельствует о внешней дифференциации (средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа, школа с производственным обучением, школа с углубленным изучением отдельных предметов, школа с продленным днем, школы-интернаты, вечерние (сменные) и заочные школы для работающей молодежи, школы для обучения детей с физическими и умственными недостатками, санаторно-лесные школы, специальные школы), а также развитию существующих и появлению новых форм внешней вну-тришкольной дифференциации (профессиональное обучение, классы и группы продленного дня, факультативные занятия, спецклассы с углубленным теоретическим и практическим изучением в 9-10 (11) классах отдельных предметов, учебно-производственные комбинаты, экспериментальные классы для учащихся 1-3 классов выравнивания знаний, ученические производственные бригады и др.).

Проанализированные источники свидетельствуют, что понятие «дифференциация» хотя и редко, но встречалось в нормативно-правовых документах исследуемого периода. При этом широко применялась дефиниция «индивидуализация».

Считаем, что в целом полученное теоретическое знание о государственной образовательной политике по дифференциации организации и содержания школьного образования в рассматриваемых хронологических рамках может послужить и в настоящее время в ходе разработки теоретических основ профильной школы, личностно ориентированной системы школьного образования Украины, о чем пойдет речь в наших следующих публикациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нацюнальна стратепя розвитку освии в Укра!ш на 2012-2021 роки // Матерiали III Всеукр. з'1зду пращвнишв освии. - К.; Чершвщ, 2011. С. 317-376.

2. Богуславский М. В. ХХ век российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002. 336 с.

3. Арапов А. И. Дифференциация обучения в отечественной педагогике и школе: теория, история, практика: учеб. пособ. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. 75 с.

4. Об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах з производственным обучением: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 авг. 1964 г. // Нар. образование в СССР. Общеобразовательная шк.: сб. докл. 1917-1979 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев и др. М.: Педагогика, 1974. С. 218.

5. Про часткову змшу i удосконалення трудово! шдготовки учшв у школах УРСР // Зб. наказiв та шструкцш М-ва освии УРСР. 1966. № 12. С. 2-6.

6. Центральний Державний архiв вищих оргашв влади та управлiння Укра!ни, ф. 166, оп. 15, спр. 5384, 131арк.

7. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (10 ноября 1966 г.) // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917-1973 гг. / Сост.: А. А. Абакумова, Н.П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика. 1974. 560 с. С. 219-224.

8. Школа i вимога часу // Рад. шк. 1970. № 8. С. 1-8.

9. Про Статут середньо! загальноосвиньо! школи // Зб. наказiв та шструкцш М-ва освии УРСР. 1970. № 22. С. 3-19.

10. Стабшьш навчальш плани для вечiрнiх (змшних) середшх загальноосвишх шкш Укра!нсько! РСР з укра!нською мовою навчання // Зб. наказiв та iнструкцiй М-ва освии УРСР. 1971. № 1. С. 3-17.

11. Про вивчення шдиввдуальних особливостей учшв. Ршення колегп ввд 19 квiт. 1971 р. // Зб. наказiв та iнструкцiй М-ва освии УРСР. 1971. № 12. С. 12-13.

12. Положення про учшвську виробничу бригаду в колгост, радгост Укра!нсько! РСР вiд 30 груд. 1970 // Зб. наказiв та шструкцш М-ва освии УРСР. 1971. № 6. С. 22-29.

13. Положення про факультативш заняття в загальноосвинш школi Укра!нсько! РСР // Зб. наказiв та iнструкцiй М-ва освии УРСР. 1975. № 9. С. 15-17.

14. Розвиток народно! освии в Украшськш Радянськш Сощалютичнш Республщ у 1973-74 i 19741975 навчальних роках: доповiдь XXXV М1жнар. конф. з питань освiти. Женева, 1975. 174 с.

15. Положення про середню загальноосвиню школу з викладанням ряду предметiв шоземною мовою ввд 22 жовт. 1973 р. // Зб. наказiв та шструкцш М-ва освии УРСР. 1973. № 23. С. 26-28.

16. Про оргашзацш мiжшкiльних навчально-ви-робничих комбiнатiв трудового навчання i професшно! орieнтацil учнiв: наказ вiд 25 верес. 1974 р. № 225 // Зб. наказiв та шструкцш М-ва освии УРСР. 1974. № 21. С. 21-24.

17. Про полшшення роботи шшл (клаав) з погли-бленим теоретичним i практичним вивченням окремих предметiв: розпорядження Мшстерства освiти УРСР вiд 11 жовт. 1976 р. № 794 // Зб. наказiв та шструкцш М-ва освии УРСР. 1976. № 23. С. 30-32.

18. Положення про експериментальш класи вирiвнювання знань середньо! загальноосвиньо! школи Укра!нсько! РСР // Зб. наказiв та iнструкцiй М-ва освии УРСР. 1979. № 20. С. 26-28.

19. Положення про загальноосвиш школи з продо-вженим днем i групи продовженого дня // Зб. наказiв та шструкцш М-ва освии УРСР. 1978. № 17. С. 26-31.

20. Положення про навчально-консультацшний пункт вечiрньоl (змшно!) середньо! загальноосвиньо!

школи // Зб. наказiв та шструкцш М-ва освети УРСР. освiти по виконанню ршень XXVI з'!зду КПРС та XXVI

1981. № 11. С. 3-8. з'!зду Компартп Укра!ни.: рiшення колеги вщ 20 берез.

21. Про пщсумки розвитку народно! освiти 1981 р. // Зб. нак^в та шструкцш М-ва освгги УРСР.

республши в X п'ятирiчцi та завдання органiв народно! 1981. № 10. С. 18-28.

THE STATE POLICY ON THE DIFFERENTIATION OF THE ORGANIZATION AND THE CONTENT OF THE SCHOOL EDUCATION IN THE SOVIET UKRAINE DURING THE PERIOD OF «THE DEVELOPED SOCIALISM» (1964 - THE BEGINNING OF THE 1980s)

© 2014

L.D. Berezovskaya, doctor of pedagogical sciences, professor, academic secretary, chief researcher

of the history of education laboratory

Institute of Education of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Kiev (Ukraine)

Annotation: The article deals with the peculiarities of the state education policy of the Soviet government concerning differentiation of the organization and the content of the school education during 1964 to the beginning of the 1980s. A special attention was paid to the forms and criteria of the differential approach evolved in the Soviet Ukraine.

Keywords: school policy, differentiation of the organization and the content of the school education, forms and criteria of the education differentiation, the Soviet Ukraine.

УДК [379.8 : 002.1]-053.6

ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ

© 2014

С.В. Будник, аспирант

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)

Аннотация. В статье проанализированы сущность, задания, функции и виды портфолио; приведены примеры использования портфолио как одного из способов оценки исследовательской деятельности подростков в функционировании кружка «Юный аквариумист» Луцкого УВК «ООШ I—III ст. № 22-лицей».

Ключевые слова: портфолио, функции портфолио, виды портфолио, исследовательская деятельность, исследовательские учения, кружковая деятельность.

Постановка научной проблемы и ее значение. Работа кружка в общеобразовательных учебных заведениях является частью образовательного процесса. Это один из наиболее эффективных путей развития творчески направленной личности. Именно поэтому организация работы различных кружков, секций, студий требует особого внимания со стороны администрации школ и управлений образования.

Образовательная деятельность кружков требует оценки, одним из способов которой является подготовка учащимися портфолио.

Целью статьи является анализ портфолио как одного из способов оценки исследовательской деятельности подростков в кружковой работе

Изложение основного материала и обоснование полученных результатов исследования. В современных психолого-педагогических исследованиях раскрываются различные виды портфолио ученических работ, однако необходимым остается обобщение и систематизация внешкольной деятельности учеников. Проблемы разработки портфолио ученических работ поднимаются в исследованиях Г. Голуб, Т. Новикова, М. Поташник, О. Чураковой и др.

Согласно «Положения о внешкольном учебном заведении», кружок - это объединение воспитанников, учащихся и слушателей в соответствии с их наклонностями, способностями, интересом к конкретному виду деятельности с учетом их возраста, психофизических особенностей, состояния здоровья [1]. По своей сущности кружок - это специфическая общность детей и учащейся молодежи, которая основывается прежде всего на добровольности, единстве интересов, направленности на определенный вид учебной и практической деятельности; среда, где обеспечиваются условия интеллектуального, духовного и физического развития детей, реализация их творческого потенциала в сфере внешкольного образования и воспитания, создаются комфортные условия социальной адаптации к условиям реальной жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье 15 Закона Украины «О внешкольном образовании» отмечается, что внешкольное образование во внешкольных учебных заведениях может осущест-

вляться по следующим направлениям: художественно-эстетическое, туристическо-краеведческое, эколого-на-туралистическое, научно-техническое, опытно-экспериментальное, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, библиотечно-библиографическое, социально-реабилитационное, гуманитарное и оздоровительное [2]. В контексте нашего исследования кружок «Юный аквариумист», относится к кружкам эколого-натуралисти-ческого направления, участие в которых предполагает овладение воспитанниками, учащимися и слушателями знаниями об окружающей среде, формирование экологической культуры личности, приобретение знаний и опыта решения и исследования экологических проблем, привлечение к практической природоохранительной работе и другим биологическим направлениям, формирование знаний, умений и навыков исследовательской деятельности.

Программа кружка, который работает в Луцком УВК «ООШ 1-Ш ст. № 22-лицей», разработана в соответствии с типичной программой МОН Украины, письмо 1 /11-5131 от 09.12.2003 г. и авторской программой кружка «Юный аквариумист» С. Будник, рассчитана на два года обучения [3]. Согласно программе ученики 6-8 классов, посещающие кружок, знакомятся с растительным и животным миром водоемов, углубляют свои знания о воде как основе жизни на Земле.

Ученые и педагоги отмечают, что познавательная деятельность учащихся зависит от того, как руководитель организует, побуждает и контролирует их работу [4, с. 8]. Исследовательская деятельность слушателей -явление сложное, и, чтобы эффективно ее организовать, педагогу необходимо четко прогнозировать конечный результат того или иного эксперимента. Педагог должен заранее спрогнозировать те знания, навыки и личностные качества ученика, которые будут формироваться и развиваться в процессе кружковой работы. Удачное прогнозирование позволит руководителю кружка создать такие условия, подобрать соответствующие средства и формы организации работы, которые наиболее благоприятны и оптимальны для всестороннего развития и совершенствования и его личности ученика творческих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.