Портал электронного обучения СКИФ в системе взаимодействия школа-вуз: опыт ДГТУ
Пляскин Кирилл Валерьевич магистрант 1 курса кафедры «Автоматизация производственных процессов», техник 1-категории «Управления дистанционного обучения и повышения
квалификации» Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, 8(918)5686016 kirillplval@,mail. ru
Аннотация
В данной статье рассматривается опыт использования дистанционных технологий в системе взаимодействия школа-вуз, накопленный в Донском государственном техническом университете при взаимодействии со школами региона.
The article considers the experience of using distance technologies in the school-university interaction system, accumulated at the Don State Technical University in the interaction with schools of the region.
Ключевые слова
профильное обучение, виртуальная образовательная среда, информатизация образования, портал электронного обучения СКИФ
profile training, virtual educational environment, informatization of education, e-learning portal SCIF
Введение
Произошедшие социально-экономические изменения в стране создали новые условия функционирования системы образования и поставили перед вузами задачи привлечения абитуриентов с использованием информационных и коммуникационных технологий. В утвержденной концепции долгосрочного развития Российского образования до 2020 года одним из важнейших направлений является развитие новой парадигмы, которая должна вобрать в себя современные подходы и компьютерные технологии.
Вся система обучения в Донском государственном техническом университете (ДГТУ) ориентирована на формирование и развитие у обучающихся таких знаний, умений и навыков, которые позволят выпускнику не только адаптироваться к производственным условиям, но и внести собственный вклад в развитие и преобразование инновационных технологий. При этом содержание образования структурировано таким образом, чтобы любая совокупность научных знаний, предлагаемых обучающимся для усвоения, оставалась целостной [1].
Общее среднее образование как компонент системы непрерывного образования предполагает, что выпускник средней школы будет обучаться дальше в вузе на основе знаний, полученных в школе. Таким образом, в университете создаются связи между общеобразовательными и профессиональными учреждениями, что способствует сближению вуза с школами.
ДГТУ предлагает абитуриентам раннюю профессиональную ориентацию на базе использования дистанционных технологий, портала электронного обучения «СКИФ» и специализированного программного обеспечения.
Современные возможности информационных и коммуникационных технологий в полной мере позволяют реализовать процесс подготовки школьников к учёбе в университете при помощи виртуальной образовательной среды (ВОС) -единого образовательного пространства, построенного с помощью интеграции традиционных информационных носителей и компьютерных технологий [2].
Основной идеей использования дистанционного обучения для профильного обучения является идея расширения образовательного пространства за счет использования ВОС.
Главные задачи современного образования - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Одним из мощных средств реорганизации образовательной сферы является информатизация образования -целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией, и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей ИКТ, применяемых в комфортных условиях [2].
Успешным примером введения и осуществления ранней профессиональной ориентации является образовательная деятельность Технического лицея, созданного при ДГТУ. Указанная образовательная организация стала первым средним общеобразовательным учебным учреждением в г. Ростове-на-Дону, созданным непосредственно в структуре университета. С 2004 года лицей работает по учебным образовательным программам физико-математического профиля и регулярно проводит совместные мероприятия с опорным вузом, позволяющие ученикам сформировать мотивацию и углубить профильные знания. Особое значение для углубления знаний в области естественных и технических дисциплин имеет использование электронной библиотеки портала «СКИФ». Большинство обучающихся лицея при ДГТУ при поступлении в старшие классы уже ориентированы на обучение на технических специальностях, так как идут учиться в профильное учебное заведение. У них есть возможность прикоснуться к будущей профессии через «Открытые образовательные ресурсы ДГТУ» (рис. 1).
Эпиотеи зле«троимы» ресурсов ДГТ
Аа (имя!а шриам прицим
Рис. 1. Библиотека электронных ресурсов ДГТУ
За годы сотрудничества лицея и ДГТУ разработан и успешно внедряется интегративно-деятельностный подход "погружения" старшеклассников в вузовскую
среду посредством использования сервисов дистанционного и электронного обучения.
Дистанционные технологии в системе взаимодействия с абитуриентами
В настоящее время в системе «школа-вуз» сложились следующие учебно-воспитательные организационные формы взаимодействия лицея и Донского Государственного Технического университета на основе ИКТ:
- размещение на портале «СКИФ» информационных модулей в помощь учащимся Технического лицея;
- сотрудничество в разработке учебных программ по профильным предметам;
- создание электронного методического обеспечения учебного процесса в
лицее;
- кадровая политика, основанная на представительстве в лицее преподавателей вуза;
- совместная разработка интегрированных учебных курсов доступных ученикам в электронной библиотеке «СКИФ»;
- организация исследовательской работы лицеистов под руководством ведущих ученых ДГТУ с возможностью опубликовать результаты в электронном сборнике «Блокнот молодого ученого» (рис.2);
- сотрудничество с кафедрами ДГТУ в рамках профориентационной работы
и др.
Рис. 2. Страница «Блокнота молодого ученого»
Примером эффективного сотрудничества лицея и университета также является практика привлечения к преподаванию профильных предметов в лицее профессорско-преподавательского состава ДГТУ.
Опытные педагоги лицея и преподаватели кафедр ДГТУ совместно развивают мотивацию к обучению на технических специальностях через профориентационные мероприятия и участие старшеклассников в конференциях и предметных олимпиадах.
В 2017 году были проведены масштабные профориентационные мероприятия, такие, как олимпиады «Я - БАКАЛАВР», «Я - МАГИСТР, где конкурсы проходили в два этапа: первый с использованием дистанционных технологий на портале «СКИФ», второй, очный этап, в форме собеседования, при прохождение которого призер получал возможность поступления на выбранную специальность вне конкурса (рис. 3).
На портале «СКИФ» также для абитуриентов внедрен новый проект «Детская академия наук», где будущие студенты могут попробовать свои силы в различных мероприятиях и конкурсах для выявления способностей в разных областях знаний (рис. 4).
Рис. 3. Раздел олимпиады «Я - бакалавр»
Успешной учебной и профориентационной работе способствует участие старшеклассников лицея в фестивале технических знаний «Инженерные таланты -сильной России», проводимом ДГТУ, а также в конференциях, проводимых факультетами, кафедрами, колледжами ДГТУ.
Рис. 4. Раздел «Детская академия наук».
Результаты взаимодействия школа-вуз на основе ИКТ
Благодаря всем перечисленным формам взаимодействия с опорным вузом лицей добился хороших результатов. В ходе государственной итоговой аттестации ЕГЭ по физике и информатике выбирают и сдают 98 % обучающихся лицея. Средний балл ЕГЭ по профильным предметам у лицеистов выше, чем в других общеобразовательных учреждениях города. Все выпускники лицея поступают, в основном, в престижные технические вузы страны и нашего города, в частности, большинство из них идут на разные специальности в ДГТУ.
Значительным итогом работы педагогического коллектива лицея в плане реализации проекта непрерывного образования можно считать присуждение коллективу учёных и преподавателей Премии Правительства РФ в области образования в 2010 году.
С 2013 года коллектив лицея стал участником инновационного образовательного проекта «Политехнический образовательный комплекс непрерывного технологического образования и профильной подготовки как условие обучающихся в профессионально-образовательном плане», первый этап которого в лицее успешно завершен.
Заключение
Таким образом, процесс интеграции школы и вуза на основе дистанционных технологий необходимо поддерживать и расширять для повышения качества непрерывного образования.
Положительные результаты от этого получат обе стороны: школа повысит качество подготовки выпускников, а вуз - получит более подготовленных и профессионально-ориентированных студентов. Особое внимание надо уделить мало используемым возможностям дистанционного и электронного обучения, а также переводу профориентационного контента на мобильные устройства.
Литература
1. Захарова О.А. Дистанционные технологии и электронное обучение
в профессиональном образовании: монография / О.А. Захарова, Т.Г. Везиров, М.В. Ядровская. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. - 134 с.
2. О.А. Захарова, А.И. Шлыкова, А.А. Скляренко и др. Портал дистанционного обучения «СКИФ» в системе профессионального обучения: учебное пособие. -Р/н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2014. - 131 с.
3. http://skif.donstu.т/ - портал электронного обучения «СКИФ» ДГТУ