Научная статья на тему 'Международный методический симпозиум в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы'

Международный методический симпозиум в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ / PEDAGOGICAL SCRIPT / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ольга Алексеевна

Представлен педагогический сценарий проведения повышения квалификации преподавателей высшей школы, встроенного в Международный методический симпозиум «Современные проблемы многоуровневого образования», с использованием системы «СКИФ» для информационной поддержки дистанционной фазы обучения. Данный сценарий, реализованный по программе «Информационное пространство преподавателя высшей школы в системе многоуровневого образования» был отмечен медалью в конкурсе «E-Learning Industry Trends-2011», на международной конференции «Moscow Education On Line». Сценарий позволяет снизить трудоемкость и повысить эффективность проведения повышения квалификации за счет использования дистанционных технологий и научного потенциала участников Симпозиума по актуальному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL METHODICAL S YMPOSIUM IN TRAINING SYSTEM OF HIGHER EDUCATION TEACHERS

The pedagogical script of the training courses for high school teachers embedded in the International methodical symposium Modern problems of multilevel education using the SKIF system for information support for distance learning phase is presented. The given script implemented according the program «The information space of higher education teachers in the system of multilevel education» was awarded a medal in the «E-Learning Industry Trends 2011» at competition the international conference «Moscow Education Online». The script makes in possible to reduce complexity and increase the effectiveness of training through the use of remote technology and the scientific potential of the Symposium participants on the current direction.

Текст научной работы на тему «Международный методический симпозиум в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы»

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

2009. №12. С. 30.

8. Шаманов В. И., Сапожников В.В., Сапожников Вл.В. Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи : учеб. пособие. М. : Маршрут, 2003. 264 с.

9. Мухопад Ю. Ф. Микроэлектронные информационно-управляющие системы : учеб. пособие Иркутск, 2004. 407 с.

10. Горшков В. Н. Надежность ОЗУ ЭВМ. Л. : Машиностроение, 1990. 234 с.

11. Марюхненко В. С., Елгин А.А. Методы определения местоположения подвижных железнодорожных единиц // Транспортная инфраструктура сибирского региона : материалы второй межвуз. науч.-практ. конф. Иркутск, 2011. С. 87-89.

12. Казаков А. А. Системы интервального регулирования движения поездов. М. : Транспорт, 1986. 399 с.

13. Марюхненко В. С.,Володарский В. А., Целищев В. А. Анализ влияния человеческого фактора на безопасность перевозок на железнодорожном транспорте //Системный анализ в проектирова-

нии и управлении : сб. науч. трудов XIV Меж-дунар. науч.-практ. конф. Ч.1. СПб., 2010. С.125-127.

14. Марюхненко В. С., Комогорцев М. Г., Трускова Т. В. Синтез устройства адаптивной коррекции управляющих воздействий оператора транспортного средства // Вестник Иркутск. гос. техн. ун-та. 2008. N 3. С. 131-137.

15. Что тормозит профессиональный отбор локомотивных бригад // Локомотив. 2009. №1. С. 27-29.

16. Маринов М. Л. Оптимизация безопасности транспортной деятельности с учетом влияния человеческого фактора: особенности решения проблемы // Безопасность движения - на уровень международных стандартов : тематическая подборка ОБЩ. 4/41 (424) - ТП - 150. 2010. С. 59-62.

17. Бершадская Т. Н. Основные задачи - безопасность и эффективность // Автоматика. Связь. Информатика. 2009. №1. С.14-17.

УДК 378.126.018.46 Захарова Ольга Алексеевна,

к. п. н., доцент, руководитель Центра дистанционного обучения и повышения квалификации Донского государственного технического университета (ДГТУ),

е-mail: [email protected]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СИМПОЗИУМ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

O.A. Zaharova

INTERNATIONAL METHODICAL S YMPOSIUM IN TRAINING SYSTEM OF HIGHER EDUCATION TEACHERS

Аннотация. Представлен педагогический сценарий проведения повышения квалификации преподавателей высшей школы, встроенного в Международный методический симпозиум «Современные проблемы многоуровневого образования», с использованием системы «СКИФ» для информационной поддержки дистанционной фазы обучения. Данный сценарий, реализованный по программе «Информационное пространство преподавателя высшей школы в системе многоуровневого образования» был отмечен медалью в конкурсе «E-Learning Industry Trends-2011», на международной конференции «Moscow Education On Line». Сценарий позволяет снизить трудоемкость и повысить эффективность проведения повышения квалификации за счет использования дистан-

ционных технологий и научного потенциала участников Симпозиума по актуальному направлению.

Ключевые слова: педагогический сценарий, повышение квалификации, дистанционное обучение, информационная образовательная среда.

Abstract. The pedagogical script of the training courses for high school teachers embedded in the International methodical symposium "Modern problems of multilevel education" using the SKIF system for information support for distance learning phase is presented.

The given script implemented according the program «The information space of higher education teachers in the system of multilevel education» was awarded a medal in the «E-Learning Industry Trends

- 2011» at competition the international conference «Moscow Education Online». The script makes in possible to reduce complexity and increase the effectiveness of training through the use of remote technology and the scientific potential of the Symposium participants on the current direction.

Keywords: pedagogical script, training, distance learning, information educational environment.

Введение

Развитие системы непрерывного обучения преподавателей высшей школы и реализация принципа «образование - через всю жизнь» диктует необходимость создания новых педагогических сценариев в системе переподготовки и повышения квалификации.

Система повышения квалификации преподавателей в России является основой качественного профессионального образования. В современной ситуации, когда смена образовательных парадигм происходит каждое десятилетие, профессиональная подготовка и переподготовка преподавателей отстает от требований социальной системы и нуждается в коренной перестройке. Из архаичной и консервативной системы старых «ФПК» сегодня должна родиться альтернативная, динамично развивающаяся структура с максимальной ориентацией на конкретные запросы рынка образовательных услуг и поддержку индивидуальной траектории обучения каждого активного преподавателя.

Многие передовые вузы России проводят серьезную исследовательскую работу в области разработки современной методологии повышения квалификации [1]. Однако, несмотря на успехи в области организации повышения квалификации отдельных ведущих вузов и специализированных организаций, проблема качественного обучения сегодня остается достаточно острой, как для преподавателей технических, так и естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Необходимым условием повышения эффективности процесса должна стать интеграция вузов в новые педагогические сообщества, построенные по определенным правилам. Каким бы высоким потенциалом ни обладал базовый вуз, в любой программе повышения квалификации можно найти разделы и темы, лучше проработанные в методическом и технологическом плане в другой педагогической системе [2].

Одним из примеров подобной интеграции методического и технологического опыта ведущих вузов, используемого в системе повышения квалификации преподавателей, может стать встраи-

вание обучения в программы научно-методических конференций.

В центре дистанционного обучения и повышения квалификации (ЦДО и ПК) ДГТУ был разработан и опробован педагогический сценарий повышения квалификации по программе «Информационное пространство преподавателя высшей школы в системе многоуровневого образования» в очно-дистанционной форме, встроенного в работу Международного научно-методического симпозиума «Современные проблемы многоуровневого образования».

Описание проекта

Структурная схема проекта как педагогической системы приведена на рис. 1.

Целью проекта является увеличение эффективности процесса повышения квалификации преподавателей высшей школы в области многоуровневого образования за счет использования дистанционных технологий обучения и дидактического потенциала научно-методического Симпозиума. Определяющими факторами в реализации новой концепции стали:

1) использование дистанционных технологий и трехфазного обучения [3];

2) использование инструментальной системы поддержки дистанционного обучения «СКИФ» (разработка ЦДО и ПК);

3) разработка актуальных программ обучения, удовлетворяющих запросам преподавателей и соответствующих приоритетным направлениям, рекомендованным Департаментом образования;

4) организация и проведение международных конференций для обмена и взаимообогащения опытом организации образовательного процесса в системе многоуровневого образования;

5) разработка тематики зачетной работы, непосредственно связанной с профессиональной деятельностью обучающихся.

Содержательная часть проекта базируется на разработанных в ЦДО и ПК Программах повышения квалификации [3]. В них заложены основные направления обучения:

1) Проблемы и тенденции развития и модернизации профессионального образования в России и за рубежом.

2) Болонский процесс и проект TUNING.

3) Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании.

4) Обеспечение обратной связи с работодателями и выпускниками.

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Рис. 1. Педагогическая система повышения квалификации

5) Концепция многоуровневой структуры основных образовательных программ.

6) Требования к разработке образовательных программ нового поколения. Использование кредитов в проектировании.

7) Структура и принципы формирования информационного пространства вуза.

8) Электронные образовательные ресурсы и тенденции рынка электронных изданий в сфере образования, ориентированные на предметно-профессиональную деятельность.

9) Применение инновационных информационных и дистанционных технологий обучения в условиях многоуровневой системы высшего образования.

10) Использование открытых систем в многоуровневом образовании. Архитектура системы «СКИФ», функции и назначение.

11) Возможности сети Интернет как средства коммуникаций и поиска актуальной информации.

12) Опыт реализации совместных образовательных и профессиональных программ российскими и зарубежными вузами.

Технологическая подсистема объединяет средства, методы и формы образовательного процесса повышения квалификации. Основным инструментальным средством реализации трехфазной системы обучения в рассматриваемом педагогическом сценарии является портал «СКИФ», разработанный в ЦДО и ПК ДГТУ на основе открытых систем [4]. Портал «СКИФ» представляет собой сложный программно-технический комплекс, имеющий модульную структуру с возможностью подключения новых подсистем, разработанных на современной инструментальной платформе для внедрения в образовательную практику университета. Цель создания портала - предоставление широкому кругу студентов и преподавателей ДГТУ возможностей использования дистанционных технологий обучения. Основная задача портала -применение дистанционных технологий для индивидуализации процесса обучения, обеспечение обратной связи между субъектами образовательного процесса, организация доступа к учебным материалам. В рассматриваемом сценарии портал «СКИФ» обеспечивает проведение дистанционной фазы в программах повышения квалификации.

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

ш

Разработка новой модели системы повышения квалификации предполагает создание единой методологической базы данных образовательных услуг в Российской Федерации. Программа повышения квалификации каждого преподавателя должна, в идеале, быть индивидуальной по своей сути и групповой по технологии реализации. Эти два противоречивых подхода могут одновременно реализовываться в условиях, когда индивидуальная образовательная программа компонуется из отдельных учебных модулей, разработанных специалистами ведущих университетов в соответствии с принятыми соглашениями (в дальнейшем - в соответствии со стандартом). Дидактически, учебный модуль представляет собой раздел программы повышения квалификации, полностью реализуемый его разработчиками с использованием ИКТ-технологий. Структурно, модуль представляет собой веб-ресурс, размещенный на сайте вуза, включающий контент по разрабатываемой теме, а также необходимые методические разработки, обеспечивающие его изучение в режиме дистанционного доступа (рис. 2).

В состав контента входят: тесты входного контроля, теоретические разделы, практические задания, описания процедур выполнения заданий, глоссарий, тесты или другие задания, определяющие результативность изучения данного модуля. В процессе обучения проводятся консультации по

электронной почте и в системе видеоконференций. Каждый отдельный модуль имеет функциональное назначение, технологию реализации и мониторинг усвоения. Описание модуля (паспорт) включает внешние и внутренние параметры. Внешние параметры должны быть едиными и унифицированными для всей системы повышения квалификации.

К внешним параметрам учебного модуля относятся: название, организация-разработчик, сайт поддержки, уникальный индекс, трудоемкость изучения (включая самостоятельную работу, консультации и выполнение контрольных заданий), тесты входного контроля и т. д. Внутренние параметры - информационный контент, методическая поддержка, расписание консультаций, электронные адреса тьюторов и преподавателей, форум виртуальной группы и др. - определяются разработчиками модулей [5]. Использование модульного подхода является первым шагом в процессе перенастройки учебных программ с ориентацией на результат обучения.

Такая перенастройка требует глубокого переосмысления содержания и структуры образовательных дисциплин в системе повышения квалификации, модулей и практик и описания результатов обучения на языке компетенций. В современных исследованиях приводятся следующие этапы разработки, детализации и оценивания результатов обучения (на уровне модуля):

Аналитический центр

Модули Модули Модули

учебных учебных учебных

программ программ программ

Рис. 2. Структурная схема процесса встроенного повышения квалификации

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

1) определение целей и задач модулей;

2) описание результатов обучения с помощью стандартных принципов;

3) разработка результативной стратегии обучения;

4) проектирование методов оценивания степени достижения результатов обучения;

5) анализ содержания блока и его коррекция.

И, наконец, формой, используемой для проведения повышения квалификации по предлагаемому сценарию, является Международный научно-методический симпозиум, ежегодно проводимый ДГТУ и привлекающий ведущих специалистов российских, украинских и других европейских вузов.

Целью проведения Симпозиума является обсуждение актуальных вопросов многоуровневого профессионального образования, связанных со стратегическим партнерством между академическим и корпоративным секторами образования в области разработки подходов и требований к набору профессиональных компетенций, с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), способствующих повышению уровня компетентности и конкурентоспособности специалистов различных отраслей в условиях формирования системы непрерывного образования.

Участие обучающихся в работе секций, дискуссиях, сателитных семинарах, обсуждение актуальных проблем современного образования позволяет повысить уровень обучения за счет высокого научного и методического потенциала участников Симпозиума.

Идеальным вариантом для решения оптимизации проблемы выбора индивидуальной программы, является переход системы повышения квалификации на модульную структуру компоновки программ и дистанционные технологии подготовки и переподготовки преподавателей.

Система поддержки повышения квалификации, в таком случае, должна объединять ведущие вузы России, администрироваться по совместно разработанному регламенту и управляться Федеральным департаментом профессионального образования.

Таким образом, в процессе прохождения повышения квалификации обучающийся может контактировать с преподавателями различных вузов -разработчиками учебных модулей и тьюторами, ведущими учебный процесс и консультирующими преподавателя по конкретному учебному модулю и выполнению контрольного задания.

Структурная схема повышения квалификации, встроенная в Международный симпозиум, представлена на рис. 2.

Выводы

Широкое проникновение дистанционных технологий в систему повышения квалификации преподавателей приводит к возможностям применять разнообразный спектр видов (организационных форм) учебных занятий. Все они могут реали-зовываться виртуально с помощью сайтов дистанционного обучения, электронной почты, форумов и чатов, видеоконференций, поддерживаемых специализированным программным обеспечением. В образовательном учреждении процесс повышения квалификации может организовываться с различной степенью встраивания в него интернет-технологий: от их полного отсутствия до проведения его полностью в Интернет-среде. Между этими крайностями присутствует так называемое смешанное обучение (blanded learning). Определение пропорций для эффективного проведения процесса является важнейшей проблемой в исследовании и разработке рекомендаций для эффективной переподготовки преподавателей.

Для повышения качества повышения квалификации преподавателей предлагается педагогический сценарий, использующий трехфазную систему обучения и встраивание в работу Международного научно-методического симпозиума.

Таким образом, реализованная эффективная программа повышения квалификации, построенная по педагогическому сценарию с включением дистанционной фазы обучения на модульной основе и встроенная в работу Международного сим-иозиума, отвечает следующим принципам:

Системный подход, предполагающий четкое видение всеми участниками цели, выбор форм, средств и методов обучения.

• Активная познавательная деятельность в процессе обучения. Обязательное выполнение выпускной работы по актуальной тематике и ее публичная защита.

• Практическая ориентированность, преломление всех изучаемых инновационных педагогических методов в реальных методических разработках.

• Преемственность, позволяющая преподавателям обучаться последовательно, переходя от одного модуля к другому в соответствии с уровнем владения инновационными технологиями и профессиональными интересами.

• Проведение мониторинга учебного процесса и его результатов с последующей корректировкой форм и методов обучения.

• Принцип мобильности. Модульный принцип формирования программ повышения квалификации из вариативных учебных элементов,

а также учебно-тематический план, соответствующий индивидуальным потребностям обучающихся.

Принцип ориентации на деятельностный подход. Предполагает максимальное использование интерактивных методов обучения.

Принцип внутренней мотивации. Предполагает использование особенностей мотивации в совокупности с профессиональными и личностными интересами преподавателей.

Принцип дифференциации. Содержание программы и форма проведения повышения квалификации определяется с учетом профессионального уровня и психологических особенностей педагогов.

• Принцип ориентации на саморазвитие. Постоянное вовлечение специалиста в процесс непрерывного образования и самообразования, мотивация потребности профессионального самосовершенствования.

Особое значение в данной ситуации приобретает направленная маркетинговая деятельность, имеющая целью определить приоритетные направления в развитии системы повышения квалификации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гусева А.И. Компетенции работников образования в области информационных и коммуни-

кационных технологий [текст] /А.И. Гусева, В.С. Киреев, А.Н. Тихомирова, С.А. Филиппов // Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». - М. 2009. - С. 256.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Научно-методическое и информационное обеспечение подготовки современных специалистов к инновационной деятельности в образовательном учреждении [текст] / Пятая международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-Learning // «MOSCOW Education Online 2011». Сборник материалов.- М.: ООО «Синергия Экспо», 2011. - 192 с.

3. Захарова О.А. Авторизованные учебные центры в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы [текст]. / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - №4(14). - 2010. - С. 354-356.

4. Захарова О.А. Система поддержки дистанционного обучения «СКИФ» на основе программного обеспечения Moodle в ДГТУ [текст]. / Вестник Донского Государственного Технического Университета.: Т 11. №4(55). - 2011. - С. 574578

5. Захарова О.А. Модель системы повышения квалификации на основе объединенных ресурсов [текст]. / Вестник университета.: №25. М. -2010. - С. 45-48

УДК 621.316.92 Кузнецов Борис Федорович,

д. т. н., декан факультета технической кибернетики, Ангарская государственная техническая академия, тел. (3955) 67-55-10, e-mail: [email protected] Пильцов Михаил Владимирович, аспирант кафедры автоматизации и электроснабжения промышленных предприятий,

Ангарская государственная техническая академия, тел. 89041366683, e-mail: [email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ

B.F. Kuznetsov, M.V. Pilcov

MODELLING AN OBJECT OF A CIRCUIT BREAKER THERMAL PROTECTION

Аннотация. В статье рассмотрена экспериментальная проверка уравнения нагревания, являющегося основой для реализации защиты от перегрузки в автоматах защиты. В качестве объекта моделирования была выбрана нихромовая нить. В эксперименте использовалась разработанная автоматическая система измерения тем-

пературы. По результатам опытов была построена регрессионная модель и определены недостающие коэффициенты.

Ключевые слова: цифровой автомат защиты, тепловая модель, защита от перегрузки, регрессионная модель, биметаллическая пластина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.