Научная статья на тему 'ПОРОЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕСТУПНОСТЬ'

ПОРОЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕСТУПНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / ПОРОЧНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР / CULTURE / SUBCULTURE / DEPRAVITY / CRIME / CRIMINOGENIC FACTOR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Галаев А.Р.

Статья посвящена культурному измерению многогранности человеческого бытия в культуре как сложнейший социальный феномен. Она имеет отношение практически ко всем аспектам жизни и деятельности людей, в том числе и криминальным. Культура может выступать мощным барьером, препятствующим возникновению и распространению социального зла, однако «объективным аналогом каждого преступления это проявление крайнего неуважения к общественному порядку в борьбе за себя против всех остальных на основе чисто эгоистического расчета: что выгоднее»1 в этом актуальном понимании, культура играет и деструктивную роль, проявляя криминогенный фактор. Криминальный мир создает свою культуру. Когда масштабы ее распространенности и роль в социальной жизни незначительны, этот феномен обычно именуют криминальной субкультурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPRAVITY OF THE CULTURE AND CRIME

The article is devoted to the cultural dimension of the multifaceted nature of human life in culture as a complex social phenomenon. It is relevant to almost all aspects of people's lives and activities, including criminal ones. Culture can act as a powerful barrier that prevents the emergence and spread of social evil, but "the objective analogue of each crime is a manifestation of extreme disrespect for public order in the fight for themselves against all others on the basis of a purely selfish calculation: what is more profitable"2 in this current understanding, culture also plays a destructive role, showing a criminogenic factor. The criminal world creates its own culture. When the extent of its prevalence and role in social life are insignificant, this phenomenon is usually referred to as a criminal subculture.

Текст научной работы на тему «ПОРОЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕСТУПНОСТЬ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Галаев А. Р. студент

4 курс, юридический факультет ФГБОУВО «Ингушский Государственный Университет»

Россия, г. Магас

ПОРОЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация: Статья посвящена культурному измерению многогранности человеческого бытия в культуре как сложнейший социальный феномен. Она имеет отношение практически ко всем аспектам жизни и деятельности людей, в том числе и криминальным. Культура может выступать мощным барьером, препятствующим возникновению и распространению социального зла, однако «объективным аналогом каждого преступления это проявление крайнего неуважения к общественному порядку в борьбе за себя против всех остальных на основе чисто эгоистического расчета: что выгоднее»1 в этом актуальном понимании, культура играет и деструктивную роль, проявляя криминогенный фактор. Криминальный мир создает свою культуру. Когда масштабы ее распространенности и роль в социальной жизни незначительны, этот феномен обычно именуют криминальной субкультурой.

Ключевые слова: культура, субкультура, порочность, преступность, криминогенный фактор.

Galaev A.R. student

4th year, the faculty ofjurisprudence the «Ingush State University» Russia, Magas

THE DEPRAVITY OF THE CULTURE AND CRIME

Annotation: The article is devoted to the cultural dimension of the multifaceted nature of human life in culture as a complex social phenomenon. It is relevant to almost all aspects of people's lives and activities, including criminal ones. Culture can act as a powerful barrier that prevents the emergence and spread of social evil, but "the objective analogue of each crime is a manifestation of extreme disrespect for public order in the fight for themselves against all others on the basis of a purely selfish calculation: what is more profitable"2 in this current understanding, culture also plays a destructive role, showing a criminogenic factor. The criminal world creates its own culture. When the extent

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2. С.364. Чисто эгоистический расчет может носить и индивидуальный, и клановый, групповой характер.

2 Marx K., Engels F. Op. Vol. 2.Pp. 364.For purely selfish calculation can be worn both individual and clan, the character of the group.

of its prevalence and role in social life are insignificant, this phenomenon is usually referred to as a criminal subculture.

Key words: culture, subculture, depravity, crime, criminogenic factor.

Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях.

«Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях3»;

«Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека4»;

«Вся совокупность небиологических проявлений человека».

Порочность культуры - это извращенность системы понятий в обществе, определяющих образ мышления и личностную психику.

Изменения в культурной сфере неминуемо оказывают воздействие на преступность. При этом изменения преступности всегда, так или иначе, связаны с культурными процессами.

Изменить стандарты поведения людей можно изменением, как самой культуры, так и механизмов ее регенерации в социальной среде — передачи элементов культуры от одного человека к другому, от поколения к поколению.

Изменение культуры — процесс естественный и непрерывный. Культура имеет двойственную природу. С одной стороны, она формируется стихийно в процессе взаимодействия этноса с окружающей средой. В контексте этого перед каждым поколением культура предстает как некая данность. С другой стороны, каждое поколение и каждый человек вносит свой вклад в культуру, в процессы ее функционирования.

Факторами изменения культуры могут быть природа, уровень развития науки и техники, осмысление окружающего мира, сущности и смысла бытия.

Следует отметить, что религия оказывает непосредственное влияние на развитие в культуре различных: ценностей, традиций, обычаев и т.д. первооснова культуры является религия которая закладывала наиболее важные аспекты в её развитие и существование, нельзя не сказать так же, то, что культура более емкое понятие, однако и Культура и религия способствуют развитию высокого уровня нравственных, моральных норм в обществе.

Если логически понятия «культура» и «религия» связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры, то аксиологически — в сфере отношений ценности и оценки — они

3 Большая советская энциклопедия третье издание (1969—1978) насчитывало 30 томов (том 24 издан в двух книгах: вторая, дополнительная книга — «СССР») и дополнительный том «Алфавитный именной указатель» без номера (1981).

4 Юрий Михайлович Лотман (28 февраля 1922, Петроград — 28 октября 1993, Тарту) — русский литературовед, культуролог и семиотик.

равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура — с позиций религии.

Культура является постоянной составляющей человеческой цивилизации. На протяжении времени, составлялись разные определения этого термина и каждое, имело свою отличительную трактовку. Культура -элемент человеческого общества, позволяющий людям развиваться, создавать, самосовершенствоваться, накапливать знания и опыт предыдущих поколений и передавать его новому, также она непосредственно имеет воспитательную функцию: с детства человек получает познания о том, что хорошо, что плохо, что правильно, что нет, что добро, что зло. Стоит сказать, что в зависимости от культурного влияния (в том числе и от различных её разновидностей и ответвлений) у человека складывается своё мировоззрение.

Говоря о преступности, можно провести параллель того, что лицо совершающее преступление:

1. не получило соответствующее культурное развитие;

2. подверглось культурному влиянию отрицательного характера.

Если начать разбирать порочную сторону культуры и преступность, то

стоит сразу уяснить: каждый отдельный вывод может отличаться и единого мнения, скорее всего, не достичь сразу. Порочность культуры можно понимать, как определённые составляющие культуры (в большинстве случаев массовой) негативно влияющие на человека, в следствие чего он начинает воспринимать конкретные образ жизни и явления как норму. Наибольшею угрозу это приобретает, когда этому следует не один человек, а достаточно большая группа людей, в самом худшем случае поколение. Как культура со своей отрицательной стороны, может подтолкнуть человека к совершению преступления:

- так как с детства человек получает культурное воспитание от взрослых, в основном от родителей, то в зависимости от того уровня культуры взрослых у ребёнка может сложиться мнение о том, что курение, алкоголь, дебош, воровство, аморальное поведение - это норма; - иной случай, взрослые ни как не участвовали в воспитании ребёнка, предоставив его самому себе, отсюда ребёнок начинает сам познавать мир и культурно обогащаться (что всегда приводит к плачевным результатам);

- влияние определённой социальной группы, пропагандирующей что именно такой путь правильный и такие действия правильные;

- вполне возможно существуют и другие критерии того, как культура может повлиять на человека, так что он готов пойти на совершение преступления.

Различия убеждений, оправдывающих поступки одних субкультур в отношении к другим, у которых это считается недопустимым, способны или сбалансировано сосуществовать в одной более общей культуре или же приводить к силовым конфликтам массового характера. Второе резко ослабляет общество и этим сегодня пользуются политики. Посеять

непримиримые разногласия означает расколоть взаимопонимание общества, ослабив его возможности и лучшим средством для этого является ненависть к "несправледивости" неважно по какой, пусть даже надуманной причине.

Когда возникает вопрос о методах искоренения преступности, почти никогда не учитывается сказанное выше или учитывается недостаточно глубоко. Многим кажется очевидным, что стоит только поставить правильного царя, как в обществе наступит полный порядок. Он будет отрубать руки ворам и казнить коррупционеров, все они испугаются и тут же изменят самих себя, став совершенно другими людьми, забыв с детства привитые условности взаимоотношений. Многие убеждены, что стоит только навести порядок в законодательной и исполнительной власти, как общество, точнее все люди в обществе станут другими.

В заключении можем подвести следующий итог, что все придуманное человеком для регулирования различных сфер человеческого бытия всегда имеет изъяны и не способны урегулировать полноценно все отношения, возникающие в обществе полноценно или же их наличие тех же изъянов или недоработок обуславливается в корыстных целях определенной субкультура властвующей элиты которая является доминирующей, а субкультура угнетённой и подчинившейся власти части общества органично дополняет субкультуру властвующей элиты, образуя функциональный симбиоз паразита и хозяина, а субкультура интеллектуальной элиты, будучи контра-конформной, неорганична для первых двух субкультур, но зависима от властвующей элиты, являясь её придатком с функцией инновационного ресурса. Справедливость и истина никогда не интересовала людей как нажива это можно сказать в отношении большей части общества и государства в целом.

При наличии желания борьбы с порочностью культуры и преступностью, возможно, достичь больших успехов, однако это приведет к равноправию, справедливости и следование по правильному истинному пути, что не позволит преступности расти, а это не то, что нужно и необходимо сегодняшнему строю!

Использованные источники:

1. Преступность и культура. Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. — М.: Криминологическая Ассоциация, 1999. — 160 с.

2. Александрова, Е. А. Культурология. История идей и их воплощений. Учебное пособие / Е.А. Александрова. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 144 ^

3. Кравченко, А. И. Культурология / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2010. - 496 ^

4. Еникеев М.И. Криминальная психология. // Юридическая психология, 2006 № 4.

5. Эдвин, М. Шур Наше преступное общество / Эдвин М. Шур. - М.: Прогресс, 2015. - 328 ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.