cfr.org /sovereignty/montevideo-convention-rights-duties-states/p 15897
3. Федеративный договор Российской Федерации от 31 марта 1992г. http://constitution. garant.ru/act /federative/170280/
4. Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" от 3 августа 1994г. https:/ /www.referent.ru/1/6301
5. Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15 февраля 1994г. https://www.referent.ru/1/37684
6. Конституция Республики Северная Осетия - Алания: принята Верховным советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994г. http://region15.ru /docs/ osseta-konstit/
7. Конституция Республики Татарстан (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII) http://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia/
8. Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве/ Отв. ред. Собакин В.К. - Ростов: Изд-во ун-та, 1981. - 192с. С.10, 11.
9. Горюнов В.В. Суверенитет РФ: сущность, содержание, гарантии: автореферат диссертации к.ю.н. Го-рюнова В.В./ УрГЮА - Екатеринбург, 2007; - 25с. С. 11-12
10. Каламанова С.В. Суверенитет государства в условиях глобализации: автореф. дис. канд.юрид.наук Каламановой С.В.; Российский университет дружбы народов. -М., 2011. - 24 с. Стр. 19-20, 23.
11. Левин Д.Б. История международного права. М., 1962, С.62.
12. Лист Ф. Международное право в систематическом изложении. Юрьев, 1917. С.95
13. Рассолов М.М. История политических и правовых учений: Учебник, 2010. - 431с. С. 186.
14. Эрмялиева Н.А. Суверенитет федеративного государства: проблемы конституционного закрепления и регулирования: автореф. диссерт. канд.юрид.наук Эрмялиевой Н.А. / Волгоградский институт экономики, социологии и права. - Волгоград, 2007. - 30с. С.21
ПОРНОГРАФИЯ И ДЕТИ
Шмыков Д. В.
Кандидат юридических наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
Дети - одна из самых незащищенных групп населения. Охрана детей и подростков от преступлений и иных противоправных посягательств - приоритетная задача любого цивилизованного общества. Российская Федерация в этом вопросе не является исключением.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» государственная политика в интересах детей является приоритетной. Органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
На современном этапе развития нашего общества проблема сексуальной эксплуатации детей, их физического и нравственного растления достигла высокой степени напряженности. В связи с этим выработаны уголовно-правовые средства противодействия распространению детской порнографии, соответствующих характеру и степени опасности данного явления.
В соответствии с нормами международного права, детская порнография означает любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка, главным образом в сексуальных целях.
Данное определение наиболее полно и конкретно определяет содержание рассматриваемого явления и официально закреплено в факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка, касающемся торговли людьми, детской проституции и детской порнографии, принятом
25 мая 2000г. Резолюцией 54/263 на 97пленарном заседании 54сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Что касается мирового сообщества, то в Соединенных Штатах Америки в 2007-2008 годах за преступления связанные с изготовлением и оборотом порнографической продукции с изображениями несовершеннолетних, было осуждено 3884 лица, в Японии в 2008 году было произведено 676 арестов, в 2005 году в Австралии полиция провела 191 арест, в Италии было осуждено 182 лица. Эта проблема не обошла стороной и Российскую Федерацию [1, с. 11]. Общая численность подростков и молодежи России составляет примерно 32,2 млн. Человек (22,8% от всего населения) [6, с. 21-22]. По данным ГИАЦ МВД России, в2008 г. В России жертвами насилия стали 126,5 тысячи несовершеннолетних, из которых 62,2 тысячи от преступлений, сопряженных с насильственными действиями. При этом остро стоит проблема роста числа подростков, пострадавших от действий сексуального характера - 9,1 тысячи. В результате такого рода преступлений 1914 детей погибли. В течение 2008 г. В розыске находились 53 тысячи подростков [4, с. 3]. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста в 2012 году зарегистрировано 1852, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления - 2265, изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних 554, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий 272. Борьба с преступлениями против несовершеннолетних требует не просто дополнительных, а системных мер: это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная реабилитация пострадавших. Нужны скоординированные действия всех государственных струк-
тур и общественных объединений. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. государства должны уделять особое внимание защите прав и законных интересов детей от всех форм физического и психического насилия, а их правовое положение должно стать основанием для защиты от посягательства на их права и свободы как одного из приоритетных направлений деятельности государства. Именно поэтому современное цивилизованное государство в лице своих органов должно активно влиять на защищенность информационных ресурсов от преступных посягательств подобного рода.
Столкнувшись с проблемой эскалации педофилии еще в начале 80-х гг. XX столетия, развитые страны выработали довольно эффективные средства борьбы с изготовлением и оборотом детской порнографии с помощью информационных технологий сети «Интернет». Однако в Российской Федерации такая форма сексуальной эксплуатации детей ведется сегодня в огромных масштабах. Способная легко тиражировать и беспрепятственно передавать через любые границы фото и видеоматериалы, сеть «Интернет» превратилась в своеобразный инструмент, используемый в криминальном бизнесе. Глобальная компьютерная сеть предоставила не только саму возможность программистам заниматься созданием порнографических сайтов с изображениями несовершеннолетних, но и практически неограниченную свободу действия во всей «мировой паутине» сети «Интернет». Более того, глобальная сеть выступает не только в роли современного средства связи, но и рынка сбыта запрещенной продукции.
Как полагают эксперты, около 70% всей порнографической продукции распространяется именно с помощью сети «Интернет» [3, с. 2]. Хотя эта цифра, на наш взгляд, с учетом сегодняшний реалий составляет примерно 80-90%. Поэтому в современных условиях борьба с преступлениями, связанными с изготовлением и оборотом в глобальной компьютерной сети «Интернет» материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (детской порнографии), должна рассматривается МВД России в качестве одного из приоритетных направлений борьбы с преступностью. Такие неутешительные выводы необходимо сопоставить с тем, что по различным оценкам, российский сегмент глобальной компьютерной сети «Интернет» является одним из самых динамично развивающихся в мире, число его пользователей в 2006 г. Составляло 20 млн. человек, а по состоянию на 1 января 2009 г. - превысило 50 млн. (более 2 млн. из них - несовершеннолетние). Мониторинг информационных ресурсов сети «Интернет» показал главное - в настоящее время спрос на детскую порнографию в три раза превышает предложение [2, с. 4].
Основная причина сложившейся крайне негативной ситуации заключается в отсутствии эффективных уголовно-правовых и криминологических мер борьбы с преступностью в сфере высоких технологий и, как следствие, должной правоприменительной практики в области борьбы с оборотом и изготовлением материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Наблюдаемая бессистемность правовых норм требует более развернутого регулирования оборота порнографических материалов или предметов, а также обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних правовыми, организационными и техническими средствами с целью недопущения вовлечения подростков в создание информационных материалов порнографического содержания с их непосредственным изображением.
По данным ГИАЦ МВД России, в 2008 г. зарегистрировано в 7 раз больше, чем в 2004 г., преступлений,
предусмотренных ст. 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Тем более, что в научных кругах и средствах массовой информации неоднократно поднимался вопрос о крайне негативной роли порнографической продукции в формировании морально-нравственных убеждений у населения, прежде всего, самих несовершеннолетних. Бесспорно, доминирующей по-прежнему остается точка зрения, согласно которой порнография, независимо от форм предоставления, является одной из главных причин деморализации общества и упадка культуры в целом [5, с. 6].
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года зафиксировала право ребенка на защиту от сексуального совращения и всех форм сексуальной эксплуатации. Конвенция вступила в силу для СССР 15.09.1990. Статья 34 этой Конвенции устанавливает, что «Государства - участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства - участники, в частности, принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:
1. склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;
2. использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;
3. использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах».
С 25 июня 2004 г. В России действует еще 2 важных международно-правовых акта. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и Протокол № 2 о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года. Эти документы обязывают государства-участники, в том числе и Россию, криминализовать действия, связанные с сексуальной эксплуатацией детей, таким образом, чтобы наказание за них было не менее 4 лет лишения свободы.
Важное значение в продвижении международного сотрудничества в сфере борьбы с торговлей детьми и распространением детской порнографии имеет Факультативный протокол № 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 года, в котором впервые официально был признан факт растущей доступности детской порнографии в Интернете. В этом международно-правовом акте также впервые в одном понятийном ряду используются понятия «торговля детьми, детская проституция и детская порнография».
В ст. 2 Факультативного протокола № 2 даны определения понятий «торговля детьми», «детская проституция», «детская порнография». Ст. 3 протокола обязывает государства-участники криминализовать ряд деяний. Все деяния, упомянутые в ст. 3, на сегодняшний день содержатся в Уголовном кодексе Российской Федерации.
К основным причинам невысокой эффективности российского законодательства о противодействии распространению детской порнографии можно отнести следующие:
1. отсутствие длительное время в России специальных правовых норм, посвященных защите несовершеннолетних от сексуальной эксплуатации;
2. отсутствие специализированных подразделений правоохранительных органов, занимающихся данной проблемой;
3. неэффективное взаимодействие правоохранительных органов с иными органами государственной власти, некоммерческими организациями;
4. отсутствие единой государственной политики в области противодействия распространения детской порнографии, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях;
5. отсутствие механизма эффективного взаимодействия правоохранительных органов и провайдеров;
6. низкая активность населения по вопросам борьбы с детской порнографией (только 2% пользователей сети при обнаружении информации о распространении детской порнографии сообщают в правоохранительные органы; 8 % готовы это сделать, но не знают куда обращаться, остальные либо просто негодуют, возмущаются, либо уже безразлично относятся);
7. низкая антипорнографическая пропаганда, недостаточное освещение проблемы в средствах массовой информации, школах, вузах и других образовательных учреждениях.
Среди мер противодействия распространению детской порнографии можно выделить следующие:
1. совершенствования законодательства;
2. сотрудничество, в том числе и международное;
3. взаимодействия ряда субъектов с правоохранительными органами и формирование принципов взаимодействия государственных органов и некоммерческих российских и международных организаций;
4. воспитание и образование.
Особое внимание, как государства, так и общества должно быть уделено проблеме распространения порнографии в сети Интернет. Свободный доступ к Интернету, простота поиска «нужной» информации привлекает сегодня к Интернет-ресурсам практически всю молодежь в возрасте от 12-13 до 18 лет. При этом по данным американских исследователей 60 % родителей не знают, какие сайты в Интернете посещают их дети этого возраста. В России этот процент значительно выше ввиду большего процента «телекоммуникационно неграмотных» родителей. В этой связи законодательный процесс в области регулирования отношений в сети Интернет одной из основных составляющих должен иметь раздел об информационной безопасности детей, использующих Интернет-ресурсы. В настоящее время на федеральном уровне регулирование охраны прав детей в информационной сфере осуществляется несогласованными между собой правовыми актами и не охватывает всех видов информационной продукции. Этим вызвана необходимость принятия специального, комплексного федерального закона о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, отсутствие которого не позволяет защитить детей от негативного влияния информации, в том числе от пропаганды суицидального, аморального, криминального поведения, абортов, демонстрации жестокости и насилия, от разрушительной для детской психики информации, распространяемой посредством электронных игр и телекоммуникационных сетей (прежде всего сети Интернет). Сегодня по такому пути пошли многие страны мира.
Важно также осуществлять совершенствование законодательства в области уголовно-правовой защиты несовершеннолетних от сексуальной эксплуатации. В связи с этим сегодня важно полностью поставить под запрет любые действия с использованием несовершеннолетних в порноиндустрии.
Принимая во внимание вышеизложенное, норму, предусматривающую ответственность за распространение порнографических материалов или предметов, предлагается изложить в следующей редакции [7, с. 138]:
Статья 242. Изготовление или распространение порнографических материалов или предметов
1. Хранение либо изготовление в целях распространения или распространение порнографических материалов или предметов в любой форме и виде,-наказываются .. .(тяжкое преступление).
2. То же деяние, совершенное:
а) с изображением заведомо несовершеннолетних и / или малолетних, или с участием несовершеннолетних и / или малолетних;
б) родителем, родственником или лицом, осуществляющим надзор за несовершеннолетним (малолетним), а также опекуном или попечителем;
в) с использованием служебного положения;
г) с использованием телекоммуникационной сети Интернет;
д) группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;
е) с извлечением дохода в крупном размере, -наказываются .(тяжкое преступление).
3. То же деяние совершенное
а) организованной группой;
б) с извлечением дохода особо крупном размере, -наказываются .(тяжкое преступление).
Примечания
1. Под порнографией в статье настоящего Кодекса по-нимаетсяпротиворечащее принципам общественной нравственности вульгарно-натуралистическое, циничное изображение половых органов, специальное детализированное изображение гениталий, сцен полового акта, сексуальных извращений, оскорбляющих честь и достоинство человека.
2. Под порнографией с изображением несовершеннолетних и / или малолетних, а равно с участием несовершеннолетних и / или малолетних признается любое изображение несовершеннолетнего и / или малолетнего в сексуальных сценах или детализированное изображение полового органа несовершеннолетнего и / или малолетнего.
3. Крупным размером в настоящей статье признается доход в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным - шесть миллионов рублей.
Список использованной литературы
1. ВалентонисА.С. Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия обороту предметов или материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних: дисс. канд. юр. наук. URL: http://lawtheses.com/kriminologicheskie-i-ugolovno-pravovye-aspekty-protivodeystviya-oborotu-predmetov-ili-materialov-s-pornograficheskimi-izo#ixzz2wrmfa2m8 (дата обращения: 22.03.2014 г.)
2. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №45. Ст. 955.
3. Материалы круглого стола «Рунет против детской порнографии». Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvdinform.ru (дата обращения: 22.03.2014 г.)
4. МВД России: вчера, сегодня, завтра // Российская газета. 2009. 15 июля.
5. Польшиков А.В.Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с изготовлением и оборотом материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних в сети «Интернет»дисс. канд. юр. наук. URL: http://www.dissercat.com/content/ ugolovrn-pravovye-i-kriminologicheskie-mery-borby-
s-izgotovleшem-i-oborotom-materialov-s-po#ixzz2wrjln525 (дата обращения: 22.03.2014 г.)
6. Россия в цифрах-2008: краткий статистический сборник. М., 2008.
7. Шмыков Д.В.Противодействие обращению порнографических материалов или предметов: уголовно-правовой и криминологический анализ: дис.... канд. юрид. наук.- Нижний Новгород, 2011.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Сопкова Татьяна Евгеньевна
Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Новороссийск
Литвяк Лариса Геннадиевна
Канд. юр. наук, начальник кафедры уголовного права и криминологи Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Новороссийск
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются ст. 245 УК РФ (Жестокое обращение с животными), судебная практика по вопросу определения предмета данного преступления. Также в работе обосновывается необходимость принятия соответствующего закона о защите животных от жестокого обращения и внесения некоторых изменений в действующее законодательство. ABSTRACT
The article analyzes the art. 245 of the Criminal Code (Cruelty to animals), the jurisprudence on the definition of the object of the crime. Also, the rationale for the enactment of legislation on the protection of animals from abuse and making some changes in the current legislation.
Ключевые слова: уголовный закон, животные, преступление, жестокое обращение с животными, законопроект, правила охоты, защита животных, Государственная Дума Российской Федерации, насилие, предмет преступления.
Keywords: criminal law, animal crime cruelty to animals bill, hunting regulations, animal welfare, the State Duma of the Russian Federation, the violence, the subject of crime.
Вслед за многими странами мира 2015 год в России объявлен годом без жестокости, годом без цирка. Вместе с тем жестокости в отношении животных в окружающем нас мире более чем достаточно. Вот свежий пример. «С конца декабря 2014 г. в Санкт-Петербурге на территории Торгово-развлекательного комплекса «РИО» (ул. Фучика, д.2) открылся зоопарк. Наряду с бутиками косметики, обуви и ювелирных украшений в стеклянных витринах магазина вдруг появились... живые животные, более того - редкие, исчезающие на планете виды. Один только перечень «экспонатов» позволяет содрогнуться всем, кто обеспокоен сохранением обитающей на планете фауны: детёныши орангутанов и гиббонов, лемуры, крокодиловый кайман, калао (птицы-носороги), лори сине-красный, зелёная игуана, молуккский какаду, желтоголовый амазон (все виды включены в конвенцию СИТЕС, приложение 1 и Международную Красную книгу (МПОС)); зелёная мартышка, большой тукан, кенгуру Беннетта, гвереца (восточный колобус), краснорукий тамарин (МПОС, конвенция СИТЕС, приложение 2); бинтуронг, обыкновенная носуха, сурикат (МСОП, конвенция СИТЕС, приложение 3); беличий саймири, капибара, мара, лапундер, мартышка Шмидта, карликовая игрунка, чёрный лебедь, венценосный журавль (МПОС) и др.
Сам факт организации зоопарков внутри торговых центров, согласно действующему законодательству, является противозаконной деятельностью.
. Между тем, последствия содержания (а, возможно, и транспортировки) животных в условиях магазинных витрин уже не замедлили сказаться на их здоровье. Так, капибара хромает на все четыре лапы, её пальцы
- в гнойных ранах, у туканов потрёпаны и обломаны перья. Обезьянка саймири в вялом, апатичном состоянии. Птицы - ворон, калао, крупные попугаи - имеют крайне ограниченные вольеры, не позволяющие им даже полностью раскинуть крылья. При этом многие из птиц живут в природе только парно, поэтому застрессованное состояние при содержании их в одиночестве будет являться неотъемлемым фактом. Крошечные вольеры и у рептилий: одна из змей постоянно свёрнута «калачиком», не имея возможности растянуться во всю длину тела. У взрослых обезьян дно клетки застлано их испражнениями, что, предположительно, обусловлено опасностью уборки вольера для сотрудников экзопарка. И это только первый месяц содержания животных в экзотариуме!
И это ещё не всё. На официальном сайте «РИО» в СПб указывается: «.петербуржцы смогут увидеть самых разнообразных зверей: карликового бегемота, тапира, редких крокодилов, трубкозуба и мангобея. На животных здесь можно не только посмотреть, но также покормить их и погладить» (!). То есть организаторы планируют ещё и услуги «контактного» зоопарка - уродливого явления, которое сегодня получило резкое осуждение со стороны ветеринарных, природоохранных и санитарно-эпидемиологических структур. Цели создания зоопарков в «РИО» никто и не скрывает. Аналитики говорят о большой коммерческой выгоде группы компаний Ташир, вложившей деньги в строительство экзотариумов в ТЦ «РИО» в Москве и Санкт-Петербурге: экзопарки должны повысить трафик этих двух ТРЦ на 30 - 40%. В численном выражении это означает прирост посетителей на 3 000 000 в год!