Научная статья на тему 'ПОПЫТКА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НЕОЯЗЫЧЕСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА'

ПОПЫТКА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НЕОЯЗЫЧЕСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
225
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЯЗЫЧЕСТВО / РОДНОВЕРИЕ / НРД / НАЦИОНАЛИЗМ / "КУЛЬТ СИЛЫ"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Титов Максим Сергеевич, Абрамов Алексей Иванович

Статья посвящена анализу феномена неоязычества в современном российском обществе. В тексте дается общее определение неоязычеству как феномену современности, описывается социальный портрет потребителей неоязыческого контента, анализируются основные способы популяризации данного типа религиозных движений в современной культуре. Значительное внимание уделено истории развития интереса к языческим мотивам в контексте литературы, музыки, киноискусства, популяризации неоязычества через молодежные мероприятия и субкультуры. Вторая часть статьи посвящена обзору наиболее заметных на территории современной России неоязыческих движений: «Древнерусской инглиистической церкви», «Круга языческой традиции» и общины «Схорон еж словен». Производится анализ истории становления данных религиозных групп, особенностей их учения, особое внимание уделяется их взаимоотношениям с христианством. В завершение делается общий вывод о потенциальном влиянии неоязычества на современное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ATTEMPT TO POPULARIZE NEOPAGANISM IN RUSSIAN SOCIETY IN THE LATE 20TH - EARLY 21ST CENTURY

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of neopaganism in modern Russian society. The text gives a general definition of neo-paganism as a modern phenomenon, describes the social portrait of consumersofneo-pagancontent,andanalyzesthemainwaysofpopularizing this type of religious movements in modern culture. Considerable attention is paid to the history of the development of interest in pagan motives in the context of literature, music, film art, the popularization of neo-paganism through youth events and subcultures. The second part of the article is devoted to an overview of the most noticeable neo-pagan movements in the territory of modern Russia: the Old Russian Ynglistic Church, the Circle of pagan tradition and the community "Shoron Ezh Sloven". An analysis is made of the history of the formation of these religious groups, the features of their teaching, special attention is paid to their relationship with Christianity. To sum up, a general conclusion is made about the potential impact of neo-paganism on modern society.

Текст научной работы на тему «ПОПЫТКА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НЕОЯЗЫЧЕСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

Научная статья УДК: 299.572(470+571)

Для цитирования: Титов М.С., свящ., Абрамов А.И., прот. Попытка популяризации неоязычества в российском обществе в конце ХХ — начале XXI века // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 3 (18). С. 45-63.

DOI: 10.56621/27825884_2022_18_45

Священник Максим Сергеевич Титов,

студент Саратовской православной духовной семинарии, Российская Федерация, 410028, г Саратов, ул. Мичурина, 92 maxikdan2@gmail.com

Протоиерей Алексей Иванович Абрамов,

старший преподаватель кафедры богословия Саратовской православной духовной семинарии, Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 92 theoalex@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0893-5738

Попытка популяризации неоязычества в российском обществе в конце ХХ — начале XXI века

Священник М.С. ТИТОВ, протоиерей А.И. АБРАМОВ

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена неоязычества в современном российском обществе. В тексте дается общее определение неоязычеству как феномену современности, описывается социальный портрет потребителей неоязыческого контента, анализируются основные способы популяризации данного типа религиозных движений в современной культуре. Значительное внимание уделено истории развития интереса к языческим мотивам в контексте литературы, музыки, киноискусства, популяризации неоязычества через молодежные мероприятия и субкультуры.

Вторая часть статьи посвящена обзору наиболее заметных на территории современной России неоязыческих движений: «Древнерусской ингли-истической церкви», «Круга языческой традиции» и общины «Схорон еж словен». Производится анализ истории становления данных религиозных групп, особенностей их учения, особое внимание уделяется их взаимоотношениям с христианством. В завершение делается общий вывод о потенциальном влиянии неоязычества на современное общество. Ключевые слова: неоязычество, родноверие, НРД, национализм, «культ силы».

© Титов М.С., свящ., Абрамов А.И., прот., 2022.

Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.

Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.

Пс. 134:15-18

Исследователи культов определяют «неоязычество» как «совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, которые в своей деятельности обращаются к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимаются их возрождением и реконструкцией»1. Однако надо отметить, что термин «реконструкция» совершенно не отражает сущности неоязычников, которые вместо возрождения занимаются фальсификацией, подделкой тех исторических верований, продолжателями которых они себя именуют.

В настоящее время элементы неоязычества можно встретить во многих областях культурной и общественной жизни, среди них: живопись, музыка, кино, спорт, туризм, этнокультура и пр. Большая часть неоязычества распространяется через интернет-ресурсы: обращения и призывы в различных сферах деятельности (сбор пожертвований «на нужды общины», проведение мероприятий и ритуальных действий), а также через фото- и видеоматериалы. «Зона риска» потенциальных адептов неоязыческих движений охватывает преимущественно людей молодого и среднего активного возраста.

Как большинство сект, неоязычники используют обман при вербовке, затемняя суть своего учения и действуя под личиной добра, например: скрывая грубость языческого идолопоклонства под видом экологических программ, сближения человека с природой, экопоселе-ния или производства качественных экопродуктов; маскируя спортом проповедь «культа силы»; прикрывая патриотической риторикой проповедь так называемых «отеческих богов». Периодически неоязыч-

1 Гайдуков А.В. Идеология и практика славянского неоязычества: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2000. С. 164.

ники с целью маскировки используют даже элементы православного вероучения и традиции. Так, в некоторых вариантах неоязыческого «богословия» существует концепт «Всебога-Треглава», который напоминает Святую Троицу. В названии одной неоязыческой секты фигурирует выражение «церковь православных староверов» (полное наименование — «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов»), что может ввести неискушенного человека в заблуждение, что перед ним обычные старообрядцы. Также, пользуясь тем, что православные отмечают масленицу, неоязыческая группа этнокультурного центра «Колосвет» через социальную сеть «ВКонтакте» приглашает принять участие в празднике масленицы. Однако воцерковленный православный христианин не может не обратить внимание на магическую составляющую этого мероприятия: например, на фразу о том, что «именно Масленица обладает волшебной силой все "умаслить", уладить. Энергия этого праздника творит чудеса и помогает создать добрый настрой в душе, отпустить старые обиды»2.

Методы популяризации неоязычества хорошо описаны отечественным сектоведом А. Л. Дворкиным. Он приводит шесть стратегий, посредством которых новое язычество заманивает к себе адептов:

1. Появление интереса к старине, сочетающееся с поверхностным уровнем исторического образования.

2. Политизированность неоязычества.

3. Четко прослеживаемая связь между неоязычеством и оккультными практиками (народными целителями и колдунами).

4. Явное противопоставление неоязыческой традиции христианским законам нравственности и морали.

5. Появившийся в конце XX века на Западе культ физической силы и красоты человеческого тела.

6. Экологический вопрос3.

2 Колосвет. Народные праздники // ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ kolosvet.prazdniki (дата обращения: 28.02.2022).

3 См.: Дворкин А.Л. Неоязычество в России: современная ситуация // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. [Электронный ресурс]. URL: https://iriney.ru/sektyi-i-kultyi/sektovedenie/konferenczii/viii-vstrecha-mezhpravoslavnogo-soveshhaniya-czentrov/a.l.-dvorkin.-doklad-neoyazyichestvo-v-rossii-sovremennaya-situacziya. html (дата обращения: 01.03.2022).

Еще одним способом популяризации неоязычества стал жанр фэнтези в литературе, получивший сегодня определенную популярность. Родоначальником данного жанра в отечественной литературе можно считать писателя и лингвиста А. Ф. Вельтмана, жившего в XIX веке. В XX веке жанр фэнтези популяризируют более знакомые для современного читателя авторы — К. С. Льюис и Дж. Р. Р. Толкиен. Стоит отметить, что оба писателя были христианами и в своих произведениях руководствовались основами христианской нравственности и морали, а К. С. Льюиса порой считают проповедником Евангелия через новые образы. Российские же неоязычники увидели в этом жанре новую возможность романтизации язычества.

Одной из первых российских популярных книг стал «Волкодав» М. Семеновой, положивший начало одноименному циклу романов. В мире «Волкодава» большинство религий представлено вариантами этнического язычества. Также в указанном произведении присутствует некий извращенный аналог христианства — «мировая религия», где богом на земле выступает союз двух братьев-близнецов, а человеческое тело объявляется недостойным для божества. Впрочем, отвечая на вопрос корреспондента о данной религии, Семенова утверждала, что не ставила своей целью глумление над христианством: «Мне хотелось хоть какого-то разнообразия, а не педалируемой всюду идеи единобожия и его превосходства над политеистическими религиями»4. Впоследствии по мотивам произведений М. Семеновой был снят сериал и выпущена компьютерная видеоигра — все это внесло свой вклад в рост популярности и романтизации жанра фэнтези в его языческом изложении.

Стоит отметить, что попытки написания книг в жанре фэнте-зи неоднократно предпринимались и собственно представителями неоязычества. В качестве примера можно назвать роман «Летопись вятичей», автором которого является В. Казаков — видный деятель неоязыческого движения. Как отмечает сам автор, книга представляет собой повествование, чуждое сухой археологии. Даже несмотря на то, что многие имена являются вымышленными, «Летопись» якобы является «первой попыткой собрать воедино сведения о славянском

4 Семенова М. В сочинительстве я — Сальери // Творчество Марии Семеновой. [Электронный ресурс]. http://www.semenova.ru/int-s1.php (дата обращения: 24.02.2022).

племени, чьи потомки создали огромное государство от Балтийского моря до Тихого океана»5.

Значительная часть проповеди неоязычества осуществляется через отечественную музыкальную сцену. В конце 1980-х годов широкую популярность получает рок-группа «Калинов мост», использующая в своих песнях славянскую мифологию. Впрочем, ее лидер Д. Ревякин в начале нового тысячелетия принял христианство и относит себя к старообрядческой церкви6.

Отдельного внимания в рамках рассматриваемой темы заслуживает такое явление в современной музыке, как паган-метал (от англ. pagan — «язычник»). Участники данного направления исполняют агрессивную музыку, используя при этом тексты-обращения к языческим богам: «Ой да Ярило! Ярило, Ярило! Небо хмурое вновь тебя явило. Гой ты, младой бог! Гой, к тебе взываем! В сердце цветня песню воспеваем»7. Цитата, приведенная выше, является фрагментом песни паган-метал-группы «Аркона», члены которой состоят в неоязыческой секте. Сами участники во время интервью «Ивановской газете» помимо рассказа о своей жизни в общине выказывают элементарное незнание перевода общеизвестного термина: «Слово "религия" происходит от слова "лига", что-то объединяющее человека и природу (религия — от лат. religio — "святыня"; religare — "связывать, соединять". — Авт.). Это мировоззрение, а не вера в какой-либо пантеон»8.

Нередко музыкальные коллективы приглашаются на праздники, организованные неоязыческими общинами. Небольшие праздники, называемые «Во славу» — Макоши или Велеса, — как правило, происходят на капищах и не являются массовыми. На более масштабные события, такие как Купала, Коляда или Ярилин день, приглашаются все желающие. В последнее время помимо музыкальных ансамблей организаторы привлекают для выступлений окрутников — людей,

5 Казаков В. Летопись вятичей // Родноверие. Журнал о язычестве. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rodnoverie.org/stati/avtorskie/51-letopis-vjatichej.html (дата обращения: 24.02.2022).

6 Интервью с Д. Ревякиным. Эфир от 01.05.2006 // Эхо Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://echo.msk.ru/programs/argentum/43190/ (дата обращения: 23.02.2022).

7 Официальный сайт группы «Аркона». [Электронный ресурс]. URL: https://www.arkona-russia. com/ru/ (дата обращения: 23.02.2022).

8 Там же.

наряженных в маски животных. Согласно информации одного из этнографических сайтов, окрутники символизируют «возвращение к природе, очищение от всего наносного. Инстинктивная дикая природа людей просыпается в такие моменты, идет объединение со своим природным источником»9.

Огромную популярность в настоящее время получает продукция со славянской символикой, в первую очередь различные обереги. Изготовители утверждают, что древние славяне десять веков назад носили на себе такие же подвески: «Язычество основывалось на уважении и поклонении природе и страхе перед ее силами и могуществом. Чтобы оградить себя от различных несчастий, негативных воздействий и попадания под низкие вибрации, славяне придумали обережные символы»10.

Можно констатировать, что российское неоязычество в настоящий момент для популяризации своих идей в широких массах использует следующие средства:

• Литература. Жанр «славянское фэнтези» является достаточно популярным среди подростков.

• Художественные фильмы. Игровое кино и мультипликационные фильмы, в которых романтизируется образ язычника, магия, языческая мистика.

• Живопись. Художники, начиная со второй половины XX века, в своих произведениях обращаются к старине. Некоторые из полотен несут в себе явную неоязыческую или антихристианскую направленность.

• Музыка. Некоторые музыкальные группы исполняют свои композиции в жанре паган-метал, используя при этом обращения-молитвы к языческим божествам. Нередко в качестве организаторов концерта выступают «родноверческие» общины.

• Тематические мероприятия. Представители неоязычества активно занимаются реконструкцией возможного быта и традиций (часто — выдуманных) древних славян с помощью открытия

9 Окрутники (ряженые) — символизм // Этносфера. Душа народов. [Электронный ресурс]. URL: https://ethnosfera.com/mummers/ (дата обращения: 24.02.2022).

10 Славянские обереги — сила Рода в старинных символах // Фортуна. [Электронный ресурс]. URL: https://fortunagid.com/zashhita/slavyanskie-oberegi-znachenie (дата обращения: 24.02.2022).

культурно-просветительских центров, организации праздников, лекций и семинаров.

• Молодежные субкультуры. Поскольку субъектные характеристики подростков еще не являются устойчивым конструктом, их психика легко поддается воздействию извне. Интерес к неоязычеству закрепляется через молодежную моду: например, татуировки с языческими символами или ношение различного рода оберегов, аксессуаров языческой тематики, специфический стиль одежды, причесок и прочие элементы, создающие определенный антураж.

Таким образом, идеологи неоязычества через Интернет, а также с помощью вышеперечисленных способов фактически транслируют новый для Российской Федерации культурный феномен, основанный на славянском язычестве.

Рассмотрим далее ряд характерных для неоязычества культов, а также элементы их вероучения и методики привлечения новых адептов.

Инглиизм

Характерными представителями славянского «родноверия» являются инглинги. Данная религиозная организация была основана в 1992 году Александром Хиневичем, который до своего языческого обращения был практикующим парапсихологом и уфологом. Увлекшись в 1990 году неоязыческими идеями, Хиневич нарекает себя именем Коловрат и практически сразу образует общину «Инглин-гов» в Омске. Западная Сибирь была выбрана Хиневичем не только потому, что это его историческая родина, — по его словам, именно в Омской области зародилась проторелигия (речь, конечно, об ин-глиизме. — Авт.), которая тесным образом связана с определенными пунктами древней цивилизации — Тарой и Омском (Асгардом, по мнению Хиневича) и рекой Иртыш (Ирий)11. Здесь мы видим попытку Хиневича претендовать на некую прарелигию и тем самым привлечь к себе интерес.

Свою религиозную организацию Хиневич зарегистрировал в 1992 году под названием «Древнерусская инглиистическая церковь

11 См.: Новые религиозные культы, движения и организации в России. М., 1998. С. 242.

православных староверов-инглингов». Сразу после регистрации группа начала активную миссионерскую деятельность: распространение бюллетеней «Джива-Астра», книг Хиневича, а также видеозаписей его проповедей. В этом же году открываются учебные заведения — воскресные школы «Мидгард» и «Капище Веды Перуновой». Перу Хиневича принадлежит книга «Славяно-Арийские Веды»12, которая, по его словам, является современным переводом древнесла-вянской истории.

Обращают на себя внимание слова «церковь», «православных» и «староверы» в названии секты Хиневича. С православием ингли-изм не имеет, конечно, ничего общего, являясь чисто синкретичным учением, и эти слова в названии, очевидно, употребляются исключительно как первичная маскировка под христианство. Мировоззрение Хиневича формировалось под действием популярных в 1990-е годы псевдорелигиозных течений: астрологии, парапсихологии, уфологии, а также выдуманных «рунических знаний» западносибирских племен.

Сам лидер писал о своем учении следующее: «Инглиизм — это Вероисповедание, а не религия, так как само слово "религия" означает искусственное восстановление духовной связи между людьми и богами. Нам нет необходимости в восстановлении духовной связи, так как эта связь никогда не прерывалась, ибо боги наши — суть предки наши, а мы дети их»13. С целью привлечения адептов сектанты отмечают якобы православные праздники (День Девы Марии, Рождество Иисуса, Пасха (празднуемая в конкретный день, 4 апреля), День Воскресения Мессии (на следующий день после Пасхи — 5 апреля)), а также языческие и нехристианские праздники (День весны, День Кришны, День Осириса, День Дживы и пр.)14.

Хиневич неоднократно заявлял о своей избранности и исключительности. Показателен эпизод, описанный его бывшей сектанткой: «В классе училища над доской висел рисованный карандашом портрет Хиневича. Однажды вечером, подначиваемая старшими ребята-

12 В 2015 г. судебным решением была признана в Российской Федерации экстремистским материалом.

13 Александр, отец. Инглиизм. Джива-Астра, 1993. № 1. С. 5.

14 См.: Яшин В.Б. «Церковь православных староверов-инглингов» как пример неоязыческого культа // Азбука веры. [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/ neojazychestvo-na-prostorah-evrazii/ (дата обращения: 06.03.2022).

ми, я забралась на парту, сняла этот портрет со стены и разобрала рамку. Под рисованным портретом лежало изображение Богородицы. Я была поражена»15.

В настоящее время инглинги признаны экстремистской организацией, из-за чего не могут открыто проповедовать свое учение. В 2009 году Омский мировой суд Центрального округа вынес обвинительный приговор лидеру секты, который получил условный срок. С определенной периодичностью в новостных ресурсах появляются публикации о запрете деятельности инглингов и в других регионах Российской Федерации. Например, в 2015 году Ставропольский краевой суд также признал «Древнерусскую инглиистическую церковь православных староверов-инглингов» экстремистской организацией. В частности, в отчете о проведенном судебном заседании говорится, что участники группы распространяли свои убеждения об исключительности и превосходстве одной расы и неполноценности другой16, что, согласно современному законодательству, может трактоваться как распространение идей национализма.

«Круг языческой традиции»

«Круг языческой традиции» (сокращенно — КЯТ) — неоязыческое объединение, членами которого являются сразу несколько организаций, связанных друг с другом так называемым «Коломенским обращением». Данный документ был принят в 2000 году и содержит в себе принципы отношений как внутри, так и вне неоязыческой общины. Более динамичное развитие КЯТ началось 17 марта 2002 года, когда в Москве на капище в Чертаново главами 15 общин был подписан документ, получивший название «Битцевский договор». Именно этот день неозычники считают днем основания «Объединенного Жреческо-волховского Совета Круга Языческой Традиции».

15 Неоязыческая секта Александра Хиневича — взгляд изнутри // Миссионерско-апологетический проект «К истине». [Электронный ресурс]. URL: http://www.k-istine.ru/ paganism/paganism_ignatova.htm (дата обращения: 06.03.2022).

16 Ставропольское отделение неоязычников признано экстремистским // Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/462516 (дата обращения: 07.03.2022).

Обязанности каждого члена общины, указанные в договоре, заключаются в воспитании личности с помощью язычества. Только в таком случае человек «может почувствовать себя нераздельной частью огромной вселенной... личностью ценной и уникальной в мире, естественным микрокосмосом»17. С точки зрения членов КЯТ, безусловные преимущества их веры заключаются в тесной взаимосвязи с природой, которая помогает им раскрыть и развить механизмы по управлению «своим организмом, своим разумом и учит жить в согласии с Силами Мира — Богами — на благо Рода и Земли-Матери как живой Сущности»18.

В «Битцевском договоре» прописаны принципы и основы деятельности КЯТ. Здесь же содержится информация о регистрации, помимо КЯТ, еще одной языческой организации «Союз славянских общин славянской родной веры» (ССО СРВ). Цели этих двух организаций: возрождение исконных верований и традиций, признание язычества на государственном уровне, защита прав языческих объединений и т. д. Данные цели могут быть достигнуты через «единство перед лицом сращивания государственных институтов и РПЦ, превращения России из светского государства в криминально-религиозное»19. Таким образом, по своей сущности КЯТ является объединением языческих сект, направленным на распространение неоязычества и борьбу против Русской Православной Церкви.

«Схорон еж словен»

Данная неоязыческая община берет начало в 90-х годах XX века, когда Владимир Голяков, член секты неоязыческого толка «Союз Венедов», и несколько его соратников организовали центр древнесла-вянской поморской медицины «Шаг Волка». Спектр услуг, предлагаемых Голяковым, был довольно широк: «исправление позвоночника», восстановление иммунной системы организма, массаж, траволече-ние, а также профилактика и лечение онкологических заболеваний.

17 Битцевское обращение. Пункт 1.3. [Электронный ресурс]. URL: http://paganism.ru/bitsa-o.htm (дата обращения: 01.03.2022).

18 Там же.

19 Там же.

Свидетельства о методах центра «Шаг Волка», как заявляет об этом сам Голяков, поднимая себя в глазах адептов, были восторженными: «Пациенты Голякова смотрят на него как на чудотворца. Люди эти избавлены им от эпилепсии, рака, гипертонии, сахарного диабета, остеохондроза. Из каждых десяти больных раком девять излечивались полностью»20.

Вскоре Голяков прекращает заниматься целительством, основывает в Купчино (район на окраине Санкт-Петербурга) языческое капище Перуна и объявляет себя жрецом общины «Схорон еж словен». Он берет себе жреческое имя Владимир Богумил Второй Голяк. Согласно утверждениям самого Голякова, он является прямым потомком новгородского князя Мстислава Богомила, который был основателем и первым верховным жрецом школы «Шаг Волка». Это обычная для язычников практика — объявлять себя потомками как известных официальной исторической науке личностей, так и неизвестных ей ведунов, целителей и т. д. Таким образом, у Голякова получилась законченная легенда для адептов: школа была основана князем Мстиславом в IX веке и реорганизована в 1991 году Советом Великого Круга, состоящего из девяти знахарских родов. Основными целями школы, получившей название «Схорон еж словен», были объявлены: возрождение древних знаний, ценностей и обычаев древних славян, а также объединение всего славянского народа через единение с Всебогом-Треглавом.

Вероучение «словенцев», как и вероучения многих других неоязыческих общин, является синкретичным. Оно включает в себя некоторую часть классических языческих тезисов, возводимых идеологами к IX веку и адаптированных к условиям современности, а также элементы природоверия, которые Голяков унаследовал от своего учителя В. Н. Безверхого (жреца Остромысла) во время пребывания в «Союзе Венедов» в начале 1990-х годов.

Идеология общины «Схорон еж словен» заключается в следовании трем стержневым «рунам-правилам»:

• То Правь, Что Явь (То Закон, что Явно) — «Богоявность», проявление Божественной сущности в мироздании. Неотделимость Божества от мира и человека означает законность всего сущего.

20 В.Ю. Голяков и «Схорон еж Славен». [Электронный ресурс]. URL: https://pantheon.today/ karnach/v-yu-golyakov-i-sxoron-ezh-slaven/ (дата обращения: 01.03.2022).

• Се еж Бо (Все есть Бог) — «Всебожность». Вселенная и Природа есть проявление Бога, его тело.

• Бо еж се (Бог есть все) — «Всесущность», означающая присутствие Бога в каждом существе21.

Здесь мы вновь видим терминологическое заимствование из христианства: в первой стержневой руне также заключается понятие «святость», которое, конечно, кардинальным образом отличается не только от христианского понимания этого термина, но и от понимания его в контексте обычной этики. Руна «То закон, что Явно» говорит о бессмысленности попыток объяснения человеческим языком того, что невозможно понять человеческим умом. Святым для «словенцев» является тот человек, который сказал нечто, что в их системе миропонимания не требует пояснений или доказательств. Попытаемся продемонстрировать эту логику на конкретном примере. С точки зрения данной группы неоязычников фраза «Солнце — сердце земли, так как без него нет жизни» не нуждается в обосновании и, следовательно, свидетельствует о святости человека, ее произнесшего. Таким образом, мы можем не только заметить весьма странный критерий для определения святости, но и констатировать, что понимание «очевидности» у «Схо-рон еж словен» существенно отличается как от эпистемологического, так и от общеупотребительного.

Вторая и третья «стержневые руны» дополняют друг друга и говорят о том, что бог является всем и, одновременно, все окружающее человека является богом. Данные руны нельзя назвать чем-то уникальным для неоязычников, так как многие общины, номинально никак не связанные между собой, обожествляют природу, видя в ней черты божественной силы.

Еще одним признаком синкретизма в учении «словенцев» является дуализм, который заключается в разных сущностях одного и того же божества — Всебога-Треглава. Эти сущности — Белобог и Черно-бог, постоянное соперничество которых, по мнению неоязычников, приводит к различным войнам и природным катаклизмам. Помимо этого, Всебог проявляет себя как вселенная. Он считается совокуп-

21 См.: Власкин Е.А. Схорон Еж Славен: Краткий обзор миропонимания // Славянская традиция. [Электронный ресурс]. URL: https://slavtradition.com/stati/avtorskie-materialy/ miroslav-kurganskij/4781-skhoron-ezh-slaven-kratkij-obzor-miroponimaniya (дата обращения: 01.03.2022).

ностью окружающего нас мира, нераздельным, но проявляющим себя в разных формах и обличиях: «В каждой точке есть Перун, Род, Се-маргл, Сварог, Световид и другие чины Бога»22.

Рассуждая о Треглаве, Голяков также проводит вполне заметную параллель с Пресвятой Троицей, извращая само православное понятие. По его мнению, Троица является «неполноценной», не имеющей в Себе рождающей матери. В противовес он приводит своего Всебога-Треглава, который как раз имеет женское начало — Природу23.

Касательно обрядовой составляющей можно сказать, что она у «словенцев» похожа на практики других неоязыческих общин. В основе их «богослужения» лежит поднесение даров Всебогу, которое они позиционируют не как жертву в привычном понимании, а как «доклад» о своей жизни: «Смысл обряда — энергоинформационное взаимодействие со Средой»24. Это характерно для современных неоязычников — объяснять грубые и выдуманные языческие жертвоприношения нелепыми терминами. Владимир Голяков, чтобы подчеркнуть свой статус Верховного Жреца, на мероприятиях появляется в красной русской рубахе, со знаком своего жреческого отличия — шкурой волка, надетой им наподобие капюшона.

Стоит отметить, что Голяков неоднократно приезжал с визитом в Саратов, где принимал участие в мероприятиях, посвященных славянским традициям. Так, «Волжская Русь» описывает его посещение Саратова 23 декабря 2014 года, когда он «сковал» (основал) святилище в сквере Дружбы народов в Заводском районе25, возглавил колядный ход по проспекту Кирова, поклонился воинским святыням на Соколовой горе, а после провел на волжском льду «обряд побуды имяречного царя Славянского Народа Всебога Перуна Вольги Сварожича»26.

Лидеру «словенцев» свойственна агрессивная манера выступлений, например (орфография сохранена. — Авт.): «Нет Гражданской

22 См.: Власкин Е.А. Указ. соч.

23 См.: Поваров В. Схорон еж словен // Петербургское язычество. URL: http://www.religare. ru/2_8708.html (дата обращения: 11.03.2022).

24 Власкин Е.А. Указ. соч.

25 См.: Волжская Русь // Обычай славян. [Электронный ресурс]. URL: http://slav-pravda.ru/ tverskaya-rus/ (дата обращения: 01.03.2022).

26 Славянский жрец устроил в Саратове языческий праздник с детьми // Saratovnews. [Электронный ресурс]. URL: https://www.saratovnews.ru/news/2014/12/25/slavyanskii-jrec-ystroil-v-saratove-yazycheskii-prazdnik-s-detmi/ (дата обращения: 01.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Войны. Есть борьба Русов Великой и Червоной Руси с ЖидоНе-мецкоАмериканской уКраинизацией Червоной Руси»27. Или: «Мы за безраздельное господство славян во небе, на людях и на земле»28. Неопределенность в отношении будущего «словенцев» внесла недавняя кончина Богумила29. В настоящее время новый «верховный жрец всех славян» еще не избран. Подобная ситуация характерна для тоталитарных сект, отличительной чертой которых является «гуруизм» — особая роль и значение основателя религиозной группы30.

Неоязычество стало известного рода соблазном для некоторых неравнодушных, ищущих и творческих людей нашего времени. Неоязычество претендует на определенные ценности, атрибутируя свое происхождение от древних языческих славянских культов. Однако, как показывает религиоведческий анализ, неоязычество в разных своих течениях — это современное синкретическое мировоззрение, построенное на псевдорелигиозных и псевдоисторических представлениях, часто с экстремистским и ксенофобским подтекстом.

Некоторые современные неоязыческие секты по своему внутреннему устройству и особенностям религиозных практик могут быть отнесены к тоталитарным, деструктивным религиозным организациям. Попытка популяризации неоязычества несет в себе серьезную угрозу для общества — в этом отношении можно согласиться с протоиереем Д. Н. Полоховым, отмечавшим, что «сама по себе неоязыческая мировоззренческая концепция несет в себе разрушительный, а не созидательный потенциал»31. В силу такого деструктивного потенциала этого нового религиозного движения (НРД) оно представляет опасность в культурно-мировоззренческом аспекте для народов, отождествляющих себя с русской культурой.

27 Ярослав ПоДол // YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/user/ YaroslavLAV/about (дата обращения: 01.03.2022).

28 Скрытень Волк. Беседы «духовного царя всея Руси» с жидо-хазарскими прихвостнями. Волчье предубеждение. [Электронный ресурс]. URL: http://bogunemil.narod.ru/golyak.html (дата обращения: 01.03.2022).

29 См.: Скончался языческий жрец Богумил Второй // Закс.Ру. Политическая жизнь Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zaks.ru/new/archive/view/211537 (дата обращения: 05.03.2022).

30 См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2014. С. 65.

31 Полохов Д., прот. Неоязычество как саморазрушительная утопия // XVI Межрегиональные образовательные Пименовские чтения: Молодежь: свобода и ответственность. Саратов, 2019. С. 184.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Эксмо, 2018. 1520 с.

2. Александр, отец. Инглиизм. Джива-Астра, 1993. № 1.

3. Битцевское обращение. [Электронный ресурс]. URL: http://paganism.ru/bitsa-o.htm (дата обращения: 01.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

4. В. Ю. Голяков и «Схорон еж Славен». [Электронный ресурс]. URL: https://pantheon.today/karnach/v-yu-golyakov-i-sxoron-ezh-slaven/(дата обращения: 01.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

5. Власкин, Е. А. Схорон Еж Славен: Краткий обзор миропонимания // Славянская традиция. [Электронный ресурс]. URL: https://slavtradition.com/stati/avtorskie-materialy/miroslav-kurganskij/4781-skhoron-ezh-slaven-kratkij-obzor-miroponimaniya (дата обращения: 01.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

6. Волжская Русь // Обычай славян. [Электронный ресурс]. URL: http://slav-pravda.ru/tverskaya-rus/(дата обращения: 01.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

7. Гайдуков, А. В. Идеология и практика славянского неоязычества: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.06 / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2000. 165 с.

8. Дворкин, А. Л. Неоязычество в России: современная ситуация // Центр религиоведческих исследований во имя священ-номученика Иринея Лионского. [Электронный ресурс]. URL: https://iriney.ru/sektyi-i-kultyi/sektovedenie/konferenczii/viii-vstrecha-mezhpravoslavnogo-soveshhaniya-czentrov/a. l.-dvorkin.-doklad-neoyazyichestvo-v-rossii-sovremennaya-situacziya.html (дата обращения: 01.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

9. Дворкин, А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования / А. Дворкин. 3-е изд., доп. и пере-раб. Н. Новгород: Христианская б-ка, 2014. 816 с.

10. Интервью с Д. Ревякиным. Эфир от 01.05.2006 // Эхо Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://echo.msk. ru/programs/argentum/43190/(дата обращения: 23.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

11. Казаков, В. Летопись вятичей // Родноверие. Журнал о язычестве. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rodnoverie. org/stati/avtorskie/51 -letopis-vjatichej.html (дата обращения: 24.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

12. Колосвет. Народные праздники // ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/kolosvet.prazdniki (дата обращения: 28.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

13. Неоязыческая секта Александра Хиневича — взгляд изнутри // Миссионерско-апологетический проект «К истине». [Электронный ресурс]. URL: http://www.k-istine.ru/paganism/paganism_ignatova. htm (дата обращения: 06.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

14. Новые религиозные культы, движения и организации в России / под ред. Н. А. Трофимчука. 2-е изд. М.: Изд-во РАГС, 1998. 346 с.

15. Окрутники (ряженые) — символизм // Этносфера. Душа народов. [Электронный ресурс]. URL: https://ethnosfera. com/mummers/(дата обращения: 24.02.2022). Загл. с экрана. Яз.

рус.

16. Официальный сайт группы «Аркона». [Электронный ресурс]. URL: https://www.arkona-russia.com/ru/(дата обращения: 23.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

17. Поваров, В. Схорон еж словен // Петербургское язычество. Приводится по материалам сайта Religare. [Электронный ресурс]. URL: http://www.religare.ru/2_8708.html (дата обращения: 11.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

18. Полохов Д., прот. Неоязычество как саморазрушительная утопия // XVI Межрегиональные образовательные Пименовские чтения: Молодежь: свобода и ответственность: сборник трудов. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2019. 314 с.

19. Семенова, М. В сочинительстве я — Сальери // Творчество Марии Семеновой. [Электронный ресурс]. URL: http://www.semenova. ru/int-s1.php (дата обращения: 24.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

20. Скончался языческий жрец Богумил Второй // Закс.Ру. Политическая жизнь Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www. zaks.ru/new/archive/view/211537 (дата обращения: 05.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

21. Скрытень Волк. Беседы «духовного царя всея Руси» с жидо-хазарскими прихвостнями. Волчье предубеждение. [Электронный ресурс]. URL: http://bogunemil.narod.ru/golyak.html (дата обращения: 01.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

22. Славянские обереги — сила Рода в старинных символах // Фортуна. [Электронный ресурс]. URL: https://fortunagid. com/zashhita/slavyanskie-oberegi-znachenie (дата обращения: 24.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

23. Славянский жрец устроил в Саратове языческий праздник с детьми // Saratovnews. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.saratovnews.ru/news/2014/12/25/slavyanskii-jrec-ystroil-v-saratove-yazycheskii-prazdnik-s-detmi/(дата обращения: 01.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

24. Ставропольское отделение неоязычников признано экстремистским // Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax. ru/russia/462516 (дата обращения: 07.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

25. Ярослав ПоДол // YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/user/YaroslavLAV/about (дата обращения: 01.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

26. Яшин, В. Б. «Церковь православных староверов-инглингов» как пример неоязыческого культа // Азбука веры. [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/neojazychestvo-na-prostorah-evrazii/(дата обращения: 06.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

Статья поступила в редакцию 04.07.2022, одобрена после рецензирования 11.07.2022, принята к публикации 20.07.2022.

Article

UDC: 299.572(470+571)

For citation: Titov M., priest, Abramov A., archpriest. Popytka populyarizatsii neoyazychestva v rossiyskom obshchestve v kontse XX — nachale XXI veka. [An attempt to popularize neo-paganism in Russian society in the late 20th — early 21st century] // Trudy Saratovskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii. [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary]. 2022. No 3 (18). pp. 45-63. DOI: 10.56621/27825884_2022_18_45

Priest Maxim Titov,

student, Saratov Orthodox Theological Seminary,

92 Michurina str., Saratov, 410028, Russian Federation maxikdan2@gmail.com

Archpriest Alexei Abramov,

Senior Lecturer of the Department of Theology,

Saratov Orthodox Theological Seminary, 92 Michurina str., Saratov, 410028, Russian Federation theoalex@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0893-5738

An attempt to popularize neo-paganism in Russian society in the late 20th — early 21st century

Priest M. TITOV, archpriest A. ABRAMOV

Abstract: The article is devoted to the analysis of the phenomenon of neo-paganism in modern Russian society. The text gives a general definition of neo-paganism as a modern phenomenon, describes the social portrait of

consumers of neo-pagan content, and analyzes the main ways of popularizing this type of religious movements in modern culture. Considerable attention is paid to the history of the development of interest in pagan motives in the context of literature, music, film art, the popularization of neo-paganism through youth events and subcultures.

The second part of the article is devoted to an overview of the most noticeable neo-pagan movements in the territory of modern Russia: the Old Russian Ynglistic Church, the Circle of pagan tradition and the community "Shoron Ezh Sloven". An analysis is made of the history of the formation of these religious groups, the features of their teaching, special attention is paid to their relationship with Christianity. To sum up, a general conclusion is made about the potential impact of neo-paganism on modern society. Keywords: Neo-paganism, Rodnoverie, new religious movements, nationalism, "cult of power".

REFERENCES

1. Gaidukov A.V. (2000) "Ideologiya i praktika slavyanskogo neoyazychestva. Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata filosofskikh nauk" [Ideology and practice of Slavic neo-paganism. Dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences]. St. Petersburg. (in Russian).

2. Dvorkin A.L. "Neoyazychestvo v Rossii: sovremennaya situatsiya" [Neo-paganism in Russia: the current situation]. Available at: https:// iriney. ru/s e ktyi - i - kultyi/sektovedenie/konfe renczii/viii-vstrecha-mezhpravoslavnogo-soveshhaniya-czentrov/a.l.-dvorkin.-doklad-neoyazyichestvo-v-rossii-sovremennaya-situacziya.html (1/03/2022). (in Russian).

3. Dvorkin A.L. (2014) "Sektovedeniye. Totalitarnyye sekty: opyt sistematicheskogo issledovaniya" [Sectology. Totalitarian sects: the experience of a systematic study]. Nizhny Novgorod. (in Russian).

4. Polokhov D.N. (2019) "Neoyazychestvo kak samorazrushitel'naya utopiya" [Neo-paganism as a self-destructive utopia] // "XVI Mezhregional'nyye obrazovatel'nyye Pimenovskiye chteniya: Molodezh': svoboda i otvetstvennost'" [XVI Interregional Educational Pimenov Readings: Youth: Freedom and Responsibility]. Saratov. (in Russian).

5. Povarov V. (1999) "Skhoron yezh sloven" [Skhoron is a Slovenian hedgehog] // "Peterburgskoye yazychestvo" [Petersburg paganism]. St. Petersburg. (in Russian).

6. Yashin V.B. "«Tserkov' pravoslavnykh staroverov-inglingov» kak primer neoyazycheskogo kul'ta" ["Church of the Orthodox Old Believers-Ynglings" as an example of a neo-pagan cult]. Available at: https:// azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/neojazychestvo-na-prostorah-evrazii/ (6/03/2022). (in Russian).

7. Trofimchuk N.A. (ed.) (1998) "Novyye religioznyye kul'ty, dvizheniya i organizatsii v Rossii" [New religious cults, movements and organizations in Russia]. Moscow. (in Russian).

The article was submitted 04.07.2022, approved after reviewing 11.07.2022, accepted for publication 20.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.