Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
326
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫЧЕСТВО / ПСЕВДОНАУКА / ГИПЕРБОРЕЯ / ПСЕВДОЛИНГВИСТИКА / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / ФОЛК-ХИСТОРИ / УТОПИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исайчев Сергей Андреевич

Актуальность данного исследования связана с бурным процессом возрождения неоязычества не только в России, но и в других странах. И если в странах Запада проблема неоязычества резко обострилась в 50-60-х гг. ХХ в., то в Советском Союзе подобные организации в массовом порядке образуются с конца 80-х гг. прошлого века. И уже в 90-х гг. появляются люди, пишущие в жанре фолк-хистори. Автор рассматривает проблему деятельности активных писателей из неоязычества сравнительно недалекого прошлого и современности, при этом данные известные личности не относят себя к какой-нибудь языческой общине, даже воспринимают такие общины отрицательно, но разделяют языческое мировоззрение. Кратко описывается биография этих писателей с упоминанием научных регалий. Констатируется, что ученые занимаются исследованием не в своей области компетенции. Более подробно рассматриваются псевдонаучные теории касательно истории и языка. Делается вывод, что современные язычники обычно заняты не реконструкцией древних верований и обретением утерянного наследия предков, а выдумыванием безграмотных мистификаций с целью создать себе имя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PAGANISM

The topic of this article is very important and relevant today due to a rapid process of the revival of neo-paganism not only in Russia but in other countries as well. While in Western countries the problem of neo-paganism worsened sharply in the 50-60s of the twentieth century, in the Soviet Union such organizations started to appear en masse since the end of the 80s of the last century. And in 90s there were people who wrote in the genre of folk history. This study is relevant as it considers the problem of the activity of prolofic writers belonging to neo-paganism of the relatively recent past and present. This article focuses on the people who do not belong to any pagan community, even treating them negatively, but share a pagan worldview and devote many books to it. These books are very popular and can be found in most conventional bookstores. The article analyzes the genre of folk history. The biographies are described briefly with reference to scientific regalia. It is mentioned that the scientists are engaged in research which is not in their field of competence. Pseudoscientific theories about history and language are discussed in detail. In conclusion, it is emphasized that modern pagans are usually busy not reconstructing ancient beliefs and finding the lost heritage of their ancestors, but inventing illiterate hoaxes in order to create a name for themselves.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО»

09.00.14 ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ) / 09.00.14 PHILOSOPHY OF RELIGION AND RELIGIOUS STUDIES (PHILOSOPHY OF SCIENCE)

Серия «Политология. Религиоведение» 2021. Т. 36. С. 118-125 Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

И З В Е С Т И Я

Иркутского государственного университета

УДК 008

https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.36.118

Теоретическое язычество

С. А. Исайчев

Санкт-Петербургская духовная академия, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность данного исследования связана с бурным процессом возрождения неоязычества не только в России, но и в других странах. И если в странах Запада проблема неоязычества резко обострилась в 50-60-х гг. ХХ в., то в Советском Союзе подобные организации в массовом порядке образуются с конца 80-х гг. прошлого века. И уже в 90-х гг. появляются люди, пишущие в жанре фолк-хистори. Автор рассматривает проблему деятельности активных писателей из неоязычества сравнительно недалекого прошлого и современности, при этом данные известные личности не относят себя к какой-нибудь языческой общине, даже воспринимают такие общины отрицательно, но разделяют языческое мировоззрение. Кратко описывается биография этих писателей с упоминанием научных регалий. Констатируется, что ученые занимаются исследованием не в своей области компетенции. Более подробно рассматриваются псевдонаучные теории касательно истории и языка. Делается вывод, что современные язычники обычно заняты не реконструкцией древних верований и обретением утерянного наследия предков, а выдумыванием безграмотных мистификаций с целью создать себе имя.

Ключевые слова: язычество, псевдонаука, Гиперборея, псевдолингвистика, неоязычество, фолк-хистори, утопия.

Для цитирования: Исайчев С. А. Теоретическое язычество // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2021. Т. 36. С. 118-125. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.36.118

Постановка проблемы. Не случайно бытует мнение о том, что кто пишет историю, тот контролирует настоящее. Конец XX в. стал временем расцвета явления, которому доктор исторических наук Д. М. Володихин дал меткое название «фолк-хистори»1. Фолк-хистори - это обобщенное название всего того пласта псевдоисторических трудов, которые, претендуя на научность, в реальности являются вымыслом некомпетентных авторов. Однако подобного рода книги весьма популярны и могут быть найдены в большинстве обычных книжных магазинов. В академической литературе авторы об-

1 В 90-х слово «фольк-хистори» употреблялось с мягким знаком, позднее термин преимущественно стал употребляться без мягкого знака - «фолк-хистори».

виняются в сомнительных интерпретациях истории, основанных скорее на фантазии, чем на серьезном изучении истории. Они известны своими неортодоксальными теориями славянского языка и грамотности. Некоторые из них проводили обширные экспедиции по России и Украине, чтобы найти информацию о таких легендах, как древняя Гиперборея или Атлантида. Последние, несмотря на свои неортодоксальные взгляды, действительно достигли успеха, который невообразим для авторов, отождествляющих себя с религиозным движением язычества. Современных авторов, пишущих в жанре фолк-хистори, великое множество, некоторых из них коснемся в настоящей статье.

Анализ жанра фолк-хистори. В. Н. Демин, доктор философских наук, занимался любительскими изысканиями в области археологии и предыстории. После него осталось много книг о «тайнах» русского народа, среди них: «Откуда ты, русское племя?», «Тайны русского народа», «Тайны Вселенной» и т. д. В его книгах поражает обильное цитирование Библии, а также фривольное толкование библейских пассажей. Примечательно, что В. Н. Демин Библию считает историческим документом [3, с. 91]. Также автору принадлежит утопический и псевдонаучный труд про Гиперборею (древнее название Севера). В этом труде вопреки выводам таких историков, как А. В. Карташов и Н. М. Карамзин, В. Н. Демин пытался историю России найти не в IX в., когда произошло Крещение Руси, а гораздо раньше. Более того, как утверждает В. Н. Демин, ему удалось найти развалины древнего циклопического храма, оставленного цивилизацией гипербореев. В частности, про Гиперборею писал он следующее: «Не приходится сомневаться, что древняя Гиперборея имеет непосредственное отношение к древнейшей истории России, а русский народ и его язык напрямую связан с исчезнувшей или растворившейся в недрах океана и суши легендарной страной гиперборейцев». Обосновывает В. Н. Демин свою гипотезу весьма интересно и ссылается на русские сказки, такие как «Хрустальная гора» из сборника

A. Н. Афанасьева и др. Опираясь на сказки, он выстраивает логическую цепь, на основании которой делает вывод: «И тут сквозь поэтическую сказочную пелену до нас доносится дыхание древней Прародины, исчезнувших языческих обрядов, жреческой и шаманской магии, позволяющей напрямую общаться с высшими космическими силами»2.

В один ряд с упомянутым выше автором следует поставить еще одного русского «ученого», который утверждает, что русский язык является праязыком многих народов. В. А. Чудинов - доктор философских наук, профессор, имеет образование физика и неоконченное филологическое, однако большая часть написанных им книг посвящена славянской письменности.

B. А. Чудинов, так же как и В. Н. Демин, претендует на радикальное изменение истории России. Также В. Чудинов известен своими неортодоксальными теориями славянского языка и грамотности. Он старался обосновать древ-

1 Демин В. Н. Гиперборея - праматерь мировой культуры. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=104453&p=1 (дата обращения: 20.02.2021).

ность славянского народа и языка, от которого якобы произошли все остальные языки мира.

Одним из главных его методов является попытка дешифровки сохранившихся надписей на археологических находках. По результатам своих исследований В. Чудинов делает выводы о том, что русский язык является одним из древнейших языков на земле, а русская письменность существует не менее восьмисот тысяч лет. Вот попытки интерпретации надписи на камне: «На мамонте написано - "мамонт", а на лошади написано "дил"! Отсюда появилось русское слово "коркодил". Потому что схема словообразования одинаковая - "корковый дил" - конь из корки, а корка - чешуя. Поэтому у нас не искаженное английское или латинское слово, а наоборот, латинское слово - это искаженное русское: было "коркодил", а стало "крокодил"»3.

Стоит обратить внимание и на М. Н. Задорнова4 - писателя, сатирика, автора более десятка юмористических книг, среди них книги, которые представляют новую историю Руси, такие как «Язычник эры Водолея», «Слава Роду» и «Третье ухо». Благодаря ему многие псевдолингвистические мифы стали широко транслироваться через СМИ. В своих книгах М. Н. Задорнов исповедует нетрадиционные взгляды на историю, разделяет мировоззрение В. А. Чудинова, подобно ему активно выступает с многочисленными любительскими упражнениями в этимологии русских слов, не согласующимися с достижениями науки в этой области. М. Н. Задорнов вместе с В. А. Чудино-вым участвовали в программе «Гордон Кихот», где М. Н. Задорнов заявил, что латинский язык - это сокращенный вариант праславянского языка, в программе с ним полемизировали И. Н. Данилевский - доктор исторических наук; В. М. Живов - доктор филологических наук; диакон (ныне протодиакон) А. Кураев и др. Также М. Н. Задорнов негативно относился к христианству, на своих концертах глумился над Ветхим Заветом, открыто заявлял, что ему «для общения с Богом... не нужны никакие посредники» [6, с. 242]. Такого рода деятеля, как и других, упомянутых в этой статье, в научной среде принято относить к движению «фолк-хистори», представители которого характеризуются стремлением поразить читателя масштабами предполагаемых «подставок», призывая народ к коренной ломке воззрений о модели всемирной и отечественной истории. М. Кузнецов дал следующую обобщающую характеристику фолк-хистори: «Это всегда дилетантство, которое лишь маскируется под научность. Фольк-хистори является одним из основных элементов неоязычества, и это вполне объяснимо. Перед адептами неоязычества лежит неразрешимая задача - дать давно ушедшему явлению но-

O псевдонаучных чудачествах Валерия Чудинова. URL: http://humanism.su/ru/ articles.phtml?num=000541 (дата обращения: 28.02.2021).

3 М. Задорнов 10 ноября 2017 г. умер от онкологического заболевания. От его родных стало известно, что незадолго до своей кончины он отрекся от своих неоязыческих взглядов, покаялся на исповеди и примирился с Церковью. Об этом на своей странице в Facebook сообщил настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах протоиерей Ан-

дрей Новиков.

вую жизнь, приукрасить то, что в классических исторических источниках носит не слишком привлекательный вид» [5, с. 47].

Особо на поприще жанра фолк-хистори отметился Анатолий Абраш-кин, доктор физико-математических наук, автор более десятка книг по истории Древней Руси. Автор настолько возвел в абсолют русскую нацию и патриотизм, любовь к нашей Родине, что, уверился в том, что абсолютно вся мировая культура выходит из славянской и дославянской, включая египетскую и шумерскую. Древние арии, говорит он, на самом деле славяне. Этимология имен всех египетских богов восходит к русским корням. Индийские боги на самом деле русские. Но, пожалуй, самое анекдотическое его утверждение заключается в том, что слово «Иегова»5 на самом деле переделанное «коварными мужчинами» название Бабы-яги, когда патриархат сменил матриархат (конец вавилонского пленения). А. Абрашкин пишет: «Изначально Иегова, как вариант слова Яга, было именем Великой богини <.. .> Мы должны знать, что прообразом верховного бога христиан и иудеев была Баба-Яга» [1, с. 42]. Автор также упражняется и в любительской лингвистике. Так, оказывается, что английское обращение к дамам - lady «происходит от имени русской богини Лады» [Там же, с. 214].

В заключение обратим внимание на известного апологета «Велесовой книги»6 Александра Игоревича Асова (прежняя фамилия - Барашков, псевдоним - Бус Кресень). Интересно, что он физик по образованию, но, видимо, гуманитарий в душе. Из книг более известны «Русские Веды», «Песни птицы Гамаюн», «Книга Велеса». В конце 1980-х гг. А. И. Асов работал над переводом «Книги Велеса» и представил рукопись читателям «Науки и религии» в нескольких статьях. С тех пор также вышли многочисленные издания «Велесовой книги» и множество других книг по истории славян (он утверждает, что некоторые из них являются древними рукописями, в то время как другие основаны на его собственных исследованиях). Интересно, что в одном только Саратове в 1993 г. так называемая «Книга Велеса» в «каноническом» переводе А. И. Асова вышла огромным 100-тысячным тиражом. На сегодняшний день тираж «Книги Велеса» превышает несколько сот тысяч экземпляров. Сделаны переводы на украинский, сербский, английский, а также на современный русский язык.

А. И. Асов называет себя православным, но понимает этот термин очень неортодоксально. Для него православие - это древняя традиция, включающая в себя ведические, дохристианские и русские христианские традиции. Эта неопределенная форма духовности может быть фактически одним из факторов успеха А. Асова.

Автор определенно склонен к мифотворчеству по патриотическим и религиозным мотивам. Многие родноверы критикуют А. И. Асова за коммерциализацию и не одобряют его принятие «авторского права» на объект национального наследия, такой как «Книга Велеса». Интерпретации исто-

5 Иегова - личностное имя Бога, которое Он открыл пророку Моисею в Ветхом Завете.

6 «Велесова книга» - «Священное Писание» для неоязычников, была написана в эмигрантских кругах предположительно в XIX или XX в.

рии А. И. Асова также считаются необоснованными, и его обвиняют в написании художественной литературы под видом исследований. Один из современных язычников, который известен в неоязыческой среде под псевдонимом Иггельд (Дмитрий Гаврилов), об Александре Игоревиче высказывается следующим образом: «Вначале я загорелся фантазиями А. Асова, но, имея все-таки критический склад ума, довольно быстро (хотя на это ушло два, а то и три года, 1995-1997 гг.) стал отличать зерна от плевел» [7, с. 48].

Естественно, что ни одна научная академия не признает концепции ни

A. И. Асова, ни В. А. Чудинова. Между тем среди «ученых» нет единомыслия, в частности, А. И. Асов не признает интерпретацию камней

B. А. Чудинова. Об этом Александр Асов открыто заявил на телеканале «ТВ центр» в программе «Времечко». Что касается Гипербореи В. Н. Демина, то это псевдонаучная теория. Вот что знаменитый историк Н. М. Карамзин писал об идеях о Гиперборее: «Цветущее воображение греков, любя приятные мечты, изобрело гипербореев, людей, совершенно добродетельных, живущих далее на север от Понта Эвксинского, за горами Рифейскими, в счастливом спокойствии, в странах мирных и веселых, где бури и страсти неизвестны, где смертные питаются соком цветов и росою, блаженствуют несколько веков и, насытясь жизнью, бросаются в волны морские» [4, с. 13]. «Между тем, - пишет В. Шнирельман, - отстаивая свои позиции, сами неоязычники не перестают ссылаться на несуществующих академиков и таких же, как они, дилетантов, безуспешно доказывая, что они опираются на научные знания» [9, с. 26].

Выдающийся российский лингвист А. А. Зализняк в своей лекции такого рода «ученых» называет лингвистами-любителями, которые просто играют в банальную игру слов7. Именитый ученый выделяет следующие отличительные черты псевдолингвистов: во-первых, невнимание к языковым истинам, во-вторых, отсутствие логической строгости в построениях, в-третьих, игнорирование выявленных наукой о языке закономерностей.

Всем известно, что языки между собою похожи, но на этом основании нельзя делать вывод, что русский язык является праязыком многих народов. Они похожи, потому что имеют общего предка и входят в состав праиндо-европейского языка.

Интересно отметить, что «Круг языческой традиции» совместно с «Союзом славянских общин славянской родной веры», которую возглавляет Вадим Казаков, сделали совместное официальное заявление «О подменах понятий в языке и истории славян и о псевдоязычестве». Документ ориентирован на такие группы, как «Церковь инглингов», или авторов, таких как Валерий Чудинов, Трехлебов и др. Цель текста состоит в том, чтобы отклонить и отделить новую группу от диких, фантастических заявлений истории и предупредить других родноверов о группах, которые делают такие заявления. Более того: «Мы считаем своим долгом предупредить всех сторонников

7 Зализняк А. А. Что такое любительская лингвистика. URL: https://polit.ru/article/2010/07/01/ zalizniak/ (дата обращения: 19.02.2021).

языческого мировоззрения о том, что при чтении книг названных авторов они могут быть введены в заблуждение теориями, замаскированными под науку, которые изложены в сочинениях упомянутых лиц. Это псевдоязыческое учение, псевдолингвистика, лженаука и откровенные домыслы» 8 . Позднее к этому заявлению присоединились еще некоторые неоязыческие объединения, а перечень «псевдоязычников» был пополнен за счет упоминания сатирика Михаила Задорнова. А в 2015 г. в интернете был распространен еще более любопытный документ - «Открытое письмо ученым-религиоведам России». В тексте, подписанном одиннадцатью неоязыческими общинами (преимущественно российскими), выражено требование ввести в понятийный аппарат разделение между возрождаемыми дохристианскими верованиями и искусственно конструируемыми псевдоязыческими идеологиями. Неоязычники обеспокоены тем, что в результате смешения этих явлений их нередко приравнивают «к неадекватным сектантам, экстремистам, адептам лженаук», а само неоязычество представляется «смесью фольклора, фантастики и экстремизма», хотя для восстановления традиции наряду с мистическим опытом они используют данные академической науки. В конце письма приводится список людей, которые олицетворяют псевдоязычество, или квазиязычество (эти слова в письме используются как синонимы). Вдобавок к названным выше были добавлены: Н. Н. Вашкевич, В. В. Куровский, К. П. Петров, В. Н. Мегре, А. Т. Фоменко, Ю. Д. Петухов, А. А. Тюняев, В. А. Шемшук, А. И. Асов (Бус Кресень), В. Ю. Голяков (Бо-гумил Второй), Ю. В. Гомонов, В. Таванов [2, с. 113-114].

Отметим, что во многом список псевдоязычников совпадает с черным списком А. А. Добровольского, последний лжеучеными и псевдоязычниками считает таких людей, как: Асов, Демин, Трехлебов, Хиневич, Перин, Ис-таров и Гусев [8, с. 46].

Заключение. Итак, как мы видим, неоязычники неоязычникам рознь. Ученые, которых мы рассматривали, пытались через фальсификацию истории возвысить русско-славянскую мифологию, также хотели показать, что русская мифология может существовать наряду с иранской, греческой, римской. Популярны у этих авторов и игры со словами, ученые искали в современном русском языке буквосочетания имен славянских богов и других существ славянской мифологии, таинственный языческий смысл в словах и словосочетаниях. Более того, «ученые» утверждали, что и сам русский язык может претендовать на звание праязыка других народов.

Список литературы

1. Абрашкин А. А. Арийские корни Руси. Предки русских в Древнем мире. М. : Яуза ; Эксмо, 2009. 480 с.

2. Бесков А. А. Язычество восточных славян. От древности к современности. Нижний Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2015. 123 с.

3. Демин В. Н. Тайны русского народа. М. : Вече, 2006. 352 с.

8 Круг языческих традиций. О подменах понятий в языке и истории славян и о псевдоязычестве. URL: http://askrsvarte.org/blog/open_letter_religio/ (дата обращения: 28.02.2021).

4. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1. М. : Наука, 1998. 640 с.

5. Кузнецов М. Н. Российское неоязычество. История, идеи и мифы. Рязань : Зерна-Слово, 2018. 176 с.

6. Кураев А., диак. Дары и Анафемы. М. : Изд. Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 443 с.

7. Северная Традиция. Священный остров Руян: сборник / сост. и общ. ред. Д. А. Гаврилов, С. Э. Ермаков. М. : Соц.-полит. мысль : Северный ветер, 2008. 324 с., ил.

8. Шиженский Р. В. Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава (А. А. Добровольского). Пенза : Социосфера, 2012. 218 с.

9. Шнирельман В. А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. М. : ББИ, 2012. 302 с.

Theoretical Paganism

S. A. Isaichev

Saint Petersburg Theological Academy, Saint-Petersburg, Russian Federation

Abstract. The topic of this article is very important and relevant today due to a rapid process of the revival of neo-paganism not only in Russia but in other countries as well. While in Western countries the problem of neo-paganism worsened sharply in the 50-60s of the twentieth century, in the Soviet Union such organizations started to appear en masse since the end of the 80s of the last century. And in 90s there were people who wrote in the genre of folk history. This study is relevant as it considers the problem of the activity of prolofic writers belonging to neo-paganism of the relatively recent past and present. This article focuses on the people who do not belong to any pagan community, even treating them negatively, but share a pagan worldview and devote many books to it. These books are very popular and can be found in most conventional bookstores. The article analyzes the genre of folk history. The biographies are described briefly with reference to scientific regalia. It is mentioned that the scientists are engaged in research which is not in their field of competence. Pseudoscientific theories about history and language are discussed in detail. In conclusion, it is emphasized that modern pagans are usually busy not reconstructing ancient beliefs and finding the lost heritage of their ancestors, but inventing illiterate hoaxes in order to create a name for themselves.

Keywords: paganism, pseudoscience, Hyperborea, pseudo-linguistics, neo-paganism, folk history, utopia.

For citation: Isaichev S.A. Theoretical Paganism. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science andReligion Studies, 2021, vol. 36, pp. 118-125. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.36.118 (in Russian)

References

1. Abrashkin A.A. Arijskie korni Rusi. Predki russkih v Drevnem mire [Aryan roots of Russia. Russian ancestors in the Ancient world]. Moscow, Yauza Publ., Eksmo Publ., 2009, 480 p. (in Russian)

2. Beskov A.A. Yazychestvo Vostochnich slavian [Paganism of the Eastern Slavs. From ancient to modern times]. Nizhny Novgorod, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), 2015, 123 p. (in Russian)

3. Demin V.N. Tainy russKogo naroda [The secret of the Russian people]. Moscow, Veche Publ., 2006, 352 p. (in Russian)

4. Karamzin N.M. Istoria russkogo gosudarstva [History of the Russian state]. Moscow, Nauka Publ., 1998, vol. 1, 640 p. (in Russian)

5. Kuznetsov M.N. Rossijskoe neoyazychestvo. Istoriya, ideii, mify [Russian neo-paganism. History, ideas, and myths]. Ryazan, Grain Is The Word Publ, 2018, 176 p. (in Russian)

6. Kuraev A., deacon. Dary I anafimy [Gifts and Anathemas]. Moscow, Moscow Metochion Of The Holy Trinity Sergius Lavra, 2001, 443 p. (in Russian)

7. Gavrilov D.A., Ermakov S.E. Severnaia tradicia. Sviachennyi ostrov Ruian [The Northern Tradition. The sacred island of Rujan]. Moscow Socio-political thought Publ., North wind Publ., 2008, 324 p., ill. (in Russian)

8. Shizhenskiy R.V. Filosofia dobroi sily. Gizn' i tvorchestvo Dobroslava [Philosophy of good power: the life and work of Dobroslav (A.A. Dobrovolsky)]. Penza, Scientific and Publishing Center "Sociosphere», 2012, 218 p. (in Russian)

9. Shnirelman V.A. Russkoe rodnoverie: neoyazychestvo i neonazionalizm v sovremen-noi Rossii [Russian rodnoverie: neopaganism and nationalism in modern Russia]. Moscow, Publishing House of BBI, 2012, 302 p. (in Russian)

Исайчев Сергей Андреевич

магистр богословия, дьякон, соискатель, кафедра богословия

Санкт-Петербургская духовная академия Российская Федерация, 191167, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 17 e-mail: mr.duakon@mail.ru

Isaichev Sergei Andreevich

Master of Theology, Deacon, Science Degree Seeker, Department of Theology Saint-Petersburg Theological Academy 17, Obvodnoy kanal emb., Saint-Petersburg, 191167, Russian Federation e-mail: mr.duakon@mail.ru

Дата поступления: 16.12.2020 Received: December, 16, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.