Научная статья на тему 'Популярность политических лидеров как социально-психологический феномен'

Популярность политических лидеров как социально-психологический феномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
298
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОПУЛЯРНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / POLITICAL LEADER / SOCIAL PSYCHOLOGY / POPULARITY / FORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сучков С. В.

В социально-психологическом ключе рассмотрена проблема популярности политических лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARITY OF POLITICAL LEADERS AS SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

In a social and psychological key the problem of popularity of political leaders is considered.

Текст научной работы на тему «Популярность политических лидеров как социально-психологический феномен»

Литература

1. Клементьева М.Г. Теоретические основы оценки персонала.// Вестник Омского государственного университета. Выпуск 2. Омск 2003.

2. Комментарий к федеральному закону «О гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств.

- М., 2005.

3. Одегова Ю.П. Журавлёв П.В. Управление персоналом. М. 1997.

4. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы. - Ростов н/Д., 2006 .

© Носов А.В., 2011

Сучков С.В.

ПОПУЛЯРНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Suchkov S.V.

POPULARITY OF POLITICAL LEADERS AS SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

В социально-психологическом ключе рассмотрена проблема популярности политических лидеров.

Ключевые слова: политический лидер, социальная психология, популярность, формирование

In a social and psychological key the problem of popularity of political leaders is considered.

Keywords: political leader, social psychology, popularity, formation

Проблема популярности политических лидеров обладает свойством перманентной актуальности, особенно в демократическом обществе. Известно, что чем больше в обществе политической свободы («чем больше демократии»), чем более открытой является политическая система, тем больше роль популярности в продвижении политических лидеров, реализации их политических целей и задач, тем большее значение приобретает владение технологиями формирования популярности. Об этом убедительно свидетельствует практика избирательных кампаний как у нас в стране, так и за рубежом. В условиях демократического

общества, в конечном счете, побеждают те лидеры, чей рейтинг, а, следовательно, и популярность были выше и устойчивей. К тому же именно популярные политические лидеры играют решающую роль в сложных, переломных периодах жизни страны.

«Когда все очень любят или ненавидят кого-либо, необходимо это подвергнуть проверке»7. Однако, несмотря на очевидную актуальность и значимость, проблема популярности политических лидеров в социальной психологии и других науках, изучающих политическую деятельность и политических субъектов, разработана недостаточно. Практически отсутствуют систематизированные непосредственные исследования популярности политических лидеров. Во многом это обусловлено тем, что в настоящее время доминирует дискуссионная точка зрения относительно того, что если популярность сугубо персонифицирована, то решение задач формирования популярности конкретного политического лидера, можно осуществлять только на методологическом уровне единичного (отдельного). Отсюда исследования на уровне общего и особенного (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Мясищев В.Н.) практически не проводились. Вследствие этого не выявлена психологическая структура популярности, не описаны ее психологические, социально-психологические и другие составляющие, социально- психологические факторы детерминации, «жизненный цикл» популярности и многое другое. В результате возникло фундаментальное противоречие между высокой потребностью в обобщающем психологическом и социальнопсихологическом знании о популярности политических лидеров и недостаточной разработанностью проблемы. Его разрешению было посвящено настоящее исследование.

Следует подчеркнуть, что популярность по своему статусу является социальнопсихологическим феноменом. Под социально-психологическим феноменом мы понимаем особенное социальное или социально-психологическое явление, имеющее объективно-субъективный характер и конкретные психологические и социальнопсихологические проявления. Как социально-психологический феномен популярность является близким по содержанию к психологическому заражению, подражанию и моде, следовательно, его описание должно осуществлять также на уровне особенного и общего, то есть более высоких уровнях обобщения.

В энциклопедических и справочных изданиях понятие популярность определяется как общедоступность изложения; широкая известность, успешность8. Отсюда и содержание других понятий, связанных с этим. В политике популярностью называют «высшую стадию положительной известности политического лидера,

9

симпатии к нему» .

Весьма важным понятием, имеющим самое непосредственное отношение к проблеме популярности, является понятие «рейтинг». Рейтингом называют некий индивидуальный числовой показатель популярности какого-либо лица, организации и пр.10 В связи с этим определение рейтинга политических лидеров должно осуществляться так же и с помощью других показателей. Среди таких наиболее информативных показателей выделяются следующие показатели:

- количество людей, которые доверяют политическим лидерам;

- количество людей, которые проголосовали за политических лидеров, «если выборы состоялись бы завтра»;

- уровень и особенности внимания к политическим лидерам со стороны СМИ;

7 Конфуций / Сост. В.В. Юрчук. 3-е изд. Мн.: Современное слово, 2003. С. 175.

8 Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1981.

9 Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до победы. М.: Центр, 2003. С. 216.

10 Баш Л.М. и др. Современный словарь иностранных слов. М.: Цитадель -трейд, Вече, 2006.

- количество зрителей или слушателей передач СМИ, в которых они принимают участие;

- индекс цитируемости в «СМИ и в народе»;

- количество позитивных откликов на политические и иные инициативы лидеров;

- количество и качество политических контактов, «уровень их общения»;

- степень влиятельности в политике и общественной жизни;

и др.

Данные характеристики рейтинга могут определяться главным образом с помощью социологических и социально-психологических опросов, экспертного оценивания, анализа результатов деятельности, контент-анализа продукции СМИ.

Считается, что психологическим механизмом популярности является аттракция (Шерковин Ю.А. и др.). Аттракция - это отношение, окрашенное исключительно положительными эмоциями, симпатия, привлекательность. Аттракция может проявляться так же в виде особой положительной психологической установки на личность. Аттракция является отношением, которое можно целенаправленно формировать с помощью психологических методов.

Проведенный анализ состояния проблемы исследований позволил выявить общие признаки популярности политических лидеров. Это, в первую очередь, их широкая известность; признание или оценка по достоинству; понятность; успешность. Кроме того, были выявлены те факторы, которые способствуют популярности политических лидеров: использование социально-психологических феноменов

подражания, моды, контраста или подобия, ореола. Велика роль в формировании популярности эффективного политического имиджа, способности вызывать доверие, а также ряда личностно-профессиональных качеств и умений политических лидеров11

Проведенный теоретический анализ проблемы исследований, анализ других литературных источников и конкретного опыта политической жизни на протяжении последних двадцати пяти лет позволяет сделать некоторые обобщения относительно сущностных социально-психологических характеристик популярности политических лидеров.

Во-первых, популярность политических лидеров имеет информационную основу, то есть формируется в процессе информационного обмена между политическим лидером, его сторонником и целевыми группами. В процессе этого информационного обмена транслируется и структурируется большое количество информации, в том числе имеющей психологическое и социально-психологическое содержание. Информационная основа популярности подразумевает возможность создания и управления потоками информации о политическом лидере. Иными словами, информационная основа не должна создаваться стихийно, ее необходимо проектировать в соответствии с политическими целями и задачами лидера, облекать в форму понятную целевым группам, вызывающую ожидаемую эмоциональную реакцию, обладающую регуляторными свойствами. Этот процесс должен постоянно контролироваться и корректироваться на основе анализа результата рейтинговых исследований.

Во-вторых, особенностью популярности является психологическое сходство с другими близкими социально-психологическими феноменами. Популярность политических лидеров имеет с ними сходство по ряду важнейших характеристик: пространственных; временных; связанных с действием как рациональных, так и иррациональных психологических факторов.

11 Зазыкин В.Г., Смирнов Е.А. Психология и акмеология лидерства. М.: Элит, 2010.

164

Пространственные характеристики проявляются, прежде всего, в «охвате популярностью», в том, что популярность как таковая, а политических лидеров особенно, практически не бывает всеобщей. Обычно популярность бывает у какой-то одной или нескольких социальных, профессиональных, возрастных и иных групп. При этом популярность у одних групп может сопровождаться индифферентным или даже негативным отношением со стороны других групп В связи с этим задачами политического лидера, стремящегося к популярности, являются:

- обрести популярность у больших и влиятельных групп населения (желательно электоральных);

- добиваться того, чтобы таких групп было больше;

- добиваться того, чтобы в случае неполного «охвата популярностью» другие большие группы относились бы к лидеру, как минимум, нейтрально.

К пространственным характеристикам популярности относятся верхние и нижние пределы или уровни. Популярность, очевидно, не может бесконечно увеличиваться и охватывать абсолютно всех, есть уровни популярности, являющиеся при определенных условиях предельными для тех или иных лидеров, их можно определить в каждом конкретном случае и высокой точностью.

Временные характеристики популярности проявляются, что она, как мода, психологическое заражение и подражание, имеет свой жизненный цикл и представляет собой чередование нескольких фаз (периодов), отличающихся друг от друга психологическим содержанием, динамикой и стабильностью. Проведенный анализ проблемы исследований показал, что популярность проявляется в определенный временной диапазон и не может быть стабильно постоянной. В то же время популярность любого субъекта деятельности (политического лидера) содержит в своем жизненном цикле одни и те же характерные фазы: формирование или становление популярности; доминирование; снижение популярности; потеря популярности.

Безусловно, возможны и вариации, например, после снижения популярности ее временный рост и т.д. Однако в целом эти фазы обязательно присутствуют. Кратко остановимся на их содержании.

Фаза формирования популярности. Психологическим механизмом формирования («запуска») популярности политического лидера является сильное положительное впечатление (акции, высказывания, действия, личностные проявления), которое он должен произвести на целевые группы. После этого положительное впечатление должно усиливаться, повторяться, внедряться в сознание целевых групп.

Популярность политического лидера не может возникнуть сразу, так как она связана с формированием отношения, а любое отношение, особенно связанное с новизной, имеет временные и динамические характеристики. Формирование популярности политического лидера осуществляется в процессе его деятельности, трансляции поведения и отношений и разнообразных коммуникаций. Иными словами, как отмечалось, популярность имеет информационную основу. Регулирование информационного потока о лидере должно осуществляться за счет изменения плотности информации и ее содержания, варьированием уровнем объективной и субъективной значимости. Достижение запланированного уровня популярности политического лидера должно сочетаться с усилением его влияния.

Фаза доминирования популярности. Доминирование возможно при стабильно высоком уровне популярности и влиятельности политического лидера. Задачей лидера и его команды является увеличение ее продолжительности.

Фаза снижения популярности Она начинается с того, что популярность при сохранении в целом среднего высокого уровня начинает отличаться нестабильностью

проявления. Увеличение нестабильности рейтинга (в основном дисперсии рейтинга лидера) приводит и к снижению среднего уровня. Обычно фазу снижения популярности политического лидера объясняют активизацией политических оппонентов, которая транслирует иные точки зрения, чем лидер. К ним в силу действия психологического эффекта новизны и контраста априорно проявляется повышенное внимание. Другими факторами является проявление психологического эффекта насыщения, снижение активности самого лидера или переизбыток информации о нем, допущенные психологические и политические ошибки, изменения в деятельности и поведении, (например, в сторону «исторических свершений»), не соответствующие социальным ожиданиям, недоучет важной регулирующей роли обыденного создания людей (Шихирев П.Н.) и пр. Заметим, что многие лидеры, пришедшие к власти, не выполняют свои обещания, принимают «вынужденные непопулярные меры». Это также отрицательно сказывается на их популярности.

В то же время снижение популярности может быть и у лидеров, имеющих неоспоримые достижения и не допустивших серьезных ошибок12. Причины тому психологические, в основном психическое насыщение от роли лидера и распространенное мнение о том, что «настали другие времена, необходимы новые лидеры». Заметим, что действие психического насыщения является неизбежным фактором, с которым следует обязательно считаться любому политическому лидеру. Противопоставить отрицательному действию психического насыщения можно психологическую силу привычки и разное отношение людей к новизне.

Далее следует фаза потери популярности

В-третьих, последняя характеристика популярности, связанная с действием как рациональных, так и иррациональных психологических факторов. Психологами неоднократно подчеркивалось, что между лидером (вождем) и массами существуют как рациональные, так и бессознательные психологические связи (Г. Лебон, З. Фрейд, Г. Лассуэл и др.). Психологические механизмы бессознательных связей точно не определены, а высказываемые положения об их содержании носят характер гипотез, которые требуется доказать в том числе и на уровне эмпирических фактов.

В-четвертых, популярность как социально-психологический феномен имеет взаимообусловленные проявления: с одной стороны, лидер своей деятельностью и личностными качествами должен добиться популярности, с другой стороны, эта популярность создает психологические установки на личность и деятельность лидера, что увеличивает число его сторонников и неофитов, усиливает влияние. Снижение популярности формирует негативные психологические установки. В результате может образоваться циклическая схема усиления- ослабления ресурсов политического лидера за счет его популярности. Факт «разрыва» позитивной циклической схемы, возникновения условий для появления отрицательной схемы должен обязательно фиксироваться и анализироваться.

Проведенные теоретические исследования социально-психологического феномена популярности политических лидеров создали необходимые предпосылки для проведения эмпирического исследования.

Целью данного исследования было уточнение содержания социальнопсихологического феномена популярности политических лидеров, особенно «личностной составляющей», а также использование полученных эмпирических результатов для обобщения с результатами теоретических исследований, осуществления систематизации и выработки практических рекомендаций Принимая во внимание недостаточную разработанность проблемы, психологическую сложность

12 У. Черчилль не был избран премьер -министром через несколько месяцев после победы над Германией, хэтя его вклад в победу признавался всеми. Г. Коль проиграл выборы после объединения Г ермании и вывода советских войск.

объекта, отсутствие целостного представления о психологическом содержании данного феномена, Исследования проводились поэтапно. Методами исследования были анкетирование, экспертное оценивание и применение некоторых социальнопсихологических методик. Были получены значимые научно-практические результаты, среди которых следует ранговое распределение свойств политического лидера и некоторых других факторов, способствующих его популярности и снижающие популярность.

Проведенные теоретические и эмпирические исследования позволили разработать социально-психологическую неперсонифицированную модель популярности политических лидеров. Содержание данной модели составляют социально-психологические, психологические и социальные характеристики популярности политических лидеров, представленные на уровне общего и особенного. Структурирование социально-психологических, психологических и социальных характеристик популярности политических лидеров осуществлялось с помощью следующих оснований:

- представления популярности как социально-психологического феномена, обладающего системными свойствами;

- представления популярности как отражения психологических, социальнопсихологических и социальных свойств политических лидеров.

Популярность политических лидеров можно рассматривать как социальный и социально- психологический феномен, обладающий системными свойствами, то есть представляющий собой систему с точки зрения общих требований к системе13. Они являются следующими:

- популярность имеет свою структуру; структура включает социальный, социально-психологический, психологический компоненты, включающие в свою очередь конкретные элементы;

- в системе популярности существуют различные прямые и обратные связи, позволяющие как изменять характеристики популярности, так и отслеживать изменения;

- система популярности является целеустремленной; целью популярности является постижение определенного (желаемого) уровня, обретения влиятельности;

- популярность как система формируется со временем и функционирует в определенном временном диапазоне;

- популярность как система обладает пространством состояний; главными параметрами популярности являются ее уровень, направленность и влиятельность;

- существуют ресурсы изменения популярности; данные ресурсы имеют информационно- психологический характер и связаны с использованием психологических, социально-психологических и акмеологических технологий;

- существует среда, в которой возникает, функционирует и заканчивается популярность политических лидеров, это среда информационных, экономических, психологических, политических и иных взаимодействий; данная среда обладает как пластичностью, так и большой регулирующей силой;

- после достижения поставленных целей система популярности прекращает свое существование.

В системе популярности существуют сложные субъект-субъектные и субъект-объектные отношения. Политический лидер одновременно является объектом и субъектом популярности. Субъектность политического лидера как носителя популярности проявляется в том, что уровень и характер популярности зависят от его

13 Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984; Смирнова И.А. Система корпоративной культуры организации (психолого-акмеологические аспекты). Иваново: МААН и ИФ СЗАГС, 2008 и др.

деятельности, поведения, отношений и общения. Субъектность политического лидера наделяет его популярность субъектными свойствами, что соответствует статусу управляющей системы.

В то же время популярность политического лидера является объектом целенаправленного формирования с помощью СМИ, РЯ-акций и пр., то есть политический лидер в какой-то мере является и объектом популярности. Отсюда популярность является опять же в определенной мере объектом управления. Иными словами традиционные для систем отношения управляющей и управляемой подсистем в феномене популярности не проявляются столь однозначно, связи между ними сложно опосредованные. Если политический лидер является сильной личностью с большими интеллектуальными, психологическими и иными ресурсами, проявляет большую целенаправленную активность и пр., то он выступает как управляющая система свой популярности. В ином случае, его популярность достигается за счет продуманной РЯ-работы, тогда он является управляемой системой. Управляющей системой являются те люди, организации и др., которые «продвигают» политического лидера, создавая и обеспечивая ему популярность.

© Сучков С.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.