Научная статья на тему 'ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЯХТИНГА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЯХТИНГА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯХТЕННЫЙ ТУРИЗМ / ЯХТИНГ / МАЛОМЕРНОЕ СУДНО / ПАРУСНЫЙ СПОРТ / ИНФРАСТРУКТУРА ЯХТИНГА / МАРИНА / РЕГАТА / ФЕСТИВАЛЬ / БОТ-ШОУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозокина София Леонардовна, Ковалев Сергей Николаевич

В данной статье авторы анализируют современное состояние яхтинга, перспективы развития и продвижения яхтинга как составляющей здорового образа жизни. В статье рассмотрены яхтенные события: фестивали, регаты и бот-шоу. Указаны проблемы, препятствующие развитию яхтинга в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Сформулированы предложения по развитию яхтинга и инфраструктуры яхтинга в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мозокина София Леонардовна, Ковалев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION OF YACHTING AS A HEALTHY LIFESTYLE COMPONENT IN ST. PETERSBURG AND LENINGRAD REGION

In this article, the authors analyze the current state of yachting, the prospects for the development and promotion of yachting as a component of a healthy lifestyle. The article discusses yacht events such as festivals, regattas and boat shows. The problems hindering the development of yachting in St. Petersburg and the Leningrad region are indicated. Proposals for the development of yachting and yachting infrastructure in St. Petersburg and the Leningrad region are formulated.

Текст научной работы на тему «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЯХТИНГА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Мозокина С. Л., Ковалев С.Н.

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЯХТИНГА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В данной статье авторы анализируют современное состояние яхтинга, перспективы развития и продвижения яхтинга как составляющей здорового образа жизни. В статье рассмотрены яхтенные события: фестивали, регаты и бот-шоу. Указаны проблемы, препятствующие развитию яхтинга в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Сформулированы предложения по развитию яхтинга и инфраструктуры яхтинга в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Ключевые слова. Яхтенный туризм, яхтинг, маломерное судно, парусный спорт, инфраструктура яхтинга, марина, регата, фестиваль, бот-шоу.

Mozokina S.L., Kovalev S.N.

POPULARIZATION OF YACHTING AS A HEALTHY LIFESTYLE COMPONENT IN ST. PETERSBURG AND LENINGRAD REGION

Abstract. In this article, the authors analyze the current state of yachting, the prospects for the development and promotion of yachting as a component of a healthy lifestyle. The article discusses yacht events such as festivals, regattas and boat shows. The problems hindering the development of yachting in St. Petersburg and the Leningrad region are indicated. Proposals for the development of yachting and yachting infrastructure in St. Petersburg and the Leningrad region are formulated.

Keywords. Yacht tourism, yacht, sailboat, yachting, sailing yachts, pleasure boat, yacht infrastructure, marina, regatta, festival, boat show.

Введение

Здоровый образ жизни подразумевает заботу о здоровье как физическом, так и психологическом [2, 3, 5, 7, 8 и др.]. Все большую популярность приобретает культура здорового отдыха, который включает в себя как оздоровление тела, так и возможность психологической разгрузки. Современная психология говорит о том, что у человека должны быть «спокойные гавани»: места, где он отдыхает и восстанавливается телом, и душой. Одним из направлений такого отдыха является яхтинг.

Материалы и методы

При проведении исследования в качестве исходных данных были использованы результаты исследования, выполненного одним из авторов этой статьи (Мозокина С. Л.) в 2019-2020 гг.

Результаты и их обсуждение

В большинстве зарубежных стран, имеющих выход к Балтийскому морю и разветвленную водную инфраструктуру, активно развивается яхтинг. Владение и пользование плавсредствами является обра-

ГРНТИ 06.71.57

© Мозокина С.Л., Ковлев С.Н., 2021

София Леонардовна Мозокина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Сергей Николаевич Ковалев - кандидат экономических наук, директор проекта, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Контактные данные для связи с авторами (Мозокина С.Л.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 960 246 8801. Е-mail: Sofia.L.M@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 01.10.2021.

зом жизни. Лодка или катер являются не только средством отдыха или рыбалки, но также средством передвижения. В этих странах имеется многолетняя культура яхтинга, развивается яхтенная инфраструктура, включающая в себя: яхтенные клубы, яхтенные стоянки, марины, заправки, ремонтный сервис. Самих яхтсменов можно условно разделить на следующие группы:

• яхтсмены на маленьких лодках. Длина лодок 5-6 метров, не используются для навигационных целей. Основное применение - рыбалка и купание вне марины;

• яхтсмены на средних лодках. Длина лодок - 8-15 метров, используются для переходов на длинные расстояния. Непродолжительные стоянки в маринах;

• яхтсмены на средних моторных лодках. Моторные лодки длиной 8-15 метров для следования из одного пункта в другой. Предпочитают марины в нескольких часах пути (максимум 24 часа), так как нуждаются в их услугах. Крайне важным фактором является местоположение марины;

• яхтсмены на больших моторных лодках. Развивающаяся группа собственников лодок, которые любят ходить на дальние расстояния;

• яхтсмены на огромных моторных лодках. Так называемые супер-яхты (более 24 метров в длину) имеют собственную команду и капитана и часто перемещаются из одной марины в другую. Многие из этих яхт арендуются;

• участники морских гонок. Данная группа яхтсменов путешествует от одной марины к другой в процессе соревнований. Морские гонки, как и яхтинг, активно набирают популярность.

Надо отметить, что средний возраст яхтсменов составляет 45-55 лет. Молодые люди предпочитают не приобретать новые яхты, а овладевать опытом управления судном на арендованных яхтах. Частично это вызвано отсутствием свободных денежных средств на покупку яхты, частично изменившимся отношением к собственности - новые поколения предпочитают пользоваться, а не владеть. Это привело к увеличению популярности и востребованности яхтенного чартера. Бэрбоут чартер (аренда только судна) - это наиболее популярный вид чартера.

В то же время, спрос на аренду лодок с командой и обслуживающим персоналом также набирает популярность. Активно развивается экономика совместного потребления - опытные яхтсмены сдают в аренду свои суда в межсезонье более молодым в обмен на обслуживание и зимнюю стоянку. Набирают популярность электронные платформы по шерингу (обмену) яхт.

Крупнейшим морским городом-портом России является Санкт-Петербург, который изначально был задуман как «морские ворота России в Европу». Город Санкт-Петербург расположен на островах дельты и берегах Невы. Важнейшими водными объектами являются Финский залив и его Невская губа, р. Нева, ее притоки реки Ижора, Тосна, Охта, озеро Сестрорецкий Разлив, Охтинское и Ижорское водохранилища. Протяженность береговой линии озер и морей составляет 203 км (из них 140 км -береговая линия Финского залива). Протяженность береговой линии водохранилищ - 42 км. Водотоки города имеют водо- и рыбохозяйственное значение и используются как транспортные артерии. Протяженность речной сети составляет 466 км [6].

Учитывая разветвлённую водную сеть и наличие культурно-исторических мест, Санкт-Петербург имеет все предпосылки для того, чтобы стать крупным яхтенным центром. Так, исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в городе расположено более 200 музеев, около 50 арт-центров, художественных галерей, выставочных залов, а также другие культурные объекты [4]. При планировании яхтенных туров и маршрутов в Санкт-Петербург необходимо учитывать, что основная ставка будет делаться на начальном этапе развития на перенаправление существующих потоков иностранных яхтенных туристов, а это заставляет учитывать их привычки и мотивации.

Это означает, что успешное развитие яхтенного туризма иностранных туристов невозможно без создания для них привычной инфраструктуры вдоль всего маршрута плавания по Ленинградской области и в самом Санкт-Петербурге. Наиболее крупными яхтенными маринами, с местами для стоянки парусных и парусно-моторных судов (в том числе гостевых) в настоящее время в Санкт-Петербурге являются: яхтенный клуб «Санкт-Петербург» в Лахте и яхт-клуб «Форт Константин» в Кронштадте, а также «Речной яхт-клуб профсоюзов», расположенный на Петровской косе. Подробную информа-

цию о расположении яхт-клубов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также о местах стоянок и заправочных станциях можно получить на сайте: https://rusyachting.ru.

В Санкт-Петербурге по состоянию на 01.01.2019 г. всего зарегистрировано 47,7 тыс. маломерных судов, однако из них только порядка одной тысячи составляют парусные и парусно-моторные суда (по данным ГИМС МЧС Санкт-Петербурга). Учитывая то, что население Санкт-Петербурга составляет 5,4 млн человек, можно говорить о том, что в среднем на 113 человек приходится 1 маломерное судно. В то время, как в Финляндии на 7 человек приходится 1 маломерное судно, в Швеции на 11 человек приходится одно маломерное судно, а в Эстонии одно судно приходится на 52 человека (таблица 1).

Таблица 1

Общая характеристика яхтинга в странах Балтии

Показатель Финляндия Эстония Швеция Германия Польша Дания Латвия Литва

Население, млн человек 5,5 1,3 10,0 82,8 38,5 5,8 2,8 1,9

Количество маломерных судов, штук 832 000 25 000 827 800 567 000 74 500 417 000 3 400 9 050

Обеспеченность маломерными судами, человек на 1 судно 7 52 11 146 560 14 559 210

Количество яхт-клубов 330 11 1 000 1 360 300 350 30 28

Количество членов яхт-клубов 60 000 800 250 000 185 000 50 000 100 000 3 400 2 500

Протяженность морского побережья, км 46 200 4 000 8 000 2 250 770 7314 511 99

Количество яхтенных марин и яхтенных гаваней, штук 1 770 2 550 1 500 2 700 1 300 400 30 16

Всего в Санкт-Петербурге 66% маломерного флота составляют моторные суда, 21% - гребные и 2% - парусные суда, остальные 10% составляют надувные резиновые лодки (без двигателей, несамоходные суда и гидроциклы) [1].

Первые яхт-клубы и первые события на воде в России появились в Санкт-Петербурге. Петр I Великий видел Санкт-Петербург морской столицей России и значимым городом-портом в Балтийском море. В настоящее время в Санкт-Петербурге и Ленинградской области существует пятнадцать яхт-клубов, восемь парусных школ и различные общественные парусные организации: Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Объединение парусного спорта «Санкт-Петербургский парусный союз», ассоциация яхт класса Л-6, национальная ассоциация яхт класса «СБ 20» и др.

С середины XIX в. регаты по парусному и гребному спорту стали проводиться в Великобритании, Германии, Италии, Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Голландии, позже, к концу XIX в., интерес к проведению регат распространился на скандинавские страны, Россию, Канаду, США и страны Латинской Америки. Изначально регаты проводились только для парусных и гребных судов, однако в настоящее время проводятся и водно-моторные соревнования. Яхтенные события можно классифицировать по уровню проведения мероприятия на: международные, национальные, региональные и локальные события (рисунок 1).

Крупные международные водные события, осуществляемые обычно в атмосфере праздника и часто включающие не только спортивную, но и культурно-развлекательную программу, в свою очередь, служат популяризации водных видов спорта для населения. К таким событиям относятся: регаты, фестивали и бот-шоу (рисунок 2). Под «регатой» понимают соревнование, состоящее из серии гонок для судов разных классов.

Рис. 1. Виды яхтенных событий

Рис. 2. Классификация по уровню события

За последние 20 лет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области наблюдается увеличение общего количества яхтенных мероприятий, однако, в основном это - региональные мероприятия, и лишь отдельные мероприятия можно отнести к событиям национального или международного уровня. Из значимых яхтенных событий можно выделить международные регаты: «Nord Stream Race», «Sailing Champions League», «UST-LUGA CUP», «Чемпионат мира в классе RS:X среди юниоров», которые объединяют участников разных стран.

В 2021 году Санкт-Петербург планировал принять легендарную ежегодную регату крупных парусников «The Tall Ships Races», которая ранее заходила в Санкт-Петербург в 2009 году. Ранее, в 1996 году, Санкт-Петербург принимал парусную регату Cutty Sark (под таким названием в те годы проводилась регата The Tall Ships Races). Это мероприятие должно было стать крупным яхтенным событием, но, к сожалению, мероприятие было отменено.

Наибольшее количество участников и зрителей, как привило, привлекают различные водные и морские фестивали, такие как: «Балтийская яхтенная неделя» (Санкт-Петербург); «Ораниенбаумский морской фестиваль» и регата frange race» (Ломоносов); «Ладога Фест» и регата «Большая Ладога» (Ладожское озеро); «Фестиваль водного туризма» (Выборг); «Фестиваль и регата «Паруса Выборга» (Выборг).

Небольшое число мероприятий международного уровня в регионе обусловлено недостаточно развитой яхтенной инфраструктурой (вместимость действующих яхтенных стоянок не позволяет принимать крупные международные регаты, а существующая инфраструктура - проводить мероприятия на соответствующем уровне), сложностями с оформлением документов, отсутствием подробной и доступной информации о порядке прохождения границы на маломерном судне, достаточно строгим визовым режимом, а также слабой информационной и маркетинговой поддержкой въездного яхтенного и событийного туризма.

Несмотря на удобное расположение и продолжительность береговой линии, Санкт-Петербург и Ленинградская область используют свой потенциал для развития яхтенного туризма ограниченно, и связано это, прежде всего, с недостаточным уровнем развития яхтенной инфраструктуры. Согласно проведенным опросам и изучению экспертных оценок, можно сделать вывод о том, что туристские потоки граждан стран Балтийского региона можно привлечь в Санкт-Петербург. Расположение Санкт-Петербурга между прибалтийскими странами и Финляндией позволяет прокладывать круизные маршруты для маломерных судов. Однако для того, чтобы такие маршруты пользовались популярно-

стью в сегменте «семейного» яхтенного туризма, необходимо создать места стоянок маломерных судов на расстоянии не более 30 морских миль друг от друга на всем пути от Финляндии до Санкт-Петербурга и дальше в Эстонию. А также необходимо организовать заправочные станции на расстоянии 50-60 километров друг от друга.

Санкт-Петербург также может стать крупным центром привлечения продавцов и покупателей яхт и сопутствующих товаров, как для россиян, так и для иностранцев. Для того, чтобы оценить потенциал развития бот-шоу в Санкт-Петербурге, можно посмотреть на количество участников бот-шоу в Хельсинки, Стокгольме, Дюссельдорфе (таблица 2).

Таблица 2

Бот-шоу стран Балтийского региона

Бот-шоу Экспоненты Посетители

Хельсинки (Финляндия) International Boat Show Vene Bât 385 73000

Хельсинки (Финляндия) Boat-afloat show 158 14300

Дюссельдорф (Германия) 1745 240000

Гамбург (Германия) 169 18000

Фридсхафен (Германия) 500 93000

Берлин (Германия) 700 43000

Стокгольм (Швеция) 450 89000

Гетеборге (Швеция) 3700 65000

Санкт-Петербург (РФ) 60 3000

Фредерисия (Дания) 200 30880

Таллин (Эстония) 100 10400

Варшава (Польша) 411 28056

Лодзь (Польша) 160 7957

Рига (Латвия) 189 21268

Необходимо отметить, что недостаточный рост количества иностранных участников Санкт-Петербургского бот-шоу связан, в первую очередь, с состоянием инфраструктуры базирования и обслуживания на пути перегона экспонируемых яхт. Количество причальных мест яхт-клуба для экспозиции крупных моторных яхт и супер-яхт на время выставки также недостаточно и требует увеличения.

Административные барьеры, связанные получением виз для иностранных экспонентов бот-шоу, с прохождением границы, таможенным оформлением временного ввоза яхт также являются сдерживающим фактором для активного участия международных компаний в петербургских мероприятиях. При этом, по оценкам организаторов подобных фестивалей и шоу, система акций поддержки на уровне администрации города (официальные приглашения для участников, упрощенная система въезда на выставки) могла бы сформировать предпосылки для роста количества экспонируемых яхт и опосредованно стимулировать увеличение количества посетителей. В целом, необходимо более активное содействие развитию рассмотренного сегмента экономики со стороны государства [9, 10]. Заключение

В целях развития яхтинга и яхтенных событий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области следует отметить следующие рекомендации:

• с целью популяризации парусного и гребного спорта среди населения и особенно молодежи важно развивать фестивальное движение, выделяя необходимые ресурсы на организацию и продвижение морских событий, а также на развитие инфраструктуры яхтинга. Большим потенциалом для дальнейшего развития на международном уровне обладает «Санкт-Петербургская парусная неделя», а также «Ораниенбаумский морской фестиваль», в рамках которого проводятся международные конференции, посвященные проектам приграничного сотрудничества и развитию международного яхтенного туризма с участием экспертов из Финляндии, Эстонии, Германии, Японии, Нидерландов. Представляется целесообразным развивать проект «Дни Балтийского моря» в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Калининграде. Проект «Дни Балтийского моря» был пред-

ложен в Хельсинки, затем к проекту присоединились города Турку, Котка, Стокгольм, Таллин. В настоящее время разрабатывается проект проведения фестиваля «Большие Паруса», который будет объединять яхтсменов Балтийского моря;

• для развития международных яхтенных событий и привлечения иностранных участников необходимо принять ряд мер, направленных на облегчение визового и пропускного режима для яхтсменов. В частности, установить упрощенную процедуру контроля пересечения границы РФ для маломерных судов и внедрить систему «паспортов болельщика» для иностранных граждан, прибывающих на яхтенные мероприятия в качестве участников или организаторов; увеличить количество и пропускную способность пограничных пропускных пунктов;

• сформировать систему марин, удовлетворяющую требованиям комфортного прохождения туристических яхт по системе «30 миль»;

• предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербург, Ленинградская область) расходы на маркетинговое продвижение яхтенных событий на международном уровне (регат, фестивалей, бот-шоу);

• в целях повышения заинтересованности и привлечения предприятий и организаций к финансированию яхтенных мероприятий (регат, фестивалей и др.) необходимо разработать систему льгот для организаций и предприятий, выступающих донорами или спонсорами яхтенных мероприятий;

• для привлечения участников яхтенных мероприятий следует содействовать развитию бербоут-чартера в части возможности аренды иностранным экипажем маломерного судна, зарегистрированного в ГИМС, на законодательном уровне;

• внедрить упрощенный порядок согласования проведения яхтенных регат и иных спортивно-массовых мероприятий;

• рассмотреть возможность предоставления льготных условий услуг лоцманской проводки судов для участия в мероприятиях, включенных в национальный (региональный) календарь событий за счет государственных дотаций;

• разработать единый календарь яхтенных мероприятий, организуемых в балтийских регионах Российской Федерации (Санкт-Петербург, Ленинградская область);

• разработать мобильное и онлайн приложение, позволяющее находить и бронировать места стоянки маломерных судов, а также включающее в себя информацию о правилах пересечения границы и таможенном оформлении маломерного судна при въезде в РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексанков А.М., Ковалев С.Н., Мозокина С.Л. Перспективы развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге // Известия СПбГЭУ. 2019. № 2 (116). С. 90-96.

2. Гамидова А.Э. Перспективы развития аграрного туризма в постпандемийный период // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 3 (45). С. 31-34.

3. Карпова Г.А., Валеева Е.О. Проблемы и перспективы развития туризма в условиях пандемии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 1 (127). С. 97-104.

4. Комитет по культуре Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spbculture.ru/ru/insti-tutions/5/?page=3 (дата обращения 25.09.2021).

5. Крестьянинова О.Г. Механизм сопряженного развития медицинских услуг и туристской дестинации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 1 (39). С. 29-32.

6. Мозокина С.Л., Ефремова Е.С. Перспективы развития детско-юношеского круизного турима в Санкт-Петербурге // Туризм и гостеприимство. 2018. № 2. С. 59-64.

7. Нестеренко Н.А. Здоровье и работоспособность экономически активного населения как целевая функция в деятельности санаторно-курортного комплекса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2 (110). С. 145-149.

8. Чуянов Ю.В., Растова Ю.И. Дискуссия о соотнесении понятий "здравоохранение" и "социальная сфера" // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1 (121). С. 58-61.

9. Шиян А.А. Исторический аспект концепции государственно-частного партнерства // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 1 (43). С. 14-17.

10. Vertakova J., Plotnikov V. Russian and foreign experience of interaction between government and business // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 28. № 3. Р. 411-415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.