Научная статья на тему 'Информационно-аналитическое исследование яхтенного туризма Санкт-Петербурга'

Информационно-аналитическое исследование яхтенного туризма Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ТУРИЗМ / ЯХТИНГ / YACHTING / ЯХТЕННЫЙ ТУРИЗМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / YACHT TOURISM OF ST / NAUTICAL TOURISM / PETERSBURG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимов В.В., Трофимова Е.В., Калашникова Ю.В.

В статье приводится сравнительный анализ характеристик Санкт-Петербурга как центра яхтенного туризма стран Балтийского региона; рассматриваются факторы, связанные с инфраструктурой, законодательством и экономикой обстановкой в регионе, которые характеризуют слабые стороны развития яхтинга в регионе, и предлагаются пути их усиления; предлагается осуществлять программу развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге на базе экономической модели государственно-общественного партнерства, которая позволит сократить затраты на строительство крупных спортивных объектов в 15-20 раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трофимов В.В., Трофимова Е.В., Калашникова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL STUDY OF THE YACHT TOURISM IN ST. PETERSBURG

The article provides a comparative analysis of the characteristics of St. Petersburg as a center for yacht tourism of the Baltic region; the article discusses factors related to infrastructure, legislation and economic situation in the region, which is characterized by weaknesses in the development of yachting in the region, and suggests ways to strengthen them; the article proposes to carry out a program of development of yacht tourism in St. Petersburg on the basis of the economic model of public-public partnerships, which will reduce costs for the construction of major sports facilities in the 15-20 times.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическое исследование яхтенного туризма Санкт-Петербурга»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.49.012 Трофимов В.В.1, Трофимова Е.В.2, Калашникова Ю.В.3

1ORCID: 0000-0002-3518-8192, Профессор, доктор технических наук,

2

доцент, кандидат экономических наук, 3магистр, Санкт-Петербургский государственный экономический университет ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация

В статье приводится сравнительный анализ характеристик Санкт-Петербурга как центра яхтенного туризма стран Балтийского региона; рассматриваются факторы, связанные с инфраструктурой, законодательством и экономикой обстановкой в регионе, которые характеризуют слабые стороны развития яхтинга в регионе, и предлагаются пути их усиления; предлагается осуществлять программу развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге на базе экономической модели государственно-общественного партнерства, которая позволит сократить затраты на строительство крупных спортивных объектов в 15-20 раз.

Ключевые слова: морской туризм, яхтинг, яхтенный туризм Санкт-Петербурга.

Trofimov V.V.1, Trofimova E.V.2, Kalashnikova J.V.3

1ORCID: 0000-0002-3518-8192, Professor, PhD in Engineering, 2Associate professor, PhD in Engineering, 3Master, St. Petersburg State Economics University INFORMATION AND ANALYTICAL STUDY OF THE YACHT TOURISM IN ST. PETERSBURG

Abstract

The article provides a comparative analysis of the characteristics of St. Petersburg as a center for yacht tourism of the Baltic region; the article discusses factors related to infrastructure, legislation and economic situation in the region, which is characterized by weaknesses in the development of yachting in the region, and suggests ways to strengthen them; the article proposes to carry out a program of development of yacht tourism in St. Petersburg on the basis of the economic model of public-public partnerships, which will reduce costs for the construction of major sports facilities in the 15-20 times.

Keywords: nautical tourism, yachting, yacht tourism of St. Petersburg.

Россия - одна из крупнейших стран в мире по протяженности своих внутренних водных путей, которые составляют 101,6 тыс. км. Ежегодно по внутренним водным путям перевозят более 150 млн. тонн грузов и 20 млн. пассажиров, рабочими являются более 30 тыс. судов, принадлежащих 1,5 тыс. судовладельцев1. Несмотря на такую огромную протяженность внутренних водных путей на берегах наших рек и морей, ничтожно мало свободных для использования яхтсменами стоянок, причалов, заправок и центров технического обслуживания.

Первый и единственный в России специализированный пассажирский порт «Морской фасад», расположенный в Санкт-Петербурге, является важнейшим объектом круизной, паромной и яхтенной индустрии в городе. Его пропускная способность насчитывает 12 тысяч пассажиров в день, что составляет 1,2 млн. пассажиров в год [1,2]. За последние 5 лет количество «морских» туристов увеличилось в 1,5 раза. Специалисты прогнозируют в ближайшие пять лет прирост морских пассажиров в Балтийском регионе, и в частности в Санкт-Петербурге, на 20%. Благодаря морскому туризму, в бюджет города ежегодно поступают доходы около 250 млн. долларов США2.

Проведенный SWOT-анализ позволил выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития яхтинга в Санкт-Петербурге. Возможности включают: популяризацию яхтинга у жителей Европы за счет маркетинговой политики; повышение заинтересованности иностранных туристов к дистинации Санкт-Петербург, в том числе и за счет упрощения визового режима. Слабые стороны включают множество факторов, связанных с инфраструктурой (отсутствие яхтенной инфраструктуры; неудовлетворительное состояние фарватера; отсутствие должного навигационного и гидрографического обеспечения); законодательством (визовые ограничения; плохое регулирование туристской деятельности на региональном и муниципальном уровнях; низкий уровень безопасности) и экономической (низкий средний уровень жизни, который не всем позволяет содержать яхту; отсутствие эффективной маркетинговой политики по продвижению города на международном рынке; несоответствие цены качеству услуг) обстановкой.

Одним из факторов, сдерживающим развитие яхтенного туризма в Санкт-Петербурге, является сезонность. Если в Средиземноморском и Карибском регионе, яхтенный туризм актуален круглый год, то в Северо-Западном федеральном округе из-за климатических особенностей, продолжительность яхтенного сезона составляет всего десять недель. Поэтому маломерные суда не могут круглый год оставаться на воде и вынуждены зимовать на суше, в то время как получить текущее техническое обслуживание практически негде. Специализированных на яхтах марин, где можно без проблем заправить яхту и получить соответствующее береговое обслуживание крайне мало.

Рассмотрим подробнее последний фактор слабых сторон - «Несоответствие цены и качества услуг». Дороговизна яхтенного отдыха в России объясняется завышенной ценовой политикой яхт-клубов на базирование и техническое обслуживание яхт. В таблице 1 приводится стоимость базирования в некоторых яхт-клубах Санкт-Петербурга.

На сегодняшний день техническую помощь яхтам оказывают не только специализированные мастерские при яхт-клубах, но и некоторые фирмы по ремонту автомобилей. И если проблема первых заключается в формировании невероятно высоких цен за обслуживание, то проблема вторых - это отсутствие лицензии на проведение соответствующих работ.

1 Яхт-клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/luKnZD. - Загл. с экрана.

2 Петербург развивает круизный туризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goo.gl/hLOZy5. - Загл. с экрана.

58

Таблица 1 - Стоимость базирования в яхт-клубах Санкт-Петербурга

Яхт-клуб Расценки за базирование руб./мес. Стоимость базирования яхты-представителей 35" на условиях клуба Коэффициент приведения к условиям яхт-клуба «Балтиец» Стоимость базирования предоставлением условий аналогичных яхт-клубу «Балтиец»

Речной (б. Центральный) 1800 за метр LOA 19215 1,79 34400

Морской (б. БМП) 1800 за метр LOA 19215 1,87 35900

Крестовский 1700 за метр LOA 18147 2,2 39900

Геркулес 1100 за метр LOA 11745 2,0 23500

Балтиец 800 800 1,0 С учетом коэффициента 1,9 1520

Источник данных: [составлено авторами].

Для решения этой проблемы, разработчиками отраслевой схемы было предложено построить в Санкт -Петербурге еще 42 объекта базирования и обслуживания маломерного флота, чья общая площадь насчитывала бы более 180 га и позволила бы принять 8,2 тыс. маломерных судов. Тем не менее, инициатива не была поддержана владельцами яхт -клубов из-за неоправданных крупных вложений и невероятно долгих сроков окупаемости (все вложенные средства в размере от 100 млн до 900 млн руб., в лучшем случае окупятся через 10 лет).

Выход - повышение процента лицензированных мастерских, осуществляющих техническое обслуживание яхт. Во-первых, затраты на переподготовку квалифицированных кадров значительно меньше, затрат на строительство новых центров обслуживания. Во-вторых, цены на обслуживание в таких мастерских для яхтенных туристов будут значительно ниже, предлагаемых в яхт-клубах.

При развитии инфраструктуры целесообразно опираться на опыт Балтийских стран. Во-первых, в интересах конкуренции качество инфраструктуры не должно уступать соседским странам. Во-вторых, климат и сезонность Скандинавских стран идентичен климату Санкт-Петербурга, чего не скажешь, о странах Карибского региона. Использование финского опыта, уже показало свои положительные результаты на примере форта «Константин». Реализация проекта развития инфраструктуры яхтинга в Санкт-Петербурге позволит усовершенствовать процедуру управления границей, повысить безопасность в области предупреждения и пресечения незаконной миграции, а также нелегального перемещения товаров и грузов. Выгодное сотрудничество привлечет в Санкт-Петербург яхтенных туристов из Скандинавских стран, что позволяет надеяться на то, что стоянки будут работать с полной загрузкой.

Исследование, проведенное Санкт-Петербургским яхт-клубом «Балтиец», предлагает установить следующие целевые индикаторы развития инфраструктуры яхтинга в Санкт-Петербурге: (1) увеличить количество стояночных мест для лодок длиннее 5,5 м до 20-25 тысяч (при наличии 4,3 тысяч); (2) установить соотношение гаваней классов А, В, С как 15:55:30 (на данный момент их соотношение составляет 51:26:23); (3) установить соотношение парусных и моторных лодок 50:50 (на данный момент их соотношение составляет 4:96) 3. Проведенные расчеты показали, что равная пропорция может быть достигнута только через несколько десятилетий, а затраты составят около 250 - 300 млрд. рублей. Так, например, в Финляндии соотношение парусных и моторных лодок составляет 34:66 и, чтобы достичь этого финнам потребовалось 50 лет.

Реализация программы развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге должна базироваться на экономической модели государственно-общественного партнерства [3,4,5]. Как показывают расчеты4, предложенная концепция позволяет сократить затраты на строительство крупных социально значимых спортивных объектов в 15-20 раз! 5 Более того, ее успешное применение создаст предпосылки для разработки организационно-технических методов снижения затрат на строительство и эксплуатацию объектов.

Если тщательно подойти к вопросу о разработке безопасных привлекательных маршрутов и наладить береговую инфраструктуру, где туристы смогут получить широкий спектр услуг, цена уже не будет казаться такой высокой. На сегодняшний день аренда яхты на 4-6 человек в Санкт-Петербурге стоит от 1000 евро за неделю, что при должном уровне качества сервиса является вполне допустимой ценой6.

Исходя из полученных данных, можно заключить, что программа развития яхтенного туризма должна учитывать множество факторов, связанных с инфраструктурой, законодательством и экономической обстановкой. Однако, при должном уровне государственного контроля, плановой реализации мероприятий, направленных на развитие яхтенного туризма, а также следованию ключевых направлений «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России

3 Об отраслевой схеме размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга (с изменениями на 10 декабря 2012 года) [Электронный ресурс]: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 февраля 2009 года № 151. - Режим доступа: http://gov.spb.ru/law?d&nd=891804983&nh=1.

4 Волостных В.В. Размышления о портах-убежищах [Текст] / Волостных В. В. / Катера и яхты. - 2007. - № 6 (210). - С. 91-95.

5 Волостных В.В. Размышления над концепцией. Концептуальные недоумения [Текст] / Волостных В. В. / Оборонный заказ. -2010. - № 28-29.

6 Мифы и заблуждения о яхтинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atiantis-yacht-club.eu/ru/page/mify-i-zaЫuzhdemja-o-jakhtinge. - Загл. с экрана

до 2030 года» и программы «развития внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011 - 2018 гг.», яхтенный туризм сможет достичь целевых показателей.

Литература

1. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Информационно-аналитическая поддержка развития туризма города-порта/ Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - № 2. - С. 107-109.

2. Трофимов В.В., Трофимова Е.В. Информационные технологии бизнес-решений туристской сферы. Опыт и перспективы развития туризма в крупных приморских городах: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции. 12 декабря 2012 года / Под науч. ред. И.А. Максимцева, Г.А. Карповой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.

3. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Перспективы информационного обеспечения взаимодействия участников инвестиционно-строительного комплекса. Экономика и управление 2013. №1 (87). СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2013. -С.86-89.

4. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Формирование и развитие информационного пространства инвестиционно -строительного комплекса. Вестник Омского университета, Серия «Экономика», Омск: Изд-во ОмГУ, 2013. №2 -С.120-123.

5. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Организационно-экономические аспекты развития инновационных процессов в условиях реализации национальной технологической инициативы. Вопросы экономики и права, №11 (89), 2015.

References

1. Trofimova L.A., Trofimov V.V. Informacionno-analiticheskaja podderzhka razvitija turizma goroda-porta. Izvestija Sankt-Peterburgskogo universiteta jekonomiki i finansov. - 2012. - № 2. - S. 107-109.

2. Trofimov V.V., Trofimova E.V. Informacionnye tehnologii biznes-reshenij turistskoj sfery. Opyt i perspektivy razvitija turizma v krupnyh primorskih gorodah: Sb. materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 12 dekabrja 2012 goda / Pod nauch. red. I.A. Maksimceva, G.A. Karpovoj. - SPb.: Izd-vo SPbGUJeF, 2012.

2. Trofimova L.A., Trofimov V.V. Perspektivy informacionnogo obespechenija vzaimodejstvija uchastnikov investicionno-stroitel'nogo kompleksa. Jekonomika i upravlenie 2013. №1 (87). SPb.: Izd-vo SPbUUiJe, 2013. S.86-89.

3. Trofimova L.A., Trofimov V.V. Formirovanie i razvitie informacionnogo prostranstva investicionno-stroitel'nogo kompleksa. Vestnik Omskogo universiteta, Serija «Jekonomika», Omsk: Izd-vo OmGU, 2013. №2 - S.120-123.

4. Trofimova L.A., Trofimov V.V. Organizacionno-jekonomicheskie aspekty razvitija innovacionnyh processov v uslovijah realizacii nacional'noj tehnologicheskoj iniciativy. Voprosy jekonomiki i prava, №11 (89), 2015.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.49.164 Черников А.В.

Кандидат экономических наук, доцент, Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОМ РИТЕЙЛЕ

Аннотация

Проанализированы явление каннибализации, а также этапы принятия решения по работе с франшизой на примере компании - дистрибьютора спортивных товаров «Quiksilver». Рассмотрены проблемы проведения промо-акции: определение целей и выбор целевой аудитории, выбор формата магазина, определение механики и эффективности промо.

Ключевые слова: каннибализация, франшиза, промо-акция, инструменты, эффективность.

^егшкоу A.V.

PhD in Economics, associate professor Moscow State University named after M.V. Lomonosov MARKETING TOOLS OF PROMOTION OF PRODUCTS IN RUSSIAN RETAIL

Abstract

Analyzed the phenomenon of cannibalization, and the stages of decision making on work with the franchise as an example of the company - a distributor of sporting goods «Quiksilver». The problems of the promotion: definition of objectives and the choice of the target audience, the store format selection, definition ofpromotional mechanics and efficiency.

Keywords: cannibalization, franchise, promotional campaign, tools, efficiency.

Каннибализация - явление, при котором новый продукт сокращает рыночную долю другого продукта той же организации. Обычно, в маркетинге данный термин употребляется, когда доля продаж продукта одного бренда снижается в пользу другого продукта того же бренда. В статье данный термин изложен намного шире.

Розничная торговля ассоциируется у потребителей с розничными сетями. Розничная сеть является набором магазинов, которые создаются по определенному концепту, в которых массово и в едином ключе применяются инструменты комплекса маркетинга. Большая розничная сеть вызывает у потребителя доверие к бренду. Покупатель подсознательно верит, что, например, покупая продукты в «Ашане», он не рискует приобрести некачественный продукт, нежели, совершая покупку в локальном магазине. Анализируя розничную сеть как набор торговых точек, возникает вопрос: выгодно ли иметь много магазинов? Ответ - до определенного момента. График эффективности розничной сети на примере компании Adidas Group CIS в зависимости от количества магазинов - график нормального распределения, где x - количество магазинов, а f(x) - совокупная выручка магазинов в выборке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.