Научная статья на тему 'Популяризация науки на примере журнала "Кот Шрёдингера": Опыт аналитической рецензии'

Популяризация науки на примере журнала "Кот Шрёдингера": Опыт аналитической рецензии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
853
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ЖУРНАЛ "КОТ ШРЁДИНГЕРА" / POPULAR SCIENCE JOURNALISM / JOURNAL ≪SCHRöDINGERś CAT≫

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кильдякова Оксана Александровна

Тема. В статье рассматривается научно-популярная журналистика в России на примере научно-популярного журнала "Кот Шрёдингера". В настоящее время формируются благоприятные условия для развития нового витка отношений между наукой и обществом. Общественность и молодежь проявляют интерес к науке, растёт потребность в научной популяризации и новых научно-популярных изданиях. В статье отражаются характерные особенности журнала, способствующие популяризации науки. Ключевые слова: научно-популярная журналистика, журнал "Кот Шрёдингера".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Popularization of science by example of journal "Schrödingerś Cat": Analytical reviewing experience

Topic. The article discusses popular science journalism in Russia using a popular science journal called "Schrödingerś Cat" as the example. Favourable conditions are now being created for the development of a new round of relations between science and society. In recent years, the state and the public have shown interest in science, therefore, there is a growing need for scientific popularization and new popular science publications. The article reflects the characteristic features of "Schrödingerś Cat" which contribute to the popularization of science.

Текст научной работы на тему «Популяризация науки на примере журнала "Кот Шрёдингера": Опыт аналитической рецензии»

«ДВЕ КУЛЬТУРЫ»

Популяризация науки на примере журнала «Кот Шрёдингера»: Опыт аналитической рецензии

О. А. Кильдякова

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Россия, 10012 Саратов, Астраханская, 83 E-mail: oksanakildyakova@yandex.ru Поступила в редакцию 29.01.2019, принята к публикации 12.02.2019

Тема. В статье рассматривается научно-популярная журналистика в России на примере научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера». В настоящее время формируются благоприятные условия для развития нового витка отношений между наукой и обществом. Общественность и молодежь проявляют интерес к науке, растёт потребность в научной популяризации и новых научно-популярных изданиях. В статье отражаются характерные особенности журнала, способствующие популяризации науки.

Ключевые слова: научно-популярная журналистика, журнал «Кот Шрёдингера».

Образец цитирования: Кильдякова О.А. Популяризация науки на примере журнала «Кот Шрёдингера»: Опыт аналитической рецензии//Изв. вузов. ПНД. 2019. T. 27, № 1. С. 119-125. https://doi.org/10.18500/0869-6632-2019-27-1-119-125

Popularization of science by example of journal «Schrodinger's Cat»: Analytical reviewing experience

O. A. Kildyakova

Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky 83, Astrakhanskaya str., 410012 Saratov, Russia E-mail: oksanakildyakova@yandex.ru Received 29.01.2019, accepted for publication 12.02.2019

Topic. The article discusses popular science journalism in Russia using a popular science journal called «Schrodinger's Cat» as the example. Favourable conditions are now being created for the development of a new round of relations between science and society. In recent years, the state and the public have shown interest in science, therefore, there is a growing need for scientific popularization and new popular science publications. The article reflects the characteristic features of «Schrodinger's Cat» which contribute to the popularization of science.

Key words: popular science journalism, journal «Schroodinger's Cat».

Reference: Kildyakova O.A. Popularization of science by example of journal «Schrodinger's Cat»: Analytical reviewing experience. Izvestiya VUZ, Applied Nonlinear Dynamics, 2019, vol. 27, no. 1, pp. 119-125. https://doi.org/10.18500/0869-6632-2019-27-1-119-125

1. В современной российской журналистике популяризацией науки активно занимаются сотрудники журнала «Кот Шрёдингера» (далее - «КШ») - ежемесячного политематического научно-популярного журнала о науке и научных открытиях. Первый номер журнала вышел в октябре 2014 года. Тираж издания составляет 50000 экземпляров. В 2016 году «КШ» стал лауреатом Премии «За верность науке» в номинации «Лучшее периодическое печатное издание о науке». На официальном сайте четко обозначена цель создания «КШ»: «Задача наша - приспособить знания к жизни», то есть журнал выступает в роли просветителя и популяризатора науки.

Какими именно способами научные журналисты «КШ» воспользовались для выполнения такой задачи? Изучение характерных особенностей журнала позволит дать ответ на этот вопрос.

2. В издании раскрывается много разнообразных увлекательных тем. «Мы пишем о Вселенной, об атомах, о материках, об организмах, об обществе. Мы пишем о нас с вами. Мы пишем сами», - так на официальном сайте говорят сами создатели издания о тематике журнала. Один из курсов, которые решили взять сотрудники «КШ», - это ориентация на будущее. Именно поэтому в журнале публикуется много материалов о роботах и искусственном интеллекте, о нейросетях и исследованиях мозга, о дальнем космосе. Большое количество материалов «КШ» посвящено естественно-научным темам. Однако о читателях, испытывающих потребность в познании чего-то нового из области гуманитарных, технических и точных наук, сотрудники «КШ» также не забывают. При этом редакторы журнала придерживаются патриотичной политики - читателя знакомят, в основном, с достижениями российской науки и рассказывают о российских ученых. Главный редактор «КШ» Григорий Тарасевич поясняет, почему журнал придерживается этой позиции: «Мы, естественно, отдаём предпочтение российской науке и не только потому, что мы такие патриоты, а ещё и потому, что мы пишем о людях, а живых людей в России нам легче понять: они вокруг нас... Когда я общаюсь с российскими учёными, я понимаю нюансы каждого слова. Для меня важно, сказал человек - это сложная задача, это неподъёмная задача или это каверзная задача. Три разных слова. Я их чувствую. В английском я их точно не почувствую. К тому же с российскими учёными проще связаться».

Широкий спектр знаний, который пытаются охватить сотрудники журнала, позволяет аудитории всесторонне развиваться. Читатели не только своевременно узнают о научных открытиях и изобретениях, сделанных в России и по всему миру, о последних сенсациях в разных областях науки и жизни, но и получают больше информации об окружающем мире и самих себе. Тематическое разнообразие, безусловно, важно для «КШ» как для научно-популярного журнала, так как это позволяет занять досуг широкого круга людей с разными интересами, что способствует его популярности среди массовой аудитории. Это, в свою очередь, помогает популяризации.

3. Для привлечения внимания к журналу важную роль играет его визуальная составляющая. Первое, что видит читатель, - обложка издания. По всей видимости, научные журналисты «КШ» не допускают того, чтобы читатели привыкли к однообразному оформлению обложек. Они постоянно меняют цветовое решение, а также местоположения логотипа и анонсов (рис. 1).

Сотрудники журнала дали интересный эпитет своему журналу - «шершавый». В данном случае понятие «шершавый» можно трактовать как антоним к слову «глянцевый». «Шершавость», скорее всего, не только чисто физическая характеристика (бумага, на которой печатается «КШ», действительно шершавая), но ещё и определение качества и репутации издания. Именно «шершавость» выделяет «КШ» на фоне других научно-популярных изданий.

Оригинальная концепция издания «Кот Шрёдингера» включает в себя яркое иллюстративное сопровождение. Порой именно иллюстрации, а не заголовок материала, привлекают внимание читателя и побуждают прочитать текст. Иногда картинки носят весёлый характер. Например, на страницах издания можно увидеть изображение вируса, похожего на злобно улыбающийся смайлик, спящую статую свободы (рис. 2).

» ЖИВОЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛ ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ «

СДЕЛАЙ САН:

ВЫДЕЛИТЬ СВОЮ ДНК ПРЯМО к» КУХНЕ

а о

Рис. 1. Обложка журнала «Кот Шрёдингера»: a - Кот - жив! [1]; b - Квантовая механика в комиксах?! [2] Fig. 1. The cover of «Schrodinger's Cat» magazine: a - the Cat is alive! [1]; b - quantum mechanics in comics?! [2]

а Ь

Рис. 2. Изображения в журнале «Кот Шрёдингера»: a - злобно улыбающийся смайлик [3, с. 14]; Ь - спящая «Статуя свободы» [4, с. 61]

Fig. 2. Images in «Schrodinger's Cat» magazine: a - evilly grinning smiley [3, p. 14]; b - sleeping «Statue of Liberty» [4, p. 61]

Рис. 3. Дизайн полей в журнале «Кот Шрёдингера»: a - изображение линейки на полях [5, с. 38-41]; b - изображения людей на полях [6, с. 2-3])

Fig. 3. Design of margins in «Schrodinger's Cat» magazine: a - image of a ruler in the margins [5, pp. 38-41]; b - images of people in the margins [6, pp. 2-3])

Это говорит о том, что журнал не только просвещает, но и развлекает, что особенно заманчиво для широкой аудитории.

Научные журналисты «КШ» также обращаются к массовой культуре. Таких персонажей, как магистр Йода (персонаж из цикла фильмов «Звёздные войны»), Дейенерис Таргариен (персонаж из сериала «Игра престолов»), можно встретить на страницах издания. Как показывает практика, использование узнаваемых персонажей добавляет читательского успеха материалу.

Разнообразны в журнале не только изображения, но и шрифты, и цвета. Это положительно влияет на восприятие текста. Именно поэтому, находящиеся по соседству текстовые материалы не похожи друг на друга, а внимание читателя концентрируется точно на основных моментах. Сотрудники «КШ» смело экспериментируют с полями, периодически придумывая собственные дизайны (рис. 3). В этих случаях традиционный белый фон страниц заменяется на красочные рисунки. Возможно, научные журналисты учитывают тот факт, что оформление интернет-страниц периодически меняется, поэтому решили идти в ногу со временем и следовать такой тенденции в своём издании.

Подобного рода изменения пробуждают интерес к журналу у читателей, которых в наше время сложно чем-то удивить, ведь становится любопытно, что сотрудники «КШ» придумают в следующий раз.

4. Самое важное - в «КШ» язык изложения понятен для широкой аудитории, что и является главной задачей научных журналистов «КШ», ведь без этого популяризация науки невозможна. Они переводят научный язык на доступный для понимания массовой аудиторией с помощью метафор (вакцина - «двойной агент», устойчивые к антибиотикам бактерии - «бронированная пехота» [3, с. 21]), аналогий и сравнений с явлениями, которые известны широкой аудитории. К примеру, в статье «Земля в объятиях Солнца» [7, с. 66-73] научные журналисты, описывая поток заряженных частиц, разлетающихся с поверхности светила, употребляют сравнительный оборот «частицы разлетаются примерно так же, как разносились бы брызги воды из шланга, если бы вы вращались вместе с ним».

Сотрудники журнала уверены: «Скучна научная статья без примеси фантастики», поэтому иногда заголовки в журнале «КШ» неожиданны и провокативны («О пользе падения головой в болото» [8, с. 72], «Чем крокодилы лучше мужчин» [9]). И действительно, они оправдывают ожидание читателей, отвечая не только принципу эффектности, но и принципу эффективности.

Как известно, один из простых способов заинтересовать кого-то - рассмешить, поэтому материалы в «КШ» разбавлены шутками: «Будь у белки наша память, она бы умерла с голода, прежде чем вспомнила, куда спрятала орешки» [10, с. 34].

Сквозным персонажем всех номеров журнала является Кот, от лица которого ведётся диалог с читателем. Кота можно и видеть, и «слышать» на страницах издания. Он постоянно напоминает о себе на полях и в иллюстрациях к материалам, а также периодически комментирует написанное журналистами. Постоянное присутствие Кота выделяет журнал среди других научно-популярных изданий.

Журнал «КШ» отличается и необычными для научно-популярного журнала способами подачи научной информации - используется сайнстэйнмент1. На первый план теперь выходит не только что сообщается, но и как сообщается. Тем не менее преобладание в журнале рекреативной функции (то есть функции развлечения и отдыха) [11] не приводит к появлению вульгарных статей (сенсационных и неинформативных). Научным журналистам удаётся создавать яркие, привлекательные материалы, но они носят сугубо научный характер. Такое сочетание качественного содержания и, в некотором роде, «бульварной формы» превращает журнал в квалоид2. Но это интерактивный квалоид, уподобленный интернет-сайтам: информация до аудитории доносится

1 Sciencetainment (от анг. science и entertainment) - наука-развлечение.

2 Квалоид - качественный таблоид.

кратко, ёмко, красочно. Например, при чтении некоторых рубрик создается ощущение, что пролистываешь новостную ленту какой-нибудь социальной сети - все новости небольшого объёма, сопровождены изображениями, аналогами хэштегов. Такой способ подачи информации связан с «клиповым» мышлением, свойственным современному поколению. При переходе из виртуального пространства в реальное пользователи Интернета не ощущают разницы между материалами в электронном и печатном виде.

5. Редакторы «КШ» прибегают к использованию игровых элементов при создании материалов на научную тему, выступая в роли новаторов. Игровые формы подачи информации предполагают отказ от штампов, что приводит к заинтересовывающей читателей оригинальности. На страницах журнала публикуются комиксы, посвященные проблеме старения, настольные игры, научные анекдоты. Наиболее интересна рубрика «Простые вещи». Например, в статье «Лист бумаги» [8, с. 2-3] материал подан в форме полилога студентов разных факультетов. Его авторы погружают читателя в атмосферу университета в напряжённое сессионное время. Как известно, в момент сдачи экзамена просто необходима бумага, иначе студент не сможет дать письменный ответ на вопросы в билете, а преподавателю некуда будет поставить оценку. Однако научные журналисты «КШ» пишут, что никто из толпящихся возле аудитории студентов, за исключением студента из Китая, не взял с собой листы бумаги. Между учащимися возникает полилог, в ходе которого

- студент-историк вспоминает время и место изобретения бумаги: «Не зря наш китаец -единственный, кто не забыл про листы. Бумагу начали изготавливать в Древнем Китае во II веке до нашей эры.»

- студент-филолог рассказывает об истории происхождения слова «бумага»: «Есть версия, что это слово произошло от тюркского "памбук" или "памук".»

- студент-эколог не унимается, тараторя о загубленных для изготовления бумаги деревьях: «Чтобы сделать тонну бумаги, нужно загубить примерно 17 деревьев и 3.5 кубометра...» Между делом свое слово пытаются вставить студент-химик, студент-технолог, студент-

математик, студент-физик, студент-планетолог, студент-астроном, студент-медик и студент-юрист. А завершается история новостью о переносе экзамена и напоминанием профессора о необходимости иметь при себе чистые листы бумаги.

В школе разные предметы изучаются отдельно друг от друга. Рубрика «Простые вещи» -попытка отойти от этой консервативной схемы. Подобные творческие рубрики в журнале «КШ» удовлетворяют одному из важных мотивов чтения в молодёжной среде - это получение эмоциональных переживаний [12]. Важно, что создатели «КШ» постоянно придумывают новые рубрики, чтобы удивить своего читателя. Это отражает общую концепцию журнала - постоянное движение, постоянное развитие.

***

Итак, журнал «Кот Шрёдингера» отлично подходит на роль популяризатора науки. Издание сочетает в себе всё необходимое, чтобы способствовать популяризации науки среди массовой аудитории: актуальные темы, качественный и конкурентноспособный контент, доступный для понимания язык изложения. Применение сотрудниками «КШ» такого способа подачи информации, как сайнстэйнмент, - отличный способ, чтобы выделить журнал среди других научно-популярных изданий и заинтересовать самую широкую аудиторию научной информацией. В связи с этим журнал обладает высоким стимулирующим и образовательным потенциалом. Несомненным достоинством журнала является его беспрерывное развитие - модель журнала не статична, она всё время меняется.

В общем, можно видеть, что научно-популярные издания сегодня - это не «вещь в себе», это динамично развивающийся сегмент печатной журналистики.

Библиографический список

1. Журнал «Кот Шрёдингера», вып.1, октябрь 2014.

2. «КШ», вып. 5-8, лето 2016.

3. «КШ», вып. 1-2, январь-февраль 2017.

4. «КШ», вып. 11, ноябрь 2016.

5. «КШ», вып. 3, март 2017.

6. «КШ», вып. 9-10, сентябрь-октябрь 2017.

7. «КШ», вып. 1-2, январь-февраль 2018.

8. «КШ», вып. 12, декабрь 2016.

9. «КШ», вып. 11, ноябрь 2015. https://kot.sh/statya/1141/lyudi-i-krokodily.

10. «КШ», вып. 11-12, ноябрь-декабрь 2017.

11. Федотова Н.А. Рекреативные функции СМИ: содержание и стратегии реализации: Авто-реф. дисс. канд. филол. наук / Н.А. Федотова. М., 2010. С. 8.

12. Щербакова Н.А. Мотивы чтения современной молодежи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 5. С. 195.

References

1. «Schrodinger's Cat», iss. 1, October 2014 (in Russian).

2. «Sch. Cat», iss. 5-8, summer 2016 (in Russian).

3. «Sch. Cat», iss. 1-2, January-February 2017 (in Russian).

4. «Sch. Cat», iss. 11, November 2016 (in Russian).

5. «Sch. Cat», iss. 3, March 2017 (in Russian).

6. «Sch. Cat», iss. 9-10, September-October 2017 (in Russian).

7. «Sch. Cat», iss. 1-2, January-February 2018 (in Russian).

8. «Sch. Cat», iss. 12, December 2016 (in Russian).

9. «Sch. Cat», iss. 11, November 2015. https://kot.sh/statya/1141/lyudi-i-krokodily (in Russian).

10. «Sch. Cat», iss. 11-12, November-December 2017 (in Russian).

11. FedotovaN.A. Recreative media functions: Content and implementation strategies. Author. diss. Cand. filol. Sciences, M., 2010. 8 p. (in Russian).

12. Shcherbakova N.A. Motives for reading modern youth. Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts, 2009, no. 5, 195 p. (in Russian).

Кильдякова Оксана Александровна - родилась (1993) в Хвалынске Саратовской обл. Окончила Саратовский государственный научно-исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского по специальностям «Физик» (2015) и «Журналист» (2018). Область научных интересов - научно-популярная журналистика.

Россия, 10012 Саратов, Астраханская, 83

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского E-mail: oksanakildyakova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.