Научная статья на тему 'Популяризация истории как медийная проблема'

Популяризация истории как медийная проблема Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1454
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / HISTORY / МЕДИА / MEDIA / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / PROMOTION / ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / ДИСКУРС / DISCOURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барканова Е.В.

В статье рассматривается проблема популяризации истории в медиа. Обращается внимание на реализацию просветительской функции журналистики, отсутствие единой концепции и системности популяризации исторических знаний. Ставится вопрос о профессиональной подготовке журналистов, занимающихся научно-популярными темами, и степени их ответственности. Работа опирается на результаты контент-анализа новгородских медиа в 2011-2014 гг. и доступную аналитику по теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION OF HISTORY IN THE MEDIA

Attention of the article is drawn to the realization of the educational function of journalism, the lack of a unified concept and systematic popularization of historical knowledge. Problem of training of journalists, who are involved in science popularization, and their responsibility are discussed. The work is based on the results of the content analysis of the Novgorod media in 2011-2014 and available analytics on the topic.

Текст научной работы на тему «Популяризация истории как медийная проблема»

УДК 070

Е.В.Барканова

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИСТОРИИ КАК МЕДИЙНАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматривается проблема популяризации истории в медиа. Обращается внимание на реализацию просветительской функции журналистики, отсутствие единой концепции и системности популяризации исторических знаний. Ставится вопрос о профессиональной подготовке журналистов, занимающихся научно-популярными темами, и степени их ответственности. Работа опирается на результаты контент-анализа новгородских медиа в 2011—2014 гг. и доступную аналитику по теме.

Ключевые слова: история, медиа, популяризация, журналистика, дискурс

Социальный институт науки объединяет все возможные разновидности научной деятельности и

обладает собственными коммуникациями. Для предъявления результатов научной деятельности без включения их в широкий социальный контекст существуют научные издания, к которым относят материалы конференций, тезисы докладов, бюллетени, авторефераты соискателей научных степеней, сборники научных трудов и другие материалы. Наиболее авторитетными формами научного общения выступают специализированные научные журналы по отдельным отраслям научных изысканий, например, «Вопросы философии», «Биомедицина», «Филологические науки», «Инноватика», «Лингвокультурология», «Психология», «Юридическая наука», «История и современность».

Однако ученые признают, что стремительное развитие науки, её сложность и многогранность, открытия и достижения, новые технологии, в особенности связанные с существенными изменениями жизнедеятельности и условий жизни социума, выводят на новый уровень коммуникации между наукой и обществом. Решению актуальной проблемы информированности общества, адекватному объяснению происходящих процессов, их возможной прогностики и транслированию социокультурного опыта способствует популяризация научных знаний.

Существует ряд форм популяризации науки: сюда можно отнести публичные лекции научной тематики, научные музеи, выставки и экспозиции, кинофильмы. Тем не менее в контексте информационного общества развитие современной науки невозможно без решения задачи её популяризации в медийном пространстве. Прослеживается всеобщая заинтересованность в налаживании парадигмы общения между наукой, журналистикой и обществом. Это и делает популяризацию науки медийной проблемой.

О ее значимости говорит тот факт, что теоретики давно обсуждают формирование двух видов журналистики, тематически связанных с наукой: научной и научно-популярной. Неоспоримо, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, но мы согласимся с выводами научного сотрудника МГУ им. Ломоносова С.П.Суворовой: научная и научно-популярная журналистика не идентичны, они обнаруживают объективные различия. Так, научная журналистика, по мнению исследователя, — это «разновидность специальных научных коммуникаций», что согласуется с определением Клауса Х.Грабовски: «Научная журналистика — это особая форма адекватной ситуации коммуникации» [1], тогда как научно-популярная журналистика «является разновидностью журналистского творчества» [2]. Качественная научная журналистика — необходимая составляющая развития науки.

Упрощая, можно свести определения понятий к следующему: цель научной журналистики — пропаганда науки, научно-популярной — перевод специального научного знания на язык массовой аудитории. Научно-популярные материалы направлены на реализацию просветительской функции журналистики, при этом журналист исполняет роль ретранслятора новых либо известных узкому кругу специалистов научных знаний, преподнося их таким образом, чтобы они легко воспринимались неподготовленной аудиторией. В связи с этим перед журналистом-просветителем стоит задача доходчиво, чётко и грамотно объяснять специализированные научные термины в своих публикациях (выступлениях), не исключая их в целях упрощения.

Современная российская научно-популярная журналистика отвечает запросам аудитории, проявляющей интерес к общественным и гуманитарным наукам. Особое место в популяризации научных знаний занимает история, отсюда большое внимание к журналистам такой специализации, ведь они «несут ответственность перед обществом не только за формирование в нём исторического сознания, исторической памяти, исторической культуры, но и в значительной степени за то, как Россия и русские, история страны воспринимаются за рубежом» [3].

В связи с этим становится понятным особое внимание к подготовке журналистов, способных популяризировать исторические знание. Например, Московская высшая школа социальных и экономических наук ведёт набор в британско-российскую магистратуру в Шанинке по программе «Public History. Историческое знание в современном обществе». Среди задач программы — подготовка специалистов, способных адаптировать историческое знание для широкой общественности. Предлагаемая программа принимает во внимание повышенный интерес медиа к истории, а аудитории СМИ — «к музейным собраниям, местам исторической памяти и роли исторических познаний и образования в сегодняшнем политическом и культурном пространстве» [4].

Особенности исторического периода и социальное устройство общества предопределяют процесс коммуникации в СМИ, вместе с тем медиа призваны формировать общественные структуры, представлять систему ценностей отдельных социальных групп и выражать отношения между ними. Актуальным сегодня становится вопрос об историческом медиаобразовании: пропаганда исторических знаний в качестве основы развития общества, противостояние иррациональным мифам массового сознания вроде «новой хронологии» [5] и стереотипам.

Объявленный в России в 2012 году Год российской истории позволил ещё раз акцентировать внимание на той ответственности, которая возложена на журналистское сообщество, ввиду того, что исторические материалы стали неотъемлемым элементом медийной культуры, а медиатизация истории отвечает ожиданиям аудитории.

Одной из проблем в сфере популяризации истории является восприятие журналистами историков только в качестве ньюсмейкеров. При этом историки, не являясь сегодня единственными «поставщиками» исторической информации, обеспокоены тем, что журналисты, получив информационный повод для освещения исторического события, личности, зачастую в погоне за сенсацией, не обращаются к специалистам и допускают в своих статьях существенные фактические ошибки, а некоторые «рассказывают о событиях с позиции желтой прессы» [6].

В федеральном медиапространстве отсутствует единая концепция и системность популяризации исторических знаний. Хотя стоит отметить, что в региональном медиаполе присутствие исторического дискурса более ощутимо. Обратимся к некоторым результатам контент-анализа популярных печатных СМИ и интернет-изданий Новгородской области в 2011—2014 гг. Выбор временного периода для корпуса исследуемых материалов, а их выявлено более 1300, обусловлен особым вниманием к вопросу популяризации знаний истории Российской Федерации в преддверии празднования 1150-летия российской государственности.

Несмотря на, казалось бы, значительное количество исторических материалов, можно назвать лишь несколько медиа, в которых к популяризации истории подходят системно, постоянно предлагая аудитории материалы по истории в отдельных блоках: «Новая новгородская газета» — в рубриках «Историческое расследование», «Память», «Наш календарь», «Знай наших», «Дата»; газета «Новгород» — со своим специальным приложением «Наследие»; НГТРК «Славия» — с телепроектами и историческими циклами «Пешком в историю», «Губерния», «Монологи об истории», «Новгород Советский», «Новгородские ведомости» — с рубрикой «История» и иные.

Исторические материалы в других изданиях представлены опосредованно в разделах о культуре, обществе, экономике, либо — новостных блоках, зачастую в связи с юбилеем конкретной исторической личности, события, архитектурного памятника, местной достопримечательности. Здесь мы наблюдаем особенность современного медиадискурса — активную конвергенцию различных дискурсов. Так, субдискурс главного праздника Великого Новгорода в 2012 году — 1150-летия российской государственности — доминировал в медиаполе региона, активизировав, в свою очередь, исторический. В заголовках публикаций наблюдалось обилие наименований исторических событий и персон [7]: «Подводные археологи все глубже уходят в разгадку тайн Шелонской битвы», «И пришед Рюрик к Ильменю», «Живая история на «Княжьей горе», «Куликово поле. Символы. Знаки. Воплощения», «Более 550 новгородцев и гостей города совершили "Путешествие во времена новгородского вече"», «В Новгородской области на фестивале воссоздают события времен князя Рюрика», «Где святая София — там и Новгород», «Пусть Карла пришлют» и т.п.

Аналогичная ситуация складывается с «вплетением» дискурса исторического в дискурс политический — история самая политизированная гуманитарная наука. Так, например, общественно-деловое интернет-издание «Прямая речь» (05.03.11) преподносит новость об историческом факте, оценивая последствия в региональной политике (заголовок «Президент подписал указ о праздновании 1150-летия России, о Великом Новгороде там пока ни слова»), а интернет-газета «Ваши Новости» (17.01.12) в публикации о выходе в свет новой книги новгородского историка и писателя Виктора Смирнова «Озеро Ильмень. Словенское море» одновременно извещает о том, что он возглавил народный штаб по поддержке кандидатуры В.В.Путина на выборах Президента (заголовок «Новгородский историк написал новую книгу и возглавил штаб поддержки Путина»).

Следует учитывать и всеобщую тенденцию в развитии отечественной исторической науки: акцент на изучение локальной истории, где регион выступает микросообществом по отношению к государству — макросообществу, что включает региональную историю в общероссийский и мировой контент. Безусловно, исторические материалы регионального медиаполя имеют свою краеведческую специфику — апеллирование к новгородским «местам памяти». Этот факт подтверждается и наличием в регионе краеведческой периодики, которая занимает свою нишу в популяризации истории и предполагает мультидисциплинарный подход к её познанию: это журналы «София», «Чело», «Введенская сторона», «Чудовский краевед».

Реально популяризацией истории сегодня занимаются ученые-историки (Е.В.Анисимов, П.Г.Гайдуков, Б.Н.Ковалев, Г.М.Коваленко, Е.А.Рыбина, А.Е.Мусин, Е.Н.Носов, Л. А. Секретарь, С.В.Трояновский, И.В.Хохлов, В.Л.Янин и другие), для которых немаловажно информировать общество, популяризировать собственные достижения и открытия. Публикации за их авторством преобладают в указанных изданиях. Что касается журналистов научно-популярной специализации в редакциях новгородских медиа, то они в меньшинстве — Юрий Левиков, Виктор Смирнов (НГТРК «Славия»), Сергей Брутман, Александр Орлов («Новая новгородская газета»), Геннадий Рявкин («Новгородские ведомости»). Практикуется использование

интервью с экспертами — представителями научного сообщества, изложение исторических сведений в реферативном варианте, использование личных архивов и мемуаров — ресурса неисчерпаемого, но явно недостаточного, чтобы говорить о журналистском творчестве в сфере популяризации научных знаний. Роль журналиста, специализирующегося на освещении истории, не должна ограничиваться только информированием, оповещением, как это выглядит на практике. Он способствует саморегуляции общества как системы, реализуя просветительскую функцию журналистики, является медиатором. В складывающихся условиях медиа находятся в конкуренции с аудиторией, у которой есть возможность обмениваться сведениями без посредников.

Стоит отметить, что обращение к дискурсу истории в региональном медиаполе связано и с освещением такого относительно нового явления, как регионавтика — максимально полное погружение в историю территории, когда популяризаторами выступают не журналисты и представители научного сообщества, а инициаторы и участники так называемых «покатушек». Вот лишь некоторые заголовки публикаций, связанных с распространением этого явления: «История Муравьевских казарм», «Легенда о "царе Юрике"», «Мост Белелюбского в Боровичах» [8].

Подведём некоторые итоги. Научному сообществу медиатизация исторических знаний представляется жизненно необходимой. История, представленная в медиа, не должна выступать инструментом политики. По сути, исторические знания — капитал нации, её достояние: журналисты-просветители выполняют функцию катализатора внимания читательской аудитории к исторической науке. Профессиональная роль журналиста, популяризирующего исторические знания, связана с символическим капиталом, который обеспечивается специальным образованием и опытом творческой деятельности. В действительности популяризация исторических знаний в настоящее время — не только одна из важнейших социальных миссий современной журналистики, но и серьёзная медийная проблема. Развитие системы популяризации истории требует подготовки обозревателей для периодических изданий, радио, телевидения, интернет-изданий, а также организации помощи специалистами данной области знания.

1. Грабовски К.Х. Научная журналистика для журналистов [Электр. ресурс] // Полит.ру: информационно-политический канал. 2012. 30 марта. URL: http://polit.ru/article/2012/03/30/grabovsky. (дата обращения: 01.04.2015).

2. Суворова С.П. Журналистика научная и научно-популярная: к вопросу о различении понятий // Материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». МГУ, 2009 [Электр. ресурс]. URL: http://istina.msu.ru/conferences/presentations/6416S93/. (дата обращения: 01.04.2015).

3. Рябова Л.К. Историческое знание и проблемы социальной ответственности журналиста // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: матер. 51-й междунар. научн.-нракт. конф. (19-20 апреля 2012 г.) / Отв. ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2012. С. 314-317.

4. Магистратура в Шанинке: PublicHistory. Историческое знание в современном обществе [Электр. ресурс] // Международное общество «Мемориал»: Проект «Уроки истории. XX век». 2012. 2S июня. URL: http://urokiistorii.ru/memory/research/51201. (дата обращения: 01.04.2015).

5. Иванов С. Задача популяризации в истории состоит в том, чтобы отучать русских от мелкого провинциализма [Электр. ресурс] // OPENSPACE.RU. URL: http://os.colta.ru/literature/projects/175/details/1SS44/?expand=yes#expand. (дата обращения: 01.04.2015).

6. Святенков П. Историки против жёлтой прессы [Электр. ресурс] // Столетие. Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы. 2012. 25 апреля. URL: http://www.stoletie.ru/obschestvo/istoriki_protiv_zheltoj_pressy_377.htm. (дата обращения: 01.04.2015).

7. Новгородское медиаполе: опыты лингвистических исследований: коллективная монография / Под ред. Т.В.Шмелевой; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2015. С. 157-161.

S. Статьи. Регион Новгородская область [Электр. ресурс] // Регионавтика. Северо-Запад. URL: http://regionavtica.ru/articles/territory5/. (дата обращения: 01.04.2015).

References

1. Grabovski K.Kh. Nauchnaya zhurnalistika dlya zhurnalistov [Elektr. resurs] // Polit.ru: informatsionno-politicheskiy kanal. 2012. 30 marta. URL: http://polit.ru/article/2012/03/30/grabovsky. (data obrashcheniya: 01.04.2015).

2. Suvorova S.P. Zhurnalistika nauchnaya i nauchno-populyarnaya: k voprosu o razlichenii ponyatiy // Materialy XVI Mezhdunarodnoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Lomonosov». MGU, 2009 [Elektr. resurs]. URL: http://istina.msu.ru/conferences/presentations/6416S93/. (data obrashcheniya: 01.04.2015).

3. Ryabova L.K. Istoricheskoe znanie i problemy sotsial'noy otvetstvennosti zhurnalista // Sredstva massovoy informatsii v sovremennom mire. Peterburgskie chteniya: mater. 51-y mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. (19-20 aprelya 2012 g.) / Otv. red.-sost. S.G. Korkonosenko. SPb.: Filol. f-t SPbGU, 2012. S. 314-317.

4. Magistratura v Shaninke: PublicHistory. Istoricheskoe znanie v sovremennom obshchestve [Elektr. resurs] // Mezhdunarodnoe obshchestvo «Memorial»: Proekt «Uroki istorii. XX vek». 2012. 2S iyunya. URL: http://urokiistorii.ru/memory/research/51201. (data obrashcheniya: 01.04.2015).

5. Ivanov S. Zadacha populyarizatsii v istorii sostoit v tom, chtoby otuchat' russkikh ot melkogo provintsializma [Elektr. resurs] // OPENSPACE.RU. URL: http://os.colta.ru/literature/projects/175/details/1SS44/?expand=yes#expand. (data obrashcheniya: 01.04.2015).

6. Svyatenkov P. Istoriki protiv zheltoy pressy [Elektr. resurs] // Stoletie. Informatsionno-analiticheskoe izdanie Fonda istoricheskoy perspektivy. 2012. 25 aprelya. URL: http://www.stoletie.ru/obschestvo/istoriki_protiv_zheltoj_pressy_377.htm. (data obrashcheniya: 01.04.2015).

7. Novgorodskoe mediapole: opyty lingvisticheskikh issledovaniy: kollektivnaya monografiya / Pod red. T.V.Shmelevoy; NovGU im. Yaroslava Mudrogo. Velikiy Novgorod, 2015. S. 157-161.

S. Stat'i. Region Novgorodskaya oblast' [Elektr. resurs] // Regionavtika. Severo-Zapad. URL: http://regionavtica.ru/articles/territory5/. (data obrashcheniya: 01.04.2015).

Barkanova E.V. Popularization of history in the media. Attention of the article is drawn to the realization of the educational function of journalism, the lack of a unified concept and systematic popularization of historical knowledge. Problem of training of journalists, who are involved in science popularization, and their responsibility are discussed. The work is based on the results of the content analysis of the Novgorod media in 2011—2014 and available analytics on the topic.

Keywords: history, media, promotion, journalism, discourse

Сведения об авторе. Е.В.Барканова — главный редактор альманаха «Чело»; НовГУ им. Ярослава Мудрого; redbev@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 30.04.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.