Научная статья на тему 'Информационная активность регионального сегмента "ВКонтакте" в условиях терактов'

Информационная активность регионального сегмента "ВКонтакте" в условиях терактов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / "ВКОНТАКТЕ" / "VKONTAKTE" / ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INFORMATION ACTIVITY / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / TERRORIST ATTACK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лепилкина О.И., Бобрышова А.С.

Социальные сети, получившие бурное развитие в последние десятилетия, стали весьма популярны в качестве объекта научного познания. Активность пользователей информационных сетей делает актуальным изучение форм общения в социальных сетях как новых медиа. На основе анализа информационного сопровождения теракта в Волгограде в октябре 2013 года в группе «Типичный Волгоград» в российской социальной сети «ВКонтакте» сделан вывод о том, что в результате информационной активности пользователей сети создается медиатекст в форме полилога. Ему свойственна, прежде всего, полифоничность, обусловленная большим количеством авторов. Его характерные черты отсутствие завершенности, нелинейность высказываний, связанная с тематическими ответвлениями, соединение сообщений, разных по жанру, формату, объему, идеологической направленности и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ACTIVITY OF A REGIONAL SEGMENT “VKONTAKTE” IN TERMS OF TERRORIST ATTACKS

Social networks, rapidly developing in the last decade, have become quite popular as an object of scientific knowledge. Activity of users of information networks makes it actual to study the genre forms of communication in social networks as new mass media. In this article, based on the analysis of information support of the terrorist attack in Volgograd in October 2013 in the group named “Typical Volgograd” on Russian social network “VKontakte”, we made the conclusion that informational activity of the network users creates a media text in the form of polylogue. It is characterized with polyphony due to large number of authors. Its outstanding characteristics are: lack of completeness, nonlinearity of statements associated with thematic branches, connection of messages varying by genre, format, volume, ideological orientation, etc.

Текст научной работы на тему «Информационная активность регионального сегмента "ВКонтакте" в условиях терактов»

УДК 070:004

О.И.Лепилкина, А.С.Бобрышова

ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕГМЕНТА «ВКОНТАКТЕ» В

УСЛОВИЯХ ТЕРАКТОВ

Социальные сети, получившие бурное развитие в последние десятилетия, стали весьма популярны в качестве объекта научного познания. Активность пользователей информационных сетей делает актуальным изучение форм общения в социальных сетях как новых медиа. На основе анализа информационного сопровождения теракта в Волгограде в октябре 2013 года в группе «Типичный Волгоград» в российской социальной сети «ВКонтакте» сделан вывод о том, что в результате информационной активности пользователей сети создается медиатекст в форме полилога. Ему свойственна, прежде всего, полифоничность, обусловленная большим количеством авторов. Его характерные черты — отсутствие завершенности, нелинейность высказываний, связанная с тематическими ответвлениями, соединение сообщений, разных по жанру, формату, объему, идеологической направленности и т.д.

Ключевые слова: социальные сети, «ВКонтакте», информационная активность, террористический акт

Социальные сети, получив стремительное развитие в последнее десятилетие, стали весьма популярны

как объект научного познания. Представление о социальных сетях как новом коммуникативном пространстве в отечественной науке впервые отмечено в работах А.И.Акопова в конце 1990-х годов [1]. Сегодня поисковый запрос на понятие «социальные сети» в научной электронной библиотеке e-library выдает ссылки более чем на 4700 работ, что подтверждает повышенный интерес современных исследователей к этому новому информационному явлению. Идет осмысление его возможностей, функционального назначения, видов контента и т.д. Появились исследования об информационной активности пользователей социальных сетей в условиях чрезвычайных ситуаций [2].

Научный интерес к социальным сетям обусловлен тем, что если в сутки традиционные СМИ размещают в сети миллион документов, то пользователи сетей — 4 миллиарда (по данным на лето 2014 года), из них на долю отечественных авторов приходилось 32 миллиона [3]. Ученые отмечают, что «пользователи, имея огромный выбор источников медиаконтента, принимают на себя одну из важнейших функций журналиста — формирование информационной повестки дня. Используя интерактивные технологии, они все больше превращаются в своего рода соучастников процесса создания медиаконтента» [4]. Аналитический центр «Brand Analytics», занимающийся исследованием социальных сетей, установил, что в них «люди рассказывают о себе (около 15—20% потока), делятся новостями из СМИ и обсуждают их (около 40% потока), сами создают новости, обсуждают товары, услуги, мероприятия и постят развлекательный контент» [5].

В этой связи становится актуальным осмысление сущности и форм информационной активности пользователей в социальных сетях как новых медиа, поскольку ее все чаще в научной и профессиональной среде именуют «народной журналистикой» [6-9].

В качестве объекта исследования была отобрана самая популярная отечественная социальная сеть «ВКонтакте», посещаемость которой в мае 2014 года составляла 52,1 млн. человек, из которых 18,1 миллион — активные авторы [6]. «ВКонтакте» предоставляет пользователю определенный набор функций (создание, поддержание связи, коммуникация с другими пользователями сервиса, размещение и получение информации), что позволяет каждому стать «народным журналистом».

Целью исследования стало определение специфики контента, размещаемого в социальной сети в связи с террористическими актами, поскольку именно в этот период она становится важным источником информации и площадкой для коммуникации, что приближает ее по целевому назначению к традиционным средствам массовой информации.

Источниковой базой исследования послужили материалы, опубликованные администраторами и участниками группы «Типичный Волгоград» в связи с террористическим актом, произошедшим 21 октября 2013 года в автобусе, перевозившем пассажиров в Красноармейском районе Волгограда. Результаты исследования показали, что группа в тот период стала площадкой для оперативного информирования и ведения публичного диалога [10]. По нашим подсчетам, всего с 21 по 29 октября 2013 г. (в следующие дни новостей по теме не было) администраторы группы разместили 36 записей, посвященных теракту, а участники группы оставили к ним 15 859 комментариев, «поделились» 7580 раз, нажали кнопку «Мне нравится» 40 133 раз.

По итогам исследования этого массива можно утверждать, что, обсуждая то или иное общественно-политическое явление или событие (в данном случае чрезвычайную ситуацию — террористический акт), группы в социальных сетях создают медиатекст в жанре, который, на наш взгляд, может быть назван полилогом и который характеризуется, прежде всего, полифоничностью, обусловленной наличием большого количества авторов и спецификой размещения пользовательских сообщений, комментирующих каждую новую запись, размещенную администраторами группы. Полифоничность, таким образом, признается нами жанрообразующим признаком полилога, а его характерными чертами будут нелинейность высказываний,

приводящая к отсутствию единой сюжетной линии и возможности различных тематических ответвлений, соединение сообщений разной жанровой формы, разного формата (текстового, аудио, видео, фото и т.д.), разного объема, разной идеологической направленности и т.д. Так, полилог, объединивший контент, посвященный названному выше теракту, в группе «Типичный Волгоград», наполнялся материалами, которые можно классифицировать как новостные, аналитические, публицистические, литературные. Из новостных в основном использовалась форма заметок, из аналитических — версии и опросы, из публицистических — реплика и комментарий, из литературных — стихотворения.

Информационные заметки как форму для сообщений, нацеленных на оперативное информирование о происходящем в городе, использовали как администраторы группы (например, «ГИБДД Волгограда в экстренном порядке сняла с линии все маршрутные такси города. Администрация города просит жителей Волгограда воздержаться от передвижения на автомобильном транспорте на участке Второй Продольной магистрали на подъезде к Красноармейскому району <... >»), так и пользователи (например, «В волгоградском автобусе произошел взрыв. Спасатели сообщают о десяти погибших и семерых раненых. Агентство Интерфакс сообщает, что в автобусе сработало взрывное устройство», «У меня мама в патп работает все автобусы остановили до особого распоряжения» (Здесь и далее сохранены орфография и пунктуация оригинала. — О.Л., А.Б.)). Среди новостных выделяются также такие формы материалов, как «вопрос—ответ» («— А кто знает во сколько примерно произошло это печальное событие ? — Руслан, 14.05», «— рейсовый номер кто знает? Очевидцы события есть в группе? — №29») и анонс («Включите канал Россия 24! ТАМ ВСЕ СКАЗАНО ЕСТЬ ВИДЕО УЖЕ!», «Ребят прочитайте список пострадавших. http://lifenews.ru/#!news/121500», «Смертница не взрывала автобус в Волгограде. Страница с видео-материалом и обсуждением на ютубе: http://www.youtube.com/watch?v=FAdURGXcDoo Читайте комментарии»).

С первого же дня популярными были пользовательские сообщения в форме версии, представлявшие причины произошедшего. Порой они оформлялись как слухи: «Слышал, что к Олимпиаде не успевают достроить, и надо типа не большой теракт, чтобы перенести её или Баженова сливают». Позднее стали появляться опросы. Один из них, например, предлагал ответить на вопрос «Повторятся ли в Волгограде события в Бирюлёво?», давал 3 варианта ответа, проходил анонимно и охватил 6576 человек.

Значимой для участников группы «Типичный Волгоград» в анализируемый период была предоставляемая социальной сетью «ВКонтакте» возможность открытой публицистической коммуникации. В условиях ограниченного времени группа первоначально активно использовала такой малый жанр, как реплика («Жесть какая, ребята, держитесь, Челябинск с вами!», «Представляю как жителям Красноормейского страшно ездить теперь.», «стыдно жить в такой стране...», «понеслось» и т.д.), затем стали появляться публицистические комментарии (к примеру, «В этом то и проблема. Никакой национальной идентичности в нас не осталось. Всё ждём, что нам кто-то и что-то должен. Кто-то должен оберегать нас, решить все наши проблемы, дать нам денег, работу, знания. А сами ничего для этого делать не хотим <...>»).

В социальной сети «Вконтакте» можно отметить становление такого нового жанра, как публицистические диалоги, которые являются уникальной формой новых медиа. В «старой» печатной журналистике если и были публицистические диалоги (например, «диалоги в царстве мертвых» в отечественных журналах XVIII века), то они создавались одним человеком. Функция «комментировать», предоставляемая в социальных сетях каждому пользователю, создала новые возможности. Предназначение публицистических диалогов, использованных в анализируемом массиве, — выражение собственной позиции по актуальным проблемам и вопросам.

В поисках возможности эмоционального выражения отношения к происходящему пользователи обращались также к поэтическим текстам, помещая перепечатки классических произведений или создавая собственные.

Медиатекст о теракте в анализируемой группе включал в себя разноформатные материалы: участники группы размещали текстовый контент, выкладывали фотографии, ТВ-сюжеты, видеоролики, аудиозаписи музыкальных произведений, GIF (Graphics Interchange Format) — анимированные графические изображения и т.д., т.е. использовали приемы конвергентной журналистики.

Структурными узлами в архитектонике медиатекста, объединенного таким общественно-значимым событием, как теракт, были записи администрации группы, которые сопровождались сообщениями пользователей. Это детерминировало нелинейность высказываний и наличие многочисленных тематических ответвлений. Вместе с тем нельзя было предсказать, в какой момент начнется новая микротема, насколько долго продержится и когда вновь станет предметом обсуждения. В группе разномоментно и неоднократно помещали информацию из средств массовой информации о случившемся и ходе расследования, выкладывали списки погибших и пострадавших, телефоны «горячей линии», собирали добровольцев для сдачи крови, писали, как лучше проехать через город, какие дороги перекрыты, на каком канале и во сколько показывают новости про случившееся. В отличие от журналистов традиционных СМИ, стесненных временем эфира или объемом газетного номера, ограниченных редакционной политикой и спецификой формата выпускаемого информационного продукта, пользователи, объединенные чрезвычайным медиасобытием, хаотично и многократно обращались к наиболее значимым для них вопросам, среди которых основными были терроризм и мусульманство, отношение к террористам, способы борьбы с ними, деятельность спецслужб. Наряду с этим в группе рассказывали о тех, кто погиб, писали о своих эмоциях в связи с терактом.

Характерной чертой архитектоники полилога социальных сетей является также его принципиальная незавершенность, поскольку автор, оставивший последнее сообщение по теме, вовсе необязательно будет подводить черту под обсуждением случившегося. У участников группы есть возможность вернуться и продолжить тему на следующий день, через неделю или месяц, что ведет к открытости полилога. Можно сказать, что полилогу свойственна не точка, а многоточие.

В совокупности медиатекст о волгоградском теракте демонстрировал не только многотемность, разножанровость и разноформатность, но и идеологическую неоднородность, представляя собой симбиоз разных подходов к пониманию произошедшего (вплоть до экстремистского).

Полифоничность сетевого полилога определяется спецификой авторского состава, характеризующегося поливариантностью и трансграничностью. Авторы в социальных сетях объединены только общей темой, но при этом они различны по гендерному, возрастному, национальному, религиозному признаку, социальному статусу, образовательному уровню, моральным ценностям, идеологическим убеждениям. Авторы также не ограничены по территориальному / географическому признаку. Из названия рассматриваемой группы «Типичный Волгоград» ясно, что в первую очередь она создана для жителей этого города. Но во время терактов в сообществе отписывались и выражали свои соболезнования люди из других городов, регионов России и стран (Беларуси, Украины, Казахстана).

При этом в социальных сетях тексты пользователей обезличены. Если в СМИ значимыми являются личности корреспондентов или ведущих, что может быть для аудитории маркером специфики или направленности материала или программы, то в «ВКонтакте» имя автора, как правило, не играет роли. Чаще всего на возраст, пол или национальность автора обращают внимание, когда хотят оскорбить или унизить в ходе дискуссии.

Таким образом, на основе анализа информационного сопровождения теракта в Волгограде в октябре 2013 года в группе «Типичный Волгоград» в российской социальной сети «ВКонтакте» сделан вывод о том, что в результате информационной активности пользователей сети создается медиатекст, объединенный общей темой, в форме полилога. Ему свойственна, прежде всего, полифоничность, обусловленная большим количеством авторов. Его характерные черты — отсутствие завершенности, нелинейность высказываний, связанная с тематическими ответвлениями, соединение сообщений, разных по жанру, формату, объему, идеологической направленности и т.д.

Публикация подготовлена по исследовательскому проекту «Политико-идеологические факторы снижения межэтнической напряженности и формы противодействия проявлениям ксенофобии, национализма в молодежной среде Юга России» в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 32 «Фундаментальные проблемы модернизации полиэтничного региона в условиях роста напряженности» (00-12-31).

1. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 1998. № 3. С. 43-51.

2. Burnap P. et al. Tweeting the terror: modelling the social media reaction to the Woolwich terrorist attack [Электр. ресурс] // Social Network Analysis and Mining. June 2014. URL: http://link.springer.com/article/10.1007/s13278-014-0206-4/fulltext.html (дата обращения: 19.01.2015).

3. Социальные сети в России, лето 2014: цифры и тренды [Электр. ресурс] // SlideShare. URL: http://www.slideshare.net/Taylli01/social-networks-in-russia-summer2014-rus1 (дата обращения: 19.01.2015).

4. Вартанова Е.Л. От человека социального — к человеку медийному // От Книги до Интернета: десять лет спустя. М.: Медиа-Мир, 2009. С. 14.

5. Исследование Mail.Ru Group: Социальные сети в России [Электр. ресурс] // Hi-tech.mail.ru. URL: http://hi-tech.mail.ru/news/social-mail.html (дата обращения: 19.01.2015).

6. Алексеева А.О. «Народная журналистика» и «депрофессионализация» СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2006. № 6. С. 80-84.

7. Грабельников А. А. Народная журналистика и социальные сети // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 1. С. 21-26.

8. Лепилкина О.И. Социальные сети в структуре источников информации для молодежной аудитории // Медиа- и межкультурная коммуникация в европейском контексте: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, 15-18 октября 2014 г.) / Отв. ред. О.И.Лепилкина, С.В.Серебрякова. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. С. 79-81.

9. Мансурова В.Д. Роль «народной журналистики» в публичном коммуникативном взаимодействии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11. № 6. С. 44-47.

10. Лепилкина О.И., Бобрышова А.С. Функции социальных сетей в условиях терактов (на материале социальной сети «ВКонтакте») [Электр. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121-17690 (дата обращения: 06.03.2015).

References

1. Akopov A.I. Elektronnye seti kak novyy vid SMI // Filologicheskiy vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 1998. № 3. S. 4351.

2. Burnap P. et al. Tweeting the terror: modelling the social media reaction to the Woolwich terrorist attack [Elektr. resurs] // Social Network Analysis and Mining. June 2014. URL: http://link.springer.com/article/10.1007/s13278-014-0206-4/fulltext.html (data obrashcheniya: 19.01.2015).

3. Sotsial'nye seti v Rossii, leto 2014: tsifry i trendy [Elektr. resurs] // SlideShare. URL: http://www.slideshare.net/Taylli01/social-networks-in-russia-summer2014-rus1 (data obrashcheniya: 19.01.2015).

Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 1. 2015 ' -1

4. Vartanova E.L. Ot cheloveka sotsial'nogo — k cheloveku mediynomu // Ot Knigi do Interneta: desyat' let spustya. M.: Media-Mir, 2009. S. 14.

5. Issledovanie Mail.Ru Group: Sotsial'nye seti v Rossii [Elektr. resurs] // Hi-tech.mail.ru. URL: http://hi-tech.mail.ru/news/social-mail.html (data obrashcheniya: 19.01.2015).

6. Alekseeva A.O. "Narodnaya zhurnalistika" i "deprofessionalizatsiya" SMI // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. 2006. № 6. S. 80-84.

7. Grabel'nikov A.A. Narodnaya zhurnalistika i sotsial'nye seti // Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya. 2011. № 1. S. 2126.

8. Lepilkina O.I. Sotsial'nye seti v strukture istochnikov informatsii dlya molodezhnoy auditorii // Media- i mezhkul'turnaya kommunikatsiya v evropeyskom kontekste: Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Stavropol', 15-18 oktyabrya 2014 g.) / Otv. red. O.I.Lepilkina, S.V.Serebryakova. Stavropol': Izd-vo SKFU, 2014. S. 79-81.

9. Mansurova V.D. Rol' «narodnoy zhurnalistiki» v publichnom kommunikativnom vzaimodeystvii // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya. 2012. T. 11. № 6. S. 44-47.

10. Lepilkina O.I., Bobryshova A.S. Funktsii sotsial'nykh setey v usloviyakh teraktov (na materiale sotsial'noy seti "VKontakte") [Elektr. resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121-17690 (data obrashcheniya: 06.03.2015).

Lepilkina O.I., Bobryshova A.S. Information activity of a regional segment "Vkontakte" in terms of terrorist attacks.

Social networks, rapidly developing in the last decade, have become quite popular as an object of scientific knowledge. Activity of users of information networks makes it actual to study the genre forms of communication in social networks as new mass media. In this article, based on the analysis of information support of the terrorist attack in Volgograd in October 2013 in the group named "Typical Volgograd" on Russian social network "VKontakte", we made the conclusion that informational activity of the network users creates a media text in the form of polylogue. It is characterized with polyphony due to large number of authors. Its outstanding characteristics are: lack of completeness, nonlinearity of statements associated with thematic branches, connection of messages varying by genre, format, volume, ideological orientation, etc.

Keywords: social networks, "Vkontakte", information activity, terrorist attack

Сведения об авторах. О.И.Лепилкина — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории журналистики, Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь); oll5@mail.ru.

А.С.Бобрышова — студент 2 курса магистратуры направления «Журналистика», Российский университет дружбы народов (Москва); shura_bas@mail.ru

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 14.02.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.