Научная статья на тему 'Особенности коммуникативного поведения медиамейкера социальной сети'

Особенности коммуникативного поведения медиамейкера социальной сети Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
639
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАМЕЙКЕР / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / "ВКОНТАКТЕ"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова Анна Анатольевна

В статье рассматривается специфика коммуникативного поведения активного пользователя социальной сети. Уточняются определения «медиамейкер» и «коммуникативное поведение», выделяются и описываются инструменты коммуникативных практик, характерные для активного пользователя социальной сети такие как: презентационная информация, социальный капитал, языковые особенности, обратная коммуникация, объективность и социальная значимость публикуемой информации, цель размещения материалов, медийная и общая грамотность пользователя. В качестве материала исследования были использованы результаты социологического опроса аудитории (N=500), а также личные аккаунты медиамейкеров (N=100) социальной сети «ВКонтакте». Автор делает вывод о том, что оптимальное соблюдение всех перечисленных характеристик благоприятно влияет на итог публикационной активности пользователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативного поведения медиамейкера социальной сети»

УДК 316.472.4

А. А. Морозова

Челябинский государственный университет, Челябинск

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКА ТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЕДИАМЕЙКЕРА

СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда

(проект № 16-18-02032)

В статье рассматривается специфика коммуникативного поведения активного пользователя социальной сети. Уточняются определения «медиамейкер» и «коммуникативное поведение», выделяются и описываются инструменты коммуникативных практик, характерные для активного пользователя социальной сети такие как: презентационная информация, социальный капитал, языковые особенности, обратная коммуникация, объективность и социальная значимость публикуемой информации, цель размещения материалов, медийная и общая грамотность пользователя. В качестве материала исследования были использованы результаты социологического опроса аудитории (N=500), а также личные аккаунты медиамейкеров (N=100) социальной сети «ВКонтакте». Автор делает вывод о том, что оптимальное соблюдение всех перечисленных характеристик благоприятно влияет на итог публикационной активности пользователя.

Ключевые слова: медиамейкер, коммуникативное поведение, коммуникативная практика, социальная сеть, «ВКонтакте».

Социальная сеть стала не только средством коммуникации, но уникальным социокультурным явлением, ознаменовавшим инновации в медийной среде начала XXI века. Так О. А. Пичугина отмечает, что «.. .социальные сети подразумевают, что медийные каналы стали социальными по своей сути - <.> аудитория вовлечена в процесс производства и тиражирования информации», поэтому изменение прежней схемы массово-информационного процесса свидетельствует об изменениях всего коммуникативного пространства, то есть «дифференциация социальной структуры служит отправной точкой для сегментации аудитории по интересам, ценностям, убеждениям, образу жизни» [8. С. 271].

В. А. Сергодеев говорит о новом социальном феномене и о перемещении жизнедеятельности человека в киберпространство. По его словам, «это особая социокультурная реальность, предоставляя человеку новые уникальные возможности взаимодействия и развития, одновременно требует от него освоения новых знаний, норм и поведенческих навыков, порождает новые проблемы» [10].

Не вызывает сомнения тот факт, что Интернет в целом, и социальная сеть в частности, к настоящему времени обрела черты особого коммуникативного пространства, в котором действуют свои нормы, законы и тактики поведения. Таким образом, «. предоставляется свобода высказывания (благодаря анонимности и интерактивности). В этом пространстве коммуникант конструирует иллюзию отсутствия посредников в виде официальных акторов, государственных и социальных институтов. Здесь культурные нормы более подвижны, а сама культурная парадигма подвергается релятивизму, воспринимается относительно» [13].

Стоит отметить, что «Признаки, характеризующие социальные сети как средство коммуникации, в той или иной мере отражают их свойства и возможности - как технологические, так и содержательные - с точки зрения их квалификации как средства массовой информации» [3. С. 128]. Поэтому при обращении пользователя к социальным сетям можно выявить три основные цели пользователя - это общение, распространение и потребление информации. В отличие от традиционных масс-медиа (газета, телевидение, радио) или прежних средств коммуникации (телефон, электронная почта, скайп и т. д.) каждая из целей не является обособленной друг от друга, поскольку даже в процессе достижения одной задачи, может появиться другая. К примеру, при чтении новостей возникнет желание или необходимость в её комментировании или

уточнении каких-либо подробностей. Исследователи поддерживают данную точку зрения, так, Л. А. Браславец пишет, что «...в процессе сбора, обработки, публикации и распространения социально значимой информации, пользователи социальных сетей выступают одновременно как её публикаторы и как её реципиенты. При этом в каждой ипостаси они могут играть различные типовые роли, сменять их с частотой, зависящей от собственных целей и задач, либо играть одновременно несколько ролей» [2].

Исследователи предлагают уникальные типологии для характеристики различных пользователей социальных сетей. Например, В. В. Фёдоров говорит о так называемой ситуативно-ролевой модели. По его мнению, «Это проявляется в создании оригинального сообщения на странице, производстве комментариев к сообщению других пользователей». «Так, в рамках одного сеанса нахождения на своей страничке пользователь выполняет сразу несколько коммуникативных действий, выступает в роли инициатора общения (адресант) и в роли получателя (адресата)» [12, С. 376].

Изучая вопрос подробнее, Л. А. Браславец выделяет две группы ролей. Во-первых, «роль пользователя-публикатора». Согласно мнению автора, она имеет ряд разновидностей: очевидец, ретранслятор, републикатор, коллектор, организатор/координатор, комментатор, эксперт, сатирик, публицист. Такого рода роли мы назовем активными, поскольку данные типа пользователя «отвечают» за создание контента внутри социальной сети.

Во-вторых, выделяют роль «представителя аудитории» и её следующие виды: реципиент, коммуникатор, комбинатор [2]. Такие роли мы можем назвать пассивными, рассматривая их с точки зрения создания контента. Тем не менее, представитель аудитории может быть активным потребителем, который в меньшей степени, чем первый тип, но, тем не менее, будет оказывать влияние на массово-информационный процесс.

Возможности распространения и потребления информации в современной науке отражает термин «медиаактивность». И. В. Жилавская [4] обозначает медиаинформационную активность как одну из сервисных активностей, которая обслуживает другие базовые виды активной деятельности (профессиональные, общественные, межличностные), и выделяет шесть её основных форм: поиск, получение, потребление, передача, производство, распространение информации. Таким образом, «Каждая из форм медиаактивности имеет свой набор умений и навыков, которые в совокупности определяют уровень медиаинформационной грамотности личности». Из выделенных шести активностей только одну (потребление) можно полностью отнести к функции пассивного типа пользователей, а остальные активности характерны для транслятора информации (даже «поиск» и «получение» информации могут служить начальным этапом в цепочке ее распространения).

В данной статье нам будет интересен тип пользователя социальной сети, основная функция которого - создание контента. В наших предыдущих исследованиях мы обозначили его термином «медиамейкер», то есть это активный пользователь социальной сети, который создает медиатекст (включая аудио / визуальный контент) и способствует его распространению внутри данного ресурса [7].

Е. В. Лазуткина, говоря об активных пользователях, отмечает, что «В социальных медиа сформировался особый круг лидеров мнений, чья информация становится определяющей для большого числа пользователей и в целом может повлиять на их отношение к определенным вещам и событиям. На основе анализа контента социальных медиа Рунета, можно выделить три основных типа лидеров мнений: 1. Пользователь, получивший популярность в офлайн-среде. 2. Пользователь, являющийся специалистом определенной области и предоставляющий новостную информацию узкой тематики (авторы-эксперты). 3. Пользователь, получивший популярность в онлайн-среде» [6. С. 222].

К данной классификации мы можем добавить еще один вид пользователя, который не обладает перечисленными характеристиками, но стал очевидцем или участником того или иного события, обнародовал полученные знания или опыт в социальной сети и получил отклик аудитории (репосты, лайки, комментарии). Он может не являться специалистом в какой-то области и не обладать перманентной популярностью, его активность будет временной, характерной для определенных ситуаций и обстоятельств.

Действительно, поведение пользователя в социальной сети зависит в каждом случае от задачи, которую он перед собой ставит на данный момент или с определенной частотностью. Поэто-

му, несмотря на то, что учёные выделяют общие признаки, характерные для коммуникативного поведения аудитории социальных сетей, можно говорить и о специфике коммуникативного поведения каждого типа пользователя. Таким образом, для медиамейкера, согласно нашей гипотезе, будут характерны определённые особенности коммуникативного поведения.

Под коммуникативным поведением филолог И. А. Стернин понимает «совокупность норм и традиций общения народа, социальной, возрастной, гендерной, профессиональной и т. д. групп, а также отдельной личности» [11]. «Это поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума» [9].

Коммуникация также воспринимается как связь и общение, что от лат. «соттишсайо» означает сообщение, передача и от «соттишсаге» - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать [1].

Поэтому мы будем понимать под коммуникативным поведением личности совокупность действий, создающих целостное представление о деятельности конкретного пользователя в той или иной социальной сети, направленной на сообщение, передачу информации или же прямое взаимодействие с другими пользователями.

Синонимичен с коммуникативным поведением термин «коммуникативные практики». Согласно определению российских учёных, это упорядоченные совокупности образцов рациональной деятельности, направленной на передачу/приём социально-значимой информации [5. С. 54].

В. А. Сергодеев выделяет следующие инструменты коммуникативных практик: социальный капитал (количество посещений страницы пользователя, количество друзей), языковые особенности, характерные для общения приватного и публичного именно в социальных сетях; презентационная информация, влияющая на авторитет (ники, аватары и т. д.) [10]. В качестве дополнения мы можем назвать наличие/отсутствие обратной коммуникации, то есть реакция и ответ получателя (лайки, репосты, комментарии); объективность и социальная значимость предлагаемой в публичное потребление информации (не личные, приватные сообщения); цель тех или иных совершаемых действий, а также медийная и общая грамотность пользователя, позволяющая ему не просто получать информацию, но и объективно её транслировать, используя навыки интерпретации, анализа и обработки данных как вербальные, так и технические.

Материалом исследования послужили: социологический опрос аудитории проведенный в 2017 году (N=500) среди пользователей социальной сети «ВКонтакте», а также анализ содержания личных страниц активных пользователей - создателей медийного контента (N=100). На этом основании мы выделим и опишем ниже инструменты коммуникативных практик, характерные для активного пользователя социальной сети.

1) Презентационная информация. На восприятие информации (публикуемый контент), оказывают влияние сведения, которые размещены на странице медиамейкера, а также общее оформление его аккаунта. Так, «аккуратность» внешнего вида страницы: отсутствие рекламы, большого числа репостов, лишних записей благоприятно влияют на привлечение аудитории. В это же время наличие качества и актуальности в записях и иных представленных на странице пользователя материалах, грамотность письменной и устной речи (аудиовизуального контента) увеличивают количество просмотров и репостов.

Также, как правило, сходя из внешнего оформления страницы, медиамейкера характеризует наличие собственной фотографии, где хорошо видно его лицо; заполненность страницы по основным параметрам; значительная длительность существования аккаунта; открытость страницы для обратной связи с пользователем (открыты личные сообщения, стена) и отсутствие на странице публикаций, демонстрирующих нарушения закона и этических норм.

Исходя из его социальных характеристик, можно отметить наличие жизненного опыта в целом или по тематике записей автора; известность автора в определенных кругах; наличие определенного уровня образования; определенный социальный статус и наличие профессии; а также отсутствие явно выраженных вредных привычек (алкоголь, наркотики).

2) Социальный капитал. Медиамейкер обладает достаточным количеством друзей и подписчиков, их значение обычно достигает не менее пятисот друзей и зачастую варьируется до нескольких тысяч. Количество друзей можно соотнести с критериями, выявленными в предыдущем пункте. Длительность существования страницы, известность в определенных кругах, открытость

и заполненность аккаунта обычно пропорциональны количеству друзей. Но также важен не только их численный состав, но и качество. Медиамейкер обычно имеет в друзьях реальные аккаунты пользователей, в то время как в подписчиках остаются фейковые, рекламные, вирусные и иные страницы.

3) Языковые особенности. В отличие от других типов пользователей, медиамейкеру характерно более детальное осмысление речевого поведения. Он в большей степени старается соблюдать культуру и этику письменного общения (редко использует жаргонную и матерную лексику, язык вражды, «агрессивные» неологизмы и т. д.), обладает более высоким лингвоэкологическим сознанием. Обладает в целом достаточной грамотностью, совершает в небольшом количестве или практически не совершает грубых грамматических, пунктуационных и лексических ошибок.

4) Обратная коммуникация. Она выражается в отклике аудитории на публикуемые медиамей-кером записи, поскольку актуальный и правильно структурированный материал так или иначе найдёт отзывы публики. У медиамейкера имеется определённый авторитет среди других пользователей, заслуженный и проверенный временем. Он может выражаться в определенном стабильном количестве подписчиков, лайков, комментариев или репостов на каждую публикацию. Зачастую подобный отклик может стать стимулом к созднию новой публикации или продолжению в определенном ракурсе предыдущей обсуждаемой темы.

5) Цель размещения материалов. Медиамейкер самостоятельно в зависимости от его потребностей и представлений осуществляет отбор инфоповодов, находит в публикуемых материалах определение акцентов важности и деталей представляемой ими информации. В это время конечная цель публикационной деятельности медиамейкера может варьироваться от личной выгоды или попыток самоутверждения до необходимости донесения общественности оперативной и действительно важной информации либо преследует решение социально значимой проблемы, поиска способов поддержки у широких масс по какому-либо вопросу. Согласно терминологии Л. А. Браславец, таких авторов мы можем назвать «пользователь-публикатор» и «лидер мнений». Их материалы за короткий промежуток времени способны собрать тысячи «репостов» и «лай-ков», могут быть размещены в виде предложенной новости, репоста или оригинального текста в сообществах, имеющих от нескольких сотен до нескольких миллионов подписчиков.

6) Объективность и социальная значимость публикуемой информации зависит обычно от цели размещения материалов. Мы выяснили, что она может быть различна. В это же время стоит отметить, что медиамейкер, как правило, не будет злоупотреблять личной выгодой, поскольку только несомненная актуальность информации и её достоверность помогут активному пользователю долгое время быть популярным среди аудитории. Несмотря на то, что автор в выборе информационных поводов и аспектов подачи может испытывать субъективность, материал не должен содержать ложные сведения.

Публикаторы, чьи материалы вызывают сомнения, будут иметь лишь временный успех и перестанут относиться к данной категории.

7) Медийная и общая грамотность пользователя (умения и навык). В большинстве случаев медиамейкер обладает определенным уровнем медийной грамотности: он разбирается в контексте распространяемой информации, знает методы и способы ее подачи, продумывает структуру материала и его компоненты (аудио и визуальные). Большая часть публикуемых записей является оригинальной, достаточно проработанной или на крайний случай прокомментированной медиа-мейкером. В данном случае, не стоит путать медиамейкера с пользователем, который занимается копированием записей или исключительно репостингом, поскольку информационный контент медиамейкера, как правило, является оригинальным.

Результаты проведенных исследований подтвердили гипотезу о том, что для активного пользователя социальной сети характерны специфические особенности коммуникативного поведения и применение особых инструментов коммуникативных практик. При этом оптимальное соблюдение всех перечисленных выше характеристик благоприятно влияет на итог публикационной активности медиамейкера, повышает уровень медийной безопасности потребителей информационного контента, а также делает общую медиасреду социальных сетей соответствующей действительности и отвечающей культурно-этическим нормам.

Список литературы

1. Бориснёв, С. В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов [Текст] / С. В. Борис-нёв. - М.: Юнити-дана, 2003. - 270 с.

2. Браславец, Л. А. «Гражданская журналистика» и типичные роли пользователей социальных сетей [Текст] / Л. А. Браславец // Relga. - 2010. - № 13 (211). - С. 14.

3. Браславец, Л. А., Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы [Текст] / Л. А. Браславец // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2009. -№ 1.- С. 125-132.

4. Жилавская, И. В. Медиаактивность молодежи как фактор медиаобразования [Текст] / И. В. Жилавская // Международный журнал MIC: Медиа. Информация. Коммуникация. - 2013. -№ 4.

5. Зотов, В. В. Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества [Текст] / В. В. Зотов, В. А. Лысенко // Теория и практика общественного развития. - № 3. - 2010. -С. 53-55.

6. Лазуткина, Е. В. Основные формы манипуляции информацией в социльных медиа Рунета [Текст] / Е. В. Лазуткина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2 (24). -С.221-225.

7. Морозова, А. А. Медиамейкер социальной сети: «идеология» информационно-коммуникативного обустройства [Текст] / А. А. Морозова // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. - Минск, 2017. - Серия 4. Филология. Журналистика. Педагогика. - № 1. - С. 79-82.

8. Пичугина, О. А. Трансформация массовой коммуникативной реальности в эпоху социальных медиа [Текст] / О. А. Пичугина // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». - 2013. - № 1. - С. 268-276.

9. Прохоров, Ю. Е. Русские: Коммуникативное поведение [Текст] / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. - М.: Флинта-Наука, 2007.

10. Сергодеев, В. А. Коммуникативные практики в сетевых интернет-сообществах [Электронный ресурс] / В. А. Сергодеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2014. - № 1 (135). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-praktiki-v-setevyh-internet-soobschestvah (дата обращения: 25.05.2016).

11. Стернин, И. А. О понятии коммуникативного поведения [Текст] / И. А. Стерин // Kommunikativfunktionale Sprachbetrachtung. - Halle, 1989. - S. 279-282.

12. Фёдоров, В. В. Номадическая характеристика коммуникативного поведения пользователей социальных сетей [Текст] / В. В. Фёдоров // Журналютыка-2017: стан, праблемы i перспектывы матэрыялы 19-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцьн. - 2017. - С. 375-378.

13. Фёдоров, В. В. Эффект деконструкции существующего типа культуры и морально-этических норм общения в пространстве социальных сетей [Текст] / В. В. Фёдоров // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 4 (21). - С. 80-85.

PECULIARITIES OF COMMUNICATIVE BEHAVIOUR OF SOCIAL NET MEDIAMAKER

Morozova A. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

The article considers the specifics of communicative behaviour of an active social net user. It specifies the definitions "mediamaker" and "communicative behaviour". Thus, mediamaker is an active social net user who creates media texts (including audio and visual content) and spreads it within the resource. Under communicative personal behaviour we understand a complex of actions presenting a certain user's activity in a social net, which focuses on information spreading or interaction with other users.

The article also defines and describes the tools of communicative practices, typical for active social net users such as: presentational information, social capital, language peculiarities, feed-back communication, objectiveness and social importance of the information published, purpose of publishing, media and general literacy of users. The materials of the research include the results of sociological survey of the audience (N=500) as well as the personall accounts of mediamakers (N=100) of the social net "VKontakte". The author draws the conclusion that positive following to all those characteristics successfully influence the result of the publishing activity of a mediamaker, increases the level of media safety of informational content consumers, makes the general media background of social nets correspondent to reality and responsive to cultural and ethic norms.

Keywords: mediamaker, communicative behaviour, communicative practice, social net, "VKontakte".

References

1. Borisnev, S. V. (2003) Sotsiologiya kommunikatsii: Ucheb. posobie dlya vuzov [=Communicative sociology: Study book for universities], Moscow, Yuniti-dana, 270 p. (In Russ.).

2. Braslavets, L. A. (2010) Grazhdanskaya zhurnalistika i tipichnye roli pol'zovateley sotsial'nykh setey [=Civil journalism and Typical Roles for Social Nets Users], in: Relga, no. 13 (211), p. 14. (In Russ.).

3. Braslavets, L. A. (2009) Sotsial'nye seti kak sredstvo massovoy informatsii: k postanovke problemy [=Social nets as mass media: to the problem statement], in: Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [=VGU Herald. Series: Philology. Journalism], Vol. 1, pp. 125-132. (In Russ.).

4. Zhilavskaya, I. V. (2013) Mediaaktivnost' molodezhi kak faktor mediaobrazovaniya [=Media Activity of Youth as a Factor of Media Education], in: Mezhdunarodnyy zhurnal MIC: Media. Informatsiya. Kommunikatsiya [=International journal MIC: Media. Information. Communication], no. 4. (In Russ.).

5. Zotov, V. V. and Lysenko, V. A. (2010) Kommunikativnye praktiki kak teoreticheskiy konstrukt izucheniya obshchestva [=Communicative Practices as a Theoretical Construct of Society Studies], in: Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [=Theory and practice of social development], no. 3, pp. 53-55. (In Russ.).

6. Lazutkina, E. V. (2017) Osnovnye formy manipulyatsii informatsiey v sotsil'nykh media Runeta [=Basic Forms of Informational Manipulation in Runet Social Media], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign: problematic field of media education], no. 2 (24), pp. 221-225. (In Russ.).

7. Morozova, A. A. (2017) Mediameyker sotsial'noy seti: «ideologiya» informatsionno-kommunikativnogo obustroystva [=Meida maker of Social Net: "Ideology" of informational and Communicative Organization], in: ZhurnalBelorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Zhurnalistika. Pedagogika [=Journal of Belorussian state university. Journalism. Pedagogic], Minsk, no. 1, pp 79-82. (In Russ.).

8. Pichugina O. A. (2013) Transformatsiya massovoy kommunikativnoy real'nosti v epokhu sotsial'nykh media [=Transformation of mass communication reality in the epoch of social media], in: Vestnik RGGU. Seriya «Politologiya. Sotsial'no-kommunikativnye nauki» [=Herald of Russian State Humanitarian University. A series of Political Science. Social and communication sciences], no. 1, pp. 268-276. (In Russ.).

9. Prokhorov, Yu. E. and Sternin, I. A. (2007) Russkie: Kommunikativnoe povedenie [=Russians: Communicative behaviour], Moscow, Flinta-Nauka. (In Russ.).

10. Sergodeev, V. A. (2014) Kommunikativnye praktiki v setevyh internet-soobshhestvah [=Communicative practices in networking for the Internet community], in: Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Regionovedenie: filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turologija [=Herald of the Adygeya State University. Series 1: Area Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies], no. 1 (135), available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/kommunikativnye-praktiki-v-setevyh-internet-soobschestvah, accessed 25.01.2018. (In Russ.).

11. Sternin I.A. (1989) O ponyatii kommunikativnogo povedeniya [=About the Notion of Communicative Behaviour], in: Kommunikativfunktionale Sprachbetrachtung [=Communicative Functional language analysis], Halle, pp. 279-282. (In Russ.).

12. Fedorov, V. V. (2017) Nomadicheskaya kharakteristika kommunikativnogo povedeniya pol'zovateley sotsial'nykh setey [=Nomadic Characteristic of the Communicative Nehaviour of Social Net Users], in: Zhurnalistyka-2017: sostoyanie, prablemy iperspektyvy materyyaly 19-i Mezhnarodnay nauchno-practichescoi konferentsyi [=Journalism 2017: condition, problems and perspectives: works of 19th scientific and practical conference], pp. 375-378. (In Russ.).

13. Fedorov, V. V. (2016) Effekt dekonstruktsii sushchestvuyushchego tipa kul'tury i moral'no-eticheskikh norm obshcheniya v prostranstve sotsial'nykh setey [=Effect of Deconstruction of the Existing Cultural Type and Moral Ethic Norms of Communication in the Social Net Space], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign: problematic field of media education], no. 4 (21), pp. 80-85. (In Russ.).

Морозова Анна Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор Учебно-научного центра медиаобразования, Челябинский государственный университет, Челябинск.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.